Развитие мелкой моторики у детей 3-4-5 лет: как проводить занятия и описание игр с ребенком

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста, дошкольного периода занимает умы родителей, обеспокоенных будущим обучением ребенка в школе. В нашей статье вы узнаете, что такое мелкая моторика, как и зачем ее развивать.

М. Монтессори, В.А.Сухомлинский, А.Р. Лурия, другие психологи, педагоги и физиологи посвятили жизнь изучению свойств и особенностей мелкой моторики.

Они обнаружили зависимость уровня развития речи дошкольников от организации движений пальцами, кистями. Точность выполнения манипуляций зависит от развития мелких мышц.

При застегивании пуговок, рисовании, лепке усиливается работа речевых отделов мозга. Развитие мелкой моторики у детей 3-4-5 лет: нормы, отклонения, методики развития

Мелкая моторика рук скоммутирована с сознанием, мышлением, пространственной ориентацией, памятью, со зрением. Это важно и для развития речи, успехов в обучении ребенка, дальнейшей жизни уже взрослого человека.

Таким образом, под понятием логопедического термина “мелкая моторика рук ” подразумевается комплекс умственных и физиологических процессов. Задействуются зрительная, костная, мышечная, нервная системы. От слаженности их взаимодействия зависит точность, совершенность моторики пальчиков и скорость развития речевой функции.

Диагностика

Обследование уровня развития физиологических особенностей мелкой моторики у детей – это важный этап коррекционной, развивающей работы.

Диагностику проводят логопеды, дефектологи, неврологи, педагоги детских садов.

Особенность проведения обследования заключается в том, что ребенок повторяет манипуляции за педагогом. Для проведения занятия создайте непринужденную обстановку, лучше использовать игру. Задания делятся по возрасту обследуемых.

Для обследования развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет используются следующие упражнения:

  1. Прикосновение указательными пальчиками к носу с закрытыми глазами.
  2. Сгибание фаланг на обеих кистях поочередно.
  3. Выполнение двух противоположных действий одновременно. Например, одну ручку сжимает в кулак, а пальцы другой разжимаются.
  4. Складывание большого и указательного пальцев в кольцо.
  5. Манипуляции с пуговицами: расстегивание, застегивание.
  6. Перекладывание мелких предметов со стола в коробочку.

Развитие мелкой моторики у детей 3-4-5 лет: нормы, отклонения, методики развития

Анализ уровня развития мелкой моторики рук у детей 4-5 лет проводится следующим образом:

  1. Ребенок должен нарисовать прямую, ломаную линию.
  2. Нанизывать пуговки на нить.
  3. Вытягивать указательный, средний пальчики.
  4. Погладить большим пальцем все остальные пальцы.
  5. Разрезать бумагу на ровные полоски.
  6. Выполнить движение щепоть и распрямить ладошку обратно свободно.

Нормы

Развитие мелкой моторики рук у детей происходит постепенно. К определенному возрасту ребенок должен выполнять следующий набор действий, соответствующий уровню физиологического, умственного развития:

  • В 2-2,5 года малыш умеет расстегивать липучки, большие пуговицы, проталкивает мелкие предметы в отверстия, снимает прищепки, размашисто рисует. Осваивает простые упражнения пальчиковой гимнастики.
  • В 2,5 – 3 года откручивает крышки, рисует пальцами, лепит куличики, копирует линии. Умеет нанизывать бусинки на жесткую нить, проволоку, разрезать лист бумаги, собирать крупу ложкой в емкости и переносит ее в другую баночку.
  • В 3 -3,5 года рисует ровные линии, обводит пунктиры, повторяет простые фигуры по образцу карандашом, лепит шарики, колбаски из пластилина. Умеет застегивать и расстегивает все виды замочков, пуговиц, хорошо выполняет пальчиковую гимнастику, свободно владеет ножницами.
  • В 4 года правильно держит карандаш, рисует шестигранники, звезды, вырезает любые геометрические фигуры. Умеет сортировать мелкие предметы, разворачивает обертки, нанизываеть мелкие бусы на нить лепить фигуры из теста, пластилина, завязывать узлы, повторяет пальчиком в воздухе контуры предметов.
  • В 5 лет копирует буквы, цифры, складывает бумагу в несколько раз, рисует дом. Умеет определять мелкие предметы на ощупь, шнуровать ботинки, ловить мяч двумя ручками. В старшем дошкольном возрасте навыки развития мелкой моторики у детей заключаются в том, что руки, пальцы уже сформированы для овладения письмом.
  • В 6 лет дошкольник копирует сложные фигуры карандашом, части тела человека, ловит брошенный предмет одной рукой, может выполнить зеркальное отображение. Умеет играть на клавишном инструменте, заплетает косички, почти полностью овладевает возможностями моторики рук к 1 классу.

Развитие  навыков у детей 2-3 лет может проходить индивидуально, с небольшими отклонениями. Чаще всего они быстро догоняют сверстников.

При обнаружении на диагностике сильных отклонений от норм, например, выполняется 1-2 задания из 6 правильно или средне, можно говорить о нарушениях в интеллектуальном, физиологическом плане.

Коррекцию развития проводят специалисты, чаще всего детям хватает одного года полноценных занятий с педагогом, чтобы войти в возрастную норму, устранить отставания в развитии речи.

Если к 3-4 годам малыш не может держать правильно карандаш, не складывает пирамидку, не удерживает ложку, ножницы в руке, не ловит, не кидает мяч, то нужно срочно обращаться к специалистам. Эти показатели свидетельствуют о серьезных отклонениях в развитии, воспитании.

Развитие мелкой моторики у детей 3-4-5 лет: нормы, отклонения, методики развития

Развиваем мелкую моторику

Для детей младшего дошкольного возраста используются следующие занятия.

Массаж

Используется самомассаж и помощь взрослых. Проводят 2 раза в день, используют как разминку перед рисованием, лепкой. В комплекс упражнений входит:

  • Разминание ладоней, кистей.
  • Погружение ладошек в сухой бассейн с песком крупой, крышками от пластиковых бутылок и т.д.
  • Использование приспособлений: ежиков, колечек для пальцев, шариков “марлбс”.

Массаж ладоней нужно делать упругими движениями, растирать кожу докрасна. Можно использоватьподручные средства, например, карандаш, орехи. На первом занятии обучите дошкольникам правильным массирующим движениям, что он мог прикладывать необходимое количество сил для разминания рук.

Орех катается между ладоней, удерживается по краям на весу. Карандашик просовывают между пальчиками, фиксируют в определенном положении.

Развитие мелкой моторики у детей 3-4-5 лет: нормы, отклонения, методики развития

Малышам в возрасте 3-5 лет подойдут следующие упражнения для самомассажа:

  • Прищепка
    Разминаются подушечки пальцев с помощью бельевой прищепки. Кожа прикусывается легкими, но ощутимыми движениями. Прищепка как бы кусается. Обязательно провести процедуру на обеих ручках.
  • Разминка с помощью Су-Джок
    Это специальные мячики с шипами для развития мелкой моторики рук. Упражнения улучшают кровоток, разминают и тренируют мышцы.
    Дети катают их по ладоням сверху вниз.

Развитие мелкой моторики у детей 3-4-5 лет: нормы, отклонения, методики развития

Важно не забывать о здоровьесбережении, кожа рук, пальцев должна быть чистой, без царапин, подготовленной к массажу.

Пальчиковые игры

Необходимы для развития речи и координации движений, разминки мышц ладоней, фаланг.

Пальцы делают шагательные движения по столу

Развитие мелкой моторики у детей 3-4-5 лет: нормы, отклонения, методики развития

Дети изображают пальцами очки, образуя круги с помощью большого и указательного пальцев. Подносят их к глазам.

Развитие мелкой моторики у детей 3-4-5 лет: нормы, отклонения, методики развития

Считаем пальчики: раз, два, три и т.д. Загибаем каждый палец поочередно, проговаривая стишок о том, как пальчики искали грибочки, кулачок не разжимаем.

Развитие мелкой моторики у детей 3-4-5 лет: нормы, отклонения, методики развития

Изображаем кулачком и ладошкой стол, меняйте положение рук поочередно. Потом стул: поднесите к кулачку раскрытую ладонь, приставьте ее к одной из сторон кулака.

Развитие мелкой моторики у детей 3-4-5 лет: нормы, отклонения, методики развития

Используется стих:
Лисенок в лодочке плывет (ладошки сложены в виде лодки),

Зайчонка в лодочку зовет (малыши машут, призывая друга).

Развитие мелкой моторики у детей 3-4-5 лет: нормы, отклонения, методики развития

Ребенок изображает пальцами ножницы, делает характерные движения, будто режет ткань.

Пальчиковые краски

Развитие мелкой моторики происходит быстрее посредством изобразительной деятельности. Используйте современные методы и материалы для рисования. Одним из них являются пальчиковые краски.

Рисуйте фигуры, пейзажи, большие композиции по образцу или фантазийно.
С ребенком 1-2 лет рисуйте линии, круги. С детьми с 3-4 лет – животных, дома, машины, геометрические фигуры.

Для работы со старшими дошкольниками распечатайте для рисунков сложные образцы, с необходимостью использовать большое количество оттенков, изображением многоугольников, цифр, букв.

Аппликация

Занимательный метод для занятий с детьми всех возрастов. Дети с 4-5 лет уже вырезают фигуры крупных и мелких размеров. Умеют приклеивать бумагу к картону, размещать элементы произведения на листе.

  • Используйте для аппликаций конструкции с небольшими деталями. Например, осеннее дерево с множеством маленьких листочков на кроне, или аппликацию в форме рыбки, где нужно вырезать каждую чешуйку отдельно.
  • В качестве материала подойдет цветная бумага, салфетки, гофрированный картон, природные средства (палочки, камушки, песок, крупа).
  • Из скрученных салфеток получаются отличные цветы. Материал можно не только крутить в шарики, но и рвать на части, приклеивая кусочки друг на друга.

Из цветного риса и манки можно сделать овечку. На листе рисуется контур овечки, он покрывается клеем ПВА, затем на туловище посыпается манка, а ножки и рога выполняются из риса.

Лепка

Для занятий используется пластилин различной жесткости, тесто, кинетический песок.

Малышам в возрасте 2-4 лет подойдет мягкий пластилин. Их нужно обучить катать колбаски, шарики, конструировать простые фигуры, прикрепляя их к картону.

Дети постарше уже могут выполнять и сложные задания. Например, картину из пластилина разными способами.

Используйте метод размазывания и конструирования. Обязательно наглядно показать ребенку как соединяются детали, как изготовить мелкие части и использовать цветные элементы.

Во время занятий развивается не только моторика, но и творческий потенциал ребенка, расширяется кругозор, знания о цвете, форме, размере, фактуре материала. Изобразительная деятельность вырабатывает навык усидчивости, целеустремленности.

Как проводить занятия

  • Занимайтесь с ребенком регулярно, уделяя внимание массажу, играм, гимнастикам, творческим занятиям.
  • В 2-3 года достаточно массировать кисти, пальчики 3-5 минут. Потом выполнить 1-2 упражнения гимнастики с произношением небольших стишков. Пару раз в неделю проводите занятия по лепке, обучению рисованию.
  • К 4-5 годам увеличьте время самомассажа до 10-15 минут 2 раза в день. Выполняйте пальчиковую гимнастику не менее 20 минут в день. Рисовать или лепить ребенок должен ежедневно.
  • В старшем дошкольном периоде заниматься можно более 30 минут без перерыва. Чередуйте массаж, тренировку пальчиков и кистей в одном занятии. Лепите, рисуйте с ребенком вместе, обязательно включайте в композицию сложные элементы, изображение букв и цифр.
  • Основной принцип занятий – это систематичность, последовательность. Учитывайте особенности развития детей при подборе материалов, карточек, стихов, заданий.

В детском саду есть стенды, методические рекомендации для родителей о том, как развивать мелкую моторику рук у ребенка. Советуйтесь с педагогами и повторяйте пройденный в ДОУ материал дома.

Источник: https://orechi.ru/razvitie-rechi/razvitie-melkoj-motoriki-ruk-u-detej-doshkolnogo-vozrasta

Игры, развивающие мелкую моторику разными способами

Раннее развитие ребенка всегда подразумевает в том числе и развитие мелкой моторики, т. е. обучение его держать и оперировать мелкими предметами.

Способы развития мелкой моторики рук существуют разные: каждый родитель волен выбрать то, что по душе и ему, и ребенку.

Ниже рассмотрены основные нюансы, связанные с развитием мелкой моторики, дан ответ на вопрос о том, зачем нужно ее развивать, а также представлены игры, которые наверняка увлекут вашего малыша.

Развитие мелкой моторики у детей 3-4-5 лет: нормы, отклонения, методики развития

Зачем и когда нужно развитие мелкой моторики?

Ученые давно доказали, что развитие мелкой моторики дает толчок развитию речи у ребенка.

Те дети, с которыми мамы регулярно играют в пальчиковые игры, которым дается большое количество разнообразных по текстуре предметов для изучения, начинают говорить раньше своих сверстников, которым отказано в упомянутых развлечениях.

Кроме того, такие дети быстрее усваивают информацию (тактильные ощущения связаны с деятельностью мозга), легче обучаются, быстрее начинают писать. Довольно часто развитие тактильных ощущений используется в качестве подготовки к школе.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что развивать мелкую моторику у ребенка следует как можно раньше. Существуют пальчиковые игры, в которые можно играть чуть ли не с рождения.

Развитие мелкой моторики у детей 3-4-5 лет: нормы, отклонения, методики развития

Как развивать мелкую моторику у детей разных лет?

Каждому возрасту – свои игры. С этим утверждением не поспоришь, поэтому важно не торопить события и последовательно предлагать ребенку те игрушки, которые соответствуют его возрасту.

От рождения до полугода

В это время кроха активно развивает тактильные навыки самостоятельно. Начиная с 3-4 месяцев ребенок осознано тянет ручки к игрушкам, ощупывает погремушки, руки мамы, изучает свои пальчики. Можно предложить малышу разные игры.

  • Массаж ручек – аккуратно разминайте детские пальчики, поглаживайте их, осторожно крутите. Можно сопровождать процесс стишками и прибаутками.
  • Дайте ребенку свои большие пальцы и попробуйте приподнять малыша. Чем чаще вы будете делать такое упражнение, тем крепче кроха будет хвататься за ваши руки.
  • Предложите малышу бумажные книжки или простые листы бумаги. Покажите, что их можно рвать, мять, скручивать.
  • Погремушки, мячики и игрушки с ребристой поверхностью являются отличными помощниками в раннем развитии малыша.

С 7 месяцев до года

В это время можно использовать те же материалы и игры, что и до полугода. Можно добавить и несколько других.

  • Пирамидки – они познакомят ребенка с понятием величины и разовьют способность быстро нанизывать кольца на стержень.
  • Крупы, бобы, макароны – все, что найдете на кухне. Важно все время присматривать за ребенком, чтобы он не проглотил посторонние предметы.
  • Ткань и сшитые из нее мешочки с различными наполнителями.
  • Конструктор.
  • Кубики.

С года до двух лет

Количество игрушек для развития мелкой моторики следует постепенно увеличивать. Все так же интересными и полезными для игры остаются крупы и мешочки с зерном, но малыш становится все старше и умнее, поэтому с имеющимися игрушками можно придумывать новые игры, требующие логического и обдуманного подхода.

Также в  игровую копилку можно добавить необычные атрибуты.

  • Вода. Попросите ребенка переливать воду из одной плошки в другую, разлив при этом как можно меньше жидкости.
  • Шнурки и шнуровка.
  • Бусины, пуговицы, прищепки и другие бытовые предметы.
  • Китайские палочки.
  • Пазлы и мозаика.
  • Рисование.

С 2 до 3 лет

Трехлетний ребенок – уже целостная личность. Это не грудничок, который тянет все в рот, таким способом познавая мир. В 2-3 года с ребенком можно играть в достаточно серьезные игры, требующие внимательности, ответственности, четкой последовательности действий.

  • Лепка из пластилина.
  • Работа с тестом.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Оригами.
  • Работа с ножницами и цветной бумагой.

Далее рассмотрим некоторые способы и игры, помогающие развить мелкую моторику рук у детей разных возрастов.

Развитие мелкой моторики у детей 3-4-5 лет: нормы, отклонения, методики развития

Конструктор для развития мелкой моторики у ребенка

Конструктор для детей – это не только модная игрушка, но и замечательный материал для изучения простых бытовых истин, а также способ во время игры развивать интеллект и мышление.

  • Выбирая конструктор, руководствуйтесь правилом: чем меньше ребенок, тем больше детали. Для самых маленьких лучше приобрести конструктор, состоящий их крупных элементов, которые точно не пролезут крохе в горло, если тот захочет попробовать их на вкус.
  • Игры с конструктором могут быть разные. Можно «строить» с ребенком здания и предметы только определенных цветов (учим цвета), можно предложить малышу посчитать детали (учим счет). Так или иначе, конструктор будет развивать у вашего ребенка мелкую моторику рук и улучшать его интеллект.

Развитие мелкой моторики у детей 3-4-5 лет: нормы, отклонения, методики развития

Лепка для развития тактильных ощущений

Пластилин известен всем. Это универсальное средство, которое применяется и в детских садах, и в домашних условиях и позволяет занять малыша на некоторое время. Лепить из пластилина любят почти все дети, но далее речь пойдет не о нем.

Существует более безопасный, нетрадиционный, но очень интересный способ развить мелкую моторику у крохи с помощью лепки. Это соленое тесто.

Готовится оно очень просто и быстро из продуктов, которые есть в любом доме, и при этом соленое тесто полностью безопасно (хотя оно съедобно, ребенок вряд ли станет его кушать).

Кроме того, поделки из теста можно сохранить на память, так как они застывают естественным путем (или их запекают в духовке), в отличие от пластилиновых шедевров.

Рецепт соленого теста

Вам потребуется:

  • мука – 250 грамм;
  • соль – 250 грамм;
  • вода – 125 мл.

Все ингредиенты смешайте и замесите тесто. Чтобы оно было более эластичным и не липло к рукам, в него можно добавить ложку растительного масла. Также существуют рецепты с добавлением клея, крахмала и даже сливок. Впрочем, лишние изыски ни к чему. Самое простое тесто из муки и соли отлично подходит для детских поделок.

Покажите ребенку несколько техник лепки: катание, расплющивание, разминание и т. д. Пусть кроха работает всей ручкой, вылепливает мелкие детали. Это отлично разовьет гибкость его пальчиков и мелкую моторику рук.

Развитие мелкой моторики у детей 3-4-5 лет: нормы, отклонения, методики развития

Рисование для развития мелкой моторики

Рисование учит малыша правильно держать кисть, что впоследствии поможет ему быстро и без проблем овладеть правописанием.

Для рисования можно использовать краски и кисточки, карандаши и фломастеры, мелки и пастель. А можно предложить малышу порисовать руками! Такое упражнение тоже будет очень полезно для  развития мелкой моторики. Но учтите, что рисовать пальчиками лучше, используя съедобные краски или, в крайнем случае, краски без содержания вредных веществ.

Можно создать съедобные краски самостоятельно. За основу возьмите детское пюре или манную кашу, а в качестве красящего пигмента используйте либо пищевые красители, либо соки овощей и фруктов.

Развитие мелкой моторики у детей 3-4-5 лет: нормы, отклонения, методики развития

Пальчиковые игры

Играть в пальчиковые игры можно начинать с рождения. Сначала движения ручками ребенка будет совершать мама. Но вскоре кроха сам поймет, что к чему, и станет шевелить пальчиками в такт песенке или стишку.

Пальчиковые игры – отличное упражнение, путем которого можно ускорить развитие мелкой моторики рук, стимулировать работу мозга, а также заложить основу для приучения ребенка к письму.

  1. Деткам до 6-7 месяцев можно делать пальчиковый массаж. Мама растирает каждый пальчик, произнося его имя. Например, можно использоваться потешку:Вставай, Большак!Вставай, Указка!
    • Вставай, Середка!
    • Вставай, Сиротка,
    • И крошка-Ерошка!
    • Привет, ладошка!
  2. К году ребенок уже может понимать, что от него требуется. В этом возрасте мама выступает лишь как инструктор. Она показывает чаду основные движения, которые ребенок должен повторять. Как правило, пальчики малыша изображают животных или людей.Также можно читать малышу стишок и совершать под него основные движения. Хлопайте в ладоши, соединяйте пальчики в щепотку, сжимайте ладонь в кулачок.
  3. С ребенком 3 лет и старше можно устроить представление теней. Лучше подберите зрителей из родственников, чтобы ребенку было интересно «репетировать» представление. Также для пальчиковых упражнений можно использовать различные предметы: орехи, бусины, пуговицы, ткань.

Развитие мелкой моторики у детей 3-4-5 лет: нормы, отклонения, методики развития

Игрушки для развития мелкой моторики

Для наглядности ниже приведен общий список игрушек, которые помогают развить тактильное осязание и «научить» пальчики малыша двигаться в соответствии с нервными импульсами мозга.

  1. Пирамидка.
  2. Кубики.
  3. Ребристые погремушки.
  4. Мячики разных размеров.
  5. Сортер.
  6. Книжки с выпуклыми картинками.
  7. Конструктор.
  8. Счеты.
  9. Пазлы.
  10. Лабиринты.
  11. Рамка со шнуровкой.
  12. Бусы.
  13. Кнопочные игрушки.

Развитие мелкой моторики у детей 3-4-5 лет: нормы, отклонения, методики развития

Развитие мелкой моторики по методике Монтессори

В методике Марии Монтессори большое внимание уделяется именно развитию мелкой моторики рук. В ее записях имеется множество игр, которые способствуют этому. Ниже представлены самые интересные из них.

«Как взрослый»

Дайте ребенку губку и несколько грязных чашек. Пусть кроха, подражая маме, вымоет посуду. Вам кажется это легким занятием? Для негибких детских пальчиков довольно сложно удержать чашку в воде и не выронить ее, также такое упражнение будет отличной тренировкой гибкости пальцев и развитием мелкой моторики рук.

Пуговицы

Дайте чаду кофту, куртку или другую вещь, на которой есть пуговицы, крючки и другие застежки. Можно сделать малышу специальный тренажер: объединить несколько застежек на одной вещи. Такое упражнение полезно для мелкой моторики, а также тренирует навык самообслуживания.

Сортировка

Возьмите две миски. На стол насыпьте горох и гречку (макароны и фасоль – выбирайте любые крупы). Попросите ребенка отсортировать одно от другого и разложить в две миски.

Слишком напоминает задание, которое мачеха придумала для Золушки? Возможно. Но такое задание является отличной тренировкой для маленьких детских пальчиков.

Только не переусердствуйте. Не нужно заставлять ребенка перебирать крупы, если ему это надоело или он устал.

Рисование на муке

Насыпьте на стол муку (манку, песок, сахар). Предложите крохе порисовать на присыпанной поверхности. Достоинство такого рисования в том, что рисунок можно легко стереть и начать заново.

Лоскутки

Возьмите несколько кусочков тканей с различной текстурой. Шерсть, крупная вязка, бархат, шелк. Предложите чаду потрогать каждый и описать свои ощущения.

Шнуровка

Очень хорошо развивают мелкую моторику у малышей обыкновенные шнурки. Можно приобрести специальную рамку со шнуровкой, а можно учить кроху на примере его собственных ботиночек.

Губка

Попросите кроху перенести воду из одной миски в другую с помощью обычной губки для мытья посуды. При этом малыш должен стараться, чтобы на стол попало как можно меньше капель. Это не только хорошее упражнение для пальчиков, но и обучение аккуратности.

Сборщик

Рассыпьте по полу мелкие предметы и попросите ребенка собрать их в миску или сумку. Можно также просить малыша называть цвет или «имя» каждого предмета.

Фокусник

Положите несколько предметов в шляпу или непрозрачный пакет. Ребенок на ощупь должен определить, что находится в пакете. Попросите кроху вытащить ту или иную вещь. Прежде чем исполнить это, ребенок будет долго изучать вещи пальчиками.

Эти и многие другие упражнения и игры призваны развить у ребенка умение управлять собственными ручками, а также обогатить список его навыков и способностей, научить мыслить логически.

Очень важно регулярно заниматься с малышом, но не докучать ему. Все занятия следует преподносить в игровой форме.

Источник: http://agushkin.ru/razvitie/sposoby-razvitiya-melkoj-motoriki.html

Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет

Вашему малышу исполнился один год. Он уже неплохо владеет руками. Может взять любою игрушку (предмет) рукой, пальцами или всей ладошкой. Любит бросать игрушки, сталкивать их с чем-либо. Умеет открывать и закрывать крышки коробок, банок.

Для того чтобы движения ручки ребёнка стали ещё более совершенными, предоставьте ему возможность манипулировать со всевозможными предметами, разными по форме, фактуре материала поверхности (флаконы, пузырьки, камешки, крупа, фольга, полиэтилен и т. д.).

  1. В 1,5 – 2,5 года детям даются более сложные задания: – застёгивание пуговиц; – завязывание и развязывание узлов (хорошо использовать различные шнуровки);
  2. – переливание воды из ёмкости с узким горлышком в ёмкость с широким горлышком.

Полезным и увлекательным занятием будет доставание игрушек из бассейна с крупой.

Для изготовления такого бассейна надо насыпать крупу (горох, фасоль, пшеницу, перловку) в таз, на дно тазика положить различные игрушки (желательно не очень крупные) и предложить малышу отыскать игрушки в этом бассейне.

Такое игровое упражнение не только способствует развитию мелкой моторики, но и массируют ручку вашего малыша, развиваются его тактильные ощущения.

Дальше, дорогие читатели, хочу предложить вашему вниманию упражнения для пальчиков. Для достижения результата выполнять упражнения необходимо ежедневно по 5-7 минут. Начинать работу лучше с упражнений, которые содержат элементы массажа. Предлагаю для занятий следующие упражнения.

  • Наша Маша варила кашу
  • Кашу сварила, малышей кормила.
  • (на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)
  • Этому дала, этому дала,
  • Этому дала, этому дала,
  • (на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)
  • А этому — не дала.
  • Свою тарелку разбил.
  • (со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)
  • «БЕЛОЧКА» (по мотивам народной песенки)
  • Сидит белка на тележке,
  • Продаёт свои орешки;
  • (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
  • Раз, два, три, четыре, пять,
  • Будем пальчики считать —
  • Все такие нужные.
  • (поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)
  • Наших деток не будите!
  • Птички станут щебетать,
  • Будут пальчики вставать.
  • (раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” — открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)
  • Раз, два, три, четыре, пять,
  • Мы идём грибы искать!
  • Этот пальчик в лес пошёл,
  • Этот пальчик гриб нашёл.
  • Этот пальчик чистить стал.
  • Этот пальчик жарить стал,
  • Этот пальчик всё съел,
  • Оттого и потолстел.
  • (попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
  • Раз, два, три, четыре, пять,
  • Вышли пальчики гулять!
  • Раз, два, три, четыре, пять,
  • В домик спрятались опять.
  • (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)
  • Раз, два, три, четыре, пять,
  • (загибать пальцы, начиная с большого)
  • Будем листья собирать.
  • (сжимать и разжимать кулачки)
  • Листья берёзы, листья рябины,
  • (загибать пальчики, начиная с большого)
  • Листья тополя, листья осины,
  • Листики дуба мы соберём.
  • «ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»
  • Есть игрушки у меня:
  • (хлопать в ладоши)
  • Паровоз и два коня,
  • Три ракеты, вездеход,
  • (загибать поочерёдно пальчики)
  • Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
  • Потерял пастух дуду.
  • (пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру на трубе)
  • А я дудочку нашла,
  • Пастушку я отдала.
  • (хлопки в ладоши)
  • Ну-ка, милый пастушок,
  • Ты спеши-ка на лужок,
  • Там Бурёнка лежит
  • На теляток глядит.
  • А домой не идёт,
  • Молочка не несёт.
  • Надо кашу варить,
  • Деток(можно произносить имя вашего малыша)
  • (указательным пальцем одной руки круговые движения по ладошке другой руки)

Упражнением «Пастушок» желательно заканчивать пальчиковую гимнастику, так как оно содержит элементы массажа.

Когда вашему малышу исполнится 2,5-3 года, начинайте разучивать упражнения без речевого сопровождения: ребёнку объясняют выполнение того или иного задания, демонстрируя действия на себе.

В этом возрасте рекомендую использовать фигурки с изображаением животных, птиц, предметов. Все фигурки — с небольшим стихотворным сопровождением.

  1. (большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам)
  2. Бабушка очки надела
  3. И внучонка разглядела.
  4. (левая ладонь — вертикально вверх, к её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе); если малыш легко выполнит упражнение, можно менять положение руки на счёт раз)
  5. Ножки, спинка и сиденье —
  6. Вот вам стул на удивленье.
  7. (левая рука — в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка; если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка)
  8. У стола 4 ножки
  9. Сверху крышка, как ладошка.
  10. (обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик)
  11. Лодочка плывёт по речке,
  12. Оставляя на воде колечки.
  13. (обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх)
  14. Пароход плывёт по речке
  15. И пыхтит он, словно печка.
  16. (внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперёд, средний палец и безымянный палец прижаты к ладони и охвачены большим пальцем)
  17. У козы торчат рога,
  18. Может забодать она.
  19. (пальчики сжаты в кулачок, указательный палец и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими)
  20. Жук летит, жук жужжит

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Источник: http://razvitielife.ru/vospitanie/psikhologiya/27760-razvitie-melkoj-motoriki-u-detej-ot-1-goda-do-3-let

Развитие моторики у детей

Развитие детской моторики является длительным процессом, который напрямую коррелирует с «взрослением» коры головного мозга.

Общая информация

Моторика – это совокупность произвольных и последовательных движений, в результате которых можно выполнить конкретное задание (например – сесть, шагнуть, сжать кулак).

Конечно же, для взрослых эта активность не представляет собой никакой сложности, ведь за годы жизни «тренировок» было достаточно, а в памяти вряд ли запечатлелись моменты, когда они только начали приобретать эти, на первый взгляд, элементарные навыки.

Следует отличать следующие виды моторики:

  • крупную – ориентирована на «автоматические» движения определенными группами мышц;
  • мелкую – касается точных движений руки, а также процессов, в которых нужно координировать работу глаз и верхних конечностей.
  • информацияКак мы упомянули выше, развитие мелкой и крупной моторики у детей тесно связано с появлением межнейронных связей в мозге и его развитием.
  • Это значит, что при рождении центральная нервная система малыша является незрелой – он умеет лишь бесцельно двигать ручками и ножками, и даже не может сконцентрировать взгляд на крупном предмете.
  • Но учитывая тот факт, что процессы развития обратно пропорциональны возрасту ребенка, уже к первому месяцу двигательные навыки чада заметно прогрессируют.

Крупная моторика у детей

В течение первого года в ходе ежемесячного медицинского осмотра врач оценивает развитие крупной и мелкой моторики у детей.

Далее эти проверки становятся реже, но все же остаются не менее важными, ведь каждое новое достижение, последовательность которых, в целом, предопределена, говорит нам о том, что ребенок развивается в соответствии с возрастом, и центральная нервная система, а также мышцы и костно-суставной аппарат – в порядке.

Возраст Крупная моторика
0-2 мес. Ребенок начинает поворачивать головку, лежа на спине, а движения ручками и ножками становятся более осознанными.
3-5 мес. Малышу удается все лучше и лучше контролировать головку, и он даже будет в состоянии поднять ее и плечики из положения «лежа на животе». Также теперь они могут свести ручки, но начинать играть в ладушки все же рановато.
6-8 мес. В этом возрасте малыш будет хватать ручками и подтягиваться таким образом, чтобы сесть из положения лежа на спине. Ну а, достигнув 8 месяцев, он уже будет способен сидеть без посторонней помощи. Также вскоре ребенок сможет садиться и из положения «лежа на животе».
9-11 мес. Период, в который малыш активно начинает изучать окружающий мир. Ведь теперь он отлично ползает и встает на ноги, держась за мебель.
12-14 мес. Ребенок взрослеет очень быстро, и уже на свой первый день рождения, возможно, он будет готов самостоятельно шагнуть. Конечно же, выглядит это нелепо – широко расставленные ножки, руки вытянуты перед собой. Но это всего лишь начало. Ближе к 14 месяцам ваше чадо будет карабкаться на невысокие стулья, кресла и поднимать с пола различные предметы.
15-17 мес. Помимо того, что ребенок уже будет хорошо ходить, он сможет довольно уверенно пятиться назад и шагать влево и вправо. Также вызовет большой интерес игра в мяч – ведь развитие моторики достигает уровня, когда ребенок может пинать предметы.
18-20 мес. Аккуратно, держась за ручки, карапуз впервые спустится и поднимется по лестнице. Будут и первые попытки бегать и прыгать.
21-23 мес. Бег и прыжки становятся обыденным делом, ребенок готов теперь «оседлать» трехколесный велосипед и также уверено сидеть за столом.
2 года Малыш учится балансировать – ему интересно ходить по бордюру, он очень старается удержаться. Теперь он отлично бегает, практически не падает и прыгает вниз.
3 года В этом возрасте ребенок спускается по лестнице на манер взрослых – чередуя левую и правую ногу.
4 года Ребенок к этому возрасту двигается очень уверенно – он даже способен удерживаться в течение 10 секунд на одной ноге, ловить мяч и очень уверенно управлять велосипедом.
5 лет К этому возрасту некогда сложные задания становятся совсем обыденными. Сидение, бег, прыжки – все это выполняется с легкостью и непринужденностью. К тому же, теперь можно легко перепрыгивать через препятствия и различать лево и право.

Развитие мелкой моторики у детей

Считается, что развитие мелкой моторики у детей является фундаментом будущих способностей и талантов ребенка.

Все дело в том, что центры, которые отвечают за нее, очень близко расположены к зонам внимания, мышления, координации, воображения, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти и речи.

Также существует тесная связь между развитием мелкой моторики и речи. Это научно доказанный факт, поэтому старайтесь как можно больше внимания уделить этой главе.

Развитие мелкой моторики также тесно связано с дальнейшей жизнью ребёнка – ведь координированные движения пальчиков и рук будут необходимы для того, чтобы производить некоторые неотъемлемые для жизни действия:

  • застегивать пуговицы;
  • писать;
  • рисовать и т.п.

важноИгры на развитие мелкой моторики имеют очень важную роль, ведь посредством игры ребенок запоминает последовательность движений, учится координировать, ну а вкупе с прибаутками они являются замечательными «тренерами» для развития речи.

Таким образом, можно извлечь огромную пользу с минимальными вложениями.

Главное, что нужно запомнить – это то, что развитие мелкой моторики у детей следует определенному шаблону. То есть ребенок постепенно учится выполнять простые задания, и уже исходя из них разучивает новые. Не расстраивайтесь, если малыш не схватывает их сразу – возможно, нужно вернуться на шаг назад и попробовать что-то проще.

Календарь развития мелкой моторики у ребенка

Ниже следует описание основных действий, связанных с мелкой моторикой, которые дети обычно могут выполнять в конкретном возрасте.

0-4 месяца

В этот период ребенок учится двигать ножками и ручками, таким образом, чтобы дотянуться до игрушки или другого предмета, который ему стал интересен. Контроль над правой и левой рукой – одинаковый.

Также малыши учатся координировать движения головы и глаз. К примеру, в этом возрасте ребенок поворачивает головку, когда слышит мамин голос.

Помимо этого, кроха может схватить игрушку, но это действие является рефлективным, а не осознанным.

4-12 месяцев

В течение этого периода малыш обретает больший контроль над ручками. Теперь с помощью только одной руки он может выполнять действия, которые ранее требовали использование обеих.

Ребенок хватает игрушку вполне осознано, и с 6 месяцев величина предмета, который берет ваш малыш, уменьшается.

Ближе к году увеличивается риск обструкции дыхательных путей – ведь в этом возрасте чадо способно взять в руку даже мельчайшую вещь.

Помимо этого, дети в этом возрастном промежутке учатся перекладывать предмет из одной руки в другую, а также переворачивать страницы в их любимых книгах и пинать мячик.

1-2 года

Ребенок уже хорошо держит равновесие, когда сидит, и он больше не использует ручки для того чтобы помогать себе в этом. Поэтому он вовсю используют их для игр. В этом возрасте дети также используют с одинаковым успехом правую и левую руку, но ближе к двум годам ребенок определяется с доминантной.

Движения пальчиками становятся все более уверенными. Кроха будет использовать указательный, чтобы лопнуть мыльный пузырь, но все же пока он держит карандаш всей рукой. До 24 месяцев он рисует лишь кружочки, а к двум годам способен на горизонтальные и вертикальные линии.

2-3 года

В течение этого периода развития балансировка, координация, а также контроль над туловищем дает больше возможностей для использования рук и пальчиков. В движениях теперь, в основном, используется кисть и предплечье.

После двух лет ребенок меняет манеру рисования. Теперь он держит карандаш так, будто бы указывая с его помощью на лист бумаги. Ближе к трем годам малыш хорошо рисует линии, круги, и понемногу создает с их помощью различные рисунки. Также в 36 месяцев ребенок должен быть способен разрезать лист бумаги на 2 части (не по ровной линии, конечно).

3-4 года

Ребенок хорошо использует для работы обе руки – одну доминантную, которой, к примеру, держит карандаш, и другую как вспомогательную – ей он фиксирует бумажный лист. Рисунки становятся более сложными, малыш пытается копировать фигуры из книг и раскрасок.

К четырем годам он держит ручку или карандаш тремя пальцами, таким же образом, как и взрослые. Считается, что теперь ваше чадо готово для освоения основных письменных навыков. Также он гораздо более умело использует ножницы: режет вдоль нарисованной линии.

4-5 лет

В этом возрасте развитие пальчиковой моторики достигает такого уровня, что малыш выполняет нужные движения только кистью, без использования предплечья и плеча (если только не требуется).

Ребенок уже хорошо раскрашивает, не выходя за контур. Вырезать квадрат также не составляет большой сложности.

5-6 лет

Движения рук хорошо скоординированы и гармоничны. Ручка уверенно должна быть удержана тремя пальцами, а ножницы – на манер взрослых. Мелкие детали учитываются во время раскрашивания.

Адекватное развитие мелкой моторики у дошкольников является путевкой в продуктивное дальнейшее обучение в первом классе, поэтому уделяйте чаду достаточно внимания и убедитесь, что он соответствует календарю взросления.

Упражнения на развитие мелкой моторики

  1. Упражнения на пальчиковую моторику – игры «Здравствуй, пальчик!», «Кто это приехал». Включайте воображение и инсценируйте. Можно устроить целый театр.
  2. Используйте пластилин – катайте шарики, просите ребенка слепить вам что-то конкретное. Начинайте всегда с самого простого и постепенно вводите более мелкие детали.
  3. Рвите на мелкие кусочки бумагу.Чем мельче будут кусочки, тем выше развитие мелкой моторики у малыша.
  4. Перебирайте бусы, четки, другие мелкие предметы. Выбирайте разные формы, размеры и фактуры, так вы будете развивать и чувство осязания у ребенка.
  5. Завязывайте узелки, а потом развязывайте их, застегивайте пуговки. Всегда руководствуйтесь принципом «от большого — к маленькому».

Игрушки для развития мелкой моторики у детей

Существует огромное количество различных предметов, которые могут поспособствовать развитию мелкой моторики. Для начала отметим тот факт, что вы можете использовать все что угодно для игр.

Даже сухой горох и фасоль может стать предметом развивашек. К примеру, смешайте разные сорта бобовых и попросите ребенка рассортировать. Конечно же, это не рекомендуется для детей младше 3 лет, ну а если ваше чадо перешагнуло этот рубеж – игра в Золушку будет как нельзя кстати.

  • Также можно играть с малышом в «Угадайку». Правила очень просты: завяжите ребенку глаза, и по очереди давайте ему в руки знакомые предметы. Просите описать их, а потом – угадать.
  • Канцтовары и наборы для рисования являются замечательными игрушками для развития мелкой моторики. Карандаши, фломастеры, детские ножницы, раскраски – всё это дает простор для фантазии.
  • Мозаика является замечательным дополнением. Существуют различные типы и размеры для детей любого возраста. Постепенно можно переходить и на паззлы. Они развивают логику, мышление, воображение, и, безусловно, моторику.
  • Куклы-перчатки – также замечательная возможность посодействовать многогранному развитию вашего чада.
  • Использовать их можно с самого раннего возраста, но в этом случае вести игру будет, конечно же, взрослый. Со временем можно передавать инициативу в руки ребенка.

Разыгрывайте знакомые сюжеты, а когда с ними не будет возникать никаких проблем – можно будет выдумывать и свои собственные.

Источник: http://deti.baby-calendar.ru/fizicheskoe/motorika/

Занятия по развитию моторики для малышей

Ваш малыш растет и развивается, с каждым днем и месяцем у него появляется все больше навыков и умений, а хаотичные движения его маленьких ручек становятся все более скоординированными и уверенными.

Активное развитие мелкой моторики крохи начинается еще до того, как ему исполнится один год. Он учится захватывать игрушки и погремушки, держать соску или бутылочку, брать пальчиками небольшие предметы.

Задача родителей как можно чаще проявлять инициативу, придумывая различные занятия для совершенствования мелкой моторики своего чада.

Зачем нужно развивать моторику?

Дело в том, что развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста напрямую связано с формированием их речевых функций.

  • Это обусловлено тем, что в мозгу любого человека, в том числе маленького, области, отвечающие за речь и за движение пальчиков, располагаются очень близко друг от друга и связаны между собой большим количеством нейронных связей.
  • Исходя из этого, чем чаще и активнее вы делаете со своим чадом различные упражнения на повышение ловкости пальцев, тем крепче становятся эти связи, а значит быстрее и правильнее формируется его речь.
  • Ученые доказали: чем более тонкую работу пальчиками способен выполнять ребенок, тем раньше он научится разговаривать. Зона мозга, отвечающая за эту функцию, связана также с отделами, отвечающими за память, внимание, воображение и координацию, а, следовательно, за общее развитие важных психических функций организма.
  • В современном мире вопрос о развитии у детей моторики стоит очень остро и актуально, связано это с образом жизни сегодняшнего подрастающего поколения. Во времена наших прародителей отсутствовала автоматизация процессов, а значит вся домашняя работа делалась вручную.

Вспомните как наши бабушки перебирали крупу или бобы, стирали руками белье, шили, вязали, сворачивали нитки в клубок, закручивали болтики или гайки, оттачивая мастерство и сноровку и, без того ловких пальцев. В настоящее время за нас это делают стиральные, швейные и вязальные машины, различные электроинструменты и прочая техника.

Поэтому крайне важно начинать специальные занятия в самом раннем детстве. Начиная с простейших упражнений, но постепенно усложняя и расширяя обучающие программы.

Польза развивающих занятий в жизни детей

Кроме положительного влияния таких уроков на психику и речь дошкольника, ловкие и сноровистые пальчики весьма пригодятся в бытовой повседневной жизни. Например, ребенок учится самостоятельно застегивать молнию на одежде, зашнуровывать ботинки, осваивает пуговицы и другие виды застежек. То есть совершенствует навык самообслуживания.

  • Умение правильно держать в руках карандаш, ручку или кисточку в возрасте 4-5 лет, станет огромным подспорьем в быстром освоении навыка письма и рисования.
  • Зачастую, только отведя сына или дочку в первый класс, родители с удивлением узнают о недостаточно развитой моторике у их чада.
  • Вот тут-то и случаются первые проблемы у начинающего школьника, вместо начертания своих первых палочек и крючочков, и запоминания нового учебного материала он учится правильно держать в пальцах ручку или карандаш. Такая учеба становится для малыша настоящим мучением!

Поэтому начинать тематические уроки с дошкольниками нужно с раннего детства, оптимальным считается возраст 2-х лет, когда кроха уже все понимает и умеет произносить ряд слов, а иногда и предложений. Заниматься развивающей деятельностью нужно регулярно, а не от случая к случаю, лучше, если у вас будет разработана определенная недельная программа и расписан четкий план каждого урока.

Особенности, отклонения и нормы формирования моторики у детей 4-5 лет

Разрабатывая план уроков для детей 4-5 лет, необходимо учитывать особенности их развития и умения, которых они достигли к среднему дошкольному возрасту.

  • В этот возрастной период движения детей все больше похожи на движения взрослых;
  • Полученные в возрасте 2-3 лет навыки становятся более отточенными и совершенными;
  • Дети приучаются к порядку и раскладыванию вещей на свои места;
  • При захватывании какого-либо предмета в ход идет не только ладонь, но и пальцы;
  • Ребятишки учатся рисовать круги и другие фигуры, вырезать и клеить аппликации;
  • Умеют раздеваться и одеваться;
  • Движения рук малыша неразрывно связано со зрением и происходят под неустанным зрительным контролем;

Существуют общепринятые нормы развития детей, которые наглядно описывают что должен уметь дошкольник в возрасте 4-5 лет.

  • Малыш умеет стучать предметом о предмет;
  • В состоянии зачеркнуть свой же рисунок;
  • Умеет рисовать вертикальные линии;
  • Срисовывает различные геометрические фигуры;
  • Может взять любой, даже очень маленький предмет двумя пальчиками – указательным и большим;
  • Может нарисовать человечка с ручками и ножками.

Если большая часть навыков из этого перечня не вызывает у крохи каких-либо затруднений, значит, его моторика формируется согласно установленным нормам.

Если же в поведении и умениях ребенка наблюдаются следующие отклонения, задача родителей и педагогов уделять больше времени и внимания соответствующим занятиям.

  • Движение рук не четкие, а больше похоже на хаотичные;
  • Ребенок не умеет/или плохо умеет себя обслуживать: самостоятельно кушать, одеваться и раздеваться, убирать за собой игрушки.
  • Плохо развиты навыки лепки, рисования, конструирования, аппликации;
  • Нет умения держать ложку, карандаш, ножницы.

Чтобы выявить описанные выше отклонения, родители могут провести ряд тестов, но за точным заключением, конечно, лучше обратиться к специалисту.

  • Прочтите вместе с малышом какую-нибудь потешку, обыгрывая ее различными жестами, а затем предложите ему повторить их за вами;
  • Попеременно на каждой руке сжимать и разжимать кулачки. То есть, сначала левая ладонь раскрыта, правая сжата, затем нужно медленно поменять положение рук, с точностью до наоборот;
  • Попросите кроху пошагать по столу или полу двумя пальчиками руки, указательным и средним, или загнуть поочередно все пальцы, как бы считая;
  • Попросите его собрать пирамидку или матрешку и следите за правильной последовательностью фигурок или колец;
  • Попросите малыша заштриховать линиями разных направлений любую геометрическую фигуру, проследите, чтобы штриховка не выходила за контур.
  • Предложите ему перерисовать любой несложный рисунок, особенно уделяйте внимание правильной прорисовке мелких деталей.

Попросив сына или дочку выполнить эти несложные задания, родители могут подвести итог. Если в возрасте 3-х лет допустимо правильное выполнения 1/3 части предложенных упражнений, то к 5 годам малыш должен уметь делать около 90% упражнений. Если же его умения не соответствуют нормам, родители и педагоги обязаны больше времени уделять занятиям по развитию моторики.

Развивающие занятия для детей 4-5 лет

По достижению ребенком возраста 3х лет, его постоянными спутниками в играх должны стать различные пазлы, мозаика, конструкторы и шнуровки. Занимаясь с детьми, взрослым надо использовать разнообразные «пальчиковые игры».

Игра «Фонарики»

Взрослый комментирует свои действия и говорит: «Фонарики зажглись», при этом разжимая сжатые в кулаки пальцы. Затем «фонарики гаснут», а рука вновь сжимается в кулак. Ребенок, сидящий напротив, должен повторять движения.

  • Эффективной деятельностью, направленной на развитие мелкой моторики, станет лепка из пластилина или отыскивание в тазике с песком или крупой, различных предметов: бусинок, шариков или пуговиц.
  • Можно предложить чаду выкладывать пуговицы, очерчивая ими контур какого-либо рисунка или нанизывать бусы с большими отверстиями на тонкую веревочку.
  • Старайтесь уделять занятиям с ребенком как можно больше времени и ваши труды быстро дадут положительные результаты.

Источник: https://rebenokrazvit.ru/deti-doshkolnogo-vozrasta/razvitie-sluxa-i-rechi/zanyatiya-po-razvitiyu-motoriki-dlya-malyshej.html

Ссылка на основную публикацию