Развиваем самостоятельность у ребенка: простые правила и советы родителям

Многим мамам хочется, чтобы их малыш как можно дольше оставался маленьким и нуждался в защите и заботе. Так непроизвольно проявляется материнская любовь, в уходе и заботе о беспомощных и слабых. Но стоит ли стремиться к тому, чтобы ребенок вырос без навыка противостоять непростым жизненным ситауциям, которые рано или поздно появятся на его пути? И неважно, будет ли речь идти об умении самостоятельно одеваться или о способности дать отпор обидчику – главное, чтобы ребенок мог сам сделать то, что действительно нужно в этот момент.

То, о чем мы сейчас расскажем, очень сильно может помочь самим родителям, ведь именно от них зависит, каким вырастет ребенок. Не надо думать, что малыш сам сможет развивать свои способности, напротив: все, чему вы захотите его обучить, будет ему совершенно неинтересно. Тем не менее, сделать это придется. Итак, приступим.

Развиваем самостоятельность у ребенка

Как развить самостоятельность у ребенка

К ней ребенка можно и нужно приучать с самого раннего возраста. Конечно, ему не нужно, чтобы его игрушки лежали в определенном месте, а не валялись по всей квартире. В первую очередь это надо самим родителям, поэтому малыша придется поощрять, объясняя ему, насколько важно поддерживать порядок. Подходим к данному вопросу поэтапно:

  • Объясняем, что только большие и взрослые дети могут самостоятельно поддерживать порядок в своих вещах.
  • Поручаем малышу не менее трех ежедневных домашних обязанностей.
  • Помним, что ему все это вовсе не интересно.
  • Показываем, как именно нужно поступать, чтобы выполнить эти домашние обязанности.
  • Поощряем за выполнение и порицаем за отказ исполнять домашние обязанности.
  • Постепенно усложняем задачи для малыша в соответствии с его взрослением.

Самое важное – соблюдать последовательность в собственных действиях. Ни в коем случае нельзя сегодня требовать от ребенка выполнения определенных обязательств, а завтра забыть о необходимости их исполнения.

Ежедневное поощрение необходимо, равно как и регулярное порицание за неисполнение своих обязанностей.

Развиваем самостоятельность у ребенка

Конечно, все в жизни ребенка взаимосвязано, и ответственность в выполнении домашних дел скажется и на его способности серьезно подходить к выполнению школьных обязаностей. И все же определенные нюансы здесь присутствуют.

Во-первых, очень многое зависит от склонностей ученика и его способностей. Во-вторых, всегда нужно помнить о риске перегрузить ребенка заданиями, а это чревато потерей интереса к учебе и снижением познавательной активности.

Поэтому важно помнить о некоторых простых правилах:

  • Существует определенное время, в течение которого ученик может работать самостоятельно, и это время постепенно увеличивается. Например, 20-25 минут – это предел самостоятельной работы для второклассника, в третьем классе это время можно увеличивать до 30 минут, и только в четвертом классе ребенок может трудиться самостоятельно 45 минут.
  • Очень важно научить ребенка самостоятельно проверять самого себя. Придется последовательно объяснить ему, что для проверки правописания существуют словари, а еще надо научить его правилам проверки математических расчетов.
  • Ребенок должен понимать свою ответственность, ему нужно объяснить, что его учеба так же важна, как и работа его родителей, и основная часть его работы – это выполнение домашних заданий.

Развиваем самостоятельность у ребенка

Как развить самостоятельность у ребенка

Важно найти золотую середину в воспитании самостоятельности своего ребенка. Крайне нежелательна постоянная опека и стремление контролировать каждый шаг маленькой личности.

Помните, воспитание самостоятельности невозможно без предоставления ребенку определенной доли свободы, только тогда возможен процесс формирования самостоятельной личности, способной отвечать за свои поступки и способной планировать свои ближайшие цели и задачи. Но возможна и другая крайность.

  • Есть две вещи, которых родителям следует избегать: первая – это предоставление ребенку полной свободы, а вторая – чрезмерная опека и стремление сделать все за него.
  • В первом случае велик риск того, что ученик начнет скрывать часть своих домашних заданий и просто перестанет их выполнять под предлогом того, что их просто не существует.
  • Во втором случае постоянный контроль за учебным процессом превратит ребенка в безответственное существо, выполняющее распоряжения то учителей, то родителей.

Как только ослабнет один из видов контроля, исчезнет и необходимость выполнения поставленных требований: иными словами, «сказано – сделано, а не сказано – зачем делать»?

Развиваем самостоятельность у ребенка

Как развить самостоятельность у ребенка

И дома, и в школе ребенок должен чувствовать определенную ответственность, соответствующую его возрасту. Поэтому родителям нужно бережно, но настойчиво формировать в нем убеждение, что от его поведения зависит очень многое. Поэтому нужно:

В любом случае, помощь родителей в формировании самостоятельной личности ребенка невероятно важна.

И самое главное, о чем должны помнить мама и папа – то, что детям всегда будет нужна их помощь и добрый совет, вот только давать его нужно будет в определенный момент, когда дочь или сын на самом деле будут в нем нуждаться.

А значит, в самом раннем возрасте детей нужно учить самостоятельности, тогда во взрослой жизни они не станут мчаться к родителям по первому пустяковому поводу.

Источник: https://asjust.ru/otnosheniya/kak-razvit-samostoyatelnost-u-rebenka.html

Как развить самостоятельность у ребёнка

Как часто можно услышать от мам подростков, что чадо вообще ничего не может сделать самостоятельно: и за домашним заданием с ним сиди, и еду в тарелку ему положи, и вещи в его шкафу разбирай. Как предотвратить такую ситуацию? Делимся полезными рекомендациями.

Конечно, чем раньше вы начнёте воспитывать в ребёнке самостоятельность, тем лучше. С подростком сложнее, ведь он уже привык жить так, а не иначе, хотя и это поддаётся коррекции. Воспользуйтесь несколькими несложными советами психологов и педагогов, и вскоре ваш ребёнок докажет, что многое может сделать и без вашей помощи.

1. Ловите момент

Обычно в возрасте около 1,5-2 лет девизом малыша становится «Я сам!». Это идеальный период для того, чтобы привить карапузу самостоятельность… или навсегда отбить у него охоту делать что-то самому.

Если кроха просит об этом, позвольте ему проверить свои силы в разных ситуациях, попробовать действовать самостоятельно или хотя бы помочь вам (если речь о чём-то, с чем он точно не справится).

Сейчас вам не нравится, как малыш кормит кота (весь пол, конечно, усыпан сухариками и залит водой), но через несколько лет вы сами будете об этом просить и утверждать, что это — его прямая обязанность. И где же логика?

В возрасте постарше дети охотно занимаются тем, что им нравится, поэтому работу над самостоятельностью начинайте именно с таких «поручений».

2. Наберитесь терпения

Чем младше ребёнок, тем дольше он будет пытаться сделать что-то сам: пять минут натягивать носок, 10 минут протирать стол, 15, а то и больше — собирать игрушки и расставлять книги по местам.

А вы могли бы сделать это всё за минуту? Спокойно! В ваших умениях никто и не сомневается, а вот карапузу понадобится достаточно времени на тренировки, поэтому — запаситесь терпением и не мешайте ему.

Планируйте день так, чтобы у малыша был запас времени на все действия, которые он намерен совершить сам.

Развиваем самостоятельность у ребенка

«Опять задом наперёд надел, давай сюда!», «Ну кто так рисует? Дай я тебе покажу, как надо!», «Не пиши в тетради сам, давай лучше вместе, а то опять криво выйдет…» — знакомые фразы? Чаще всего в таких ситуациях ребёнок просто хотел получить ещё один шанс, снова попробовать, отточить своё мастерство, но ему не дали это сделать. Он и не просил о помощи, а вы уже готовы предложить свои услуги.

После нескольких случаев смышлёный кроха поймёт, что может вообще ничего не делать — за него всё сделают старшие. Оказывается, так удобно ничего не уметь! И лет через 10-15 это превратится в «Мам, напишешь мне курсовую, диплом, диссертацию? Я всё равно сделаю хуже, чем ты!».

Чтобы такого не случилось, не выхватывайте у малыша карандаши и ручки, не отбирайте посуду, которую он собирался помыть, дайте шанс заново переодеться. Ненавязчиво предложите помощь или просто сообщите, что он может попросить вас о ней в любой момент, когда это будет нужно.

4. Забудьте о перфекционизме

Ребёнок вряд ли сделает что-то идеально, рассчитывать на это не приходится. И пройдёт какое-то время, пока он научится делать определённые вещи хорошо.

Чтобы не тратить лишние нервы, пересмотрите свои взгляды на жизнь: возможно, нет ничего катастрофичного в рубашке, не заправленной в брюки, неполной миске кошачьего корма или не идеально белоснежной чашке? А если так, то зачем лишний раз указывать малышу, что он не справился с заданием? Ни в коем случае не бросайтесь тут же переделывать то, что у него не совсем получилось, — это может плохо сказаться на самооценке крохи. Если это необходимо, доделайте чуть погодя и так, чтобы ребёнок не видел.

Развиваем самостоятельность у ребенка

5. Поощряйте и хвалите

В процессе воспитания самостоятельности «кнута» быть не должно, только «пряники». Если у карапуза получилось самостоятельно одеться, умыться, убрать игрушки или сделать домашнее задание, похвалите его от чистого сердца.

Разрешите поиграть или посмотреть мультики, подарите небольшой сувенир, книжку или шоколадку, в присутствии ребёнка расскажите родственникам и знакомым о его достижениях.

Только не увлекайтесь и не перегибайте палку: размер и форма поощрения должны соответствовать ценности проделанной работы, иначе малыш будет делать всё только ради похвалы и подарков.

6. Придумайте для ребёнка обязанности

Если подростком любые обязанности воспринимаются как тяжкая ноша, то для дошкольника и младшего школьника это — шанс поравняться со взрослыми и ощутить свою значимость. Придумайте для малыша посильные обязанности.

Пусть он ухаживает за домашним питомцем, моет свои ботинки, поливает цветы, вытирает пыль или протирает полотенцем посуду.

Следите, чтобы больше никто этим не занимался, иначе у вашего чада уже не будет такого повода для гордости.

Развиваем самостоятельность у ребенка

7. Уважайте частное пространство и личное мнение

Как известно, самостоятельность вырастает из ощущения, что ты – личность. А у каждой личности должно быть своё пространство и своё мнение. Чтобы ребёнку чаще хотелось делать что-то самому, уважайте его собственность и частные владения.

Пусть он сам наводит порядок в своей комнате, раскладывает вещи в своём шкафу и расставляет на своей полке так, как это удобно ему. Если малыш предпочитает хаос и беспорядок, нужно искать причину в его личностных особенностях, воспитании, семейной ситуации, а не просто без спроса врываться в комнату и наводить там чистоту.

Также любой человек, даже очень маленький, имеет право на своё мнение. Он вполне может предпочитать какую-то еду, одежду, игры, общение с конкретными людьми и отказываться от другого. И это тоже нужно поощрять, в рамках разумного, конечно.

Источник: https://DetStrana.ru/article/deti-3-7/vospitanie/kak-razvit-samostoyatelnost-v-rebyonke/

6 шагов на пути к самостоятельности

После рождения малыша у родителей возникает множество вопросов относительно его потребностей и воспитания. Активное познание ребенком окружающего мира формирует желание все делать самому. Самостоятельный ребенок — желание и стремление каждого родителя.

Развиваем самостоятельность у ребенка

Что такое самостоятельность

Воспитывать самостоятельность у ребенка родители начинают в школьном возрасте, и перед ними возникает вопрос, какой метод воспитания выбрать. Для начала необходимо дать определение, что такое самостоятельность. В обширном понимании — способность руководить своей жизнью без посторонней помощи.

Для детей самостоятельность — это способность:

  • совершать действия без посторонней помощи (родителей, братьев, сестер);
  • делать ежедневные дела без контроля взрослых;
  • сознательно выполнить действие по просьбе родителей;
  • сознательно принимать решения в незнакомой ситуации;
  • осознанно действовать в непривычной среде;
  • оценивать свои поступки, предвидеть результат;
  • контролировать себя;
  • применять уже известные способы решения задач и действия в незнакомой среде.

Как вырастить уверенного малыша

В процессе воспитания перед родителями возникает не только вопрос о том, как воспитать в ребенке самостоятельность, но и как сделать его уверенным в себе. Для этого:

  • Хвалите за конкретное действие, процесс выполнения, приложенные усилия.
  • Перед сном говорите о своей любви, о том, что он сделал хорошего за день.
  • Доверяйте ребенку.
  • Советуйтесь с ним.
  • Устанавливайте правила, объясняйте их.
  • Слушайте, проявляйте интерес к его делам, увлечениям.
  • Объясните малышу, что мысли других людей могут отличаться от его и ваших взглядов.
  • Уважайте его. Не унижайте, не оскорбляйте, не смейтесь над ним.
  • Научите говорить нет, пусть даже окружающие скажут, что мама не воспитывает.

Как воспитать в ребенке самостоятельность

Развиваем самостоятельность у ребенка

Самостоятельность не дается с рождения, она приходит постепенно в процессе роста, формирования личности. Поэтому на каждом этапе жизни малыша следует применять различные правила воспитания самостоятельности у ребенка. Существует множество средств и способов воспитания самостоятельности, которые сформированы в правила.

Самостоятельность по возрасту

Самобытность детей должна соответствовать их возрасту, не забегайте вперед. Каждый родитель начинает воспитывать малыша с пеленок, постепенно учит необходимым навыкам: самостоятельно есть, самостоятельно ходить, разговаривать, общаться с детьми, взрослыми, убирать игрушки и одеваться.

1. Воспитывайте с пеленок

Самый эффективный метод — воспитание детей с младенчества. Дайте возможность самостоятельно двигаться, сделать попытку сесть, поползти, встать на ноги, выбрать игрушку. Для младенца это проявление самостоятельности.

2. Оценивайте поступки

Давайте оценку поступкам, а не малышу. Поощряйте действия, стремление к самостоятельности. Например, малыш вымыл посуду, убрал игрушки, похвалите его, даже если сделал это недостаточно хорошо.

3. Учите чадо

Самостоятельный ребенок — результат кропотливой работы родителей. Прежде, чем требовать, нужно научить. Покажите, где место для игрушек, убирая их вместе, как пользоваться ложкой или рисовать.

4. Поощряете желания

Если чадо хочет все делать с вами, не отказывайте. Дети стараются подражать взрослым. Помогите, покажите, как правильно делать домашние дела.

Не ругайте, если он пропылесосит стол, уронит на пол тарелку в процессе мытья. Старайтесь максимально вовлекать малыша в домашние дела: уборку, приготовление еды, выбор продуктов, предметов быта.

Для этого используйте фразу: «Хочешь еще помочь маме, давай сделаем… вместе».

5. Помогайте понять ошибки

Не переделывайте вместо малыша. В силу возраста дети не могут выполнять действия, аналогично взрослым. Если малыш сделал что-то плохо, похвалите его и предложите переделать хорошо, только вместе. Так вы не отобьете желание помогать. Не стремитесь сделать дела, не дождавшись малыша.

6. Не торопите, не помогайте

Если позволяет время, дайте возможность малышу надеть брючки самостоятельно, проявив терпение. Он может сам попросить вас о помощи при необходимости. В процессе развития самостоятельности огромную роль играют образовательные учреждения. В детском саду все становятся самостоятельными, беря пример со старших детей.

На ошибках учатся

Ложный шаг — способ познать новое, развить самостоятельность. Вместо постоянного контроля, выделения ошибок, надо сказать: «Давай помоем посуду (уберем игрушки, завяжем шнурки) вместе».

Про обязанности

Определите обязанности каждого члена семьи. Малыш должен видеть, что делают все (родители, братья, сестры) и брать пример.

Не навязывайте ребенку обязанностей не по возрасту. Не заставляйте дошкольника 5 лет приглядывать за младшей сестрой, постоянно помогать. Это может привести к обратному эффекту.

Уважайте чадо, его выбор

Еще один способ развития самостоятельности — уважение желаний, интересов. Дитя должно самостоятельно решать, что ему интересно. Включайте малыша в процесс выбора одежды, кружка, задавайте вопрос, нужно ли ему это, зачем, чтобы получить ответ. Например, пойду на этот кружок, потому что хочу рисовать, быть сильным, красиво танцевать.

Очень интересен опыт воспитания детей в американских семьях. Там особое внимание уделяется правам ребенка с самого раннего возраста.

Нельзя

Сократите возможность тотального контроля. Непрерывный родительский контроль, ограничения приводят к снижению желания пробовать что-то новое. Сократите количество «нельзя». Все запреты должны касаться безопасности ребенка.

Верьте в чадо

Самостоятельный ребенок — малыш, которого поддерживали родители, верили, хвалили, помогали. При любой неудачной попытке мотивируйте малыша словами, побуждайте попробовать снова. Верьте, что у него все получится, и в это поверит сам малыш.

Развивайте ответственность

Ребенок должен осознавать свои поступки, предвидеть последствия действий, давать оценку поступку. Для этого укажите, например, на то, что может случиться, если он бросит чашку на пол.

Самостоятельная игра

Научите его находить занятия, играть самостоятельно. После года малыш должен находить себе занятие, не требовать постоянного внимания. С возрастом увеличений должно становиться больше. Этот пункт, при его выполнении, поможет людям, страдающим родительской опекой, снизить тотальный контроль.

Направляйте, не управляйте

С возрастом отпускайте чадо от себя. Дайте чувство уверенности. Объясняйте. Фокусируйте на важных моментах. Предоставьте право выбора.

Станьте примером

Без родительской активности, примера малыш не сможет оценить важность действий. Он останется в стороне, если родители не проявляют активность, интерес к определенным занятиям. Например, папе лень выносить мусор, вряд ли ребенок будет это делать.

Воспитание самостоятельности у ребенка — очень кропотливый процесс, который требует полной вовлеченности родителей. Придерживаясь простых правил, описанных выше, стать хорошей мамой просто.

Развиваем самостоятельность у ребенка

Источник: https://nello.ru/vospitanie/razvitie/kak-vospitat-samostoyatelnogo-rebenka/

Как развить у ребенка самостоятельность? Советы педагога

Развиваем самостоятельность у ребенка

Если целью родителей является воспитание инициативного человека, способного достигать поставленных целей, то нужно с самого раннего возраста придерживаться правильной тактики, как развить у ребенка самостоятельность. Для этого используется личный опыт, если он был положительным или методы, разработанные детскими психологами, педагогами.

Что это такое самостоятельность ребенка

Развиваем самостоятельность у ребенка

  • Принятие решения без участия взрослых.
  • Адекватная оценка ситуации, действий, последствий.
  • Проявление инициативы, понимание ее границ, актуальности именно для имеющейся ситуации.
  • Умение сопоставлять цели и полученный результат.

С психологической точки зрения, самостоятельность выражается в разносторонних признаках личности, проявление которых меняется в зависимости от взросления ребенка. Кроме возрастных особенностей, на уровень самостоятельности влияет воспитание. Насколько правильно и своевременно родителями было развито это свойство у ребенка, зависит дальнейшее его восприятие жизненных ситуаций, поведенческие особенности.

Основные методы развития самостоятельности

Формирование личностных качеств ребенка во многом зависит от того, как ведут себя с ним родители, общаются и воспитывают. Для каждого периода жизни должно быть соответствующее взаимоотношение между взрослым и ребенком. Об этом не нужно забывать и как бы не хотелось контролировать все происходящее, нужно самим родителям научиться предоставлять определенную свободу, выбор своему чаду.

Начиная с младенчества, уже нужно предпринимать действия для постепенного развития самостоятельности у ребенка. По мере взросления должна меняться тактика к поддержанию, развитию личностных качеств.

При правильном подходе это станет основой для формирования различных свойств характера, помогающих достигать поставленных целей, нести ответственность за свои поступки, проявлять инициативу и не терять уверенности в своих силах.

Как развить самостоятельность у малышей и дошкольников

Для родителей иногда сложно осознать, что ребенок взрослеет и пора ему разрешать самостоятельно познавать мир. В большинстве случаев именно из-за чрезмерной опеки взрослых маленький человек не может проявить себя.

Исходя из практического опыта, а также заключений опытных специалистов, полезными для развития самостоятельности у ребенка будут следующие методы воспитания:

  1. Еще у младенца нужно поощрять его любознательность и оказывать помощь только при необходимости. Например, тянется ребенок за игрушкой или другим интересующим предметом, не нужно его пододвигать, давать в руки. Правильней будет дать ему возможность достичь свою цель, получить удовлетворение.
  2. Последовательность просьб, действий. Если малышу поставлена задача, то при появлении затруднений ее не нужно сразу менять, иначе у ребенка выработается понимание, что поставленные цели выполнять необязательно.
  3. Позволять принимать решение. Естественно, что должны соблюдаться ограничения, так как дошкольник еще не способен нести ответственность за свои действия, но если ребенок предпочитает игры с песком, чем принудительное катание на качелях, то это можно ему и позволить.
  4. Набраться терпения, если поторапливать, то умеренно. Малыши и дошкольники осваивают обслуживание себя, что для них является сложным занятием, когда для человека, уже умеющего все это делать, задача считается простейшей. Чем больше родители будут оказывать помощь, пока, например, ребенок одевается, тем дольше он не научится это делать. Рекомендуется набраться терпения и пусть это мероприятие будет продолжительным, с каждым разом у чада будет получаться осуществлять действия быстрее. Тактика подходит не для всех случаев, включая утренние сборы в детский сад, но, когда есть свободное время, можно малышу дать определенные вещи или обувь и пусть он отрабатывает технику одевания.
  5. Не подавлять инициативу. Маленькие дети стремятся участвовать во многих делах, пытаются помогать, но по мере взросления это желание снижается. Чтобы такую вероятность свести к минимуму, одновременно приучить к самостоятельности, нужно поддерживать инициативу ребенка, даже если она приведет к некоторым дополнительным трудностям. Например, если малыш хочет помочь в приготовлении еды, ему можно поручить несложные задания, хотя возможно после этого придется мыть ребенка, кухню.
  6. Приучать к порядку. Для начала это могут быть просьбы сложить игрушки, сопровождающиеся восхищением, как красиво и аккуратно стало. Хорошо будет одновременно делать приборку, доверять несложную работу. Сами родители также должны организовывать ребенку порядок в комнате, пока он еще неспособен это делать самостоятельно. Требования порядка при отсутствии его дома не даст положительных результатов.
  7. Показывать пример. У детей, особенно в раннем возрасте, развито стремление подражать взрослым и хорошо, если это будут те качества, которые потребуются для последующей самостоятельности.
  8. Похвала и поддержка. Если что-то не получается, а это неизбежно, нужно подбадривать малыша, хвалить за его попытки выполнить задание, убеждать, что все получится. Агрессия, крики и ругательства способны к обратному эффекту.

Родителям важно понимать, что по мере взросления должна меняться тактика воспитания, опеку нужно корректировать, ребенку давать больше свободы. Не всем взрослым это удается, появляются сложности в доверии маленькому человеку, боязнь наступления проблем, но с этим нужно бороться во благо становления личностных качеств ребенка.

Как развить самостоятельность у школьников и подростков

К 6-7 годам ребенок уже частично сформированная личность, регулировать которую становится сложнее, возникают протесты, противоречия, некоторые дети начинают настойчиво выражать свое мнение. Задачей родителей является регулирование действий таким образом, чтобы уже сформированные задатки самостоятельности укреплялись, а также образовывались новые.

Развивать самостоятельность можно следующими способами:

  • Следует определить обязанности ребенка, за которые он несет ответственность. Это может быть уход за питомцем, приборка компьютерного стола, вынос мусора и так далее. Если обязанности игнорируются не по уважительной причине, то нужно постараться выдержать время, но не делать их другим, показать, какие могут быть последствия, насколько важно своевременное выполнение этих действий.
  • Свобода выбора. Наступает пора, когда навязывание вкусовых предпочтений родителей нецелесообразно, но с учетом определенных границы. Выбор канцелярии, книг, цвета одежды, расположения мебели в комнате, порядок приготовления портфеля и другие действия можно полностью доверить ребенку. Это научит его практичности, анализу своей деятельности, а также исправлению ошибок. Именно свобода выбора провоцирует развития ряда личностных качеств, переходящих в осознанную самостоятельность.
  • Мотивация. Для каждого действия должна быть четко определена мотивация, ее должен понимать ребенок. Задача родителей ее объяснить, чтобы спровоцировать заинтересованность в своей работе.
  • Поддержка. Любой человек, особенно маленький, должен понимать, что он несет ответственность за свои поступки, бороться с возникающими трудностями, но в тяжелый для него период у него есть поддержка взрослых. Об этом нужно говорить, показывать, но не становится навязчивыми в стремлении помочь.
  • Развитие самостоятельности в учебе. Воспитать настоящего отличника путем выполнения за него заданий, не получится. Уже с середины 1-го класса нужно приучать ребенка самостоятельно выполнять уроки, а задача родителей корректировать, направлять ученика. Не нужно культивировать высокие оценки любой ценой, провоцировать ненормальную боязнь за плохие отметки. Рекомендуется объяснить для чего нужны знания, какие возможности открываются перед человеком, если он успешно учится. Важно внушить, что даже при плохой оценке не нужно отчаиваться, а следует приложить усилия для исправления ситуации.
  • Постепенное приучение к деньгам. По возможности выделяется определенная сумма на карманные расходы, ее размер не меняется определенное время. Ребенок будет учиться рассчитывать расходы, контролировать потребности. Необходимо объяснить, что деньги достаются трудом, для жизни важно их рациональное распределение.
  • Личное пространство. Школьники, а тем более подростку хочется по быть одному и это личное пространство нужно постараться обеспечить. Постоянные вопросы, тотальный контроль способны не только дополнительно раздражать, но и провоцировать агрессию.

Развить самостоятельность у подростка сложнее, так как при отсутствии четкой схемы воспитания в детстве, кардинально поменять мировоззрение молодого человека проблематично. Иногда поведение объясняется особенностями переходного возраста и пассивность, отсутствие целей, протесты имеют временный характер.

Ребенок, не приученный принимать решения, не сможет проявлять себя во взрослой жизни. Степень его самостоятельности повлияет на будущее, а сформировать и развить ее под силу взрослым, окружающих малыша, школьника или подростка. Это должны понимать родители, научиться в свое время «отпускать» свое чадо, понимать его потребности и не забывать, какими они были в этом же возрасте.

Источник: https://motivacii-net.ru/kak-razvit-u-rebenka-samostojatelnost-sovety-pedagoga/

Как развить в ребенке самостоятельность

Самостоятельность – бесценное качество, важное для успешной и эффективной учебы и работы.

Какой родитель не хотел бы, чтобы его ребенок по собственной инициативе садился за выполнение домашнего задания, читал внеклассную литературу, помогал по дому? И самое главное то, что закладывается это качество именно взрослыми в процессе воспитания. Как же развить в ребенке самостоятельность? Об этом и пойдет речь в статье.

Развиваем самостоятельность у ребенка

Когда начинать

Прививать умение и желание делать что-либо самостоятельно нужно уже с раннего возраста. В этот период малыши испытывают так называемый кризис трех лет.

Он вызван изменениями в восприятии ребенка, его осознанием собственного Я.

Дети начинают отстраняться от значимого взрослого (в первую очередь, мамы), стремятся заявить о себе как о самостоятельной личности, противоречат и проявляют негативизм, часто произносят фразу «Я сам/сама!».

Первые признаки этого кризиса и можно считать стартом для воспитания самостоятельности. Для этого от родителей потребуется:

Предоставлять ребенка самому себе

Давайте малышу личное пространство, в котором он сможет поступать согласно собственным желаниям. Можно выделить уголок в комнате, организовать мини-домик (шалаш, палатку). Важно, чтобы у детей обязательно были личные вещи (игрушки, книжки), которыми они распоряжаются.

Разрешать самостоятельно выполнять задачи

Если ребенок хочет подмести пол, достать кружку или построить замок из конструктора, не препятствуйте этому. Да, это будут его первые самостоятельные поступки. Взрослому рекомендуется только предложить, но не навязывать свою помощь, а по окончании действия конструктивно оценить результат.

Давать первые поручения

Не бойтесь просить ребенка что-то принести или сделать: полить цветы из лейки, вынести мусор, поставить книгу на полку и т.д.

Это не значит, что в три года нужно ребенка отпустить в свободное плавание, заставлять все делать самостоятельно и лишить присмотра. Взрослый всегда должен быть рядом, чтобы при необходимости помочь.

Упустили момент…

Но что делать, если кризис трех лет давно миновал, а навыки самостоятельности так и не развились? Начать воспитывать это качество не поздно даже в подростковом возрасте, только рекомендации будут уже иными.

Предоставление свободы действий

В первую очередь нужно убедиться, что у ребенка есть возможность проявлять самостоятельность. Это должно выражаться в:

  • разрешении выбирать для себя одежду, книги, игрушки, фильмы и пр.;
  • самостоятельном планировании свободного времени без навязывания занятий неинтересных ребенку, но предпочтительных для взрослого;
  • наличии постоянных закрепленных обязанностей (вынос мусора, уборка своей комнаты и пр.);
  • свободе выбора способа действия, например, ездить в школу на трамвае, а не на автобусе; мыть сначала тарелки, а потом кружки;
  • возможности организовать личное пространство по своему желанию (вещи в комнате ребенка расставлены так, как ему больше нравится; на кровати сидят мягкие игрушки; на стенах висят плакаты и т.п.);
  • распоряжении карманными деньгами.

То есть контроль со стороны родителей должен быть разумным и оставлять детям свободу действий.

Планирование времени и распорядок дня

Для развития самостоятельности важны навыки планирования и рационального распределения времени. Если школьник точно знает, что только после полного выполнения домашнего задания ему будет позволено погулять или поиграть, то он охотнее будет приниматься за это без дополнительных напоминаний.

В противном случае он потеряет свое время, а желаемого так и не получит.

Мотивация

Вряд ли ребенок захочет делать что-то самостоятельно и проявлять инициативу, если он не заинтересован в действии. Поэтому важно стимулировать любознательность, заинтересовывать его. В этом помогут:

  • личная увлеченность, наличие у родителей хобби, которое они готовы разделить с детьми;
  • познавательная литература в доме: энциклопедии, брошюры, коллекции, специализированные книги по разным тематикам и др.;
  • доступ к другим полезным ресурсам: документальные фильмы, список полезных сайтов, абонемент в библиотеку и др.

Кроме того, важно отмечать значимость каждого действия. Согласитесь, никому не нравится выполнять работу, которую он считает бесполезной.

Если не получается вызвать естественный интерес, объясняйте ребенку, зачем нужно делать ежедневную уборку, изучать теорию вероятностей и правила русского языка, помогать бабушке в деревне.

Акцентировать внимание стоит на важности, полезности, практическом применении.

Поощрения

Как минимум, инициатива не должна быть наказуемой. Как максимум, она должна поощряться.

В качестве «премирования» можно использовать систему бонусов или баллов, которые обмениваются на какие-то вещи или вкусности; постепенное увеличение карманных денег (например, на 20 рублей за прочтение школьной книги по своей инициативе); разрешение подольше погулять или поиграть в видеоигру; поход в интересное место; временное освобождение от домашней обязанности.

Упражнения

Развивать самостоятельность также помогают следующие очень простые упражнения:

Поиск нового маршрута

Правила игры: каждый день нужно добираться до школы новым способом. Ребенок должен сам придумывать этот маршрут без подсказок со стороны родителей. Вечером это обсуждается, подводятся итоги. Можно упражняться таким образом всей семьей (например, для взрослых поиск нового маршрута до работы), чтобы дети чувствовали увлеченность родителей.

“Расскажи, чем ты планируешь заниматься завтра”

Несколько вечеров подряд задавайте школьнику этот вопрос и внимательно выслушивайте ответ. Особенно отмечайте проявления самостоятельности и одобряйте их.

Для этого упражнения понадобится предмет, с которым ребенок еще не знаком. Например, специализированный инструмент, деталь автомобиля. Задача: найти применение и рассказать о нём. Если в семье несколько детей, то можно устроить соревнование, кто найдет больше правильных вариантов использования. Такая игра подталкивает ребенка к самостоятельному поиску информации и решению задач.

Самостоятельность – чудесное качество, которое каждый родитель хочет видеть в своем малыше.

Безусловно, нужно приложить большие усилия для того, чтобы развивать в ребенке самостоятельность, способность осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий.

Да, возможно, процесс формирования новых или развития уже имеющихся качеств займёт не один день. Однако, помните, что в долгосрочной перспективе это принесет свои плоды и реальный результат.

Источник: https://unium.ru/blog/how-to-develop-in-the-child-independence/

Как научить ребенка самостоятельности?

Воспитание самостоятельности у детей – один из самых актуальных вопросов для пап и мам, которые стремятся к тому, чтобы научить ребенка делать выбор, ставить цели, справляться с проблемами и преодолевать препятствия. Воспитанная в детях самостоятельность помогает им во взрослой жизни брать на себя ответственность за себя и близких.

Воспитание любого ребенка – сложный процесс, в котором родители нередко допускают ошибки, в том числе при попытках научить ребенка быть независимым.

Распространенные родительские заблуждения:

  • «Нашему малышу слишком рано что-то делать самому». Боязнь родителей, что отпрыск не справится с элементарными вещами, приводит к формированию капризного, беспомощного, избалованного маленького человека. Такое воспитание ребенка даст плачевный результат во взрослой жизни: неумение общаться с людьми, низкая приспособленность к жизни, неспособность принять самостоятельное решение. В такой ситуации не просто не будет самостоятельности в детях, но и родители станут жертвами, поскольку отпрыски будут требовать от них внимания и помощи из-за своей несостоятельности.
  • «Наш малыш должен всему научиться сам, и наша помощь ему не нужна». В детях самостоятельность не развивается без посторонней поддержки. И это ошибка, поскольку каждый вновь приобретенный навык является большим достижением для малыша, и он нуждается в похвале и внимании со стороны родителей. Модель воспитания ребенка, где на него не обращают внимания, порождает робость, страх перед людьми и неуверенность.
  • «Наш ребенок неумеха и учится слишком медленно, лучше мы сами сделаем все быстро». Результатом подобного заблуждения является абсолютная неприспособленность к жизни и возникающим препятствиям на пути к достижению целей. Хотя воспитание ребенка подобным образом вряд ли будет способствовать формированию каких-то конкретных целей.

Безжалостное пресечение в детях зачатков самостоятельности, как и небрежное отношение к отпрыску нивелируют шансы последнего на независимый успех.

Воспитание самостоятельности у детей: практические советы

Развитие у детей самостоятельности предполагает систематические и регулярные занятия с ними, а также терпение и мудрость.

Практические советы, которые помогут научить ребенка быть независимым и решительным:

  • Вдохновляйте малыша на новые свершения: не мешайте проявлять себя в попытках самостоятельности, поощряйте, хвалите, даже если у него пока не получается. Воспитывайте в ребенке уверенность и в следующий раз, приободренный вашими похвалами, он все сделает гораздо лучше.
  • Уделяйте больше времени малышу для оттачивания новых навыков, например, завязывать шнурки. Воспитание самостоятельности у крохи предполагает выполнение задачи не за него, а вместе с ним.
  • Ребенка научить чему-либо всегда легче с помощью игры. Монотонность дети не любят, а вот к занятиям с игровыми элементами всегда стремятся.
  • Самостоятельность в детях формируется и при помощи определения круга обязанностей, например, по дому. Это может быть уход за домашним питомцем, уборка игрушек или всей комнаты. Важно не поддаваться на капризы и отказы, иначе ребенок поймет, что вами легко манипулировать.
  • Воспитание у детей самостоятельности подразумевает объяснение, что такое ответственность и важность выполнения обещанного.
  • Научите ребенка делать выбор, предоставляйте ему возможность принимать решения: что надеть, что обуть, какую прическу сделать.
  • Просьбы родителей в чем-то помочь им развивают стойкую самостоятельность в детях. Попросите малыша помочь убрать вам на кухне, например. Обязательно хвалите за старания и поощряйте.
  • Научите ребенка жить по распорядку дня. Соблюдайте баланс между свободным времяпрепровождением и четкими режимными задачами. Контролируйте выполнение распорядка, самостоятельность в выполнении задач, но не навязчиво.

Помните, что ваш малыш – личность, а потому снисходительность при попытках научить ребенка быть инициативным неуместна. Покажите ему, как вы дорожите его мнением и самостоятельностью, и положительных результатов станет в разы больше.

Табу при воспитании самостоятельности у ребенка

Воспитание самостоятельности у детей подразумевает соблюдение родителями баланса процесса. Существуют запретные приемы, которые способны разрушить воспитательную концепцию, и родителям их лучше избегать:

  • Воспитание ребенка не предполагает постоянное его одергивание и демонстрацию ошибок. Не нужно оценивать и комментировать все действия вашего ребенка без крайней надобности – у него появится стойкое чувство неуверенности в себе и потребность в одобрении всех и каждого. Развитие у детей самостоятельности зависит, в том числе от того, позволите ли вы ему найти свой способ решения проблемы.
  • Не делайте все сами вместо своего отпрыска. Воспитание ребенка и формирование у него самостоятельности происходит с помощью проявления малышом инициативы. Пусть эта инициатива будет неумелой и на первом этапе ни к чему не приведет, но она должна быть.
  • Не ругайте малыша за медлительность – в воспитании ребенка важна неторопливость. Давление взрослых и постоянное поторапливание приведет к полному отказу что-либо делать.
  • Не «душите» отпрыска своей опекой и догматами воспитания, даже если вы боитесь за него. Научите ребенка смело смотреть в глаза препятствиям и преодолевать их. В воспитании ребенка важно быть увереннее, иначе чадо почувствует ваш страх и проникнется этим чувством.
  • Не вмешивайтесь в попытки вашего отпрыска решить проблему. Помогите советом, но не решением.

Хотите развить в детях самостоятельность? Наберитесь терпения, мудрости, чуткости и уверенности в своих силах, и возможностях вашего отпрыска.

Как мотивировать ребенка быть самостоятельным?

В детях самостоятельность воспитывать гораздо легче, если правильно их мотивировать. Несколько рекомендаций, как мотивировать ребенка и научить его быть самостоятельным:

  • Продемонстрируйте малышу последствия его лени. Воспитанию в детях самостоятельности поспособствует, например, ситуация с фломастерами: если они засохнут из-за того, что малыш забыл их упаковать, не торопитесь покупать новые. Пусть рисует карандашами, а при намеке на покупку новых фломастеров говорите, что не уверены в рациональности покупки, ведь новые тоже могут засохнуть. Воспоминания об отсутствии фломастеров впоследствии будут мотивировать его следить за своими вещами, даже если не хочется.
  • При воспитании ребенка будьте рациональны. Предположим, не заставляйте малыша раскладывать игрушки по местам после каждой игры. Дети дошкольного возраста возвращаются к прерванному виду деятельности через каждые 15-20 минут, потому уборка после игры будет занимать у него больше времени, чем все остальное. Попросите разложить игрушки по местам перед сном – один раз в день – это целесообразно, потому что они мешают комфортному передвижению в темноте. Такое объяснение будет понятно, а значит, ребенок научится полезной и разумной деятельности.
  • Воспитание предполагает конкретизацию обязанностей. Объясняйте малышу, зачем ему их выполнять. Например: «После ужина убери свою тарелку и помой ее, чтоб в следующий раз ты ел из чистой посуды».
  • Воспитывая в детях самостоятельность, четко формулируйте цель и смысл всего, что они делают. При воспитании ребенка не играйте на его самолюбии, откажитесь от выражений вроде «все дети сами обуваются» или «над тобой будут потешаться, когда увидят, что родители одевают тебя». Маленький человек не мотивируется негативом, лучше рассказать ему, сколько положительного принесет ему самостоятельность. Например: он успеет посмотреть начало мультфильма, нарисовать 5 картин, дольше покататься с горки.
  • Развить в детях самостоятельность помогает периодические просьбы рассказать, каковы дальнейшие планы у малыша. В близлежащей перспективе, конечно. Он обязательно задумается, чем бы ему заняться, тем самым принимая решение и делая выбор.

Научить ребенка самостоятельности возможно при помощи настойчивости, даже при отсутствии ожидаемых результатов на первом этапе. Неудачи не должны становиться поводом для отказа от поставленных целей воспитания. Для детей самостоятельность – это возможность продемонстрировать свои умения и навыки и шанс стать цельной личностью в будущем.

Источник: https://iqclub.ru/blog/2018/03/kak-nauchit-rebenka-samostoyatelnos/

Развитие самостоятельности у ребенка

Увлекаясь ранним развитием, не стоит забывать о воспитании самостоятельности у детей. Многие родители стремятся научить ребенка читать и писать, дать как можно больше знаний, не замечая при этом, что подавляют его волю и желания. Мало кто задумывается, какие это может иметь последствия.

Нельзя решать все за ребенка

Часто родители уверены в том, что лучше ребенка знают, что ему нужно, чем ему стоит заниматься, в какой кружок ходить, с кем дружить. Повзрослев, такой человек не может сам выбирать себе круг общения, работу, любимое дело. Ему сложно планировать свою жизнь, потому что он привык жить по указке родителей.

Каждая мама хочет, чтобы ее ребенок был здоров, умен, успешен в делах и личной жизни, чтобы он реализовал себя и был счастлив. Но как это сделать, если ребенок не знает, чего он хочет в жизни, не умеет ставить перед собой цели и добиваться их выполнения.

Быть успешным в любви и карьере невозможно, если человек постоянно боится сделать самостоятельный шаг, надеется на родителей, что они сделают все сами или проконтролируют выполнение.

У многих среди знакомых есть такой человек, который в 40 лет живет с мамой, не решаясь отделиться, работает всю жизнь на одной и той же нелюбимой работе, потому что на ней настояли родители.

Инфантилизм — довольно распространенное сейчас явление. Какие эмоции вызывает этот человек у противоположного пола? Жалость, скуку, безразличие. Никто не хочет своему сыну или дочери подобной судьбы.

Но что же делать? Как развить самостоятельность у ребенка?

С какого возраста нужно развивать самостоятельность у детей

Что такое самостоятельность? Когда человек что-то делает сам, осознанно контролирует свои действия и добивается результата. Соответственно, развивать способность действовать самостоятельно нужно с раннего детства, как только ребенок начинает хоть что-то делать сам: ходить, кушать, одеваться, убирать игрушки. А начинает он это примерно с 1 года. Во всяком случае, ходить с года, а дальше по мере взросления.

Самый важный момент: как только дети осваивают новое действие, не надо стараться делать это за них.

Например, не стоит, если ребенок умеет ходить, часто носить его на руках, нельзя кормить его с ложки годами, убирать за ним игрушки, одевать, если он умеет это делать сам.

Иначе интерес к этой деятельности пропадет, малыш быстро увидит, что все сделают за него, и может отказаться это делать совсем.

Простым языком это называется избалованность, желание, чтобы все сделали за тебя, желание подольше остаться маленьким, беспомощным ребенком. Это проще и удобнее. Никому не хочется выходить из своей зоны комфорта.

У детей важно развивать чувство ответственности за свои действия. Самостоятельность в этом возрасте опирается на соразмерное возрасту количество обязанностей. Ни в коем случае не стоит все время выполнять за школьника домашнее задание. Помогать — да, но не выполнять полностью. Нельзя, чтобы это превращалось в систему.

С младших классов дети должны привыкать самостоятельно собирать портфель в школу, если что-то окажется забытым, с последствиями придется разбираться самостоятельно. Скорее всего, в следующий раз ребенок будет внимательнее проверять наличие всего необходимого. А вот показать, как лучше и быстрее всего проверять, все ли взято, надо родителям.

Помощь родителям как показатель самостоятельности

Дома по мере взросления у ребенка тоже должны быть свои обязанности. Помощь маме и для мальчика является очень полезной. Хорошо, когда о выполнении обязанностей, например, о мытье посуды или выносе мусора, не нужно ребенку напоминать. Если он сам отслеживает необходимость и выполняет свои обязанности, значит, у него высокий уровень самостоятельности.

Но не стоит расслабляться и останавливаться на этом. Скорее всего, ребенок сможет освоить еще какие-нибудь важные дела по самообслуживанию или помощи по хозяйству.

Жизнь состоит из ежедневных будничных мелочей. Например, с выбора маленькой девочки, какое платье сегодня одеть. Потом выбор увлечения, секции, который влечет за собой определенный стиль и распорядок жизни.

Сейчас много возможностей для детей заниматься, чем хочется, и в спорте, и в творчестве, и в саморазвитии. Задача родителей только направлять внимание детей в нужное русло, рассказывать, что еще интересного можно попробовать, кроме компьютерных игр: играть в теннис, кататься на лошади, рисовать, лепить, заниматься скалолазанием, играть в театральной студии и т.д.

Важные показатели самостоятельности — навыки самообслуживания в быту и помощь родителям по дому. Ребенок как можно раньше должен научиться убирать игрушки на место, одеваться и раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду, помнить, где находятся его вещи. При этом, разумеется, родители должны вести себя также и обучать на своем примере.

Привычка к самостоятельности с раннего возраста

Игра — самая важная деятельность в детстве. Привычка играть самостоятельно, уметь себя занять вырабатывается постепенно и не сама собой. Многое здесь зависит от поведения родителей. Если контролировать каждое движение ребенка, стараться видеть его постоянно, то и он без мамы, скорее всего, не сможет ни секунды.

Совсем необязательно страховать каждый шаг с тех пор, как ребенок научился ходить. Нужно постепенно, сначала на несколько минут оставлять его одного с игрушками, затем дольше и дольше.

Бесспорно, все комнаты, где малыш остается один, должны быть безопасны. И время от времени нужно проверять, чем ребенок занимается, потому что в своих проделках детская фантазия не знает границ. Никто не может предсказать, что придет малышу в голову, куда можно залезть и что натворить.

На улице ребенок свободно может играть с другими детьми. Маме достаточно следить за безопасностью ребенка, просто быть поблизости, если возникнет конфликт с другими малышами.

Ранний возраст развития ребенка — время первого опыта построения отношений в игре. Потом, в школьные и студенческие годы, человеку с такими умениями будет гораздо легче общаться, сближаться с людьми. А родительский контроль в детстве можно сделать незаметным для малыша, так и взрослым будет спокойнее, и ребенок будет уверен в своих силах.

Из отсутствия самостоятельности в мелочах (уметь убирать в комнате, подогревать себе еду) и невозможности распоряжаться своим свободным временем при постоянном диктаторском контроле взрослых вырастает инфантильный человек, который на всю жизнь застревает в детстве и боится брать на себя ответственность. Формируется стиль мышления, при котором человек старается в любых ситуациях не проявлять себя, не высовываться, затаиться.

На ранних порах это выражается отсутствием инициативы в играх. Такой ребенок не берет на себя главные роли, никогда не бывает в центре внимания.

Впоследствии ему, скорее всего, сложно будет ходить на собеседования, устраиваться на работу, рисковать, добиваться своих целей. Он будет мириться с худшими условиями жизни, низкой зарплатой, лишь бы не брать на себя ответственность, не выходить из зоны комфорта.

Сильные самостоятельные личности вырастают в основном у самостоятельных родителей. Детей нужно любить, но необходимо постепенно освобождать от опеки, и это совсем не противоречит любви. С годами детей надо опекать и контролировать все меньше, иначе ребенок эмоционально так и останется ребенком. Но чем больше разумной свободы дадут ему родители, тем успешнее и счастливее он будет в жизни.

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/razvitie_samostoyatelnosti_u_rebenka/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector