Развитие зрения у детей на первом и втором году жизни: зрительные возможности новорожденного и малышей постарше

Зрение является одной из важнейших функций организма. И в связи с тем, что с каждым годом все больше детей сталкивается с близорукостью, дальнозоркостью и другими нарушениями, родителей все чаще начинает заботить этот вопрос. Им важно разобраться, откуда берется патология и можно ли на это как-то повлиять, пока ребенок еще совсем маленький. Ведь развитие зрения у детей проходит несколько этапов на протяжении всего периода взросления. И следует знать, как можно повлиять на зрение будущего ребенка, пока он еще находится в утробе матери. Развитие зрения у детей на первом и втором году жизни

Вы уже имели возможность познакомиться с тем, как влияет здоровый сон ребенка на его развитие, а в этой статье мы поговорим о зрении и его улучшении у детей.

Зрение малыша в период его вынашивания

Развитие зрения у детей на первом и втором году жизни

Известно, что зрение развивается у деток еще до момента их рождения. И на правильное функционирование зрительных центров головного мозга будет влиять то, как женщина в период беременности заботится о себе и как она сама подходит к столь важному периоду. Следует во всем прислушиваться наблюдающего врача, выполнять его рекомендации касающиеся питания и режима дня.

Чтобы уже у рожденного малыша не возникло никаких проблем со зрением, женщине надо исключить употребление алкогольных напитков, перестать курить и, конечно, полностью забыть о наркотических веществах.

  • Все эти токсины могут спровоцировать появление серьезных патологий у будущего малыша, в том числе и касающихся зрительной системы. Особенно опасным становится курение.
  • Вдыхаемый дым содержит огромнейшее количество химических соединений, наносящих вред и малышу, и его маме.
  • Также опасным может стать прием многих лекарственных препаратов в период беременности. Больше всего это касается Аспирина. Употребление такого рода медикаментов ведет к рождению ребенка с очень маленьким весом, что содействует замедленному общему развитию.
  • А это негативно влияет и на нормальное функционирование зрительной системы.

Поэтому если в период вынашивания малыша возникает необходимость принимать какие-нибудь лекарственные препараты, то предварительно следует пройти консультацию у своего лечащего врача, который решит, целесообразно ли пить медикаменты, даже если они изготовлены с использованием растительных компонентов.

Зрительные возможности новорожденного

Развитие зрения у детей на первом и втором году жизни
Зрительная система только что рожденного ребенка еще лишь формируется. Поэтому на протяжении нескольких первых недель мелкие детали малышам не видны. Изображение, возникающее перед ними, носит нечеткие очертания. И что интересно, оно в основном содержит серые оттенки. А вот формироваться зрение начинает уже спустя 2 месяца. И в этот период родители должны наблюдать за своим чадом, чтобы заметить нарушения, если они вдруг начнутся.

Все детки появляются на свет с некоторой степенью дальнозоркости. Это обусловлено немного другой формой глазного яблока, нежели у взрослых. Оно меньше в диаметре, и его форма немного сплюснута.

Однако в процессе взросления малыша его глаза также растут, и система зрения постепенно приходит в норму. И к 3 годам он должен уже видеть хорошо.

Но вот если при рождении количество диоптрий больше, чем должно быть, тогда даже в период взросления дальнозоркость не исчезнет.

Встречаются и такие случаи, когда глазное яблоко не прекращает свой рост, и тогда развивается миопия. А иногда у новорожденных уже имеется астигматизм.

Данная патология изначально, в большинстве случаев, развита слабо и обычно к концу первого года проходит сама по себе.

Но вот если астигматизм выявлен в превышении одной диоптрии, тогда и в юношеском возрасте это будет негативно влиять на качество зрительных возможностей. И в этом случае может понадобиться коррекция.

Развитие зрения у детей на первом и втором году жизни
Когда родители сталкиваются с одной из этих патологий у своего чада, им следует сразу обратиться за консультацией к специалисту. Не стоит ждать, пока наступит определенный возраст, чтобы начинать принимать какие-то меры. Ведь промедление может привести не только к существенному снижению зрительных возможностей, но и к развитию некоторых заболеваний глаз.

В основном речь идет о косоглазии и амблиопии. И чтобы вовремя заметить имеющиеся нарушения, проверять зрение малыша следует с определенной регулярностью. Необходимо пройти и обследование на зрачок, когда выявляется, широкий он или узкий. Для этого ребенку закапывают препарат Атропин в течение первой недели рождения.

Это помогает уже на начальной стадии определить некоторые имеющиеся патологии.

В родильном доме специалист должен обязательно осмотреть глаза ребенка, чтобы сразу исключить наличие катаракты или других врожденных заболеваний. Такие недуги следует лечить на начальном этапе, чтобы потом снизить отрицательное их влияние на процесс развития и формирования детского зрения.

Родителям не стоит в первые недели беспокоиться о том, если их малыш не фокусируется на предметах, приближенных к его лицу. Дело в том, что это считается нормой. Ребенку потребуется время, чтобы научиться это делать.

Но чтобы помочь ему, специалисты не рекомендуют родителям в первый месяц резко и кардинально менять свою внешность. Также стоит знать, что глазки ребенка не очень чувствительны к яркому свету.

Поэтому ночью в его комнате можно спокойно оставлять включенный ночник.

Что касается различия цветов, то постепенно новорожденный их тоже начинает отличать между собой. Серость исчезает. Однако проблема может возникнуть с фиолетовым и синим цветами, так как они для детского восприятия даются с трудом. Но в последующем это проходит.

И чтобы на ранних этапах стимулировать детское зрение, мамы и папы могут чаще использовать предметы и игрушки ярких цветов, надевать контрастные вещи и знакомить свое чадо с вещами разнообразных форм.

Эти же рекомендации касаются и оформления комнаты, а также спального места ребенка.

Развитие зрения у детей на первом и втором году жизни
Развитие зрения у детей в 2 и 3 месяца

Развитие зрения у детей на первом и втором году жизни

Начиная с 5 недели, с детским зрением происходят изменения. Именно в такой период его острота усиливается. Младенец учится неотрывно вести свой взгляд за предметами, которые двигаются возле него. Поэтому ручка малыша постоянно тянется за игрушкой, которая маячит возле лица либо висит сбоку кроватки. Родители могут заметить, что их чадо начинает поворачивать голову, пытаясь перевести взгляд с одного интересного предмета на другой. В этот же период глазки приобретают чувствительность к свету.

  • В 2 и 3 месяца специалисты советуют мамам и папам каждый день знакомить ребенка с новыми предметами и объектами, которые будут отличаться размером, расцветкой и формой. Очень полезно, если часто будет меняться расположение самой кроватки.
  • Можно брать малыша на руки и медленно ходить с ним по комнате, чтобы он визуально знакомился с интерьером и с окружающим миром. Это все поможет стимулировать зрение. При этом следует разговаривать с ним и рассказывать ему о новых вещах.
  • В течение дня нужно обязательно выкладывать младенца на живот, что позволит ему получать первый не только двигательный, но и зрительный опыт. А к концу третьего месяца следует нанести визит офтальмологу, чтобы исключить имеющиеся нарушения.

Ближе к четвертому месяцу родители могут заметить, что их ребенок пытается схватить солнечный блик на своем одеяле либо потрогать цветочный орнамент на маминой одежде. И это говорит о хорошем развитии его зрительной системы. В такие моменты он учится оценивать расстояние до понравившихся предметов и их объемность. Детки знакомятся с понятием плоскости.

Зрение в период с 4 по 6 месяц

Когда малышу исполняется 6 месяцев, его головной мозг проходит свой этап формирования, особенно в части активизации зрительного центра. Он начинает более четко видеть окружающее пространство с мельчайшими деталями и предметами.

Само движение глаза меняет свою скорость и становится быстрым. Ребенок уже с полной точностью наблюдает за игрушками и родителями, которые передвигаются по комнате.
Острота зрения малыша тоже к этому времени сильно улучшается.

Он уже умеет различать все присутствующие в комнате цвета. Родители могут определить координацию ребенка. Она прямо прослеживается между глазами и действием его рук.

Это позволяет деткам в свои 6 месяцев быстро находить нужные игрушки или вещи, брать их в ладошки и направлять, например, в рот. И конец 6 месяца тоже является тем рубежом, когда снова надо будет посетить офтальмолога.

7 и 12 месяц в отношении детского зрения

В этот возрастной период дети должны научиться абсолютно точно координировать свое зрение со всеми движениями, которое делает их тело. Это позволит им правильно визуально оценивать расстояние до предполагаемого объекта. В итоге малыш уже более быстро и точно хватает лежачий перед ним предмет, а также умеет бросать его по направлению к маме или папе.

В этот период родители должны быть крайне внимательными. Дело в том, что ребенок начинает очень активно исследовать весь окружающий мир. Из-за этого некоторые детки сталкиваются с травмами глаз. Чтобы избежать этого и развить координацию своего чада, можно попробовать использовать различные игры, где требуется соизмерять скорость и расстояние, а также фокусировать свое зрение.

Чтобы родителям самостоятельно понять об отсутствии проблем с развитием зрительной системы, они должны понаблюдать за своим малышом. Он должен уже уметь различать самые мелкие и крупные игрушки, видеть миниатюрные детали, а также замечать и реагировать на перемещение фигурок.

Когда ребенку исполнится год, родители снова должны нанести визит офтальмологу. В этот период взросления врач может обнаружить имеющиеся нарушения, которые в последующем будут оказывать свое негативное влияние на развитие зрения у детей.

В первую очередь это касается деток, входящих в зону риска, например, у которых один или сразу оба родителя столкнулись с нарушениями зрения.

Также если ребенок был рожденным недоношенным и с очень маленьким весом, а еще, если кто-то из близких родственников болеет таким заболеванием, как глаукома.

  • Развитие зрения у детей перед школой

Самим родителям очень сложно вовремя заметить и определить нарушения, которые имеются у их ребенка с органами зрения. Поэтому обязательно посетить специалиста надо будет в 3 года, в 5 лет и перед походом в школу (6-7 лет). Такой профилактический осмотр позволит выявить уже имеющиеся проблемы.

Ранее мы писали про средство Биокулист для решения проблем со зрением.  Особенно если это касается развития дальнозоркости или близорукости. Иногда в таком возрасте дети сталкиваются с такими недугами, как амблиопия и косоглазие. К их терапии нужно приступать на ранних стадиях, так как потом могут возникнуть определенные трудности.

Помимо этого, мамы и папы должны постараться сохранить хорошее зрение своего ребенка. Поэтому нельзя разрешать ему долго смотреть мультики по телевизору или компьютеру. Не стоит ему в ранние годы давать планшет. Его детки обычно достаточно близко держат возле глаз, что постепенно приводит к снижению зрительных возможностей.

Также нельзя позволять ребенку смотреть телевизор в лежащем положении и при полном отсутствии света. Во время такого просмотра на зрительную систему оказывается колоссальная нагрузка, что приводит к нарушениям глазного давления и к изменению структуры хрусталика.

Выполняя все эти несложные рекомендации, родители смогут помочь своему ребенку сохранить четкость зрения.

А еще специалисты советуют приучить своего малыша регулярно делать гимнастику для глаз, особенно если на них оказывалась нагрузка. Это могут быть вращения в обе стороны, резкое закрытие и открытие глаз. Родители должны быть бдительными до того момента, пока ребенок пойдет в школу.

И если он жалуется на жжение и усталость глазок, белок при этом заметно краснеет, либо малыш рассказывает о том, что видеть он стал хуже, тогда откладывать визит к врачу не стоит. Заболевания глаз имеют свойство прогрессировать, поэтому их лучше выявлять и лечить на самих ранних этапах.

Источник: https://mon-mari.ru/razvitie-zreniya-u-detej/

Развитие зрительных функций у детей

Развитие зрения у детей на первом и втором году жизни

Световая чувствительность появляется сразу после рождения. С самых первых дней жизни ребенка свет оказывает стимулирующее действие на развитие зрительной системы в целом и служит основой формирования всех ее функций. Однако, под действием света у новорожденного не возникает зрительный образ, а вызываются, в основном, неадекватные защитные реакции. Световая чувствительность у новорожденных резко снижена, причем в условиях темновой адаптации она в 100 раз выше, чем при адаптации к свету. К концу первого полугодия жизни ребенка световая чувствительность существенно повышается и соответствует 2/3 ее уровня у взрослого, а к 12–14 годам становится почти нормальной. Пониженную световую чувствительность у новорожденных объясняют недостаточным развитием зрительной системы, в частности сетчатки. Расширение зрачка в темноте у них происходит медленнее, чем его сужение на свету. Но уже на 2–3-ей неделе в результате появления условно-рефлекторных связей начинается усложнение деятельности зрительной системы, формирование и совершенствование функций предметного, цветового и пространственного зрения.

Центральное зрение

Центральное зрение появляется у ребенка только на 2–З-м месяце жизни.

В дальнейшем происходит его постепенное совершенствование — от способности обнаруживать предмет до способности его различать и распознавать.

Возможность различать простейшие предметы обеспечивается соответствующим уровнем развития зрительной системы, а распознавание сложных образов уже связано с развитием интеллекта.

Развитие зрения у детей на первом и втором году жизни

Острота зрения новорожденного крайне низка, по данным исследований она составляет 0,005–0,015. В течение первых месяцев постепенно возрастает до 0,01–0,03. К 2-м годам она повышается до 0,2–0,3 и только к 6–7 годам (а по разным данным и к 10–11) достигает 0,8–1,0.

Цветовосприятие

Параллельно развитию остроты зрения происходит становление цветовосприятия. В ходе исследований выявлено, что способность распознавать цвет впервые появляется у ребенка в возрасте 2–6 мес.

Различение цветов начинается, прежде всего, с восприятия красного цвета, возможность же распознавать цвета коротковолновой части спектра (зеленый, синий) появляется позже. К 4–5-ти годам цветовое зрение у детей уже хорошо развито, но продолжает совершенствоваться.

Аномалии цветоощущения у них встречаются приблизительно с такой же частотой и в таких же количественных соотношениях между лицами мужского и женского пола, как и у взрослых.

Границы поля зрения у детей дошкольного возраста примерно на 10% уже, чем у взрослых. К школьному возрасту они достигают нормальных величин. Размеры слепого пятна по вертикали и горизонтали, определенные при исследовании с расстояния 1 м, у детей в среднем на 2–3 см больше, чем у взрослых.

Бинокулярное зрение

Бинокулярное зрение развивается позднее других зрительных функций. Главная особенность бинокулярного зрения состоит в более точной оценке третьего пространственного измерения — глубины пространства. Можно выделить следующие основные этапы развития пространственного зрения у детей.

  • При рождении ребенок сознательного зрения не имеет. Под влиянием яркого света у него суживается зрачок, закрываются веки, голова толчкообразно откидывается назад, но глаза, при этом, бесцельно блуждают независимо друг от друга.
  • Через 2–5 нед. после рождения сильное освещение уже побуждает ребенка удерживать глаза относительно неподвижно и пристально смотреть на световую поверхность.
  • К концу первого месяца жизни оптическое раздражение периферии сетчатки вызывает рефлекторное движение глаза, в результате которого световой объект воспринимается центром сетчатки. Эта центральная фиксация вначале совершается мимолетно и только на одной стороне, но постепенно, в связи с повторением, она становится устойчивой и двусторонней. Бесцельное блуждание каждого глаза сменяется согласованным движением обоих глаз. Формируется физиологическая основа бинокулярного зрения.

Таким образом, бинокулярная зрительная система формируется, несмотря на еще явную неполноценность монокулярных зрительных систем, и опережает их развитие. Это происходит для того, чтобы в первую очередь обеспечить пространственное восприятие, которое в наибольшей мере способствует лучшему приспособлению организма к условиям внешней среды.

Развитие зрения у детей на первом и втором году жизниВ течение 2-го месяца жизни ребенок начинает осваивать ближнее пространство. В первое время близкие предметы видны в двух измерениях (высота и ширина), но благодаря осязанию ощутимы в трех измерениях (высота, ширина и глубина). Закладываются первые представления об объемности предметов.

На 4-м месяце у детей развивается хватательный рефлекс. При этом направление предметов большинство детей определяют правильно, но расстояние оценивается неверно. Ребенок ошибается также в определении объемности предметов: он пытается схватить солнечные блики и движущиеся тени.

Со второго полугодия жизни начинается освоение дальнего пространства. Осязание при этом заменяют ползание и ходьба. Они позволяют сопоставлять расстояние, на которое перемещается тело, с изменениями величины изображений на сетчатке и тонуса глазодвигательных мышц, создаются зрительные представления о расстоянии.

Эта функция обеспечивает трехмерное восприятие пространства и совместима лишь с полной согласованностью движений глазных яблок и симметрией в их положении. Механизм ориентации в пространстве выходит за рамки зрительной системы и является продуктом сложной деятельности мозга.

В связи с этим дальнейшее совершенствование пространственного восприятия тесно связано с познавательной деятельностью ребенка.

Значительные качественные изменения в пространственном восприятии происходят в возрасте 2–7 лет, когда ребенок овладевает речью и у него развивается абстрактное мышление. Зрительная оценка пространства совершенствуется и в более старшем возрасте.

В дальнейшем развитии зрительных ощущений ребенка принимают участие как врожденные механизмы, выработанные и закрепившиеся, так и механизмы, приобретенные в процессе накопления жизненного опыта.

Источник: https://excimerclinic.ru/babyvision/evolution/

Развитие зрения детей и его особенности

Развитие зрения у детей на первом и втором году жизни

Орган зрения ребенка состоит из глазного яблока, зрительных нервов и зрительных центров в головном мозге. В глазном яблоке расположены его оптическая система и светочувствительный слой – сетчатка. Оптическая система глаза состоит из роговицы, передней и задней камер, заполненных водянистой влагой, хрусталика и стекловидного тела. Вокруг глаза расположены глазодвигательные мышцы. Оптическая система создает изображение на сетчатке, в клетках которой происходит трансформация световых сигналов в нервный импульс. Нервный импульс по зрительному нерву передается в головной мозг.

Движения глаз осуществляется с помощью шести мышц. Глаза находятся в непрерывном движении; существуют разные виды движения глаз.

Орган зрения ребенка проходит несколько этапов развития.

Первый этап – это формирование предметного зрения. В первые дни жизни взгляд у ребенка блуждающий, движения глаз не сопряжены. К 2-3 месяцам появляется предметное зрение – ребенок смыкает веки при быстром приближении предмета, рассматривает свои ручки, узнает материнскую грудь.

В 6-8 месяцев  у ребенка возникают способности различать простые геометрические фигуры, видеть себя в зеркале, в 12 месяцев узнавать себя на фотографиях.

В дальнейшем пространственное зрение быстро прогрессирует, чему весьма способствует умение ребенка ходить и исследовать окружающие удаленные объекты с помощью не только глаз, но и рук.

Ко второму году жизни дети уже могут различать рисунки.

Второй этап – это формирование бинокулярного зрения.

Бинокуляное зрение означает зрение двумя глазами. Наивысшая степень бинокулярного зрения обозначается как глубинное, пространственное, стереоскопическое. Восприятие глубины возможно только двумя глазами. Зрение одним глазом дает представление лишь о высоте, ширине, форме предмета, но не позволяет судить о взаиморасположении предметов в пространстве.

Бинокулярное зрение – важная зрительная функция. Формируется бинокулярное зрение к 7-15 годам. Но уже с 6-8 недельного возраста появляются ассоциированные одноименные движения, когда глаза направляются в одну сторону. С 3-го месяца возникает конвергенция, также имеющая значение для развития бинокулярного зрения.

С 5-6 месяцев начинает формироваться фузия – способность к слиянию изображений, появляющихся на обеих сетчатках, в однокорковое. Фузия укрепляется 5-6 годам. Фузия может быть врожденно слабой, а то и вовсе отсутствовать. Отрицательно действуют на фузию истощающие заболевания, повреждение черепа, психические травмы, ослабляя и даже уничтожая фузионную способность.

  • Третий этап – это эмметропизация глаз.
  • Подавляющее большинство детей (по разным данным – до 80% и более) рождаются гиперметропами, что обусловлено короткой передне-задней осью глазного яблока новорожденного (16-18vмм).
  • По мере роста глазного яблока гиперметропия постепенно уменьшается до +1,0D или переходит в эмметропию.

Проверка зрения у детей

Проверка глаз и зрения у детей младшего о дошкольного возраста должна осуществляться как можно раньше.

Как можно проверить зрение малыша, что он именно видит? Такая проверка осуществляется косвенным образом: малыш сидит на руках у мамы, один глаз у него прикрыт, и ему показывают игрушки, яркие картинки.

Начиная с года остроту зрения у детей можно исследовать с помощью показа им с различных расстояний неодинаковые по величине игрушки, с трех лет – детские таблицы для определения остроты зрения.

Следует помнить, что острота зрения, равная 1,0 и более, формируется у большинства детей к 6-7 годам. Поэтому не всегда зрение меньше 1,0 обязательно связано с какими-то аномалиями или патологическими изменениями со стороны зрительного анализатора.

В 1 год – 0,3-0,6; в 2 года – 0,4-0,7; в 3 года – 0,6-1,0; в 4 года – 0,7-1,0; в 5 лет 0,8-1,0;  в 6-7 лет – 0,9-1,0; в 8-15 лет 0,9-1,0.

Исследование остроты зрения  у детей имеет очень важное значение. Ее нарушение может свидетельствовать о ряде тяжелых заболеваний, связанных с нарушением свойств роговицы, хрусталика, стекловидного тела, сетчатки, зрительного нерва и зрительных центров.

Основные формы зрительной патологии

Аномалии рефракции являются клинико-анатомическим признаком, наиболее часто встречающимися у детей с патологией зрения.

Дальнозоркость и дальнозоркий астигматизм – одна из частых причин понижения зрения в детском возрасте. По данным медицинского осмотра детей это патология составляет 37,1%. На втором месте – слабость аккомодации – 29%.

Близорукость чаще стала встречаться в дошкольном возрасте, удельный вес составляет 7,4%.

Установлено, что количество близоруких школьников увеличивается по мере перехода с юга на север.

Косоглазие – сложный зрительный дефект, который отрицательно сказывается на функциях глаза и внешнем облике ребенка. На земном шаре имеется около 120 миллионов косящих.

Оно отрицательно влияет на психическое развитие ребенка и ограничивает профессиональную пригодность во многих гражданских профессиях и военных специальностях.

Основной симптом косоглазия – это нарушение в симметричном положении глаз при взгляде прямо или при других направлениях взора. Принято различать сходящееся косоглазие и расходящееся. Нередко имеется вертикальный компонент.

Предупреждение развития косоглазия и его осложнений является одной из важнейших задач работы по охране зрения у детей. Родовые кровоизлияния в центральную нервную систему – одна из частых причин паралитического косоглазия.

Индивидуальная профилактика косоглазия у каждого ребенка состоит в охране его зрения с первых дней жизни. Недостаточное, а равно слишком яркое освещение, прямые солнечные лучи, свет от незащищенной лампы неблагоприятны для глаз.

Подвешивание игрушек на близком расстоянии от ребенка вызывает напряжение аккомодации и конвергенции, может способствовать развитию косоглазию и близорукости. Лечение косоглазия – очень сложный и длительный процесс.

Другие причины снижения зрения

  • Патология хрусталика. Наиболее распространенной патологией хрусталика является его помутнение – катаракта. Катаракта – одна из причин слепоты и слабовидения у детей.
  • Патология сосудистого тракта – это чаще всего врожденные хориоретиниты тосоплазмозной этиологии.
  • Патология зрительного нерва – это атрофии зрительного нерва, врожденные аномалии развития зрительного нерва.
  • Врожденная глаукома или «водянка глаза» — это повышение внутриглазного давления.
  • Ретинобластома –это злокачественная опухоль на глазном дне(сетчатке).
  • Ретинопатия недоношенных.
  • Патология сетчатки – это дистрофии, отслойка сетчатки  при высокой степени близорукости, при травмах, при сотрясениях тела.

Крупнейший немецкий естествоиспытатель прошлого века Г.

Гельмгольц писал: «Из всех органов чувств человека глаз всегда признавался наилучшим даром  и чудеснейшим произведением творческой силы природы».

Источник: https://www.cheldeti.ru/health/articles/razvitie_zreniya_detey_i_ego_osobennosti.html

Зрение новорожденного до 1 года: норма и патология

Зрение — самый информативный и в тоже время самый хрупкий внешний анализатор. Именно при помощи глаз человек получает большую часть информации об окружающем мире.

Зрительные центры связаны и оказывают сильное влияние практически на все жизненно важные структуры головного мозга (зрение участвует в пищеварительной, двигательной, вестибулярной, половой и др. видах деятельности организма).

Особенно важным в становлении и развитии зрения является первый год жизни, когда глаза и детский организм в целом легко подвержен различным вредным влияниям как внутренних, так и внешних факторов.

Если в этом возрасте произошло поражение зрительного органа, то у ребенка развиваются нарушения координации движений, младенец испытывает страх перед окружающим миром, что часто приводит к значительному отставанию в развитии ребенка, так как остальные органы чувств не в состоянии полноценно компенсировать дефицит информации.

В первый год зрение ребенка развивается очень интенсивно.

Практически полная слепота новорожденного младенца (ненаправленное световосприятие) за несколько месяцев перерастает в способность анализировать предметы и их движение, оценивать и сравнивать предметы по их различным, в том числе цветовым, характеристикам. Поэтому особенно важно для родителей понимать основные принципы развития зрения у детей первого года жизни и знать о ранних признаках появления патологии глаз.

Развитие зрительной системы

В развитии органа зрения существует несколько периодов. Самый важный из них — это закладка и внутриутробное формирование. На этом этапе действие повреждающих факторов может привести к катастрофическим последствиям (аномалиям развития — гипоплазиям зрительных нервов, врожденной катаракте, глаукоме; воспалениям оболочек глаза; и т.д.).

Следующий период — от рождения до 1 года. В это время активно развиваются участки зрительной коры головного мозга, получающие информацию об окружающем мире. Тренируется одновременное движение глаз, формируется визуальный контроль движения рук, заполняется «библиотека» зрительных образов.

Если на этом этапе возникают ограничение поступления света к сетчатке (нарушение прозрачности оптических сред глаза), нарушение фокусировки предметов (наличие близорукости или высокой степени дальнозоркости) или ухудшение восприятия зрительных образов (поражение зрительных нервов, зрительных центров головного мозга), то зрение может остановиться на начальном этапе развития и не сформироваться до нормального уровня.

Сразу после рождения ребенок способен воспринимать только наличие или отсутствие источника света. В первые месяцы жизни перед ребенком, как из тумана, проявляются различные объекты окружающего мира.

Сначала младенец только фиксирует взгляд на крупных предметах (первый месяц), затем пытается прослеживать их перемещение в пространстве — изучает проходящих мимо родителей, следит за движущимися игрушками (3-4 месяц).

Не следует в этом возрасте подвешивать игрушки непосредственно перед глазами — расположите их по сторонам от ребенка или на ногами.

В 6 месяцев острота зрения ребенка позволяет ему наблюдать за мелкими объектами, визуально узнавать «своих», хватать и бросать игрушки, познавая при этом трехмерность пространства. Поместите погремушки и  «шуршалки» в районе движения рук ребенка для облегчения их захвата.

Годовалый малыш уже собирает «мелкий мусор» на полу, активно двигается к яркой игрушке. Используйте для привлечения внимания удаленные предметы.

Получая мощные зрительные стимулы, малыш начинает стремиться к заинтересовавшим его объектам, совершает попытки встать на ноги и делает свои первые шаги.

Только к 6-7 годам зрение ребенка достигает уровня взрослого человека (по специальным таблицам называет 10-ую строчку).

Родительский контроль

Уже в роддоме при визуальном осмотре новорожденного можно выявить признаки некоторых врожденных заболеваний глаз. Катаракта — помутнение хрусталика, которое проявляется сероватым свечением вместо черного зрачка. Лечение чаще всего — хирургическое — удаление мутного хрусталика.

Длительное существование помехи при прохождении света внутрь глаза приведет к существенной задержке развития зрения (обскурационной амбиопии). После такой операции ребенок носит специальные очки или контактную линзу, заменяющие хрусталик.

В последнее время распространена методика ранней имплантации искусственного хрусталика. Некоторые виды полупрозрачных катаракт не оперируют в раннем детстве.

В таких случаях проводят периодические курсы стимулирующего лечения (воздействие на глаз световым и лазерным излучением, электрическим и магнитным полем, занятия на специальных компьютерных программах) и проводят отсроченное хирургическое вмешательство в более взрослом возрасте.

Сходные с катарактой внешние проявления могут выявляться при более опасном заболевании — ретинобластоме (опухоль сетчатки). В ранних стадиях на опухоль можно воздействовать с помощью специальных лучевых аппликаторов — пластинок с нанесенным на них радиоактивным веществом.

Они подшиваются непосредственно к склере в месте проекции опухоли, тень которой определяют во время операции, просвечивая склеру диафаноскопом (прибором, похожим на фонарь). Радиоактивный материал аппликатора разрушает опухоль сквозь склеру.

На поздних стадиях, когда возникает опасность распространения опухоли за пределы глаза, путь только один — удаление пораженного глаза.

Врожденная глаукома — заболевание глаз, которое характеризуется повышением внутриглазного давления из-за врожденных нарушений системы образования и оттока внутриглазной жидкости. В результате глаз ребенка растягивается и увеличивается в размерах, выдвигаясь вперед (вплоть до ограничения полного смыкания век).

Также при глаукоме может отмечаться помутнение роговицы (бельмо). Поскольку это заболевание связано с структурными изменениями некоторых отделов глаза, то лечение, в основном, хирургическое. Цель операции — обеспечение нормального оттока внутриглазной жидкости из полости глаза.

Если к моменту операции не затронуты роговица и зрительный нерв, то возможно сохранение и развитие полноценного зрения.

Воспалительные заболевания (конъюнктивит — воспаление наружной оболочки глаз, покрывающей заднюю поверхность век и переднюю поверхность глазного яблока до роговицы, дакриоцистит — воспаление слезного мешка, увеит — воспаление сосудистой оболочки глаза, и др.).

Основными признаками этой группы глазных болезней являются покраснение глаза, слезотечение, отек век и конъюнктивы, обильные выделения из глаз. Средства и методы лечения в таких случаях должен определять только офтальмолог, поскольку неправильное лечение может вызвать усугубление воспаления и осложнение процесса.

Необоснованно назначенные антибиотики не редко приводят к аллергизации слизистой оболочки глаза, а длительное их использование — нарушает жизнедеятельность нормальной бактериальной флоры.

У детей первых месяцев жизни могут появляться слизистые выделения из глаз, похожие на гной. Возникает закупорка слезоотводящей системы. Часто, чтобы справиться с банальным «гноением глаз», достаточно обычных гигиенических процедур в виде промывания и массажа области слезных канальцев.

Сначала с помощью ватного диска, смоченного кипяченой водой, удалите с поверхности глаза слизистые пленки и корки. Затем мизинцем проведите несколько массажных движений внутреннего угла глаза по направлению к носу.

После этого налейте во внутренний угол глаза лужицу кипяченой воды (ребенок должен лежать на спине) и постарайтесь заставить ребенка поморгать. При моргании происходит активное промывание носо-слезных канальцев, что способствует улучшению оттока слезной жидкости.

По необходимости повторяйте эту процедуру после каждого сна, когда отток слезы блокируется плотным сжатием век.

При воспалительных заболеваниях глаз не следует закапывать в них грудное молоко — это прекрасная питательная среда для вредоносных микроорганизмов, к тому же жир, содержащийся в молоке, нарушает отток слезы.

К наиболее частым внешним проявлениям патологии глаз, которые можно выявить при неспециализированном осмотре новорожденного, относятся так же:

  • нистагм — подергивание глаз в горизонтальном или вертикальном направлении, из-за чего у ребенка отсутствует фиксация взгляда и не формируется четкого зрения (то есть глаз не может зафиксироваться на предмете и поэтому видит его детали «размытыми»). Причиной могут стать как различные заболевания глаз (высокая степень близорукости, поражения центрального отдела сетчатки и т. д.), так и поражение головного мозга;
  • птоз (опущение) верхнего века — когда один или оба глаза не открываются полностью. Происходит это из-за поражения соответствующего нерва или мышцы, поднимающих верхнее веко (в результате кровоизлияний, родовых травм и т. д.). Возможность развития зрения в такой ситуации определяется степенью птоза. Если веко прикрывает зрачок, то ребенку требуется специальная пластическая операция. Если же такая проблема не мешает малышу, он способен рассматривать этим глазом игрушки на различных расстояниях и у него не возникает косоглазия, вопрос с оперативным вмешательством можно отложить на более поздний срок, поскольку хирургическая помощь в этом случае понадобится лишь с косметической целью. Для поддержания нормального функционирования глаза в таком случае необходимо проводить специальные тренировки.

Родители или офтальмолог при профосмотре могут обнаружить у малыша косоглазие (изменение правильного положения одного или обоих глаз в глазной щели). Оно возникает из-за нарушения зрения на одном или обоих глазах, изменении мышечного тонуса глазодвигательных мышц, поражений глазодвигательных нервов и др.

Рассматриваемый предмет фокусируется не на центральный отдел сетчатки, а на соседний участок, где зрительная чувствительность существенно ниже, что создает угрозу формированию бинокулярного зрения у малыша. Бинокулярное зрение — зрение двумя глазами с соединением одновременно полученных ими изображений, позволяющее локализовать объекты по направлению и по относительной их удаленности.

В этом случае необходимо начать лечение как можно раньше. На некосящий глаз с помощью пластыря наклеивают «занавеску» из марлевой салфетки (в случае двухстороннего косоглазия салфетку с пластырем крепят попеременно на каждом глазу), при этом проводят тренировки «проблемного» глаза.

Исключение составляют только случаи, когда острота зрения на обоих глазах резко снижена и заклейка может привести к торможению развития зрения на том глазу, который лучше видит.

Если угол отклонения глаза достаточно большой, без оперативной коррекции косоглазия не обойтись. Это ни в коем случае не отменяет проведения заклеек и стимулирующего лечения.

При помощи этих мер к моменту операции (чаще всего ее проводят в возрасте 4–5 лет, чтобы до школы была возможность сформировать бинокулярное зрение) удается уменьшить угол косоглазия и сохранить хорошую остроту зрения.

А это способствует меньшему объему оперативного вмешательства, лучшему послеоперационному эффекту и дает возможность в дальнейшем нормализовать зрительные функции.

Специализированный осмотр офтальмологом

При осмотре малыша в родильном доме (а для недоношенных детей — в отделениях выхаживания недоношенных) офтальмолог может выявить и другие заболевания глаз, которые не имеют внешних проявлений на ранних стадиях. Самыми грозными из них на сегодняшний день считаются ретинопатия недоношенных и атрофия зрительных нервов.

Ретинопатия недоношенных — заболевание сетчатки глаза, при котором нормальное развитие и рост ее сосудов останавливаются, и начинают развиваться патологические сосуды, не выполняющие своей функции по доставке кислорода к сетчатой оболочке.

Стекловидное тело мутнеет и уплотняется, что вызывает натяжение и отслойку сетчатки, и при отсутствии адекватного лечения это может привести к безвозвратной потере зрения.

К сожалению, внешне это заболевание никак не проявляется, и только на последней стадии, когда помочь ребенку уже не удается, становится заметным серое свечение зрачка. Болезнь на ранних стадиях может диагностироваться только опытным офтальмологом.

Легкие стадии ретинопатии могут оставлять после себя незначительные изменения, не оказывающие существенного влияния на зрение. Но при достижении 3пороговой или 4-й стадии заболевания ребенка необходимо срочно прооперировать.

Атрофия зрительного нерва — это поражение нервных волокон, проводящих зрительные сигналы от глаза в зрительные центры коры головного мозга. Основной причиной являются различные поражения структур и желудочковой системы головного мозга.

Если атрофия зрительного нерва полная (что бывает редко), то зрение может полностью отсутствовать. В случае частичной атрофии, острота зрения определяется степенью и местом поражения зрительного нерва.

При атрофии зрительных нервов применяют стимулирующее функциональное лечение с помощью специальных приборов, ноотропную (улучшающую обменные процессы в мозге) и сосудорасширяющую терапию.

Динамическое наблюдение за ребенком

После роддома родителям необходимо внимательно наблюдать за развитием своего малыша, обращая внимание на формирование зрительных функций.

Важно, чтобы первый осмотр офтальмолога был осуществлен в первые 3 месяца жизни малыша (в эти сроки можно диагностировать большинство врожденных заболеваний на ранних стадиях, что является залогом успешного лечения). При отсутствии патологии на первичном осмотре, следующий визит к врачу нужен, когда ребенку исполнится полгода (созревание основных структур глаза, отвечающих за правильную фокусировку изображения на сетчатку).

Первичное обследование проводится по следующему алгоритму:

Определение остроты (в 1 месяц — по реакции фиксации на предмете, в 2–3 месяца — по слежению за яркой игрушкой размером 15–20 см на светлом однотонном фоне, в 4–5 месяцев — по четкости слежения до расстояния 3–5 м) и полей зрения (поле зрения — максимальное пространство, осматриваемое одним глазом.).

Поля зрения определяются ориентировочно — врач двигает игрушку вперед из-за головы ребенка до появления реакции малыша на предмет.

Одновременно проводится осмотр придатков глаза: мышц, слезных путей, век (движений глаз в разные стороны, проходимости слезных путей, полноценности открывания-закрывания век), а также оптических сред глаза и глазного дна при помощи офтальмоскопа и щелевой лампы (приборов, посылающих щелевидный или круглый луч света сквозь оптические среды глаза).

Офтальмолог так же измеряет рефракцию с помощью скиаскопии (теневой пробы с оптическими линейками) или рефрактометрии (применяется специальный аппарат).

Если остроту зрения определить не удается (у малыша нечеткая реакция фиксации или слежения), то выполняется исследование импульсов головного мозга в ответ на зрительные раздражители (метод зрительных вызванных потенциалов). По его результатам можно судить о наличии функциональных и структурных поражений зрительного анализатора или о задержке его развития.

В 6 месяцев на осмотре у офтальмолога помимо стандартного обследования ребенка проводится контроль динамики рефракции глаза, то есть сравниваются вновь полученные и первичные данные этого исследования. У большинства детей в 6 месяцев рефракция колеблется в пределах +1–+2,5 Дптр.

Иногда в этом возрасте может появиться сдвиг в сторону минусовой рефракции, что говорит о предрасположенности малыша к развитию близорукости. В таком случае необходимо ограничить зрительные нагрузки — убрать мелкие и близко висящие игрушки, сделать акцент на удаленных и движущихся предметах.

При выявлении близорукости более 2 Дптр, особенно если наряду с этим у ребенка снижается острота зрения и появляется косоглазие, как можно раньше назначается коррекция зрения с помощью очков.

Очки при необходимости могут назначаться уже с 6 месяцев (иногда, при больших степенях или выраженной асимметрии между глазами применяют коррекцию зрения с помощью контактных линз).

Даже если в 6 месяцев на профилактическом осмотре не было выявлено никакой патологии органа зрения, в дальнейшем полагается проходить осмотр у офтальмолога каждые полгода, так как в течение этого времени могут начать изменяться показатели рефракции глаз (формироваться близорукость, астигматизм), проявляться некоторые генетические синдромы, протекающие с резким нарушением остроты зрения. Кроме того, регулярное наблюдение за малышом дает врачу возможность своевременно выявить скрытно протекающие воспалительные процессы.

Когда надо обратиться к врачу срочно

Первыми симптомами многих заболеваний, на которые следует обратить внимание в первые месяцы жизни, являются отсутствие или замедленное слежение за движением предмета, появление косоглазия, краснота белочной оболочки, выделения, скапливающиеся во внутренних углах глаз и на веках. При появлении подобных признаков необходимо срочно обратиться к специалисту.

Важно знать: даже если врач выявил патологию, это не повод для паники. Нарушенную функцию органа зрения в большинстве случаев можно восстановить адекватным лечением.

Источник: http://childclinic.ru/parents/articles/vision-newborn-to-1-year-norm-and-pathology/

Развитие и формирование зрения у ребенка

Развитие и формирование зрения у ребенка.

  • Сетчатка глаза пока еще формируется (стопроцентное зрение пока ему недоступно, участок сетчатки, который за нее отвечает, еще не развился) и малыш видит только грудь матери, ее лицо и другие крупные предметы, которые находятся рядом с его лицом.
  • Но примерно на 10-й день жизни малыш некоторое время уже может следить глазами за крупным ярким предметом, на расстоянии не дальше полуметра — метра от его глаз, а через три-пять недель он уже может фиксировать взгляд на каком-нибудь источнике света. Примерно через пять-семь недель жизни у ребенка появляются согласованные движения обоих глаз.
  • Ко второму месяцу жизни у малыша формируется способность различать элементарные цвета солнечного спектра — желтый, оранжевый. Он постепенно начинает осматривать пространство вокруг себя, может фокусировать взгляд на игрушках и следить за их перемещением.

Примерно на третьем-четвертом месяце жизни движения глаз становят быстрее и осмысленнее, а родители могут помочь ребенку в развитии его зрительных функций, если будут перемещать в поле его зрения яркие и крупные предметы или игрушки. Пока ребенок не может точно оценить расстояние до предмета и его объем. Верное восприятие объема появляется, когда дети начинают ползать, ходить и вообще как-то перемещаться в пространстве.

Примерно к полугоду жизни грудничок уже может дифференцировать цвет: как я уже говорил, сначала он может воспринимать только желтый цвет, затем оранжевый, красный, позже малыш начинает распознавать зеленые цвета, затем синий цвет, а полностью формирование цветового зрения заканчивается к 5 годам.

Как только у ребенка начинает совершенствоваться навык хватания (примерно к шестому месяцу), у него также начинают формироваться зрительные представления о расстоянии и трехмерное восприятие реальности. Малыш уже может фокусировать глаза на предмете, который находится совсем близко от его лица — на расстоянии 8-10 см от середины его лица.

Примерно в годовалом возрасте (иногда раньше) малыш уже начинает искать предметы, которые родители вдруг внезапно убрали из поля его зрения (спрятали), понимая, что игрушка просто находится в другом месте.

Если ваш ребенок может различать мелкие детали игрушки или мелкие предметы и следить за их перемещением, то, скорее всего, с его зрением все в порядке. Но вам с ребенком все-таки следует посетить офтальмолога, чтобы профессионал подтвердил ваши выводы.

Примерно к двум годам у ребенка появляется почти полная согласованность движений рук и глаз, а после 3-4 лет зрение малыша почти уравнивается со зрением взрослого человека.

Неспособность глаза по каким-либо причинам приспособиться к физиологическому акту видения может стать причиной близорукости или дальнозоркости.

Осмотр у врача

Посещать детского офтальмолога желательно регулярно в течение первого года: в один, три, шесть и двенадцать месяцев жизни; и в три, пять и семь лет, — для того, чтобы заметить малейшие отклонения зрения. Особенно внимательным вам следует быть к здоровью малыша, если у вас или супруга (-ги) имеются нарушения зрения.

Чтобы вы не беспокоились при осмотре, вы должны знать, что же оценивает врач при осмотре.

  • Состояние зрачка. Здоровый зрачок должен быть круглым, черным, с диапазоном размеров от полутора до двух с половиной миллиметров.
  • Состояние слезных каналов. У здорового малыша слезки в помещении с приглушенным светом не текут.
  • Состояние глазных яблок. Они должны быть подвижны, а их движения скоординированы (косоглазие, нистагм или подергивание, ограниченная подвижность глазных яблок свидетельствуют о патологии).
  • Состояние век (цвет кожи, размер век, подвижность, форму глазной щели). Толстые и воспаленные края век, чешуйки, зуд, сосудистые проявления могут свидетельствовать о различных патологиях.
  • Состояние слизистой. Самый большой процент глазных патологий составляет конъюнктивит — воспаление слизистой, сопровождающееся отеком или выделениями.
  • Состояние остроты зрения проверяется по специальной таблице.

В 5 и 7 лет необходимо провести углубленное исследование глаз ребенка (в этом возрасте небольшая дальнозоркость считается нормой), следует узнать еще до начала школьного обучение, не страдает ли ваш ребенок близорукостью или повышенным риском ее возникновения. При повышенном риске близорукости возникает необходимость в периодических осмотрах раз в 3-4 месяца и медикаментозном лечении.

Как сохранить хорошее зрение у ребенка

Эти несложные правила при их регулярном соблюдении помогут сохранить хорошее зрение вашего ребенка на долгие годы. Начинайте профилактику зрения с самого раннего возраста, ведь выполнять эти условия совсем несложно.

Ограничьте просмотр телепередач. Для его глаз пять часов в школе, плюс домашние задания, плюс три часа у телевизора — непосильная нагрузка. Запомните, что близорукость обычно развивается в периоды с7до9ис12до14 лет. Если вам трудно удержать ребенка от искушения телепросмотра, ограничьте его «бдение» двумя двадцатиминутными блоками.

Работу за компьютером следует так же разбить на блоки, каждый не больше 15-20 минут, причем после каждого блока следует делать 5-минутный перерыв.

Пусть ребенок помнит о том, что отдых необходим глазам и при выполнении домашних заданий. Через каждые 30-40 минут следует делать 10-минутный перерыв.

В это время следует сделать небольшую гимнастику для глаз: попеременно осматривать точку на стекле или раме окна (например, яркую кнопку), а затем отдаленный предмет за окном (и так следует проделать несколько раз на протяжении 3-x минут). Если ребенок уже носит очки, ему надо выполнять эту гимнастику в очках.

  • Запомните, что книгу или тетрадь не стоит подносить к глазам ближе 40 см.
  • Добавляйте в рацион ребенка рыбу, морковь, петрушку, укроп, чернику, кефир — эти продукты полезны для глаз, так же как и комплексные поливитамины содержащие такие микроэлементы как витамин D, кальций и фосфор.
  • Чтобы не пропустить первых признаков миопии (близорукости) которая наиболее часто появляется в школьные годы, внимательно следите за следующими симптомами:
  • ребенок испытывает сильную головную боль при зрительных нагрузках или после них;
  • ребенок часто моргает или трет глаза;
  • он слишком низко наклоняется к книге;
  • он стал хуже видеть предметы вдали;
  • он стал уставать намного быстрее, чем раньше.

Источник: http://www.sweli.ru/deti/zdorove/razvitie-i-formirovanie-zreniya-u-rebenka.html

Ссылка на основную публикацию