Развитие слуха у детей на первом году жизни: как проверить в домашних условиях и что делать при патологии?

Малыш начинает слышать, еще находясь в животе у мамы, но его слух продолжает активно развиваться после рождения.

Еще во время беременности уже на четвертой-пятой недели у крохи начинает формироваться слуховой аппарат, но пока что малыш не может слышать. Уже начиная с 15-16 недели, малютка может различать звуки.

Примерно с 26 недели кроха начинает реагировать на звуки, а с 32 недели – поворачиваться в сторону источника звука.Развитие слуха у детей на первом году жизни

Этапы развития слуха до года?

Уже в первые недели жизни малыш реагирует на громкие резкие звуки вздрагиванием, а также может внезапно раскидывать согнутые в локтях ручки с растопыренными ладошками в стороны – это называется симптом Моро. Причем этот рефлекс может сохраняться до четырех месяцев.

Также в возрасте одного месяца кроха замирает, реагируя на звук. Кроме того. Он отличает голос мамы среди других, и также реагирует на него.

К двум месяцам ребенок начинает ворочаться во сне, если слышит громкий звук, или может проснуться. Также когда малыш слышит мамин голос, он становится более оживленным, активно двигает ножками и ручками, улыбается.

Уже в 3-4 месяца кроха начнет поворачивать голову в ту сторону, где слышит голоса, погремушку и другие знакомые звуки.

Еще с двух месяцев кроха начинает пытаться издавать звуки, «агукать». Это напрямую связано со слухом – кроха слышит речь и пытается что-то повторить. Уже к 4-5 месяцам малютка начинает лепетать, издавая более разборчивые звуки, его интонация меняется при смене настроения, в голосе можно различить радость при виде родителей.

В возрасте 8-10 месяцев признаком нормального развития слуха является увеличение количества новых звуков, произносимых ребенком. Он уже намного быстрее поворачивается в сторону источника звука, а ее начинает внимательно слушать, когда люди разговаривают между собой.

В годик кроха начнет выговаривать что-то более похожее на слова, которые вы будете понимать. Для незнакомых людей эти звуки будут непонятны, но вы будете знать, что те слоги, которые издает малютка, означают конкретные слова.

Как проверить в домашних условиях слух новорожденного?

В первые месяцы или даже недели вы можете проверить, слышит ли малыш, при помощи обычного громкого хлопка.

Если кроха вздрогнул, отреагировал резким морганием или широко открыл глазки, раскинул ручки – это все признаки наличия слуха.

Если у новорожденных деток нарушен слух, это выглядит как нарушение в развитии.

Ведь слух – один из основных способов познания мира, а если малыш не слышит, или слышит плохо, то развиваться будет намного медленнее.

Что должно насторожить?

Ребенок реагирует на громкие звуки уже в первые недели жизни. Если вы видите, что нет никакой реакции, что кроха не воспринимает мамин голос, не вздрагивает от громких резких звуков – вы обязательно это заметите.

Когда заканчивается формирование слуха ребенка?

Сам слуховой орган на момент рождения уже практически сформирован.

Но после появления малыша на свет продолжает активно развиваться центральная нервная система, то есть мозг, который учится распознавать звуки и реагировать на них, а также развивается острота слуха.

Формирование слуха продолжается примерно до четырех лет, а иногда может длится до достижения ребенком школьного возраста.

К какому доктору обращаться в случаи нарушения слуха ребенка?

Источник: https://40-nedel.ru/629-Kak-razvivaetsya-sluh-u-rebenka.html

Развитие слуха у детей на первом году жизни

Специалисты считают, что прослушивание классической музыки при беременности приносит удовольствие и помогает в развитии мозга крохи.

Естественно звуки, которые слышит ребенок, сильно приглушены околоплодными водами. После рождения на него сразу обрушивается шумовой шквал.

Понемногу малютка выделяет голос матери, а затем и знакомую музыку. Развитию слуха у малышей следует уделять особое внимание.Развитие слуха у детей на первом году жизни

Наверняка вы замечали, с каким интересом ребенок слушает то, что вы говорите. Это можно объяснить тем, что за период нахождения в утробе он привык к низкочастотным звукам. Поэтому он их слушает с удовольствием. Кроме того, они хорошо помогают ему привыкнуть к внешнему миру. Ученые говорят, что новорожденные легко выделяют речь человека из шумового потока.

Учитывайте, что в первые недели жизни младенец пугается резких звуков: вздрагивает, моргает, резко сводит и разводит руки. Однако к трем месяцам они постепенно начинают привлекать его внимание. Ребенок не только перестает бояться, но также начинает прислушиваться.

В этот период специалисты рекомендуют проверить слух у крохи. Для этого нужно встать возле кроватки, чтобы малыш не видел вас, и тихо хлопнуть в ладоши. Если он отреагировал на звук, то все нормально.

Четырехмесячный ребенок может безошибочно находить источник звука. Для этого достаточно кому-нибудь из старших заговорить с ним, он сразу же начнет протягивать ручки. В данный период желательно приобрести музыкальные игрушки, чтобы они помогли сформировать у малютки слуховое внимание.

Сначала удержать внимание ребенка каким-либо интересным звуком получается лишь максимум на 20 секунд. Однако развитие слуха у малышей происходит быстро, и очень скоро это время должно увеличиться до 4 минут.

Пятимесячный ребенок уже может различать интонации голоса.

Малыш шести месяцев уже слушает вас. Он постепенно начинает разбирать слова. Сейчас очень важно не упустить время и начать с ним заниматься.

Показывайте ему вещи и произносите их названия по слогам. Если вы будете регулярно проводить занятия, то к году он будет безошибочно показывать на любую названную вещь и произносить некоторые слова.

Имейте в виду, что музыка вызывает у ребенка не меньше эмоций, чем ваши голоса. Он может без труда определить настроение произведения. Желательно включать музыку ежедневно, так как это оказывает положительное влияние на развитие слуха у малыша. И не стоит ограничиваться лишь детскими песенками. Современная или классическая музыка тоже может понравиться крохе.

Учитывайте, что у деток почти каждый месяц меняются музыкальные пристрастия. К примеру, если в 6 месяцев малыш стучит какой-либо игрушкой в такт ритмичным песенкам, то в 11 месяцев его могут привлечь более спокойные композиции. Так что музыка должна быть разнообразной.

Источник: http://kinderinfo.ru/razvitie-sluxa-u-detej-na-pervom-godu-zhizni/

Статья на тему: Развитие музыкального слуха у ребенка

Возможно ли развить и  воспитать музыкальный слух? Да и как узнать, есть ли он вообще, ведь это во многом определяет — будут ли успешными занятия музыкой.

Можно ли заниматься музыкой во взрослом возрасте? Такого рода вопросы мне часто приходится слышать и от интересующихся успехами своего чада родителей, и от простых любителей музыки, которые еще мечтают углубить свои познания.

Я всегда придерживаюсь определения — если тебе интересно, вызывает у тебя радость и любые другие положительные эмоции — занимайся этим!Тогда возникают другие вопросы.

Например, возможно ли развитие музыкального  слуха или это чисто врожденное качество? Если говорить о качестве воспитания музыкального слуха то, чем раньше вы начнете работать над развитием музыкальных способностей, тем лучше будут результаты! Достаточно вспомнить примеры из истории -в силу другой организации образования, почти все известные гениальные композиторы и музыканты начинали обучение с ранних лет. Так, например, Моцарт уже в 3 года подбирал на инструменте консонирующие интервалы (в государственных музыкальных школах это программа  2-3 класса). А в 4 года, Моцарт сам, незаметно от своего отца-музыканта, написал концерт для клавесина! В государственных школах обучение происходит с 6-7 летнего возраста, в котором уже весь уже ранее заложенный и накопленный опыт в ребенке только проявляется. К 6-7 годам ребенок практически сформировался как личность, которая жаждет творить, а его именно в это время запирают в рамки школы с ее правилами и догмами. Мало того, обычно дети в школах и гимназиях чувствуют себя так загружено,что на серьезное развитие музыкой у них просто не хватает сил и времени.

Обратившись к познаниям детской психологии, выясняем, что действительно у малышей особенно повышена чувствительность к внешним воздействиям, в том числе и к музыке. К наиболее чувствительным периодам относится возраст от 1,5 до 3 лет! И самое главное в этом возрасте пробудить в ребенке интерес к предмету. Ведь малыш постигает окружающий мир с помощью органов чувств .

Общее умственное развитие ребенка тесно связано с развитием органов чувств, среди которых слух занимает одно из ведущих мест. Наиболее раннее знакомство с восприятием звуковой гаммы ощущений у ребенка начинается еще в утробе матери.

Поэтому, все, что слушает мать, все, чем она живет в период беременности — слушает и воспринимает ребенок! Некоторые мамы -музыканты даже рассказывают, как в последние месяцы беременности по толчкам в животе можно предположить какие эмоции вызывает определенная звучащая в тот момент музыка. С первых дней ребенок старается имитировать звуки речи матери, интонации ее голоса.

К трем годам у детей формируется своя картина мира, психологи называют это период «кризис 3 летнего возраста». Ребенок осознает, что он существует и он особенный, ведь у него появляется чувство собственного «Я».

Ребенок часто переживает в этом возрасте, что быть самим собой не получается, этому мешают запреты старших.

Это именно тот период у ребенка, когда он пытается перестроиться как личность под модель поведения, диктуемую им взрослыми, но сам в этот момент часто заявляет вам «Не хочу! Не буду!» В этот период дети уже умеют общаться со сверстниками, стремятся к самостоятельности и с удовольствием делают свой выбор. К 4-м годам дети умеют делать почти все то же, что и взрослые.

В этот момент лучше всего работать с руками , что развивает правое и левое полушарие. Поэтому лучше когда под руками есть по средства, помогающие развиваться. До 5 лет сенсорное развитие особо чувствительно. Дети реагируют сначала зрительно на цвет, форму, размеры, а потом на осязание (вкусы,запахи).

Раннее музыкальное развитие связано с формированием сенсорных способностей — умением ассоциативно различать высоту звука (высокий или низкий), тембр звука (звучание определенной окраски голоса или инструмента), динамику(громко или тихо),темп(быстро или медленно) .Затем в будущем эти сложившиеся представления будут формировать музыкальное мышление и музыкальную память.

В детском возрасте дети с удовольствием угадывают настроение и характер музыки, при этом им легче это выразить в рисунке или движении. Поэтому, музыкальное развитие способствует целостному формированию личности ребенка.

Во время слушанья музыки происходит развитие центральной нервной системы, мышечного аппарата, развивается художественное мышление и ребенок творчески развивается.Я занимаюсь развитием музыкального слуха у детей около 10 лет. За это время у меня накопился определенный опыт работы с детьми.

Ко мне попадали дети с разными способностями и мне самой было интересно, насколько можно развить слух у каждого из них. Дело в том, что существуют разные уровни развития музыкального слуха.

Редко встречаются люди, у которых от рождения дан абсолютный слух, то есть это врожденный музыкальный слух, позволяющий определить точное музыкальное звучание нот на любом инструменте.

Обычно таким слухом владеют продвинутые музыканты с рождения или он воспитывается в процессе долгого труда со временем (это более частое явление), тогда этот слух называется «приобретенным абсолютным». То есть таким музыкантам практически не нужен ни камертон (на котором звучит нота «ля» по ней идет настройка), ни инструмент для того, чтобы воспроизвести любую ноту звукоряда. Но это «высший пилотаж», который тем не менее достигается многими в музыкальном училище или консерватории.

Интересный пример из истории из биографии Вольфганга Амадея Моцарта, когда он присутствовал на концерте итальянского композитора Аллегри, где исполнялось его произведение «Мизерере» в Сикстинской капелле. Ноты этого произведения находились достоянием капеллы и никто посторонний не имел к ним доступа.

После одного концертоного прослушивания Моцарт смог сам по памяти записать в точности это произведение!Воспитание слуха в простой музыкальной школе у детей сводится к умению точно воспроизвести несложную мелодию, спеть с дирижированием, записать нотами, уметь ее сыграть на инструменте и подобрать аккомпанемент.

Ребенок должен определять на слух все изученные интервалы, аккорды, виды гамм, все то, чему учит теория музыки.

Проще говоря, дети должны уметь подобрать по слуху любую услышанную песню по радио или телевидению или даже сочинить свою. Недаром говорят, чтобы понять как музыка пишется — попробуй сочинить свою.

Как определить стоит ли ребенку заниматься музыкой или нет? В принципе, если ребенок без проблем чисто поет, попадая в ноты — есть возможность достигнуть высшего уровня развития, опять же при упорной работе!

Бывают случаи, когда ребенок просто не в состоянии спеть мелодию по каким -либо причинам, но при развитии у него все же есть шанс развития внутреннего слуха — то есть он еще может сыграть эту мелодию. Для этого, конечно нужны определенные навыки игры на инструменте, чему тоже можно научиться практически любому человеку. У вас всегда есть шанс попробовать себя.

Поэтому я всегда призываю родителей пораньше покупать инструмент для ребенка, если у него есть желание на нем играть! Можно начать с небольшого игрушечного электрического пианино или ксилофона .

Можно самим смастерить самые простые маракасы, вообще можно играть на всем, что звучит! Нота за нотой, если ребенок учится ее петь или играть — это уже способствует развитию слуха!

И наконец, для самых маленьких детей очень важно направить их в нужное русло, заинтересовать хорошей музыкой, понять, что нравится ему. Музыка бывает разной, мое мнение таково, что можно в любом стиле найти настоящие шедевры!

Конечно, классика вне конкуренции, недаром она всех прельщает своей гармоничностью и глубиной не одно столетие. Лучше выбирать песни с добрыми сюжетами, ведь они формируют мировоззрение вашего ребенка.

Для этого очень важно с детства приучить ребенка к звучанию музыке в доме, ходить с ним на концерты для детей, музыкальные представления и спектакли, смотреть интересные музыкальные передачи и мультфильмы в которых опять же звучит хорошая музыка. Дети очень любят когда им поют колыбельные песни или когда с ними просто распевают песенки.

В крайнем случае, можно воспользоваться простой аудиозаписью — приучить ребенка слышать музыку, когда он делает зарядку или ложится спать. Главное, чтобы музыка подходила по настроению и ситуации.

И вскоре вы увидите, как горят глаза у вашего малыша, когда он смотрит концерты своих сверстников и заявляет вам «Я тоже хочу так играть и петь!» В общем, всячески поощряйте проявление у него тяги к музыке, развивайте эстетического вкус, но конечно важно не переусердствовать в этом.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/01/31/razvitie-muzykalnogo-sluha-u-rebenka

Развитие слуха у детей

Развитие слуха у детей начинается еще во внутриутробном периоде. К 20 неделе плод слышит биение сердца матери, а еще через несколько недель он начинает различать звуки, идущие извне — голос мамы, музыку и т.д.

В первый день после рождения звуки окружающего мира сливаются для малыша в единую какофонию, т.к. его внутренне ухо заполнено жидкостью.

Но уже ко второму дню жизни жидкость впитается в ткани, благодаря чему ребенок сможет узнать голос собственной матери по тембру и интонациям.

Рассмотрим более подробно, как должен развиваться слух у ребенка в возрасте до года.

Нормы слухового развития у детей в первый год жизни

Развитие слуха у детей претерпевает свое первое изменение уже к 10-му дню жизни. В это время ребенок начинает вздрагивать от резкого шума. Поскольку громкий звук вызывает у ребенка неприятное ощущение, он реагирует на него учащенным морганием и криком.

К 20 дню младенец впервые начинает прислушиваться к звукам. Его мышление еще не сопоставляет шум с действием, поэтому малыш не ищет источник раздражителя.

Ближе ко второму месяцу двигательные, слуховые и зрительные реакции ребенка начинают работать совместно. Поворот головы к источнику шума для этого возраста является нормой. Еще через месяц малыш начнет фокусировать взгляд на лице говорящего человека. Поскольку речь взрослых доставляет ребенку приятные эмоции, он реагирует на нее улыбкой и лепетом.

В пять месяцев ребенок уже может различить интонационные ноты голоса. Он понимает, когда с ним говорят ласково, а когда родители рассержены.

Начиная с 6 месяцев, ребенок пытается воспроизвести речь взрослого, добавляя в свой лепет услышанные интонации. Сейчас малыш уже реагирует не только на громкие звуки, но и на шепот.

К концу первого года жизни происходит стремительное совершенствование слуховых анализаторов малыша. Ребенок способен разделить речь взрослого на слова и предложения. К этому возрасту ребенок уже произносит несколько простых слов.

Как развивать слух ребенка

Развитие слуха у детей происходит параллельно с развитием речи, поэтому для того чтобы поспособствовать совершенствованию слухового восприятия ребенка, чаще читайте ему книги и стихи, а также постоянно разговаривайте с ним.

Хорошее влияние на развитие слуха оказывают музыкальные игрушки, воспроизводящие разные мелодии. Благодаря этим игрушкам ребенок научится не только слышать звуки, но и различать их по высоте и тональности.

И, конечно же, в развитии тонкого слухового восприятия помогает прослушивание музыки и аудио-сказок.

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/razvitie_slukha_u_detey/

Развитие слуха у детей — на бэби.ру

Что делать, если у вашего малыша выявлены нарушения слуха? Какие симптомы говорят, что следует обратиться к специалисту? Как лечить? И как, если слух вернуть невозможно, должно происходить развитие детей с нарушения слуха? Со всеми этими вопросами мы обратились к главному детскому сурдологу Ставропольского края, заведующей краевой детской сурдологической службой, врачу-сурдологу высшей квалификационной категории Алевтине Валерьевне Ларской.

– Алевтина Валерьевна, что влияет на формирование слуха у будущего ребенка? – Закладка органов слуха происходит на первых 3-4 неделях развития плода, и поэтому очень важно уделять внимание профилактике нарушения слуха.

Что входит в профилактику? Это правильный образ жизни не только во время беременности, но и до наступления беременности – отказ от вредных привычек, профилактика заболеваний, передающихся половым путем, соблюдение режима дня и т.д. Будущая мама обязательно должна наблюдаться у гинеколога и соблюдать все его рекомендации.

Необоснованный прием медицинских препаратов, вирусные заболевания, угроза выкидыша, преждевременные роды могут вызвать развитие тугоухости у ребенка.

  • – С какого возраста можно диагностировать глухоту и тугоухость?
  • – Современная медицина шагнула далеко вперед, поэтому сейчас диагностировать нарушения слуха можно уже со 2-3 дня после рождения, поскольку ребенок рождается с нормальным слухом, а вот его осмысление, так называемый акустический слух, развивается поэтапно.

– Как родители могут самостоятельно проверить, слышит ли малыш? – Развитие слуха у детей проходит определенные этапы. С рождения и до 3 месяцев ребенок реагирует на громкие звуки безусловными рефлексами, такими как вздрагивание, моргание, замирание, иногда наоборот плач, т.е.

ребенок не понимает, что случилось, что это за звук, откуда он идет, он просто реагирует всем своим существом. К 3 месяцам ребенок уже понимает, какой звук по силе – громкий или тихий, различает голос матери, понимает интонацию – сердитый, ласковый и т.д.

, но реагирует также с помощью безусловных рефлексов, к которым добавляется улыбка, поворот глазных яблок, нахмуривание, даже смех. Более того, к 3-6 месяцам ребенок понимает, откуда идет звук по трем направлениям  – лево, право, верх.

К году локализация становится еще более четкая – верх, низ, право, лево, спереди, сзади, причем реагирует на подаваемый звук всем телом. К году он также уже хорошо различает голоса своих родных (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра). Также в это время его лепет достаточно активный.

К полутора годам ребенок должен говорить от 15 до 30 лепетных слов (мама, папа, дай, ав, ляля и т.д.), причем эти слова у него соотносятся с предметом (это кто?). К двум годам ребенок должен говорить короткие фразы, состоящие из 2-3 слов.

Родители должны обращать внимание, какая идет у ребенка реакция на громкие звуки, на различную интенсивность звука, как реагирует на голос матери, отвлекается ли на звук, когда играет и не видит его источник.

При общении с малышом родители все сопровождают жестами, поэтому может сложиться ложное впечатление, что ребенок слышит.

Если возникают какие-либо сомнения, если у малыша наблюдаются какие-либо отклонения от вышеперечисленных норм, то нужно обязательно показать его сурдологу.

– Какие существуют типы нарушения слуха? Какая бывает тугоухость? – Выделяется три типа нарушения слуха: – сенсоневральное поражение слуха, когда идет поражение 1-ой клеточки слухового нерва (волосковая клетка), когда идут нарушения в проводящих путях слухового нерва; – кондуктивное поражение слуха – обычно сопутствует тем или иным заболеваниям лор-органов, т.е. является осложнением запущенных заболеваний лор-органов: хронический аденоидит, синоиты, гипертрофия небных миндалин, хронические затяжные насморки, хронические отиты; может также развиваться и при аномалиях развития челюстно-лицевого скелета, таких как расщелины мягкого и твердого неба, аномалии развития наружного и среднего уха; может сопровождать некоторые заболевания, связанные с нарушением эндокринного и минерального обмена (хондродистрофия); – смешенная тугоухость, которая сочетает первый и второй типы.

Тугоухость бывает: -наследственная, т.е. если у родителей есть нарушения слуха, то у ребенка с большой вероятностью тоже они будут;

– врожденная – к ней приводят патологии во время беременности (токсикозы, применение антибиотиков, вирусные заболевания и т.д.) и родов (затяжные, преждевременные, асфиксия и т.д.); – приобретенная – это все те заболевания лор-органов, о которых я говорила выше, более того сенсоневральная тугоухость тоже может быть приобретенной после перенесения таких заболеваний, как грипп, менингит, а также необоснованного применения ототоксических антибиотиков (гентомицин, стрептомицин, амикоцин и т.д.);

– посттравматическая.

– Какие существуют методы диагностики тугоухости? – Для того, чтобы определить, насколько правильно идет развитие слуха у детей, существует аудиологический скрининг, который позволяет диагностировать возможные отклонения буквально с первых дней малыша. Проводится он в два этапа.

Первый осмотр происходит в роддоме, второй в детской поликлинике на специализированном аудиологическом оборудовании. При подозрении на снижение слуха все дети отправляются в детский сурдологический кабинет. В таких кабинетах врачи обладают всеми возможными методами для диагностики слуха.

Это, во-первых, объективные методы исследования, в которые входят компьютерная импедансометрия, компьютерная отоакустическая эмиссия, регистрация КСВП (коротколатентных слуховых вызванных потенциалов). Во-вторых, субьективные – педагогическое исследование, исследование шепотной и разговорной речи, проведение аудиограммы.

Для уточнения диагноза мы обязательно привлекаем педагога (логопеда, сурдопедагога), невропатолога сурдологического кабинета, поскольку зачастую невропатологи общей практики не уделяют должного внимания микросимптоматике.

Родителям главное помнить, что ребенок с подозрением на нарушение слуха должен пройти комплексное обследование. Нельзя ограничиваться только аудиограммой.

В зависимости от установленного диагноза врач-сурдолог дает рекомендации, где и как ребенок должен лечиться, это может быть лечение у лор-врача, невропатолога, иногда и психиатра, а может быть ему будут нужны лишь занятия с педагогом. С выявлением сенсоневрального поражения слуха дети наблюдаются, лечатся и состоят на диспансерном учете у сурдолога.

– Что делать, если слух не вернуть? Как помочь малышу адаптироваться? – При выявлении сенсоневрального поражения слуха, главное, правильно провести реабилитацию.

Развитие детей с нарушением слуха должно включать: – занятия с педагогом (сурдопелагогом, логопедом); – слухопротезирование; – обучение в специальном учебном учреждении для детей с нарушениями слуха дошкольного и школьного типа. При крайне тяжелых потерях слуха и неэффективности слуховых аппаратов делается кохлеарная имплантация (операция).

Чем раньше выявлены нарушения слуха, тем раньше можно начать реабилитацию ребенка. Практика показала: если реабилитация (слухопротезирование или проведение операции кохлеарная имплантация) начата в первые 2-3 года жизни малыша, то к 7-10 годам ребенок соответствует нормальному развитию и полностью адаптирован в обществе.

Источник: https://www.baby.ru/clubs/baby/blog/post/9462500/

Когда новорожденный начинает видеть и слышать: слух и зрение детей по месяцам

Ребенок испытывает стресс при рождении. Резкая перемена бытия, которая ждет его вне материнской утробы, могла бы стать еще более сильным стрессом, но природа позаботилась о том, чтобы с первых дней жизни дети адаптировались к новой реальности постепенно.

Слух и зрение у малыша еще не такие, как у взрослых — понадобится время, чтобы они развились и стали полноценными.

Когда же новорожденный начинает слышать и видеть, как протекают процессы развития и сколько на них требуется времени, мы рассмотрим подробно в этой статье.

Малыш рождается на свет совсем маленьким и беззащитным. Тем не менее, природа позаботилась о нем, предоставив все необходимое для комфортного существования и постепенного взросления

Как развивается слух у новорожденного?

Наука говорит о том, что слышать ребенок начинает уже на 16-17 неделе развития, то есть еще будучи 4-месячным плодом. Он хорошо слышит музыку, голоса и другие звуки, которые окружают его маму. Когда он появляется на этот свет, с первых же дней жизни способен узнавать те звуки и мелодии, которые слышал наиболее часто, особенно мамин голос.

Сначала у новорожденных детей проявляется реакция только на громкие звуки, а на тихие голоса или бубнящий телевизор они не обращают внимания — это нормально и вовсе не значит, что у малыша снижен слух. Проверить его можно легкими хлопками в ладоши рядом с ушком ребенка или звонкими погремушками. О том, что он услышал эти звуки, скажет его реакция в виде:

  • движений ручками и ножками;
  • изменений мимики;
  • движений глазками;
  • вздрагивания или замирания.

Итак, когда же новорожденный начинает слышать? Теперь мы знаем, что еще в материнской утробе. Вертеть головой в поисках источника звука он станет только к концу 3-го месяца – к этому времени он уже научится держать голову, а жажда познания окружающего мира будет способствовать развитию слуха и зрения. К 5 месяцам кроха уже сможет реагировать на интонации и различать голоса окружающих.

Таблица развития слуха от рождения до 1 года

Возраст Слуховое развитие
До 5 недель При громком звуке широко раскрывает глазки, моргает, вздрагивает (рекомендуем прочитать: почему дети часто моргают глазами и что это значит?). Во сне может шевелиться или даже проснуться.
1,5-4 месяца Ищет глазками источник звука, также замирает и раскрывает глазки. Ближе к концу 4 месяца начинает поворачивать головку в сторону звука.
4-7 месяцев Прислушивается, поворачивая головку к звуку.
7-9 месяцев Научается определять местоположение звука, который издается сбоку и снизу
9-12 месяцев Умеет определять местоположение звука со всех сторон: верх-низ, левая-правая сторона, передняя-задняя сторона

Отклонения в развитии слуха

Не стоит пытаться самостоятельно диагностировать у своего ребенка плохой слух — доверьте это дело специалисту. Тем не менее, проявлять наблюдательность нужно всегда. Малыша необходимо показать врачу, если вы заметили какие-то из следующих признаков:

  • ребенок никак не реагирует на резкие громкие звуки;
  • малыш не выражает никаких эмоций, когда вы разговариваете с ним (подробнее в статье: когда ребенок начинает разговаривать и произносить первые слова?);
  • в возрасте 4 месяцев его не интересуют музыкальные игрушки, разговоры окружающих и другие источники звуков;
  • ребенок часто трогает свои ушки (этот признак может также говорить о повышенном давлении либо инфекции).

Доверить обследование малыша лучше специалисту, который сможет поставить точный диагноз или успокоит чрезмерно мнительных родителей

Полезно знать и то, к чему приводят осложнения со слухом у новорожденного. Если вам важно здоровье вашего малыша, имейте в виду следующие факторы:

  • краснуха или корь во время беременности;
  • увлечение алкоголем и наркотиками;
  • прием при беременности антибиотиков и других токсичных медикаментов.

К тому, что ребенок плохо слышит, могут привести и патологические роды. Не бойтесь перестраховаться: если видите, что начинают проявляться какие-либо из вышеперечисленных признаков, сразу обращайте на них внимание участкового педиатра. Многие проблемы со здоровьем удается успешно решить именно благодаря тому, что их вовремя обнаружили.

Как формируется зрение?

Зрение у новорожденного также функционирует с первых дней жизни, хотя сразу оно расплывчатое и формируется в течение первого года. После родов дети видят, но все по-разному: одни уже готовы познавать окружающий мир через зрение, а другие только щурятся и прикрывают глазки.

За 1 год зрение малыша формируется окончательно. Состоит этот процесс из следующих этапов:

  1. Сразу после рождения ребенок видит лишь серые тона и может различить только свет или темноту.
  2. В 1 месяц на общем нечетком фоне выделяются большие предметы.
  3. В 2 месяца – формирование центрального зрения. Малыш уже может фокусировать взгляд на предметах, причем даже не смотреть на них неподвижно, а «скользить» по ним, водить глазами за движущимися людьми.
  4. В 3 месяца ребенок начинает различать красный и желтый цвета.
  5. В 4 месяца малыш уже видит хорошо. Он различает и другие цвета, но без оттенков; с интересом рассматривает свои ручки и игрушки, которые уже может хватать и держать. Расстояние до предметов ему пока не удается оценить, также как их объем (например, он может пытаться схватить нарисованный цветок).
  6. В 5 месяцев ребенок различает все цвета. Уверенно хватает игрушки и тянет их в рот, что говорит о развитии координации движений.
  7. В 6 месяцев светочувствительность детских глаз приближается ко взрослой (2/3 от уровня взрослого).
  8. В 7-8 месяцев малыш различает геометрические фигуры.
  9. В 8-12 месяцев детский глаз уже способен различать части предметов и оттенки цветов (рекомендуем прочитать: когда ребенок начинает хорошо различать цвета?).

К концу первого года зрение формируется полностью. Ребенок видит окружающий мир так, как взрослые. Теперь стоит позаботиться о том, чтобы сохранить это зрение.

Таблица развития зрения от рождения до 1 года

Возраст Развитие зрения
До 3 месяцев Прослеживает движение предмета/игрушки сначала по горизонтали (по дуге), немного позже — по вертикали. Ближе к 2-3 месяцам формируется комплекс оживления — смотрит в глаза взрослому, улыбается.
4-6 месяцев Главный объект изучения — собственные ручки. Он детально изучает их, соединяет перед собой на уровне животика. Начинает видеть отдаленные объекты (игрушки).
7-10 месяцев Полностью развито бинокулярное зрение. Объектом пристального интереса становятся очень мелкие предметы (до 0,5 см), например, хлебные крошки. Пытается брать их пальчиками.
11-12 месяцев Рассматривает различные предметы. Интересуется картинками в книжках.

Возможные патологии зрения

Для того, чтобы у ребенка произошли отклонения в формировании зрения, нужны серьезные причины. Обычно они связаны с течением беременности. Причинами плохого зрения или слепоты могут быть:

  • краснуха, которой переболела мать во время вынашивания малыша;
  • токсемия, токсоплазмоз или токсокароз.

Внимательное наблюдение за поведением ребенка поможет быстро распознать развивающуюся патологию.

Мама может самостоятельно проводить несложный тест: закрыть малышу один глаз и показать игрушку, а затем повторить это с другим глазом.

Если с глазками у малыша все в порядке, он обязательно будет реагировать на красивый предмет. К концу первого месяца жизни он уже должен уметь хотя бы ненадолго фокусировать взгляд.

Многие дети до полугода могут немного косить — это нормально, так как бинокулярное зрение сформируется только к 6 неделе, а осознанно видеть малыш начнет после 12 недель. Тогда же он начнет синхронно работать обоими глазами, а пока он этого не умеет, может казаться, будто он смотрит каждым глазом отдельно. Если после 6 месяцев ничего не изменилось, следует обеспокоиться вероятностью развития косоглазия и обратиться к врачу. Неэстетичный внешний вид – не основная опасность косоглазия. Если его не скорректировать, оно может привести к слепоте.

Чтобы способствовать правильному развитию зрения у новорожденного, необходимо с самого раннего возраста использовать простые приемы:

  • ребенка нужно стараться побольше держать в вертикальном положении – так ему проще сфокусировать взгляд;
  • когда новорожденный начинает уже видеть хорошо, не стоит быстро перемещать его, нужно дать время, чтобы он сосредоточился;
  • предметы или лица должны быть на расстоянии около 40 см от лица малыша, во избежание развития косоглазия;
  • не допускайте плохой освещенности в детской комнате.

Психологи советуют во избежание стрессовых моментов маме и всем близким, с которыми живет ребенок, по возможности не менять внешний вид – прическу, очки, усы и бороду. Рекомендуется даже мимику не слишком разнообразить. Первое время лучше сохранять вид, привычный для новорожденного.

Источник: https://VseProRebenka.ru/razvitie/fizicheskoe/kogda-novorozhdennyj-nachinaet-videt-slyshat.html

Развитие детей в первый год жизни. Дети и слуховые аппараты

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами-педиатрами по следующим показателям: · Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции; · Эмоции; · Общие движения; · Движения руки и действие с предметами; · Подготовительные этапы развития и понимания речи; · Навыки и умения.

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.

Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды — знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.

Развитие зрения и слуха У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения. Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво.

На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете. Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми.

  • В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей. Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам. К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника.
  • Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему. Развитие эмоциональных реакций Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем. Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы.
  • Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт — поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.
  • На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека — он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции «комплексом оживления».

К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция — малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение.

По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент — бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека.

Малыш огорчается, если кто-то      неожиданно перестал уделять ему внимание.

Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека — это совершенно нормальное поведение.

При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции. После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками.

Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному. К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций.

Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша. Общие движения Координация движений у детей развивается после рождения.

Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки.

В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки — случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее. При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус — тянет в рот.

С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.

Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни. Развитие речи

Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки — «а-а-а»,» а-бы-ы»,» е-ее» и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.

К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет — это произношение во время гуления слогов — «ба-ба-ба», «да-да-да», «ма-ма-ма». Малыш может подолгу «разговаривать» подобным способом, вызывая радость родителей.

В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос «Где мама?», он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция).

На просьбу поиграть в «ладушки», помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями — хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам.

Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).

К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб — дай, покажи, закрой. Понимает слова» надо» и «нельзя».

Советы родителям Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания. Почаще разговаривайте с ребенком, вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии.

Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик — это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц.

Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев — в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку. Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы.

Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать — так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия. В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех.

Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать. Показывайте малышу яркие игрушки с разных сторон — пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками.

Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.

В возрасте от шести месяцев до года нужно «поощрять» у ребенка лепет, почаще вступать в «переговоры», вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру» Ладушки», «Сорока» и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.

Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки и мячи.

С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу — ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.

Ваша любовь и ласка — основа гармоничного развития малыша! Хныканье – ноющие, писклявые звуки, издаваемые ребенком и периодически прерываемые плачем, двигательных реакций на внешний раздражитель.

Однако уже в возрасте 2-3 недель дети начинают прислушиваться к звукам, а в возрасте 2-3 месяцев начинают связывать звуки голоса с присутствием взрослого. Так, услышав голос, 3-месячный ребенок начинает глазами искать взрослого. Это явление уже можно рассматривать как первые зачатки речевого общения.

Лепет – несвязанная, неразборчивая речь ребенка.

После 3-4 месяцев звуки, произносимые ребенком, становятся более многочисленными и разнообразными. Это объясняется тем, что ребенок начинает бессознательно подражать речи взрослого, прежде всего ее интонационной и ритмической стороне. В лепете ребенка появляются певучие гласные, которые, входя в сочетание с согласными звуками, образуют повторяющиеся слоги типа: «да-да-да» или «ня-ня-ня».

Со второй половины первого года жизни у ребенка появляются элементы настоящего речевого общения. Они выражаются первоначально в том, что у ребенка появляются специфические реакции на жесты взрослого, сопровождаемые словами.

Например, на зовущий жест руками взрослого, сопровождаемый словами «иди-иди», ребенок протягивает руки. Дети этого возраста реагируют и на отдельные слова. Например, на вопрос «Где мама?» ребенок поворачивается в сторону матери или ищет ее глазами.

Таким образом, в 6-6,5 месяцев ребенок начинает связывать воспринимаемый предмет с определенным словом – именем или названием объекта и предмета.

С 7-8 месяцев у ребенка значительно увеличивается количество слов, которые он связывает с определенными действиями или впечатлениями. Существенной особенностью речевого развития детей является то, что первое понимание слов ребенком возникает, как правило, в действенных и эмоциональных для ребенка ситуациях.

Обычно это ситуация взаимного действия ребенка и взрослого с какими-нибудь предметами. Однако первые слова, усваиваемые ребенком, воспринимаются им весьма своеобразно. Они неотделимы от эмоционального переживания и действия.

Поэтому для самого ребенка эти слова еще не являются настоящим языком, хотя характерно, что возникновение первых осмысленных слов, произносимых ребенком, также происходит в действенных и эмоциональных для него ситуациях. Их зачатки проявляются в виде жеста, сопровождаемого определенными звуками. С 8-9 месяцев у ребенка начинается период развития активной речи.

Именно в этот период у ребенка отмечаются постоянные попытки подражать звукам, произносимым взрослыми. При этом ребенок подражает звучанию только тех слов, которые вызывают у него определенную реакцию, т. е. приобрели для него некоторый смысл. Одновременно с началом попыток активной речи быстро увеличивается количество понимаемых ребенком слов.

Так, до 11 месяцев прирост слов в месяц составляет от 5 до 12 слов, а в 12-13-й месяцы этот прирост увеличивается до 20-45 новых слов. Это объясняется тем, что вместе с появлением у ребенка первых произносимых им слов развитие речи происходит в процессе собственно речевого общения. Теперь речь ребенка начинает побуждаться собственно обращенными к нему словами.

Нормы развития По мнению С. Н. Карповой, основными характеристиками развития речи ребенка в первый год жизни являются следующие стадии: 1. К концу первого – началу второго месяца жизни у ребенка возникает специфическая реакция на человеческую речь – особое внимание к ней, называемое слуховым сосредоточением.

На третьем месяце жизни в ответ на речевые обращения взрослого у ребенка появляются собственные речевые реакции, входящие в состав известного «комплекса оживления». Вначале ребенок произносит короткие отрывистые звуки. Затем у него появляются протяжные, певучие и тихие звуки, которые преимущественно воспроизводят интонацию взрослых. Позднее возникает ритмическое и звуковое речевое подражание.

3. Примерно с четырех месяцев ребенок начинает различать высказывания взрослых по интонации, что свидетельствует о том, что он уже умеет пользоваться речью как средством эмоционального общения.

4. На шестом месяце жизни ребенок ориентируется не только на эмоциональный тон и характер высказывания, но также и на другие его признаки, например на ритмику взрослой речи. Одновременно возрастает и фонетическая организованность собственных звуков ребенка.

Завершается переход ребенка к лепету, который представляет собой следующий шаг в развитии его активной речи. К концу первого полугодия жизни наряду с эмоциональным общением возникает и обособляется предметное общение. 5.

Во втором полугодии жизни ребенок начинает пользоваться «псевдословами», которые, выполняя сигнальную функцию, еще не имеют постоянных обобщенных значений. С 8-9 месяцев ребенок произносит звуки, а затем и целые слова по заданному взрослым образцу.

И к концу первого года жизни малыш усваивает семантику слова как целостный комплекс физических звуков, имеющих некоторый обобщенный смысл.

Период первоначального овладения языком В конце первого – начале второго года жизни у ребенка начинается период развития собственно речевого общения, которое выделяется теперь уже в самостоятельную форму общения малыша с окружающими. Таким образом происходит переход к следующему этапу овладения ребенком речью – периоду первоначального овладения языком.

Стадия «слов-предложений»

Следует отметить, что рассматриваемый период развития речи у ребенка может быть условно разделен на несколько стадий. Первая стадия – стадия «слов-предложений». Она начинается на 12-13-м месяце жизни и длится до полутора лет.

Первые слова ребенка отличаются особым своеобразием. Малыш уже в состоянии указать или обозначить какой-либо предмет, но эти слова неотделимы от действия с данным предметом и отношения к нему.

Ребенок не пользуется словом для обозначения абстрактных понятий.

Звуковые подобия слов и отдельные членораздельные слова в данный период всегда связаны с деятельностью ребенка, манипуляцией с предметами, с процессом общения. При этом одним и тем же словом ребенок может называть совершенно разные предметы.

Например, слово «ки-ки» у ребенка может означать и кошку, и меховую шубу.

Следующей особенностью данного периода является то, что высказывания ребенка ограничиваются всего лишь одним словом – как правило, существительным, выполняющим функцию целого предложения. Например, обращение к матери может означать и призыв о помощи, и просьбу о том, что ребенку необходимо что-то      сделать, и др.

Поэтому смысл произносимых ребенком слов зависит от конкретной ситуации и от сопровождающего его жеста или действия малыша.

Значимость конкретной ситуации сохраняется и тогда, когда ребенок начинает произносить два-три слова, но еще грамматически несопоставимых друг с другом, поскольку речь на данном этапе развития не является грамматически дифференцированной.

Эти особенности речи ребенка внутренне связаны с тем, что его мышление, наряду с которым формируется и речь, еще имеет характер наглядных, практически действенных интеллектуальных операций.

Обобщенные представления, возникающие в процессе интеллектуальной деятельности ребенка, уже оформляются и закрепляются в его сознании в конкретных словах языка. Эти слова сами включаются в мышление ребенка на данном этапе только в наглядном, практическом процессе.

Надо отметить, что в этот период речевого развития ребенка не является достаточно развитой и фонетическая сторона детской речи. Малыш часто выпускает в словах отдельные звуки и даже целые слоги. Например, «Эня» вместо «Женя» и др.

Нередко ребенок переставляет звуки в словах или замещает одни звуки другими. Например, «осё» вместо «хорошо» и др.

Стадия двух-трехсловных предложений Вторая стадия начинается со второго полугодия второго года жизни ребенка.

Эта стадия может быть охарактеризована как стадия двух-трехсловных предложений или как стадия морфологической расчлененности детской речи.

С переходом к данной стадии начинается весьма быстрый рост активного словаря ребенка, который к двум годам достигает 250-300 слов, имеющих уже гораздо более устойчивое и четкое значение.

Увеличение темпов овладения языком на данной стадии речевого развития ребенка может быть объяснено тем, что в своей речи малыш пробует выразить не только то, что с ним происходит в данную минуту, но и то, что с ним было раньше, то есть что не связано с наглядностью и действенностью конкретной ситуации. Вероятно, это явление в свою очередь обусловлено развитием мыслительных процессов у ребенка.

Источник: https://www.deafworld.ru/gluhie_deti/razvitiedetei1/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector