Что делать, если ребенок не хочет учиться: советы опытного психолога

Успешность обучения детей определяется их способностями, которые формируются на основе врожденных задатков. Правильное развитие этих составляющих – база дальнейшего успеха в школе. Кроме того, большое значение имеют условия жизни ребенка, поведение и участие родителей, организация учебного процесса в учебном заведении.

Что делать, если ребенок не хочет учиться, можно понять, опираясь на советы психолога. Точное понимание сути проблемы позволит решить ее максимально эффективно. Укрепление «слабого звена» в каждом конкретном случае требует терпения, усилий со стороны родителей.

При этом эффективная учеба должна органично вписываться в ведущую деятельность каждого конкретного возраста.

Важно создать доброжелательную атмосферу доверия, любви и принятия, в которой ребенок чувствовал бы полную безопасность и мог раскрыться. Восприятие своего ребенка как личности с его возрастными потребностями и особенностями поможет предотвратить школьные трудности.

Ребенок не хочет учиться: что делать? Советы опытного психолога

Где искать причину, если ребенок категорически отказывается учиться

Сталкиваясь с такой проблемой, родители и учителя не всегда могут разобраться в ее источниках. Изначально продуктивному обучению могут мешать первичные причины, которые происходят из раннего детства.

Важно интенсивно общаться с ребенком с самого рождения, развивать у него внимание, память, мышление. При этом все это нужно делать только в игровой форме, вовлекая малыша в веселое увлекательное действо.

Играя, он развивает координацию, мелкую моторику рук, учится следовать правилам игры. Опираясь на врожденные особенности темперамента, с раннего возраста следует формировать характер. В дошкольный период формируется эмоционально-волевая сфера личности, которая отвечает за эффективное взаимодействие с другими.

Важно, чтобы к поступлению в школу дети были психологически подготовлены.

Это позволит безболезненно и максимально эффективно включиться в учебный процесс. К моменту поступления в школу большинство детей имеют высокую мотивацию, но несовершенство системы образования может подавить изначально высокий интерес к обучению.

Слишком строгие правила, большая нагрузка, насыщенный режим дня, отсутствие полноценного отдыха и игры – важные причины, которые убивают желание учиться с раннего детства.

Даже при благоприятной подготовке к школе со временем мотивация может исчезнуть. Такую ситуацию могут вызвать следующие вторичные причины:

  • неблагоприятная семейная ситуация, способствующая возникновению эмоционального, нервного напряжения;
  • повышенная учебная нагрузка, отсутствие полноценного отдыха, однообразие;
  • сложности при адаптации к изменившимся условиям обучения при смене класса или школы;
  • завышенные требования со стороны учителей и взрослых;
  • плохая подростковая компания;
  • низкий социальный статус среди одноклассников, закомплексованность.

Ребенок не хочет учиться: что делать? Советы опытного психологаЧтобы определить настоящую причину плохой успеваемости, нужно проявить максимум терпения и внимания.

Лучше обратиться за помощью к квалифицированному психологу, который поможет провести глубокий анализ ситуации и определить оптимальные пути решения проблемы.

Советы психолога, что нужно делать, если ребенок не хочет учиться

На протяжении обучения школьник растет, развивается, и его жизненные нужды меняются кардинальным образом в зависимости от возраста. Если процесс усвоения знаний способствует личностному развитию, удовлетворению главных потребностей ученика, то его мотивация поддерживается на высоком уровне. Чтобы помочь своему ребенку, родителям важно понимать особенности возрастной психологии.

Младшие классы 6-9 лет

Дошкольный возраст характеризуется преобладанием игровой деятельности, на фоне которой формируются первые учебные навыки. К 6-7 годам на первое место выходит потребность к обучению, поэтому дети ожидают поступления в школу с радостным трепетом. К сожалению, нередко бывают ситуации, когда первые радости сменяются разочарованием.

Ребенок не хочет учиться: что делать? Советы опытного психологаСтолкнувшись с нагрузкой, трудностями, неудачами, они теряют желание учиться.

Причинами такой ситуации зачастую является низкая психологическая готовность к школе. Состоять такая готовность должна из следующих компонентов:

  • развитые познавательные процессы (память, мышление, внимание, восприятие);
  • желание учиться;
  • развитая произвольность, позволяющая контролировать поведение усилием воли;
  • умение адекватно общаться со сверстниками и учителями в условиях учебного процесса.

Ребенок не хочет учиться: что делать? Советы опытного психологаИсправить ситуацию поможет психологическая диагностика, позволяющая определить конкретно локализацию проблемы.

На основе таких данных школьный психолог поможет подобрать специальную программу, содержащую развивающие упражнения.

Они помогут естественным для малыша способом сформировать у него необходимые учебные навыки, умения и мотивацию.

С самого начала важно осуществлять индивидуальный подход, учитывая врожденные задатки и особенности темперамента. Только на основе этих данных можно выбрать направленность обучения.

Средняя школа 10-14 лет

Психологическое, физиологическое взросление оказывает влияние на поведение и формирование внутреннего мира школьника уже с младшего подросткового возраста. Такие изменения напрямую влияют на учебную мотивацию. В структуре потребностей подростка на первый план выходит общение со сверстниками. Классный руководитель и даже родители постепенно теряют свой авторитет.

Ребенок не хочет учиться: что делать? Советы опытного психологаДаже у отличников в возрасте 10-14 лет нередко возникают конфликты с педагогами или сверстниками, поэтому сосредоточиться на учебе бывает непросто.

В средней школе дети все больше ориентируются на мнение сверстников, стараются выделиться среди них. На этом фоне большую популярность приобретают мысли о том, что достичь жизненного успеха можно без хорошего образования. В результате ценность обучения нивелируется.

Подростковый возраст характеризуется повышенной ранимостью и эмоциональной уязвимостью, поэтому скандалы, напряженность внутри семьи напрямую сказываются на детском желании учиться.

При таких ситуациях главное – налаживание семейных отношений. Важно дружить с ребенком, создавать атмосферу эмоционального принятия и доверия.

Это будет отличным базисом для хорошей успеваемости и желания учиться.

Ни в коем случае нельзя пытаться утвердиться за счет подростка, удовлетворяя свои амбиции.

Можно дать родителям следующие рекомендации:

  • подавать личный пример, показывая свое стремление к саморазвитию;
  • учить подростка адекватно и конструктивно реагировать на неудачи, делать положительные выводы;
  • показывать позитивное отношение к школе, стараться ненавязчиво интересоваться делами ребенка;
  • поощрять подростковую самостоятельность, самоорганизацию и самоконтроль;
  • демонстрировать истории успешных личностей, научить детей ставить адекватные цели.

Старшие классы 15-17 лет

Для старшеклассников большое значение имеет не только общение со сверстниками, но и социальный статус. Юношам и девушкам важно быть непререкаемым авторитетом в каком-то деле.

Поэтому школьники 10-11 классов проводят много времени с друзьями, занимаются спортом, музыкой, участвуют в различных кружках и студиях. Кроме того, в последнее время широкую популярность приобретают различные молодежные общественные акции, движения.

Некоторые дети вовлекаются в такую деятельность с головой, отодвигая на второй план школу.

В последних классах школы ученики оказываются на пороге взрослой жизни, поэтому перед ними вырастает проблема самоопределения. Если у них существуют затруднения с этим, то нередко появляется растерянность, страх перед неопределенностью будущего. Еще больше усугубить проблему может родительское давление на жизненный выбор. С психологической точки зрения лучше этого избегать.

Помочь может профессиональная ориентация, проведенная психологом. С учетом индивидуальных особенностей темперамента, характера, личных предпочтений специалист даст профессиональные рекомендации.

Ребенок не хочет учиться: что делать? Советы опытного психологаВзрослые могут помочь в формировании правильных целей, выделить главные из них.

При этом важно уважать выбор самого старшеклассника, не навязывая ему свою точку зрения. Главное – научить его правильно расставлять приоритеты, последовательно достигая промежуточных целей. Кроме того, полезными будут психологические тренинги по организации времени, выработке силы воли.

Чего нельзя делать родителям

Нередко стремление учиться у детей отбивают сами родители. Идущие в школу «первоклашки» имеют высокий уровень учебной мотивации, их воображение наполнено волнующими надеждами и приятными ожиданиями. Они готовы к получению новых знаний. Но в некоторых случаях такой задор пропадает уже через полгода.

Причиной этих проблем являются следующие неправильные действия взрослых:

  • силовое принуждение к урокам, запугивание;
  • внушение детям чувства вины;
  • завышенные требования;
  • высмеивание неудач, сравнивание с другими школьниками.

Дети подсознательно ожидают похвалу за каждое удачное действие. Если вместо поощрения и похвалы взрослые прибегают к обидам, необоснованным наказаниям, ругают за плохие оценки, то это их самая большая ошибка. Любое усилие, усердие в учебной работе должно оцениваться положительно. Это – залог высокой учебной мотивации.

Нельзя принуждать малыша после школы сразу делать уроки. Сначала нужно дать ему отдохнуть, отвлечься, заняться любимым делом, поиграть. В противном случае усталость, рассеянность приведет к полной утрате учебной мотивации.

Большой проблемой может стать «навешивание ярлыков». Если с раннего возраста считать ученика неспособным, то мотивация у него не будет развиваться. Правильно будет придерживаться правила, которое сформулировал еще Гете. Оно гласит: «Нужно воспринимать человека не таким, каким он есть на данный момент, а таким, каким он может стать в лучших своих проявлениях».

Распространенные вопросы

Стоит ли применять наказания в виде лишения гаджетов?Такой вариант воздействия на поведение школьника не оправдывает себя, поскольку в сознании ребенка закрепляется ценность запрещенной вещи. Результат может быть противоположным.

Правда ли, что все проблемы от недостатка родительского внимания?Все проблемы человека происходят из детства. Сниженная самооценка, комплексы, способности, неосознанные установки, которые воздействуют на формирование личности в дальнейшем, возникают от недостатка внимания родителей.

Если в классе конфликты, лучше ребенка перевести в другую школу?Если над школьником начинают издеваться одноклассники, игнорируя его потребности, то решить эту проблему довольно сложно. Коррекцию отношений нужно проводить с помощью родителей, педагогов и школьного психолога.

Такое взаимодействие поможет решить проблему наиболее эффективно в каждом конкретном случае. Перевод – это крайняя мера, которая может и не дать результатов.

Снижение учебной мотивации имеет различные причины на каждом этапе школьного обучения.

Изначально проблема заключается в низком уровне развития познавательных процессов, коммуникативных навыков. В дальнейшем появляется еще ряд проблем, которые нужно решать комплексно с привлечением школьного психолога и классного руководителя.

Источник: https://kaknazvat.com/deti/ne-xochet-uchitsya/

Ребенок не хочет учиться: что делать?

Ребенок не хочет учиться: что делать? Советы опытного психолога

Проблемы, связанные со школой, неизбежны практически для любой семьи. Одной из самых больных и актуальных является нежелание детей получать знания. Невыученные уроки, постоянный жёсткий контроль, плохие оценки, недовольство учителей и как результат всего этого — нервный срыв у школьника и его родителей.

Хватаясь за голову, мать с отцом приходят в отчаяние, не представляя, что делать, если ребёнок не хочет учиться, читать, выполнять домашние задания и вообще ходить в школу. На самом деле решение этой проблемы лежит подчас на поверхности и требует лишь объективной оценки со стороны родителей. Для начала им следует выяснить, почему он не хочет учиться.

Все дети обладают разными интеллектуальными способностями и талантами.

Если дитя в душе — романтик и мечтает стать художником или музыкантом, а в реальности ему приходится ходить в школу с математическим или естественнонаучным уклоном, нечего ждать от него рвения в учёбе.

И если ребёнок не хочет учиться в школе именно по данной причине, это вина родителей, которые не раскрыли в нём талант в своё время.

Выход один — выявить у чада профориентацию, склонности и таланты и направить его развитие в нужное русло: записать в художественную школу, подобрать соответствующие кружки и студии.

А может быть, он элементарно не справляется со школьной программой, так как у него не хватает на это умственных способностей.

Стоит задуматься о коррекционных классах и специализированных школах, которые окажутся по плечу маленькому ученику.

Ребенок не хочет учиться: что делать? Советы опытного психолога

Приходя домой, любому школьнику требуется 1–1,5 часа отдыха, причём такого, чтобы не было никакого напоминания об учёбе. На самом же деле кто-то из домашних (мать, отец, бабушка, старшие братья и сёстры) начинают тут же засаживать его за уроки, требовать дневник, ругаться за плохие оценки.

Рассеянность и усталость не дают ему делать домашние задания качественно и полноценно, он начинает раздражаться, частенько срывается и остаётся без отдыха. После таких ежедневных истязаний понятно, почему ребёнок не хочет учиться, читать, делать что-то к школе.

Выход один: просто давать ему отдохнуть после школы, позаниматься любимым делом.

Есть кардинально противоположная ситуация: родители работают допоздна или сменами, у них нет возможности проконтролировать выполнение домашних заданий их чадом. А у ребёнка ещё и самоконтроль и самоорганизованность не развиты с самого раннего детства (они должны быть привиты ему уже к школьному возрасту).

Конечно, он не будет сам себя насильно заставлять делать уроки, когда вместо этого можно посидеть за компьютером или погулять с друзьями. Привычку учиться и ответственность за выполненные уроки должны быть привиты малышу уже к 5–6 годам, перед его отправкой в школу. Потом это сделать будет гораздо сложнее.

На самом деле родители очень мало знают о жизни своего ребёнка в школе: только с его слов (он может и нафантазировать) и со слов учителей (которые порой могут не замечать проблем личного характера своих учеников).

На самом же деле нежелание учиться обостряется ближе к переходному периоду, в 10–12 лет, когда дети хотят признания среди сверстников, но не получают его.

Несложившиеся отношения с одноклассниками, конфликтные ситуации с учителями, дедовщина, которая не является редкостью во многих школах, — вот те 70% причин, по которым дети ни в какую не хотят идти каждое утро в школу.

Ребенок не хочет учиться: что делать? Советы опытного психолога

Это далеко не все причины нежелания ребёнка учиться. Иногда родителям бывает сложно разобраться в них самостоятельно и даже с участием классного руководителя и учителей.

В таком случае могут помочь только советы психолога, специализирующегося на школьных детских проблемах.

Не нужно считать консультации такого специалиста чем-то постыдным: моральное и психическое здоровье детей гораздо важнее каких-то социальных предрассудков. Ведь причин детского нежелания учиться на практике — огромное количество:

  1. Неблагоприятная атмосфера внутри семьи: постоянные конфликты и ссоры родителей способствуют замкнутости и нервозности школьника, что снижает мотивацию в обучении и замедляет его интеллектуальные процессы.
  2. Неблагополучные друзья: если ребёнок находится в одной компании с детьми, которые по каким-то своим причинам не желают учиться, он поддержит их в этом.
  3. Комплексы: если у школьника есть дефекты внешности или речи, он будет комплексовать, не будет отвечать на уроках, будет постоянно бояться насмешек со стороны других детей или учителей.
  4. Гиперактивность: чадо отличается лишней энергией, которую ему некуда девать. Результат — плохое поведение, сорванные уроки, испортившиеся отношения с учителем и отсутствие смысла продолжать обучение в столь тесных и сжатых условиях. Спортивные кружки и секции — вот единственное для него спасение. Еще несколько советов можете прочесть в нашей статье о воспитании гиперактивных детей.
  5. Зависимость: в начальных классах — от прогулок с друзьями, в 10–12 лет — от компьютера, в подростковом возрасте — от уличной компании и вредных привычек. Всё это отвлекает от учёбы и ни к чему хорошему не приводит, если вовремя не спохватиться.

Если родителям удастся выяснить, почему ребёнок не хочет учиться, на 50% проблема уже решена. Дальнейшая судьба школьника будет во многом зависеть от родителей, их правильной, адекватной реакции на сложившуюся ситуацию.

Ругань, скандалы, истерики, наказания вплоть до ремня никогда не являлись удачным решением проблемы.

Понять малыша и помочь ему преодолеть имеющиеся трудности — вот основная задача родителей школьника, у которого не всё ладится с учёбой.

А вы сами,взрослые, прям всегда работать хотите. С удовольствием ходите, прям не дождетесь нового рабочего дня!? И чего от детей хотеть!? По какой причине вы не хотите работать. задумайтесь! По той же и дети не хотят учиться. Например,учителя.

согласна,от учителя зависит очень многое. И у вас на работе руководитель.если он, извините, гнида, у вас есть желание работать? Если вас не похвалили,не поощрили, или унизили, оскорбили, или внимания на вас ноль. есть желание работать.

Вот то же самое и с ребёнком.

Все как всегда поверхностно и не одного совета по пунктам.

Какой смысл в этих статьях? Призыв пользоваться услугами психолога? А были бы ещё они, если и есть то тоже толком сказать ни чего не могут.

Дочь пошла в первый класс, на отрез отказывается ходить в школу, прям рыдает, говорит ей там скучно. Сегодня потеряла в школе телефон и из-за этого хотела сбежать, но её заметили. Я в полном отчаянии, не знаю что мне делать.

Самое последнее дело — это давить. Именно так отбивается интерес к учебе и портятся отношения в семье. Попробуйте Письма из сказки обучение с увлечением. Нас это спасло во втором классе, когда вообще казалось край, ничего не помогало. Это обучение в игровой форме, ребенок выступает в роли учителя!! Супер!!

У меня проблема в том, что когда мы ребенка просим читать и писать, у нее начинается истеричный плач. Как быть? Девочка в 1 классе.

Я прямо даже засомневалась, в одном ли мы с вами государстве живем)).

Здравствуйте! У меня проблема с сыном. Он учиться в 6 классе , ему 12 лет. Проблема в том, что он совсем не хочет учиться в школе — по всем предметам двойки. Класс очень сложный, дети могут унижать друг друга. Он говорит, что не хочет идти в школу дебильную и в класс. Как мне исправить ситуацию? Подскажите пожалуйста!

Я вот не понимаю почему говорят из-за компьютера плохо учиться, у меня отличник, но без компа он учиться не будет, а вот второй ребёнок не любит сидеть в компе, а учиться плохо. Вообще, если родителям наплевать, ребёнок обязательно станет зависимым от компа, потому что ему мало уделяют время.

А мой ребёнок, когда перешёл в 5 класс, совсем скатился на тройки. уроки прогуливает, домашку через раз делает, в школу хожу, как к себе домой. Все учителя твердят,что он может учиться, просто лень.

Я это и сама знаю, но как мне с этим бороться, я устала уже. По хорошему разговаривала — не понимает, обижалась на него, а ему все равно. Он наобещает и все, а через день опять звонят и приглашают в школу.

Как быть.

Я в отчаянии, всегда ребенок был практически идеалом для меня и окружающих, старался в школе, её хвалили. Она бралась за любое поручение, что в саду, что в начальной школе. Но как только перешли в другую школу, 5 класс, началось непонятно что.

Она стала постоянно опаздывать на первые уроки. На урок физкультуры вообще перестала ходить. Говорит, что выделяется среди всех. Да действительно она выглядит в свои 11 лет на все 15 лет.

Я не знаю что мне делать? Пробовала обращаться к классному руководителю от неё последовал лишь ответ у Вас она одна, а у меня их 29.

Обратилась к соц педагогу, но толку нет. Даже напротив теперь проблема попасть в столовую. Потому что соц педагог уверена, что мой ребёнок специально тянет время. И специально со звонком выходит из столовой.

Я не знаю как и чем мне ей помочь.

Считаю, что нужно работать с учителями, они проводят с детьми основное время, и если ей ребенок чем-то не угодил, учебе конец, она его затравит. С моим внуком беда — не хочет в школу истерично. Плохие оценки по белорусскому и русскому языках.

Но по остальным предметам отличник, ходит второй год на компьютерные курсы, превосходно разбирается в компьютерах. Но в связи с плохими оценками в школе родители лишили его компьютера. А с языками у него просто не получается.

Если у ребенка получается все остальное и есть мозги, но не получается какой-то предмет, значит, надо гнать таких учителей, если они не в состоянии справиться со своей прямой задачей.

Учитель, как и врач, должен быть по призванию, и в первую очередь — детским психологом. Я вырастила двоих детей, мы — военные, меняли школу за школой. И в одной школе — отличник, в другой двоечник. потому что что-то не так сказал учителю, или не понравился в чем-то. И от этого портили детям будущее.

ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ УЧИТЕЛЯ, на 80%. По своему предмету только учитель виноват, а не ученик. Их, учителей, нужно экзаменовать каждый год на допуск к обучению детей.

И психологи должны присутствовать периодически на уроках, чтобы делать выводы — способен этот учитель делать будущее нации или он не на своем месте.

Если учителей не хватает, это не значит, что сойдут и плохие. Они только портят жизнь будущему гражданину. Ребенок с детства учится, что нужно угождать.

Я в отчаянии, всегда ребенок был идеалом для меня, старался в школе, учитель хвалил, но как только перешли в 5 класс началось непонятно что. Для него вроде учеба — главное, учиться пытается, все знает, занимаемся дома по возможности, хотя работаю сутки через сутки.

Но один день двойка, другой день 5, получается 3 по всем предметам!Да увлечен ноутом сильно, плюс хоккей! Вы говорите об одном: установите причину, я разговаривала, ответ один со слезами — из-за учителей, мам пускай ее уволят, она меня просто ненавидит.

Все сзади парты с телефона или с домашки списывают, она им 5 ставит, на днях рассказали дети стих по 2 предложения, учитель хватит садись 5, а когда я рассказывал у нее время было, я рассказал хорошо поставила 4, мама она предупредила, оценку пять почти не возможно получить по русскому.

И что мне сейчас полагаете делать, обращусь думаю хуже только сделаю, решила промолчать пытаясь с сыном заниматься! Сегодя у сына прочла смс в контакте с одноклассником, типо она все равно поставит 2 или 3 мама все равно будет ругать не буду делать, а дневник не возьму, я не работать ни могу ни че, сын пропадает

А если ребенок учится с удовольствием, но в школу ходить не хочет? Как распознать, что проблема в коллективе? С его слов основной протест — скучно, ничего нового и приказной порядок.

Если ребенок не хочет учится — радуйтесь, — значит он здоров.

А мы в 2 классе, и ходим в продленку, там хоть уроки напишут некоторые! В спортивную секцию ходить нужно время, совсем неуспевающая станет. Вот куда гиперакивность деть?! %) Забить на уроки и что она получит, справку по окончании?!

У современных детей все есть, не к чему стремиться. В этом корень всех бед. Поездки, как хочешь, обеспечь, канцтовары новые к школе купи, шмотки тоже, планшеты, ТВ, компьютеры дома. Чего тут желать?

Сиди только и отвлекайся. И выхода у родителей нет, на улицу не выпиннешь, как нас, до вечера. А родители вообще лишены личного времени. И в ответе за все. Портфель не собрал — маме напишут, самому пофиг. Маме на вид, ай-яй-яй. Плохо себя вел, опять в дневник. И попробуй, лиши какой-нибудь поездки. Родкомитет в возмущении. Нет сплоченности класса и т. п.

А у ребенка нет интереса учиться, зачем? Все на блюдечке. Кто становится спортсменом выдающимся? Дети, у которых нет иного шанса выбиться, не дети обеспеченных родителей. По себе знаю, все думала, отец прикроет.

В один день отца не стало, засветила возможность вылететь с первого курса — закончила факультет в числе средних, среди олимпиадников и медалистов, не имея склонности к математике, будучи якобы чистым гуманитарием.

Вы не дали ответ на вопрос — почему не хочет и как заставить. Я считаю, что это естественно что не хочет, т. к. все предметы не могут интересовать, а учиться приходится. Как бы не нравилась работа, на даче сидеть лучше даже взрослому и понимающему человеку.

Стремиться к ничего не деланью — нормальное желание. К 6 годам ребенок достаточно умен чтобы отличить ложные стимулы родителей и педагогов от истинных желаний, вот и не хочет, и не должен хотеть, и родители не могут заставить хотеть.

А вот как объяснить, что тем не менее придется и так преодолевать себя придется всю жизнь, да еще что в этом есть смысл — вот это задача. Вот про это и надо писать.

А не валить с больной головы на здоровую, что де родители вовремя не за зомбировали ребенка, что учиться в средней образовательной школе здорово!

Наталья, если вы сами считаете, что всю жизнь нужно себя преодолевать, тогда конечно, сложно объяснить или показать ребенку, что учиться интересно.

Далеко не все взрослые себя преодолевают, просто работу нужно найти по душе и тогда вы не будете работать ни одного дня в жизни и предолевать особо нечего будет)

Источник: http://rk-ekvator.ru/moj-rebenok/rebenok-ne-xochet-uchitsya-chto-delat-sovety-opytnogo-psixologa

Ребенок не хочет учиться: что делать, советы психолога

Ребенок не хочет учиться: что делать? Советы опытного психолога

Многие дети нынешнего поколения не имеют успешного опыта приобретения знаний. Этот недостаток касается не только подростков, но и младших учеников. Среди источников проблемы психологи и педиатры указывают на разные причины, однако, главную роль здесь играет несовершенство образовательной среды.

Современный способ подачи информации педагогами, является основной причиной, почему дети не хотят учиться. Школы прошлых веков представляли курсы знаний в форме свободного разговора между учителями и детьми. Подобные уроки были полезны молодому поколению, поскольку сведения передавались без определенных пространственных, временных ограничений с учетом природного любопытства детей.

Психологи отмечают, что сегодняшняя система образования уничтожает стремление узнавать новое, поскольку ограничивает свободу. Теперь не учитываются способности каждого ребенка, большой объем материала для изучения и вовсе не адаптирован. Установка одного мнения как единственно правильной позиции, наличие стереотипов и введение строгого послушания ведут к становлению усредненного мышления.

Новый метод образования прочно вошел в современное общество и за короткое время изменил его так, что адаптироваться к потребностям каждого  ученика стало невозможным. Психологи советуют подстроиться к текущим условиям, внося соответствующие изменения в свой образ жизни и взаимодействие между семьей и школой.

Ребенок не хочет учиться — что делать родителям

Нежелание детей учиться, вызвано разными причинами, разделить их можно на первичные и вторичные. Основными пререгативами отсутствия интереса к учебе и посещению школы являются потеря мотивации к изучению школьных предметов, наличие негативного опыта, связанного с необходимостью придерживаться строгого режима дня, а также плохие отношения с одноклассниками или педагогами.

Вторичные причины, которые привели к тому, что ребенок отказывается учиться в школе это:

  • Негативная семейная ситуация
  • повышенная эмоциональная и физическая нагрузка, связанная с большим количеством внеклассных или дополнительных занятий
  • переоцененное чувство ответственности, что приводит к чрезмерной нервозности
  • изменение среды обучения — переход в другую школу, класс, смена учителя, режима дня.

Довольно сложно определить настоящую причину, но тщательное, ненавязчивое наблюдение может в этом помочь. При определении проблем, влияющих на негативное отношение учащегося к школе и образованию, необходимо учитывать возраст, индивидуальные особенности личности, такие как физическое, психическое развитие и характер ребенка.

Ребенок не хочет учиться — что делать, советы психолога для родителей

Дети 6-7 лет с радостью ожидают начала школы. Но через короткое время ребенок не хочет учиться. Во многом это связано с тремя проблемами, которые необходимо выявить и исправить перед поступлением в 1-й класс. Прежде всего, это умственная и физическая бездеятельность в школе вызванная ранним поступлением в образовательное учреждение.

Многие родители приводят детей в первый класс раньше семи лет не принимая во внимание готовность сына или дочери спокойно сидеть во время урока, чтобы усвоить большое количество учебного материала для удовлетворения требований. Правильным решением проблемы будет консультация с психологом перед поступлением в школу. Специалист определит готов ли ребенок к новой жизни или лучше продолжить посещение детского сада.

Вторая причина — это слабая подготовка дошкольника. Требования к первоклассникам несколько завышены, а успешность зависит от разработанной учебной программы и способности усваивать информацию.

Если ребенок не знаком с основными правилами поведения, не держал в руках карандаш до знакомства с учителем, ему как школьнику будет сложно успевать за своими сверстниками. Неуспеваемость ведет к отсутствию желания учиться.

В этой ситуации помогают дополнительные занятия с детским психологом, репетитором или классным руководителем.

Однако, подобное явление легче предотвратить. Поможет здесь активное знакомство с окружающим миром с четырехлетнего возраста, умение ставить и добиваться целей, самостоятельно регулировать поведение. Только терпение, настойчивость родителей содействуют перечисленным качествам.

Еще один фактор препятствующий желанию учиться, это невозможность подстроиться под ожидания близких. Например, родители немного неправильно истолковали способности ребенка отдав его в школу, где на первом месте изучение иностранных языков или математики.

В результате, у ребенка возникает конфликт между естественным любопытством и обязанностью, что приводит к хронической усталости, отказу от образовательной деятельности.

Независимость личности, уважение мнения, интересов и главное, возрастных особенностей ребенка — основа решения данной ситуации.

Также существует такой подвид проблемы, как требование отличных оценок по всем предметам. Как правило, даже самый трудолюбивый школьник где — то упускает школьную информацию, позволяя себе иногда получать тройку или четыре, что конечно, является нормой.

Другая ситуация, чрезмерная забота и строгий контроль, приводящие к неспособности принимать самостоятельные решения и нежеланию что-либо делать без наставления взрослого.

Ребенок становится пассивным не только в образовании, но и в других сферах жизни, а в некоторых случаях дети даже проявляют агрессивность по отношению к школьной работе и при общении с другими детьми.

Скорость решения проблемы зависит от способности родителей «отпустить» заботу или контроль, перевести их на второй план, а на первом, оставить поддержку, понимание.

Отсутствие интереса является общей причиной, вызванной двумя факторами — отсутствие внимания со стороны родителей и более высокий уровень нагрузки, чем у большинства одноклассников.

Недостаток внимания приводит к тому, что ребенок плохо выполняет домашние задания, родители не справедливо ругают школьника не замечая своей вины. Между тем, ученик подсознательно выбирает плохую успеваемость, чтобы получить пусть не качественное, но все же внимание со стороны родных людей.

Если говорить о нагрузке вне стен средней школы, то здесь следует наблюдать. Уменьшение дополнительных кружков с одновременным улучшением успеваемости говорит о том, что школьник явно был перегружен. Об этом могут говорить и частые простуды,выступающие как защитная реакция организма.

Выступает как помеха успешному обучению и нарушение здоровья, особенно, гиперактивность. Активные, беспокойные дети с трудом выдерживают тридцать минут урока, внимательно слушая учителей.

Это приводит к проблемам с поведением, достижением хороших результатов, построению отношений.

На вопрос, что делать, если активный ребенок не хочет учиться и ходить в школу, психологи дают правильный совет — такие дети должны тратить энергию в спортивных секциях и клубах.

Если подросток не хочет учиться

Причины нежелания учиться и заниматься школьной деятельностью в подростковом возрасте тесно связаны с психологическим и физиологическим взрослением. Отсутствие мотивации одна из главных, почему подростки теряют интерес. Первые взрослые, кто способен это исправить, конечно родители. Возобновить стремление к успехам, поможет конструктивная похвала за достигнутый результат.

Особое значение имеют отношения в семье, так, скандалы вызывающие напряженность, не могут не сказаться на успеваемости. Подростку трудно сосредоточиться на изучении предмета, когда отец и мать громко выясняют отношения. При этой ситуации психологи настаивают на решении семейных проблем и только потом, общаются с ребенком.

Конфликты с одноклассниками или педагогами — отдельный разговор, они могут возникнуть даже у отличников. Ребенок испытывает настоящие психологические трудности, он может хорошо учиться, но при этом прогуливает уроки, тщательно скрывая от окружающих то, что творится у него на душе.

Именно поэтому так важно, дружить с ребенком, чтобы он открывался перед родным человеком, а не боялся его. Сейчас доверительные семейные отношения, являются основой разрешения любой неприятности.

Стоит отметить, что не все ситуации должны решаться только подростком, возраст не имеет значения, если дело касается оскорблений.

Иногда подростки не понимают цели приобретения знаний. В массовой культуре слишком много идей о том, что жизненного успеха можно достичь не осваивая школьных знаний. Кроме того, зависимость от современного технического оснащения все чаще становится преградой, ребенок может в любую минуту узнать как решается задача не прибегая к заучиванию формул.

Родители должны объяснять, что изначально компьютеры созданы для оформления документов,  их быстрой передачи, тесного сотрудничества между людьми находящихся на огромных расстояниях. Сотовая связь также необходима для решения проблем, но касается она только работы, а также личной безопасности. Интернет — вовсе не зло, если находится в умелых руках.

Среди причин, почему ребенок не хочет учиться в подростковом возрасте, находятся также перекладывание родительских амбиций и пожеланий на неокрепшие плечи, осуждение педагогов в присутствии ребенка, сравнение с более успешными сверстниками и фокусировка на неудачах.

В любом возрасте правильная модель поведения родителей, заключается в поддержке положительного настроя, удостоверьтесь, что ребенок понимает важность образования, приводите примеры из жизни, а если ничего не помогает, обратитесь к опытному психологу.

Источник: https://maminmayak.ru/rebonok-ne-hochet-uchitsa/

Ребенок не хочет учиться — страшная правда

Да что же это такое?! Ребенок опять прогулял школу. Что делать с этой бестией ума не приложу…Вас посещают такие мысли? Советы психологов в данной статье помогут понять, что делать, если ребенок не хочет учиться.

Всех детей по энтузиазму к учебе можно поделить на 4 категории:

1) Учится с удовольствием
2) Отношение к учебе спокойное, нет особого энтузиазма
3) Не любят учиться, но способны терпеть
4) Отказываются учиться

Но не нужно думать что для одного ребенка возможна только одна категория.

Один и тот же школьник может переходить из одной категории в другую. А зависит это от внешних факторов и пробелов в воспитании.

Порядка 20% школьников испытывают трудности в изучении школьной программы.

Перед родителями встает вопрос: как же повлиять на маленького неуча?

Предпринимается множество попыток: уговоры, наказания, подкуп. Но чаще всего такие манипуляции не приводят к должному результату. И тогда в семье начинает твориться полный хаос.

Постоянные крики, упреки и тщетные попытки наставить на путь истинный. Чтобы решить этот вопрос, нужно разобраться, почему ребенок избегает учебы.

Причины, которые внутри

1)Отсутствие интереса

Распространенная причина – это отсутствие интереса к учебе.Если речь идет о первокласснике, то возможно еще не сформировался достаточный интерес к знаниям и любознательность, которые так необходимы для успешного обучения. В маленьком возрасте дети могут не понимать, зачем вообще нужны ежедневные занятия в школе, которые мешают играть. Встречается эта причина и у более старших детей.

Решение:

Постарайтесь сами объяснить ребенку насколько важно обучение для его последующей жизни. Хорошо было бы подключить учителей к решению этого вопроса, чтобы они попытались увлечь школьника новыми знаниями. Неравнодушных преподавателей довольно много. Если Вы обратитесь к ним за помощью, навряд ли они откажутся.

Случай из практики №1:

История Натальи: “Мой сын в 8 лет был сильно увлечен компьютерными играми. Настолько, что наотрез отказывался садиться за уроки. Просто невозможно было заставить сделать домашнее задание. Школу не пропускал, но вот дома только в игрушки свои играл.

Перепробовала все методы ничего не помогало. Потеряв веру в успех, я обратилась к психологу.

К моему удивлению результат не заставил себя дать. Уже через 2 недели сын самостоятельно стал выполнять задания. Так постепенно его увлечение играм стало меньше. Теперь он играет только в выходные дни и не более пары часов.”

Случай из практики №2:

История Карины: “Моей дочери с первого класса не нравилась особо школа.

На занятия ходила без энтузиазма, домашнее задание тоже выполняла из-под палки. Не было предмета, который бы ее интересовал. Кружки она тоже не посещала, что бы я ей не предлагала. В 10 лет после летних каникул она вообще отказалась посещать школу.

Сначала были различные предлоги: заболела, плохо себя чувствую.

А потом заявила, после долгих расспросов, что у нее нет никакого желания учиться и ей это не нужно. Вот тут я действительно запаниковала, не знала что делать с дочкой. Как понять ее проблемы и помочь?

В итоге решила обратиться к психологу. И нисколько не пожалела об этом. В процессе работы с дочкой, психолог объяснил  мне причины этой ситуации. Указал на мои ошибки в воспитании.

Дал понять мне, что моя девочка, хоть и ребенок еще, но уже личность. А мое отношение к ней только портило ее. Сейчас слава Богу у дочки все хорошо и учеба ей дается без проблем, появился энтузиазм и радость от успехов.”

2) Не получается

Все люди разные, и дети не являются исключением. Кому-то хорошо даются точные науки, а кому-то гуманитарные. А возможно, ваше чадо не равнодушно к рисованию или музыке? А у вас, напротив, есть намерение, чтобы он стал ученым в области физики.

Возможно и такое, что программа слишком сложна для конкретного ребенка.

В таком случае нужно подобрать для него коррекционный класс. Если у маленького ученика нет успехов в определенных предметах или в целом, то естественно у него может пропасть вообще желание учиться.

Решение:

Не нужно давить на ребенка и заставлять проявлять интерес к тому, к чему его нет.

Правильнее будет подобрать ему школу по способностям и интересам.

Случай из практики №3:

История Оксаны: “Мой сын гиперактивный ребенок, поэтому были проблемы с воспитанием. Когда он пошел в первый класс, возникли сложности. Он не мог долго сидеть на месте, был невнимательным. Учитель старался ему помочь и относился с пониманием.

Но с переходом во 2-й класс все еще больше обострилось. Успеваемость была очень низкой, сын сильно отставал от других детей. Учитель посоветовал обратиться к детскому психологу. Если бы не психолог, то сын наверное остался бы на 2-й год.

Благодаря консультациям он стал намного уравновешеннее, и внимательность возросла.”

3) Комплексы

Часто у детей возникают различные комплексы по поводу своей внешности или речи, поведения. Это тоже может послужить причиной, почему ребенок не проявляет интереса к учебе. Так как он может испытывать множество негативных эмоций и чувств, всякий раз, когда его вызывают к доске или задают вопрос. Может возникнуть страх, что его высмеют сверстники.

Решение:

Чтобы всегда знать, что в душе у вашего ребенка, что его волнует лучше придерживаться с ним общения на равных и быть ему другом. Тогда вы всегда будете в курсе его переживаний и сможете вовремя оказать нужную поддержку.

Однако, некоторые родители считают, что дети всегда должны быть детьми, и боятся потерять авторитет.

Также иногда родительской помощи бывает недостаточно в таких случаях, и ученик все равно сильно переживает по поводу своих комплексов.

В таком случае ему полезно будет воспользоваться консультациями психолога и преодолеть свои страхи еще в детстве, чем выносить это во взрослую жизнь.

4) Не влился в режим

Не все дети быстро привыкают к строгому режиму, необходимому для посещения школы. Вставать рано по утрам, сидеть за партой часами и внимательно слушать учителя, а затем еще и дома выполнять кучу домашней работы. Для многих это может стать сильным стрессом.

Решение:

Помогите ребенку составить удобный режим дня. После школы обязательно дайте ему отдохнуть пару часов и возможность заняться любимыми занятиями. Акцентируйте его внимание на том, что после того, как он потрудиться, его обязательно будет ждать какое-нибудь развлечение.

5) Гений по определению

Бывают нередко такие истории в жизни, что ребенок рано научился говорить, читать, писать еще до школы. А вот когда пошел в школу особых успехов в обучении не показывает. Здесь причина может быть в том, что он привык с малых лет к тому, что он гениален и воспринимает это как данность.

Думает, зачем мне учиться, если я и так умный? Не привык что-либо делать для достижения успеха. Но ведь для успешного обучения необходимо и прилагать усилия.

Решение:

Здесь важно правильно объяснить, что всем независимо от заложенных природой качеств необходимо прилагать усилия. Только в таком случае результат не заставит себя ждать.

Если способности ученика действительно отличаются от детей со средней успеваемостью, хорошо будет отдать его в специализированную школу. Углубленная программа может заинтересовать, и он будет снова стремиться к знаниям.

Причины, зависящие от других людей

1)Когда родители слишком много берут на себя

Читайте также:  Как пережить расставание с любимым человеком?

Для многих мам и пап их ребенок является центром вселенной. «Сделаю все возможное и невозможное для своего любимца» – думают они. И начинают перенимать ответственность за обучение на себя: и портфель соберут, и домашку сделают.

Или же проявляют излишний контроль. И когда вроде бы школьник все делает сам, но за плечом стоит неугомонный родитель и диктует, что делать в данный момент.  В такой ситуации ребенок не хочет учиться из-за потери всякой ответственности и контролем над своей жизнью.

Решение:

Если Вы чересчур контролировали свое чадо, стоит как можно скорее ослабить опеку. При этом нужно быть готовым к тому, что первое время школьник совсем расслабиться. Ведь он почувствует полную свободу действий и освободиться от гнета.

Он начнет заниматься тем, в чем его долгое время ограничивали. Но пройдет время и ему надоест быть двоечником. Ученик начнет предпринимать первые самостоятельные шаги. Появятся первые успехи, а затем и интерес. А если есть интерес, значит его уже не нужно будет заставлять учиться и контролировать.

2) Когда у родителей нет времени помогать и контролировать

Так же может возникнуть обратная ситуация по сравнению с предыдущей – бесконтрольность. Бывают случаи, когда родители работают допоздна и не могут помочь и проконтролировать свое чадо. И если у ребенка еще не сформировалось чувство ответственности, то естественно он не будет сам садиться за уроки, когда можно поиграть в видео игры или погулять с друзьями.

Решение:

Лучше всего прививать чувство ответственности и дисциплины еще до школы в детском саду. Если уж возникла такая ситуация, то можно попросить помощи у бабушек, дедушек, чтобы приглядывали за внуком.

3) Плохие отношения с одноклассниками или учителем

Натянутые отношения с одноклассниками или с учителем, также могут вызвать антипатию школьника к обучению. Каждый поход в школу может быть для него испытанием.  Вся энергия тратиться на разрешение конфликтов, а на учебу ее не остается. Около 50% детей, учащихся в начальных классах, говорят, что им не нравится их учитель.

Решение:

Для того чтобы быть всегда в курсе дел ребенка учитесь поддерживать с ним дружеские отношения. Старайтесь меньше читать нотаций, больше разговаривать на равных и давать советы.

При доверительных отношениях ребенок не будет чувствовать обиду и раздражение, которые возникают, когда им пытаются помыкать. А будет уважать Вас за понимание и помощь.

Большой плюс теплых отношений с ребенком – вы узнаете без нервотрепки, что у него что-то не ладится в школе. Он сам вам об этом расскажет.

И затем нужно придумать выход из положения. Если у вас не получится помочь ему в этом вопросе самостоятельно, обратитесь к детскому психологу.

Секреты мотивации детей

  1. Покажите, как приятен на вкус успехПоказателем успешности в школе являются оценки – в данном случае “пятерки”. Учеников с хорошей успеваемостью уважают учителя, одноклассники и их родители. Также другие дети просят отличников помочь с различными заданиями, с которыми не могут справиться сами. В общем, эти дети не обделены вниманием и похвалой.А вот дети, которым по какой-либо из причин учеба дается сложно, не знают о такой стороне хорошей успеваемости. Поэтому нужно им помочь хоть раз испытать на себе успех. Узнать что такое когда ты любим и уважаем многими людьми. И когда ребенок испытает это чувство, он не захочет больше быть отстающим учеником и перекатываться с “двойки” на “тройку”.
  2. Помогите развить способностиНе бывает детей без талантов. Бывают дети, талант которых не был раскрыт, а потенциал не реализован. Поэтому приглядитесь к своему ребенку, узнайте, что его интересует, что нравится. И запишите его на внешкольные занятия по этому предмету или виду искусства.Особенно важно это для детей, плохо успевающих по предметам, которые считаются основными, но имеют явные успехи, например в музыке или в футболе. Занимаясь любимым делом, чадо будет получать позитивные эмоции и силы на более сложные для него уроки.
  3. Объясните дочке или сыну смысл учебыТрудно достичь успеха и иметь энтузиазм в деле, если не понимаешь зачем это нужно.Чтобы ребенок лучше понял важность саморазвития и получения знаний, покажите на своем примере, как учеба в школе помогла вам в жизни.

    Например, мама работает журналистом в газете. А все потому что она старательно изучала в школе литературу и русский язык, благодаря чему поступила в университет и получила профессию мечты.

    Папа – тренер волейбольной команды.

    И он может заниматься любимым делом, только потому, что в школе получал хорошие оценки не только по физкультуре, но и по базовым предметам. Ведь ему нужно было окончить школу и сдать экзамены, чтобы получить эту работу.

  4. Научите ребенка не сдаваться перед трудностями и не впадать в уныниеКроха получила плохую оценку и в замешательстве от этого? На лице огорчение и обида от случившегося. Необходимо поддержать и рассказать, что это не повод грустить и опускать руки. В жизни случаются неудачи. От этого никто не застрахован. Но выигрывает в итоге тот, кто не пасует в сложную минуту.А засучив рукава и с улыбкой готовится к новой подаче.

    Также объясните ребенку, что плохая оценка не делает его недостойным и глупым. Это просто говорит о том, что он недостаточно хорошо подготовился к данному материалу. Но если он приложит больше усилий в следующий раз, то результат несомненно будет лучше.

  5. Помогите восстановить концентрацию Если у ребенка снижена концентрация и он не может сосредоточиться, то сейчас неподходящий для этого момент. Так как у него повышенная возбужденность. Лучше переключить его на более активные действия. А когда он придет в норму, продолжить занятия.В качестве переключения идеально подойдет помощь по уборке в доме, активные игры, например “прятки” или “жмурки”.
  6. Используйте хитрости

    Если Вы сами можете похвастаться хорошей успеваемостью в школе, расскажите об этом ребенку. Это будет для него хорошим примером для подражания. Также добавьте свои ожидания. Как сильно Вы бы хотели, чтобы и Ваш ребенок хорошо учился.Расскажите, на конкретных примерах, как Вам помогли полученные знания.Отличный результат будет, если рассказать чаду о его любимом герое. Как тот старательно учился в школе. Например, Бэтмэн благодаря полученным в школе знаниям смог правильно рассчитать скорость полета и постичь это искусство в совершенстве.

    На таких примерах можно наглядно показать ребенку, что на знаниях основан мир.

    Мы надеемся, эта статья помогла Вам лучше узнать своего ребенка и понять причины, почему он не желает учиться. А также применить на практике советы и увидеть результат.Если Вы до сих пор находитесь в тупике и не знаете, как мотивировать чадо к знаниям, ждем Вас на консультации психолога онлайн “воспитание ребенка”. Безвыходных ситуаций не бывает. Мы помогли уже многим детям почувствовать вкус к учебе. Индивидуальный подход и многолетний опыт – наши ключи к успеху!

Источник: https://psyconsult24.ru/rebenok-ne-xochet-uchitsia/

Ссылка на основную публикацию