Закаливание детей в детском саду и дома: основные правила и методы проведения процедуры, рекомендации родителям

Польза закаливания просто огромна – об этом любой современный человек регулярно слышит от знакомых, с киноэкрана, встречает кучу заметок в интернете и специализированных журналах.

Увы, большинство людей только кивают, соглашаясь с этим бесспорным доводом. И лишь очень немногие решают попробовать закаливание детей – ведь для этого придется ежедневно тратить свое время и силы.

Но оно однозначно стоит того – никому из правильно прошедших все этапы не придется пожалеть о таком решении.

Закаливание детей в детском саду: методы и рекомендации

Что такое закаливание и как оно работает

Одним из плюсов, которые имеет закаливание детей, является снижение количества болезней. Подробнее о других достоинствах расскажем позже. А для начала давайте разберемся, как же оно помогает бороться с болезнями.

Начнем с того, что многие простудные заболевания поражают детей из-за того, что под воздействием холода кровеносные сосуды сужаются. Из-за этого нарушается кровоток, количество крови, поступающей в руки и ноги, резко снижается, сопротивляемость клеток падает, и организм становится легкой добычей для опасных болезней.

Если же регулярно заниматься закаливанием, можно добиться повышения эластичности клеток кровеносных сосудов. Организм привыкает противостоять резким перепадам температуры, быстро возвращаясь в исходное состояние. Благодаря этому кровоток нормализуется, организм ребенка становится практически неуязвим для вирусов.

Польза закаливания

В нашем обществе сложился странный стереотип – закаленные люди в первую очередь ассоциируются с «моржами», привыкшими купаться в проруби в 40-градусный мороз. На самом деле большинство людей вовсе не увлекаются столь радикальными занятиями.

На самом деле закаливание гораздо менее зрелищно, а уж методы закаливания детей и вовсе могут показаться скучными и неэффективными.

Однако практика давно показала, что младенцы и подростки, родители которых заботятся об их закаливании, значительно реже болеют – простудные болезни либо обходят их стороной, либо протекают в самой легкой форме.

Также они отличаются лучшей физической формой – выдерживают значительные нагрузки, практически никогда не имеют проблем с аллергией, могут похвастать здоровой кожей, энергичностью и активностью.

Поэтому, каким бы сложным ни было закаливание детей для родителей, игра в данном случае однозначно стоит свеч.

С какого возраста начинать закаливание

Серьезная ошибка, которую допускают многие любящие родители при воспитании детей, заключается в том, что они постоянно откладывают решительные действия. А ведь начало закаливания ребенка должно практически совпадать с его рождением.

Конечно, радикальные меры вроде обливания ледяной водой, стоя на промерзлой земле, или купания в проруби для новорожденного не подходят.

А вот воздушные ванны и снижение количества одежды – вполне. Это занимает у родителей считаные минуты в день, но позволяет улучшить иммунитет, снизив риск развития болезней в будущем.

Об этом также расскажем чуть позже. Главное — запомнить: возраст не помеха закаливанию. Начинать процедуры можно как в возрасте нескольких дней, так и в зрелом и даже пожилом. Главное — выбирать подходящие и наращивать интенсивность постепенно. Только в этом случае можно добиться желаемого результата, а не нанести здоровью серьезный вред.

Основные правила закаливания

Многим родителям будет полезно узнать правила, по которым ведется закаливание детей в ДОУ. Они максимально просты, дают очень небольшую нагрузку на организм и при этом весьма эффективны. Перечислим самые важные из них:

  1. Начинать закаливание лучше всего в теплое время года, однако не в наиболее жаркие месяцы. Оптимальным выбором будет конец весны – воздух к тому времени уже прогрелся, а у ребенка будет минимум 4-5 месяцев, чтобы привыкнуть к новым процедурам до первого заметного похолодания.
  2. Ребенок ни в коем случае не должен бояться закаливания. Иначе вместо пользы оно принесет ему серьезный стресс, на почве которого могут развиться различные болезни.
  3. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка, чтобы спланировать оптимальный график процедур, который станет лучшим выбором именно для него.
  4. Постарайтесь закаливаться вместе с ребенком – это улучшит ваше здоровье, вселит в сына (или дочку) уверенность, а заодно укрепит связи в семье.
  5. Не забывайте – ведро холодной воды, вылитое на голову вечером, или ледяной душ вовсе не являются единственной и основной частью закаливания. Эти полезные процедуры нужно сочетать с занятием спортом, прогулками и другими важными элементами правильного образа жизни.

Как вы могли убедиться, правила довольно просты. По ним ведется закаливание детей в детском саду, где специалистам приходится работать с целой группой. Любящим родителям, следящим за двумя-тремя детьми, будет гораздо легче.

Зачем ходить босиком

Если рассказывать про методы закаливания детей, нельзя не упомянуть довольно простой, но при этом очень эффективный элемент – хождение босиком. Конечно, лучше бегать по сырой земле, мелкой гальке, песку или траве. Но жителям городов такая роскошь просто недоступна. К счастью, закаляться можно и прогуливаясь босиком по квартире. Как это работает? Разберемся с этим вопросом поподробнее.

Закаливание детей в детском саду: методы и рекомендации

На стопе человека находится огромное количество нервных окончаний. Стимулируя их, ребенок будет держать в тонусе всю нервную систему, а она уже напрямую связана с иммунитетом. Идеально, если в разных комнатах вашей квартиры используется разное напольное покрытие:

  • линолеум;
  • паркет;
  • ковролин или ковры;
  • струганные доски;
  • кафельная плитка;
  • покрашенные доски.

Именно когда ребенок ходит по разным типам поверхности, закаливание идет наиболее эффективно.

Многие родители пугаются и отказываются от этой процедуры из-за того, что ноги у крохи постоянно холодные. Не стоит беспокоиться – это вполне нормальная реакция. Не нужно спешить надевать на него шерстяные носки и тапочки. Из-за контакта с холодной поверхностью кровеносные сосуды сокращаются и к ногам приливает чуть меньше крови.

Закаливание детей в детском саду: методы и рекомендации

Но и чрезмерно усердствовать здесь не стоит – закаливание детей должно быть постепенным и комфортным. Если ребенок сам подошел к вам и говорит, что замерз, следует поскорее решить проблему.

Выбираясь на природу, стоит закрепить полезную привычку. Пусть ребенок бегает по самым разным поверхностям, главное — следите, чтобы он не напоролся на битое стекло или ржавый гвоздь. Увы, подобного «добра» в местах отдыха современных людей более чем достаточно.

Принимаем воздушные ванны

Многим родителям интересно, закаливание ребенка с чего начать нужно. Ответ прост – с воздушных ванн. Приступать к ним можно уже через несколько дней после того, как младенец вернулся домой из роддома. Процедура очень проста и не занимает много времени.

Например, во время кормления можно снять с ребенка всю одежду и особенно подгузник, если вы ими пользуетесь. Достаточно постелить под него пеленку с клеенкой, чтобы он не намочил кровать или не доставил лишних хлопот маме.

Прижимаясь к материнскому телу, посасывая теплое молоко, ребенок вполне может лежать голышом, принимая воздушную ванну, привыкая самостоятельно регулировать температуру тела. Такое упражнение можно выполнять даже в прохладной квартире, где температура воздуха составляет 22-24 градуса.

Конечно, как только ребенок начинает дрожать или иными способами показывать, что он замерз, тут же наденьте на него ползунки и распашонку или комбинезон.

В возрасте месяца можно принимать воздушные ванны и без кормления – по 10-15 минут в день и постепенно увеличивая количество процедур за день.

Если в квартире и так тепло, температура стабильно держится на отметке +26…+28 градусов по Цельсию, а сквозняков нет благодаря хорошим окнам и дверям, то ребенок вообще может целыми днями спать, есть и играть без рубашки – в одних штанишках или коротких шортах, да и то, исключительно из гигиенических соображений.

Обливаемся водой

Теперь расскажем про водные процедуры – именно с ними обычно ассоциируется закаливание детей в целом. Начинать их можно в любом возрасте. Но, начиная закаливание детей раннего возраста, подходить к этой процедуре следует максимально серьезно и продуманно.

Закаливание детей в детском саду: методы и рекомендации

Начнем с того, что обливание ни в коем случае не должно быть неожиданным. Ребенок элементарно испугается, и дальнейшее закаливание будет ассоциироваться с чем-то неприятным и даже страшным.

К тому же приучать к обливанию нужно постепенно – не надо выливать на годовалого ребенка ведро воды сразу. Для начала полейте из небольшой кружки ноги, а потом – воротниковую зону.

Через неделю увеличьте количество воды – вылейте целый литровый ковшик.

А спустя месяц можно поливать из небольшого ведра, осторожно выливая толстой струей 5-6 литров холодной воды, распределяя по всему телу – начиная с ног и заканчивая головой.

Еще одна важная ошибка, которую часто допускают родители, проводя закаливание детей, – неправильно выбранная температура воды. Жалея своих отпрысков, они поливают их чуть прохладной водой. И это серьезная ошибка – поливать нужно именно ледяной.

Организм должен получить серьезный удар, при котором все сосуды резко сузятся. Конечно, сразу после этого нужно хорошенько растереть ребенка, чтобы капилляры снова расширились, кровь прилила к ним.

Именно такой резкий перепад и является самой важной частью закаливания.

Именно поэтому в график рекомендуется включить контрастный душ – сначала подержать ребенка под горячей водой (но не кипятком, чтобы он не обжегся), а потом резко (но не внезапно!) окатить ледяной водой.

Кровеносные сосуды, привыкшие сужаться и расширяться, способствуют лучшей терморегуляции и прекрасному самочувствию. Особого внимания в такой ситуации требуют дети, имеющие проблемы с сердечно-сосудистой системой. Однако это не значит, что им обязательно следует отказаться от закаливания. Просто нелишним будет предварительно проконсультироваться у врача.

Выбираем подходящую одежду

Также родителям не следует забывать про подбор подходящей одежды.

Немного будет пользы от обливания и ходьбы босиком, если ваш ребенок все время одет как капуста – две футболки, три свитера, легкая ветровка и теплая курточка.

Увы, но такие дети, вопреки ожиданиям любящих мамочек, болеют еще чаще, чем те, которые одеты легко и, казалось бы, должны постоянно страдать от ОРВИ и простудных заболеваний.

Почему это происходит? Потому что ребенок много двигается во время прогулки. Родителю, сидящему на скамейке, холодно в теплой куртке. А ребенку жарко в легкой ветровке. Одетый же слишком тепло, он быстро вспотеет и наверняка снимет шапку или просто расстегнет куртку.

В такой ситуации тело обязательно потеряет большое количество тепла – привыкшие к жаре капилляры сильно расширятся и не успеют своевременно сократиться. К тому же вспотевшее тело легче отдает тепло.

Из-за этого вспотевший ребенок быстро замерзнет, что почти наверняка приведет к простуде.

Закаливание детей в детском саду: методы и рекомендации

Есть здесь и другая опасность – у ребенка, которого с детства снаряжали на обычную прогулку как на путешествие к южному полюсу, может быть сбита терморегуляция тела. То есть погода, которую большинство людей воспринимает как комфортную, кажется ему прохладной. А уж в настоящие холода он будет действительно страдать – не поможет ни дубленка, ни куртка «аляска».

Поэтому следите за тем, чтобы ребенок был одет тепло, но легко. Гораздо важнее защитить его от ветра, выдувающего тепло, чем от холода, особенно если на улице стоит теплая погода.

Закаливание в детском саду

Сегодня лишь в немногих детских садах имеются группы закаливания детей. И это очень печально – многие воспитатели просто боятся, что во время упражнений ребенок простынет и заболеет, что чревато выговором от начальства и скандалом со стороны родителей. А ведь большинство людей еще помнят советские времена, когда закаливание детей в саду было практически повсеместным.

Если же вы решились на столь серьезный шаг, будет полезно запомнить определенные правила.

Водные процедуры делятся на три типа:

  • обливание;
  • обтирание;
  • купание.

В любом случае ребенок не должен успевать замерзнуть, и тем более занятия не должны вестись на ветру.

Закаливание детей в детском саду: методы и рекомендации

Воздушные процедуры могут быть разными:

  • прогулки на улице;
  • сон с открытыми окнами;
  • классические воздушные ванны.

Конечно, не стоит забывать, что помещения, где находится много детей, должны хорошо проветриваться.

Солнечные ванны должны занимать не меньше 2-4 часов в сутки. Наиболее подходящее для этого время – с 8 до 9 часов утра, а также с 15 до 16 часов дня. Это позволит детским организмам насытиться кислородом после сна, прийти в тонус и прекрасно себя чувствовать.

Разумеется, при необходимости в график могут быть внесены коррективы, например, если погода внезапно испортилась.

Заключение

Теперь вы знаете достаточно про закаливание организма ребенка. Это позволит вам вырастить здорового, крепкого, физически развитого человека.

Закаливание детей в детском саду: методы и рекомендации

Да и многие родители, желая подать хороший пример детям, начинают вместе с ними проходить эти процедуры, что идет на пользу не только отдельным членам семьи, но и всей семье в целом.

Источник: https://www.nastroy.net/post/zakalivanie-detey-effektivnyie-metodyi-pravila-osobennosti-i-rekomendatsii

Закаливание в детском саду — какие есть методики

Закаливание детей в детском саду: методы и рекомендации

В системе дошкольного воспитания особое внимание должно уделяться вопросам сохранения умственного и физического здоровья детей. Важную роль в этом плане играет закаливание, которое представляет собой систему мероприятий, ориентированных на тренировку физиологических механизмов терморегуляции.

Закаливание детей в детском саду: методы и рекомендации Если в советское время закаливание в детском саду было традиционным элементом физического воспитания детей, то сегодня эта процедура пугает родителей, которые представляю ее себе как садистский метод обливания водой деток на морозе. Это совершенно необоснованное заблуждение является следствием недостаточной информативности родителей, которую необходимо повышать воспитателям путем проведения бесед и устройства родительских уголков.

Закаливание детей в детском саду: методы и рекомендации

Методика закаливания в ДДУ

Приемы закаливания в детских садах абсолютно ничем не отличаются от методов, которые использовали наши бабушки и дедушки. Рассмотрим основные:

  • хождение босиком;
  • полоскание горла прохладной или холодной водой;
  • обтирания смоченным в воде полотенцем;
  • ванны для ног со снижением температуры воды и увеличением продолжительности их приема.

Закаливание детей в детском саду: методы и рекомендацииКлассический метод закаливания детей

Начинаться закаливание должно с поддержания оптимального микроклимата в помещениях, проветривания. В группах не должно быть жарко, температура не должна превышать 22ºС, а во время сна − 18ºС. Во время пребывания детей в группе не должно быть сквозняков, поэтому проветривание производят во время прогулки.

Классический метод закаливания – водные процедуры. В комплекс водных процедур можно включать плаванье в бассейне, душ, обливание водой, обширное умывание.

Если детский сад не имеет бассейна, то можно использовать обширное умывание, когда ребенок мокрой ладонью растирает вторую ручку от локтя до пальчиков.

Потом мочит две ладошки и растирает ими шею и щечки к затылку, потом грудь, и умывает лицо.

Закаливание детей в детском саду: методы и рекомендацииПолоскать горло можно простой водой или настоем. Например: в стакане прохладной кипяченой воды нужно настоять 1 зубчик чеснока. В старших группах полоскать горло можно йодно-солевым раствором (на 0,5 л воды 2 капли йода и чайная ложка соли) и различными травяными отварами.

Закаливание детей в детском саду: методы и рекомендацииОдним из наиболее распространенных приемов закаливания в детском саду являются контрастные воздушные ванны, которые совмещают закаливание воздухом с физзарядкой. Суть этой методики заключается в следующем: после дневного сна детки выполняют простые упражнения на пробуждение и разогревание мышц, затем они раздеваются и в одном белье выполняют комплекс упражнений, которые ориентированы на укрепление опорно-двигательного аппарата.

Начинать занятие следует в достаточно теплом помещении, затем продолжить в прохладном, а потом снова в теплом. Широкой популярностью в ДДУ пользуется так называемая рижская методика. Согласно этой методике, малыш несколько минут ходит босиком по ковру, смоченному крепким раствором соли, затем по сухой дорожке, а в завершении процедуры интенсивно обтирает водой ручки и лицо.

Родители должны понимать, что закаливание в детском саду будет эффективным только в случае систематичного и последовательного подхода к оздоровительным процедурам.

Источник: https://sadikru.ru/zakalivanie-v-detskom-sadu/

Закаливание детей в детском саду

О пользе закаливания известно еще с самых древних времен. Хорошо известно, что на него очень быстро откликаются нервная, дыхательная, сердечно-сосудистая системы. Быстро восстанавливается хорошая работа мышечной и костной систем. Происходит нормализация терморегуляции и психического состояния человека. Особенно актуально закаливание в детском возрасте.

Закаливание детей в ДОУ (детском саду)

Закаливание детей в детском саду – очень действенный метод по укреплению всех защитных функций детского организма. При этом нет необходимости каких-либо дополнительных затрат для его проведения.

Закаливание детей в детском саду можно проводить в любом возрасте и в любое время года. Закаливание детей в детском саду: методы и рекомендации

Но очень важно организовать правильное и систематическое проведение всех необходимых мероприятий по закаливанию. Чтобы достигнутые результаты были закреплены, и не снижалась их эффективность, необходимо проводить закаливание детей и в домашних условиях.

Главной целью закаливания детей в детском саду является привыкание детского организма к быстрой смене температур. Это способствует его устойчивости к низким температурам.

Закаливание детей в детском саду должно проводиться систематически, последовательно и комплексно. Необходимо учитывать возраст ребенка и возможно перенесенные им заболевания. Всем известно, что у детей чувствительность к холоду повышенная. Поэтому стоит внимательно отнестись к закаливанию детей в детском саду.

Перед закаливанием детей в ДОУ нужно обязательно проконсультироваться с лечащим врачом. Сами процедуры по закаливанию совсем простые.

Закаливание детей в детском саду — воздушные и солнечные ванны

Чтобы костная система ребенка хорошо укреплялась, необходима выработка в организме витамина Д. Это происходит под воздействием на кожу ультрафиолета. Таким образом, закаливание детей в детском саду солнечными ваннами усиливает защитные функции организма и улучшает обмен веществ.

Но пребывание на солнце должно быть дозированным, чтобы не привести к перегреву ребенка. После проведения воздушных ванн на коже в идеале не должно быть загара.

Лучшим началом для проведения этой процедуры является безветренная и не жаркая погода. Начинать закаливание нужно с 3-5 минут, увеличивая пребывание на воздухе до получаса.

Прогулки на свежем воздухе

Они идеально подходят для детей дошкольного возраста. Закаливание детей в домашних условиях прогулками на свежем воздухе должны проводиться по несколько раз в день: от 30 минут до 2 часов. Ребенок с удовольствием в это время много и активно двигается.

Купание в водоемах

Закаливание детей водой можно проводить в тихий солнечный день. Температура воздуха должна составлять +25-26 градусов, а воды – 23 градуса. Купаться рекомендуется 1 раз в день не больше 5-8 минут. После привыкания закаливание детей водой можно проводить при температуре воздуха 18˚.

Хождение босиком

Приучать ходить босиком – отличный вариант закаливания детей в домашних условиях. Для начала можно использовать жесткий ковер, а на улице можно ходить по траве и песку.

Закаливание детей в ДОУ и в домашних условиях проводятся от 30 минут в день до нескольких часов. Закаливание детей в детском саду: методы и рекомендации

Закаливание детей водой, умыванием

Необходимо показать ребенку, как мыть лицо, шею, руки, верхнюю часть туловища водой, температура которой составляет +27-28˚, постепенно понижая температуру воды до +14-16˚. Следует отметить, что закаливание детей в детском саду умыванием не заменяет обтирание и обливание водой.

Обтирание тела тканью

Для этого подготавливают мягкую махровую рукавичку. Намочив ее в теплой воде и отжав, начинают с обтирания рук ребенка от кончиков пальцев до плеч. После необходимо обтереть грудь, живот и спину. Затем ноги до паховой области и в конце – ягодицы. Температура воды должна составлять 27˚.

Обливание – закаливание детей водой

Вначале обливают спину, грудь, живот, плечи и руки. Летом температура воды должна быть 34-35˚, а в зимний период составлять 36-37˚. Температуру воды при закаливании детей в детском саду нужно понижать по 1 градусу раз в три дня, а зимой – каждую неделю. В итоге летом она должна составлять 28˚, а зимой – 30-31˚.

Источник: https://www.neboleem.net/stati-o-detjah/5618-zakalivanie-detej-v-detskom-sadu.php

Закаливание детей дома и в детском саду

Закаливание полезно для людей всех возрастов. Но особенное влияние закаливание оказывает на детей дошкольного возраста.

Закаленный детский организм легче адаптируется в неблагоприятных условиях, повышается иммунитет, устойчивость к недостатку кислорода (гипоксии). Закаливание также нормализует состояние нервной системы, укрепляет ее. Повышается устойчивость эмоциональной сферы ребенка, что делает его более сдержанным и уравновешенным.

Кроме этого у ребенка отмечается повышение выносливости организма, его работоспособности, улучшение настроения.

Закаливание — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.

Цель закаливания — тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро адаптироваться к новым условиям.

Основная задача: осуществлять комплексный подход к оздоровлению дошкольника средствами природы с учетом уровня его индивидуального здоровья при активном включении ребенка в процесс его формирования.

Закаливание детей дошкольного возраста в ДОУ состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни, которые включены в режимные моменты и специальные мероприятия: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, правильно организованную прогулку, являются частью физкультурных занятий.

При организации закаливания необходимо соблюдать ряд правил, принципов закаливания для достижения наибольшего эффекта от его проведения.

Смысл закаливания в многократно повторяющихся однотипных нагрузках, чаще всего холодовых, в результате чего вырабатывается тренированность в отношении этих нагрузок, включаются защитные реакции иммунной системы, а значит, повышается и устойчивость к простудным заболеваниям, в первую очередь, а также отражается на всех других функциях организма — улучшаются аппетит и усвоение пищи, нормализация роста, повышается умственная и физическая работоспособность, появляется жизнерадостное настроение .

Родителям следует помнить, что тренирующий эффект закаливающих процедур сохраняется недолго, особенно у детей дошкольного возраста, это примерно 3-10 дней, тогда как для достижения этого эффекта необходим срок не менее месяца, а у ослабленных детей и более. Не следует форсировать усложнение закаливающих процедур, так как это может привести к срыву механизмов адаптации и появлению и возобновлению повторных заболеваний.

Закаливающие процедуры следует проводить только в том случае, если ребенок здоров. Начинать можно в любой сезон года, но лучше летом.

Недопустимо, решив закалять ребенка, сразу обливать его прохладной водой, отправлять на прогулки в ненастную погоду легко одетым. Это непременно приведет к тому, что малыш простудится, а мать впредь будет бояться закаливания, как «огня». Начинать нужно осторожно, переходя к более сильным закаливающим процедурам постепенно.

Нужно считаться с индивидуальными особенностями ребенка. Например, легковозбудимые, «нервные» дети иногда плохо реагируют на холодную воду. Постоянно следить за реакцией ребенка на закаливающие процедуры.

Если во время обливания или приема воздушной ванны малыш дрожит, кожа у него становится «гусиной», значит, к этой температуре он ещё не адаптирован.

В следующий раз процедуру надо проводить, начиная с той дозировки, которая не вызывала никаких отрицательных явлений.

Нужно стремиться к тому, чтобы закаливание нравилось детям, воспринималось ими как забава. При повышении температуры, насморке, кашле, жидком стуле — необходимо приостановить закаливание или проводить на щадящем уровне. Гипотрофия, анемия, рахит не являются противопоказаниями к закаливанию.

Приступая к закаливанию, создайте ребенку здоровые условия быта, нормальную психологическую атмосферу в семье, достаточный сон. Необходимо сквозное проветривание комнаты не реже 4-5 раз в день, каждый раз не менее 10-15 минут.

Детям 1,5 лет и старше нужно гулять не менее двух раз в день по 2,5-3,0 часа. Зимой, при более низкой температуре, время прогулки ограничивают. Детей с возраста 2,5-3 лет можно обучать кататься на лыжах, коньках, самокате, велосипеде.

В летнее время не нужно запрещать игры в воде, ходить босиком по земле, по траве, по песку у реки. Большое значение имеет одежда: важно, чтобы она была по размеру, ребенок в ней не мерз и не перегревался. Все эти меры также обладают определенным закаливающим эффектом.

В различные возрастные периоды закаливание проводится разными способами, по принципу от простого к сложному [6, c. 56].

Методы закаливания:

Воздушные ванны: зимой в комнате, летом на улице при температуре +22+28 С, лучше утром. Начинать можно с двухмесячного возраста, первое время по 1 минуте 2-3 раза в день, через 5 дней увеличить время на 1 минуту, доведя к 6 месяцам до 15 минут и к году до +16 С.

Закаливание солнечными лучами: лучше в тени деревьев, в безветренную погоду, при температуре воздуха не ниже +22 С. Начиная с возраста 1,5-2 года дети могут загорать в одних трусиках, продолжительность с 3 до 10 минут, увеличивая за 7-10 дней до 20-25 минут. Оптимальное время с 9 до 12 часов дня.

Недопустимо пребывание детей «на солнце» при температуре воздуха +30 С и выше, ввиду возможного перегревания.

Влажное обтирание: проводится смоченным в воде и отжатым куском чистой фланели, один раз в день по 1-2 минуте. Начинать с рук — от пальцев к плечу, затем ноги, грудь, живот и спину до легкого покраснения.

Температура воды в возрасте 3-4 года +32 С, 5-6 лет +30 С, 6-7 лет +28 С; через 3-4 дня снижают на 1 С и доводят до +22+18 С летом и +25+22 С зимой. По окончании ребенок должен быть тепло одет.

В случае перерыва, начинают с сухих обтираний.

Закаливание ротоглотки: полоскание ротоглотки любой дезинфицирующей травой 3-4 раза в день (лучше после посещения детского сада, школы, кинотеатра и т.д.). После приготовления настой разделить пополам, полоскать попеременно, один раз в неделю температуру во втором стакане снижать на 0,5-1 С. Начинать с температуры +24+25 С.

Ножные ванны: обливание ног в течении 20-30 секунд водой температуры +32+34 С, с постепенным снижением один раз в неделю на 1 С до +10 С. Можно чередовать холодное и теплое обливание, по 3-6 раз. По окончании ноги растирают до розового цвета кожных покровов.

Общее обливание: начинать с 9-10 месяцев, голову не обливать, при этом ребенок стоит или сидит. Температура воды в возрасте до одного года +36 С, 1-3 года +34 С, старше 3 лет +33 С. Постепенно снижая на 1 С в неделю, до +28 С зимой и +22 С летом. Длительность до 1,5 минут. После растереть тело полотенцем до розового цвета.

Душ: после 1,5 лет. Лучше утром по 30-90 секунд при температуре воды +34 С, постепенно снижая до +28 С зимой и +22 С летом.

Плавание: одна из самых эффективных форм закаливания. Сочетает в себе влияние воды, воздуха, температуры, двигательной активности ребенка. Можно начинать обучение с первых месяцев жизни, но под обязательным руководством опытного инструктора.

Эффективными мерами закаливания являются лечебная физкультура и массаж, которые должны проводить квалифицированные специалисты.

Закаливание можно проводить большинству детей, но предварительно следует обратиться к своему детскому врачу по месту жительства, желательно соблюдение определенной последовательности в наращивании закаливающих нагрузок. Особенно важно проводить закаливание при подготовке детей к посещению детского сада или школы.

Существует ряд противопоказаний, когда закаливание в детском саду ребенку не рекомендуется, а именно:

  • если еще не прошло пяти дней после заболевания или профилактической прививки,
  • если еще не прошло двух недель после обострения хронического заболевания,
  • повышенная температура у ребенка вечером,
  • страх у ребенка перед закаливанием.

Таким образом, комплекс оздоровительных и закаливающих мероприятий в ДОУ, направленных на укрепление организма и развитие движений детей, помимо укрепления и развития опорно-двигательного аппарата ребенка, вызывает улучшение крово- и лимфо-обращения, углубляет дыхание и улучшает вентиляцию легких, повышает пищеварительные и выделительные функции, улучшает обмен веществ. Все это благоприятно влияет на рост и развитие детского организма.

Знание ребенком основ гигиены и элементарных медицинских сведений составляет фундамент формирования здорового образа жизни, способствующий, в свою очередь, эффективности всех оздоровительных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении и в семье.

Источник: https://multiurok.ru/files/zakalivaniie-dietiei-doma-i-v-dietskom-sadu.html

Организация закаливания детей в дошкольных образовательных учреждениях

На закаливание детей в условиях существующего режима дня в ДОУ отводится время от окончания дневного сна до полдника(т. е. с 15.45 до 16.00), причем общепризнанными проверенными способами укрепления здоровья детей в ДОУ являются и кратковременные мероприятия,чаще всего проводимые в летнее время. Изучение этого вопроса в ДОУ выявило ряд существенных недостатков.

Отведенное режимом дня детского сада время (45 мин) для проведения закаливающих процедур, на деле сокращено до 15–20 мин из-за больших затрат на различные подготовительные и заключительные процессы: уборку постелей, гигиенические мероприятия, инструктаж и организацию закаливающих процедур, приготовление к полднику и т. д. Конечно, за 15–20 мин провести закаливающие процедуры с группой в 20-25 человек часто при отсутствии помощника воспитателя невозможно, потому и качество
их заставляет желать лучшего.

Недостаток времени вынуждает изыскивать такие формы специального закаливания, которые минимальны по затратам, а потому бывают настолько примитивны, что значительно лишаются заложенного в них содержания.

Наглядным примером этому может служить метод
рижского закаливания. На дно длинной металлической ванны насыпается мелкая галька, ванна наполняется морской водой (или 1–2% раствором поваренной соли) так, чтобы покрыть лодыжки ребенка.

Ежедневно дети ходят по гальке в течение 2 мин, потом ополаскивают ноги в обычной воде. Вначале температура воды в ванне должна быть 36°, а затем постепенно доводится до 23–24° для 3-4-летних детей, до 20° – для 5-летних и до 18° – для 6-7-летних.

Примитивность рижского метода заключается в самом проведении закаливающих процедур. В
течение 1–2 мин дети перекатываются с пятки на носок на специальном резиновом массажном коврике для укрепления свода стопы и профилактики плоскостопия. Затем на резиновом коврике расстилают
полоску ткани шириной 0,5 2 м, смоченную 10 % раствором поваренной соли.

Дети должны потоптаться 3–4 мин на смоченном коврике и 1–2 мин на сухом. После этого производят полоскание рта и носоглотки «гарганьем» 5 % раствором поваренной соли комнатной температуры в количестве 1/3 стакана. Бульканье должно быть как можно дольше.

После процедуры моют лицо, шею, руки водой комнатной температуры 15–20 с и растираются сухим полотенцем до легкого порозовения кожи.

Дальнейшее упрощение метода связано с заменой
резиновых массажных ковриков грубой мешковиной, иногда несколькими массажерами для стоп, а из-за дефицита времени и нехватки инвентаря, с сокращением времени процедуры до 1–2 мин, вместо положенных 7–8 мин.

По сути такая процедура лишь названа методом, но по содержанию не является закаливающей процедурой.

В предлагаемой нами схеме закаливание детей в ДОУ рассматривается с трех позиций:

  •  бытовое – оздоровительные начала бытовых режимных процессов, т. е. соответствующая организация быта детей;
  • закаливающие процедуры во время активной игровой деятельности, сна и других режимных мероприятий – использование преимуществ двигательной активности (усиленная теплопродукция, усиление вентиляции легких, положительный психоэмоциональный фон во время игры и др.), организационно регулируемых состояний (сна) для повышения эффективности закаливающих воздействий;
  • специальные закаливающие процедуры, проводимые во время или после различных режимных мероприятий.

Окружающая среда – сильнейший фактор закаливания, но чтобы он стал таковым для конкретного
человека, надо уметь выделить определенные параметры, ввести их в повседневную деятельность ребенка. Такие возможности  – на каждом шагу, нужно лишь воспитателю направить мысли на их поиск и воплощение.

Закаливающие процедуры бытового плана сопровождают ребенка на каждом шагу.

Умывание – это не только гигиеническая, но и при определенной организации хорошая закаливающая процедура. Во-первых, необходимо умываться водой комнатной температуры (18–20°) и даже теплой при каждом удобном случае.

Закаливающее обмывание, включающее в себя омовение лица, шеи и рук до локтя, должно проводиться не только до и после ночного и дневного сна, но и при каждом гигиеническом мытье рук (в случае их загрязнения, после посещения туалета, перед едой и т. п.).

В последнем случае руки моются с мылом, а лицо и шею только ополаскивают водой.

Во-вторых, после мытья кожа лишь слегка вытирается (снять
капли
), а затем подлежит естественному обсыханию,так как сам процесс испарения оставшейся влаги приводит к охлаждению испаряющей поверхности, превращая его в закаливающее холодовое воздействие.

Полоскание рта и горла водой понижающейся температуры, как это рекомендуют некоторые методические пособия, также вызывает у нас ряд возражений.

Во-первых, не существует такого понятия как «полоскание горла», несмотря на широкое его использование педиатрами. Это убедительно доказал А.Н. Керимов, показавший, что даже маленькие капли воды, попадающие при полоскании рта за небные дужки, тут же вызывают их отхаркивание за счет рвотного рефлекса с миндалин или заглатываются.

Поэтому не может идти речи о «промывании миндалин» даже при самом глубоком полоскании горла («гарганье»). Это лишь более глубокое полоскание полости рта.

Во-вторых, полоскание горла 5 % раствором поваренной соли не находит логического объяснения и превращается в пытку для ребенка.

В педиатрии существует лечебный прием при ангинах, особенно лакунарных,с большим количеством гнойных пробок в миндалинах, связанный с полосканием горлагипертоническим «крутым» раствором поваренной соли,который способствует отторжению гнойного содержимого миндалин.

В условиях отсутствия этого гнойного содержимого,использование в профилактических целях слабого
раствора поваренной соли 
не имеет смысла.

В-третьих, нормирование температуры воды для полоскания рта и горла с учетом ее
постепенного (на Г) снижения нереально в условиях ДОУ.

Предлагаем следующую методику закаливающего полоскания рта. Оно проводится после каждого приема пищи.

Для полоскания дети набирают 2/3 стакана холодной водопроводной воды, в течение 10–15 с, 2–3 раза меняя воду, хорошо полощут рот, а затем 2–3 раза по 5–7 с производят полоскание горла.

Процедуру заканчивают точечным массажем миндалин,наложив большой и указательный пальцы на область проекции миндалин, проведя 5–6 круговых массирующих движений. Это обеспечивает активный приток крови к миндалинам и является хорошим средством профилактики ангины.

Точечный массаж миндалин как мощное профилактическое средство против ангин должен стать у
ребенка стереотипом поведения (безусловным рефлексом) при любом холодовом воздействии на горло (питье холодной воды, особенно в летнее время, злоупотребление мороженым и пр.).

Точечный массаж миндалин не требует приложения значительной силы (до уровня болевого порога), как это имеет место при массаже кожных активных точек, поэтому он легко воспроизводится даже самыми маленькими детьми. Проекция же миндалин легко определяется ребенком и не требует контроля взрослого.

  1. Детям полезен дневной сон летом на свежем воздухе, зимой – в хорошо проветренном помещении при температуре +15… +16°.
  2. Прогулка необходима 2 раза в день при температуре до -15° продолжительностью 2–3 ч до обеда и 1–1,5 ч – после обеда, а в летнее время солнечные
    ванны 
    от 5–6 до 8-10 мин 2–3 раза в день (пребывание в тени не ограничивается).
  3. Рекомендуем использовать пульсирующий микроклимат не только во время физкультурных и оздоровительно-игровых занятий, но и при каждом удобном случае, дающем возможность воздействия контрастными температурами воздуха.

Пульсирующий микроклимат создается путем интенсивного проветривания помещений групповых во
время дневного сна, перед занятием до температуры воздуха в них на 3–5° ниже температурной нормы (20–22°); через 2–3 недели можно увеличить до 6–8° и поддерживать на этом уровне еще в течение 2–3 недель. Если все дети хорошо переносят эти колебания, амплитуду их увеличивают до 9-10°. Закрытие фрамуг должно производиться за 15 мин до подъема детей.

Контрастные воздушные ванны, создаваемые пульсирующим микроклиматом, особенно хороши весной
и осенью, когда разница температур на улице и в помещении не более 10–15°. В этом случае игровой час можно проводить при массивном оконном проветривании, надев на детей более теплую одежду. В летнее время оптимальный вариант создания пульсирующего микроклимата – использование кондиционеров.

Наиболее простыми способами создания пульсирующего микроклимата являются:

  • переход из помещений солнечной стороны на теневую и наоборот;
  •  использование теплозащитных свойств одежды: одеться потеплее, чтобы вспотеть, затем, часа через 1,5–2, снять лишнюю одежду и так повторять несколько раз в течение дня;
  •  в переходные периоды года, при температуре наружного воздуха от 0 до 10°, открыть окно, подвести к нему детей и подышать свежим воздухом 1–2 мин, повторяя так несколько раз в день. При этом помнить – никаких сквозняков! Сквозняки никакого отношения к пульсирующему микроклимату и воздушному душу не имеют.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5134782/page:38/

Закаливание в детском саду и дома

Самым важным и необходимым в жизни нашего ребенка по праву нужно считать здоровье! К сожалению, с каждым годом иммунная система детского организма все менее и менее устойчива к заболеваниям, в связи, с чем растет уровень заболевших детей. Встает необходимость создания мер для укрепления физических сил организма. Ответ кроиться в закаливание, которым нужно умело вводить весь день ребенка с самого утра до вечера.

«Как проводить закаливание детей дома»

Вырастить здорового ребёнка крепким, сильным, здоровым – это желание каждого родителя. Но как это сделать, какими путями и средствами многие не знают.

Первое с чем мы сталкиваемся – это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Дети испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, проводимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы, задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.

Воспитание, в частности физическое, детей в детском саду тесно связано с целями и устремлениями родителей и зависят от них. А так как большая часть жизни ребёнка проходит в семье, развитие ребёнка тесно связано с образом жизни семьи. И родители должны заботиться о правильном физическом развитии ребёнка, заниматься регулярно физкультурой, приобщаясь к здоровому образу жизни.

Полноценное физическое развитие и здоровье детей – это основа формирования личности.

Нас всех много лет поражает грустная статистика частоты заболевания детей дошкольного возраста. Каждый третий имеет отклонения в физическом развитии. Конечно, причин тому множество: и экологических, и социальных, и генетических, и медицинских.

Одна из них — невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе говоря, мы любим свое дитя, усердно лечим, когда оно заболеет, а в повседневности не используем весь арсенал средств и методов для предупреждения заболевания. Не следует забывать, что дошкольный возраст – самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Закаливание представляет собой систему мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей, как в дошкольном учреждении, так и дома.

Основные задачи закаливания: укрепление здоровья, развитие выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям.

Рекомендации родителям по закаливанию детей в выходные дни и во время отпуска. При организации закаливания необходимо учитывать состояние здоровья детей, их возраст, уровень подготовки родителей.

В качестве основных средств закаливания используются естественные природные факторы (воздух, вода, солнечный свет) при непременном соблюдении следующих условий:

  1. Учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе метода закаливания.
  2. Постепенность в увеличении силы воздействия и длительности природного фактора.
  3. Систематичность закаливания — оно осуществляется круглый год, но виды его и методика меняются в зависимости от сезона и погоды.
  4. Спокойное, радостное настроение ребенка во время закаливающей процедуры.

Закаливание в повседневной жизни детей

Первым требованием для проведения закаливания в домашних условиях является создание определенных гигиенических условий: систематическое проветривание помещений, стабильная температура, рациональная одежда детей.

Сквозное проветривание, обеспечивающее бактериальную и химическую чистоту воздуха, проводят кратковременно в течение 5-7 минут в отсутствии детей:

  • утром
  • перед возвращением с прогулки,
  • во время дневного сна,

После сквозного проветривания температура в помещении, как правило, восстанавливается за 20-30 минут.

Температура воздуха в комнатах детей до трех лет должна быть — +21-23 С; трех-четырех лет — +20-22 С; пяти-семи лет — +19-21 С.

Для поддержания температуры воздуха в помещениях используется постоянное одностороннее проветривание. Оно проводится в присутствии детей. Для этого в помещении оставляют открытыми одну — две фрамуги (с одной стороны). Для контроля температурного режима градусники помещают на уровне роста ребенка на внутренней стене помещения.

Прогулка, при правильной ее организации, является одним из важнейших моментов закаливания.

Хорошим средством закаливания, укрепления и формирования свода стопы является хождение босиком. В летнее время детей надо приучать ходить босиком по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок).

Начинать закаливание следует в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время хождения босиком (с 2-3 до 10-12 минут) и продолжать при более низких температурах (до +22-20 С). Затем нужно приучать детей ходить босиком в помещении, например перед дневным сном ребенок идет до своей кровати по дорожке босиком.

Проведение утренней гимнастики для детей 5-7 лет проводится босиком (в зале с паркетным, пластиковым полом или покрытым ковром).

Наибольший оздоровительный эффект достигается при проведении физических упражнений на открытом воздухе. Летом все организованные формы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения) лучше проводить на улице.

Абсолютных противопоказаний для занятий на воздухе практически не имеется. Но дети, страдающие хроническими заболеваниями, должны приступать к ним в летнее время, при условии индивидуального подхода в дозировании мышечной нагрузки по назначению врача.

После перенесения заболевания, протекавшего без осложнений, здоровые дети, ранее закаливаемые, освобождаются от 1-2 физкультурных занятий, а ранее не закаливаемые и имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья, освобождаются на 2-3 занятия. Дети, имеющие хронические заболевания, после обострения основного или перенесения другого заболевания допускаются к занятиям только после разрешения врача.

Использование воды в целях закаливания в повседневной жизни сочетается с формированием у дошкольников навыков личной гигиены. Обязательным требованием для этого является постепенное снижение температуры воды при умывании и мытье ног.

Дети до трех лет моют кисти рук, лицо, шею. Если они при этом забрызгали белье или намочили рукава, надо без промедления сменить мокрую одежду, так как, высыхая на ребенке, она оказывает сильное охлаждающее действие. С возрастом и по мере привыкания увеличивается зона воздействия воды: дети моют руки до локтя, шею, верхнюю часть груди и спины.

Обливание оказывает большой раздражающий эффект. Местное обливание ног проводится из ковша емкостью 0,5 литра при температуре воздуха в помещении не менее +20 С.

При обливании смачивают нижнюю половину голени и стопу. Сосуд с водой держат на близком расстоянии от тела (4-5 см.). Собственно обливание продолжается 15-20 секунд.

После этого следует растирание сухим полотенцем до легкого порозовения кожи.

Следует помнить, что эффект закаливания будет только в том случае, если прохладную воду лить на теплые ноги ребенка. В связи с этим обливание следует проводить после дневного сна.

Летом целесообразней обливание ног сочетать с мытьем их после прогулки — сначала ноги моют теплой водой с мылом, затем обливают их водой соответствующей температуры.

Для детей 2-3 лет начальная температура воды при обливании +32 С, конечная +18С; для детей 4-7 лет — соответственно +30С и 16С. Таким образом, температура воды снижается через один — два дня на 2С.

В домашних условиях обливание ног с использованием контрастных температур воды можно рекомендовать для детей раннего возраста, когда начало закаливания приходится на холодный период года.

Контрастное обливание может быть щадящим, когда вначале ноги обливают теплой водой (+36С-35С), а затем сразу же прохладной (+24С-25С), после чего вновь следует теплое обливание (+36С-35С). Постепенно температура теплой воды увеличивается до +40С, а холодной снижается до +18С. Заканчивают процедуру сухим растиранием.

Такой метод обливания рекомендуется детям ослабленным или после болезни. Детям же закаленным и редко болеющим лучше проводить контрастное обливание сначала холодной водой (+24-25С), а затем теплой (+35-36С) и вновь холодной водой с таким же постепенным изменением температур. После обливания проводится сухое растирание.

Общие водные процедуры (обливание, купание) организуются не раньше, чем через 30-40 минут после приема пищи.

Купание в открытых водоемах является наиболее сильно действующей процедурой, так как здесь имеет место одновременное влияние трех факторов (воздуха, большой массы воды и солнечных лучей) на всю поверхность кожных покровов.

Купание в открытом водоеме разрешается детям старше трех лет (не более одного раза в день) при температуре воздуха не менее +25С и воды не менее +23С. Продолжительность купания – от 3 до 5-8 минут.

Закаливание солнцем осуществляется в процессе прогулки, особенно в весеннее — летнее время. Начинать следует со свето — воздушных ванн в тени деревьев, затем переходить к местным солнечным ваннам: детям оголяют руки и ноги, на голове при этом всегда должна быть светлая шапочка.

При проведении солнечных ванн дети играют под прямыми лучами солнца 5-6 минут и снова уходят в тень. По мере появления загара солнечные ванны становятся общими, а для этого детей раздевают до трусов и маек, а затем до одних трусов. Солнечные ванны начинают с 5 минут и доводят до 10 минут (в течение дня общее время пребывания детей на солнце может составить 40-50 минут).

Для достижения оптимального эффекта закаливания целесообразно применение комбинированных воздействий воды и воздуха.

В летнее время следует широко использовать игры с водой, игры в плескательных бассейнах, ручейках. Температура воды при этом должна быть не ниже +20С. Время воздействия фактора постепенно увеличивается с 30 секунд до 5-10 минут.

Каковы принципы закаливания детей дошкольного возраста?

Для достижения положительного результата от процедур необходимо стараться придерживаться некоторых правил:

  • регулярность в проведении процедур. Важно обратить внимание на время, в которое проводится закаливание, и стараться его соблюдать;
  • проведение процедур закаливания дошкольниковдолжно быть поэтапным. Важно не совершать резких переходов между степенью нагрузок при закаливании;
  • для достижения положительного эффектазакаливание детей дошкольного возраста должно проводиться с чередованием общих и местных процедур;
  •  в процедурах должны быть задействованы все элементы природы (вода, земля, солнце, снег и так далее);
  •  процедуры закаливания должны быть комплексными. Например, кроме самого обливания водой или обтирания могут включаться: посещение бани, сауны, прогулки на воздухе и прочее;

Важно, чтобы закаливание дошкольников проходило в позитивном ключе и вызывало у них только положительные эмоции.

Основные правила правильного закаливания

Каких же правил следует придерживаться при закаливании детей дошкольного возраста?

  • Важно, чтобы одежда ребенка соответствовала погодным условиям;
  • ребенок должен спать в хорошо проветренной комнате;
  •  в комнате общая температура должна быть примерно на два градуса ниже дневной;
  •  после пробуждения дошкольник должен ополаскивать лицо и кисти рук прохладной водой;
  • важно проводить с малышом ежедневные прогулки на воздухе;
  •  в помещении ребенок должен быть одет в легкую одежду.

При возникновении какого-либо заболевания ребенок должен быть полностью восстановлен перед процедурой закаливания.

Существующие противопоказания к закаливанию дошкольников

  • Высокая лихорадка;
  •  различные виды повреждений кожи;
  •  различные виды инфекций;
  •  высокая степень возбудимости;
  •  различные нарушения дыхательной системы;
  • нарушения сердечно-сосудистой системы;
  •  также, если вначале процедур закаливания у ребенка возникло резкое ухудшения состояния, то следует их прекратить.

Общие рекомендации

Следует запомнить, что температура при закаливании должна подбираться строго индивидуально и ориентироваться стоит только на состояние дошкольников. Перечислим основные правила, которых следует придерживаться при закаливании ребенка дошкольного возраста:

  •  прием воздушной ванны по утрам с ребенком проводится в течение десяти минут при открытой форточке. При этом можно сделать с малышом зарядку;
  • ежедневное умывание до пояса стоит начинать проводить теплой водой, постепенно с каждым днем понижая температуру. После умывания растирать тело ребенка не нужно. Такие умывания можно делать утром и вечером;
  •  ежедневно стоит полоскать нос, горло и рот. При этом можно использовать в качестве полосканий различные травяные отвары;
  • на безопасных участках ребенку следует разрешать совершать прогулки босиком по траве или песку;
  • закаливание водой стоит начинать с ежедневных обливаний стоп холодной водой;
  • летом особенно не стоит забывать и о купании в открытых безопасных водоемах. Это поможет дошкольнику легче адаптироваться при закаливании. Зимой можно посещать бассейн.

И главное правило — водные процедуры должны обязательно сочетаться с солнечными ваннами.

Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/konsultatsii/zakalivanie-v-detskom-sadu-i-doma.html

Ссылка на основную публикацию