Особенности и упражнения для развития памяти у детей в разном возрасте

Наша память, возможность запоминать — одна из важнейших функций психики. Именно наличие памяти помогает нам быть теми, кто мы есть. Она формирует личность. Если у человека отсутствует возможность запоминать предметы, лица, названия и имена, это очень серьезная патология, которая ведет к снижению умственной деятельности.

Развитие памяти у детей

У детей дошкольного возраста идет формирование основных свойств и возможностей памяти. Родители и воспитатели могут помочь им с этим. Небольшие тренировки выглядят как игра, но имеют важное значение для будущего развития личности малыша.

Для быстрого развития центра памяти отведите ребенка учить иностранный язык. Это отличная тренировка для его мозга, да и в дальнейшем пригодится. Самое главное — благодаря этому всю жизнь ему будет гораздо проще получать знания, запоминать новую информацию. Существуют некоторые особенности детей этого возраста, которые влияют на развитие памяти — необходимо их учитывать.

Память и личность

Наше «я» складывается из многих составляющих. Огромную часть занимает память. Здесь:

  • люди, которых мы знаем, любим или не любим;
  • информация о предметах;
  • наши навыки;Развитие памяти у детей
  • знания о мире;
  • события.

Мы храним воспоминания благодаря тому, что можем запоминать важное для нас. То, что важно, формирует наше видение мира. Память важна для детей с самого рождения. Сначала малыш запоминает лицо мамы – он будет улыбаться, видя ее. Это главное, что ему нужно, все остальное — инстинкты.

Личность развивается поэтапно, и на каждом из этапов необходимо все больше знаний об этом мире, предметах, людях, законах природы и общества. У детишек дошкольного возраста очень хорошая память — все новое они впитывают быстро, на запоминание уходит мало времени. Если правильно активизировать навык запоминания, то учиться будет гораздо проще. Это поможет во всей последующей жизни.

Четыре вида памяти

У человека (маленького или большого) есть 4 вида памяти, которые он использует каждый день:

Мы не замечаем, как наше тело запоминает некоторые движения. Они становятся привычными для нас, но когда-то наш мозг активизировался, чтобы первый раз зафиксировать то или иное движение.

Эта память помогает нам писать, готовить, водить автомобиль, заниматься спортом и Развитие памяти у детейтанцевать. Развивать двигательную память очень полезно для детей дошкольного возраста — она помогает координации движений наладиться скорее. И еще этим детишкам очень нужно как можно больше двигаться.

Это наши переживания и эмоции. Вы видите любимого человека — об этом вам напоминает ваша эмоциональная память. Так формируются привязанности, дружба, уважение. Негативные эмоции тоже запоминаются: гость в шутку шлепнул ребенка по попе, но теперь для малыша это потенциально опасный человек, так как с ним связаны негативные эмоции.

Этот вид памяти особенно сильно развит у детей дошкольного возраста. Ребенок видит картинку, и она очень точно «отпечатывается» в сознании. Взрослые люди, конечно же, тоже обладают зрительной памятью. Если тренировать ее с детства, то это поможет проще запоминать материл, Развитие памяти у детейтекст, положение предметов. Существует масса тренингов для развития зрительной памяти. Чем точнее ребенок запоминает предмет, тем лучше.

  • Словесная или словесно-логическая

Проще говоря, таким образом запоминается логика нашей жизни, действий, этикет и правила общения. Словесно-логическая память не сразу становится активной у детей. Для ее работы нужно запомнить сначала много всего важного про наше общество, его культуру и ценности.

У старших дошкольников она уже проявляется. Они знают, как обращаться к незнакомым, умеют вести себя за столом. Дальше будет больше. Главное для развития этого навыка, чтобы у детей был пример, с кого учиться.

Различные знания, информация запоминаются также с помощью словесно-логической памяти.

Память у детей дошкольного возраста

Детьми дошкольного возраста принято называть малышей 4-6 лет. Их психика достаточно развита – речь, логика, мышление присутствуют в должной мере. Они могут строить фразы и связные рассказы. Это говорит о том, что они уже накопили достаточно информации о мире вокруг, знают, как выражать ее словесно. Особенности развития в этом возрасте зависят от мышления, логики, окружения ребенка.

Особенности запоминания

Сейчас память действует следующим образом: все, что важно для ребенка, удерживается легко (а это может быть несущественная информация), а все, что но не интересно для ребенка, пусть даже и значимо на ваш взгляд, быстро забывается. Эти особенности стоит иметь в виду тем родителям, которые взялись за раннее развитие или отдают малышей 5 лет в школу.

Избирательная память фиксирует яркие качества предметов,Развитие памяти у детей вкусов, впечатлений. Не стоит расстраиваться, если вы отвели ребенка на спектакль, а ему запомнилось только пирожное в буфете. Детский мозг сам выбирает, на чем акцентировать внимание.

У детей включается так называемое непроизвольное запоминание. Мозг ведет активную работу, выискивая интересное во всем. Поэтому дети так часто задают вопросы: для их памяти ваши ответы — настоящее «удобрение». Они схватывают важные для них качества предмета, события, потом анализируют их. Вопросы помогают лучше понять, «утрамбовать» в голове всю информацию.

К 5-6 годам дети владеют двигательной памятью, могут запомнить сложную последовательность движений. Часто это используется в подвижных играх, когда малыши следят не только за собой, но и за друзьями, чтобы те правильно выполняли все действия в нужной последовательности. Многие из нас затем теряют этот навык.

Научите ребенка правильно запоминать

И детям, и взрослым легче запоминать, если процесс обучения построен правильно. Все должно быть последовательно, с разъяснениями. Тогда нам очень просто запомнить сложные вещи. Если же факты разрозненные, никак не связаны между собой, то приходится заучивать наизусть.

Запоминание дается проще тогда, когда в материале есть логика. Психологи знают все особенности этого возраста и советуют родителям готовиться к занятиям с малышами.

Четыре приема для легкого запоминания

Для детей есть несколько аспектов, благодаря которым можно облегчить запоминание практически любой информации. Для малышей дошкольного возраста каждый из них актуален.

Помните: ребенок проще запоминает то, что ему интересно. Развитие памяти у детейПодбирайте материал для обучения, исходя из интересов ребенка. Это поможет вам сделать ваши короткие уроки действительно ценными.

Процесс имеет огромное значение для формирования памяти. Лучше всего выстраивать занятия так, чтобы знания, факты следовали один за другим логической цепочкой. Все логично — все понятно.

Если вы будете перескакивать с одного на другое, ребенок дошкольного возраста просто потеряет нить. Еще не стоит забывать, что у детишек 5-6 лет время концентрации — не более 20 минут.

Занятие не должно длиться дольше.

  • Для чего нужно это запомнить

Перед тем как начать занятие, объясните, зачем нужны эти знания. Например, вы учите с ребенком цифры. А зачем это Развитие памяти у детейему? Не для того, чтобы просто знать, потому что все знают. Вы пошлете его в магазин, и он сможет сам правильно подсчитать сдачу — самый простой пример. Потом скажите, что математика пригодится ему в школе: там учатся взрослые детки, без цифр вообще никуда. Даже такое простое объяснение открывает ребенку глаза на смысл ваших занятий и, соответственно, мотивирует к учению.

Это необходимо для развития долговременной памяти. Вы преподнесли малышу материал в интересной, живой форме. Он понял, для чего это нужно. Но уже через неделю ребенок может забыть все, чему научился, если не будет повторения. На данном этапе особенности развития памяти таковы, что необходимо повторять и повторять материал.

Иностранные языки для маленьких

Удивительно, как мало времени нужно ребенку 2-5 лет, чтобы выучить стишок на иностранном языке. Сейчас многие садики включают в свою программу не один, а два иностранных языка. Дело в том, что центр памяти языков формируется именно в это время.

Для людей, которые начинают учить Развитие памяти у детейязыки в 15-20 лет, все гораздо сложнее. Дело в том, что еще в раннем детстве у человека в мозгу формируется центр родного языка. Этот язык мы используем, на нем думаем. После, повзрослев, мы начинаем учить второй язык. Но центр-то только один. Приходится «впихивать» в него второй язык – это усложняет запоминание.

У детей дошкольного возраста все происходит иначе. Для нового языка развивается второй центр. Если будет введен третий язык, то будет активирован и еще один языковой центр.

Причем когда малыш говорит на английском, он задействует «английский» центр памяти. Переходит на русский — активизируется центр родного языка.

Так языки не смешиваются в голове, и поэтому детям гораздо легче их осваивать.

Тренировки для памяти

На помощь детям придет простая система упражнений. Все это похоже на игры, но они отлично подходят для развития памяти. Используйте особенности детской памяти сейчас, когда ее проще всего тренировать и подготавливать к дальнейшему обучению.

Зрительная память

Зрительная память очень важна, она дает нам внимательность к деталям, способность быстро Развитие памяти у детейзапоминать все, что мы увидели. Тренировать ее просто. Вам понадобятся картинки — с виду одинаковые, но в них есть отличия. Их можно найти в детских книжках или в интернете. Покажите первую малышу на 1-2 минуты. Потом дайте вторую. Сначала он будет долго искать различия, но после 2-3 тренировок зрительная память улучшится. Теперь малыш сразу видит различия, даже незначительные.

Двигательная память

Игра в «кукловода» подходит для садика или дома. Она придумана для развития двигательной памяти, но для детей выглядит вполне забавной. Хорошо, если будет участвовать несколько игроков.

Дети дошкольного возраста обожают соревноваться – можно присуждать в конце игры победу тому, кто справился лучше всех.Развитие памяти у детей

Кукловод (взрослый) завязывает глаза ребенку и ведет его по выбранному маршруту. У малыша есть возможность делать любые движения: шагать вперед, назад, прыгать, расставлять руки и ноги.  Маршрут не должен быть длинным. До десяти движений детьми этого возраста запоминается на ура.

Потом повязку снимают, а ребенку предлагают повторить все движения — пройти путь еще раз. Это не так легко, как кажется. Игра также служит для развития координации движений. С закрытыми глазами вы хорошо можете сконцентрироваться, а вот повторить потом свои же действия бывает сложно.

Словесно-логическая память

Здесь у вас огромный простор для тренировок. Для детей интересным будет упражнение на пересказ сказки или текста для дошкольного возраста. Коротенькие истории они должны пересказывать от третьего и от первого лица.

Заучивайте вместе стихи: это помогает развивать не только саму память, но и речь. Следите за тем, чтобы все слова повторялись правильно. Память постоянно должна быть «в движении» в этот период развития детей. Стихи, считалочки, факты, имена — все это помогает им быстрее научиться работать со своей памятью.

Родителям на заметку

Сейчас вы организуете обучение ребенка. Для развития памяти дошкольников есть много тренировок, задачек и заданий. В детском саду детей учат простым принципам работы с информацией — это подготовка к школе.

Она продолжится в первом классе. Если же вы не отдаете малыша в садик, то придется заниматься с ним самостоятельно. Распланируйте день так, чтобы можно было позаниматься несколько раз, изучая разные предметы.

Обязательно делайте перерывы на игры, творческую деятельность. Игры, особенно подвижные, развивают двигательную память. Лучше всего, если вы будете отводить малыша в какой-нибудь спортивный или танцевальный кружок. Это поможет ему снять напряжение, активно двигаться, учить свое тело новому. Там же будет общение со сверстниками, детишками разного возраста.

Ругать ребенка за то, что он не может что-то запомнить, бессмысленно. Вы скорее напугаете его, чем вразумите. У детей в 4-6 лет еще нет возможности быть самокритичными в своем обучении. Для него этот процесс — игра. Посмотрите на учебники 1-2 классов. Там много картинок, всегда есть герои, помогающие, дающие советы детям. Это плавный переход от игрового обучения ко взрослому.

Для развития памяти и быстрого запоминания необходимо время. Ожидать, что ребенок запомнит что-то с первого раза, глупо. Он нуждается во множественном повторении. Выучить названия месяцев года он сможет быстро, но на следующий день будет помнить всего 1-2 из них. Повторяйте их неделю день за днем, и тогда увидите результат. Малыш будет выдавать информацию, не задумываясь.

Проблемы с запоминанием

При формировании навыка памяти могут возникнуть проблемы. В таком случае вам нужно обратиться к врачу. Разговор с неврологом поможет понять, в чем дело. Дети дошкольного возраста должны легко запоминать информацию, уже могут отвечать на вопросы. Если малыш этого не делает, а вы видите, что он просто не может ничего толком запомнить, то это тревожный знак.

Но возможно, что вы просто неправильно строите обучение. Для развития памяти нужны тренировки, специальные игры и занятия. Без этого процесс тормозится, происходит задержка в развитии. Если проблема не будет устранена, то ребенок не сможет пойти в школу с остальными сверстниками: ему там будет очень тяжело.

Тут необходима беседа с психологом, который поможет понять, что мешает малышу запоминать информацию и удерживать ее. В более сложных случаях, когда есть структурные повреждения мозга, понадобится терапия. Держите под контролем процесс развития вашего ребенка, чтобы вовремя обнаруживать проблемы и предупреждать осложнения.

Читайте также:  Что кушать при кормлении грудью: когда и зачем нужна гипоаллергенная диета, правила питания по месяцам

Источник: https://rebenkoved.ru/podgotovka-k-shkole/razvitie-pamyati-u-rebenka-doshkolnogo-vozrasta.html

Какие занятия позволяют детям развивать память?

При оценивании готовности малыша к школе в первую очередь обращают внимание на его умение запоминать. Чем больше внимания было уделено развитию памяти, тем выше умственный потенциал будущего ученика. Причем тренировать нужно все виды запоминания, чтобы у детей было больше возможностей усвоить материал качественно и быстро.

Зачем развивать память и когда можно начать?

Память – одна из функций головного мозга, позволяющая запоминать необходимую информацию и воспроизводить ее при необходимости. Ученики с хорошей памятью занимаются легко, быстро усваивают материал и запоминают его.

Следовательно, познавательный интерес у них высок, да и учеба не вызывает отвращения: они самостоятельно соберут портфель на следующий учебный день, не забудут поздравить друга с днем рождения и, конечно, запомнят дорогу, чтобы не заблудиться в незнакомом месте на обратном пути.

Специалисты считают, что у человека не может быть плохой памяти. Если ребенок жалуется на ухудшение памяти, то это говорит скорее о ее несовершенстве, нежели о каких-то ограниченных характеристиках головного мозга.

Память не только можно, но и нужно развивать. Причем тренировать можно в любом возрасте, начиная с младенчества.

Для успешности обучения необходимо придерживаться следующих принципов:

  • Систематичность.
  • Доброжелательность.
  • Ненавязчивость.

Длительность занятий зависит от особенностей ребенка. Эффективность увлекательных, но коротких занятий будет выше по сравнению с продолжительными, если ребенок при этом устает.

Игры и упражнения нужно подбирать в зависимости от возраста: малышам нужны яркие картинки, веселые игры, подростки больше оценят интересный сюжет.

Направленность всех видов упражнений одна – развитие и тренировка всех видов памяти.

Развитие памяти у дошкольников

Человек может запоминать не только зрительные образы, но и пережитые эмоции, звуки, движения.

Развитие памяти у детей
В зависимости от запоминаемого объекта память может быть:

  • Образно-наглядная.
  • Эмоциональная.
  • Словесно-смысловая.
  • Моторная.

Большую часть информации дошкольник воспринимает с помощью органов слуха и зрения. Таким же образом он будет усваивать до 70% информации в школе.

При этом не стоит забывать, что информация будет запоминаться быстрее и лучше, если задействовать сразу несколько видов восприятия (например, слово записать и прочитать).

В связи с этим следует тренировать у детей все способы запоминания.

Важно знать, что процесс запоминания у детей непроизволен и носит эмоциональный характер – они не ставят перед собой цель запомнить что-то, в голове остается только то, что было интересным. Поэтому необходимо строить обучение в игровой, развлекательной форме.

Развитие памяти у младенцев — до года

Трехмесячные дети способны воспринимать первые образы, а к 10 месяцам у них формируются лобные доли мозга, отвечающие за память.

Для тренировки памяти в этом возрасте рекомендуется делать следующее:

  • Постоянно говорить с малышом, петь колыбельные, рассказывать коротенькие стишки, рифмовки, потешки, рассказывать что-то интересное, знакомить с новыми словами. Это позволит обогатить пассивный словарь ребенка: он еще не умеет говорить, но знает много слов, может выбрать нужную игрушку из нескольких, знает, кто его родственники, а кто – чужие.
  • Обращать внимание малыша на что-то новое, рассказывать об этом. Например, при знакомстве с кошкой можно назвать ее имя, произнести звуки, которые она издает, показать ее движения. Дополнить слуховое и зрительное восприятие можно моторным – позволить ребенку погладить кошку, пощупать ее.
  • С семимесячным карапузом можно поиграть в игру «Где спряталась игрушка?». На столе расстилают 2 пеленки. Под одну из них на глазах малыша прячут игрушку и спрашивают, где она. Можно несколько раз положить игрушку под одну пеленку, а потом – под другую. Несмотря на то, что ребенок видел, куда прячут игрушку, вероятность ошибки велика, ведь он уже запомнил, что правильным был предыдущий вариант.
  • С восьми месяцев нужно начинать читать ребенку книги с яркими иллюстрациями, во время рассматривания картинок комментировать изображение.

С девяти месяцев полезно вводить пальчиковые игры, которые позволят развивать не только разнообразные виды памяти (слуховая, моторная), но и мелкую моторику.

Развитие памяти у детей 1 – 3 лет

Этот период считается самым увлекательным в развитии малыша: он начинает активно запоминать слова и действия, а потом производить их. Родителям нужно в это время играть в подвижные игры, петь, танцевать, рисовать, играть на музыкальных инструментах вместе с ребенком.

Развитие памяти у детей

При этом не забывать о постоянном диалоге: во время прогулки или игры, перед сном или во время обеда необходимо комментировать окружающее, задавать вопросы.

Полезно с малышом учить небольшие стихотворения, разгадывать загадки, читать сказки. При этом ребенка нужно не просто знакомить с сюжетом. Важно спросить его мнение по поводу прочитанного, обсудить все события, назвать героев. Такой подход позволит не только развивать память, но и формировать у ребенка собственную позицию.

В этом возрасте можно поиграть в такие игры:

  • «Что пропало?». Перед малышом выкладывают несколько разных игрушек. Он запоминает, потом отворачивается. В это время одну игрушку убирают. Ребенок, повернувшись, пытается определить, чего не хватает. А для этого, конечно, нужно вспомнить первоначальный состав.
  • «Запомни рисунок» или «Запомни предложение». Если малыш затрудняется воспроизвести предложение или рассказать, что было на картинке, он может нарисовать с помощью цветных карандашей то, что запомнил.

Развитие памяти в возрасте от трех лет

С трех лет у детей начинает развиваться долговременная память. Ребенок неосознанно запоминает то, что имело в нем эмоциональный отклик.

Развитие памяти у детей
Для тренировки разных видов памяти можно использовать такие игры:

  • «Я — фотоаппарат» — дети сначала с открытыми, потом с закрытыми глазами описывают то, что расположено вокруг них.
  • «Опиши предмет». Ребенок внимательно рассматривает игрушку, которую потом убирают. Малыш старается описать ее как можно подробнее.
  • «Сравни предметы», «Опиши иллюстрацию» — нужно учить подмечать даже самые маленькие детали, чтобы усовершенствовать процесс запоминания.
  • «Зеркало» — ребенок повторяет за взрослым все движения, потом воспроизводит все показанные действия по порядку, а затем – в обратном порядке.
  • «По памяти». Карточки располагаются на столе изображением вниз. Ребенок по очереди открывает их, рассматривает, затем убирает обратно. После ознакомления с картинками ему предлагают найти карточку с конкретным рисунком, или открыть пару карточек с изображениями одного цвета.
  • «Назови предметы» — ребенок с закрытыми глазами на ощупь определяет, какие предметы располагаются на столике, а потом называет их по порядку.
  • «Что общего». Ребенку предлагается сопоставить слово и объект, найти общее. Например, слово «летать» с изображением солнца. Ребенок вспоминает значение слова (подниматься высоко, передвигаться по воздуху), особенности объекта (солнце располагается в небе, перемещается в течение дня) и называет то, что объединяет слово с объектом.
  • «Собери фигуру» — взрослый выкладывает фигуру из палочек, а ребенок запоминает и выкладывает подобную.
  • «Назови слова». В эту игру можно играть по дороге в садик или во время прогулки. Взрослый называет до 10 слов. Ребенок повторяет слова за ним и старается запомнить, а потом воспроизводит их по памяти.

Любая игра начинается с простых вариантов, постепенно усложняясь. Особенно важно развивать память у 6-7 летних детей, которые пойдут в школу. Ведь именно в это время усваивается самый большой объем информации и от способности запоминать зависит их дальнейшая успешность.

Игры для младших школьников

Развивать память позволят и такие упражнения:

  • «5 имен» — ребенок, хлопая в ладоши (отбивая мяч или топая ногой) в такт, говорит: «Я знаю 5 имен девочек: Маша, Таня, Вера, Надя, Галя». Называть можно также имена мальчиков, названия городов, пород собак, цветов радуги и другие объекты по желанию играющих. Важно не сбиться с такта. Чем взрослее ребенок, тем больше предметов он должен назвать.
  • «Правда или ложь». Ребенок рассматривает картинку, которую потом убирают. Затем он выслушивает несколько утверждений и выделяет среди них правдивые и ложные. Можно также задавать вопросы по картинкам: Сколько детей изображено? Что в руках у девочки?
  • «Я иду в поход». Игроки встают в круг. Водящий говорит: «Я собираюсь в поход и кладу в рюкзак мыло». Следующий участник говорит: «Я собираюсь в поход и беру с собой мыло и тушенку». Последующие участники добавляют свои наименования.

Как стимулировать развитие памяти у детей?

Развитие памяти у детей
Для развития не только памяти, но и других немаловажных процессов необходимо выделять время, чтобы:

  • Расспросить малыша о том, как прошел его день, чем он занимался, с кем общался, как выглядела воспитательница, как вели себя другие дети на занятиях.
  • После прочтения любого произведения обсудить сюжет, реплики персонажей, их действия.
  • Заменить просмотр телевизора рукоделием.
  • Организовать для малыша подвижные игры, чтобы мозг снабжался кислородом.
  • Проконтролировать режим сна и отдыха ребенка, полноценный сон должен быть не меньше 9 часов.

Ребенок рождается без памяти. Она формируется постепенно, и процесс этот может затянуться надолго. Уровень развития памяти ребенка зависит в первую очередь от его родителей. Не стоит также забывать о том, что степени развитости памяти влияет на дальнейшие успехи не только в учебе, но и в жизни.

Источник: http://baragozik.ru/4-6-let/kakie-zanyatiya-pozvolyayut-detyam-razvivat-pamyat.html

Развитие памяти у детей

Развитие памяти у детей

Память – психический познавательный процесс, который участвует в процессах обучения и развития личности. Без достаточного уровня развитости этого компонента невозможно достичь хороших результатов. Иногда в жизни требуется много чего запоминать и не всегда нам легко это сделать. Дошкольный возраст характеризуется стремительным развитием всех познавательных процессов, включая память. У детей трех-шести лет она работает постоянно, бесконечно впитывая в себя новую информацию. Ее развитие как процесс сопровождается рядом особенностей. Эти особенности необходимо принимать во внимание, пытаясь научить ребенка чему-то новому.

Особенности развития памяти у детей

Дошкольный возраст отличается от школьного целым рядом особенностей. Ребенок, который еще посещает детский сад, часто не умеет контролировать свои эмоции.

Он говорит вслух все, что думает, совершенно не беспокоясь о том, как эти слова будут восприняты окружающими. У детей в столь юном возрасте память работает совершенно иным образом, нежели у взрослых.

Непроизвольная память

Этот вид характеризуется отсутствием какого-либо сознательного контроля над процессом запоминания. Данная особенность вообще свойственна дошкольному возрасту – у детей преобладают чувства над разумом. Эмоции руководят их поступками и действиями. Холодного расчета просто не существует, ему нет места в детской психике.

Дети не могут и не хотят заставлять себя что-то делать без собственного согласия. Вот почему существует мнение о том, что дети являются более свободными личностями, чем взрослые. Непроизвольная память устроена так, что мозгом воспринимается только та информация, которая может быть интересной для ребенка.

Степень полезности для ума здесь не играет абсолютно никакой роли. Чаще всего, ребенок находит интересными какие-то мультфильмы, сказки, рассказанные родителями, отношения со сверстниками, модные игрушки. Вот почему яркие впечатления воспринимаются им лучше всего, без дополнительных усилий.

Запоминание происходит естественным образом, без всяческого принуждения.

Эмоциональная составляющая

Другой особенностью памяти у детей дошкольного возраста является эмоциональная окрашенность. Так как ребятишки обычно очень ярко воспринимают происходящие события, они и запоминаются им больше тех, на что нужно направлять определенное волевое усилие.

Лучше всего остаются в детской памяти те моменты, которые подарили им свежие положительные впечатления. Дошкольный возраст способствует развитию памяти. В детские годы восприятие очень сильное, интерес к окружающим событиям, явлениям и переменам просто огромный.

Иногда сложно себе представить, сколько всего ежедневно проходит через восприятие маленького ребенка. Эмоциональная составляющая однозначно влияет на развитие памяти.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Развитие памяти у детей

Развитие памяти у детей – задача не одного дня. Ничего не происходит слишком быстро, на все требуется определенное время.

Взрослым необходимо прилагать усилия для того, чтобы способствовать развитию произвольной памяти и внимания у собственного чада. Здесь нужны специальные упражнения и ежедневная тренировка.

Как это делать правильно, чтобы впоследствии не приходилось ни о чем сожалеть?

Запоминание стихотворений

Прекрасно тренирует память заучивание легких стихов. Они не только поднимут настроение, но и помогут преодолеть так называемый барьер перед сложными словами. Развитие памяти ребенка дошкольного возраста целесообразно начинать с запоминания стихов.

Единственное условие – строчки должны быть несложными и интересными, чтобы ребеночек мог полностью сконцентрироваться на них. Яркой особенностью детей четвертого-шестого года жизни является то, что им доставляет особое удовольствие произносить сложные слова и словосочетания.

Такое занятие вызывает у них неподдельную радость и искреннее желание выразить собственную индивидуальность. Чем более эрудированным кажется ребенок в глазах окружающих, тем больше он начинает ценить собственные достижения.

Развитие произвольной памяти

Развитие памяти в раннем детстве не ограничивается только эмоциональной составляющей. Если поддерживать лишь непроизвольную память, чадо в какой-то момент попросту перестанет развиваться.

Необходимо осознанно заниматься развитием памяти у ребенка дошкольного возраста. Произвольная тренируется тогда, когда ребенку нужно запомнить что-то важное, но не привлекающее его внимание.

Обычно сюда входят задания из детского сада, тренировочные упражнения и различные обучающие программы.

Описание увиденного

Чтобы развивать память, нужно систематически заниматься с ребенком, не допуская возникновения значительных перерывов. При этом важно учитывать индивидуальные особенности маленького человечка и стараться развивать сильные стороны его натуры.

Решению этой задачи способствует выполнение такого упражнения как описание увиденного. Ребенок может посмотреть мультфильм или прочитать книжку.

После определенного промежутка времени попросите его рассказать об увиденном ровно столько, сколько ему запомнилось. В случае появления значительных затруднений можно всегда вернуться к просмотренному материалу еще раз.

Важно, чтобы у ребенка работали мысли, искались в уме подходящие слова. Описание увиденного способствует расширению кругозора, формированию индивидуальной картины мира и, конечно, улучшению памяти.

Заучивание информации

В том случае, когда возникают значительные сложности с усвоением нужного материала, обычно прибегают к процессу заучивания. Заучивание помогает тренировать память, хотя и не способствует становлению индивидуальной мысли. К примеру, ребенку для подготовки к занятию требуется выучить какой-то текст.

Если для его восприятия это слишком сложно, лучше выучить написанное – так будет больше толку. Однако слишком часто прибегать к этому методу не стоит. Уже хотя бы по той причине, что ребенок может привыкнуть всегда все зазубривать, и перестанет  пытаться понять смысл прочитанного. Все-таки дошкольный возраст – это пора новых открытий.

Не стоит лишать ребенка ярких впечатлений и особенной радости.

Сравнение предметов

Развитие памяти у детей

Игра в ассоциации

Учитывая особенности дошкольного возраста, можно поиграть с детьми в игру под названием «Найти ассоциации». Такое занятие прекрасно тренирует память, помогает понять связь одних предметов с другими.

Как часто люди даже во взрослом возрасте не прибегают к ассоциациям! Если бы они стремились делать это чаще, то смогли бы самостоятельно разобраться с существующими трудностями. Игра помогает закрепить изучаемый по возрасту материал, проверить имеющиеся знания у ребенка, натренировать мыслительные способности.

Чтобы правильно ответить на вопрос, порой приходится долго и усердно думать. Развитие соображения – главная составляющая данного упражнения.

Методики развития памяти у детей

Чтобы процесс развития памяти шел быстрее, специалисты в сфере воспитания детей советуют придерживаться одного из выбранных методов.

Вообще использование какой-либо методики позволяет не перескакивать с одного на другое, а планомерно двигаться к поставленной цели.

Родители, выбравшие для себя определенную методику развития детей, отмечают, что результаты становятся видны уже через сравнительно короткое время. Какие же методы предлагает в данном случае наука? Рассмотрим их подробнее.

Методика Гленн Доман

Его теория зарекомендовала себя с лучшей стороны. Автор методики основной упор сделал на том, чтобы развивать у ребенка память посредством предоставления ему большого количества информации. Он утверждает, что именно так дети учатся вычленять самое главное. Обилие информации способствует появлению свежих мыслей.

Сесиль Лупан

Теория этого исследователя базируется на изучении различных каналов восприятия. Для проведения эксперимента нужно донести до ребенка информацию, используя разные каналы: зрительный, слуховой, кинестетический. Когда будет определен тип доминирующей памяти, автор предлагает в дальнейшем стараться использовать ее как можно чаще для усвоения новых знаний.

Таким образом, развитие памяти у ребенка – это процесс, требующий обязательного контроля со стороны взрослого.

В дошкольном возрасте она представляет собой вместилище информации, которая может быть использована через много лет. Яркой особенностью детской памяти является ее избирательность.

Ребенок воспринимает только то, что ему действительно по-настоящему интересно, руководствуясь индивидуальными предпочтениями.

Источник: https://psyh.info/article/deti-do-3h-let/razvitie-pamyati-u-detej.html

Развитие памяти и внимания у детей Особенности памяти

Развитие памяти у детей

Родители первоклассников сталкиваются с проблемой неподготовленности детей к объему школьной программы. Нагрузка на школьников приводит к усталости и даже болезни. Развитие памяти и внимания у детей должно начинаться задолго до школы. Эти процессы помогут ребенку утвердиться как личности в окружающем социуме. Научить его пользоваться природными инструментами своего разума — вот главная задача для родителей.

Особенности развития внимания в детском возрасте.

Внимание — способность получать целостную информацию о чем-либо без отвлечения. Бывает нескольких видов:

  • Произвольное — вырабатывается в дошкольном возрасте, связано с умением поставить цель и приложить усилия для ее достижения. Оно формируется, когда ребенку необходимо проявить волю, чтобы сконцентрироваться на предмете и произвести с ним какие либо действия. Большую роль в этом играет состояние малыша, если ребенок устал, болен или перевозбужден то это будет мешать ему сконцентрироваться;
  • Непроизвольное — бесконтрольное переключение на объект выделяющейся чем либо например (громкий звук, резкий запах, яркий свет). Эти предметы или явления вызывают непроизвольный интерес ребенка внезапным действием, движением, новизной или необычным цветом, формой, размерами. У детей дошкольного возраста этот вид внимания является основным. С помощью непроизвольного внимания малыш познает мир. Он начинает обращать внимание на все яркое и необычное;
  • Послепроизвольное внимание — контролируемое внимание при возникновении интереса, когда усилия столь сильны, что уже нет необходимости прикладывать их. Эти занятия настолько увлекают малыша, что выполняются без затруднений

Следует также понимать некоторые механизмы внимания:

  • Переключение (умение заниматься несколькими делами, переходя с одного на другой и наоборот);
  • Распределение (способность заниматься сразу несколькими делами);
  • Объемность (количество информации, которые малыш может охватить и удерживать в сознании);
  • Концентрация или сосредоточенность (способность сконцентрироваться на чем либо, невосприимчивость к отвлекающим моментам);
  • Устойчивость (другое название усидчивость — умение выполнять дело долгое время).

Развитие внимания в детском возрасте позволяют ребенку сосредоточиться даже если ему это занятие не интересно, если он будет знать, что дело нужно довести до конца, то малыш не будет отвлекаться.

Движущей силой концентрации внимания является любознательность и развитие познавательных навыков. Ребенок может долгое время изучать предмет который его заинтересовал.

Для каждого возраста свойственны свои особенности внимания

3-4 года. В большей степени преобладает непроизвольное внимание. При большом интересе малыш в этом возрасте способен 5-7 минут сконцентрироваться. 4-5 лет. Ребенок может руководить своим вниманием до 20 минут при возникновении интереса. При этом он ни на что не отвлекается.

5-6 лет. Теперь в поле зрения ребенка может попасть сразу несколько предметов. Он может контролировать внимание сразу на всех заинтересованных объектах. 6-7 лет. Среднее время произвольного внимания увеличивается до 25 минут, тогда как объемная память продолжает увеличиваться.

Как помочь развитию внимания в детском возрасте?

Причины, по которым малыш невнимателен, могут быть разными: слабое здоровье и, как следствие, быстрая утомляемость, неподготовленность, особенности нервной системы. Главная помощь родителей для развития памяти и внимания у детей заключается в том, чтобы у него были развивающие игрушки: пазлы, кубики, конструкторы, пирамидки.

В развитии внимания в детском возрасте существует несколько основополагающих принципов:

  • Постепенное усложнение заданий. Сложность заданий необходимо повышать постепенно, при этом его надо разбить на несколько упрощенных подзаданий и снабдить каждый шаг словесной инструкцией. При этом малыш обдумывая инструкцию и следуя шаг за шагом скорей всего справится с поставленной задачей.
  • Запоминание инструкции. Повторение инструкции несколько раз, как родителем, так и самим ребенком, позволит запомнить алгоритм действий и выполнить задание.
  • Самоконтроль. При выполнении задания малыш, проговаривает то, что он делает, этим самым контролируя себя. Пример: «Рисуем кошку, сначала рисуем туловище, потом рисуем голову, теперь хвостик и так далее».

Развивать внимание особенно таких свойств, как переключение и концентрация можно , как с помощью пазлов и конструкторов, так и с помощью простых игр, например

«Охотник» (игра на развитие внимания). Ребенок представляет себя охотником, который находится в лесу, и прислушивается, что происходит в лесу. Цель игры: Малыш рассказывает все что услышал за несколько минут (проехала машины, мяукнула кошка и так далее).

«Найди игрушку» Ребенок выходит из комнаты, а вы ставите небольшую игрушку на видное место, маскируя ее с другими предметами. Малыш заходит в комнату и становясь в центре должен найти ее взглядом.

Развитие памяти и внимания у детей.

Развитие памяти у детейПроведите с ребенком тест. Дайте ему задание скопировать изображение. Попросите не зачеркивать рисунок, если что-то малыш забыл нарисовать. Объясните, что можно нарисовать новый рисунок рядом. При проверке результатов оцените: неверно изображенные или потерянные элементы; ребенок постоянно заглядывает на образец или рисует по памяти; отвлекается ли при работе; сравнивает конечный результат с заданным изображением. Это задание поможет определить, как уровень внимания, так и уровень развития памяти.

Память — способность собирать и пользоваться полученными знаниями. Этот процесс состоит из запоминания, хранения и воспроизведения информации.

Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста.

Одним из основных критериев умственного и интеллектуального развития ребенка, является развитие память, ведь она способствует усвоению новой информации, познанию мира. Чем больше уделяется времени развитию разных видов памяти тем выше потенциал ребенка.

Выделяют несколько видов детской памяти:

  1. Двигательная — связана с запоминанием повторяющихся действий (чистить зубы, ходить, играть);
  2. Наглядно-образная (зрительная) — запоминание окружающих вещей и эмоций, приводящих малыша в восторг;
  3. Эмоциональная — способность реагировать на объекты, оказывающие влияние;
  4. Непроизвольная — знания, полученные в независимости от желания. Запоминается все самое интересное и захватывающее.
  5. Произвольная память подразумевает прикладывание усилий чтобы запомнить чего либо например стихотворение.

Как изменяется детская память с возрастом

3-4 года. Этому возрасту присуща непроизвольная память. Все ежедневные процессы, связанные с движениями и речью, накапливаются в сознании. 4-5 лет. Появляются первые зародыши произвольной памяти, которая развивается лучше, с подключением движений. 5-6 лет. Информация, которую малыш осознал, запоминается лучше.

Источник: https://vseprodetok.ru/razvitie-rebenka/razvitie-pamyati-i-vnimaniya-u-detej/

Развитие памяти у маленьких детей

Есть такое выражение «девичья память». Человека, чью память называют девичьей, считают забывчивым и рассеянным.

И чаще это относится к девушкам, как считают многие, однако это стереотип: память независима от пола человека.

Многие также думают, что её свойства – это врождённые характеристики каждого конкретного человека и совершенствовать тут, увы, нечего. Но это мнение ошибочно: к счастью, память можно развивать. И не только можно, но и нужно!

Есть специальные советы, с помощью которых даже очень рассеянный человек сможет сосредоточиться и сконцентрироваться, повысить работоспособность.

Как и для получения многих других навыков, развитие этого механизма лучше всего осуществлять в детском возрасте – у малышей мозг более гибкий и восприимчивый к новой информации. Развитие памяти у детей – это интересный и полезный процесс.

Если вы поможете своему малышу наладить этот важный механизм, то ребёнку будет гораздо легче в дальнейшей взрослой жизни.

Что такое память?

Память – это сложный механизм по сохранению информации, её накоплению и воспроизведению чего-либо из ранее запомненного. Она бывает нескольких видов. Часто какой-то определённый вид развит у человека больше, чем другие, и это абсолютно нормально. Давайте познакомимся с всевозможными видами и формами памяти и узнаем их особенности.

Память бывает произвольной и непроизвольной. У детей дошкольного возраста (от 4 до 6 лет) преобладает непроизвольная форма.

Это означает, что маленькие детки запоминают всё механически, без каких-либо усилий для этого.

Произвольная, соответственно, наоборот характеризуется тем, что человек ставит перед собой цель запомнить какой-либо материал. Это уже больше относится к школьникам и взрослым людям.

Развитие памяти у детей

Память ещё принято разделять по наиболее развитой у человека психической активности. Она бывает:

  1. Зрительная (образная). Если вашему ребёнку без труда удаётся вспоминать лица людей, которых он видел всего один раз в жизни, значит, он обладает именно таким типом. Или, например, малыш прекрасно вспоминает какой-либо запах из детства, образ в самых мельчайших деталях – это всё благодаря образной памяти. Кстати, ей обладают как дети дошкольного возраста, так и уже подросшие школьники.
  2. Словесная. Вашему малышу нравятся стихи и он способен рассказать большой отрывок «из головы»? Или ребёнок может вспомнить разговор в точности, все его слова, которые были сказаны давным-давно? Тогда можно вас поздравить: ваше чадо обладает словесно-логическим типом запоминания.
  3. Двигательная. Ваш ребёнок схватывает на лету все танцевальные движения, которые видит? Или он виртуозно умеет вышивать крестиком? Тогда это его характеризует как обладателя развитой двигательной памяти.
  4. Эмоциональная. Если ваш малыш хорошо запоминает только то, что вызвало у него в душе отклик, эмоции, то он обладает эмоциональным типом запоминания. Он особенно проявляется в человеческих взаимоотношениях.
  5. Существует ещё и вкусовая, осязательная и обонятельная память, однако такие виды являются сопутствующими для человека, а не главенствующими.

Свойства детской памяти

Интересно, что по мере взросления человека свойства его памяти меняются. Механизм запоминания ребёнка дошкольного возраста сильно отличается от школьника, хотя их отделяет промежуток всего в несколько лет.

Характерной чертой детского возраста является отличная способность мозга к запоминанию и воспроизведению информации. Поскольку малыши, которые ходят в детский садик, обладают непроизвольной памятью, то именно в этот период им нужно усиленно изучать иностранный язык. Так ребёнку будет гораздо легче его освоить, чем в старшем возрасте.

Особенностью детской памяти является и то, что дошкольник учится воспринимать и анализировать информацию. Особенно в этот период развит образный тип. Часто малыши смотрят на предмет и видят его детально, запоминают то, что их больше всего впечатлило – самые выразительные черты. Порой другие свойства, которые могут быть главнее, они упускают, забывают.

У дошкольников развивается и двигательная память, особенно хорошо это можно заметить в игре. Ребёнок может одновременно и сам играть, выполнять какие-либо физические действия, и следить за тем, как это делают другие.

Помимо этого у малыша начинают формироваться и личные воспоминания. В этот период обостряется слуховой тип запоминания, ребёнка интересуют сказки, какие-то несложные стихи, он учится их запоминать и рассказывать другим детям.

Специальные упражнения

Ребёнка обязательно нужно тренировать, учить его искусству запоминания. И тогда дальнейшая учёба в школе будет вызывать у него гораздо меньше проблем и трудностей.

Есть несколько очень хороших и действенных упражнений для памяти. Некоторые из них очень хорошо развивают и внимание. Проводить такую тренировку можно в игровой форме, можно включить и соревновательный момент. Так можно совместить приятное с полезным.

  1. «Картинка» – на развитие зрительной памяти. Ребёнку дают какую-нибудь картинку на несколько минут, потом её забирают. Задача малыша – как можно подробнее рассказать то, что было изображено.
  2. «Мягкие игрушки». Разложите несколько мягких игрушек (лучше в форме животных) в определённой последовательности, малыш их внимательно рассматривает. Попросите его отвернуться и поменяйте игрушки местами. Задача ребёнка рассказать вам, что поменялось.
  3. «Танец» – на развитие двигательной памяти. Всё просто: показываете дитю какое-нибудь движение, а оно должно его повторить. Дальше необходимо усложнять движения и даже создавать целый танец.
  4. «Слова» – на развитие слуховой памяти и ассоциаций. Взрослый называет слова, а малышу нужно мысленно представить себе образ этого слова, его свойства, описать внешний облик, перечислить ассоциации с этим словом.
  5. Ещё одно хорошее упражнение: взрослый показывает какую-нибудь картинку (30 секунд), а малыш рисует бумаге то, что запомнил. Сначала можно показывать простые картинки, например, геометрические фигуры, и со временем усложнять задание.

Еда для памяти

Помимо упражнений очень важно и вести правильный образ жизни, приучать к этому своего ребёнка, показывать на своём примере.

Для хорошей памяти очень важен полноценный ночной сон. Дошкольникам и школьникам рекомендуется спать по 9 часов: так организм восстановит свои силы.

Развитие памяти у детей

Как и для других сфер жизни, очень важно регулярно заниматься спортом. Запишите своё чадо на какие-нибудь спортивные секции, которые ему будут по душе. Приобретите полезную привычку заниматься зарядкой. Она ещё и отлично бодрит по утрам!

Обратите внимание на продукты питания, которые мягко стимулируют кровообращение. Различные аминокислоты, антиоксиданты и витамины также очень полезны. Витамин С, витамины группы В, Е, К, и Омега-3, цинк, йод, железо и магний очень нужны для мозга и памяти.

Продукты, которые помогут работе мозга:

  • чеснок,
  • лук,
  • орехи,
  • мёд,
  • помидоры,
  • капуста,
  • шпинат,
  • черника,
  • смородина,
  • лимоны,
  • бананы.

Развитие памяти у детей – интересный и очень полезный процесс, его можно превратить в увлекательную игру и тренировать сильные стороны ребёнка, развивать тот вид памяти, который в этом нуждается. Также в этом деле вам помогут полезные продукты питания и физические упражнения.

Источник: https://legkopolezno.ru/zozh/deti/razvitie-pamyati-u-detej/

Развитие памяти у детей 6 лет

Развитие памяти у детей

Как развивать память у ребёнка? Как развивать внимание у ребёнка? На все эти вопросы вы найдет ответы в данной статье.

Развитие памяти у ребёнка

  • Память является одной из основных способностей человека и одним из необходимых условий развития интеллекта. Выделяют три типа памяти:
  • 1) наглядно-образную память — помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет предметов;
  • 2) словесно-логическую — преимущественно запоминаются формулы, схемы, термины;
  • 3) эмоциональную — лучше всего сохраняются пережитые чувства.
  • Кроме этого существует разделение памяти на два вида: кратковременную (материал запоминается быстро, но ненадолго) и долговременную.

Следует помнить, что хорошо и надолго запоминается только то, что хорошо понято. Это означает, что механический способ запоминания хуже, чем осмысленное запоминание.

Люди различаются и тем, какой материал они лучше всего запоминают: бывает память зрительная, слуховая и двигательная (память на движения).

Для каждого возраста характерны свои особенности памяти. В возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память (когда человек прилагает усилия (волю) для запоминания или припоминания). Наряду с преобладанием наглядно-образной памяти возникает и развивается словесно-логическая память.

Развивать память помогают заучивание стихов или сказок и рассказы об увиденном во время прогулок.

Как развивать внимание у ребенка

  1. Рассмотрим определение внимания и рассмотри основные виды внимания.
  2. Внимание — это форма организации познавательной деятельности. Выделяют три основных вида внимания:
  3. 1) непроизвольное — возникает как бы само собой, без усилия воли;
  4. 2) произвольное — требует от человека волевых усилий для своего возникновения.Оно необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо;
  5. 3) послепроизвольное — возникает в процессе обучения или работы как интерес, увлеченность, вдохновение, снимающие волевое напряжение.

Одно из важных качеств внимания — устойчивость.

Это способность сохранять долгое время сосредоточенность на одном виде деятельности.

Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. В основном внимание является непроизвольным и остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам.

Психологи говорят, что для формирования произвольного внимания ребенка нужно просить его рассуждать вслух.

Игры для развития памяти и внимания детей

Мы ходили в зоопарк

  • ◈ Эту игру можно проводить с группой детей.
  • ◈ Первый игрок начинает: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра».
  • ◈ Продолжает второй участник игры: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра и слона».
  • ◈ Следующий должен перечислить уже названных животных и назвать нового обитателя зоопарка.
  • ◈ Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не ошибется при повторении названий упомянутых ранее зверей.

Вспомни, как было

Необходимый инвентарь: различные учебные принадлежности, кукла, мягкая игрушка.

◈ Расскажите ребенку историю: «Кукла Лена села за стол делать уроки. Она положила перед собой тетрадь, справа от тетради — ручку, рядом с ручкой — карандаш. Слева от тетради лежит учебник, выше него — счетные палочки. Все было разложено очень аккуратно и удобно. Но прибежал маленький бестолковый щенок и раскидал все учебные принадлежности».

◈ Попросите ребенка все собрать и разложить на свои места. Раскладывая, малыш комментирует свои действия: «Тетрадь лежала в центре стола, ручка — справа от тетради» и т. д.

Запомни и нарисуй

Необходимый инвентарь: картинки, бумага, карандаши.

Вариант 1

◈ Покажите ребенку картинку с несложным изображением. Уберите рисунок и попросите малыша воспроизвести то, что он видел на бумаге.

Вариант 2

◈ Покажите ребенку картинку с недостающими деталями. Убрав картинку, попросите нарисовать то, чего не хватало на картинке, например, на картинке изображена машина без колеса. Ребенок должен вспомнить и нарисовать колесо на отдельном листе бумаги.

Я тоже

◈ Расскажите ребенку какую-нибудь историю. В определенных местах рассказа делайте паузу и хлопайте в ладоши. По этому сигналу малыш должен вставить: «Я тоже», но только в том случае, если действие, о котором идет речь, может выполнить человек. В другом случае ребенок должен промолчать.

  1. ◈ Пример рассказа:
  2. — Однажды девочка Лена пошла на речку.
  3. — Я тоже.
  4. — По дороге она встретила собаку и позвала ее с собой.
  5. — Я тоже.

— Собаке было весело. Она бежала и виляла хвостом. (Молчит.)

— Подошли они к реке.

— Я тоже.

— Вдруг темная туча заслонила солнце. (Молчит.)

— Загремел гром. (Молчит.)

— Застучали капли дождя. (Молчит.)

  • — Девочка спряталась под тентом.
  • — Я тоже.
  • — А собака залезла в кусты.
  • — Я тоже.

— Вскоре дождь кончился. (Молчит.)

  1. — Девочка искупалась в реке.
  2. — Я тоже.
  3. — Подозвала собаку.
  4. — Я тоже.
  5. — И они побежали домой.
  6. — Я тоже.

Съедобное-несъедобное

Игра способствует развитию внимания, знакомит с признаками предметов

Необходимый инвентарь: мяч.

◈ Правила игры: вы кидаете ребенку мяч, называя какой-нибудь предмет. Ребенок должен поймать мяч, если названо съедобное, и отбить мяч обратно, если вы назвали несъедобное.

◈ Можно играть детским коллективом и кидать мяч по кругу.

Кто наблюдательнее?

Игра способствует развитию внимания и восприятия

◈ Правила игры: по очереди называйте предметы с каким-нибудь признаком, например все круглое (сладкое, желтое). Предметы повторять нельзя.

◈ Играть можно большим коллективом. В этом случае тот, кто не вспомнил слово, выбывает из игры.

Кто летает?

Игра способствует развитию внимания, мышления

◈ Правила игры: вы перечисляете различные предметы — одушевленные и неодушевленные. При упоминании летающего объекта вы машете руками, как крыльями.

◈ Ребенок повторяет ваши действия, но при этом он должен быть предельно внимательным, потому что правила игры предписывают вам часто ошибаться и имитировать взмахи крыльями, чтобы сбить его с толку.

Лабиринты и ходилки

Игры способствуют развитию устойчивости внимания

◈ Можно нарисовать самим или купить в магазине готовые. Ходилку, в которой каждый игрок должен добраться до цели, можно нарисовать на обычном альбомном листе.

◈ Для этой игры вам понадобятся фишки (подойдут разные пуговицы) и кубик. Придумайте и обозначьте на дороге к цели различные препятствия, бонусы и задания. Оговорите правила, поставьте фишки на начало игры и ходите, кидая кубик по очереди.

Прогулка в картинках

Игра способствует развитию внимания, восприятия, воображения, памяти.

Необходимый инвентарь: альбом или бумага, цветные карандаши или фломастеры.

◈ Попросите ребенка нарисовать то, что он видел на прогулке. Не помогайте ему рисовать, можно задавать наводящие вопросы, думать вместе… Он обязательно нарисует то, что произвело на него впечатление.

Нарисуй узор

  • Развивает зрительную память, внимание, мелкую моторику рук
  • Необходимый инвентарь: картинки с узорами, чистая бумага, ручка или карандаши.
  • ◈ Попросите ребенка посмотреть на нарисованный узор и повторить его на чистом листе бумаги по памяти.

Найди пару

Игра способствует развитию внимания, восприятия, умения сравнивать

Необходимый инвентарь: игрушки (парой), картинки из специальных наборов.

◈ Попросите ребенка посмотреть и найти подходящую пару. Обязательно спросите, почему он так или иначе составил пары.

Найди отличия

  1. Игра способствует развитию внимания, восприятия, умения сравнивать
  2. Необходимый инвентарь: игрушки (парой), картинки из специальных наборов.
  3. ◈ Попросите ребенка посмотреть и найти отличия.

«Хлоп» или «топ»

Игра способствует развитию внимания

◈ Правила игры: вы называете различные предметы, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если вы назовете животное, или топнуть ногой, если услышит слово «дом».

◈ Более сложный вариант: просите ребенка проделывать какое-либо действие (на ваше усмотрение), если вы назвали предмет, который может быть красного цвета (тонет в воде, не намокает и т. п.).

Будь внимателен!

Игра способствует развитию внимания, навыков самоконтроля

◈ Договоритесь с ребенком, что он повторяет слова, которые вы произносите. Но весь секрет в том, что слова определенной категории повторять нельзя (см. предыдущую игру). Например, нельзя повторять слова, обозначающие посуду.

Найди игрушку

Развивает внимание, умение находить по описанию, умение ориентироваться в пространстве

Необходимый инвентарь: любая игрушка.

◈ Задача ребенка — по описанию найти игрушку, находящуюся в комнате. Одновременно с описанием игрушки можно указать ее месторасположение (например: справа от ребенка).

Посмотри и запомни

◈ На столе поставьте несколько предметов и игрушек. Покажите их ребенку на 10 секунд. После этого попросите ребенка отвернуться и измените расположение предметов на столе, добавьте или уберите какой-нибудь предмет. Поверните ребенка и попросите его повторить первоначальную картину на столе.

◈ Для начала ребенок может просто проговорить, что изменилось. Затем предложите ребенку все предметы вернуть на свои места.

◈ Начинайте с небольшого количества предметов (например, с трех), постепенно увеличивая его.

◈ Меняйтесь ролями с ребенком — нет ничего лучше, чем пример любимой мамы. Родителям, кстати, эта игра тоже очень полезна.

Послушай и запомни

◈ Подберите пять пар связанных друг с другом по смыслу слов, например: туча — дождь, ночь — луна, постель — сон. Предложите ребенку прослушать их два раза. Затем называйте по одному слову из каждой пары. Задача малыша — вспомнить второе слово.

◈ Усложняя задание, увеличивайте количество пар.

◈ Обязательно меняйтесь ролями.

Источник: https://ped-kopilka.ru/pedagogika/razvitie-pamjati-u-detei-6-let.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector