Как научить ребенка принимать решения: способы воспитания решительности

Это нужно делать с самого младенчества. И первый шаг родителей – научиться уважать выбор ребенка. Даже у грудничка есть свои предпочтения. Он сам решает, когда и сколько ему спать, когда есть, какой погремушкой играть ближайшие несколько минут. Возможно, выбор этот пока несознательный и необоснованный, но, тем не менее, очень важный.

Умение выбирать следует тренировать и тогда, когда кроха немного подрос. В возрасте 2-3 лет дети делают осознанный выбор продуктов, игрушек, подарков. А 5-6 летний малыш может сделать выбор посерьезнее.

Отправляясь с ним в магазин, предложите ему выбрать что-нибудь для себя в пределах заранее оговоренной суммы. Как научить ребенка принимать решения

А чтобы его выбор был разумным и взвешенным, с самого раннего возраста просите его рассказать, почему он выбрал именно это, а не другое.

Не думайте, что ребенок сразу же сможет объяснить вам свои предпочтения, едва научится вести диалог. Это умение необходимо тренировать. И будьте готовы уважать и выбор ребенка, и его объяснения, какими бы глупыми они вам не казались. Не критикуйте малыша, иначе в следующий раз он просто откажется объяснять вам свой выбор.

Умение принимать решения — часть процесса взросления. Ребенок должен научиться решать, хочет он делать что-то или не хочет. Но слишком многое для выбора предлагать всё же не стоит.

А  вдруг ребенок решит, что чистить зубы нужно всего лишь раз в неделю? Или захочет надевать новогодний костюм в детсад ежедневно. Именно поэтому следует предлагать ребенку несколько вариантов из тщательно отобранных вами.

Предложите ему выбрать, когда он почистит зубы: до чтения перед сном или после. Или же предложите два блюда на ужин на усмотрение малыша.

А нужно ли это ребенку?

Как научить ребенка принимать решенияЕсть родители, которые не признают за детьми (тем более маленькими) право выбора, поскольку уверены, что за кроху всё должны решать мама или папа. Таким образом, взрослые отодвигают планку зрелости. Одни считают, что за ребенком следует признать право выбора, когда он поступит в школу, а другие – и вовсе, когда он эту школу окончит. В результате вырастают ведомые, зависимые и неуверенные в себе люди, которые совершенно не способны сделать выбор. Они не выбирают ни друзей, ни жену, ни работу, а только ждут, пока за них это сделает кто-то другой. Именно так определяется их жизнь.

Есть и такие родители, которые вообще не хотят отпускать ребенка из-под своего влияния. При этом взрослые уверены, что делают так, как лучше. Но решая всё за ребенка, они приносят ему только вред. Ведь человек, который в детстве не научился делать выбор, попросту не может найти своего места в жизни.

Именно поэтому по мере взросления ребенка нужно все чаще предоставлять ему право делать выбор. При этом всегда рассказывайте ребенку о стоящих перед ним опциях выбора, и вы увидите, что малыш 4-5 лет уже выбирает не только сладости.

Помогите ребенку сделать выбор

Иногда чувства ребенка настолько загадочны, что даже он сам не может их объяснить. Он не помнит, что чувствовал полминуты назад, ему неведомо, что он будет чувствовать через полчаса. Поэтому выбор, который взрослым кажется совершенно незначительным, для ребенка может быть очень сложным.

Например: «Ты пойдешь с мамой на рынок или останешься с папой дома?». Ребенок в смятении: он хочет быть и там, и там одновременно. Но, тем не менее, решение в этом случае нужно принимать ему самому, а не кому-нибудь из родителей. Ведь принятие решений – неотъемлемая часть развития личности.

Выбираем одежду вместе

Как научить ребенка принимать решенияДля малыша 3-6 лет ежедневной проблемой является выбор одежды. Знакомый вопрос: «Мама, что мне надеть?» или же «Мама, где мои вещи?». А бывают и восклицания: «Я не хочу это носить!». Во избежание этого, разрешайте ребенку выбирать одежду самостоятельно. Ведь это связано не только с развитием чувства стиля, но и с желанием самовыражения. Пусть ребенок с вечера решает, что он будет одевать утром.

Если ребенку не нравится выбирать из двух вариантов, предоставьте более широкий выбор. А чтобы у него не возникло мысли облачиться в новогодний костюм или летние шорты, просто уберите все нарядные вещи и одежду не по сезону.

Независимо от того, как именно вы решите организовать процесс выбора одежды, позаботьтесь о том, чтобы малышу было удобно с ней обращаться. Маленькому ребенку намного проще справиться с пуговицами, чем с молнией, легче застегнуть обувь на липучку, чем завязать шнурки.

О выборе и псевдовыборе

Как научить ребенка принимать решенияВ науке о выборе есть и свои хитрости. Так, многие психологи, советуют выбор заменять псевдовыбором. Например, трехлетний малыш не хочет одеваться. Мама предлагает ему выбрать, какую футболку надеть: серую или синюю. Но бывает и так, что эти два варианта одинаково не устраивают маленького капризулю. Псевдовыбор следует предоставлять лишь в том случае, когда ясно видно, что это всего лишь капризы. Но если у малыша есть четкое желание, которое имеет причину, не отмахивайтесь от ребенка, предлагая ему псевдовыбор. И будьте готовы к тому, что он вскоре не поймается на удочку и скажет, что ему не нужно ни то, ни другое.

Старайтесь прислушиваться к мнениям и желаниям своего ребенка. Так, если он упорно отказывается, есть, спать, гулять, обратите внимание на его здоровье и психо-эмоциональное состояние. Принуждая ребенка к чему-либо, вы рискуете ему навредить.

Таким образом, если вы желаете вырастить самостоятельного и ответственного за свои поступки человека, с раннего возраста учите ребенка делать выбор. Поверьте, со временем он сам сможет объяснить мотивы своих поступков, а пока он маленький просто уважайте его предпочтения.

А как быть со старшими детьми?

Как научить ребенка принимать решенияПовседневная жизнь, ежедневно ставя перед нами выбор, подбрасывает все больше соблазнов. Взрослый, и тот не всегда знает, как правильно поступить, чего уж говорить о ребенке! Родителям важно оказаться в нужный момент в нужном месте, чтобы помочь ребенку сделать правильный выбор. Именно помочь, а не сделать этот выбор за него. При этом не переусердствуйте, у подростка это может вызвать бурю протеста.

Маркетинговые службы торговых сетей разбрасывают рекламу и всевозможные акции с целью привлечения покупателей и получения прибыли. Именно подросток может стать жертвой рекламы.

Как и каждый из нас, наверняка, не однажды попадался на рекламную удочку и приобретал по «акционной цене» товар, который, как выяснялось впоследствии, абсолютно не нужен.

И если первой реакцией были радость и удовлетворение, позже приходит осознание того, что деньги были потрачены зря. И если взрослому не всегда удается справиться с таким соблазном, ребенку это тем более не под силу.

Чтобы научить ребенка делать выбор среди обилия товаров и избегать при этом бесполезных трат, перед походом в магазин привлеките сына или дочь к составлению списка необходимых товаров. Пусть ребенок почувствует ответственность в принятии решений.

Берите с собой ровно столько денег, сколько потребуется на товары по списку. Помните, что дети простодушны и наивны. И если издатель любимого журнала с вложением «ненавязчиво» предлагает «Собери всю коллекцию!!!», у ребенка и мысли не возникнет о том, чтобы её не собрать.

Родители вынуждены будут еженедельно покупать порой совершенно недешевые журналы. Прежде чем отказать ребенку в покупке, доходчиво объясните нецелесообразность коллекции.

Но при этом уважайте заинтересованность ребенка, и если он сможет доказать, что ему нужна коллекция и журналы, постарайтесь согласиться на покупку.

Очень важно найти «золотую середину», чтобы не пустить подобную ситуацию на самотек. Ведь современные производители детских товаров молниеносно реагируют на появление новых мультяшных героев и выпускают игрушки, комиксы и наклейки целыми сериями. Дети мечтают заполучить всё и сразу.

Многие родители, думая, что если откажут ребенку в покупке, он будет самым несчастным на свете. Это не так. Детское внимание переключается очень быстро, и если вам удастся отвлечь ребенка, он через несколько минут уже и не вспомнит о том, что просил со слезами несколько минут назад.

Выбор правильных жизненных ценностей

Не ошибиться с выбором в спорной ситуации ребенку помогут жизненные ценности, которые соответствуют общепринятым моральным нормам. В силах родителей привить ребенку моральные ценности. Что для этого нужно?

Как научить ребенка принимать решения

  • Учите ребенка на примерах из своей жизни. Детям очень нравится слушать правдивые истории на тему «Когда мама была маленькой…». Самым лучшим способом дать правильные жизненные ориентиры считается вплетение в рассказ моральных дилемм. Можно с воспитательной целью использовать также сказки. Поверьте, истории из жизни и сказки намного эффективнее поучений и лекций.
  • Никогда не отступайте от собственных жизненных принципов. Сказанное должно быть обязательно сделано. Ведь дети учатся всему, подражая взрослым (в первую очередь – родителям). Никогда не допускайте того, чтобы вашему ребенку было за вас стыдно. Заявленным приоритетам всегда следуйте неуклонно.
  • Учите своих детей собственной религии, вере. Моральные принципы религии могут стать дополнительной подсказкой для ребенка и помощью в принятии правильного решения.
  • Всегда будьте в курсе, кто окружает вашего ребенка и может повлиять на него. Каждый человек, который проводит с ним время, в любом случае оставляет след в мировоззрении вашего ребенка. Поэтому не помешает ознакомиться с моральными принципами людей, которые вас окружают.

Источник: http://3ladies.su/kids/k-education/uchim-rebenka-delat-vybor.html

Как научить ребенка принимать решения: несколько простых советов для родителей

Перед родителями стоит немало задач, связанных с воспитанием детей. Одна из них: родители должны помогать своим малышам в процессе принятия решений с раннего детства.

Их роль в качестве проводника ребенка по жизни очень важна. Многие из родителей уверены, что дети развивают навыки принятия решения самостоятельно, без какого-либо вмешательства.

Однако именно они учат их этому с самого детства.

Как научить ребенка принимать решения

Важно научить детей принимать решения

Дети, которые умеют принимать решения, обладают массой преимуществ. Развитие подобных навыков поможет им повысить самостоятельность, уверенность в себе и ответственность. Эти качества чрезвычайно важны и очень ценятся в течение всей жизни.

Для детей важно принимать решения, чтобы оставаться независимыми. А что это означает? Это принятие решений без внешнего вмешательства и возможность следовать своим собственным принципам. Родители должны обучить своих детей этому, чтобы упростить им дальнейшую жизнь и самостоятельно решать различные проблемы без посторонней помощи.

Это не означает, что ребенок должен сам заботится о себе. Скорее всего, речь идет о том, чтобы дать им необходимые инструменты, которые очень нужны. В результате дети станут чувствовать себя полностью удовлетворенными как собственными решениями, так и результатами.

Как родители, многие из нас хотят, чтобы наши дети были независимыми и способными отвечать за собственные действия. Но эти качества не просто волшебны.

Скорее всего, этим навыкам родители должны научить детей различными способами. Хотя все меры, которые принимаются ими, могут быть не только простыми, но и эффективными.

Когда дети независимы, они обладают здоровой самооценкой и уверенностью в себе. Они не боятся совершать ошибки, когда дело доходит до принятия решений, и в целом они охотно оценивают, что и почему.

Ключи для обучения ребенка принятию решений

Когда родители начинают обучать своих малышей принимать решения, необходимо учитывать их возраст. Благодаря этому, проще всего решить, что проще.

Родители не могут ожидать одинаковых действий от 3-летних и 8-летних детей. Они должны подавать правильный пример и сохранять полную открытость, когда дело доходит до предоставления необходимых объяснений. Какие советы родителям следует использовать, чтобы научить детей принятию решений?

Как научить ребенка принимать решения

Родители должны давать малышам определенные задания

В зависимости от возраста и уровня развития, дети могут нести ответственность за выполнение отдельных задач. К примеру, они могут решить, какую одежду можно носить в определенные дни, убрать игрушки, застелить свою постель, привести в порядок комнату и др.

Нужно разрешать детям выполнять некоторые обязанности самостоятельно

Родители должны четко объяснить своему ребенку суть определенного задания и дать возможность сделать его самостоятельно. Конечно, нужно наблюдать за ними, но важно обеспечить пространство для экспериментов.

Когда ребенок попросит о помощи или не сможет выполнить задание самостоятельно, следует помочь ему. Эта тактика может быть применена, когда малышу нужно узнать, как работает новая игрушка.

Научите детей четко выражать свои мысли

Дети, которые учатся говорить, должны четко выражать свои желания. Например, если они хотят пить, то самый простой способ удовлетворить эту потребность — научить их говорить слово «вода».

Точно также родителям следует помочь детям, которым нужно посетить ванну или когда они испытывают боль.

Умение малышей четко и точно выражать свои мысли, когда они чего-то хотят, помогает им развивать свои языковые навыки. Но чтобы это произошло, сначала нужно научить детей повторять. Это правильный способ просить что-то много раз.

Как научить ребенка принимать решения

Определите, нужно вести переговоры детям или нет

То, что дети могут принимать решения, не означает, что они освобождаются от определенных норм и правил. Например, ребенок может выбрать, какую одежду носить при условии, что она подходит для этого случая и погоды.

Однако объясните им, что у них не всегда будет выбор по поводу пищи, которую они едят. Именно родители будут обеспечивать надлежащее питание для их правильного развития. Нравится им это или нет.

Как научить ребенка принимать решения

Научите ребенка принимать верные решения

Игра также полезна, когда доходит дело до обучения детей принимать решения. Например, один из родителей может взять по игрушке в каждую руку и попросить ребенка выбрать ту, которая нравится ему больше всего.

Родители должны использовать такие вопросы: «Какую из них ты предпочитаешь?» или «Какой вариант ты считаешь лучшим?» Это побудит ребенка задуматься о решении, которое он принимает.

Если родителям оно не нравится, потому что неправильное или имеется другая причина, то спешить и исправлять малыша не стоит. Сначала нужно объяснить ошибку ребенка и то, как он сможет исправить ее в будущем.

Ведь процесс принятия решений обычно состоит из проб и ошибок. Важно определить их в спокойной обстановке, чтобы дети далее учились и совершенствовались.

Источник: https://www.syl.ru/post/home-and-family/67812

Как научить ребенка самостоятельно принимать решения?

Как научить ребенка принимать решения

Что касается сказок, то там все достаточно просто, например, выпустил стрелу и пошел по ее следу. И не нужно задумываться, правильно ли ты поступаешь.

Жизнь — не такая простая штука, тут все по-другому. Мы имеем возможность мысленно возвращаться к прошедшим событиям, чтобы их проанализировать, систематизировать, переоценить их важность, продумать последствия и т. д. И, как правило, многие после такого анализа ситуации начинают себя винить за неправильное поведение.

Однако есть и другие люди. Они не жалеют о том, что уже свершилось, а любые неурядицы и проблемы принимают, как жизненный опыт, и возможность в следующий раз быть умнее и мудрее (пусть даже этот опыт они получили допустив кучу ошибок). Эта категория людей уверена в себе, своих действиях и поступках.

У таких людей многое из задуманного обязательно получается. Естественно, родителям хочется, чтобы их малыш рос таким же уверенным и самостоятельным. Рассмотрим некоторые общие рекомендации.

С чего же начать учить ребенка принимать самостоятельные решения?

Представьте себе новорожденного ребенка. Даже будучи таким крохой, он может делать выбор. Звук может ему нравиться или не нравиться. Пеленки, одежда, купание и т. д., также могут нравиться или совсем наоборот. Для родителей это происходит достаточно незаметно и, в общем-то, естественно.

Поддерживайте ребенка в любых его стремлениях и начинаниях. Ему далеко не безразлично, какого цвета обувь, штанишки, игрушка, какая сказка сегодня на ночь. Внимательно прислушивайтесь к желаниям маленького человечка, можете сами что-то предлагать на выбор.

Как научить ребенка принимать решения

Кроме того, научить ребенка самостоятельному принятию решений помогут ошибки. Причем не чужие, а свои собственные! Нельзя сделать так, что уже через неделю ваших усилий, ребенок сам примет какое-то важное решение. Формирование этого умения может длиться очень долго.

Еще раз напомним, что учиться нужно на собственных ошибках (вы сами часто принимали к сведению чужие ошибки?). А значит, не стоит навязывать ребенку свое мнение, дайте ему возможность совершить ошибку и сделать вывод из того, что получится. Пусть он неправ, но решение он принимал сам!

  • Сколько раз вы просили и уговаривали свое чадо не плакать, не капризничать, не бояться, не злиться. Сначала объясняете почему, затем переходите к уговорам, а потом можете даже наказать. А для ребенка это выглядит так: вы заставляете его отказаться от собственного выбора и сделать по-вашему, т. к. это, по всей видимости, самое верное и правильное.
  • Когда ребенок ведет себя плохо, не стоит принуждать его к чему-то. Объясните ему спокойным тоном, что слезы, крики и истерики далеко не самый лучший и единственный способ разрешения конфликта.
  • Может быть, ему необходимо проплакаться, а потом он сам придет к правильному выбору или решению. В таком случае, не забудьте похвалить свое чадо за принятие грамотного решения.

Советов на данную тему в литературе (психологической, педагогической) очень и очень много. Однако будет достаточно, если вы создадите ребенку все условия для самостоятельного принятия решений.

Перестаньте навязывать ему собственное видение ситуации, разрешите совершать свои ошибки. И тогда ребенок вырастет решительным, самостоятельным и уверенным в себе человеком.

Источник: http://xozyaika.com/kak-nauchit-rebenka-samostoyatelno-prinimat-resheniya/

4 проверенных способа научить ребёнка принимать грамотные решения

Как научить ребенка принимать решения

Принимать грамотные решения – вот чему мы хотим научить своих детей. Мы отлично знаем, что от верно принятого решения часто зависит не только один отдельно взятый день, но и… судьба человека.

  • Жизнь как череда решений
  • Что надеть сегодня утром?
  • Что съесть на полдник?
  • Какой мультфильм посмотреть прямо сейчас?
  • Какую книгу прочитать сначала?
  • С кем дружить?
  • Кого позвать на день рождения?
  • Когда убраться в своей комнате?
  • С чего начать уроки?
  • Какую секцию выбрать?

Это пока еще детские вопросы. Но именно с ответов на эти простые вопросы начинаются взвешенные взрослые решения в жизни ребенка.

Решающий треугольник

Принципиально важно, какое решение уже принял ребенок о себе, родителях и жизни.

1. Ребенок должен всегда знать, что он – хороший.

Поэтому в следующий раз, прежде чем обронить привычное «откуда у тебя руки растут?», «что за растяпа!», «где была твоя голова?!» и пр., вспомните об этом детском решении. Ребенку, решившему однажды: «Я плохой», потом довольно трудно доказать обратное.

2. Ребенок должен всегда знать, что мама и папа его любят.

Да, это снова к теме безусловной любви. Именно она фундамент для формирования психологически здоровой личности.

3. У ребенка должно быть базовое доверие жизни.

Как можно жить гармонично и счастливо, если каждый день ждать от мира подвоха? Как можно наслаждаться жизнью, не доверяя ей?

Как мы сами всё портим

Мудрые решения – это действительно важно в жизни ребенка. Поэтому часто мы… принимаем их за него.

Разумеется, в случае с совсем крохой это единственно возможная стратегия. Но если ребенку уже 4, 6, 10, 15 лет?..

  1. Вы в самом деле думаете, что 4-летний ребенок не в состоянии сам решить, что ему съесть – помидор или огурец?
  2. Вы в самом деле думаете, что 7-летний ребенок неспособен сам решить, в какую секцию ходить – на футбол или гимнастику?
  3. Вы в самом деле думаете, что 10-летний ребенок не может сам решить, с кем из одноклассников ему дружить?

Иногда мы в самом деле так думаем. И начинаем сначала ненавязчиво, а потом всё настойчивее предлагать ребенку свои решения.

  • Потом мы же удивляемся, что ребенок без нас шагу не может ступить, да и вообще как-то несерьезно относится к своим обязательствам.
  • Как научить ребенка принимать грамотные решения?
  • В отношениях с моей дочерью я использую простую 4-шаговую модель.
  • 1. Свобода выбора

Я даю своему ребенку свободу выбора. Некоторым родителям при знакомстве с нами сначала кажется, что свободы у Сони даже слишком много. Но дело в том, что моя дочь за несколько лет к ней привыкла и распоряжается своей свободой вполне разумно.

  1. Она сама решает:
  2. – что есть за столом;
  3. – что надеть утром;
  4. – когда делать уроки;
  5. – когда убраться в своей комнате;
  6. – когда пойти с подругами в кино или позвать их к себе в гости;
  7. – в какой кружок или на какие курсы ходить (и ходить ли вообще в этом году);
  8. – какой фильм или передачу посмотреть;
  9. – какие книги читать;

– с кем дружить и т.д.

Разумеется, краем глаза я всё время слежу за тем, какие решения принимает моя дочь, но с непрошеными советами обычно не лезу.

Почему?

Потому что хочу, чтобы моя дочь умела мыслить самостоятельно. А еще я хорошо знаю, что ребенок очень последователен в отношении своего выбора. И если она решила ходить на курсы английского сама, она будет туда ходить регулярно и без напоминаний. Если же ее записать на те же курсы против ее воли, ответственного отношения к ним ждать не стоит. Потому что это – чужое решение.

2. Честное информирование

Конечно, не всегда мой ребенок принимает грамотные решения. В этом случае я могу вмешаться. Но делаю это очень аккуратно, без давления, всего-навсего предоставляя ребенку информацию.

Так, в середине прошлого учебного года у нас состоялся такой диалог:

– Соня, мне кажется, что с румынским языком (государственный язык в нашей стране) твои дела обстоят не совсем так, как тебе бы хотелось. Нужна ли тебе помощь? Может, надо на дополнительные языковые курсы походить хоть немного? Тем более что твои подружки очень ими довольны. Заодно сможете общаться.

– Но у меня английский дважды в неделю. Еще и румынский? Я не очень хочу каждый день куда-то ходить после школы.

– Я понимаю. Но в конце года – экзамен. Ты чувствуешь в себе силы сдать его на желанную оценку?

  • – Не чувствую.
  • – Мы могли бы заниматься и дома (я сама знаю язык очень хорошо), но практика показала, что это желание никак не доходит до действий:) Я боюсь, мы просто потеряем время.
  • – Как думаешь, мама, может, есть смысл 4-5 месяцев походить на курсы?

И я записала ее на курсы. Не скажу, что за эти месяцы уровень языка сильно подтянулся, но чувствовать себя на уроках она стала и увереннее и экзамен прошел благополучно.

3. Рефлексивные вопросы

Задающий вопросы контролирует ситуацию.

Самый эффективный тип вопросов в общении с ребенком – рефлексивные, те, которые вызывают ребёнка на размышление и побуждают к действию.

Я обожаю задавать своей дочери рефлексивные вопросы. В эти моменты я отчетливо наблюдаю, как растут ее осознанность и навык принятия ответственных решений.

Рефлексивные вопросы – безоценочны. Их цель – помочь ребенку понять, чего он сам хочет, принять разумное решение и воплотить его в жизнь.

Рефлексивные вопросы – это открытые вопросы, на которые нельзя ответить просто «да» или «нет». Вопрос «почему?» также не является рефлексивным.

  1. Примеры рефлексивных вопросов:
  2. — Что поможет тебе принять верное решение?
  3. — Какого результата ты хочешь добиться?
  4. — Как можно избежать неприятных последствий в этом случае?
  5. — Сколько времени у тебя займет это действие?
  6. — Как можно сделать это быстрее?
  7. — Что надо сделать прямо сейчас, чтобы всё получилось?
  8. — Как ты будешь себя чувствовать, когда всё получится?
  9. — Что ты готов сделать сам, а в чем нужна помощь?
  10. — Кто может помочь тебе?

4. Делегирование ответственности

Ребенок должен отвечать за последствия своих решений. Если в силу возраста или по другой причине он не способен отвечать за эти последствия, значит, принимать решения данного уровня ему еще рано.

Если ребенок принял решение, а с последствиями разбираетесь вы, в системе явно есть поломка.

Например, ваш первоклассник решил, что сегодня не хочет идти на физкультуру. И не пошел, просидев весь урок в раздевалке, играя в игры на телефоне. А на второй день в школу вызывают маму.

Объясните ребенку, что в следующий раз по такому вызову вы просто не придете. Поэтому он смело может прогулять еще один урок, но разбираться с учителем и директором он будет сам. Объясните тихо, спокойно, но твердо дав понять, что вы не шутите.

Для прокачки навыка принятия ответственных решений вы можете использовать все эти 4 способа в виде шагов: 1 – 2 – 3 – 4. Результат будет выше и устойчивее.

Но даже применение одного из этих 4 способов заметно улучшит ситуацию в плоскости «ребенок – решения». Главное – практикуйте способы регулярно.

Источник: http://otnoshenyasrebenkom.com/4-proverennyx-sposoba-nauchit-rebyonka-prinimat-gramotnye-resheniya/

Как научить ребенка принимать решения?

Как научить ребенка принимать решения

«Как научить ребенка делать выбор и принимать решения?» – часто этим вопросом задаются взрослые. Значительно облегчить будущее ребенка смогут родители, которые с раннего детства создадут условия, в которых малышу нужно будет самостоятельно делать выбор.

Принятие решений: правила для родителей

Предлагая малышу сделать выбор, важно соблюсти три простых условия. Во-первых, родителям стоит самим обозначить, из чего предстоит выбирать, иначе ребенок может просто растеряться.

Во-вторых, кроха должен чувствовать вашу поддержку: получить совет или рекомендацию, если они ему понадобятся.

И, в третьих, обязательно нужно обращать внимание малыша на то, что у любого решения есть последствия: «Если ты сейчас достанешь железную дорогу, мы не успеем в бассейн. Тебе же нравится плавать?»

Ребенок остался недоволен результатом своего выбора? Обсудите, как это произошло и что можно сделать в следующий раз, чтобы неприятность не повторилась. Постепенно малыш не только поймет, что несет ответственность за свои поступки, но и убедится, что может влиять на события – это придаст ему уверенности в своих силах.

Случается, что дети избегают выбора или принимают решение очень долго: выбирая что-то одно, он вынужден отказываться от других вариантов, и беспокоится, что совершает ошибку. Объясните ребенку, что он выбирает не самый лучший или «идеальный» вариант, а то, что ему нравится или кажется правильным в данный момент. И даже если он ошибется – это не страшно, ведь на ошибках учатся!

  • Позвольте малышу выбрать
  • Принимая за малыша большинство решений, родители не замечают, как много сценариев, подходящих для развития навыка принятия решений, они упускают в повседневной жизни.
  • Еда

Конечно, не стоит спрашивать двухгодовалого малыша «Что ты хочешь съесть?». Лучше и эффективнее предлагать ему на выбор, например, яблоко и грушу. Ребенку постарше старайтесь предлагать на ужин два блюда на выбор, а если такой возможности нет – спросите, например, «чем ты хочешь заправить салат – сметаной или оливковым маслом?»

  1. Одежда
  2. Оцените гардероб ребенка и оставьте в свободном доступе сезонные вещи, которые легко и удобно надевать и которые сочетаются между собой, – так малыш сможет ежедневно сам выбирать, в чем отправиться на прогулку.
  3. Игры и занятия

Позвольте ребенку самому выбирать, чем заняться в течение дня, но заранее предложите варианты и обсудите, когда пора начинать и заканчивать занятия. Не вмешивайтесь в процесс творчества: пусть малыш сам определяет, какими материалами пользоваться, что и как делать и что считать результатом.

Прогулки

Обсуждайте с малышом, куда вы сегодня направитесь и чем займетесь: «Пойдем в парк или на площадку? Хочешь на горку или на качели?» Передавайте ему инициативу передвижений, но обязательно предлагайте варианты. Когда придет время отправиться домой – предупредите заранее: «Через десять минут пора домой, давай собирать игрушки».

Развлечения

Перед выходными обсудите все вместе, чем вы хотели бы заняться – сходить в кино или на выставку, съездить на пикник или просто побыть дома. Пусть не всегда семья будет действовать в соответствии с пожеланиями ребенка, но он будет доволен, что его мнение учитывается.

В формате игры

Безусловно, одним из самых эффективных способов освоения новых навыков и умений в период раннего детства являются игры. «Потренироваться» в умении делать выбор и принимать решения малышу помогут простые игровые сценарии.

«Что ты выбираешь?» По очереди с малышом предлагайте друг другу забавные варианты выбора: «Где бы ты хотел жить, в Австралии или на льдине в океане? Каким животным ты бы стал, мышкой или драконом? Что тебе больше нравится, крылья или ласты?»

«Если бы я умел…» По очереди придумывайте, каким волшебным талантом вы бы хотели обладать и почему: «Если бы я умел летать, я бы незаметно прилетел в гости к бабушке. Если бы я мог превращаться в животных, я бы подружился со зверями в зоопарке».

«Когда я вырасту, я…» Пусть фантазия в ответах не будет ничем ограничена: «Я буду дрессировать тигров! Я поселюсь на Луне! Я стану настоящей принцессой!»

«Ваш заказ!» Поиграйте в кафе: пусть официант предлагает гостю разные смешные блюда из «меню» (жареных пиявок или котлетку из лопухов), а гость выбирает.

«По парам» Для игры подойдут куклы или плюшевые звери, фигурки конструктора, карточки и картинки с изображениями предметов и животных. Попросите ребенка расставить их в пары или разделить по группам и объяснить, почему: «Мишка и кукла вместе, потому что у них обоих красные бантики. Пожарный и врач вместе, потому что они помогают людям».

Источник: https://mir-tema.ru/vospitanie/16961-kak-naucit-rebenka-prinimat-resenia

Как ребёнку принять решение

Как научить ребенка принимать решенияРодительская мудрость и интуиция всегда найдет именно те дела, которые сможет самостоятельно решить ребенок. Просто нужно мудрости и интуиции вашей помочь практикой. А для этого первым делом родителям хорошо бы научиться получать удовольствие  от принятого решения собственным ребёнком! Как ребёнку принять решение? Вспомните как принимали решение вы, будучи ребёнком. Каждый родитель может припомнить те наивные и нелогичные поступки, которые  совершал, когда был в возрасте своего ребенка.

Или же можно представить, что перед вами не ваш, а соседский ребенок, и понаблюдать за его поведением как бы со стороны. Соседи, в отличие от родителей, зачастую получают гораздо больше удовольствия от общения с детьми, лучше общаются и разговаривают с ними потому, что не чувствуют себя ответственными за принимаемые ими решения.

Если ребенок неряшливо одевается или часами смотрит телевизор, то сосед может просто заметить это, его настроение от этого не изменится. Почему бы родителю не освоить аналогичную установку и не стать более свободным для того, чтобы получать больше удовольствия от общения с собственным ребенком?

Общение родителей и детей должно приносить удовлетворение и радость, а не моментальное понижение настроения, а для этого попробуйте пройтись по конкретным рекомендациям, приведённым ниже и ответить себе на вопрос: «как ребёнку  принять решение«.

  • Возьмите сегодня при просмотре любимой передачи лист бумаги и напишите все то, что вы хотите изменить в вашем ребенке. Когда вы это сделаете, порвите листок бумаги.
  • Теперь возьмите другой лист бумаги и перечислите те положительные качества вашего ребенка, на которые следует опираться, чтобы его поведение изменилось к лучшему. Уверяем вас, их наберется достаточно. Положите этот список на видное место и, по возможности, дополняйте его каждый день.
  • Перечислите 10 поступков ребенка, которые удивили вас или были неожиданными.

Попробуйте теперь найти в каждом поступке такие стороны поведения ребенка, которые могут вызвать у вас радость, удовольствие, воодушевление.

Определите, что в каждом конкретном случае кажется вам в поведении ребенка наивным, что напоминает ваши собственные поступки в прошлом или же насколько тот или иной поступок характерен только для вашего ребенка, выявляет его индивидуальность.

Найдите такие стороны каждого поступка, которые позволили бы вам сказать: «Я понимаю, почему ребёнок принял такое решение«.

  • Попытайтесь предсказать, что сделает или скажет ребенок в течение следующих пяти минут. Скажите что-нибудь ему или ей, например: «Мне в самом деле интересно, что с тобой сейчас происходит» — и посмотрите, удалось ли вам угадать, каким будет ответ. Если вам удалось точно предсказать его, порадуйтесь тому, что были правы; если же ошиблись, порадуйтесь непредсказуемости и неожиданности ответа. В любом случае ответ ребенка должен быть для вас интересен.
  • Если вам будет трудно проделать все это по отношению к своему ребенку, предлагаем немного пофантазировать:

представьте, что перед вами не ваш ребенок, а соседский, и что вы наблюдаете за его поведением как бы со стороны.
Ведь вы не будете особо переживать, если соседский ребенок часами смотрит телевизор или бегает во дворе вместо того, чтобы делать уроки. А сняв эти переживания, вы сможете получить удовольствие от того хорошего, что есть в вашем ребенке.

  • Подумайте о том, к чему стремится, чего хочет ваш ребенок. Обратите внимание, понимаете ли вы своего ребенка, хотите ли вы увидеть, что он добился желаемого. Это ощущение — желание, чтобы ребенок делал что хочет и был кем хочет, — и есть одно из проявлений той любви и той радости, о которых мы вам рассказываем.
  • Как изменить ваши собственные мысли и убеждения относительно вашего ребенка?

Между вашими убеждениями и действиями существует теснейшая взаимосвязь. Иначе говоря, если вы верите, что ваш ребенок или вы сами плохи, беспомощны или трусливы, вы, не осознавая этого, будете вести себя так, чтобы сделать вашего ребенка или самого себя именно таким.

Если же вы убеждены, что ваш ребенок и вы сами изначально наделены положительными качествами, способны принимать верные решения и самостоятельно руководить собственной жизнью, то вы неизбежно и без особых усилий будете воздействовать на него именно в этом направлении.

Источник: https://trudno-deti.ru/metody-vospitaniya/kak-rebyonku-prinyat-reshenie/

Как научить ребёнка принимать решения? , Главный клуб — 19154713 — Кашалот

Имеем проблему с решительностью, точнее с постоянством. Сыну 6. Он никогда не может принять окончательное решение, метается со стороны в сторону. Ситуации за последние несколько дней. Сегодня учительница передала флаера, на которых можно было выбрать вариант новогоднего фото.

Спросила сына его мнение, выбрал вариант, когда хотела записать, начал предлагать другие варианты, оставила на потом и так весь вечер, вроде решил и опять передумал. В итоге перед сном, я попросила окончательный ответ, который не подлежит замене и он вернулся к первоначальному выбору.

Недавно бабушка сыну сказала, что скоро у него День ангела (Андрея) . И он решил заказать мне подарок, прскольку Деду морозу и Николаю письма уже написаны. Сказал, что я должна купить инфинити надо и трек хот вилс, ещё и показал, какой значек долден быть на треке, чтоб я не ошиблась)).

Через несколько дней сказал, что хочет уже не трек, а трансформер (трек заказал еще деду Морозу, когда в школе письма писали) . Я порылась в нете в его поисках, во-первых игрушка довольно не дешевая и ее почти нигде нету.

А он как на зло каждый день напоминает, спрашивает когда куплю и обижается если говорю что не могу пообещать. Вчера вечером нашла я этот трансформер на Walmart за 12$, это лучшая цена, которую встречала.

Я бы заказала, но я не уверенна, что через месяц, когда он приедет, он ему еще нужен будет, да и не знаю сколько бы он поиграл, если б играл, то денег не жалко, а если на 5 мин и оказалось, что не так уж и интересно….

Сегодня я вырвалась из дому на 3 часа поискать хоть какие-то подарки, купила инфинити надо, а он заявляет, что вместо трасформера и инфинити надо ему нужен просто блейд, как у сестрички двоюродной, потому что он узнал о нем что-то новое. И вот как я могу сделать ему хороший подарок?

Еще один случай. На выходных ездили к свекрови. Ложимся спать, делим подушки, одеяла. Зная сына, даю ему красивое одеяло (такими обычно не укрываются, а использут как плед), он говорит, что хочет как у всех обычное с пододеяльником, пожалуйста — меняю, а он уже передумал, как хочешь и опять не может решить.

Вот что с этим делать? Так во всем. В года 2 на этой почве истерики были, вспомню вздрогну : ложись со мной, ложусь, нет встань, встаю, нет ложись … И до безконечности, пока не начинает орать как резаный и успокоить ничем нельзя, просто перетерпеть. И как бы не поступала я (подчинялась, нет, ставила в рамки мол окончательны ответ), выходидо не правильно.

Источник: https://kashalot.com/club/post-19154713/

Учим детей принимать правильные решения – Развитие ребенка

Один из самых эффективных способов поддержать детей в стремлении стать успешными, счастливыми и полезными людьми – научить их уметь принимать правильные решения, а затем позволить действовать самостоятельно.

Решения, которые ваши дети принимают по мере взросления, определяют то, какими людьми они станут и какой жизненный путь выберут.

К сожалению, массовая культура пытается навязать им решения о том, что им следует носить, есть и пить, какие фильмы смотреть, в какие компьютерные игры играть и какую музыку слушать, тем самым лишая их возможности сделать свой собственный независимый выбор и принять свое собственное взвешенное решение.

Принятие плохих решений

Если мы зададим группе молодых людей вопрос о том, кто из них когда-либо поступал глупо, все с впечатляющим энтузиазмом и единодушием поднимут руки вверх. Если затем мы спросим, будут ли они совершать глупости в будущем, ответ окажется столь же пламенным. При этом на вопрос, почему же они поступают глупо, можно услышать, как правило, следующие ответы:

  • Я просто не подумал.
  • Тогда это казалось смешным.
  • Мне было скучно.
  • Я испытывал давление сверстников.
  • Я не принял во внимание последствия.
  • Я так поступил назло родителям.

Тем не менее, если мы зададим им вопрос о том, стоило ли делать все эти глупости, большинство детей ответят: «На самом деле, нет».

Из-за нехватки опыта и понимания дети часто принимают поспешные, эгоистичные и недальновидные решения. Отсутствие предусмотрительности приводит их к игнорированию последствий принятых решений и долгосрочных результатов.

Да, дети должны совершать глупые поступки. Неверные решения и последствия их принятия помогают научиться принимать лучшие решения в будущем. Однако проблема возникает тогда, когда плохие решения принимаются постоянно. Поскольку процесс принятия решений – это навык, дети могут научиться принимать неправильные решения.

Это обычно происходит тогда, когда родители не возлагают на них ответственность, а выручают из неприятностей, которые являются следствием их же неправильных решений. Такие дети думают, что не должны нести ответственность за свои решения, и могут продолжать поступать глупо, не опасаясь последствий.

Долгосрочные личные, социальные и затем профессиональные последствия для детей, которые растут, не умея принимать верные решения, весьма глубокие, негативные и очевидные.

Воспитание детей, умеющих принимать правильные решения

Предоставление детям права принятия решений – это поэтапный процесс, основанный на особенностях возраста, степени зрелости и опыте принятия решений. Иногда давать детям полную свободу в принятии решений просто опасно. Но вы можете начать обучать их этому навыку, начиная с самого раннего возраста.

Например, не следует приводить детей в ближайший магазин и говорить, что они могут выбрать все, что угодно; варианты выбора могут просто ошеломлять.

Но вы можете предоставить им выбор между твердым леденцом, шоколадной конфетой и жевательной резинкой (или еще лучше – между кунжутным печеньем, фруктами и арахисовым драже), и тогда им легче будет выбрать угощение по вкусу.

По мере взросления увеличивайте количество предоставляемых вариантов.

Затем повышайте значение решений, которые детям нужно принимать (например, дети могут решать, чем они будут заниматься или определять время своего отхода ко сну).

Каждый раз они должны определить и взять на себя ответственность за последствия своих решений. Кроме того, сохраните за собой право вето, но используйте его благоразумно.

Обучение способу принятия правильных решений

Навык принятия правильных решений представляет собой сложный процесс, на освоение которого уходят годы. Начинается он с обучения детей смыслу принятия решений. Дети часто делают поспешные выводы и, не задумываясь, действуют на их основании.

Первый шаг заключается в том, чтобы научить их обдумывать предстоящие действия. Несколько секунд раздумий помогут детям предотвратить реализацию большого количества неверных решений.

Ловите своих детей «перед прыжком», то есть тогда, когда вы видите, что они собираются действовать необдуманно, останавливайте их и проводите через весь процесс принятия решений.

Кроме того, поскольку вы не можете постоянно стоять за спиной у своих детей, используйте случаи их необдуманных действий (и их неблагоприятные последствия), чтобы вместе проанализировать то, как бы они могли поступить иначе, если бы время можно было повернуть вспять.

Следующий шаг заключается в том, чтобы научить детей думать, прежде чем действовать. Дети должны спрашивать себя: «Зачем я буду это делать?». Вы должны добиться того, чтобы дети понимали мотивы своих решений.

Одна из проблем заключается в том, что дети часто сталкиваются с противоречивыми мотивами. Они могут знать, что поступать определенным образом глупо, и все равно поступают так из-за давления сверстников.

За исключением самых зрелых детей, когда решение сводится к тому, чтобы поступить правильно или так, как понравится сверстникам, большинство детей почти всегда выбирают последнее.

Следующий вопрос, который дети должны задавать самим себе, это «Какие у меня есть варианты?». В любой ситуации у детей зачастую есть несколько возможных вариантов решения.

Например, если ребенок сталкивается с возможностью украсть конфеты из магазина вместе с друзьями, он может взять конфеты или не брать их, закрыв глаза на кражу друзей, или попытаться убедить их в том, что воровать нехорошо.

Затем дети должны спросить себя: «Какими будут последствия моих действий?», что на их языке звучит, как «В какие неприятности я могу попасть?». Они должны оценить риски и выгоду от своих решений.

Проблема заключается в том, что дети часто недооценивают затраты и переоценивают пользу своих решений. То, как ваши дети отвечают на этот вопрос, зависит от последствий и ожиданий, которые вы для них устанавливаете.

Если вы воспитываете детей в религиозных традициях, они будут принимать более взвешенные решения.

Еще один сложный вопрос для детей – это «Как мое решение повлияет на других людей?». Вследствие природного эгоцентризма в юном возрасте дети могут даже не задумываться о том, на кого, кроме них, может повлиять их решение. Обучив детей задавать себе этот вопрос, вы поможете им принимать решения, наиболее выгодные и для себя, и для других людей.

И, наконец, пожалуй, самый важный вопрос, который дети должны задавать себе: «Насколько решение служит моим интересам?». Когда дети осознают собственные интересы, они подходят к окончанию изучения процесса принятия решений.

Чтобы помочь детям принимать правильные решения, поместите список вышеупомянутых вопросов где-нибудь на видном месте в доме, например, на холодильнике.

Тренировка в принятии позитивных решений

Вы можете помочь своим детям научиться принимать правильные решения, поэтапно тренируя их. Помогите им ответить на вышеперечисленные ключевые вопросы и вместе сделайте продуманные шаги по направлению к принятию решения.

После принятия решения помогите им оценить, насколько правильным было это решение и, если оно оказалось плохим, какой урок они могут извлечь на будущее.

Вы также можете описать детям гипотетические ситуации, такие как моральная дилемма, можно ли лгать другу, и вовлечь их в разговор о том, какие решения они будут принимать в таких ситуациях.

Конечно, дети не всегда будут принимать продуманные решения, особенно в юном возрасте. Но если вы будете тренировать их и давать возможность приобретать опыт принятия правильных решений, они будут использовать его во взрослой жизни.

Источник: https://childdevelop.ru/articles/develop/2217/

Ссылка на основную публикацию