Как проверить уровень слухового восприятия и способы его развития у детей до 3-х лет

Довольно часто от родителей можно услышать, что их малыш в 5 лет все еще не выговаривает букву «р», заменяя ее на «л», в 4 года не способен проговаривать все согласные, а при произношении шипящих создается впечатление, будто кроха в рот набрал каши.

Почему дети заменяют звуки, почему не выговаривают согласные, в чем причины нарушения речи и можно ли говорить о таковых в возрасте 2-3 лет, когда речевое развитие находится на одной из самых начальных стадий?

На самом деле главная причина нечистой речи у детей — это не до конца развитое слуховое внимание и память, а вместе с ними и фонематический слух. Поговорим о том, почему так важно развивать фонематический слух с раннего возраста, и рассмотрим эффективные способы повышения уровня развития слухового внимания и памяти у малышей.Развитие слухового восприятия у детей до 3-х лет

Понятие фонематического слуха

Итак, фонематический слух — это способность различать и узнавать звуки в речи. Ребенок с нормально развитым фонематическим слухом будет иметь способность анализировать и синтезировать речевые звуки.

Неспособность Развитие слухового восприятия у детей до 3-х летзапоминать и повторять услышанное свидетельствует о том, что у ребенка не до конца сформировано речевое звукоразличение, то есть он не слышит слова и звуки так, как они произносятся взрослыми. В итоге нет ничего удивительного в том, что малыши 2-3 лет неспособны правильно воспринимать слова, а впоследствии также неспособны правильно их воспроизводить.

Обычно дети коверкают слова, но не настолько, чтобы их нельзя было узнать. Так, например, имя «Саша» у малышей обычно превращается в «Саса» или «Шаша», «рак» в «лак» или «як», «жук» в «зук», и так далее.

Особенно Развитие слухового восприятия у детей до 3-х леточевидной недоразвитость фонематического слуха станет заметной при поступлении ребенка в школу, пусть и раннего развития, где необходимо будет изучать азы письма. Именно поэтому при первых признаках нарушения фонематического слуха у ребенка следует уделить внимание его развитию в раннем возрасте — в 2-3 года, когда упражнения и занятия действительно будут иметь эффект.

Если даже после продолжительной работы согласно инструкциям логопеда родители не видят результатов, можно предположить, что на предыдущем этапе были упущения в процессе развития слухового внимания, восприятия, памяти.

Как проверить уровень фонематического слуха у детей?

Проверить развитие фонематического слуха у ребенка в возрасте 2-3 лет может каждый родитель дома без сторонней помощи. Достаточно будет попросить кроху выполнить следующие задания:

  1. ПроговоритьРазвитие слухового восприятия у детей до 3-х лет парные слоги, например: са-за, па-ба, да-та и пр.
  2. Повторить цепочки из нескольких слогов, например: ба-па-па, ту-ту-ду и пр.
  3. По картинкам определить предметы, в названии которых отличается только один звук, например, усы-уши, коза-коса, рама-рана и так далее.
  4. Хлопнуть, как только в цепочке звуков услышит заданный звук, например «з».

Обратите внимание, что чаще всего дети меняют местами звуки, похожие по звучанию и произношению. На основе полученных результатов можно будет составить программу коррекционной работы с малышом, предлагая ему поиграть в эффективные игры для совершенствования фонематического слуха, а также слухового внимания и памяти.

О роли фонематического слуха

Развитие фонематического слуха с раннего возраста очень важно для малыша, который в будущем должен будет постичь звуковую сторону языка, научиться правильному фонематическому восприятию.

Что подразумевается под фонематическим восприятием? В первую очередь это умение отличатьРазвитие слухового восприятия у детей до 3-х лет звуки друг от друга и определять звуковой состав слова.

Так, если малыш не испытывает сложностей при определении источника звука, способен менять интонации при произношении слов и звуков, отлично справляется с заданиями выше, предназначенными для оценки фонематического слуха, то проблем у него нет и имеет смысл лишь помочь малышу развиваться в этом направлении. Помогут в этом простые игры, в которые можно играть в свободное время и которые обязательно стимулируют развитие фонематического слуха у детей 2-3 лет.

Игры для развития фонематического слуха

«Флажки». Ребенку предлагают взять в руки два флажка разных цветов, например красный и желтый. Объясните крохе, что ему нужно будет поднять желтый флажок, как только он услышит правильно произнесенное слово, и красный, если слово было произнесено неправильно. Пример: собака-кобака-лобака-табака и пр.

Поиграть с малышом можно будет и с помощью картинок, Развитие слухового восприятия у детей до 3-х летнапример,предложив ему хлопнуть в ладоши, как только он увидит на них слова, похожие по звучанию. Очень важно подбирать простые яркие картинки с названиями предметов, явлений и объектов, знакомых ребенку в возрасте 2-3 лет.

Также можно предложить крохе поиграть в учителя. Взрослый должен будет читать сказку или стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Ребенку нужно будет вслушаться в произносимую взрослым речь и поправить его, когда он ошибется – это поможет ускорить развитие его фонематического слуха.

Отличная игра, которую оценят все малыши без исключения, — в маленьких поэтов. Детям нужно будет предложить закончить начатые стихотворные строчки. Например: «волк в густом лесу вдруг увидел…» (лису). Если ребенок будет с легкостью подбирать смысловые рифмы, со временем ему можно предложить сочинить короткий стишок самостоятельно.

Также ребенку можно предложить повторить цепочку звуков с заменой одного согласного или гласного, с парными глухими и звонкими согласными, вместе с ним разучить чистоговорки и загадки.

Обратите внимание, что загадки для 2-3-летних детей обязательно должны быть простыми, с намеком на отгадку. В качестве загадок подойдут четверостишия, в которых можно пропускать отдельные слова. Необходимость подбора рифмованной отгадки будет способствовать развитию фонематического слуха детей.

Чтобы стимулировать развитие фонематического слуха, крохе также можно зачитывать потешки, в которых будут повторяться определенные слоги и сочетания.

Отличный вариант для развития слухового восприятия — это подвижные игры, в рамках которых малышу нужно будет быстро действовать, следуя инструкциям ведущего.

Особенность таких игр — быстрое переключение с одного действия на другое в соответствии с речевой командой. Примеры таких игр ниже.

Подвижные игры для развития фонематического слуха

Игра «Кто первый». Цель этой игры — развитие слухового внимания и координации движений. В процессе игры в середине комнаты ставят один стул, вокруг которого будут бегать несколько малышей под музыку.Развитие слухового восприятия у детей до 3-х лет Как только музыка кончится, один из малышей должен будет успеть занять стул.

Игра «Дождик». Так же как и предыдущая, игра стимулирует развитие речи, координации, слухового внимания. В ходе игры также устанавливают стулья – меньше, чем количество детей – после чего зачитывают стихотворение, заранее предупреждая малышей, на какой фразе нужно занять стул. Кто не успеет этого сделать, тот проиграет.

Пальчиковая гимнастика для развития фонематического слуха

Как ни странно, пальчиковая гимнастика также может ускорить развитие фонематического слуха у детей в возрасте 2-3 лет. И если для детей в возрасте 2 лет такая гимнастика невозможна без участия взрослых, то малыши 3 лет вполне смогут справиться с заданиями самостоятельно по образцу.

Играть с малышомРазвитие слухового восприятия у детей до 3-х лет можно, тренируя разгибание пальцев, таким образом, чтобы поспособствовать развитию слухового внимания. Можно предложить малышу сжимать ладони в кулачок, поочередно сгибая пальцы на каждой из рук. Чтобы малышу было интереснее, каждому пальчику можно дать имя.

В заключение отметим, что развитие фонематического слуха связано со способностью детей к анализу и синтезу звуков.

Чем лучше будет развита слуховая память и внимание, тем лучше окажется фонематическое восприятие.

Если кроха не сможет внимательно слушать и понимать речь, у него не получится научиться правильно воспроизводить слова. Очень важно для детей 2-3 лет научиться сравнивать речь взрослых с собственной речью.

Источник: https://rebenkoved.ru/sovety-roditelyam/chto-nuzhno-znat-i-umet/razvitie-fonematicheskogo-sluha-u-malyshej.html

Слуховое восприятие и его влияние на развитие речи ребенка

Одно из важнейших условий полноценного овладения речью – правильное слуховое восприятие окружающей действительности. И если с последним у ребенка возникают сложности, то это автоматически может сказаться на его умении говорить. Как этот вопрос раскрывается в логопедии? И как можно предотвратить появление такого отклонения — рассмотрим в данной публикации.

Большое количество дефектов слухового восприятия образуется вкупе с общим недоразвитием речи (ОНР).

Развитие слухового восприятия у детей до 3-х летОсновным признаком ОНР является нарушение функционирования всех элементов речевого аппарата

ОНР может сопровождаться отклонениями от нормы в звукопроизношении, грамматике, лексике, а также характеризоваться отсутствием связной речи.

Все это объясняется профильными специалистами проявлениями

  • неразвитости нейрофизиологических структур,
  • познавательных процессов,
  • нарушениями психомоторного,
  • эмоционального,
  • социокультурного развития ребенка.
  • Кроме того, дети, страдающие ОНР, обладают массой отклонений психологического, слухового и звукового восприятия, что связано с нарушенным кровообращением и неправильным функционированием полушарий мозга.
  • В частности, исследователи отмечают, что, как правило, при таких нарушениях уровень активности правого полушария не соответствует возрастными нормативам, и часто нервные импульсы левого полушария мозга у дошколят симметрично отражаются в противоположном.
  • Тем не менее, доказано!
  • Неполная развитость слухового восприятия влечет за собой недоразвитость речевого навыка, причём основополагающим компонентом выделяется фонематический элемент.

Три уровня общего недоразвития речи

Выделяют три уровня, которым соответствуют разные степени речевых осложнений.

I уровень

Характеризуется фонематической неопределённостью. Артикуляция неустойчива, слуховое распознание звуков вызывает трудности. Слоговосприятие и их воспроизведение в системе слова ограничено. Интонации неточные, ударения расставляются неверно.

II уровень

Звуковосприятие все еще недостаточно, но уже различаются некоторые дифференцируемые фонемы. При этом неверная структура слога и некорректная его звуконаполняемость мешает понятному произношению слов.

III уровень

Характеризуется наличием допустимо развёрнутой речевой функции с понятными фразами, но с присутствием в ней лексико-грамматического, а также фонетического недоразвития. Ребёнок воспринимает конкретные звуки, но если их отдельное произношение уже не вызывает трудностей, то их применение в лексической единице не всегда успешно.

Этапы формирования звуковосприятия с учетом ОНР

  1. Полное неумение дифференцировать звуки + ребенок не воспринимает обращенную к нему речь.
  2. Малыш способен различить акустически отличающиеся фонемы, однако не в состоянии дифференцировать похожие.Наличие проблем в говорении объясняет иное понимание и ощущение речи, нежели у взрослого человека.
  3. Дошкольник вычленяет звуки согласно их смыслоразличительным признакам. Кроме того, с объектом-предметом может сопоставляться как правильно, так и неправильно сказанное слово.Для данного этапа характерно сохранение косноязычия, однако все более явными становятся признаки корректного произношения.
  4. Навыки говорения ребенка практически соответствуют его возрастной норме. Однако фонематическое дифференцирование по-прежнему недостаточно уверенное.Это проявляется в процессе освоения и произнесения еще неизвестных ему слов.
  5. Происходит завершение процесса формирования фонематического восприятия: речь становится правильной. Главным показателем этого специалисты называют умение ребенка различать корректное произношение от некорректного.

Развитие слухового восприятия у детей до 3-х летПричиной проблем со слуховым восприятием в большинстве случаев называется неспособность ребенка дифференцировать звуки

В целом, специалисты придерживаются мнения, что недостаточное фонематическое восприятие может быть связано с неспособностью различать похожие по акустическим и артикуляционным признакам звуки. Дети активно взаимозаменяют их, а в результате само слово, его строение заметно искажаются.

По мнению профильных специалистов, помочь развить слух малышу поможет поддержание мелодичного окружения. Но во всем хороша мера, и не стоит перегибать палку, включая, к примеру, круглосуточно музыку.

  1. Помните!
  2. Самое благоприятное воздействие оказывают голоса родителей и ближайших родственников, а также классика и мелодичные композиции.
  3. Кроме того, слуховое восприятие прекрасно развивают звуки природы: дождя, пения птиц, дуновения ветра и прочее.
  4. Вообще, очень полезно научить ребенка слышать, что происходит вокруг него, и, пожалуй, нет ничего лучше, чем делать это в естественных условиях.
  5. Не стоит исключать и практические упражнения, они помогают развить не только слух, но и аналитический склад ума, креативное мышление, навыки запоминания.
Читайте также:  Какие препараты используются для лечения тахикардии?

Развитие слухового восприятия у детей до 3-х летРазвить слуховое внимание поможет простая погремушка или детский музыкальный инструмент

Первое, что нужно сделать – научить определять малыша, где находится источник производимого шума или звука. Этот навык он начинает постигать уже на третий месяц своей жизни. Чтобы помочь ему в этой задаче, приобретите погремушку, которая издает приятный звук. С ее помощью, можно закрепить новое умение вашего малыша и добиться развития его слухового внимания.

Еще одна важная рекомендация по теме развития слухового восприятия заключается в том, что родителям нужно больше разговаривать со своим ребенком. Слыша родную речь, голос мамы, в голове у него начинают складываться речевые алгоритмы. Чуть позже возникает понимание, каким образом соединяются звуки.

  • Не исключайте из своего инструментария и музыкальные игрушки, которые помогают развить не только слуховое восприятие, но и формируют музыкальный вкус.
  • Как помочь ребенку развить слух, какие игры будут эффективны – смотрите в видео:

Среди дошкольников часто встречаются случаи, когда слуховое восприятие имеет нарушения.

Важно знать: даже незначительные отклонения такого характера способны нанести серьёзный ущерб речевой практике ребёнка.

Обнаружив первые признаки ОНР, следует своевременно обратиться к специалисту за помощью, пока отклонения не привели к более серьёзным формам патологии: алалии, ринолалии, дизартрии.

Источник: http://defektologpro.ru/logopediya/sluhovoe-vospriyatie-i-ego-vliyanie-na-razvitie-rechi-rebenka.html

Материал на тему: Развитие слухового восприятия у детей раннего возраста

Мы живем в мире сложных природных, речевых, музыкальных звуков.

С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собаки, сигналы машин, музыка, речь людей. Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, более важными для него сигналами.

Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру.

Слуховое восприятие — очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения .

Слуховое восприятие начинается со слухового внимания — умения сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издаваемым предметом.

Слуховая память – умение удерживать в памяти и воспроизводить сложную многоступенчатую инструкцию, ряд действий, слов и т.д.

Развитие слухового восприятия я веду в 2-х направлениях: восприятие обычных (неречевых) звуков; — восприятие речевых звуков, на базе чего и происходит формирование фонематического слуха. Оба направления начинают формироваться еще в младенческом возрасте.

Работа по развитию слухового восприятия предусматривает : — развитие умения прислушиваться к различным звукам; — умение ориентироваться в пространстве на слух; — различение темпа, высоты и силы голоса, — формирование умения определять, что звучало( бытовые звуки, звучащие, музыкальные игрушки и т.д.)

Для развития слухового сосредоточения (умения прислушиваться) и слуховых дифференцировок (умение слушать, воспринимать и различать звуки) нужно с ребенком не только разговаривать, но с 2,5 месяцев проводить специальные занятия. К 4- м месяцам ребенок поворачивает голову в сторону невидимого источника звука, т.

е должен хорошо определять его направление. Около 5 месяцев он уже различает строгий и ласковый тон обращения.

Для развития слуховых дифференцировок необходимо ласково разговаривать с ребенком, окликать его на разном расстоянии, менять интонацию голоса, учить прислушиваться к звучанию погремушки, барабана, других звучащих игрушек.

В 9 месяцев ребенок по- разному реагирует на музыку: под плясовую оживленно двигается, а к спокойной музыке прислушивается! Для развития способности слушать музыку, прислушиваться к ней уже в этом возрасте проводят специальные игры — занятия.

Для развития слухового восприятия нужны специальные пособия – звучащие игрушки, издающие различные не очень резкие звуки, музыкальные игрушки (игрушечная гармошка, барабан, дудочка, бубен, колокольчик) различные по звучанию погремушки и др.

Следующие два года – период раннего детства – приносят ребенку новые большие достижения. В возрасте 2 – 4 лет у ребенка активно развивается как зрительное, так и слуховое восприятие. Но способность напрягать слух, улавливать и различать звуки не возникает сама по себе, даже если у ребенка хороший слух от природы.

Ее нужно развивать и лучше всего делать это в игре . Цель игр, приведенных ниже, — открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном.

Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих .

Где позвонили? Цель: Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве. Оборудование: Колокольчик. Ход: Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик.

Ребенок, не открывая глаза, должен указать направление, откуда доноситься звук. Если малыш ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 — 5 раз. Необходимо следить, чтобы ребенок не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук.

Звонить надо не очень громко.

Кто что услышит? Цель: Развивать слуховое внимание, память, восприятие, пополнять активный словарь. Оборудование: Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, барабан и т.п. Ход: Взрослый за ширмой по очереди издает звуки выше перечисленными предметами и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.

Угадай, что делать Цель: Развивать слуховое восприятие и память, развивать умение переключать слуховое внимание, развивать координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна. Оборудование: Бубен, два флажка. Ход: У ребенка в руках два флажка.

Если взрослый громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо — опускает флажки вниз. Важно следить за правильной осанкой детей и точным выполнением движений.

Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение.

Кто внимательный? Цель: Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. Оборудование: Кукла, игрушечный мишка, машинка. Ход: Взрослый сидит около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2 — 3 метров от него.

Взрослый предупреждает ребенка: «Я буду говорить шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорит: — Возьми мишку и посади в машину. — Возьми мишку из машины. — Посади в машину куклу. — Покатай куклу машине. Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти поручения.

Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.

Кто лает? (Что звучит?) Цель: Развитие слухового внимания, выработка умения повышать и понижать голос. Ход: Логопед говорит, что в гости к детям пришли 2 собачки (большая и маленькая). Большая собачка лает «АВ-АВ-АВ» (произносит звукоподражание низким голосом), а маленькая « ав-ав-ав » (произносит высоким «тоненьким» голосом. Затем дети должны угадать, какая собачка лает.

Кто как голос подает? Цель: Развитие слухового внимания и способности к звукоподражанию. Ход: Логопед показывает детям картинки животных и говорит: «Это кошка. Кошка мяукает «мяу-мяу-мяу». Это собака. Собака лает « ав-ав-ав ». Это мышка. Мышка пищит «пи-пи-пи». Затем по звукоподражаниям ребенок должен найти и показать соответствующую картинку.

Поезд Цель: Развитие силы голоса, слухового восприятия. Ход: Логопед показывает детям картинку и говорит, что один поезд близко и гудит громко, другой – не очень громко, а третий – тихо. Затем задает вопросы детям . 1.

Угадай и покажи, какой поезд гудит вот так: ТУ-ТУ-ТУ!(логопед гудит очень громко). 2.А теперь покажи, какой поезд гудит вот так: Ту-Ту-Ту! (логопед гудит голосом средней силы). 3.

А какой поезд гудит так: ту-ту-ту! (логопед гудит очень тихо).

Три медведя ( развитие высоты голоса) Ход: Логопед показывает детям иллюстрацию из сказки «Три медведя). Просит вспомнить из какой сказки эти медведи. 1.

Угадай, кто рычит: медведь, медведица или медвежонок ( рычит голосом разной высоты: самый низкий – папа, самый высокий – Мишутка, средний – мама). 2.

Угадай, кто это говорит: «Кто сидел на моем стуле?» (говорит низким, средним и высоким голосом).

  1. Колобок (игра для развития высоты и тембра голоса)
  2. Таким образом, развитие слухового восприятия, а также слухового внимания и слуховой памяти позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения и других нарушений речи.

Но развитие слухового восприятия не происходит само по себе. Его необходимо развивать с раннего возраста. Поэтому проведение дидактических игр и упражнений, направленных на развитие слухового восприятия, является необходимой составной частью коррекционно-логопедического процесса во всех специальных учреждениях, где воспитываются дети раннего возраста.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2016/02/18/razvitie-sluhovogo-vospriyatiya-u-detey-rannego-vozrasta

Развитие слуха у детей до 3-х лет

Конечно, по мнению неонатологов, неврологов, реабилитологов, «только в тишине и в темноте восстанавливаются и развиваются структуры головного мозга».

Поэтому, когда ребенок рождается с последствиями неблагополучных беременности и родов, врачи и специалисты по раннему развитию советуют именно так организовать развивающую среду в первые месяцы жизни малыша – с приглушенным звуком и притушенным светом.

Это очень важно знать родителям, а не говорить: «Да пусть привыкает к шуму! Да пусть привыкает к свету!» (и не соблюдать шумовой гигиены, включая в присутствии спящего ребенка телевизор, громко разговаривая и смеясь во время отдыха малыша, а также не затемнять пространство, где находится ребенок, возбуждая его нервную систему, и без того пораженную факторами перинатального риска). Так и хочется ответить родителям тем же, предложив во время их сна создание идентичных условий. Представить страшно, какой будет реакция взрослых на такое предложение!

Но также есть и другие рекомендации. Они, правда, касаются абсолютно здоровых детей, поэтому не надо думать, что здесь присутствует противоречие.

Так, по мнению ученых, занимающихся вопросами развития детей в раннем периоде, мелодичное окружение создает благоприятные условия для развития слухового восприятия у ребенка. То есть не должно быть абсолютной тишины, но и не стоит впадать в крайности – ведь известны случаи, когда родители бесконечно «крутят» музыку в присутствии малыша.

Головной мозг получает информацию о звуках в виде импульсов, которые «запускают» мыслительные процессы. Но не все звуки одинаково полезны.

Если провести дифференциацию характера звуковых стимулов, то на первом месте по положительному влиянию на развитие головного мозга выйдут голос матери, отца и родственников ребенка.

И только после них – классическая музыка и мелодичные песни (последние — желательно в «живом» исполнении матери).

Для полноценного получения звуковой информации и пользы от этого процесса организм ребенка должен быть уже правильно развит. Для этого следует озадачиться развитием СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ у ребенка. Причем этим надо начать заниматься задолго до рождения малыша.

Во время беременности, начиная с зачатия, а особенно с 16 недель беременности, когда плод так развит, что способен воспринимать звуковые сигналы и реагировать на них, маме необходимо разговаривать с будущим ребенком, самой слушать музыку (плод также слышит звуковые сигналы, но лишь 30% от их настоящей громкости). Можно использовать костную проводимость, для этого маме следует положить руку на источник звука (приемник, магнитофон и др.). Тогда будущий малыш услышит более явно предлагаемые ему звуки. Если есть возможность, посетите филармонию. Там вы «познакомите» будущего кроху со звуками разных инструментов.

Можно записать голоса родственников, если они далеко живут, и периодически их включать для прослушивания будущему малышу. Хорошо развивают слуховое восприятие у ребенка звуки природы. Это касается как плода, так и уже рожденного ребенка. Когда на улице идет дождь, откройте окно, пусть кроха учится различать мелодии в шуме дождя.

Малыши вообще любят слушать, что происходит вокруг них, будь то пение птиц, шум моря или дождя, голоса играющих рядом детей.

Люди, у которых хорошо развит слух, отличаются прекрасным восприятием внешнего мира, аналитическим складом ума, нестандартным мышлением и замечательной памятью.

Ребенок в возрасте одного-двух месяцев на громкий звук лишь замолкает, настораживается, прислушивается, а на резкие звуки просто пугается и плачет. Здесь пока играют роль лишь рефлексы.

Важным шагом в развитии слухового восприятия у ребенка является умение находить источник звука. И вот уже в 3-4 месяца малютка поворачивает голову на ваш голос, звук погремушки или иного предмета, который находится вдали от ребенка и расположен от уха малыша в разных направлениях и на разных расстояниях.

Когда малыш находит источник звука, он начинает улыбаться и радоваться, здесь проявляется так называемый «комплекс оживления». Периодически устраивайте и занятия по развитию слуха у ребенка. Погремите погремушкой слева или справа, снизу или сверху над головой крохи.

Пусть он определит источник звука и потянется к нему руками, пытаясь взять.

Одна из рекомендаций по развитию слухового восприятия у ребенка, а также по раннему развитию речи, – как можно больше с ним разговаривать (но не 24 часа в сутки, как это делают некоторые мамы, поняв эту рекомендацию буквально!).

Когда малютка слышит родную речь, когда мама с ним разговаривает, он смотрит, как общаются взрослые, у него постепенно происходит понимание, как соединяются звуки. В этом Вам помогут игры.

Для игры можно использовать какой-либо звучащий предмет: музыкальный молоточек, банки, наполненные рисом, пшеном, гречкой, фасолью, часы… Дайте малышу возможность послушать, какой звук издает каждый предмет.

Игра для детей более старшего возраста может быть усложнена – пусть ребенок отвернется и угадывает, какой из звуков слышно сейчас. Гуляя на улице также обращайте внимание на разные звуки: сигнал автомобиля, пение птиц, скрип снега под ногами, шум ветра.

Английские исследователи говорят, что музыкальные игрушки: маракасы, барабан, ксилофон, мини-рояль помогают развивать слуховое восприятие у ребенка и музыкальный вкус. Сыграйте малютке пару простейших мелодий, а также дайте возможность нажать ребенку пальчиком на звучащую клавишу, погреметь маракасом, побить в барабан.

Как оценить правильность развития слухового восприятия ребенка?

Основные опорные симптомы:

  • 1,5-3 месяца – оживляется, когда слышит голоса родных, и замолкает, если плачет;
  • 2-3-4 месяца – в ответ на общение с ним начинает отвечать (гуление и лепет);
  • 4-6-12 месяцев – поворачивает голову в сторону источника звука, отыскивая его на разных направлениях и расстояниях, интонирует, может «петь»;
  • 1,5 года – словарный запас содержит около 15 слов, копирует голоса животных, откликается на обращение к нему;
  • 2 года – словарный запас расширяется до 150 слов, не видя источника, определяет, что издает звук;
  • 3 года – начинает говорить сложными предложениями, может отличить похожие мелодии.

Источник: https://www.impulse-center.org/single-post/razvitie-sluha-u-detei-do-3-let

Развитие ребенка в 3 года: слуховое восприятие

Чем старше становится ребенок, тем интереснее ему изучать окружающий мир, тем сильнее у него это желание. Его интересует практически все и звуки, шумы также входят в это число.

Занятия по развитию ребенка в 3 года должны включать в себя не только изучение свойств предметов, их цветов, но и звуков, которые они могут издавать.

От нас (родителей) требуется предоставить ему все необходимое для того, чтобы малыш мог услышать максимальное количество разных звуков, помочь ему запомнить их, а также научить малыша различать и воспроизводить их.

[su_spoiler title=»Развитие слухового восприятия ребенка в 3 года: что выбрал мишка?» open=»no» style=»fancy» icon=»plus» anchor=»Развитие слухового восприятия ребенка в 3 года: что выбрал мишка?» class=»»]

Для этой игры вам необходимо приготовить несколько музыкальных инструментов (конечно же игрушечных). Это может быть барабан, какая-то пищалка, гармошка и т.д. Также приготовьте ширму или что-то, что сможет выполнять её роль, и любого игрушечного героя. В нашем случае это будет мишка.

Сначала разложите все инструменты перед малышом и вместе с ним их изучите, прослушайте. После этого скажите о том, что каждая игрушка имеет свой голос. Скажите, что одна звучит протяжно (это будет гармошка), другая издает свист (свистит) и это пищалка, а третья стучит «бум-бум» (конечно же барабан).

Позвольте ребенку самостоятельно поиграть с инструментами, пусть он извлечет звук из каждой. После этого поставьте перед малышом ширму, чтобы он не мог заглянуть за неё, и попросите его угадывать предмет, на котором будет играть мишка. Если малыш отгадает, то выгляньте из-за ширмы и снова сыграйте на том же инструменте.

В следующих играх можно добавить колокольчики, бубен, погремушку и т.д. Кстати, если взять обычную банку и наполнить её чем-то, что она, в зависимости от содержимого, может греметь, шуршать, звенеть и т.д. Это еще одни звуки, с которыми будет полезно познакомить вашего малыша для его развития.

[/su_spoiler]

[su_spoiler title=»Развитие слухового восприятия ребенка в 3 года: тихо или громко?» open=»no» style=»fancy» icon=»plus» anchor=»Развитие слухового восприятия ребенка в 3 года: тихо или громко?» class=»»]

Набор и количество исходных предметов для этой игры зависят полностью от вашей фантазии. Можно брать любые предметы, имеющиеся у вас дома, которые могут каким-либо образом звучать: деревянные и железные ложки, крышки от кастрюль, стеклянные баночки разного размера (в них еще можно насыпать разной крупы), пластиковые бутылочки и т.д.

Возьмите любой предмет и потрясите его или постучите по нему чем-то. К примеру, по жестяной баночке можно постучать деревянной ложкой. После предложите малышу сделать тоже самое, только обязательно проговорите: «Ты берешь баночку и трясешь ею, она гремит».

Когда ваш малыш научится и будет извлекать звуки при помощи предметов уже самостоятельно, его можно познакомить с понятиями «тихо» и «громко». Для этого возьмите две пластиковых бутылочки, наполните одну мелкими предметами, а вторую крупными.

После этого потрясите первую и скажите: «Вот такой звук громкий», потрясите вторую и скажите: «Вот такой звук тихий». Обязательно дайте бутылочки малышу, чтобы он сам попробовал издавать с их помощью звуки.

Источник: http://roditeli.club/razvitie-rebenka/ot-goda-do-3-x-let/razvitie-rebenka-v-3-goda-sluxovoe-vospriyatie/

Развитие слухового восприятия у детей до 3-х лет

Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» — «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения».

Чем богаче ощущения (чувственный опыт) и восприятия, тем шире и многограннее будут сведения об окружающем мире. Таким образом, сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий под воздействием педагога. Малыш рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы.

Но все это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения призвано сенсорное воспитание. Психологические исследования показывают, что без такого воздействия восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития.

Мария Монтессори (ит. педагог), разработавшая в начале 20 века систему сенсорного воспитания ставила своей целью добиться высокого уровня различения детьми цветов и оттенков, форм и величин (однако при этом развитие органов чувств не было связано с развитием речи, мышления).

Она считала, что каждый ребенок умен и талантлив от рождения, нужно создать среду и ребенок будет развиваться в собственном ритме. Но не ставила своей целью сделать из детей образованных людей.

Большой вклад в разработку вопросов сенсорного воспитания внесла Елизавета Ивановна Тихеева.

Она связала работу по совершенствованию органов чувств с развитием речи детей, ознакомлением их с окружающим предметным миром.

Разработанные ею дидактические материалы, игры также направлены на различение цвета, величины, формы, но ознакомление со свойствами и качествами предметов происходит в игровой деятельности.

Одной из важных задач сенсорного воспитания является формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны – это образцы, которые были выработаны в процессе общественно – исторического опыта.

Такими эталонами являются основные цвета, геометрические множества фигур (шар, куб, круг, квадрат), меры веса, меры длины (осваиваются до 5 лет). После пяти, ближе к школе ребенок должен овладеть всеми эталонами.

От того, как была организована родителями, воспитателями жизнь ребенка зависят и будущие достижения.

В современной педагогике в содержание сенсорного воспитания, помимо вышеперечисленных, входит также развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки.

С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д. (начинает накапливаться своеобразный «звуковой» словарь). Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, более важными для него сигналами.

Звуки порою ребенком не замечаются, слабо выделяются.

Для того, чтобы он научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), понимать и различать любые звуки, ребенок должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки.

Источник: http://razvitielife.ru/vospitanie/psikhologiya/27763-razvitie-slukhovogo-vospriyatiya-u-detej-do-3-kh-let

Мир вокруг меня: развитие восприятия ребенка от 1 до 3-х лет

За первый год жизни ребенок накопил огромный чувственный опыт. Но не надо забывать, что его накопление проходило на основе продолжающегося развития нервной системы. В раннем детстве (от 1 до 3-х лет) восприятие, как психический процесс продолжает оставаться несовершенным. Это проявляется, прежде всего, в том, что ребенок не может выделить все признаки и свойства предмета, что каждое отдельное свойство он воспринимает и осознает в деятельности с этим предметом. Малыши быстрее осваивают такие внешние признаки предмета, как величина, а затем форма. Если мама, играя с ребенком, постоянно называет и выделяет для малыша размер предметов, то к концу второго года жизни ребенок самостоятельно может найти и показать большой и маленький мячик, большую и маленькую собачку, и т. д. Чем больше различаются предметы по размеру, тем легче ребенку воспринимать этот признак и оценить его значение для предметной деятельности. Например, если предлагать ребенку складывать в коробочку шарики, то лучше взять очень маленькие и очень крупные, которые явно не соответствуют размерам коробки. Тогда ребенок в процессе собственной деятельности оценит значение размера предмета.

Очень важно так организовать деятельность ребенка, так подбирать материал для обследования, чтобы ребенок именно из собственной практики, а не со слов взрослого познавал признаки и свойства предметов.

Форма предметов тоже осваивается малышами достаточно рано, в сравнении с цветом. Дети 1,5 — 3 лет гораздо легче подбирают предметы похожие по размеру и форме, чем по цвету.

Это связано с тем, что признак цвета не играет роли в результативности действия.

То есть, если палка короткая или длинная, то от этого будет зависеть, достанет ли ребенок ей мячик, а ее цвет не будет иметь никакого значения.

Если Вы будете внимательно наблюдать за ребенком в течение продолжительного времени, то Вы увидите, как меняется характер его действий с предметами. Сначала процесс освоения носит хаотичный характер, ребенок спонтанно пробует то один, то другой способ выполнения. Затем возникает новый способ ориентировки во внешних признаках предметов — это примеривание.

Способность использовать отдельное свойство предмета, как мерку для сравнения, сопоставления, соотнесение предметов и их частей, — это начальная ступень в развитии логики ребенка.

Яркий пример использование мерки — это игра с пирамидкой и матрешкой, когда ребенок учиться выполнять действия, примериваясь к размеру (самому маленькому и самому большому).

Разница между детьми 2 и 3 лет будет заключаться в том, что 2-х летний малыш будет многократно примеривать детали, пробовать то одно, то другое колечко или матрешку, ошибаться и исправлять ошибки.

Ребенок 3-х лет будет выполнять эту задачу на основе зрительного соотнесения, разложит, рассмотрит, оценит зрительно размер, затем соотнесет друг с другом отдельные части игрушки.

Такое зрительное соотнесение становиться возможным потому, что у ребенка складываются определенные представления о свойствах предметов. Ребенок не просто знает, что такое мяч, он знает, что он круглый, что может быть большим или маленьким и разного цвета, что он катиться и подпрыгивает.

Для развития соотносительных действий используйте дидактические игрушки: вкладыши, крупные пазлы, крупный конструктор, тренажеры с завязками, кнопками и пуговицами.

Учите малыша подбирать предметы по определенному признаку, только когда убедитесь, что ребенок хорошо ориентируется в свойствах предметов. Учите подбирать предметы сначала такой же формы, потом размера, а потом цвета.

Используйте игровые ситуации: найти котенку такой же клубок, одеть кукле такой же башмачок, подарить мишке такой же бантик и т.д.

В связи с развитием предметной деятельности у детей раннего возраста активно развивается тактильное восприятие, ведь обследуя предмет и действуя с ним, ребенок руководствуется не только зрительной, но и тактильной информацией.

Дети различают множество свойств окружающих их предметов: тело, холод, мягкость, шершавость, колкость и многое другое.

Ребенок может самостоятельно не называть все знакомые ему свойства, но в его сознании они закрепляются за вполне определенными объектами.

Не забывайте, что развитие тактильного восприятия не мене важно для детской психики, чем развитие зрения, слуха и движений. Следите за разнообразием окружающих ребенка предметов и постоянно называйте ему те свойства, которые он воспринимает через обоняние и осязание.

Развитие слухового восприятия у детей раннего возраста — это, прежде всего, развитие восприятия человеческой речи. Чем больше деятельность ребенка сопровождается речью взрослого, тем активнее развитие фонематического слуха. Иными словами, чем больше с малышом говорят, тем быстрее происходит его речевое развитие.

Помните, что малышу надо многократно называть предмет и его свойства, просить повторить за взрослым названия предмета и его признака, задавать ребенку простые вопросы о предмете и давать образец ответа на них.

Развитие слухового восприятия не ограничивается восприятием речи. Ребенок продолжает открывать для себя «звучащий» мир, хорошо знакомые предметы.

В различных играх полезно упражнять детей в узнавании предметов только на слух. В этом могут помочь музыкальные игрушки и игрушки со звуком, а также бытовые предметы.

К концу раннего возраста восприятие ребенка настолько совершенствуется, что позволяет перейти на следующую ступень развития познавательной деятельности.

Источник: http://www.detsad164.ru/advice/psychologist/statya27

Развитие слухового восприятия, внимания, памяти у детей 2-3 лет

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы.

Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.

Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов: “ апиед “ вместо велосипед), неправильное ударение и пр.

На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения), другие — крикливо.

Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.

Такие упражнения помогают развивать у детей младшего дошкольного возраста слуховое восприятие, слуховое внимание и память и это  является базой  развития фонематического  слуха у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слов. Фонематический слух является одним из компонентов речевого слуха.

Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени: словарным запасом, грамматическим строем, тормозит  развитие связной речи, вызывает затруднения при дифференциации акустически близких звуков (В-Вь, Б-П, С-Ш).

У детей с нарушенным фонематическим слухом с трудом формируются навыки звуко- слогового анализа и синтеза слова  (определение места, количества и последовательности звуков в словах), дети не могут подобрать слово с определенным звуком, с определенным количеством слогов и т. д.

Дети с хорошим фонематическим восприятием достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения  артикуляционного аппарата они не могу правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения.

  • Работу по формированию фонематического восприятия с детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется начинать с развития слухового внимания и памяти, используя игры  на развитие неречевого и  речевого слуха.
  • Предлагаемые ниже игры могут быть использованы для развития у детей слухового  внимания, правильного восприятия речи, для обучения малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить  одно-двух -, а также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо, воспроизводить звукоподражания.
  • Воспринимаемые ребенком слуховые сигналы сопровождаются показом игрушек, картинок так или иначе связанных  со слышанными звуками или выполнением действий при  которых слышны те или иные звуковые сигналы. Дети раннего возраста различают звуки:
  • — по способу воспроизведения (хлопки, притопы),
  • -по темпу (быстрые постукивания – «сильный дождь», медленные – «небольшой дождик»),
  • — по ритму (ритмичное звучание – «детки идут», сбитый ритм –  «лошадка скачет»)
  • — по силе звучания  (громкие звуки – «идет медведь», тихие —   «крадется кошка»).
  • Работа по формированию слухового восприятия, внимания  памяти проходит поэтапно:
  1. Нахождение и узнавание источника звука
  2. Способность к дифференцировке слуховых сигналов, где широко используются звучащие игрушки, погремушки, колокольчики, свистульки, металлофоны, барабаны, бубны и другие игрушки. Начинать работу надо с пар игрушек с резко контрастным звучанием.

Ребенок раннего возраста дифференцирует звучание игрушек, начиная с 2 – 3лет. Малыш показывает  что звучало,  при возможности называет игрушку, обязательно сам извлекает звуки  с помощью игрушки.

Играя  со звучащими игрушками ребенок исподволь учится различать звуки: по продолжительности звучания (долгие – короткие), по высоте звучания (высокие – низкие), по громкости (громкие – тихие). Так же ребенок учится передавать элементарный  ритмический  рисунок, темп, силу звучания.

Игры для развития слухового восприятия ребёнка 2- 3 лет

Игры на развитие слухового восприятия необходимы для совершенствования умения сосредоточиваться на звуке. Без этой способности нельзя научиться слушать и понимать речь. Как можно чаще пойте ребенку простые песенки, отбивая ритм ладошками или топая ногой. Обыгрывайте сюжеты песен, вовлекая в игру ребенка, пойте, меняя тембр и силу голоса, напевайте знакомые мелодии без слов.

Старайтесь вести все разговоры дома спокойно, не повышая голоса. Многолетний опыт показывает, что если в доме высокий уровень шума (разговоры на повышенных тонах, постоянная музыка, работающий телевизор), то способность ребенка воспринимать на слух страдает в значительной степени.

  1. Что ты слышишь?
  2. Игра развивает остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию
  3. Необходимый инвентарь: различные игрушки.

◈ Шепотом с расстояния 2-3 метра позовите ребенка. Затем давайте шепотом краткие и простые задания, например: принеси мне куклу, подними мишку.

  • ◈ Говорите тихо, но очень четко.
  • Молоточек
  • Игра способствует развитию слуха, освоению понятии «громко», «тихо»
  • Необходимый инвентарь: детский молоточек.

◈ Предложите ребенку поиграть в плотника. Дайте ему молоток.

◈ Объясните, что сейчас вы будете забивать маленький гвоздик, поэтому стучать надо тихо. Продемонстрируйте, как нужно стучать тихо.

◈ Потом забейте большой гвоздь. Для этого стучать надо сильно и громко.

  1. ◈ Отдайте крохе молоток, а сами руководите игрой, повторяя: «Маленький гвоздик, большой гвоздь».
  2. Где я?
  3. Игра способствует развитию внимания, слухового восприятия
  4. Необходимый инвентарь: бубен или колокольчик.

◈ Попросите малыша закрыть глаза. Отойдите в сторону и постучите в бубен. Ребенок должен, не открывая глаз, показать рукой то место, откуда исходит звук.

  • А можешь ли ты?
  • Игра способствует разбитию навыков аудирования
  • ◈ В игровой форме давайте ребенку различные задания, начиная свою фразу словами: «А можешь ли ты два раза прыгнуть, подойти к столу, изобразить зайку».
  • ◈ Предложите ребенку поменяться ролями.
  • Отвернись и угадай
  • Необходимый инвентарь: карандаш или ручка.
  • ◈ Возьмите карандаш и постучите вместе с малышом по разным предметам: по столу, по ножке стула, по мячу, по коробке, по стакану, по баночкам.
  • ◈ Попросите ребенка отвернуться и отгадать, по какому предмету вы стучите.
  • ◈ Поменяйтесь ролями: пусть кроха стучит, а вы угадываете.
  • «Раз-два!»
  • Игра развивает чувство ритма
  • Необходимый инвентарь: барабан.

◈ Покажите малышу, как можно маршировать под стук барабана. Побуждайте его повторять ваши действия.

◈ Во время марша можно считать: «Раз-два, левой! Раз-два, правой!», стараясь подстроить ритм под шаг ребенка.

  1. ◈ Если барабана нет, то подойдет любая коробка или, на худой конец, стол.
  2. Внимание!
  3. Игра способствует развитию слухового восприятия, внимания
  4. Необходимый инвентарь: мяч.

◈ Предложите малышу поиграть в мяч. Просите его совершить то или иное действие после того, как вы скажете: «Внимание!». Например: «Внимание! Кати мяч».

  • Игра способствует развитию внимания, слухового восприятия
  • ◈ Для того чтобы играть в эту игру, вам понадобится помощь одного или нескольких членов семьи.
  • ◈ Игра также подходит для детского коллектива.

Источник: http://xn--14-6kchkfmc2a3b1g.xn--p1ai/razvitie-sluxovogo-vospriyatiya-vnimaniya-pamyati-u-detej-2-3-let/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector