Развитие речи у ребенка до года: стадии формирования и примеры занятий

Многие родители привыкли считать, что развитие речи начинается с первых слов «мама/папа». Но с первым вздохом ребёнка, с первым криком, который слышит молодая мама в родовой комнате, уже начинается подготовка малыша к освоению языка. А какие-то азы могут заложиться ещё раньше, ведь дети начинают слышать ещё в утробе!

Ещё до того, как ребёнок заговорит, он должен слышать вокруг богатую и красивую речь. Сначала он не понимает смысла слов, но чувствует эмоции, и это влияет на его психологическое состояние. Так формируется эмоциональная привязанность и закладывается фундамент дальнейшего развития.Развитие речи у ребенка до года

А впоследствии ребёнок будет общаться в точности так, как говорили при нём, с теми же эмоциями и лексиконом. Именно поэтому первый год жизни так важен для того, чтобы заложить крепкую основу здоровой и гармоничной личности.

Для того, чтоб ребёнок заговорил правильно и своевременно, важно знать, как развивается речь до того, как малыш скажет первые слова.

 Как происходит развитие детской речи в первый год жизни?

Развитие речи ребенка до года проходит несколько ключевых этапов:

Первый месяц.

Развитие речи у ребенка до года

Второй месяц.

Малыш следит глазками, поворачивает голову на звуки, учится улавливать интонацию и реагировать на нее улыбкой, плачем, шевелением ручками и ножками. Его речь обогащается гласными звуками, несвойственными для взрослых, ребенок начинает гулить. При желании можно выделить звуки, напоминающие «а», «о», «у», «ы», «б», «г» и т.д. Появляется явная интонация.

Третий месяц.

Развитие речи у ребенка до года

Четвертый месяц.

У детей начинается следующий этап речевого развития – лепет. Это короткие звуки, которые напоминают простые слоги. Также малыш продолжает гулить и делает это продолжительно и певуче. Часто отвечает на голос родителей.

Пятый месяц.

Развитие речи у ребенка до года

Лепет усложняется, появляются целые цепочки слогов. Если ребёнок в хорошем настроении, то можно услышать длинное «мамамамама» или «каааааа». Очень важно постоянно говорить с детьми, это развивает умение сосредотачиваться. Кроме того, помните, что малыш всё слышит и очень скоро начнёт понимать.

Шестой месяц.

Лепет ещё более усложняется. В речи ребёнка появляются интонации, свойственные родному языку.

Стоит помнить, что все дети развиваются по-разному, и, если у соседки ребенок уже говорит что-то похожее на слова, а ваш нет – не стоит огорчаться, всему свое время.

Сюсюкать с малышом, стараясь повторить его речь, очень вредно. Так у него не будет стимула развиваться, ведь родители и без того разговаривают с ним на одном языке.

Седьмой месяц.

Развитие речи у ребенка до года

Восьмой месяц.

Источник: https://rechrebenka.ru/razvitie-rechi-rebenka-do-goda-po-mesyatsam/

Развитие речи у детей до года по месяцам

В статье рассмотрены особенности и даны рекомендации по развитию речи детей до года по месяцам. Речь – взаимодействие дыхательной системы, голосового аппарата и нервной системы, и ее развитие можно сравнить с развитием сенсорных или двигательных навыков.

Ребенок без отклонений в анатомическом развитии, но волей случая оказавшийся без общения, никогда не заговорит. Неправильно думать, что только слыша нашу речь, ребенок заговорит сам.

Развивать правильную речь малыша нужно с рождения, не дожидаясь пока он подрастет.

Развитие речи у ребенка до года

Что влияет на развитие речи

Развитие умения говорить напрямую взаимосвязано с кожным покровом, зрением и слухом.

Именно от них поступают импульсы в центральную нервную систему (ЦНС) с информацией о мире, который окружает кроху: сенсорные ощущения от прикосновений к коже, голоса матери и зрительного восприятия предметов.

А это является  толчком к тому, что у малыша возникает мотивация к общению, и чем информации больше, тем активнее  ребенок хочет говорить.

Развитие речи у ребенка до года

  • Как научить ребенка говорить: игры для стимулирования навыков речи
  • Активизируя мелкую моторику рук, родители способствуют активному развитию речи, ведь на ладошках находятся речевые центры. Стимулируя кожу, мы подаем сигнал в головной мозг и активизируем клетки, отвечающие за развитие речи. Именно так, массируя пальчики и ладошки малыша, мы способствуем формированию речи и мышления ребенка.

Умение говорить у детей,  можно разделить на условные периоды. Пока малыш у мамы в животике, то все его потребности удовлетворяются на физиологическом уровне, но при рождении сразу все меняется. Теперь он сам должен каким-то образом сигнализировать о своих потребностях, которые также являются предпосылками к умению говорить.

Развитие речи до года по месяцам

Для наглядности и вашего удобства речь до года мы оформили в виде таблицы:

Развитие речи ребенка по месяцам до года
Возраст, мес Речевое развитие до года по месяцам
1 месяц Малыш начинает понимать, когда к нему обращаются, и заинтересовано смотрит на говорящего
2 месяца У крика появляется интонация, активно развивается мимика грудничка. По интонации крика можно определить, что хочет малыш
3 месяца Начало «агуканья». Ребенок с удовольствием произносит гласные звуки и начинает пробовать согласные «г», «к», «н». При общении малыш смотрит на «собеседника»
4 месяца Первый смех
5 месяцев Малыш пробует произносить звуки «на распев», возникает интонация в голосе
6 месяцев В этом возрасте ребенок начинает говорить первые слоги, начинает развиваться речь. Важно как можно чаще общаться с малышом, разговаривать, петь песенки, рассказывать сказки, вести с ним «диалог»
7 месяцев Грудничок активно пользуется голосом для привлечения внимания, наблюдает реакцию мамы на произносимые им звуки
8 месяцев Первый лепет и первые неосознанные слова — малыш начинает произносить повторяющиеся звуки и слоги, такие как «ма-ма-…», «ба-ба-…», «бу-бу-…»
9 месяцев Активный лепет и появление невербального общения жестами, начало игрового поведения
10 месяцев Появление первых осознанных слов — «мама», «папа», «баба», «на»…
11 месяцев Расширение словарного запаса. В этом возрасте важно показать, как правильно произносить звуки — с помощью игровой гимнастики для язычка, губ, щечек. Пришло время для развивающих речевой аппарат игрушек — свистулек, губных гармошек, дудочек. Необходимо показывать и объяснять малышу, что значит то или иное слово
12 месяцев В год малыш уже понимает, что ему говорят и может выполнять простые просьбы. Он уже освоил несколько десятков слов (из них может произнести 8-12 слов и понимает до 50 слов) и, с помощью мимики и жестов, может вести с вами «диалог». В этом возрасте старайтесь больше разговаривать с малышом, чтобы он произносил сам или повторял за вами простые слова

Все перечисленные этапы следуют друг за другом, но, учитывая индивидуальные особенности ребенка и насыщенность общения со взрослыми членами семьи, они могут сдвигаться во времени. Если мама мало разговаривает с малышом, не ведет с ним диалог — наивно ждать от него раннего речевого развития.

Этапы развития речи

Рассмотрим более детально каждый из этапов развития речи ребенка от рождения до года

Вашему малышу больше 10 месяцев?

Период крика

Первые две недели жизни – безусловные рефлексы на такие раздражители как голод, температурный дискомфорт, боль. И при получении искомого кроха успокаивается. Кроме того, что слыша плач малыша – его голос, родители спонтанно формируют  стереотип – привлечение внимание голосом.

  • На третьей неделе жизни, при прогрессирующем формировании ротовой полости и языка (процесс сосания) он начинает проговаривать отдельные простые гласные звуки, не столь четко, но вполне понятно. Одновременно у крохи формируется слух и зрение.
  • Он активизируется, слыша голос матери, может останавливать взгляд не неподвижных предметах. И чем чаще он слышит голос мамы, тем спокойнее ему становится, он подспудно чувствует свою защищенность.

Но крик все еще присутствует, он может выражаться как одна из форм общения и развиваться одновременно с умением говорить.

Развитие речи у ребенка до года

Продолжается крик  примерно до начала третьего месяца, только он видоизменяется, и чуткая мама сможет услышать уже интонации: радость, удовольствие, боль, гнев и др.

  • Фаза крика может длиться даже до тех пор, когда малыш уже умеет произносить отдельные простые слова. Это своеобразное общение.
  • Что нужно в этот период?  Особенности этой фазы состоят в том, что родители, и мама в первую очередь, должны создать нужные условия для формирования слуха и зрения: надо, чтобы звук погремушек, неподвижные, яркие и красочные предметы как можно чаще окружали ребенка. Необходимо развивать тактильные ощущения, вкладывая в ладошку малыша небольшие игрушки с различными фактурами.

И обязательно разговаривайте!  Чаще произносите звуки,  доступные для повторения малышом.

Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Гуление ребенка

Повторяя простые гласные звуки от 2-х до 6-ти месяцев, малыш гулит. Но уже к гласным звукам присоединяются и согласные: х, г, к. Причем у ребенка получается соединять их в простые слоги: гу, агу, ку и пр.  Самое интересное, что дети разных народов соединяют их одинаково, вне зависимости от языка родителей.

Гуление у ребенка происходит чаще всего неосознанно: рассматривание игрушки, купаясь, трогая какие-либо предметы, но вместе с тем уже можно наблюдать что его «речь» — реакция на голос или обращение мамы или папы. Это первые проявления осознанного желания общаться.  Малыш может заглядывать в глаза и мимикой лица ждать ответной реакции.

Что нужно делать родителям во второй фазе формирования умения говорить? РАЗГОВАРИВАТЬ! Но только на языке ребенка, произнося простые, уже знакомые слоги. Такое речевое общение можно узнать без труда. При наступлении паузы в голосе мамы или папы он пробует вам ответить теми же звуками. Он как бы пробует слова и звуки, пытается поймать интонацию.

Развитие речи у ребенка до года

Отличным способом способствовать формированию речевого аппарата станет массаж пальчиков на руках. Это важно и для развития мелкой моторики, и умения пользоваться в дальнейшем обеими руками.

Влияние моторики рук на развитие речи

Детский лепет

Как утверждают педиатры период от 6-ти месяцев до 11 – самый интересный период. Его можно сравнить с приобретением знаний взрослым человеком  за несколько столетий. Малыш до года растет интенсивно, увеличивая свои размеры и возможности. И лепет появляется благодаря таким факторам:

  • Малыш не просто лежит, а уже может сидеть и даже принимать прямостоящее положение;
  • Изменение рациона приводит к интенсивному развитию речевого аппарата и увеличению возможностей языка.

Речевое общение состоит из слогов, но сама речь становится выразительнее и осознанней. Малыш все увереннее составляет отдельные слоги в слова: мама, папа, баба и др.

Характеристика данного периода состоит еще и в том, что идет активное развитие сложных психических процессов и памяти.

Какие особенности нужно учитывать в этом периоде?  Усложняйте разговор, общаясь с малышом. Желательно чтобы во время общения он видел движение ваших губ, а произносимые слоги были четкими. Это важно, так как в процессе прослушивания стишков или песенок у детей возникает неосознанное желание повторять  их.

Первые слова ребенка

Характеристика малышей первого года в этом периоде – любознательность, копирование и повторение. Начиная с 11 месяцев и до года у многих детей появляются первые осознанные слова, они правильно их применяют по отношению к взрослым. Сложные слова у детей первого года жизни произносятся в частичном исполнении. У детей отлично получается подражать звукам животных.

Особенности данного периода: активное словотворчество у ребенка проявляется  в умении ассоциировать слова и предметы.

Разговаривая с малышом во время прогулки, кормления, одевании и т.д., взрослые передают ему понимание значений слов.

Читайте также:  Как обнаружить гемофильную инфекцию типа B (ХИБ) и какие заболевания она вызывает?

При условии постоянного знакомства малыша с новыми предметами и явлениями, внимательные родители могут добиться от ребенка понимания большого количества слов.

Примерно к году дети начинают ассоциировать слова с разными предметами и действиями — например, «би-би» может быть как папин автомобиль, так и игрушечная машинка или картинка в книжке.

Развитие речи у ребенка до года

Как правильно развивать речь ребенка

  1. Правильно и четко называйте предметы и комментируйте свои действия. Для ребенка это важно, так как он обогащает свой словарный запас правильными словами;
  2. Тренируйте губные и щечные мышцы малыша: используйте дудочки, свистульки, губные гармошки, гримасничанье;
  3. Развивайте мелкую моторику рук, играйте с ребенком в «Идет коза рогатая», «Сорока-белобока», меняйтесь с ним ролями, вызывайте на диалог;
  4. Задавайте малышу вопросы («Где наши носочки», «Куда делся мячик» и т.п.). Ребенок он должен чувствовать ваше внимание, слушать и запоминать речь и интонацию.

Вам может быть интересно: Методы развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Каждый ребенок уникален и своеобразен. Нельзя требовать того, что у него сразу не получается. Тренируйте слух, речь и мелкую моторику малыша и возьмите терпение в союзники.

Развитие ребенка по месяцам до 1 года: нормы и достижения

Источник: https://rebenokrazvit.ru/rebenok-do-goda/razvitie-navykov/kak-razvit-rech-u-rebenka-do-goda.html

Развитие речи у ребенка до года

Ежедневно, общаясь между собой, мы произносим слова, но даже не задумываемся о том, как это происходит. Вероятно, именно поэтому родители часто не уделяют должного внимания развитию речи у малыша, считая, что он заговорит сам.

Между тем, речь — это результат сложной согласованной работы центральной нервной системы, органов дыхания и голосообразования. И ее можно развивать точно так же, как и двигательные навыки у ребенка.

Начинать проводить эту работу необходимо с первых дней жизни крохи еще в доречевой период. Поскольку если приступить к занятиям позднее, тоупускается драгоценное время. И это не столь сложно, как кажется на первый взгляд. Главное — обладать знаниями о развитии речи, ее периодах и способах вашей помощи ребенку на каждом этапе.

Что влияет на формирование речи у ребенка?

Развитие речи тесно связано с кожей, органами зрения, и слуха. Через них в центральную нервную систему поступает информация об окружающем мире, различных предметах, звуках и ощущениях.

В результате этого в головном мозге ребенка зарождается мотивация — желание высказаться.

Причем существует закономерность: чем больше информации ребенок получает, тем сильнее у него возникает желание высказаться.

Кроме того, на развитие речи оказывает огромное влияние мелкая моторика рук, поэтому ее необходимо разрабатывать.

Периоды развития речи

Пока малыш находится в утробе матери, у него нет необходимости каким-либо образом заявлять о своих потребностях, потому что они удовлетворяются мгновенно. Однако как только маленький человечек рождается, все меняется: он должен самостоятельно сообщать матери о своих нуждах. И с этого момента у него начинаются периоды развития речи.

Первый период — крик

Развитие речи у ребенка до года

Рождаясь, малыш заявляет о своем появлении в этом мире криком. На уровне безусловных рефлексов он кричит, когда ощущает дискомфорт (голод, боль, жажду), но как только его потребности удовлетворяются — он успокаивается. Это способствует формированию стереотипа поведения и осознанному привлечению внимания к себе.

  • Далее, примерно на третьей неделе жизни, за счет развития языка и губ во время сосания, маленький человечек начинает произносить звуки, отдаленно похожие на гласные буквы (гласоподобные звуки): а, у, я, ы. Разумеется, они не столь четкие, как у взрослого человека, но различить их можно. Длится этот период около трех-четырех недель.
  • Произношение гласоподобных звуков по времени совпадает с началом развития зрения и слуха. Малыш уже фиксирует свой взгляд на неподвижных предметах и лицах родных, прислушивается к человеческому голосу, узнает голос матери среди других.

Примерно к концу второго или началу третьего месяца жизни ребенка крик меняется, а внимательная мама четко различает его интонации: нытье, гневные восклицания, недовольство, резкий вскрик от боли, ворчание и другие.

Крик развивается параллельно с речью и присутствует довольно долго. И даже когда в лексиконе малыша появляются полноценные слова, лепет и звукоподражание, то крик продолжает играть большую роль в «общении» ребенка с взрослыми.

  • Как развивать речь
  • Создайте все необходимые условия для развития зрения и слуха: позаботьтесь о том, чтобы ребенок смотрел на яркие предметы теплых тонов и слушал звуки погремушек.
  • Для развития кожной чувствительности вкладывайте в ручки малыша игрушки, сделанные из разных материалов.
  • Обязательно говорите с крохой: проговаривайте те звуки, которые умеет произносить маленький человечек.

Второй период — гуление

Развитие речи у ребенка до года

Он начинается примерно в два месяца и длится до шестимесячного возраста. В этот период малыш произносит отдельные звуки: к, г, х. Или сочетает их с гласоподобными: агу, кхы, гу и другими. Любопытный факт: дети разных национальностей гулят одинаково.

Кроха гулит спонтанно, или рассматривая привлекательную игрушку. Однако наиболее часто ребенок гулит в качестве реакции на улыбку или разговор взрослого. Это признак того, что маленький человечек пытается наладить полноценный речевой диалог осознанно.

Кроме того, во время гуления малыш налаживает с вами не только речевой контакт, но и социальный, поскольку заглядывает вам в глаза, ожидая ответа на свой «разговор».

Отвечайте на языке ребенка! И вы увидите, что как только в вашей речи наступит пауза, то малыш важно, сложив губки, начнет вам достойно отвечать (эхолаличное гуление). Это говорит о том, что кроха пытается почувствовать слова и различные звуки, пробует разные интонации речи.

Начиная с трехмесячного возраста, для стимуляции развития речи добавьте массаж пальцев рук:

  • Растирайте большой палец по бокам движениями сверху вниз.
  • Массажирующими движениями растирайте подушечку большого пальца и его сустав по часовой стрелке.
  • Растирайте основание большого пальца.

Необходимо выполнять эти упражнения по 10-20 раз поочередно на обеих руках.

Учитывая, что с трех месяцев у ребенка активно развивается хватательная функция рук, разрабатывайте мелкую моторику: учите ребенка перекладывать игрушки из одной руки в другую.

Третий период — лепет

Развитие речи у ребенка до года

Как правило, он наступает в возрасте шести-семи и длится до одиннадцати месяцев. Однако иногда он может наступить несколько раньше — в пять месяцев.

Появление лепета совпадет с двумя факторами, которые создают благоприятные условия для его развития:

  • Изменение положения тела. Это очень важно, поскольку совершенствование общей моторики и развитие речи тесно взаимосвязано.
  • Введение прикорма (мясо, творог, фруктовые пюре). Увеличивает объем ротовой полости и благодаря этому создаются отличные условия для более разнообразных движений языка.

В периоде начала лепета ребенок произносит отдельные слоги: ма, ба, па и другие. По мере взросления лепет становится более выразительным: отдельные слоги соединяются между собой, образуя длинные слоговые цепочки: ма-ма, ба-ба, тя-дя-дя, ма-паба. Это прообразы будущих полноценных слов.

Развитие лепета тесно связанно не только с совершенствованием общей моторики, но еще с активным развитием памяти и психических процессов, общением крохи с взрослым.

Очень просто: говорите с ребенком и активизируйте дальнейшее развитие речи. Для этого возьмите малыша на руки, чтобы он видел ваши губы, и произносите четко слоги, пойте песенки нараспев, читайте несложные стишки. Это важно, поскольку кроха запоминает движения ваших губ, а затем в своем «разговоре» воспроизводит их.

Четвертый период — первые слова

Развитие речи у ребенка до года

  1. Он начинается с одиннадцатого-двенадцатого месяца жизни.
  2. Лексикон годовалого малыша, как правило, насчитывает от пяти до двадцати пяти слов.
  3. В них входят:
  • около 3-5 правильно произносимых слов: мама, папа, ляля, баба или другие.
  • несколько частично произносимых слов: па (упал), ди (иди или уйди), зя (нельзя), ки (киса) или подобные.
  • лепет: ням-ням, бух, кх, кока и другие.
  • звукоподражание животных, птиц, звука машин: ку-ку, мяу (мяуканье кошки), ме (блеяние козы), му (мычание коровы) и похожие.

Как развивать речь

На этом этапе словотворчество малыша находится в самом разгаре, поскольку он начинает ассоциировать слова с предметами, и для него каждое слово наполняется смыслом.

  • Поэтому, разговаривая со своим чадом, четко называйте окружающие предметы, игрушки и объекты своими именами. Не забывайте всегда комментировать свои действия.
  • Например, «сейчас мы положим куклу в кроватку» или «поставим машинку в гараж».
  • Кроме того, необходимо тренировать мышцы губ и щек. Для этого научите ребенка дуть в свистульку или губную гармошку. Можно надувать мыльные пузыри, но не забывайте следить за тем, чтобы малыш не вылил жидкость на себя, или чтобы она не попала ему в глазки.
  • Еще один прекрасный способ тренировки мышц губ и щек — гримасничанье. Попробуйте высовывать язык, строить рожицы, изображать на лице страх, удивление или радость. Вы увидите, крохе такое развлечение безумно понравится. Это не только полезно, но и увлекательно, поскольку дети не терпят рутину и лучше усваивают что-либо в виде игры.

Разрабатывайте мелкую моторику рук, выполняя упражнения в игровой форме:

  • Предложите малышу собирать мелкие предметы (вермишель, фасоль, пуговицы) в пластиковую бутылку с узким горлышком. Разумеется, при этом вы не должны ни на минуту оставлять малыша без присмотра, поскольку он может попросту поглотить эти предметы.
  • Занимайтесь рисованием и лепкой. Конечно, у крохи не все сразу получится: пластилин будет рваться, а карандаш не слушаться пальцев. Однако цель будет достигнута.
  • Во время купания передоложите маленькому непоседе постирать одежду игрушек. Дело в том, что в воде материал имеет более выраженную структуру. Поэтому, выполняя это упражнение, малыш отлично массирует свои пальчики. Для этой цели подойдет вельвет, набивные материалы и бархат.

Что ж, пожалуй, с тем, как формируется речь у ребенка до года, вы уже ознакомились. Однако помните, что по такому «сценарию» она развивается далеко не всегда. Ведь каждый ребенок индивидуален, его созревание запланировано природой и зависит от многих факторов. Поэтому запаситесь терпением и придерживайтесь этих несложных советов. И тогда у вас все получится!

Источник: https://www.u-mama.ru/read/obaby/forone/6999.html

Развитие речи ребенка до года: Как развивать речь. Советы

Развивать речь ребенка очень важно, ждать, пока малыш сам заговорит — неправильно. Развитию речи стоит уделять не меньшее внимание чем развитию двигательной активности и остальным навыкам. Когда начинать развивать речь? — с самых первых дней жизни крохи.

Периоды развития речи ребенка до года

  1.       Первый период развития речи — это крик. Посредством крика новорожденный заявляет  своих потребностях: когда хочет кушать, когда болит животик и так далее.
  2. Примерно через пару недель начинается второй период развития речи: в крике ребенка можно услышать новые звуки, похожие на гласные, но не такие четкие, длится этот период несколько недель. Через 2-3 месяца после рождения ребенка мама уже может различать интонации в детском крике (недовольство, радость и так далее).На протяжении всего процесса становления детской речи крик имеет важное значение.
  3. Третий период начинается около 6 месяцев и продолжается до 11, хотя это рамки условные. Для данного этапа характерен лепет. На этом этапе можно различить отдельные слоги.Постепенно слоги объединяются между собой, но не всегда в четкие слова.
  4. Четвертый период — слова. Он начинается примерно в 11 месяцев, в год словарный запас ребенка должен составлять 5-20 слов.

Как развивать речь. Советы родителям

Очень важно разговаривать с ребенком, причем Развитие речи у ребенка до годаразговаривать много и желательно на его языке. Ребенок будет вам отвечать уже в 2-3-месячном возрасте. Разговаривайте постоянно — когда одеваете малыша, когда раздеваете, на прогулке, во время купания и так далее. Если вы сомневаетесь в том, что ребенок участвует в диалоге — попробуйте следующий эксперимент: рассказывайте малышу что-то, а потом сделайте паузу — малыш будет вам отвечать гулением.

Примерно с трех месяцев жизни ребенка можно делать массаж кончиков пальцев: большой палец растирайте по бокам сверху вниз, по часовой стрелке. Можно массировать всю поверхность ладошки, уделяя большое внимание подушечкам пальцев.

  • Когда в речи появляются слоги, важно их произносить вместе с малышом и повторять по несколько раз. Постоянно комментируйте свои действия «сейчас мы оденемся и пойдем на прогулку».
  • Положительно скажется на развитии речи ребенка до года чтение книг. Читайте малышу книжки, причем с выражением и интонацией.
  • Начинать стоит с потешек и стихов, затем (ближе к году) переходить на сказки.
  • Развитие речи ребенка до года во многом зависит от того, насколько развита мелкая моторика. Уделяйте побольше внимания собиранию мелких предметов.
  • Ближе к году можно давать ребенку в руки карандаш — захват карандаша требует определенных навыков.

Можно лепить с ребенком из мягкого пластилина или теста для лепки, конечно, на создание шедевров претендовать не стоит, но хотя бы рвать на мелкие части, катать шарик между ладошками или колбаску у ребенка вполне получится.

Можно рвать на мелкие части бумагу — детям невероятно нравится это занятие. Наверняка вы заметили, что дети очень любят брать на улице камни — не препятствуйте этому, пусть малыш перебирает их, главное, чтобы не проглотил.

Примерно с 6 месяцев произносите слоги, например, ма-ма, па-па, обязательно четко проговаривайте их и повторяйте несколько раз.

На улице называйте все предметы и обозначайте их звуками, например «это машина, она делает би-би», можно изобразить рев мотора.

Аналогично и с животными: называйте животное и его звуки «это кошка, она говорит мяу-мяу», «это собачка, она говорит ав-ав» и так далее. В этом деле вам также на выручку придет книга — показывайте на картинку и проговаривайте.

Источник: http://razvitiedetei.info/razvitie-do-goda/razvitie-rechi-rebenka-do-goda.html

Как развивать речь ребенка до года?

Читая эту статью, многие мамочки скажут: «Как всё просто!». Нам-то, взрослым – да. Но для маленького ребёнка освоение речи и общение — это целая наука.

1. Начинаем общаться с ребёнком как можно раньше

Почти каждый малыш от рождения имеет хорошие предпосылки для успешного овладения речью.

Вот только почему к году речевые успехи у всех карапузов разные? Некоторые мамочки с тайной завистью смотрят на какую-нибудь соседскую девочку Анечку.

Она в год бойко читает стихи Агнии Барто, легко общается со сверстниками. А вот их годовалые малыши не издают ни звука… Может быть, дело в речевой активности и инициативе самих взрослых?

Сейчас общение родителей с ещё не родившимся ребёнком достаточно распространено. Кто-то поёт песенки, читает стихи, рассказывает сказки. А некоторые мамочки ведут настоящие диалоги: задают вопрос, а кроха – толк! в животик ручкой или ножкой. Вот вам и ответ на поставленный вопрос.

Порой связь малыша с обоими родителями осуществляется на каком-то фантастическом уровне! Малыш способен ощутить дискомфорт в состоянии не только мамы, но и папы. А уж если кому-то угрожает опасность, маленький барометр начинает вести себя очень беспокойно! Угомонить буяна сможет только спокойный голос, тихая музыка или лёгкое поглаживание животика. Что мамочки обычно и делают.

Для родителей важно с самого начала обрести верный тон в общении с крохой уже на стадии беременности.

2. Спокойное и позитивное общение с малышом — залог успешного развития речи.

Развитие речи у ребенка до года

При непосредственном общении с крохой в этот период (да и в дальнейшем!) не стоит создавать излишний звуковой фон (включать телевизор). Он отвлекает и не даёт ребёнку сконцентрироваться на речи. Малыш, выросший в шумной атмосфере, впоследствии двигательно расторможен и глух к словам взрослых. Впоследствии до него бывает трудно «достучаться» и родителям, и педагогам.

  • С раннего детства приучайте своего ребёнка к спокойному и позитивному общению. А начните – с веками апробированных приёмов: потешек, пестушек и приговорок. Созданные для развлечения малюток в стародавние времена, они не потеряли своей актуальности и сегодня. Их мелодичность, задушевность создают определённый настрой, убаюкивают и успокаивают малыша.
  • Малые фольклорные формы используются в сочетании с массажем, гимнастикой и пальчиковыми играми. Подобный симбиоз воздействует на речевые центры в коре головного мозга ребёнка, активизирует их. Как результат – своевременное появление речи, отсутствие проблем со звукопроизношением. (Потешки для самых маленьких вы сможете найти на нашем сайте в разделе«Потешки, пестушки и колыбельные»).

Каждый день малыша должен начинаться с позитива. Вот он проснулся, открыл глазки, сладко зевнул, потянулся, а мамочка уже тут как тут. Поглаживает его ручки и ножки, целует в лобик и в ушки. Да ещё и приговаривает:

  • Потягушеньки, порастушеньки,
  • Поперёк толстонюшеньки.
  • В ножки – ходунюшки,
  • В ручки – хватунюшки,
  • В ушки – слышунюшки,
  • В глазки – глядунюшки.
  • В роток – говорок,
  • В головку – разумок.
  • Послушав эти слова, да не единожды, каждый ребёнок вырастит и сильным, и крепким, и смышлёным, и говорливым, ведь такой настрой дают ему слова потешки.

Источник: http://xn—-8sbhee6acfvbl4aa.xn--p1ai/index.php/skazki/73-razvitie-rechi-detey-do-goda.html

Как развивать речь у ребенка до года?

Развитие речи у ребенка до годаДовольно часто родители совершают большую ошибку, думая, что бесполезно учить ребенка разговаривать, нужно подождать. На самом деле, вы должны начинать общаться с малышом, еще, когда он в животике, потом после рождения. Главное не сюсюкать, а разговаривать как со взрослым, вот тогда будет потрясающий результат. Важно понимать, что каждый звук – это развитие речи, оно начинается раньше, чем появляются первые слова.

  • Результаты обучения зависят от того, как вы общаетесь с малышом, проявляете ли к нему внимание. Как правило, дитя начинает изучать все вещи, если мама называет ему их.
  • Хотите, чтобы малыш начал как можно быстрее разговаривать? Для этого нужно постоянно объяснять все, что творится вокруг, называть определенные предметы, действия, стараться постоянно беседовать со своим ребенком.
  • Что нужно делать, что в дальнейшем не возникло проблем с речью?

Развитие до 1 месяца

Уже с первых дней у малыша отлично развито зрение, слух. Вы случайно что-то громко уронили? Что сделает ребенок? Сначала нахмурится, а потом заплачет.

В этот период уже необходимо знакомить свое чадо со всем, что его окружает. Через 10 дней после рождения вы заметите, как он наблюдает за двигающейся игрушкой.

Не пеленайте деток, чтобы они быстрее развивались, должна быть полная свобода движений.

Запомните, общаясь с вами, ребенок получает много знаний. Нельзя быть молчаливой, строгой мамой. Болтайте со своим малышом, как будто он ваш собеседник. Обязательно выражайте свои чувства – гладьте животик, спинку, ножки, ручки, он должен знать, что вы его по-настоящему любите.

Развитие до 2 месяцев

Вот здесь нужно уже активно разговаривать с малышом. Какая должна быть ваша речь? Спокойная, ласковая, нежная, при этом постоянно улыбайтесь, старайтесь быть интересной для ребенка. Здесь важны не слова, а жесты, выражение лица.

А, когда малыш кричит, не молча давайте соску, еду, а говорите ему: «Ты наверное голодный, сейчас мама тебя накормит». Меняете подгузник: «Не плачь, сейчас мама поменяет памперс, будешь чистенький, красивый».

Такие банальные фразы – это первые ступеньки к развитию детей.

Что нужно делать в 3 и 4 месяца?

Игрушки теперь интересные ребенку, он их разглядывает, тщательно изучает. Ваша задача: наблюдать за малышом, внимательно смотреть, на что падает его взгляд, потом сразу же называть, что это такое. Можете повторять звуки малыша. Услышали, как гулит ребенок? Поговорите с ним. У ребенка сложится впечатление, что вам нравится, как он говорит, ему захочется сделать это еще раз.

В 4 месяца ребенок воспринимает все осмысленно. Попробуйте улыбнуться ему, он ответит вам тем же. Старайтесь выкладывать перед ним разные предметы, только рассказывайте, где что. Также в этом возрасте дети различают голоса, видят лица, поэтому могут заплакать, если с ними заговорит кто-то чужой.

Внимание! Когда играете с малышом, не стоит использовать всю корзину игрушек, выберете несколько – они должны быть безопасные, простые и яркие.

В это время можете уже знакомить дитя с игрой «Коза рогатая». Поверьте, вашему малышу она понравится, он будет весело смеяться.

Развитие до 5 месяцев

Вот и пришло ваше время, когда нужно выполнять специальные упражнения, чтобы помочь ребенку заговорить: садитесь напротив малыша и надувайте щеки, высовывайте язык, пойте разные звуки. Главное, чтобы он повторял за вами.

После того как малыш взял крепко игрушку, попробуйте как бы отобрать и похвалите, что он крепко держит. Потом попросите: «Дай, пожалуйста, мама погуляет».

Когда что-то делаете, описывайте весь процесс ребенку, при этом меняйте интонацию.

Что нужно делать в 6 и 7 месяцев?

Ребенку нравится слушать музыку, поэтому покупайте говорящие и мелодичные игрушки. Вам поможет игра в прятки. Закройте лицо и спросите: «Где мама?», затем сделайте «Ку-ку, вот и я». Во время игры нужно улыбаться, чтобы ваш позитив передался малышу.

  • Ребенок в шестой месяц жизни уже повторяет: «Ба-ба», «Ма-ма», «Па-па», «Му», «Гав», «Ам».
  • Чем больше вы разговариваете, тем больше малыш будет подрожать вам. Именно за счет этого и формируются навыки разговорной речи. Детки в 7 месяцев отлично играют.

Вы должны давать им игрушки и называть: «Возьми котика, собачку, погремушку и пр».

Игры до года

После семи месяцев дети активно развиваются, познают мир. Малыш заинтересовался кастрюлями? Дайте ему, пусть позвенит ими. Обязательно играйте в «Ладушки», «Сороку-Вороку». Учите ребенка показывать, где у него глазки, носик и другие части тела, пусть это делает на себе и на своих игрушках. Каждый раз старайтесь придумывать все больше игр. Особенно полезными являются пальчиковые краски.

В 10 и 11 месяцев многие детки произносят первые слова. Не стоит паниковать, если первое слово ваш малыш скажет в годик. Теперь он может сам организовывать игры «Ку-ку», «Коза рогатая», отлично собирает пирамидку, катает машинки, собирает игрушки.

  • Давайте ребенку карандаши, мелки, пусть рисует, так он знакомится с миром. Полезной является игра «Волшебный мешочек»: сшейте мешочек или возьмите наволочку, наложите туда разных игрушечных животных.
  • Затем показывайте по очереди ребенку, он должен отразить звук конкретной зверушки. Например, показали собачку, дитя должно сделать «Гав-гав», показали котика, значит, «Мяу-мяу» и т. д.
  • Обязательно подсказывайте малышу.

В это время играйте в сюжетные игры: положите куклу спать, накормите мишку, приготовьте кашку. Не забывайте читать книжки, показывайте картинки, включайте ребенку мелодичную музыку. Когда гуляете с ребенком, знакомьте его с окружающим миром, природой, рассказывайте, какая сейчас пора года, что для нее характерно.

Как правило, если ребенок рождается здоровым, без психических и физических отклонений, у него не возникает проблем с речью. Все зависит от родителей. Уделяйте своим деткам время, занимайтесь ими, вот тогда будет заметен результат. Маленькому человечку все интересно, поэтому старайтесь постоянно общаться с ним. Дарите своим деткам тепло, внимание и любовь!

Источник: https://medportal.su/kak-razvivat-rech-u-rebenka-do-goda/

Развитие речи у ребенка первого года жизни

Первые голосовые проявления ребенка – крик и плач. Малыш плачет, чтобы привлечь к себе внимание, выразить ощущение дискомфорта, попросить о помощи. Возможность сообщить о своих потребностях через плач – важное умение ребенка, помогающее ему адаптироваться в изменившихся условиях жизни.

  • В возрасте 1,5 месяца одной из форм выражения чувств и потребностей станет улыбка. Сопровождающие ее радостные вокализации – это предречевое общение ребенка, позволяющее удержать внимание и продлить контакт со взрослыми.
  • Уже к 3 месяцам появляется гуление – процесс произношения протяжных гласных звуков (а, у, ы), а также совмещение гласных и согласных звуков (агу, гу, га, ха, кы, кхы).
  • Объясните ребенку все, что он делает, видит и слышит, что происходит или будет происходить непосредственно около него, кто есть кто и т.п.

Части тела. Сеансы массажа и тактильной стимуляции — самые подходящие моменты для изучения ребенком частей тела. Берите ручку ребенка и дотрагивайтесь ею до носа:

Вот это твой носик! Это носик Камиллы!

Заставьте малыша потрогать ваш нос и скажите ему:

Это мой нос! Это нос мамы!

Знакомые предметы — используется та же система.

Рассказывайте короткие истории. Придумайте историю о своей ноге, которая прячется в носке; о своем носе, из которого течет, как из крана; о своей руке, которая ласкает малыша или убегает от него, в зависимости от настроения; наконец, о самом ребенке, который сейчас отправится в страну снов, и т. п.

Устное идентифицирование. Показывайте малышу все, что его окружает, и ясно и четко называйте это.

Читаем в статье: Потешки для маленьких детей.

Детская речь — взрослая речь (точная и четкая). Разговаривая с ребенком, пользуйтесь и той, и другой — по вашему желанию. Малышу необходимы оба типа речи.

  • Повторяйте все звуки, которые произносит ребенок. С младенцем нужно разговаривать, чтобы обучать его речи, но не менее важно дать ему понять, что он и сам может что-то сказать. Как-нибудь воспроизведите все звуки, которые произносит ваш малыш (включая зевание, чихание, кашель и т.п.
  • ), а потом заставьте его повторить их. Таким образом, он интуитивно поймет, что у вас с ним устанавливается диалог. Если вы станете так себя вести с ребенком с самого его рождения, то очень скоро увидите, что ваш малыш начнет произносить первые слова.
  • Как только его мозг будет способен воспринять, что те звуки, которые он слышит, и есть слова, обозначающие разные предметы (обычно это происходит в возрасте около восьми месяцев), младенцу очень скоро захочется самому беспрестанно повторять то, что он слышит.
  • Конечно, это произойдет, если раньше он уже слышал эти слова много раз и был обучен произносить звуки.
  • Если ребенок плохо выговаривает отдельные звуки, ему нужно дать понять, что он говорит неправильно. Объясните малышу, что если он не будет стараться, то вскоре очутится в положении людей, которые хотя и знают иностранный язык, но говорят на нем так плохо, что коренные жители их совершенно не понимают.

Если речь идет всего лишь о неверном произношении недавно узнанного слова, то следует просто поздравить ребенка с тем, что он освоил еще одно слово, и помочь ему произнести его правильно. Можно затеять смешную игру со звуком, который ребенок плохо выговаривает.

Если же малыш путает порядок слогов или пропускает отдельные из них в сложных словах, нужно заставлять его произносить слоги друг за другом. Например, ребенок говорит «лелевизол» — попросите его сказать отдельно слог «те», затем «теле» и только потом «визол (р)», и, наконец, медленно-медленно — «те-ле-ви-зор».

Когда малышу это удастся, вы вместе будете забавляться, повторяя слово все быстрее и быстрее, и у ребенка не останется ощущения, что у него что-то не выходит. Заканчивайте упражнения обязательно на каком-нибудь успешном моменте.

Если же вы все-таки ввели какое-то неправильное слово ребенка в домашнюю речь, то, конечно, только при условии, что, употребляя его, вы подмигнете, давая понять, что оно произносится с искажением.

И при этом следует спросить: «Ну, а по-настоящему, как нужно сказать?» Ребенок будет счастлив ответить вам верно.

В то же время это послужит стимулом для малыша придумывать различные игры со словами, что само по себе является прекрасной тренировкой ума.

Кино. С двух лет вы можете водить ребенка в кино на мультипликационные фильмы. Сажайте малыша к себе на колени и на ухо шепотом рассказывайте ему, что происходит на экране.

Если же это почему-либо неудобно, обратите внимание ребенка на отдельные детали на экране (мультфильмы Диснея очень подходят для таких показов).

Ходите с малышом в кино раз в два или три месяца, это поможет развить у него восприятие длинных текстов и будет способствовать концентрации внимания.

Неотъемлимой частью развития речи является знакомство малыша с поэзией, об этом подробнее в этой статье.

Источник: https://mamsik.net/obuchenie/24-razvitie-rechi-u-rebenka-pervogo-goda-zhizni.html

Развитие речи у детей до года — стадии формирования речи, формирования я у детей до года

С каким нетерпением каждая женщина ждет первое слово своего малыша. Наверное, каждой будущей маме доводилось во сне слышать, как ваш только что родившийся ребеночек уже разговаривает. Однако на деле все намного сложнее.

Ребенку за первый год жизни предстоит освоить столько навыков, что речь, порой, не всегда оказывается на первом месте, уступая таким необходимым умениям, как движение ручек, ножек, повороты тела.

И если мы помогаем нашему малышу развивать двигательные навыки, то и в развитии речи он нуждается не меньше.

Именно поэтому важно с первых дней жизни малыша, а то и до его рождения, начинать беседовать с ним. Какие стадии проходит ребенок в формировании речи? На каком этапе ему требуется помощь мамы? Давайте разберемся.

Первые звуки

  • Самый первый звук голоса своего чада каждая мама слышит еще в родильном зале, когда происходит первый вдох и раздается первый крик малыша. Именно криком, в первые месяцы жизни ребенок общается с родителями, сообщая им важную информацию о себе: холодно, жарко, больно, голодно. Но не только вы, но и сам ребенок внимательно прислушивается к издаваемому звуку и оценивает вашу реакцию на него.
  • Далее, ближе к 3 месяцам, малыш начинает менять интенсивность и интонацию крика, чтобы быстрее дать понять маме, чего он хочет.
  • На этом этапе мама может стимулировать дальнейшее развитие речи своего малютки, проявляя реакцию на его звуки, сопровождая свои действия успокаивающими или подбадривающими словами.
  • Реакция на звуки малыша должна быть яркой. Именно на данном этапе между вами выстраивается первый диалог.

Гуление

Гуление или агукание у большинства детей начинается уже к концу первого месяца жизни и продолжается вплоть до окончания первого полугодия, а то и дольше. В эти месяцы очень важно поддержать начинания малыша, даже если он издает эти звуки сам для себя, изучая возможности своего голоса.

Ему очень важно видеть вашу реакцию на его речь, благодаря которой он выстроит дальнейшее свое поведение по отношению к вам. Произнося звуки, ребенок может одновременно пристально смотреть вам в глаза, следить взглядом за вашей мимикой.

Ваша реакция поможет ему освоиться с новыми ощущениями от звука собственного голоса, а также научит малыша управлять им.

Ваша помощь в поддержке речевых навыков ребенка не требует больших усилий. Достаточно ответить ему теми же сочетаниями звуков и интонацией. Малыш в это время будет внимательно слушать вас и следить за выражением лица. После ряда таких упражнений, малютка станет постепенно выстраивать более длинные звуковые цепочки.

Лепет

  • Постепенно несвязные звуки заменяет лепет, в котором явственно слышатся слоги. Поначалу это простые слоги ма, ба, та, па и прочие. Эти слоги поначалу произносятся робко, порой даже шепотом, вроде как случайно, но затем, набравшись смелости, малыш уже может произносить их, не останавливаясь, по-прежнему внимательно оценивая вашу реакцию на такие достижения.
  • Если у ребенка к полугоду не получается произносить слоги, вы можете ему в этом помочь. Для этого необходимо разговаривать с ребенком, четко произнося все слоги в словах, петь несложные песенки и читать маленькие четверостишья. На данном этапе важно добиться от малыша понимания, что звуки, произносимые вами, связаны с движением ваших губ.
  • Занимаясь с ребенком, обязательно помните, что чрезмерное усердие и ваше стремление всеми силами добиться результата могут навредить процессу. Поэтому никогда не давите на него, лучше обратите все ваши занятия в игру.

Первые слова

Ближе к году, а точнее около 9 месяцев практически каждый ребенок пробует произнести свои первые слова. Зачастую это самые простые слова, типа мама, папа, дай и другие. Однако родителям они приносят немало радости. Чтобы закрепить в ребенке стремление произносить слова, необходимо провести параллель между произносимыми им звуками и предметами.

Для этого нужно показывать на интересующий малыша предмет и называть его. Очень важно при этом четко и громко произносить название предметов, а также добиваться зрительного контакта между вами и вашим ребенком.

Покажите ему на свои губы, когда произносите слово, тогда малыш поймет, что надо повторять за вами, и процесс обучения словам пойдет гораздо быстрее.

Нелишними будут и разминки лицевых мышц. Поиграйте с малышом в кривлялки со звуками, подуйте вместе в дудочку, высуньте язык. Привлеките в помощники говорящие игрушки или книжки. Когда ваш ребенок начнет произносить слова более уверенно и со смыслом, можно попробовать выучить несколько простеньких стишков.

После того, как ребенок начал говорить, важно не дать ему замолчать. Поэтому все просьбы ребенка нужно облекать в слова, а не жесты. Сделайте вид, что вы не понимаете, чего он хочет. Это подтолкнет его к выражению своих желаний словами.

Вот ряд простых советов, как развить речь вашего ребенка. Важно в любой ситуации помнить, что ваш ребенок индивидуален и никому ничем не обязан.

Если речь не появилась в указанные в данной статье сроки, это не значит, что ее не появится вовсе. Вполне возможно, что ваш ребенок в это время развивает в себе совсем другие навыки, а развитие речи оставляет на потом.

В любом случае рано или поздно ваш малыш порадует вас своими первыми словами и веселым смехом.

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/121682923-72352862/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector