Игрушки для развития мелкой моторики: виды изделий, возрастные критерии, рекомендации для родителей

В последнее время развивающие игрушки появились на прилавках всех магазинов. «А как без них?!» — восклицают педагоги. Давайте разберемся, что такое развивающая игрушка.

Если исходить из названия, то это игрушка, которая что-то развивает у ребенка: мелкую моторику или какие-то знания.

По большому счету, все игрушки являются развивающими: погремушка учит ребенка управлять своими ручками (хватать, перекладывать из руки в руку, бросать).

И все-таки, развивающими обычно называют те игрушки, которые позволяют ребенку чему-то научится в игровой форме. Многие из таких игрушек вы можете сделать своими руками.

Игрушки для развития мелкой моторики: для каждого возраста своя игрушка

Автор игрушки — Татьяна Акчурина

Основные этапы развития ребенка

Прежде чем приступить к изготовлению игрушки, определите, на какой возраст она будет рассчитана. Очевидно, что игрушка для годовалого ребенка не будет интересна пятилетке. Немаловажно и то, чем увлекается ребенок. От этого зависит, какой формы будет ваша игрушка и каким сюжетом она будет объединена.

Хотелось бы напомнить, что все индивидуально. Возможно ваш ребенок уже овладел каким-то навыком раньше времени, возможно — нет.

0— 3 месяца

Ребенок большую часть времени лежит на спине. Необходимо развивать умение сосредоточивать взгляд.

Виды игрушек: мобили, яркие погремушки, гирлянды, бусы.

Требования к игрушкам: разные фактуры, легкость игрушек, простые формы. Цвета яркие, но не пестрые. Желательно не больше 5 предметов.

3 — 6 месяцев

Ребенок больше двигается и все предметы тянет в рот. Учится переворачиваться со спины на живот. Необходимо развивать координацию движений, слух и зрение, навык хватания.

Виды игрушек: неваляшки, тряпичные бусы, игрушки с зеркалом, погремушки — гантели, кольца. Развивающие коврики с дугами. Тряпичные мячики, браслеты с пуговицами.

Требования к игрушкам: яркие, разнофактурные игрушки, издающие разные звуки.

6 — 9 месяцев

Ребенок учится ползать, узнает близких. Некоторое время способен развлекать себя сам. Необходимо поощрять двигательную и речевую активность, а также развивать умение хватать предмет не всей рукой, а двумя пальцами.

Виды игрушек: развивающие коврики, сортеры, пирамидки, матрешки, музыкальные игрушки с кнопками.

Требования к игрушкам: яркие, звучащие игрушки должны отличаться по форме, весу, способу использования.

9 — 12 месяцев

Ребенок учится ходить, говорить. Необходимо развивать двигательную и речевую активность.

Виды игрушек: развивающие коврики и книжки с картинками, игрушки–каталки, куклы с ярко выраженными чертами лица, перчаточные и пальчиковые куклы, пирамидки, кубики, сортеры, варианты коробочек, ведерок, корзинок (игрушки– вкладыши).

Требования к игрушкам: игрушки, состоящие из разных частей, которые можно собирать и разбирать. Игрушки, отражающие ситуации реального мира.

1 год — 1 год 3 месяца

Начинается активное развитие и исследование окружающего мира. У ребенка проявляется стремление к самостоятельности. Необходимо развивать двигательную и речевую активность, а также операции мышления: сравнение, обобщение, анализ.

Виды игрушек: пирамидки, кубики, игрушки-вкладыши, музыкальные инструменты.

Требования к игрушкам: игрушки, состоящие из разных частей, которые можно собирать и разбирать.

1 год 3 месяца — 1 год 6 месяцев

Развитие речи, поощрение речевой активности, развитие мелкой моторики (расстегивание — застегивание различными способами). Развитие операция мышления.

Виды игрушек: развивающие коврики и книжки, кубики, игрушки с сюрпризом (секретом), сортеры.

Требования к игрушкам: игрушки, позволяющие обобщать предметы по признакам сходства, величины, цвета. Названия животных, растений, одежды и т. п.

1 год 6 месяцев — 1 год 9 месяцев

Активное познание окружающего мира. Необходимо развивать активное использование предметов по другому назначению, самостоятельную игру, понимание эмоций.

Виды игрушек: игрушки, отражающие реальные ситуации и предметы окружающего мира, животных.

Требования к игрушкам: предметные игры (сюжетные, строительные и т. п.). Игрушки, требующие показать и назвать цвета, форму, выбрать действие.

1 год 9 месяцев — 2 года

У ребенка идет активное социальное развитие. Необходимо развивать понимание формы, цвета, размера.

Виды игрушек: сортеры, пирамидки, кубики, книжки.

Требования к игрушкам: игрушки, которые можно группировать по форме, цвету, размеру.

2 — 3 года

Продолжается активное социальное развитие малыша, он уже умеет взаимодействовать с другими детьми. Необходимо развивать мелкую моторику, а также умение различать формы, цвета, размеры.

Все виды игрушек. Поделки из природных материалов, бумаги, пластилина.

Требования к игрушкам: игрушки для предметных, сюжетно-ролевых игр.

3 — 5 лет

Активность, умение самостоятельно выстраивать свою игровую деятельность. Необходимо закреплять эти навыки.

Виды игрушек: детское лото, пазлы. Игры на изучение времени суток и времен года. Изучение алфавита и цифр.

Материалы для изготовления развивающих игрушек

Материалов для изготовления развивающих игрушек огромное множество, большинство из них есть в каждом доме!

Игрушки для развития мелкой моторики: для каждого возраста своя игрушка

Остатки ткани

Развивающие игрушки хороши тем, что для них можно использовать остатки, которые есть у каждой рукодельницы. Например, остатки различных тканей, фетра, флиса, трикотажа. Разная фактура только приветствуется!

Хотите облегчить себе жизнь? Используйте небольшие отрезки тканей, которые прикладывают к новым костюмам.

Те, кто умеет вязать, могут использовать квадратики, которые вяжутся для расчета петель.

Игрушки для развития мелкой моторики: для каждого возраста своя игрушка

Швейная фурнитура

В ход идет всё: шнурки, ленты, пуговицы, бусины, молнии, кнопки, кулиски, защелки, липкая лента, пряжки и многое, многое другое! А небольшие термоаппликации вполне могут сыграть роль секретика, спрятавшегося за шторкой или в кармашке.

Игрушки для развития мелкой моторики: для каждого возраста своя игрушка

Мебельная фурнитура

Защелки-щеколды, крючки, ключи с замочками и винтики с резьбой можно использовать, например, при «строительстве» домика.

Игрушки для развития мелкой моторики: для каждого возраста своя игрушка

Шуршащие элементы

Шуршание того или иного элемента достигается за счет вложенной внутрь скомканной целлофановой обертки от чая или коробки конфет.

Гремящие элементы

Гремящие элементы представляют огромный простор для фантазии. Вложите внутрь пластиковый контейнер от бахил или пластиковое яйцо из Киндер-сюрприза, в которое насыпана какая-нибудь крупа (рис, горох, греча, небольшие макароны), соль, сухие вишневые косточки или желуди.

Игрушки для развития мелкой моторики: для каждого возраста своя игрушка

Звенящие элементы

Чаще всего представляют собой небольшой колокольчик, купленный за небольшие деньги в сувенирной лавке или рыболовном магазине.

Блестящие и прозрачные элементы

К таким относятся кусочки плотной фольги, внутренняя сторона упаковки от сока или молока, а также упаковки от игрушек или постельного белья.

Игрушки для развития мелкой моторики: для каждого возраста своя игрушка

Открывающиеся элементы

Они обычно очень нравятся детям, особенно если под ними кто-то прячется) Варианты: окошко, кармашки, шторки. А можно использовать вот такие обычные крышечки от воды или сока.

Игрушки для развития мелкой моторики: для каждого возраста своя игрушка

Автор — Ольга Максимова

Старая одежда

Некоторые мастерицы используют детскую одежду своих малышей, которая им уже мала.

Игрушки для развития мелкой моторики: для каждого возраста своя игрушка

Наполнители

В качестве мягких наполнителей обычно используют синтепон, поролон (тогда ваш кубик будет держать форму) или пенопласт.

Впрочем, я уверена, что если вы подумаете, то обязательно придумаете что-то свое!

Какими бывают развивающие игрушки

В сети Интернет можно найти огромное количество развивающих игрушек, сделанных своими руками: книжки, кубики, панно и коврики, подушки, стенды, домики, фигуры животных и т. д.

Игрушки для развития мелкой моторики: для каждого возраста своя игрушка

  • Развивающий коврик
  • Развивающие книжки
  • Развивающий коврик и стенд
  • Развивающие подушки
  • Развивающий домик и пазлы-животные

Сюжеты тоже разнообразны. Это может быть какая-то детская сказка или просто сюжетная картинка.

  1. Вспомните, например, чем увлекается ваш мальчик: машинками или паровозиками?
  2. Интересны варианты книжек «про малыша» — они не только развивают моторику, но и помогают ребенку лучше узнать окружающий мир.

А может это будет просто кубик, с некоторыми элементами? Выбирать вам.

Все игрушки можно разделить на 2 большие группы: те, с которыми ребенок может играть самостоятельно и те, для которых нужна помощь или присутствие взрослого.

Обычно к первым относят развлекающие игрушки для детей первых месяцев жизни, а также игрушки, развивающие мелкую моторику.

После нескольких показов, ребенок уже самостоятельно сможет расстегивать молнию или пуговку, откручивать крышечку и т. д.

Присутствия взрослого требуют игрушки, развивающие умение считать; находить больше-меньше, право-лево, верх-низ; называть цвета и геометрические фигуры, части тела или животных, объяснять правила поведения или дорожного движения и т. д.

Варианты игрушек и умения, которые они развивают

Детский браслет-погремушка

Такой браслет пригодится совсем маленькому малышу (от 2 до 4 месяцев). Он будет способствовать развитию слуха и зрения малыша, а также координации движений.

Бусы (слингобусы)

Слингобусы развивают восприятие цвета, тактильные ощущения, учат ребенка перебирать и перекатывать небольшие элементы. А можно помимо бусин, прикрепить несколько небольших вязаных зверьков или фрукты.

Подушка с пуговицами

Несмотря на кажущуюся легкость — игрушка довольно интересна. Пуговки разной фактуры развивают тактильное восприятие малыша.

Возьмите её с собой в дорогу и просите ребенка (в зависимости от его возраста) найти все пуговицы определенного цвета, сосчитать их (на всей подушке, в одном ряду или столбце), найти наибольшую или наименьшую пуговицу определенного цвета в ряду или на всей подушке, показать какая пуговица справа от маленькой синей и т. д.

Книжка

Развивает мелкую моторику, учит называть животных, позволяет изучать цвета и геометрические фигуры.

Стенд с замочками

Уверена, мальчишки будут просто в восторге! Ведь столько всего, что можно открыть, расстегнуть, повернуть и нажать. Сделать развивающий стенд довольно просто, бОльшая часть элементов найдется в кладовке любого мужчины.

Коврик — сказка

Коврик развивает речь и фантазию ребенка. Несложные наводящие вопросы родителей помогут малышу быстрее освоить эти навыки (А представь, что Колобок повернул в другую сторону? С кем он встретится? и др.)

Не забывайте, что любая сказка — это и лишний повод напомнить правила поведения (о том, что нельзя убегать от родителей, что надо слушаться старших, быть прилежным и трудолюбивым).

Меры предосторожности при изготовлении игрушек

  • Все мелкие элементы должны быть крепко пришиты.
  • Проверьте на себе все элементы, которые вы собираетесь использовать. легко ли расстегивается молния? Не прищемит ли ребенок палец защелкой-карабином?
  • Внимательно осмотрите игрушку: на ней не должно быть острых элементов, которые могут поранить вашего малыша.
  • Материалы не должны содержать вредных добавок и примесей.

Источник: http://nacrestike.ru/publ/interesnoe/razvivajushhie_igrushki_svoimi_rukami/10-1-0-714

10 полезных игрушек для развития мелкой моторики у детей до года

Чем «умнее» руки малыша, тем проще ему будет осваивать многие навыки: от умения держать ложку до успехов в школе.

Для развития мелкой моторики важнее не количество игрушек, а их разнообразие. Материал, размеры, форма – всё это должно быть разным. Предлагаем пройтись по типам игрушек для развития моторики рук в хронологическом порядке.

1. Слингобусы

Игрушки для развития мелкой моторики: для каждого возраста своя игрушка

  • Для чего: Как и фактурные погремушки,  слингобусы помогают малышу познать многообразие мира.
  • Возраст: от рождения
  • Что именно: слингобусы состоят из вязаных (или не только вязаных) бусинок, стимулирующих детскую ладошку.
  • Как играть: слингобусы особенно хороши при кормлении. По опыту многих мам, малыши любят сжимать что-нибудь в ладошке во время еды. Вязаная фактура бус легко массирует пальчики малыша, запуская таким образом развитие моторики.

2. Фактурные погремушки

Игрушки для развития мелкой моторики: для каждого возраста своя игрушка

  • Для чего: дают малышу первое представление о различных материалах и формах предметов.
  • Возраст: с 2-3 месяцев, когда ребёнок сам начнёт тянуться к игрушкам.
  • Что именно: погремушки не только из пластмассы, но и дерева, вязаные, с хрустящим наполнителем и т.д.
  • Как играть: сначала проводите ладошкой малыша по игрушке, потом вкладывайте ему в руку, а скоро он начнёт удерживать и брать погремушку сам.

3. Мягкие книжки

Игрушки для развития мелкой моторики: для каждого возраста своя игрушка

  • Для чего: помогают малышу освоить переворачивание страниц.
  • Возраст: с 4-5 месяцев
  • Что именно: книжки есть тканевые, на их страницах изображены животные и другие картинки, а также небьющиеся зеркала, привлекающие внимание малыша, и есть книжки для ванной, сделанные из водонепроницаемого материала.
  • Как играть: пока ребёнок не сидит, подвешивайте книжки на развивающий коврик или специальные дуги на шезлонге, но чтобы малыш мог дотянуться до них.

Развитие мелкой моторики является профилактикой гиперактивности и синдрома дефицита внимания.

4. Кубики

Игрушки для развития мелкой моторики: для каждого возраста своя игрушка

Простые кубики – отличный строительный материал для детей, способный увлечь их надолго, плюс – развитие ловкости рук.

Возраст: от 6 месяцев

Почему от развития моторики рук зависит речь ребёнка? Моторный и речевой центры в головном мозге находятся крайне близко: стимуляция моторного центра приводит к развитию речевого.

5. Пазлы

Игрушки для развития мелкой моторики: для каждого возраста своя игрушка

  1. Для чего: помогают развитию логического мышления и координации рук ребёнка.
  2. Возраст: от 9-10 месяцев
  3. Что именно: детские пазлы – большие и состоят из небольшого (4-6-10) количества элементов.

6. Развивающие панели

Игрушки для развития мелкой моторики: для каждого возраста своя игрушка

  • Для чего: не только развивают мелкую моторику, но и обучают новым навыкам, например, как управиться с молнией или пуговками.
  • Возраст: с 9-10 месяцев
  • Что именно: развивающая панель состоит из кнопочек, застёжек, задвижек, шнурков – в общем всего того, что можно дёргать и перебирать.
  • Как играть: сначала самому показывать ребёнку, как застегивать-расстегивать и совершать все возможные действия с панелью.

Выбирайте панели, на которых есть элементы для шнуровки. У современных детей гораздо меньше возможностей научиться такому привычному для нас, но такому важному для них действию как шнурование. Именно во время этого процесса задействовано большое количество мышц рук, что способствует развитию моторики.

7. Пирамидки

Игрушки для развития мелкой моторики: для каждого возраста своя игрушка

  • Для чего: не стоит недооценивать значение классической детской пирамиды. Нанизывание колец – это один из базовых элементов развития моторики.
  • Возраст: с 9-10 месяцев
  • Что именно: начинать надо с простой пирамиды, состоящей из 4-5 деталей.

8. Сортеры и игрушки-матрёшки

Игрушки для развития мелкой моторики: для каждого возраста своя игрушка

  1. Для чего: развивают и ловкость детских рук, и логическое мышление.
  2. Возраст: от года, можно чуть раньше
  3. Что именно: сортер – это куб (или параллелепипед) с отверстиями различной формы, в эти отверстия нужно сложить подходящие к нему фигуры.

Чем заменить: складывание различных предметов (от карандашей до губной помады) в обычную коробку. Более сложный вариант – сложить монетки в копилку.

9. Пластилин

Игрушки для развития мелкой моторики: для каждого возраста своя игрушка

  • Возраст: от года
  • Как играть: лепка из пластилина – это кладезь возможностей для развития мелкой моторики рук. До 2-3 лет не оставляйте ребёнка без присмотра во время лепки.

10. Конструктор

Игрушки для развития мелкой моторики: для каждого возраста своя игрушка

  • Возраст: возрастная маркировка указана для каждого конструктора
  • Как играть: один раз увидев конструктор, малыш будет увлечён им надолго.

Конструкторы особенно хороши в качестве подарка ребёнку, так как их выбор крайне разнообразен.

Источник: https://DetStrana.ru/article/malysh-0-1/razvitie/igrushki-dlya-razvitiya-melkoj-motoriki-0/

Игрушки для развития мелкой моторики для детей 3-4 лет

Занятия с малышом по развитию мелкой моторики можно начинать с первых месяцев его жизни. Для этого используйте собственные пальцы для массажа, считалочки, щекоталки и обязательно игрушки. Прилавки магазинов заполнены товарами производителей развивающих игр, предметов для занятий с грудничками. Но многие из них просто сделать в домашних условиях.

Значение игрушек

Дети начинают познавать мир с самого рождения. Игрушки помогают им в этом. С помощью погремушек развивается слух и хватательные движения, подвески учат концентрировать взгляд, куклы дают понятие о частях тела. Игрушки для развития мелкой моторики своими руками или купленные в магазине необходимы для продолжения психомоторного, физического и речевого развития.

Перебирая мозаики, составляя пазлы, малыш тренирует не только мышцы пальцев, кистей, но и подает сигнал в мозг. Во время игры с мелкими предметами активизируются лобные, височные мозговые доли. Они отвечают за речь.

Игрушки для развития мелкой моторики: для каждого возраста своя игрушка

Связь между этими процессами доказана научно. Детский врач Мария Монтессори проводила занятия с детьми с задержками развития, сложно адаптирующими в обществе.

Дошкольники обучались играм, направленным на развитие тактильной восприимчивости, самообслуживанию. Результат превзошел все ожидания.

Спустя 12 месяцев воспитанники Монтессори усовершенствовали свои физические способности, но и подросли интеллектуально.

Проводить тренировку пальчиков, ладошек нужно в детском саду и обязательно дома. В играх и занятиях используйте сортеры, развивающие коврики, шнуровки, пазлы. Делайте игрушки для мелкой моторики своими руками.

Сортеры

Цель игры с развивающим сортером заключается в том, чтобы научить малыша мыслить. Ребенку приходится включать анализ, память, знания о цвете, формах, размерах предметов.

Сортер представляет собой платформу разных видов. Это может быть домик, столбики, рамки, кубы. На них нанизываются, вкладываются внутрь через отверстия разных форм мелкие предметы. Ребенок сортирует формочки, раскладывая их по нужным местам.

Игрушки для развития мелкой моторики: для каждого возраста своя игрушка

Сортеры предназначаются для развития мелкой моторики детей от 6 месяцев до 2- 4 лет. Для детей до года – это простые платформы, например, пирамидки, музыкальные горшочки с отверстиями по бокам. Игра с сортером требует у младенца и детей постарше точности выполнения действий. Только так может получиться нужный результат.

Популярны сегодня деревянные игрушки для сортировки. Они безопасны и просты для изготовления в домашних условиях. Вам потребуется небольшая доска вытянутой формы, палочки и вырезанные из фанеры элементы разных форм. Разукрасьте треугольники, квадраты, круги в разные цвета. Прорежьте в них дырочки, а ребенок будет нанизывать их на платформу.

Развивающие коврики

Необходимы малышам до года. Представляют собой полотно с множеством предметов. Малыш учится переворачиваться, дотягиваться до колокольчиков, зеркал, трогает их, кусает, тянет к себе. Новые тактильные ощущения развивают желание познавать мир, координацию движений, мелкую моторику.

Развивающий коврик не обязательно покупать, его можно сделать своими руками из плотной ткани и бытовых предметов. Хэнд-мейд, конечно, займет немало времени, но вы точно будете уверенны в безопасности и экологичности игрушки.

Игрушки для развития мелкой моторики: для каждого возраста своя игрушка

Шнуровки

Это игрушки-книжки, картонные фигурки или набор предметов, которые можно связать друг с другом с помощью шнурка. Играя, малыши развивают моторику, логику, мышление, внимание, координацию.

Шнуровки изготавливают из картона, дерева. В предметах делают небольшие дырочки, через которые продевает толстая нить. Порядок действия на первых порах не важен. Главное, чтобы ребенок научился попадать шнурком в дырочку, а затем соединять несколько предметов на одной нити.

Игрушки для развития мелкой моторики: для каждого возраста своя игрушка

Пазлы

Это мягкие, твердые кусочки красочной картинки, которые нужно собирать в единое целое. Развивают логику, координацию, память, внимание.

Первые несложные картинки, состоящие из 2-4 элементов, малыш может собрать в 9-10 месячном возрасте. Затем количество деталей постепенно увеличивается.

Игрушки для развития мелкой моторики: для каждого возраста своя игрушка

Игрушки своими руками

Игрушки для развития и совершенствования мелкой моторики можно сделать из подручных средств, ненужных предметов дома.

Доска

Бизиборд – это новшество среди развивающих игрушек. Представляет собой небольшой отрезок МДФ, ДСП, с прикрепленными к ним замочками, циферблатами от старых телефонов, колокольчиками, выключателями и другими мелкими деталями, которые интересно трогать, откручивать.

Игрушки для развития мелкой моторики: для каждого возраста своя игрушка

Стенд для развития мелкой моторики так увлекает грудничков, что они исследуют его по несколько часов в день.

Важно! Не прикрепляйте к доске острые предметы, стеклянные фрагменты. Они могут поранить малыша.

Мягкий кубик

Пригодится крохам с 6-месячного возраста. Шьется из кусочков разноцветной ткани, украшается аппликациями. Можно вышить на них буквы и цифры. Из мягких кубиков складывают пирамидки, домики, их можно кидать, сминать.

Игрушки для развития мелкой моторики: для каждого возраста своя игрушка

Такую же роль выполняют мягкие книжки. Их можно сделать из ткани, аппликаций в виде сказочных героев.

Мешочки с крупами

Сшейте тканевый мешок из плотного, приятного на ощупь материала. Размер игрушки должен соответствовать возрасту малыша. Для годовалых крох – 6х6 см, для детей старшего возраста от 10 см в ширину, 8-10 см в длину.

Зашейте его с трех сторон, четвертую оставьте открытой. Наполните мешок любой крупой: рисом, гречкой, фасолью. Перебирание игрушки пальчиками занятное времяпрепровождение для всех малышей.

Важно! Периодически проверять качество швов, следить за тем, чтобы наполнитель не высыпался, и фасолинки не попали в рот к младенцам.

Веселая змея

Сделайте из ткани жгут, или сшейте между собой материал в несколько слоев в виде колбаски. На нее прикрепите ниткой множество пуговиц разного размера, формы, текстуры. Малыши перебирают их, ощупывают, пытаясь сорвать. Так развивается сила кистей, моторика пальцев.

Игрушки для развития мелкой моторики: для каждого возраста своя игрушка

Вязаные игрушки

Подходят для грудничков, детей до 3-х лет. Мамы вяжут игрушки в виде животных, кукол. На них можно надеть одежду, сделать им глазки из пуговок. Используйте нити разных цветов и текстуры. Малышу важно ощущать неоднородность материала.

Игрушки для развития мелкой моторики: для каждого возраста своя игрушка

Книги

Это целый дидактический комплекс. Количество страниц зависит от фантазии, терпения и трудолюбия родителей. Для ее создания потребуются отрезы ткани формата А4, синтепон, кусочки разноцветного материала, пуговки, молнии и все, что вы найдете для творчества дома.

На страницах книжки для развития мелкой моторики можно создавать целые композиции. Например, фигуры животных, рыб, на других – создать пейзажи, наклеить аппликации из цифр, букв. Фантазию мамы ничего не ограничивает.

Важно понимать цель создания такого пособия для развития моторики. Приклеивайте на страницу книжки шнурки с бусами, замочки-молнии, петельки из лент. Можно использовать пуговицы, липучки для отстегивания элементов, чтобы малыш сам их прикреплял во время игры, развивая моторику, обучаясь самообслуживанию одновременно.

Игрушки для развития мелкой моторики: для каждого возраста своя игрушка

Советы родителям

Помимо игрушек для мелкой моторики родители могут использовать и другие универсальные способы и методы речевого развития малышей.

  • Стихи, прибаутки, сказки. Проговаривайте их во время игр, рассматривания и тактильного изучения предметов.
  • Делайте массаж ладошек и пальчиков.
  • Играйте вместе с ребенком, объясняйте принцип игры. Тогда результата добьетесь быстрее.
  • Не бойтесь доверить малышу некоторую помощь маме на кухне. Во время приготовления обеда просите рассортировать крупу в миске, посыпать солью салат, помыть яблоко.
  • Не давите на ребенка, не заставляете делать то, что ему не хочется. Главный принцип развивающих занятий – это создание благоприятной для психического состояния малыша обстановки. Оставьте ненужную в этот момент игру на следующий раз.
  • Лепите из пластилина, теста.

Не обязательно создавать творческие шедевры. Самое важное, это процесс катания шариков, колбасок, формирование элементов пластилиновой фигуры.

  • При покупке игрушек для развития моторики обратите внимание на качество материала, надежность креплений мелких деталей, возрастные ограничения по использованию.
  • Ребенку до года не давайте одновременно более 2-3 игрушек.

Развитие мелкой моторики рук для малышей должно занимать много времени среди других увлекательных занятий. Родителям не стоит забывать о том, что игры с мелкими предметами полезны, но могут быть и опасны. Следите за тем, чтобы малыши не брали в рот бусинки, шарики. Проверяйте надежность прикрепления элементов сортеров, книг, мозаик, других игрушек систематически.

Источник: https://orechi.ru/razvitie-rechi/igrushki-dlya-razvitiya-melkoj-motoriki

Лучшие игрушки развивающие мелкую моторику

Игрушки для развития мелкой моторики: для каждого возраста своя игрушка

Мелкая моторика очень важна для полноценного развития любого ребенка. Она представляет собой целый комплекс взаимосвязанных действий, необходимых для координированной работы пальцев и кистей рук. Какие игрушки развивающие мелкую моторику для детей действительно полезны и помогут выработать и улучшить память и воображение, внимание и наблюдательность, интеллект, словарный запас? Ответы вы найдете в нашей статье. Игрушки для развития мелкой моторики: для каждого возраста своя игрушка

Какие игрушки развивают мелкую моторику

Кроха с помощью пальчиков усердно изучает новую развивающую игрушку. В этом, казалось бы, несложном процессе на самом деле задействовано множество систем организма ребенка: костная, нервная, мышечная, зрительная. Выполнение этой задачи требует концентрации внимания и сосредоточенности.

Многие современные родители знают, что на пальцах крохи расположены зоны, тесно связанные с отделами мозга, отвечающими за формирование речи. Важность совершенствования ловкости и координации рук малыша очевидна.

Чтобы развитие мелкой моторики проходило занимательно, необходимо заинтересовать карапуза. В этом хорошо помогут специализированные игрушки. Они не только подарят хорошее настроение, но и научат жизненно важным умениям.

Игрушки для развития мелкой моторики: для каждого возраста своя игрушка

Несколько советов о том, как правильно выбрать игрушку, способствующую развитию мелкой моторики.

  • Помните: не всегда дорогие игрушки приносят большую пользу, нежели дешёвые.
  • Подбирайте игрушки в соответствии с возрастом ребенка. Каждый малыш обладает своими интеллектуальными возможностями. Не ставьте ребенку непосильных задач.
  • Принимайте участие в играх. Ни одна игрушка не заменит вашего внимания.
  • Поощряйте самостоятельность крохи в играх, при необходимости помогайте ему.
  • Отдавайте предпочтение игрушкам проверенных производителей. Выбирайте безопасные модели, выполненные из натуральных материалов. В них не должно быть острых форм, стойкого неприятного запаха.

Лучшие игрушки, развивающие мелкую моторику у детей

Итак, какие развивающие игрушки для развития мелкой моторики стоит приобрести? Мы подготовили для вас подборку самых популярных товаров для малышей разных возрастных групп.

Для грудничков

Игрушки для развития мелкой моторики: для каждого возраста своя игрушка

Для развития мелкой моторики своих чад многие родители все чаще выбирают тканевые книги. Их можно сделать самостоятельно или купить в магазине. Такая игрушка содержит в себе различные элементы (пуговицы, вставки из различных видов ткани, вкладыши, выдвижные механизмы и т.д.), изучение которых положительно влияет на развитие тактильных ощущений. Тканевая книга – долговечное изделие, ведь ее странички, в отличие от бумажных аналогов, трудно порвать.

Игрушки для развития мелкой моторики: для каждого возраста своя игрушка

Эта недорогая, но очень полезная вещь. Выполняя массаж с помощью мяча, можно стимулировать биологически активные зоны, которые отвечают за развитие речи и моторики. Дайте малышу подержать игрушку, возьмите мяч и проведите круговыми движениями по ладошкам крохи.

Идеально подходят для деток, ещё не умеющих держать кисть в руках. Малыш сможет раскрыть свой творческий потенциал. Рисование пальчиковыми красками – отличный способ для самовыражения, развития координации движений, успокоения нервной системы.

Такие развивающие моторику игрушки помогут ребенку освоить много полезных навыков. Кроха научится различать цвета, размеры, разовьет свое воображение, улучшит память, мелкую моторику и пространственное восприятие.

Игрушки развивающие моторику от 1 года до 3 лет

Такое изделие представляет собой доску с картинками-пазлами, на каждой из них расположена специальная ручка, с помощью которой можно изъять детали из рамки и вставить их на место. Для маленьких деток такие игрушки содержат немного картинок, для малышей постарше – конструкция более сложная.

Игрушки для развития мелкой моторики: для каждого возраста своя игрушка

Игрушка представляет собой основание, на котором расположены изогнутые «дорожки» с различными движущимися фигурками. С помощью лабиринта малыш научится логически мыслить, концентрировать внимание, станет более усидчивым, изучит цвета и формы.

Игрушки для развития мелкой моторики: для каждого возраста своя игрушка

Самая популярная и привычная модель сортера представляет собой куб с отверстиями, в которые необходимо вложить нужную фигуру. Кроме этого, в магазинах модно встретить сортер-каталку, сортер со штырьками, домик-сортер и т.д.

С такой игрушкой должен познакомиться любой ребенок, ведь она не только интересна, но и полезна. Тренировка памяти, внимательности, ловкости – это далеко не весь список умений, которые приобретет ребенок после занятий с сортером.

Конструкторы (пирамидка, лего, кубики)

Построить пирамидку? Казалось бы, нет ничего сложного. На самом деле, для малыша, эта задача не из легких. Занятия с этой игрушкой требуют повышенной концентрации внимания. Они развивают координацию движений, чувство равновесия. В наше время можно встретить различные виды конструкторов любой сложности.

Для малышей такие игрушки имеют более упрощённую конструкцию, нежели для подросших деток. Существуют различные размеры пазлов: от миниатюрных до больших напольных.

Купить такие игрушки можно в магазинах или сделать самостоятельно. Устройте небольшой домашний спектакль – ваш малыш будет в восторге.

От 3 лет и старше

Эти игрушки помогут подготовить руки ребенка к письму, разовьют гибкость кисти. Малыш научится завязывать шнурки самостоятельно.

Для детей постарше предусмотрены усложненные варианты мозаики: термомозаика, мозаика со штырьками, мозаика из бисера и т.д.

Игрушки для развития мелкой моторики: для каждого возраста своя игрушка

Магнитные детские развивающие игрушки для мелкой моторики украсят ваш холодильник и помогут малышу изучить алфавит, цифры, узнать о различных видах животных и многое другое. Современные производители игрушек выпускают комплекты, состоящие из специализированной доски и магнитных деталей, а также магнитные мозаики и игры.

Развивайте вашего ребенка, ведь для этого не нужно больших денег. Регулярные занятия помогут малышу в освоении новых умений.

Источник: https://portalrebenka.com/detskaya-komnata/luchshie-igrushki-razvivayushhie-melkuyu-motoriku.html

Игрушки для развития мелкой моторики: для каждого возраста своя игрушка

Игрушки для развития мелкой моторики: для каждого возраста своя игрушка Игрушки для развития мелкой моторики: для каждого возраста своя игрушка

Мелкой моторикой называют скоординированные действия мышечной, нервной, зрительной и костной систем при выполнении точных и мелких движений пальцами и кистями рук и ног. Особую важность получает её формирование у детей в раннем возрасте, без которой они потом не смогут адаптироваться в жизни. Чаще всего используются всевозможные игрушки для развития мелкой моторики, которые в обязательном порядке должны быть у каждого ребёнка.

Почему в жизни ребёнка игрушки для развития моторики должны играть такую важную роль? Неужели без них он не сможет стать полноценным, нормально развитым человеком? Судите сами:

  • 1/3 коры головного мозга, которая отвечает за двигательные функции, отведена под действия кистей рук: поэтому без таких игрушек невозможно и развитие определённого участка головного мозга;
  • рядом с этой важной 1/3 частью располагается участок мозга, отвечающий за речь: не развивая у малыша мелкую моторику, вы будете виноваты в нарушениях речи, которые проявятся позднее;
  • это развивает у крохи ловкость и сноровку: в будущем он будет успешно справляться с различными задачами, начиная от застёгивания пуговиц и заканчивая красивым почерком;
  • и, конечно, любые игрушки дарят ребёнку хорошее настроение.

Ближе к году вы заметите, что ранее купленные вами игрушки для развития моторики перестают интересовать малыша. И это совершенно правильно. Он уже успел их освоить вдоль и поперёк, поэтому приготовьте для него что-нибудь более трудное и интересное:

  • кубики, из которых можно строить всевозможные конструкции;
  • пирамидки;
  • конструкторы ЛЕГО;
  • сортер — логический куб с отверстиями различной формы, в которые ребёнок должен вложить фигурки;
  • игрушки-матрёшки;
  • фигурки на магнитах;
  • доски Сегена — крупные паззлы для самых маленьких.

Помните о том, что как только ребёнок освоит одну игрушку, заменяйте её на другую. Если что-то даётся ему с трудом, не настаивайте на выполнении трудной пока для него задачи. Отложите: через какое-то время вы сможете вернуть его к этой игрушке, и у него всё получится.

Игрушки для развития мелкой моторики: для каждого возраста своя игрушка

После 3 лет ребёнку нужны более серьёзные игрушки для развития моторики рук, которые будут помогать ему в формировании речевых навыков и сноровки:

  • игрушки-шнуровки подготовят ребёнка к тому, что к школе он уже будет ловко и быстро завязывать шнурки;
  • уже более сложные, чем доски Сегена, паззлы;
  • мозаики;
  • куклы-перчатки и пальчиковые куклы: устройте вместе со своим ребёнком дома настоящий кукольный театр.

Как только включены обе кнопки можно ехать. На пульте управления, который выполнен ввиде руля есть кнопки – вперед, назад, и клаксон! На руле нет каких либо антенн (которые вечно ломаются, торчат и пытаются кого то задеть). Мы очень любим машинки с таким способом управления – они безопасны!

  • При движении вперед у Билли горят передние фары (можно играть в темноте, они будут указывать дорогу, как два кошачьих глаза), при движении назад Билли издает пикающий звук – прочь с дороги, осторожно, и при нажатии сигнала мы слышим очень четкий и звонкий гудок!
  • Как управлять – да очень просто, поворачивайте руль как на настоящем автомобиле, и Билли будет объезжать, врезаться или поворачивать – все зависит от вашего мастерства!
  • Билли всегда веселый – на лобовом стекле у него нарисованы глазки , а на переднем бампере очень милая улыбка!

Работает машинка от батареек (их необходимо вставить в руль и в саму машинку). Все отсеки тщательно закрыты с помощью болтиков (впрочем как и у всех игрушек этой фирмы), чтобы детки не смогли добраться самостоятельно до батареек.

Так что если вы ищите шикарную, качественную и очень интересную игрушку своему малышу – Билли вас очень приятно порадует!

Выбор первых игрушек — очень ответственное дело. главное правило, чтобы игрушка соответствовала возрасту, иначе будет стоять и ждать годовасия (у нас такая целая коробка была).

В общем, мамочки — будьте бдительны, а то купите и самим придётся играть, у нас есть такая пирамидка — мама с папой играют в неё.

Источник: http://worknet-3.ru/moj-rebenok/igrushki-dlya-razvitiya-melkoj-motoriki-dlya-kazhdogo-vozrasta-svoya-igrushka

Игрушки для детей до года для развития мелкой моторики

Психомоторное развитие малыша напрямую зависит от родителей, полученные в течение года навыки дают старт дальнейшему совершенствованию и адаптации его к жизни. Использование развивающих игрушек, стимулируют мелкую моторику ребенка, тем самым воздействуя на определенные центры головного мозга. Поговорим, какие игры полезны, как они воздействуют на малыша и как сделать их своими руками.

Человечество еще с древних времен познавало окружающих мир с момента рождения. Об этом факте свидетельствуют раскопки и находки примитивных предметов, напоминающих погремушки. А также наскальные рисунки, указывающие на обучение малышей с помощью определенных приспособлений. Таким образом, происходил процесс передачи жизненного опыта.

Справка. Самые древние игрушки обладают возрастом в 5000 лет. Обнаружены они при раскопках и представляют собой животных: коров, крокодилов и другие виды. Самое интересное, что некоторые части фигуры механические имитировали их движение.

Значение игрушек

Рождение ребенка это продолжение физического и психомоторного развития. В первый год жизни малыш активно познает мир, приобретая определенные навыки с помощью игрушек.

В первые месяцы, как правило, это погремушки и подвески. Таким образом, развиваются органы слуха, зрения, хватательный рефлекс и т.д.

Далее, согласно возрасту необходимы пирамидки, несложные конструкторы, матрешки, неваляшки т.д.

Многие родители делают некоторые ошибки при выборе игрушек, не понимая, что они могут принести вред малышу. Многообразие не означает пользу. Нужно учитывать смысл и определить назначение выбранного детского атрибута.

Справка. Детские психологи утверждают, что благодаря многочисленным исследованиям, было доказано действенным влияние игрушек к адаптации ребенка в социуме.

Для чего необходимо развитие моторики

Развитие мелкой моторики необходимо малышу:

  • для освоения таких навыков, как дальнейшее самообслуживание при одевании (застегивание пуговиц, шнурование ботинок и т.д.), держание ложки или карандаша, гигиене зубов и многих других манипуляций;
  • для психомоторного развития, а именно речь, логика, память, внимание, концентрация и т.д. Объяснение тому та самая связь головного мозга и пальцев. Разработка кончиков пальцев и кисти стимулируют центры, отвечающие за все эти навыки.

Справка. Связь между мелкой моторикой и психоэмоциональным развитием была продемонстрирована исследователями в ХХ веке в Российском Институте физиологии детей и подростков. А вот на практике это было показано итальянским врачом Марией Монтессори, которая доказала теорию с помощью стимуляции рукоделием.

Эта теория описана и в детских сказках помните, как злая мачеха заставляла бедную Золушку отделять рис от чечевицы, это красочный пример стимуляции мелкой моторики. Судя по сценарию сказки, девочка была достаточно умна. В советские годы одежку детей скрашивали множеством мелких пуговиц, застежек и т.д., которые тем самым тренировали рецепторы пальцев.

Сегодня все совершенно по-другому, что приводит к задержке речи, умственного развития, хватательного рефлекса и т.д.

Статистика последних лет показывает, что у детей все чаще отмечаются позднее развитие речевых навыков, а также способности логически думать, правильного держания карандаша или ручки.

Такое отставание приводит к сложности адаптации в социуме, а также усвоению полученной информации.

В помощь родителям

Уделять внимание мелкой моторике необходимо с первых дней жизни ребенка. Изначально необходим легкий массаж пальчиков, затем подключаются развивающие игры для малышей раннего возраста.

Например, мягкие игрушки с мелкими шариками в качестве наполнителя, так ребенок пальчиками сможет массировать важные рецепторы, или погремушки с шариками, которые легко может ухватить маленький исследователь.

Детям старше 1 года развивающие игрушки для мелкой моторики могут быть в виде несложных конструкторов, кубиков, мячиков, пирамидок, машинок, кукол и т.д. Рекомендуется также лепка пластилином, рисование и т.д. обязательно под наблюдением родителей.

Сделай сам

Игрушки для моторики рук можно сделать своими руками, занятие несложное и приятное ведь такой шедевр служит неким оберегом и приятным воспоминанием. Лучше создавать их со старшими детьми для младших, тогда такое задание принесет двойную пользу.

  • Чудесный мешочек. Необходимо сшить маленький мешочек из натуральной красочной ткани примерно 6Х3см. Один край не ушиваем, заполняем горошком, фасолью, гречкой, рисом. Такой микст обязательно привлечет внимание малыша, когда он будет его исследовать. После крепко ушиваем мешочек, чтобы зерно не смогло высыпаться. Игрушка готова.
  • Массажная подушка. Для этого необходима небольшая подушечка и пуговицы разных размеров и цветов. Возьмите ткань желательно однотонную сшейте из нее наволочку для подушечки, а лицевую часть украсьте пуговицами. Пришивать их надо в хаотичном расположении. Такая игрушка отличный массажер для рецепторов пальцев. Помните, пуговицы должны быть пришиты крепко, чтобы ребенок не смог их оторвать и проглотить! Не оставляйте малыша во время игры без внимания!
  • Мягкая игрушка кошечка. Для этого необходима натуральная ткань, наполнитель (синтепон или вата, а также гречка или рис круглый, можно мелкие бусинки), тесьма. По нижеуказанной выкройке вырезаем фигуру кошечки. Строчим по краю, оставляем основание, чтобы заполнить игрушку, сначала ушки и хвостик наполняем зерном, затем ватой, основание крепко ушиваем. Мордочку можно нарисовать маркером или пришить пуговицы в виде глаз и рта кошечки, тесьмой скрашиваем шею животного. Помните, пуговицы должны быть пришиты крепко, чтобы ребенок не смог их оторвать и проглотить! Не оставляйте малыша во время игры без внимания!

Не просто игрушки

  • сенсорно-двигательные игрушки – стимулируют развитие органов чувств, помогают малышу научиться различать предметы по цвету, форме, размеру, массе, звучанию. К ним относят погремушки, волчки, музыкальные инструменты. Рекомендуется применять с 2-3 месяцев;
  • образные игрушки – развивают эмоциональный навык малыша, а именно учат коммуникации. К ним относят куклы, фигурки животных, неваляшки, петрушки и т.д. Применяют с младенчества;
  • конструкторы – позволяют развивать логику, мышление, помогают вырабатывать усидчивость, внимание, концентрацию. Развивают мелкую моторику. К таким относят пирамидки, матрешки, лего и т.д. Подходят деткам от года.

Выбираем развивающие игрушки для детей до года

Правильный выбор – это успех не только для ребенка, но и для бюджета родителей. Каждый из нас, попадая в отдел игрушек, теряется и начинает совершать ошибки, приобретая ненужные вещи. Чтобы ваш поход в магазин был полезным необходимо придерживаться некоторых правил.

7 советов по выбору игрушек

  • Приобретайте игрушки только в специализированных магазинах или на сайтах, например, Вы можете выбрать товары для детей оптом или в розницу по ссылке выше, имеющих соответствующие сертификаты качества.
  • Подбирать развивающие игрушки нужно соответственно возрасту и полу малыша.
  • Игрушки должны быть выполнены из безопасных материалов, без постороннего запаха.
  • Не должны содержать мелких деталей, которые легко отламываются или снимаются, во избежание заглатывания их ребенком.
  • Не должны быть тяжелыми, а детали имели гладкую поверхность, чтобы малыш не травмировался.
  • Количество игрушек в первый год жизни не должно превышать более четырех.
  • Игрушка должна вызывать только позитивные эмоции у малыша.

Сегодня рынок насыщен многообразием различных игрушек, развивающих игр. Родители должны учитывать все моменты при выборе их для своего чада.

Дети очень любознательны и каждую игрушку исследуют не только визуально, но и на зуб. Если изделие выполнено из некачественного материала это может стать причиной аллергических патологий и даже тяжелых интоксикаций. Выбирая подходящую необходимо требовать у продавца сертификат качества, а также поинтересоваться какой материал был использован при производстве, безопасен ли он для ребенка.

Есть игрушки, которые издают резкие звуки и пагубно влияют на органы слуха малыша и не только. Этот факт может вызвать негативную реакцию у ребенка. Звуки должны быть нерезкие и не вызывать дискомфорт.

Выглядеть игрушки должны эстетично и не вызывать страх у ребенка. Необходимо наблюдать за реакцией малыша на новую игрушку, если возникла негативная реакция, следует немедленно убрать ее из жизни маленького исследователя.

В заключение хочется отметить развивающие игры — это не замена родительского внимания. Играть необходимо вместе с ребенком так происходит обучение в игровой форме и укрепление связи между малышом и родителями. Помните, во избежание несчастных случаев, нельзя оставлять малыша без внимания взрослых! Будьте здоровы!

Источник: https://malysham.info/mama/games/igrushki-dlya-detej-do-goda-dlya-razvitiya-melkoj-motoriki

Ссылка на основную публикацию