Обучение моделированию и конструированию детей: преимущества и недостатки, возможные варианты, этапы процесса

Моделирование и конструирование для детей играют важнейшую роль. Они способствуют развитию мелкой моторики, изобретательности и придумывания чего-то нового. Например, ребенок может из подручных средств (кубики, пластилин, кастрюли) сотворить шедевр. Вот и поддержите это умение – периодически проводите обучение моделированию, чтобы малыш получал удовольствие и активнее развивался.

Обучение моделированию и конструированию детей: основы

Обучение моделированию и конструированию детей: основы

Годовалый ребенок энергичен, необычайно любопытен и показывает определенную самостоятельность. Небольшие преграды уже не помеха, даже непреодолимые пару месяцев назад высоты, кажутся намного ниже. Появляются попытки копировать взрослых: вытирать пыль, мыть пол…. Ножки крепнут (читайте как быстро научить ребенка ходить), пальчики становятся все более послушными.

Так же стремительно развивается интеллект. Уже сейчас можно начинать обучение моделированию. Вместе с мамой ребенок может собрать пирамидку, учится различать понятия: большой-маленький, с легкостью копирует простые действия. При этом осознание того, что все получается, приводит малютку в восторг.

Естественно вы хотите, чтобы с каждым месяцем успехов было все больше. Поэтому начните занятия конструированием и моделированием для детей как можно раньше. Постоянные упражнения на развитие мелкой моторики будут способствовать развитию интеллекта.

Обучение конструированию и моделированию на втором году жизни

Буквально несколько месяцев назад ребенку достаточно было находиться рядом с вами, чувствовать заботу о себе, общаться на своем языке. А сейчас ситуация кардинально изменилась, теперь ему необходимо что-то делать, причем обязательно в вашем присутствии и, конечно же, придумывать и экспериментировать.

Нужно понимать, что совместное творчество наверняка будет иметь какие-то правила и ограничения. А вот, примет ли их малыш, захочет ли он заниматься такими вещами как конструирование или моделирование? Это уже целиком и полностью зависит от вас.

Чтобы ребенок чувствовал необходимость играть с кем-то из взрослых, нужно уделять ему больше внимания. Разговаривайте как с равным, чаще улыбайтесь, не игнорируйте просьбы, прочитайте как понять ребёнка. Начиная обучение конструированию, учитывайте возраст ребенка и его способности. Если ставить непосильные задачи, интерес к подобным играм быстро угаснет.

И усвойте простое правило – во время занятий вы не учитель, а помощник. Если этого не придерживаться, разве будет ребенок проявлять собственную фантазию и смекалку? Дайте ему свободу действий, а сами только подсказывайте и направляйте. Вот тогда и начнут проявляться способности к творчеству и интерес к получению новых знаний.

Конструирование и моделирование для детей формирует целеустремленность, учит концентрировать внимание, вырабатывает терпение и усидчивость. А это те качества, которые необходимы для дальнейшего развития и обучения.

Источник: http://ymp3.ru/moj-rebenok/obuchenie-modelirovaniyu-i-konstruirovaniyu-detej-osnovy

Особенности обучения конструированию и моделированию технических устройств в системе начального профессионального образования

Постоянно возникающие перед современным производством сложнейшие технические задачи требуют неординарного подхода к их решению. Творческий поиск, творческая инициатива и интуиция — отличительные черты инженеров, техников и передовых рабочих.

Одной из важнейших задач образовательных учреждений является развитие у учащихся творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков. В связи с этим повышается роль технического творчества в формировании личности, способной в будущем к высокопроизводительному труду, технически насыщенной производственной деятельности.

Обучение конструированию и моделированию технических устройств в сочетании с практическими занятиями помогает учащимся приобрести глубокие и прочные знания в области технических наук, ценные практические умения и навыки; воспитывает трудолюбие, дисциплинированность, культуру труда, умение работать в коллективе. Занимаясь техническим творчеством, учащиеся могут практически применять и использовать полученные знания в различных областях техники, что в дальнейшем поможет им овладеть специальностью.

В процессе создания новых машин и технических устройств можно выделить инженерное прогнозирование, проектирование и конструирование, подготовку и освоение производства.

Инженерное прогнозирование заключается в сборе научно обоснованной информации, отражающейся в виде вероятностной категории потенциальных возможностей развития техники. Делается это для того, чтобы создаваемая машина соответствовала современному состоянию науки и техники и учитывала тенденции их развития на ближайшие 5 — 10 лет.

Основная задача проектирования и конструирования состоит в разработке документации, необходимой для изготовления, монтажа, испытания и эксплуатации создаваемой конструкции. Проектирование обычно предполагает разработку общей конструкции изделия.

Техническое конструирование (от лат. construere — строить, сооружать, создавать) — часть процесса создания машины, сооружения, заканчивающаяся составлением рабочих чертежей и текстов в виде специальных технических требований, указаний к изготовлению, контролю качества, испытания и др.

Возможны три варианта конструирования:

  • конструируется принципиально новое техническое устройство;
  • существующее техническое устройство заменяется новым;
  • улучшаются отдельные параметры и технико-экономические показатели работающего технического устройства.

Процесс конструирования технического устройства условно делится на этапы.

  1. Первый этап — уточнение технического задания от вышестоящей организации.
  2. Второй этап — эскизное конструирование.
  3. Третий этап — разработка технического проекта.
  4. Четвертый этап — создание рабочего проекта.

Основными принципами конструирования являются: надежность, долговечность, технологичность, унификация. В литературе выделяют следующие методы конструирования: метод аналогии, метод объединения, метод секционирования, метод модифицирования, метод копирования, метод оптимального проектирования, метод прототипов.

Моделирование — это построение моделей, предназначенных для изучения и исследования объектов, процессов или явлений.

Как правило, модель по размерам значительно меньше оригинала и, следовательно, дешевле его. Модель может отличаться от оригинала конструктивно, однако во время работы в ней должны наблюдаться те же физические явления, что и в оригинале. Процесс протекания этих явлений изучается для выявления влияния их на модель. На этом основании делаются выводы, которые распространяются на оригинал.

Основные этапы процесса технического моделирования:

  • подготовка технической документации на изготовление модели (технические условия, чертежи, технология);
  • изготовление модели;
  • испытание модели.

На практике применяют три способа моделирования: пол­ное, неполное и приближенное.При полном моделировании процессы, характеризующие изучаемые явления, подобно изменяются и во времени, и в пространстве.

При неполном моделировании процессы, характеризующие изучаемое явление, подобны частично.

В приближенном модели­ровании между некоторыми параметрами систем или неко­торыми параметрами их режимов не существует соотношений подобия.

Конструирование в учебном процессе предполагает, прежде всего, развитие творческих способностей учащихся в области техники.

Установлено, что творчество учащихся имеет одинаковую с взрослыми психофизиологическую основу: стадии протека­ния, активность и напряжение мыслительных процессов в твор­ческой деятельности детей подобны соответствующим моментам в творчестве взрослых.

Для выяснения педагогического аспекта технического твор­чества в процессе конструирования прибегают к уточнению понятия новизны, которая может быть объективной или субъек­тивной.

В учебной деятельности важно, чтобы результат твор­ческого решения был нов для самого учащегося.

Получая про­дукт труда, обладающий даже субъективной новизной, учащий­ся развивает свои способности к творческой деятельности в области техники.

Процесс обучения конструированию в учебном заведении всегда связан с изготовлением определенных объектов, работа же конструктора часто заканчивается разработкой технической документации, а изготовление опытного образца передается в другие руки. Существование продукта труда только в сознании или в виде чертежа не может удовлетворить подростка или юношу.

Для него сконструировать — значит не только сделать чертеж, но и изготовить техническое устройство.

Конкретный технический объект, разработанный и изготовленный учащимся, служит не только критерием верности идей, умственных и прак­тических действий, но их реализации, но и источником новых идей.

Известно, что техническое мышление и способности наи­более успешно развиваются в деятельности, сочетающей твор­ческие иисполнительские (практические) элементы.

Выбор объектов конструирования основывается на техниче­ских, психологических и дидактических требованиях:

  • наличии вариативности в конструкторских решениях объекта;
  • доступно­сти (для данного периода обучения) выражения найденного решения в «графической форме;
  • посильности изготовления и на­личии соответствующего оборудования и инструмента, политех­нической значимости объекта;
  • технологичности;
  • общественно полезной направленности конструирования.

На занятиях по техническому конструированию и модели­рованию применяют различные методы и приемы обучения. Чем сложнее занятие и обширнее деятельность педагога и учащихся, тем разнообразнее методы и приемы его проведения.

Обучение учащихся конструированию осуществляется в три этапа:

  1. по исчерпывающей технической документации;
  2. по сокращенной технической документации;
  3. по техническим условиям либо по собственному замыслу.

Первый этап заключается в том, что учащийся создает технический объект по технологической документации, где подробно описан используемый инструмент для изготовления изделия, чертежи изготавливаемых деталей, перечислены выполняемые операции, перечислены примечания к выполняемой работе, а также могут присутствовать различные технологические рекомендации.

На втором этапе учащиеся получают не все данные, необходимые для выполнения задания. Часть данных они должны найти самостоятельно, пользуясь справочной литературой, проявляя творческое отношение к разработке конструкции изделия, технологии его изготовления и т.д.

Третий этап – это самостоятельная работа учащихся, которая направляется их творческим воображением либо техническими условиями на изделие. Конструирование и моделирование по собственному замыслу это путь к изобретательству. Говоря о моделировании по собственному замыслу на занятиях в мастерских, нужно иметь в виду, что учащиеся не всегда умеют соразмерять свои замыслы с реальными возможностями.

Сведения о процессе, принципах и правилах конструирова­ния педагог дает в виде объяснения, рассказа, беседы. Для создания чувственной основы приобретаемых знаний применя­ют методы демонстраций.

Формированию конструкторских уме­ний и навыков способствуют методы практической работы: инструктаж, упражнение в решении задач, коллективное обсуж­дение, манипулятивный метод, самостоятельная работа, подве­дение итогов.

Упражнения в решении задач — эффективное средство развития творческих возможностей обучающихся, так как активная мыслительная деятельность является условием всякого творческого процесса. По содержанию технические задачи делятся на конструкторские и технологические. Кроме того, условно их можно подразделить на типовые и творческие.

Способы решения типовых задач основаны на применении к конкретным условиям общих принципов, на подведении за­данной частной ситуации под какое-то общее правило.

У творческих задач обычно несколько вариантов решения, а границы его неопределенно широкие. В настоящее время активно разрабатывается методика по­иска вариантов решения творческих задач.

Наиболее часто применяют такие методы, как «мозговая атака», алгоритм ре­шения изобретательских задач (АРИЗ) и др.

Чтобы овладеть процессом конструирования в целом и ус­пешно конструировать, надо, прежде всего, научиться решать конструкторские задачи. Педагог заранее отбирает или состав­ляет их для каждого этапа процесса конструирования, учиты­вая дидактические требования.

Конструкторская задача решается в несколько этапов. При­ступая к ее решению, главное внимание уделяют выяснению сути задачи и уточнению конечного результата.После полного усвоения условия задачи переходят к ее анализу.

Анализ про­водится в целях выявления технического противоречия и вызы­вающих его причин. Для облегчения поиска путей устранения противо­речия и нахождения способа решения задачи можно предло­жить схему, где намечены отдельные этапы — шаги анализа задачи.

Следующий этап решения многих конструкторских задач — выполнение графических, графоаналитических или аналитиче­ских расчетов и последующая проверка их на практике.

В заключении хотелось бы отметить, что выбор методов и их сочетаний на занятии зави­сит от содержания изучаемого материала и цели занятия.

Источник: https://moluch.ru/archive/110/27130/

Техническое конструирование и моделирование

Конструирование техническое – создание различных изделий определенного назначения с составлением  их проектов (графических изображений, технических и экономических расчетов и т.п.), проработкой и сопоставлением возможных различных вариантов конструкций и способов изготовления деталей, изготовлением образцов, исследованием их соответствия техническому заданию и оценкой качества.

  • Мыслительная и практическая деятельность здесь направлена на то, чтобы сделать вещь, предметы, которые несут в себе элемент новизны, не повторяют и не дублируют, в отличие от моделирования, действительные объекты.
  • Конструирование является частью проектирования и будет необходимым элементом  будущего творческого проекта.
  • Конструирование ведется по определенному техническому заданию, которое формулирует конкретные условия и требования качеству готового изделия при его использовании по назначению.

Обычно конструирование начинают со зрительного представления изделия, составления его эскизов, технических рисунков, чертежей. Затем подбирают необходимые материалы.

Далее изготавливают опытный образец изделия или само изделие, испытывают его на прочность и работоспособность, дорабатывают с учетом недостатков, и так повторяют многократно, от одного варианта к другому, до создания наилучшего изделия согласно его назначению. Перед разработчиком (конструктором) в процессе конструирования возникает множество вариантов изделия.

Многовариантность в конструировании называют вариативностью. Вариативность присуща как конструкции изделия, так и его внешнему виду — дизайну. (Слово «дизайн» в переводе с английского означает «замысел, проект, рисунок».) В узком смысле дизайн — это задача добиваться, чтобы изделия имели красивый внешний вид, красивую, рациональную отделку и были удобны в пользовании.

Красивое и модное изделие, продуманное с точки зрения технической эстетики (красоты), простоты и безопасности обслуживания и эксплуатации, имеет повышенный спрос и ценится дороже. Вот почему прорабатывают множество вариантов изделия, пока не найдут наиболее подходящий. Так появились различные конструкции столов, стульев, кресел и других изделий из древесины.

Наконец, изделие должно быть технологичным (простым) в изготовлении, прочным, надежным и экономичным.

  1. Технологичным считают изделие, изготовленное с наименьшими затратами времени, труда, средств и материалов.
  2. Прочное изделие воспринимает заданную нагрузку без разрушения.
  3. Надежное изделие служит безотказно в течение длительного срока.
  4. Экономичным считают изделие с малым расходом материалов, которое при использовании не требует дополнительных расходов.
  5. Технологичность, прочность, надежность и другие свойства являются и основными принципами конструирования, изготовления и эксплуатации изделий.

Все выше перечисленные необходимые свойства изделия составляют его качество. Качественное изделие прочно и надежно в работе, удобно в эксплуатации. При конструировании изделий весьма важно подобрать для них нужные материалы, чтобы изделие было прочным и дешевым, легко и быстро изготавливалось, соответствовало всем предъявляемым к нему требованиям.

Обучение учащихся элементам технического конструирования имеет целью сообщение учащимся первоначальных знаний о содержании и особенностях организации разработки устройства (конструкций), способов и приемов изготовления несложных изделий из распространенных материалов, простейшая механическая обработка которых доступна детям указанного возраста.

В процессе обучения элементарному техническому конструированию происходит  развитие конструкторских способностей детей, совершенствуются общетрудовые политехнические умения и навыки, трудовая культура учащихся, растет их интерес к самостоятельному решению доступных им задач конструирования различных изделий.

Работа по техническому конструированию, так  же как и работа по техническому моделированию способствует расширению политехнического кругозора школьников развитию их пространственных представлений, обогащает их речь. Особенно большое значение имеет работа младших школьников по техническому конструированию для подготовки их к урокам технологии в последующих классах школы.

Чтобы научиться создавать конструкции изделий учащиеся должны упражняться в конструировании, учиться решать конструкторские задачи.

Эффективнее идет процесс конструирования, технического моделирования, если учитель разрабатывает требуемую конструкцию вместе с детьми, наглядно показывая все основные этапы поисков рациональных решений, проверки и сопоставления вариантов, отбора наилучшего по ряду качественных показателей.

Конструирование изделий на уроках труда может организовываться и производиться различно. Наиболее распространенные формы организации работы учащихся по созданию новых для них конструкций изделий следующие:

  • Конструирование под диктовку учителя.

Учитель показывает поочередно конструкции деталей изделия, демонстрирует приемы их изготовления и соединения, порядок отделки, изготовленного изделия, приемы его наладки, регулирования, использования по назначению. Учащиеся в данном случае занимаются репродуктивной деятельностью, воспроизводят, копируют действия учителя.

Такая работа мало способствует развитию самостоятельности, активности инициативы, творчества.

  • Конструирование по аналогии.

После того как учащиеся под руководством учителя изготовили учебное изделие, им предлагается самостоятельно провести конструирование аналогичного по конструкции или несколько более сложного, но подобного по конструкции изделия.

Например, учащиеся выполнили модель куба из тонкого картона, а затем им дается задание изготовить модель параллелепипеда (изготовить развертку, провести склеивание и оклеивание моделей).

  • Конструирование по образцу, который демонстрируется в готовом виде. Учащиеся анализируют конструкцию этого образца, выясняют из каких деталей она состоит, выясняют порядок и приемы выполнения отдельных операций, в сборке и отделке изделия.
  • Конструирование по устным, письменным или графическим описаниям изделия, включающим общее технические требования к готовому изделию (его назначение, условия использования, габариты, предлагаемый для изготовления материал, общие требования конструкции и пр.).
  • Конструирование по собственному замыслу  на основе самостоятельного рассмотрения задания на конструирование изделия, для изготовления которого требуется применить известные учащимся материалы, имеющийся у них инструменты и усвоенные ранее приемы труда.
  • Конструирование на свободную тему  с соблюдением единственного условия: ограничением времени проведения работы (например, один урок).
  • Конструирование в коллективе из двух-четырех человек  с распределением обязанностей по созданию конструкции и ее воплощению в материале, испытанию в действии.

Конструкция – общая схема устройства и действия работы конкретной машины, сооружения, отдельного узла или их модели, макета, дающая представление о форме, величине и взаимном расположении их частей, их взаимодействии, способах и порядке сборки и разборки, материалах, из которых они изготовлены, и т.п. Знание конструкции изделия, его назначения и способов, условий использования – непременные условия успешности его изготовления.

На уроках технологии ознакомление учащихся с конструкциями учебных изделий проводится по образцам, графическим изображениям, устным и письменным описаниям или по совокупности этих видов инструктажа, объяснения задач изготовления изделия. Изучение конструкций изделий проводится в неразрывной связи с изучением технологических операций, приёмов изготовления деталей, их сборки и проверки качества, соответствия полученному заданию.

Конструкция изделия – форма, размеры, способы соединения и особенности взаимодействия отдельных деталей и узлов изделия.

Конструкция изделия определяет его соответствие назначению: удобство пользования изделием, его габариты (размеры), массу, надёжность и долговечность в эксплуатации, внешний вид, возможность выполнения ремонта.

В зависимости от назначения и условий использования изделия эти показатели могут изменяться в значительных пределах. Для одних изделий важно, чтобы они были максимально портативными, удобоносимыми и лёгкими.

Другие изделия должны быть особо прочными, и для их изготовления подбирают материалы соответствующей прочности. Конструкции третьих изделий должны предусматривать возможность быстрой замены отдельных деталей с целью ремонта износившихся. К изготавливаемым ёлочным игрушкам и украшениям нет смысла предъявлять требование прочности – они должны быть затейливые по форме, нарядные.

Конструкции макетов должны давать представление о внешнем виде соответствующего объекта, а конструкции технических моделей – о принципах действия.

Конструкторы детские – наборы стандартных деталей, предназначенные для изготовления детьми различных изделий: моделей машин и механизмов, приборов, аппаратов, макетов сооружений, предметов домашнего обихода и т.п.

Используя наборы этого типа, манипулируя деталями, проводя работу по сборке тех или иных конструкций, учащиеся совершенствуют элементарные умения и навыки сборки и разборки, выполнения их наладки, использования их в игровой деятельности. Кроме того, они получают общее представление о содержании и организации сборочных операций на производстве.

Одновременно дети в интересной и увлекательной форме, в процессе активной деятельности практически знакомятся с назначением, особенностями устройства и действия наиболее распространённых машин, механизмов, инженерных сооружений, игровых аттракционов.

Всё это способствует общему и техническому развитию учащихся, активизации их интереса к технике, производству, трудовой деятельности людей.

По содержанию и назначению в трудовой и игровой деятельности детей детские конструкторы подразделяют обычно на три группы:

  • сборно-разборные модели определённых конструкций (например, автомашина, часы, жилой дом);
  • тематические конструкторы, предназначенные для сборки нескольких моделей на одну тему (например, авиаконструктор, автоконструктор, электроконструктор, архитектурно-строительный конструктор);
  • схематические общетехнические наборы деталей, из которых можно монтировать бесконечное количество моделей и макетов машин, механизмов, сооружений, предметов быта, игрушек.

Особенность последней группы наборов состоит в том, что при конструировании и изготовлении различных объектов из деталей наборов учащиеся имеют возможность дополнять свои модели самодельными деталями из бумаги, картона, тонкой жести, листовой пластмассы, плёнок.

Это создаёт дополнительные стимулы и возможности совершенствования умения конструировать, разрабатывать приёмы изготовления недостающих деталей, порядок сборки изделий.

Каждый набор включает печатный альбом – руководство, в котором приводятся сведения о номенклатуре, внешнем виде, назначении и количестве деталей, составляющих набор, об инструментах, которые используются при проведении сборочных работ, представлены примеры типичных конструкций элементарных соединений деталей и более или менее сложных узлов, а также краткие рекомендации по приёмам выполнения трудовых операций монтажа и демонтажа изделий.

Основную часть каждого альбома составляют рисунки рекомендуемых к изготовлению моделей. Объекты, предлагаемые для изготовления, располагаются на страницах альбома в порядке постепенного возрастания сложности их выполнения.

Моделирование — вид конструирования. В результате процесса конструирования и моделирования получаются готовые объекты — изделия, модели, макеты.

Любой объект может быть смоделирован с использованием самых различных материалов и техник. Изготовление модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале.

Абсолютное подобие не обязательно, но модель должна отражать (имитировать) существенные черты объекта-оригинала. Модели могут быть:

  1. полные (полное подобие);
  2. неполные (неполное подобие);
  3. приближённые (некоторые стороны объекта не моделируются совсем).

Источник: http://uchutrudu.ru/tehnicheskoe-konstruirovanie-i-modelirovanie/

Как научить ребенка конструировать?

Отечественные ученые, такие как Д.Б. Эльконин и Л.А. Венгер, пишут о том, что старшие дошкольники должны уметь приходить от замысла к реализации.

При обучении конструированию старших дошкольников нужно уделять внимание расположению элементов в пространстве: нужно организовывать его так, чтобы оно подчинялось определенной логике.

Детям нравится сам процесс моделирования. Он старается добиться максимальной схожести с воображаемым предметом или с образцом. Поэтому конструирование имеет некоторые схожие черты с изобразительным творчеством.

Во время конструирования дошкольники должны решить конструктивные задачи: они должны разные части и элементы привести в нужное взаимоположение.

Дети должны отразить в своих моделях либо все, либо основные части сооружений, добившись осуществления их функций: например, дверь должна открываться, чтобы входить в нее, а стул нужен, чтобы на нем сидеть. Так дети начинают лучше усваивать предназначение тех или иных конструкций.

Недостатки конструирования у дошкольников

Благодаря систематическим хорошо организованным занятиям дети преодолевают следующие недостатки своих личных попыток конструирования:

  • замысел ребенка нечеткий, структура образа также размыта;
  • замысел имеет склонность к неустойчивости (дошкольники приступают к конструированию одного объекта, а в результате создают иной и этим довольны);
  • излишняя поспешность и увлеченность самой деятельностью, что отвлекает от общего замысла занятия;
  • размытые представления о том, в какой последовательности должны совершаться действия и как их нужно планировать;
  • дети не умеют предварительно проанализировать поставленную задачу.

Если эти недочеты не преодолеть, то ребенок так и будет заниматься конструированием на очень низком уровне.

Дошкольники умеют принимать участие в двух видах конструирования: художественное конструирование и техническое конструирование.

Виды детского конструирования

Техническое конструирование – это моделирование с помощью строительного материала. Также применяются разные детали от конструкторов, работа с большими модулями или с компьютерными программами.

Детское конструирование из строительных деталей

Работа со строительным материалом изучена больше всего. Методы обучения конструированию чаще всего касаются именно этого типа деятельности. Однако принципы, в них заложенные, можно использовать и для других форм конструирования.

Конструирование из элементов с разными типами креплений, а также работа со строительными материалами – это и есть технический тип данного вида деятельности.

Работа с большими модулями стала применяться в детском саду недавно. Это позволяет детям усвоить особенности работы с объемными и плоскостными конструкциями. Однако лучше этим заниматься в возрасте от пяти до семи лет, что соответствует возрастным особенностям этих детей.

Конструирование из бумаги

  • Работа с бумагой обычно проводится на специально организованных для этого занятиях.
  • Чаще всего в детских садах строят работу по конструированию на основе подражания.
  • Детям предоставляется образец, демонстрируется и объясняется процесс, как правильно изготовить такой же.

Конструирование из природного материала

Традиционно в детских садах применяются природные материалы для конструирования. Эти занятия также чаще всего проводятся по принципу подражания.

Художественная деятельность по конструированию в основном проводится с использованием бумаги.

Художественное детское конструирование

Дети любят самостоятельно создавать художественные красивые продукты: они вырезают сказочные фигурки, которые затем можно использовать в играх, создают поделки, предметы для украшения. Детям нравится работать не только с известными литературными героями, но и с собственными придуманными персонажами.

Даже когда ребенок создает во время занятия по конструированию настоящий существующий предмет или образ, он старается его приукрасить, добавив свежие оттенки, внеся изменения в форму или отдельную часть поделки. Но общую структуру ребенок при этом сохраняет.

С бумагой можно работать по разному. Иногда ее требуется правильно смять, скрутить, разорвать, разрезать или согнуть. Сложнее всего детям даются две последних операции. Но при этом они чаще всего используются во время занятий, что позволяет быстро выработать нужный навык.

Методы конструирования

Такие авторы, как В.Г. Нечаева, А.Н. Давидчук, Ф.В. Изотова и другие предлагают различные методы организации учебного процесса по конструированию. Например, это может быть работа с готовыми образцами или моделями.

Также детей нужно обучать конструировать, опираясь на заданные условия. Существует детское конструирование, выполненное согласно чертежу или схеме. Также можно при работе опираться на заданную тему или замысел. Все это требует соблюдения определенных принципов организации труда во время занятий.

Ф. Фребель разработал методику работы по конструированию на основании образца.

Ее суть заключается в том, чтобы дать детям образец постройки, который выполнен из конструктора, бумаги или строительного материала.

Далее нужно продемонстрировать, как сделать такую же поделку. Эта форма дает возможность напрямую передать детям новые знания, которые остается лишь понять, запомнить и воспроизвести на практике.

Хотя этот вид конструирования легко усваивается детьми, он не развивает их творческие способности.

Детское конструирование по условиям

Поэтому Н.Н. Поддьяков предлагает иную форму работы: это детское конструирование по условиям. Данная форма работы носит принципиально другой характер. Суть работы в следующем.

Дети не получают готовых образов поделки или рисунка. Также им не показывают то, как правильно ее воспроизвести. Дети получают информацию об условиях, которым их поделка должна соответствовать.

Также нужно подчеркнуть практические функции этого изделия. Например, можно дать задание ребенку создать мост через нарисованную реку, ширины которого бы хватало, чтобы он мог вместить передвигающиеся по нему игрушечные машинки.

Задача организованной работы формируется с помощью условий и несет проблемную роль. Дети не знают способа решения обозначенной проблемы. В результате дошкольники должны самостоятельно проанализировать условия задания и построить на основе этого свою собственную конструкторскую деятельность.

Согласно работам А.Н. Давидчука эта форма работы по конструированию лучшим образом влияет на формирование творческих наклонностей у дошкольников. Дети получают общую тематику, но при этом самостоятельно создают поделки, проявляя собственную индивидуальность и находчивость.

Сегодня этот вид конструирования в образовательных учреждениях для дошкольников пользуется большой популярностью. Она очень похожа на работу по замыслу.

Разница в том, что воля ребенка ограничена поставленной тематикой и условиями.

Каркасное конструирование

Также существует еще один тип — каркасное конструирование.

Его предложил Н.Н. Поддьяков. Дети сначала знакомятся с устройством основного каркаса, являющегося центральным звеном поделки. Далее педагог начинает демонстрировать изменения этого каркаса, что приводит к изменением всей модели.

Так дети начинают понимать принципы строения конструкции и приобретают навык по определению особенностей конструкции, опираясь на ее каркас.

При этом, рассматривая каркас, дошкольники мысленно придумывают, как можно закончить его, добавляя к нему те или иные детали.

Поэтому мы считаем, что каркасное конструирование очень хорошо помогает формировать детское воображение, обогащая используемые детьми методы конструирования. Также это формирует образное мышление детей.

Работа, основанная на замысле, расширяет возможности детей. Дети проявляют свои творческие способности более самостоятельно: они самостоятельно принимают решение, что и каким образом конструировать.

Детское конструирование по замыслу

Для дошкольника очень сложно дается задача создать замысел и уж тем более его осуществить. Обычно дети часто меняют свой замысел, не успев приступить к осуществлению старого.

Чтобы правильно организовать эту деятельность, нужно давать дошкольникам представления о том, какой объект они конструируют. Также дети должны знать методы конструирования и умели находить новые способы осуществления конструкторских идей.

Эти навыки могут развиваться благодаря активному применению других типов конструирования, которые мы обсудили раньше.

Работа с чертежами

Работа с чертежами подробно описана В.В. Холмовским.

Он считает, что эта деятельность несет моделирующие свойства, что позволяет ребенку из отдельных строительных деталей воссоздавать внешние свойства определенных предметов и наделять их функциональными особенностями, присущими в реальности. Это позволяет ребенку учиться наглядному моделированию.

Для этого нужно учить детей строить сначала простые чертежи и схемы, которые бы демонстрировали особенности будущей постройки. И только после этого нужно приступать к обучению конструировании по чертежу.

Как результат, дошкольники научатся образно мыслить и расширят свои способности узнавать что-то новое.

Детское конструирование по образцу

А. Н. Миренова предлагает собственную модель упражнений по конструированию. Ее суть в том, что дошкольники получают модель, которая играет роль образца.

Причем элементы, из которых состоит модель, скрыты от глаз ребенка. Дети должны постараться из предложенного им строительного материала создать похожую модель.

Ребенок получает задание, но не получает способа его выполнения.

Согласно исследованиям, которые провела А.Р. Лурия, подобный способ работы с дошкольниками эффективно решает задачу активизации их мыслительных процессов.

Таким образом, дети учатся в своем воображении разбирать готовую модель на отдельные детали, далее правильно подобрать подходящие детали для подобной модели. При этом становится очевидным, что данный тип конструирования является более сложным вариантом работы с образцом.

Н.Н. Поддьякова пишет о том, что мозг ребенка как бы переломляет все новые знания и впечатления.

Влияние конструкторской деятельности на развитие ребенка

Все из описанных ранее методов конструирования оказывают позитивное воздействие на развитие разных способностей у детей дошкольного возраста, которые формируют их творческое развитие.

Дети учатся использовать разные исходные материалы для конструирования. От того, каков вид исходного материала зависит, какой тип конструирования больше для него подходит.

Обычно под строительным материалом подразумевают различные геометрические фигуры, которые могут иметь разные размеры.

Руководя конструктивной деятельностью дошкольников, нужно применять разные материалы. При этом нужно добавлять к ним различные небольшие модельки, изображающие людей или животных, растения или транспорт. Это позволит детям создавать конструкции для конкретных задач. Например, домик они смастерят для человека, а дорогу для машинки.

Игрушки расширяют возможности конструирования: они придают ему некоторую осмысленность и целенаправленность. Это дает возможность ребенку воспринимать конструкторские упражнения как игру.

Дети занимаются конструированием не только на специально организованных занятиях. Они с удовольствием это делают самостоятельное в свое свободное время.

Для этого они используют имеющиеся у них конструкторы, выполненные из разнообразных материалов. Дети учатся также создавать разные подвижные модели, практикуются с использованием разных способов крепления.

Дети также учатся работать с разными методами соединения деталей. Они создают подвижные модели, основываясь на чертежи или изображения. Важно учить детей правильно соединять детали с помощью таких инструментов, как гайки и гаечные ключи. Это развивает мелкую моторику рук, которая обычно плохо развита в этом возрасте.

Для создания простых поделок или игрушек в детских садах часто используют бумагу и природные материалы. Это не просто приносит пользу детям, но и помогает им интересно провести время.

И.В. Новикова пишет о том, что очень важно давать детям образы моделей, созданных из природных материалов. Это поможет детям лучше воспринимать разные структуры материалов, учиться видеть характер предметов и выражать к ним свои чувства.

Поэтому природный материал привносит в детское конструирование элементы художественного искусства. Так параллельно решаются задачи по художественному и эстетическому воспитанию дошкольников.

Таким образом, для старших дошкольников нужно таким образом организовывать занятия, чтобы учить их правильно располагать элементы конструкции в пространстве, объединять их на основании общей логики.

Дети должны учиться предварительно продумывать свойства создаваемой ими конструкции и методы ее разработки.

К окончанию дошкольного периода дети должны быть способны самостоятельно конструировать что-либо согласно собственному замыслу.

Для успешного формирования навыков конструирования у старших дошкольников необходимо применение важных педагогических условий, которые мы обсудим в следующих статьях.

Источник: https://podrastu.ru/deyatelnost/detskoe-konstruirovanie.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector