Когда обращаться к логопеду: обзор причин для обращения к специалисту

Всех родителей умиляет детский лепет, но с возрастом ребенок говорит все четче, его словарный запас растет, развивается умение пересказывать сказки и даже самостоятельно сочинять истории.

Перед школой малыш говорит практически так же четко, как и взрослые, способен грамотно выражать свои мысли, практически не путает окончания. Это в норме. А что, если родителям кажется, что речь их ребенка развивается слишком медленно и неправильно? В этой ситуации поможет логопед. Когда обращаться к логопеду

1 годик

В самом раннем возрасте – до годика – малыш должен гулить, лепетать, пытаться произносить звуки, по-своему отвечать на обращение взрослых.

В полтора годика ребенок должен уметь сказать, как делает собачка, кошечка, курочка и так далее, произносить короткие слова – «дай», «на», «да», «нет», «мама», «баба».

Если подобного вы не наблюдаете, тогда нужно обязательно обратиться за индивидуальной консультацией к неврологу и логопеду. Не пугайтесь, может, это особенность вашего малыша, и уже через 6 месяцев он перегонит сверстников.

2 годика

В этом возрасте малыш может картавить или вообще говорить непонятно для окружающих – это не столь важно. А логопед нужен, если в 2 годика ребенок не умеет произносить короткие фразы (по-своему): «Дай кушать», «Идем гулять», «Дай цяцю», «Это кака» и так далее.

3 годика

Когда обращаться к логопеду

Причин обратиться к логопеду в 3 годика может быть несколько:

  • малыш изъясняется только на своем языке и не хочет повторять слова за взрослыми;
  • не произносит больше половины букв алфавита;
  • малыш все понимает, но упрямо молчит.

Все это может быть последствиями моторных или сенсорных нарушений, коррекция которых лучше всего проходит в раннем возрасте.

4 годика

Когда обращаться к логопеду

Если в возрасте 4 лет ваш сынок или дочурка разговаривает очень невнятно, «глотает» многие звуки, несколько раз повторяет начало фразы, прежде чем сказать ее целиком, не может связно пересказать самую простую сказку («Репка», «Курочка Ряба» или «Колобок»), это серьезные поводы обратиться за консультацией к специалисту.

5 лет

Когда обращаться к логопеду

В 5 лет ваш ребенок все еще сюсюкает, то есть говорит слишком мягко («кися», «сябака», «сяпка», «лямпотька», «кетя и т. д.)? Этому могут быть разные причины, но основными педиатры называют такие:

  • дизартрия – исправить дефект поможет логопед;
  • неврология, то есть таким образом ребенок привлекает к себе внимание взрослых; с этим справится детский невролог.

6 лет

Когда обращаться к логопеду

Время бежит быстро, и скоро ваш отпрыск пойдет в первый класс, а он еще не все звуки произносит четко, путает окончания, с трудом повествует, не может связно ответить на вопрос. К 6 годам фонетическая система ребенка полностью формируется, поэтому подобных проблем быть не должно.Если они все-таки наблюдаются, значит, родители должны срочно отвести ребенка к логопеду.

Источник: https://www.syl.ru/post/home-and-family/21667

Когда обращаться к логопеду в первый раз?

Когда обращаться к логопедуЧто является причиной посещения логопеда? Что такое «речь развивается в норме»? Срочно «бежать» к логопеду или подождать?- Это вопросы, которые должен задать себе каждый родитель, имеющий ребенка дошкольника. Ответы на эти вопросы и просты и сложны одновременно. Попробуем разобраться вместе.

Статистика последних лет показывает печальную картину относительно речевого развития детей – речь начинает развиваться позже.

  • А это ведет к тому что, достигнув школьного возраста, ребенок не освоил устный родной язык в том объеме, который необходим для начала школьного обучения.
  • Поэтому, если ребенку уже три годика, а он не разговаривает, или произносит слоги и отдельные слова, не надо ждать, когда у него появится развернутая речь, необходимо обратиться к логопеду за консультацией.
  • Часто при оценке речевого развития ребенка взрослые обращают внимание только на то, насколько правильно малыши произносят звуки, и не спешат к логопеду, если, по их мнению, дело обстоит более или менее благополучно.
  • Это не совсем так. Логопед исправляет не только дефекты произношения, но и помогает расширить словарный запас, формирует умение составлять рассказ и правильно оформлять высказывание с точки зрения грамматики.

Кроме того, логопед может подготовить ребенка к усвоению грамоты, если у него есть какие-то проблемы с речью, и к дальнейшему более успешному обучению в школе.

Вашему ребенку необходима помощь специалиста, если:

В 7 – 8 месяцев кроха не понимает обращённую к нему речь – не поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?», не реагирует на своё имя.

В 1 год малыш не произносит 8 – 10 слов типа «кис-кис», «ням».

В 2 года ребёнок не разговаривает.

В 2,5 года нет элементарной фразовой речи – в общении со взрослыми малыш не объединяет 2-3 слова. Например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал).

До 3 лет молчал, а затем стал активно говорить.

К 3 годам неправильно воспроизводит простые ритмы типа «тук-тук, тук-тук, тук-тук».

К 3 годам у ребёнка сохраняется повышенное слюноотделение – во время говорения текут слюни, а малыш их не сглатывает, не может выполнить простые движения органами артикуляции. Например, высунуть язык или удержать губы в улыбке 5 секунд.

После 3 лет продолжает упрощать большинство слов. Например, вместо слова «телефон» – «афон».

К 3-4 годам он не слышит слогов в слове; искажает слово до неузнаваемости; произносит только отдельные слоги, не может проговорить все слово целиком; сокращает слово, пропуская некоторые согласные и слоги, или недоговаривает слово до конца; произносит слово несколько раз по-разному.

Речь ребенка не разборчива. Его могут понять только родители и те, кто его хорошо знают.

Ребенок многие звуки произносит мягко, как-будто он еще маленький или преобладают твердые звуки, как-будто у него акцент.

При произношении некоторых звуков в речи появляется хлюпающий призвук, воздух идет как-то в вбок; звуки «С», «З», «Ц» произносит как англичанин — между зубами; при произнесении звуков «Ш», «Ж» раздувает щеки, а звук «Р» произносит как француз. У него красивый грассирующий звук.

  • Малыш «захлёбывается» речью, торопиться высказать свои мысли.
  • Выдоха не хватает на фразу, добирает воздух посреди слова.
  • Не стремиться к общению.
  • Сильная назализация голоса – ребёнок говорит «в нос», гнусаво.
  • Говорит неэмоционально, монотонно, невыразительно.
  • Не интересуется окружающим, не задаёт вопросы.

К 5 годам не сформирована связная речь. Ребенок затрудняется составить предложение по картине, не может установить последовательность действий, ограничиваясь перечислением предметов, или использует отдельные очень короткие предложения.

  1. К 5-6 годам нарушена общая структура речи: он не правильно строит предложения, не согласовывает слова в роде, числе и падеже, неправильно использует предлоги и союзы.
  2. Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную консультацию.
  3. Логопед высшей категории Акименко Любовь Ивановна

Когда обращаться к логопеду

Источник: http://www.zdorov-malysh.ru/Poleznoe/obrashenie_k_logopedu.html

Когда идти к логопеду?

Когда обращаться к логопеду

Когда следует показать малыша специалисту?

Среди родителей, к сожалению, распространено мнение, что консультация логопеда необходима только перед школой, и то если есть заметные отклонения от нормы, например малыш, сильно картавит. Между тем, пик речевого развития приходится на 2-3-4 года, посещать логопеда нужно хотя бы раз в год, чтобы убедиться, что ребенок учится говорить правильно.

Когда нужен логопед ребенку?

    • Грудной ребенок не гулит, не реагирует эмоционально на родителей, то есть не улыбается при появлении матери или отца.
    • Если малышу уже исполнился 1 год, а у него так и не появились лепетные слова, он не понимает обращенную речь и не выполняет хорошо знакомых действий с предметами по просьбе родителей.
    • В два года ребенок не говорит словами, не может составить простейших предложений из двух-трех слов, не отвечает на вопросы взрослых.
    • В 3 года малыш не использует в речи сложные конструкции, не задает типичных для своего возраста вопросов («где?», «куда?», «зачем?», «почему?» и т. д.), неправильно называет предметы, геометрические фигуры (например, кубик называет шариком), цвета и т. п.
    • В 4 года ребенок не может правильно произнести отдельные звуки, не различает звуки в слове, «проглатывает» окончания, переставляет местами слоги или «теряет» их. Он плохо запоминает самые простые стихи и новые слова.

Выполнение домашних заданий, подготовка к ВПР 1-5 класс

  • В 5-6 лет дошкольник плохо произносит большинство звуков, не может составить развернутого рассказа по предложенной картинке, его речь неразборчива, он не владеет грамматическим строем языка – слова не согласованы в роде, числе и падеже.
  • В 7-8 лет наблюдаются проблемы при овладении чтением и письмом – пропускает буквы, заменяет одни звуки другими, с трудом читает по слогам, не может запомнить правило.
  • Помощь логопеда необходима, если малыш в результате сильного стресса или тяжелой болезни потерял способность говорить или слышать. В этом случае обратиться к специалисту нужно как можно скорее.

Во время занятий с логопедом ребенок научится правильному произношению звуков и грамотному построению речи. Специальные упражнения разовьют слуховое и визуальное восприятие, воображение, общую и мелкую моторику, поспособствуют обогащению словарного запаса, улучшению памяти, концентрации внимания, мышления. Мало-помалу развитие речи сдвинется с места.

Как понять, что логопед необходим подростку?

Родителям школьников младшего и среднего возраста следует обратиться к логопеду, если:

  • у ребенка есть нарушения устной речи – он заикается, плохо выговаривает большинство звуков, среди «каши» невозможно понять отдельные слова и фразы;
  • есть существенные патологии письменной речи – ребенок не в состоянии читать или писать, пропускает буквы, путает местами слоги, делает ошибки в словах, даже если хорошо знает правило;
  • ребенок испытывает трудности в освоении родного языка.

Как помогут занятия с логопедом подростку? Если Вы обратились вовремя, то вскоре речь ребенка станет правильной, разборчивой и связной, исчезнут трудности с ее пониманием, повысится успеваемость в школе и популярность среди сверстников.

Когда помощь логопеда нужна взрослому человеку?

Логопед оказывает помощь не только детям и подросткам, но и взрослым. Проблемы с речью вызывают массу неудобств: люди испытывают дискомфорт при общении с окружающими, стесняются выступать перед аудиторией, ограничены в выборе профессии. Также логопед помогает устранить нарушения речи, обусловленные состоянием здоровья.

Мы советуем обратиться к этому специалисту в следующих случаях:

  • расстройство речи произошло в результате инсульта, сердечного приступа, паралича мышц гортани, лица;
  • человек перестал нормально говорить из-за перенесенного стресса, эмоционального потрясения;

Источник: http://karkusha.su/kogda-idti-k-logopedu/

Когда нужно обращаться к логопеду

Родители первыми замечают проявления различных нарушений речи у своего малыша. Не откладывайте визит к логопеду – чем раньше начата коррекция, тем эффективнее будет результат.

Более-менее понятно выражать свои желания и потребности большинство детей могут уже к 7-9 месяцам. До этого малыши «разговаривают» при помощи гуления и звуков. Словарный запас годовалого малыша составляет порядка 9-15 слов, к 2-м годам 200-300 слов, к 3-м годам 1000, к 4-м годам 1600-1900 слов, к 5-ти годам — 2200 слов.

Вместе с появлением первых слов появляются первые ошибки в их произношении. Чем больше словарный запас ребёнка, тем больше слов он будет произносить неверно.

Читайте также:  Диагностика и лечение аневризмы брюшной аорты

Обратите внимание на искажённые звуки

Самой распространённой проблемой речи является нарушение звукопроизношения. Проявляется с неправильности произношения звуков либо замены их какими-либо другими звуками. В определённые возрастные периоды, малыш может смягчать звуки. Они допускаются до поступления в школу.

А вот звук «р» может отсутствовать у малыша или заменяться другим звуком («л» или «а») и в первом классе. Просто у шестилеток мышцы артикуляционного аппарата ещё не достаточно окрепли. Конечно, на протяжении первого года обучения в школе он может появиться. Но если уже этот звук произносится искаженно, то его нужно обязательно исправлять с помощью специалиста.

Неправильное звукопроизношение может быть следствием того, что взрослые мало либо неправильно разговаривают с малышом.

Второй по частоте встречаемости является проблема общего недоразвития речи. Это может быть следствием задержки психического развития либо неблагоприятных социальных условий развития и воспитания ребенка.

Сбой в работе нервной системы порождает и такую проблему речевого аппарата, как заикание. При этом недуге процессы возбуждения нервной системы доминируют над процессами торможения.

Когда ребёнок подвергается определённым эмоциональным или речевым нагрузкам, нервная система где-то не справляется со своей работой и даёт сбой.

При некоторых видах заикания с возрастом речь нормализируется.

К тяжёлым видам нарушений относится разного вида дизартрия. Это физиологическая проблема, вызванная недостаточной работой мышц языка и речевого аппарата.

От бедного словарного запаса страдает произношение

Как правильно вести себя родителям, дабы избежать всевозможных нарушений речи у своего чада? Во-первых, всегда нужно разговаривать с ребёнком, как со взрослым. Безусловно, словарный запас должен обогащаться, в том числе, и уменьшительно-ласкательными суффиксами, но не нужно «сюсюкать».

Во-вторых, больше читать малышу вслух. Даже если ребёнок не особо отличается разговорчивостью, то читая ему книги, беседуя с ним, вы понуждаете малыша разговаривать. Ну а если родителям кажется, что их чадо неправильно либо нечетко произносит звуки, запишитесь на консультацию к логопеду.

Современные логопеды считают шестилетний возраст своеобразной контрольной точной для сформированной нормальной речи. В любом случаи, до поступления в школу необходимо посетить логопедический кабинет.

Речь поддаётся коррекции в любом возрасте

В школьном возрасте трудности в произношении могут перерасти в серьёзную проблему и негативно сказаться на учёбе и полноценном общении со сверстниками. А для особо впечатлительных малышей – оказаться психотравмирующей ситуацией. Как бы там ни было, окружающие будут обращать на это внимание.

Источник: https://likarni.com/news/detskije-zabolevanija/kogda-obratitysya-k-logopedu

Когда нужно обратиться к логопеду? — «Ваше все»

Когда обращаться к логопеду

Этот вопрос живот интересует практически всех родителей – и тех, чьи дети только-только начинают говорить, и тех, чьи дети уже хорошо говорят. И особенно это волнует тех, чьи дети совсем не разговаривают, либо речь их имеет слышимые даже непрофессионалу дефекты.

Логопедией называют отрасль дефектологии и педагогики, смежную с медициной и физиологией. Это отрасль науки о нарушениях речи детей и взрослых, разрабатывающая и внедряющая методы предупреждения нарушений, их диагностику и способы преодоления дефектов. Логопедия занимается изучением причин и механизмов развития речевых дефектов, их симптоматику и течение процессов во времени, а также структуру речевой деятельности и систему мер по коррекции выявляемых нарушений.

Логопед – это педагог, прошедший особую подготовку на отдельном факультете коррекции, он занимается устранением или исправлением речевых нарушений у детей или взрослых.

В компетенцию логопеда входит постановка звуков, но кроме этого логопеды занимаются развитием внимания, слухового и зрительного восприятия, способности к узнаванию и различению, логопеды тренируют память и мышление, развивают общую и мелкую моторику. Без этих навыков невозможным будет полноценное формирование образовательного и речевого процесса.

Задачей логопеда является расширение и обогащение активного и пассивного словаря детей, развитие плавности и связности речи, обучение грамоте и исправление в речи грамматических и прочих ошибок.

Также логопеды проходят обучение основам неврологии детского и взрослого возраста, по психопатологии и проблемам в строении и работе органов слуха и речевого аппарата.

Когда нужно обратиться?

Обычно логопеды говорят о том, что чем ранее выявлена проблема с речью, тем активнее и быстрее можно справиться с проблемой, главное – вовремя обратиться за консультацией и выявить проблему и ее истинные причины.

Но когда же точно нужно вести ребенка на консультацию к специалисту и на какие характерные особенности речи необходимо обращать особо тщательное внимание, чтобы не пропустить формирование проблемы? Начинать следить за речью нужно, не поверите, с рождения.

Есть определенные нормы развития, в том числе и речевого, которые ребенок должен выполнять в каждый из своих закономерных возрастных периодов.

Внимание к речи до трех лет.

Если ребенку уже четыре-пять лет, родители внимательно относятся к его речи и ее дефектам, которые отмечаются в произношении и темпе речи. Это время, когда можно объективно говорить о проблемах в произношении звуков или в построении фразовой речи.

Но проблемы речи можно распознавать и корректировать еще задолго до этого возраста, выяснять проблемы речевого развития необходимо с самого раннего возраста – в это время выявляются самые серьезные и грубые из дефектов речевого развития, и проблемы которые могут потребовать корректировки с самого раннего возраста.

Именно раннее вмешательство специалиста будет в таких случаях максимально результативной, но нужно найти грамотно специалиста-логопеда, который имеет специализацию по работе с малышами.

  Но для того, чтобы оценить степень проблемы и понять, необходима ли именно вашему ребенку помощь логопеда, важно будет знать, какие из этапов развития речи должны соответствовать определенному возрасту ребенка. Обсудим примерные этапы в формировании пассивной и активной речи детей до трех лет.

Основы речевой активности начинаются еще в младенчестве. Примерно с трех месяцев в виде издавания различных звуков и затем трансформации их в процесс гуления.

Если же ваш ребенок к возрасту трех-четырех месяцев не издает ни единого звука, это должно стать для вас очень тревожным сигналом, на который немедленно нужно обратить внимание педиатра, невролога и возможно.

И других специалистов – возможно – ребенок глухой или глухонемой.

К возрасту примерно восьми-десяти месяцев ребенок делает первые попытки в копировании речи взрослых людей, может произносить свои первые слоги – это обычно па, ма, ба, да. Обычно в этом возрасте ребенок хорошо понимает слова, которые ему адресуются, он хорошо знает свое имя и откликается на него.

Если же родители стали замечать, что к окончанию первого года жизни ребенок никак не реагирует на обращенную к нему речь, не старается произносить первые простые слова-слоги, необходимо обращение как минимум к педиатру или неврологу для консультации и детального обследования.

Также одним из тревожных симптомов является и формирование своеобразного мычания малыша в моменты, когда он вам пытается показать свои желания или стремления.

Примерно к полутора годам у ребенка начинает формироваться собственно речь – в этом возрасте ребенку уже вполне пора произносить первые слова из дух слогов – папа, мама, дай и т.д.

В активном словаре годовалого ребенка содержится не более десяти слов, хотя ребенок уже вполне осознанно их может применять.

В этот период жизни речь ребенка развивается очень активно и динамично, ежедневно пассивный и активный словарный запас ребенка пополняется новыми словами.

Примерно к двум годам ребенок должен хорошо понимать обращенную к нему речь взрослых, а также уметь выражать свои желания и цели простыми словами и выражениями.

Если же примерно к двум с половиной годам ребенок хорошо понимает речь взрослых, обращенную к нему, но выразить свои желания он может исключительно жестами,  не может сформулировать простых фраз по типу «хочу кушать» или «хочу пить» словами, необходимо посещение с ребенком невролога и логопеда.

Нужно обратить внимание на то, что в этом возрасте еще не столь важно, как ребенком произносятся трудные звуки в речи, в основном имеет значение общий характер речи и ее активности.

Развитие речи ребенка в возрасте от трех до пяти лет.

Кабинет логопеда в возрасте трех-четырех лет посещать необходимо даже тем детям, в речевом развитии которых родители не отмечают совершенно никаких отклонений по срокам и по способности к воспроизведению звуков, слов и предложений.

Если же в речи ребенка выявляются явные отклонения, которые требуют работы с речевыми навыками и речевым аппаратом, тогда помощь специалиста уже просто необходима. Но требования к речи детей сильно разнятся в зависимости от его возраста.

В возрасте трех лет родителям важно убедиться в том, что с артикуляционным аппаратом ребенка все в порядке и он развивается правильно.

В этом возрасте малыш должен выполнять простые действия по просьбе родителей или педагога – высовывать язык, доставать им до верхнего неба или губы, сложить язык в трубочку или надувать щеки.

Также в этом возрасте необходимо проверить, может ли ребенок воспроизвести самый простой ритм, хлопая в ладоши.

Если эти навыки у ребенка отсутствуют – это должно быть поводом для беспокойства родителей.

В таких случаях логопеды обычно не только проводят необходимые меры по диагностике нарушений, но и помогают простыми упражнениями укреплять мышцы речевого аппарата и артикуляционный аппарат.

Также, в возрасте трех-четырех лет ребенок уже не должен пропускать в словах слоги, переставлять слоги в словах местами или не должен проглатывать окончания слов. Обратите особое внимание на все эти особенности в речи ребенка, когда вы будет посещать консультацию специалиста.

Но вот правильного произношения всех абсолютно звуков в возрасте трех-четырех лет может еще не быть, правильная речь практически на все звуки будет формироваться ближе к пяти-шести годам.

Нет повода для посещения логопеда, если в три-четыре года ребенок пока еще не говорит шипящие — «ш», «щ», «р», «л», эти звуки  речи самые сложные, они формируются в правильном произношении самыми последними.

Но стоит все-таки понаблюдать за тем, как произносятся слова с этими звуками ребенком, если он пока пропускает эти звуки – это не опасно, а вот если вместо звука «л» произносится «в», если звук «р» произносится на французский манер, гортанно, стоит пройти консультацию у специалиста-логопеда, так как любое из дефектных произношений звуков нужно сразу же исправлять, пока это не закрепилось патологической привычкой в речи.

Возраст от четырех до пяти.

В возрасте четырех с половиной — пяти лет ребенку уже необходимо не только правильно произносить все звуки речи, но еще и уметь составлять связанные  осмысленные предложения.

Чтобы это проверить – попросите ребенка рассказать картинку или описать недавнее событие.

Если в речи он не придерживается определенной последовательности повествования, составляет предложения не согласованные по смыслу и падежам, родам и числам, не может пользоваться в речи союзами, это является непосредственным отклонением от норм развития.

  1.   Начинайте активно разговаривать ребенка, вынуждайте его на диалоги и монологи, активно поправляйте его речь, и проследите, как ребенок реагирует на замечания и исправления, если у него не наблюдается прогресса в речи, необходима консультация со специалистом и разработка комплекса занятий по развитию речи.
  2.   Логопед при консультации с ним выявит все описанные выше отклонения в речи, составит подробный план занятий по развитию речи и исправлению дефектов, поможет вам в методике занятий с ребенком в центре речи или дома, подберет комплекс логопедических развивающих упражнений.
  3. Стоит обратиться к логопеду, если в четыре года:
  4. — ребенок не может ответить на простые вопросы – кто, что, где?
  5. — если речь ребенка совершенно неграмотна, неправильно используются окончания, падежи, суффиксы и предлоги,
  6. — если ребенок произносит неправильно многие слоги и звуки, смягчает твердые звуки, искажает межзубное произношение, смешивает звуки, меняет звук «ж» на «з».
  7. — употребляет в предложениях меньше четырех слов.
  8. Стоит обратиться к логопеду, если в пять лет:
  9. — ребенок строит фразы неверно и произносит не все звуки речи,
  10. — у него нарушено произношение согласных звуков,
  11. — есть пропуски согласных звуков в речи, которые стоят в слове рядом,
  12. — если нарушено согласование родов и множественного числа.
  13. Устная речь тесно связана в дальнейшем с письменной речью и грамотностью, если вовремя не исправлять речевые ошибки, письмо в дальнейшем будет неграмотным.

Источник: http://www.vashevse.ru/spravochnik/ot-3-do-5-let/10104-2013-12-11-07-01-36

Поход к логопеду

Сразу скажем, что своевременно неисправленные недостатки произношения звуков и дефекты речи, которые появились в детском возрасте, могут остаться с человеком на всю жизнь. Вот почему они нередко встречаются у взрослых, родители которых не придали вовремя значения тому, как говорит их ребенок.

В дальнейшем это может помешать обучению человека, препятствовать его карьерному росту и даже наложить негативный отпечаток на его личную жизнь.

Чем еще чревато несвоевременное обращение к специалистам, занимающимся речевыми проблемами? В каком возрасте не поздно заняться своей речью? И ходят ли к логопедам взрослые? Об этом мы поговорим в нашей сегодняшней статье.

Пускать на самотек развитие детский речи нельзя, говорят в один голос специалисты. Родители должны приложить достаточно усилий, чтобы она развивалась без задержек. Взрослые просто обязаны вовремя заметить детские проблемы в этой области.

Ведь от этого будут зависеть дальнейшие успехи малыша в усвоении предметов школьной программы и вся его дальнейшая жизнь. Надеяться на чудо и ждать, что детские нарушения речи пройдут сами по себе с возрастом, не стоит.

Как только Вы заметили у своего чада какие-либо дефекты произношения, поспешите на прием к логопеду.

Дефекты речи бывают разные. Они, в частности, могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя, темпа и плавности речи, а также выражаться в довольно скудном словарном запасе ребенка.

В некоторых случаях дети, которые страдают тяжелыми нарушениями речи, могут даже совсем не говорить.

При этом резко выраженная ограниченность средств речевого общения может диагностироваться у маленького пациента при абсолютно нормальном слухе и сохранном интеллекте.

Откуда берутся речевые нарушения?

Развитию патологий речи и речевым нарушениям у детей способствует множество факторов:

различные заболевания матери во время беременности;

органические поражения головного мозга и речевого центра вследствие родовых травм;

некоторые заболевания и травмы у ребенка до 3 лет;

неблагоприятные условия воспитания;

стресс и психоэмоциональные нагрузки, которые могут травмировать неокрепшую детскую психику;

занятость родителей, вследствие которой у ребенка возникает дефицит общения, и знакомство с новыми словами достаточно ограничено.

В каком возрасте необходимо отвести ребёнка к логопеду?

Обратиться к врачам не поздно в любом возрасте. Речь человека развивается всю его жизнь, поэтому логопед может помочь и во взрослом возрасте. Однако дефекты речи лучше всего исправлять в дошкольном возрасте. Это поможет избежать проблем в будущем. Затягивание здесь неуместно.

Исправить речевые недостатки можно и у ребенка, который уже учится в начальной школе. Однако в этом случае есть риск, что ошибки школьника в устной речи будут отражаться при письме, и тогда сражаться с проблемой придется сразу по двум фронтам.

Главная задача родителей — сделать все возможное, чтобы выявить при помощи специалистов в этой области речевую патологию и провести своевременную коррекцию дефектов, а также профилактику речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста на ранних стадиях.

Для этого взрослые должны периодически почитывать литературу о развитии ребенка в его первые месяцы и годы жизни. Это поможет не пропустить и вовремя заметить какие-либо отклонения в детской речи. Ведь ее развитие проходит в несколько этапов. О них мы поговорим ниже.

Голосовые реакции появляются у ребенка с момента рождения. Они выражаются в крике и плаче. Самой речью ребенок учиться овладевать постепенно, примерно до 5 лет. Огромную роль в этом процессе играют родители или те люди, которые чаще и больше всего занимаются с ребенком. Первые проблемы и нарушения в речи могут быть заметны у детей уже в возрасте полутора лет.

Итак, остановимся на каждом этапе развития детской речи.

2-3 месяца — ребенок начинает «гулить» и делает первые попытки лепетания. Он начинает использовать гласные звуки, а также согласные г, к, н. Родители должны обратить внимание, если в этом возрасте ребенок еще молчит.

8-10 месяцев — ребенок активно лепечет, используя первые слова, которые состоят всего лишь из пары одинаковых слогов. При этом используются следующие звуки: э, а, п, б, м, г, к.

К 1 году нормально развивающийся ребенок имеет в своем словарном запасе несколько самых простеньких слов из разряда «детский лепет».

В период с 1 до 1,5 лет у ребенка развивается ситуационная речь. Однако малыш может еще путать и искажать звуки. Это не так страшно. Бить тревогу надо, если ребенок вообще до сих пор молчит и даже не лепечет.

С 1,5 до 2 лет — количество слов в детском арсенале увеличивается, и ребенок учится строить первые фразы. От родителей в этот период требуется обеспечить своему малышу достаточный объем общения.

2-3 года — в результате активного подражания взрослым у ребенка формируется способность грамматического построения речи, а также накапливается свой словарный запас.

Родители должны обратить внимание на то, строит ли их ребенок на этом этапе целые фразы. Если это у него не получается, то необходимо отвезти малыша к логопеду.

С 3 до 5 лет большинство детей еще могут произносить некоторые звуки неправильно. Речь малыша может иметь некоторые особенности, которые могут быть обусловлены различными психофизическими факторами. Однако родители не должны пускать все на самотек и отмахиваться, мол, в группе детского сада, куда ходит мой Петя (Вася, Миша и так далее), он в этом не одинок.

Специалисты предупреждают, что нарушение звукопроизношения в этом возрасте может быть не только следствием естественных физиологических причин, но и серьезным симптомом речевой патологии.

Вследствие этого настоятельно советуем Вам отвести ребенка, у которого все еще наблюдаются в этот период дефекты речи, на консультацию к логопеду.

Только он сможет распознать, есть ли в детской речи какая-либо патология.

К 5 годам речь ребенка должна быть полностью сформирована. Он должен правильно произносить все звуки и без проблем строить целые фразы. Проверьте, а Ваш ребенок в этом возрасте способен делать то, что от него требуется?

Почему надо обращаться к логопеду?

Раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам очень важно. Ведь если вовремя не предупредить и не устранить дефекты речи, у ребенка могут возникнуть в будущем серьезные проблемы. Чем чревата неисправленная речь, спросите Вы?

Речевое нарушение, возникнув в детстве, с большим трудом преодолевается в последующие годы и может сохраниться на всю жизнь. У ребенка, у которого есть речевые нарушения, могут возникнуть проблемы в общении.

Дефекты речи могут способствовать тому, что маленький человечек может замкнуться в себе. Это будет препятствовать налаживанию контактов в саду и школе, а значит создавать сложности в процессе социальной адаптации.

В школе дефекты речи опасны тем, что возрастает риск возникновения трудностей в чтении, овладении грамотой и усваивании необходимого объема школьных знаний. Кроме того, нарушения в речи опасны тем, что могут повлечь за собой задержку в умственном развитии ребенка.

Далее проблемы будут только расти и множиться. Они могут привести не только к трудностям во время школьного обучения, но и появлению ограничений в выборе профессий в будущем. Мы уже не говорим о проблемах в личной жизни.

Чем может помочь логопед?

Логопеды работают почти со всеми видами речевой патологии. Это и такие дефекты речи, как задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, а также фонетические и фонематические нарушения речи.

Логопед может также помочь пациентам, которые имеют следующие тяжелые нарушения речи:

  • — алалия — полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка;
  • — дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе, иначе говоря, расстройство артикуляции, при котором больной правильно использует словарный запас, но неверно произносит некоторые звуки (косноязычие);
  • — афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга;
  • — ринолалия — дефект звукопроизношения, который характеризуется гнусавостью;
  • — дизартрия — нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений определенных отделов мозга.

К тяжелым нарушениям речи относятся также тяжелые формы заикания. Логопед может помочь и в этом случае.

Логопеды занимаются коррекцией нарушенных речевых функций не только при заболеваниях, которые приведены выше, но и при таких болезнях, как дислексия (избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению) и дисграфия (неспособность или сложность овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта). О двух последних заболеваниях мы уже писали в одной из своих предыдущих статей.

Если у Вас появились хотя бы малейшие подозрения, что с речью Вашего малыша что-то не так, поспешите на прием к логопеду. Только специалист может правильно оценить состояние общего и речевого развития ребенка.

В случае обнаружения каких-либо проблем логопед наметит пути коррекции, подберет индивидуальную коррекционно-развивающую программу и даст рекомендации по обучению Вашего ребенка.

При необходимости к лечению проблем речевого развития детей могут быть привлечены и другие специалисты: дефектологи, детские психологи, нейропсихологи, невропатологи, неврологи.

Поход к логопеду во взрослом возрасте

Многие уверены, что логопед нужен только детям. Однако это не так. Специалисты уверяют, что мнение о том, что во взрослом возрасте нельзя исправить недостатки произношения звуков и другие дефекты речи, ошибочно.

Логопеды могут помочь тем взрослым, которым необходима коррекция звукопроизношения, улучшение дикции, голоса, речевого дыхания.

Также логопеды могут помочь взрослым пациентам избавиться от заикания.

Кроме того, специалисты, занимающиеся речевыми проблемами, будут полезны тем, у кого речь была полностью или частично утрачена после инсульта или черепно-мозговой травмы.

Помощь детям с проблемами развития речи может быть оказана в специальных логопедических группах. Такие группы существуют во многих общеобразовательных детских садах. Помимо коррекции речи с малышами там занимаются развитием памяти, внимания, мышления, а также обучают грамоте и математике.

Школьникам младших классов, у которых также есть проблемы с речью, помощь могут оказать в специальных логопедических пунктах при средних общеобразовательных школах. Сюда направляются дети с недостатками произношения, нарушениями письма, обусловленными речевым недоразвитием, а также дети, имеющие проблемы, связанные с заиканием.

При тяжелых нарушениях речи обучение детей в общеобразовательных учреждениях в некоторых случаях невозможно. Однако для них существуют специальные детские сады и школы.

Если не один из предложенных выше вариантов Вас не устраивает, и Ваши финансовые возможности позволяют, то Вы можете обратиться за консультацией к логопеду, который и будет в дальнейшем проводить с Вашим ребенком (или лично с Вами) логопедические занятия, в платный медицинский центр. Однако учтите, что курс такого лечения (его продолжительность во многом зависит по большей части от индивидуальных способностей пациента и характера заболевания) может вылететь Вам в копеечку.

Сколько стоит лечение у логопеда?

Логопедические занятия бывают индивидуальными и подгрупповыми. Как отмечают специалисты, индивидуальные занятия проводятся логопедами с детьми от 1,5 лет, а также со взрослыми. Занятия в группах (не более 5-ти человек) возможны для детей от 2,5 лет и старше.

Стоимость разовой консультации логопеда и логопеда-дефектолога, как для детей, так и для взрослых, в среднем по Москве составляет от 600 руб. и выше. Логопедическая консультация включает в себя полное обследование, выдачу заключения специалистов коррекционной педагогики и подбор индивидуальной коррекционной программы.

Примерно в такую же сумму, что и консультация с логопедом, обойдется Вам одно логопедическое индивидуальное занятие с ним же. Рекомендуемая периодичность занятий составляет 2-4 раза в неделю. Средняя продолжительность одного занятия составляет примерно 45 минут.

Абонемент на 5 логопедических индивидуальных занятий обойдется Вам в среднем в 3 000 руб. и выше.

Логопедические подгрупповые занятия (не более 3-5 детей) будут стоить чуть дешевле, чем индивидуальные, но ненамного.

В некоторых случаях при логопедической работе применяются массаж лица и органов артикуляции, миогимнастика, артикуляционная гимнастика и другие методы. Так, один сеанс логопедического массажа обойдется Вам от 400 — 500 руб. и выше.

Тем, кому очные консультации и занятия с логопедом не подходят, специалисты готовы предложить другой вариант общения. На просторах интернета мы нашли речевой центр, который предлагает индивидуальные логопедические занятия дистанционно — через Skype с вебкамерой. Стоимость 20-минутного занятия составляет там 400 рублей.

Самый главный вопрос, который задают себе родители ребенка, у которого наблюдаются нарушения развития речи: как надо себя вести со своим чадом?

Для начала необходимо выявить с помощью специалиста причины и корни проблем и постараться их устранить. Однако на этом участие родителей в этом вопросе не заканчивается.

В то время как логопед будет прилагать усилия, занимаясь лечением Вашего малыша тет-а-тет, Вы не должны сидеть сложа руки. Успех логопедических занятий во многом зависит от того, насколько остальные члены семьи способствуют закреплению у ребенка полученных навыков правильной речи.

Помимо занятий с ребенком и проделывания определенных упражнений, о которых Вам расскажет специалист, Вы должны проявить к своему малышу максимум внимания и чуткости.

Необходимо наладить с ребенком тесный контакт и относиться к нему максимально бережно и чутко.

Не стоит фиксировать внимание ребенка на его недостатке, одергивать или ругать его, если первые занятия с логопедом не приносят желаемого результата.

Важно периодически узнавать у ребенка, не дразнят ли его в садике или школе, не насмехаются ли над ним другие дети в связи с его речевыми проблемами.

Только совместными усилиями (Вы + ребенок + логопед) можно добиться того, что проблемы с речью у маленького пациента будут решены быстро и без последствий.

Источник: https://health.mail.ru/news/pohod_k_logopedu/

Дефекты речи у детей: когда идти к логопеду / Mama66.ru

Наблюдение ребенка у логопеда очень важно. Ведь периодически наблюдая развитие речевого аппарата у логопеда, ребенок скорее освоит произношение. Но все-таки когда лучше всего обратиться к логопеду, чтобы не было поздно? Ведь и такое, увы, не редко случается.

Когда пора к логопеду

Рекомендуется первое посещение логопеда осуществить, когда ребенку исполнится четыре года. В этом возрасте малыш уже должен хорошо освоить произношение и чисто поизносить почти все звуки. Поход к логопеду обязателен, так как правильное произношение поможет ребенку легче освоить чтение и письмо.

В случае, когда специалист считает, что у малыша присутствуют отклонения от принятой нормы, он должен назначить упражнения, которые помогут устранить данные дефекты речи у ребенка. Бывает, что ребенок неверно произносит некоторые звуки из-за неправильного прикуса. В этом случае ребенка направят к ортодонтологу.

Не паникуйте из-за наличия у ребенка дефектов речи, главное во время обратиться к специалисту. Например, за консультацией к логопеду можно обратиться, когда малышу будет еще два годика. Такая подстраховка поможет определить возможные отклонения от нормы у малыша. Логопед подскажет, какие методы обучения речи подходят вашему ребенку.

Если проблемы с речью уже есть

Раннее овладение речью ребенком говорит о возможных нарушениях и не только речевых. Если у вашего ребенка подобная ситуация, то необходимо обязательно обратиться к врачу. Логопед может выявить причины в нарушении слуха или нервной системы малыша.

Если малыш вдруг начал заикаться, то, как можно скорее покажите его логопеду. Причиной заикания у детей могут быть различные. Чаще всего проявление в речи ребенка таких дефектов речи происходит из-за каких-либо переживаний, психологической травмы или в некоторых случаях из-за травм головного мозга.

Обычно дети не открывают родителям свои внутренние секреты или забывают о пережитых стрессовых случаях. Так мозг ребенка защищает психику от волнений, опасных для нервной системы ребенка. Не переживайте, опытный врач определит точную причину таких нарушений речи ребенка. А главное поможет своевременно вылечить заикание.

Так же следует обратиться к логопеду, когда малыш в четыре года еще неправильно произносит какие-либо звуки. У многих детей в этом возрасте возникают проблем с произношением звука [р] и шипящих. В этом случае логопед назначает специальные упражнения, помогающие делать речь правильной и чистой.

Если обращение к логопеду невозможно

Многие живут далеко от места нахождения поликлиники или больницы, поэтому не имеют возможности так часто ездить к необходимым им врачам. Что же тогда делать, если никак не получается попасть на прием к логопеду? В этом случае один выход: не опускать руки, а твердо начать заниматься с ребенком.

Сначала вы должны понять, какие именно звуки ребенок не умеет произносить правильно или вообще не произносит. Для этого нужно, чтобы ребенок повторил за вами слова в которых есть звуки к, г, х, с, з, ц, ш, ж, щ, ч, й, л, р, именно в этом порядке возрастания сложности произношения.

Подберите по три слова на каждый звук, только таким образом: в начале слова, в середине, в конце. Предложите малышу повторить их. После того, как вы безошибочно определите проблемные звуки, начните работать с ними. Так же проговаривая слова в зависимости от сложности произношения проблемных звуков.

Используйте на занятиях зеркало — луший друг логопедических упражнений. Ведь ребенок, наблюдая за собой в зеркале, может видеть, как он произносит проблемные звуки. Так же малыш может сравнивать движения своих губ и языка с вашими. Таким образом, ребенок быстрее научится правильно произносить звуки.

Следите за тем, чтобы ребенок долго не занимался, так как эти упражнения весьма утомительны для малыша. Чтобы ребенку ваши занятия были интересны, разбавляйте их полезными играми. Например, можно приводить малышу ассоциации, произнося звуки, которые издают животные. Это может быть тигр (р-р-р), кошка (мяу-мяу), свинка (хрю-хрю), мышка (пи-пи) и т.д.

Будьте терпеливы, это дело не одного дня, а иногда даже не месяца. Постоянно подбадривайте малыша, ведь ему намного тяжелей, чем вам.

Источник: https://mama66.ru/child/271

Когда нужно обращаться к логопеду

Каждый родитель, конечно, хочет, чтобы его ребенок говорил чисто, красиво и правильно. У некоторых детей это выходит сразу красиво и правильно, а другие… . Как родители не бьются над этой проблемой, ну не доходит дело дальше, чем «ыба» или «воска», вместо слов рыба или ложка, хоть плачь.

С подобными случаями ко мне обращаются многие родители. Я им всегда говорю, что их самодеятельность может только ухудшить ситуацию и навредить ребенку. В подобных случаях нужно обязательно обращаться к специалисту – логопеду.

Когда нужно обращаться к логопеду? Время обращения к логопеду в подобных ситуациях, носит индивидуальных характер. Почему? У подавляющего большинства ребят сам процесс овладения звуками заканчивается к 4-5 годам. Поэтому лучше обратиться в 4 года к логопеду, если вы заметили, что к 4 годам ребенок не выговаривает более 3 звуков.

Часто родители обращают свое внимание на нечеткости и погрешности в речи своих детей, когда нужно поступать в школу, именно в это момент они создали большие проблемы ребенку и самим себе.

Приведу пример еще одной типичной ситуации: перед школой родители вдруг замечают, что ребенок оказывает не выговаривает то или иной звук или звуки и по ускоренной программе начинают самостоятельно устранят эти недостатки речи и в этой спешке невольно наносят ребенку дополнительный ущерб. Проблемы не решаются, а усложняются и терпение всех участников уже на исходе. Знакомая ситуация? И такое встречается сейчас часто.

От чего же здесь нужно в первую очередь предостеречь родителей? Поскольку родители не владеют техникой постановки звуков, они могут предложить ребенку, только один вариант — подражать их речи: « Слушай, как я говорю и повторяй».

Ребенок, стараясь угодить маме, пыхтит и пробует сказать, как она. Не зная, как это нужно делать правильно, ребенок может добиться искаженного звучания звука.

Именно поэтому в ряде случаев возникают межзубные и боковые варианты произношения звуков, горловое [р] и другие варианты, которые исправлять потом будет гораздо сложнее.

Работа над коррекцией звукопроизношения сложна и требует определенной системности, последовательности.

Время постановки одного звука зависит, в первую очередь от индивидуальных особенностей ребенка и занимает разное по длительности время: от месяца до года, а в некоторых сложных случаях и более.

В любом случае родителям надо запастись терпением, не ждать, что за одно занятие у ребенка появится звук, и довести начатый курс коррекции произношения у ребенка до конца.

Именно поэтому нужно, вовремя обращаться к грамотному специалисту, который сможет правильно применить необходимые методы и приемы устранения нарушений речи.

Научить правильному произношению ребенка, конечно, легче в дошкольном возрасте, но если вы прождали до школы, а звуки так и не появились, тогда звуки лучше ставить в срочном порядке в младшем школьном возрасте, но по времени процесс может длиться дольше.

Потому что по мере взросления ребенка, его привычка неправильного произношения закрепляется и хуже подается коррекции.

Для того, чтобы ребенок правильно заговорил, нужно много трудиться, делать артикуляционную гимнастику, выполнять гимнастику правильно.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка правильного уклада органов артикуляции (языка, губ, нижней челюсти и т.д.), необходимого для правильного произношения звуков.

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушением звукопроизношения — необходимость. Они подготавливают речевой аппарат ребенка к постановке звука (это задача логопеда).

Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, регулярно, в противном случае новый навык не закрепится. Желательно выполнять гимнастику 1-3 раз в день.

В процессе выполнения гимнастики следить за качеством выполнения движений, а не за количеством, амплитуда повторений каждого упражнения колеблется от 3 до 10 раз.

Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом, медленно, особенно в начале, потом ребенок уже начнет чувствовать движения и сможет контролировать себя без помощи зеркала.

Все упражнения комплекса гимнастики должны выполнять строго по указанному порядку, точно и плавно, в медленном темпе, иначе гимнастика не имеет смысла и не принесет пользу. Необходимо следовать всем советам, рекомендациям логопеда. Необходимо набраться терпения, сил и довести начатое дело до конца.

Источник: http://logoped18.ru/logopedist/kogda-nuzhno-obrashchatsya-k-logopedu.php

Ссылка на основную публикацию