Признаки аутизма у детей: развитие симптоматики по возрасту, прогноз на выздоровление

Симптомы аутизма у ребёнка родители способны обнаружить ещё с самого раннего возраста. Причинами появления аутизма считается нарушение в развитии мозга во внутриутробном периоде, которое может возникать под воздействие как внешних, так и внутренних факторов. Точные причины развития таких явлений ещё не установлены.

Состояние малыша, которое именуется аутизмом, в медицинской сфере называется ранним детским аутизмом либо синдромом Каннера.

Аутизм – это одна из форм психического расстройства в организме, которое происходит без ремиссий и описывается отсутствием у малыша социального развития в форме поведения и общения с окружающими.

Увидеть такие отклонения со здоровьем можно у детей, которым уже исполнился один год. Главная симптоматика происходит до трёхлетнего возраста. Во время развития аутизма дети обладают ограниченными интересами и любопытством, ко всему прочему их поведение и действия довольно схожи друг с другом, часто проторяются, а также чаще всего однообразны.

Среди детей, обладающих аутизмов, мальчиков в целых четыре раза больше чем девочек. Дети, обладающие такой болезнью, в процессе взросления остаются с таким же диагнозом заболевания. Жизнь человека с таким заболеванием не включает в себя особое общение в социуме.

В наше время избавиться от аутизма нереально, но психотерапия может помочь выработать и развить у малыша определённые адаптационные навыки и общение.

Признаки аутизма у детей

Что такое аутизм у ребёнка, аутизм у детей

Аутизм у малыша диагностируется по особым признакам, которые положены в основу этого заболевания.

Три главных признака для определения аутизма:

  1. Отстраненность от социума, нежелание идти на контакт с окружающими.
  2. Нарушение во взаимной коммуникации.
  3. Ограниченный круг движение, интересов и занятий.

Во время аутизма малыш чаще всего проводит замкнутую жизнь, не проявляет особых эмоций, а также отстраняется от окружающих людей.

Аутизм у детей признаки симптомы

Разновидности проявлений аутизма в зависимости от социализации малыша:

Признаки аутизма у детей

  1. Полное отсутствие потребностей в общении, развитие молчаливости и недостатка возможностей самообслуживания.
  2. Отвержение окружающих людей и мира. Ребёнок может повторять одинаковые движения и действия, произносить одинаковые звуки, проявлять слишком возбуждённое состояние, а также у него отсутствует инстинкт самосохранения.
  3. Замещение окружающего пространства. Малыш большую часть времени погружен в себя, в свой собственный мир, реальная жизнь для него находится уже на втором плане, привязанность к родителям и близким очень слабая.
  4. Сверхтормозимость в отношениях с другими людьми проявляется развитием ранимости, боязни, быстрой перемены эмоционального фона, утомляемость как в физическом, так и моральном плане.

Развитие симптоматики по возрасту

Симптоматика и признаки аутизма у детей до 1 года:

  1. В младенчестве малыш не проявляет яркие эмоции и даже не улыбается окружающим. Взгляд ребёнка чаще всего устанавливается на одном неживом предмете. Оживлений и действий не просматривается, малыш не использует никакого жестикулирования, не лепечет и не реагирует на произнесения своего имени.
  2. Такие малыши могут в течение многих часов спокойно играть. На внешний вид можно подумать, что ребёнок просто очень спокойный по характеру.
  3. Атипический вид аутизма, который происходит совместно с отсталостью в умственном плане, он происходит довольно редко, при всём этом перечисленные характеристики могут происходить совместно с конвульсиями и развитием эпилепсий.

Симптоматика аутизма у детей возраста от одного до трёх лет.

  1. Ребёнок очень замкнут в себе, произносит отдельные фразы очень плохо либо полностью молчит. Иногда малыш может вовсе прекратить общаться с возраста в 18 месяцев. Если же малыш и разговаривает, то в общении про себя говорит во втором либо третьем лице. Расстройство в функциях речи проявляется в том, что малыш часто повторяет услышанные обрывки фраз.
  2. Дети пытаются достигнуть полного самообслуживания, так как хотят добиться полной независимости от взрослых людей и окружения.
  3. Отрешённость возникает в том, что малыш старается избегать зрительного контакта с собеседником.
  4. Дети, обладающие определённой формой аутизма, могут быть гиперактивными или, наоборот, очень спокойными и бездейственными, но чаще всего они проявляют чрезмерную активность.
  5. Чаще всего такие дети обладают особенной походкой. При такой походке ребёнок передвигается на цыпочках и широко размахивает руками.
  6. Движения обладают особым механизмом и однообразием, чаще всего сопровождаются определённой ритмичностью (к примеру, раскачивание на стуле).
  7. Происходят странные увлечения и занятия. Он может очень длительное время играть с водой либо светом, включая и выключая кран либо выключатели.
  8. Чаще всего ребёнок не нуждается во внимании от сверстников, он активно уходит от больших скоплений детей. В совместной деятельности с детьми малыш может проявлять особую агрессию как к самому себе, так и к остальным членам группы.
  9. Дети с аутизмом больше похожи на избалованных, они особо привередливы к продуктам питания, чувствительны к уровню простого шума, не хотят общаться с окружающими их сверстниками. Но при этом малыши нечасто плачут и даже при сильном падении либо ударе проявляют слёзы очень в редких случаях.
  10. Аутисты очень пугливы. Окружающее пространство кажется им очень опасным и полным неизвестностей. Они любят не выходить за пределы своей комнаты и всё время остаются в одиночестве. При смене окружающего пространства могут происходить истерики – таким образом малыш пытается побороться со своим страхом.
  11. Из внешних явления, по которым можно определить детей-аутистов, врачи специалисты характеризуют слишком широко расставленные глаза и довольно небольшую нижнюю часть лица.

Симптомы наличия аутизма у детей дошкольного возраста.

Признаки аутизма у детей

  1. Главными признаками болезни считается нарушенная социальная адаптация малыша. Он пытается уйти от коллектива детей и всеми способами пытается уйти от окружающих детей и контактов с ними.
  2. Сортирует свой гардероб и вещи в определённом порядке, он может брать во внимание форму, цвет или материал, из которого произведён предмет. В его комнате всё стоит на своих определённых местах – так ребёнок пытается сделать в своей комнате более защищённую и удобную для проживания обстановку.
  3. Если должная коррекция для малыша не была совершена, то он начинает всё больше закрываться в себе, у него начинается активное развитие речевой дисфункции. Изменить его повседневную жизнь к лучшему становится всё сложнее и сложнее Страх у малыша может переходить в поведение и характер, которые сопровождаются определёнными ритуалами и странными мыслями.
  4. В большинстве случаев дети – аутисты обладают большой активностью, им сложно долгое время находиться на одном месте и следить за своими движениями. Иногда при снижении активности у малыша происходит процесс нарушения мелкой моторики рук.

Признаки наличия заболевания у детей в школьном возрасте

  1. Наблюдается особая избирательность и обожание определённых школьных предметов. Чаще всего такие дети проявляют особый интерес к математике, рисованию либо музыке. Иногда происходит так, что он может достичь поразительных интеллектуальных знаний в определённой области, которую выбрал для изучения.
  2. Чаще всего у детей с данным заболеванием имеются сложности в концентрации своего внимания на общих предметах, при всём этом к любимым предметам они проявляю особую сосредоточенность и внимательность.
  3. Возможны сложности во время чтения книжек вслух.
  4. Малыш чрезмерно молчалив и начинает разговор лишь тогда, когда хочет сказать что-то важное, к примеру, о своей потребности. Чаще всего такие дети независимы от окружающих людей и привыкают всё делать самостоятельно.
  5. Особые предпочтения к еде. Малыш имеет особенные предпочтения в продуктах питания. Аутисты избирают не вкусовые характеристики еды, а цвет и форму посуды, а также время процесса кормления.

Признаки аутизма у детей

Нарушенная активность в социальной группе

У детей с признаками аутизма чаще всего проявляются проблемы именно с социализацией и общением с окружающими людьми. Они проживают в своём особом мире, стараются всеми способами избежать контактов с окружающими, в некоторых случаях проявляют агрессию и злость.

Странности в поведении чаще всего становятся признаками для того, чтобы отправиться к лечащему специалисту. Так как малыши перестают реагировать на произнесения своего имени, родители считают, что у них имеется глухота, поэтому они обращаются за помощью к урологу, который не может найти никаких особых нарушений со слухом пациента.

У детей происходит реакция оживления, если они вдруг видят новый предмет, которая обычно распространена у детей в этом возрасте, у аутистов её нет. Они малоподвижны, обладают инерцией, не хотят идти на тесный контакт с родителями, мало улыбаются.

Признаки аутизма у детей

Малыш не пытается просить помощи даже у самых близких для него людей. Он любит делать всё сам с самого раннего возраста. Такие тесные контакты, как объятия либо поцелую, для этого малыша почти недопустимы.

Попытка ограничить физический контакт с людьми проявляется в том, что малыш не передаёт предмет в руки окружающим, а просто его бросает.

Обострение нарушений в социальном сфере у ребёнка происходит при посещении детского сада. Желание взрослого вовлечь малыша в коллектив и увлечь совместной игрой у аутиста вызывают лишь протест как в активной, так и в пассивной форме. Он может отвергать общений, проявлять агрессию либо прятаться.

Развитие стереотипного поведения

У 80% детей, которые обладают какой-либо формой аутизма, происходит особая склонность к повторяющимся из раза в раз действиям и активности. Они возникают как во время общения, так и в поведении. Чаще всего у малыша с аутизмом проявляются одни и те же стереотипные действия.

Разновидности стереотипов в движениях:

  1. Прыжки.
  2. Кивание головой.
  3. Длительное вращение вокруг себя.
  4. Заламывание пальцев.
  5. Перебирание, разгибание и сгибание пальцев.

Примеры развития стереотипного поведения:

  1. Длительное пересыпание мелкого песка, крупы либо других предметов мелкого размера.
  2. Раскачивание на стуле.
  3. Разрывание бумаги на несколько небольших частей и её разминание в руках.
  4. Многократное включение и выключение крана либо светильника.
  5. Частое перелистывание страниц в книге.
  6. Бессмысленный повтор определённых фраз либо звуков.
  7. Поочерёдное напряжение мышц как на ногах, так и на руках.

Иногда стереотипы обладают склонностью к определённому ритуалу. Они могут возникать в пище, маршруте прогулки либо в одежде. Стереотипные действия могут затрагивать и органы чувств ребёнка, при этом он может всё время обнюхивать либо облизывать новые предметы.

Источник: https://mama.guru/detskie-zabolevaniya-i-medikamenty/autizm-chto-eto-za-bolezn-deti-autisty-simptomy-i-priznaki-u-detey.html

Симптомы аутизма у ребенка

Признаки аутизма у детей

Признаки аутизма у детей родители обнаруживают еще в раннем возрасте.

Причиной развития аутизма является нарушение развития мозга во внутриутробном периоде, которое может проявиться под влиянием множества внешних и внутренних факторов.

Читайте также:  Коровье и козье молоко детям: полезные свойства, возможные риски, принципы ввода в питание ребенка

Точные механизмы этого процесса не выяснены. Состояние, называемое аутизмом, в медицинской среде принято называть ранним детским аутизмом или синдромом Каннера.

Аутизм (autism) – это психическое расстройство, которое протекает без периодов ремиссий и характеризуется отсутствием у детей социальных навыков общения и поведения.

Заподозрить подобное отклонение можно у ребенка, достигшего возраста одного года. Основные симптомы выявляют до трехлетнего возраста. При аутизме дети имеют ограниченные интересы, к тому же их деятельность довольно однообразна и представляет собой повторяющиеся движения.

Среди аутистов мальчиков в 4 раза больше, чем девочек. Дети, страдающие от этого заболевания, вырастают взрослыми с таким же диагнозом. Жизнь человека с подобным расстройством не предусматривает тесного общения в социуме.

На данный момент вылечить аутизм невозможно, психотерапия сводится к выработке у ребенка адаптационных навыков.

Основные признаки

Внимательные родители обращают внимание на первые признаки аутизма у детей еще в младенчестве. Эти малыши ведут себя необычно и странно: они могут раскачиваться, перебирать одни и те же предметы, избегать зрительного контакта, проявлять безразличие и отстраненность. Диапазон проявлений аутизма довольно широкий. Тем не менее, выделяют ряд основных диагностических признаков.

Аутизм у детей проявляется характерными признаками, которые положены в основу диагностики этого расстройства.

Триада признаков для выявления аутизма:

  • Недостаточные взаимодействия с социумом;
  • Нарушение взаимной коммуникации;
  • Ограничение круга интересов, повторяющиеся действия.

При аутизме для малыша характерна замкнутая жизнь, отстраненность и слабое проявление эмоций.

Формы аутизма

Виды аутизма в зависимости от социальной дезадаптации:

  • Полное отсутствие потребности в контакте, проявляется в молчаливости и недостатке умений для самообслуживания.
  • Отвержение окружающего мира. Малыш способен повторять движения, произносить звуки, он слишком возбудим, может отсутствовать инстинкт самосохранения.
  • Замещение окружающего. Малыш погружен в собственный внутренний мир, реальная жизнь для него вторична, привязанность к семье очень слабая.
  • Сверхтормозимость в отношениях с окружающими проявляется ранимостью, пугливостью, быстрой сменой настроения и утомляемостью, как физической, так и моральной.

Симптомы по возрасту

Симптомы, признаки аутизма у детей до года:

Признаки аутизма у детей

  • В младенческом возрасте не наблюдается улыбка и другие яркие проявления эмоций. Взгляд малыша фиксируется на одном неодушевленном предмете. Комплекс оживления не прослеживается, малыш не жестикулирует, не гулит, не лепечет и не отзывается на свое имя.
  • Такие дети способны на протяжении нескольких часов тихо играть. Внешне создается впечатление очень спокойного ребенка.
  • Атипический аутизм, который сопровождается умственной отсталостью, встречается довольно редко, при этом перечисленные признаки могут сопровождаться появлением конвульсий и развитием эпилепсии.

Симптомы аутизма у детей от 1 до 3 лет:

  • Ребенок замкнут, говорит плохо или вовсе молчит. Иногда он может прекратить разговаривать в возрасте 18 месяцев. Если все же разговаривает, то в разговоре про себя говорит во втором или третьем лице. Расстройство речи проявляется в повторении услышанных обрывков фраз.
  • Стремятся к самообслуживанию и таким образом достигают независимости от близких.
  • Отрешенность проявляется в нежелании встречаться взглядом с собеседником.
  • Дети, страдающие от аутизма, могут быть гиперактивны или же, наоборот, излишне спокойны, но чаще они проявляют повышенную активность.
  • Чаще им свойственна особая походка с передвижением на цыпочках и широкими взмахами руками.
  • Движения механические и однообразные, часто ритмичные (например, раскачивание на стуле).
  • Характерны необычные увлечения. Ребенок может долгое время играть с водой или светом, включая или выключая кран и выключатель.
  • Как правило не требует внимание сверстников, он активно избегает компании детей. В коллективе возможно проявление агрессии, как к самому себе, так и к окружающим.
  • У детей аутизм напоминает избалованность, они привередливы в пище, чувствительны к обычному шуму и не желают уживаться со сверстниками. Тем не менее, они не плаксивы и даже при сильном падении плачут довольно редко.
  • Аутисты пугливы. Окружающий мир для них опасен своей неизвестностью. Они предпочитают не выходить из своей комнаты и пребывать в одиночестве. При смене обстановки нередки истерики — таким способом ребенок пытается преодолеть свой страх.
  • Среди внешних признаков, по которым можно отличить некоторых детей-аутистов, специалисты выделяют широко расставленные глаза и относительно небольшую нижнюю треть лица.

Симптомы аутизма в дошкольном возрасте:

  • Основным проявлением расстройства является нарушение социальной адаптации ребенка. Он избегает коллектива и всеми способами пытается изолироваться от других детей.
  • Сортирует личные вещи в определенном порядке, он может учитывать форму, цвет предмета или материал, из которого тот изготовлен. В его комнате все расставлено на определенных местах – таким способом малыш создает комфортную обстановку защищенности.
  • При несвоевременной коррекции поведения ребенок становится замкнутым, у него прогрессирует речевая дисфункция. Внести перемены в его жизнь становится все труднее. Страх может перерождаться в поведение, которое сопровождается ритуалами и навязчивыми мыслями.
  • Чаще всего аутисты гиперактивны, им сложно сидеть на месте и контролировать свои движения. В редких случаях при сниженной активности наблюдается нарушение мелкой моторики.

Признаки аутизма у детей школьного возраста:

Признаки аутизма у детей

  • Наблюдается избирательность в предпочтении к любимым предметам. Обычно дети проявляют интерес к математике, музыке или рисованию. Нередки случаи чрезвычайных интеллектуальных способностей в выбранной области знаний.
  • Чаще у таких детей возникают сложности с концентрацией внимания на общих предметах, при этом к любимым занятиям появляется выраженная сосредоточенность.
  • Возможны сложности при чтении книг вслух.
  • Ребенок молчалив и прибегает к речи только в том случае, когда хочет сообщить о какой-либо острой потребности. В целом такие дети самостоятельны и независимы от окружающих.
  • Пищевые предпочтения имеют свои особенности. Аутисты подходят избирательно не к вкусовым качествам блюд, а к цвету и форме посуды, а также ко времени приема пищи.

Нарушение взаимодействия в социуме

У детей главным признаком аутизма являются проблемы в социализации и контакте с окружающими. Они живут в своем придуманном мире, избегают контактов, иногда проявляют враждебность.

Странности в поведении детей становятся причиной обращения за врачебной помощью. Так как дети не реагируют на свое имя, родители подозревают у них глухоту и консультируются у сурдолога, который не выявляет никаких нарушений функции слуха.

Реакция оживления в ответ на новый интересный предмет, присущая детям этого возраста, у аутистов отсутствует. Они инертны, малоподвижны, не хотят идти на руки к родителям, редко улыбаются.

Отсутствие зрительного контакта фиксируется не у всех детей с этим расстройством. Этот симптом характерен для более тяжелых форм болезни.

Любые попытки общения с ребенком могут сопровождаться агрессией с его стороны или полным игнорированием. Детский аутизм имеет признаки ограниченности эмоциональной сферы и боязни в проявлении чувств.

Зачастую выражение их лиц одинаково. Несмотря на происходящее вокруг, улыбаются они довольно редко.

Ребенок не обращается за помощью даже к самым близким родственникам, он предпочитает все делать самостоятельно с раннего возраста. Такие тесные контакты, как объятия, им не присущи.

Попытки ограничить физические взаимодействия с окружающими сопровождаются тем, что при передаче предмета ребенок не дает его в руки, а бросает.

Обострение нарушений социального поведения наблюдается при посещении детского сада. Желание вовлечь ребенка в общую игру или усадить рядом с другими детьми вызывают у аутиста протест в активной или пассивной форме. Он может игнорировать общение, прятаться или проявлять агрессию.

Стереотипное поведение

У 80% детей, страдающих от аутизма, возникает склонность к повторяющимся действиям. Они проявляются в поведенческой сфере и речи. Чаще всего у ребенка аутизм сопровождается повторяющимися движениями — стереотипиями.

Разновидности двигательных стереотипий:

  • подергивание плечами;
  • вращение вокруг своей оси;
  • кивание головой;
  • прыжки;
  • перебирание, сгибание и разгибание пальцев;
  • заламывание пальцев.

Примеры стереотипных действий:

Признаки аутизма у детей

  • пересыпание мелкой крупы, песка или мелких предметов;
  • разрывание листов бумаги на кусочки или ее разминание;
  • многократное включение и выключение воды и света;
  • раскачивание;
  • перелистывание страниц в книге;
  • многократное мытье рук.
  • бессмысленный повтор звуков, слов (эхолалии);
  • поочередное напряжение мышц на руках и ногах.

Иногда стереотипии носят характер ритуалов. Они могут проявляться в одежде, пище, маршруте прогулки. Стереотипное поведение может затрагивать органы чувств, при этом ребенок способен постоянно облизывать или обнюхивать новые предметы.

Уровень интеллекта при аутизме

У 75% аутистов наблюдаются расстройства умственной деятельности. Диапазон подобных отклонений варьируется в широких пределах.

Особенности интеллекта при аутизме:

  • сложности в сосредоточенности и целенаправленности своих действий;
  • быстрая утрата интереса;
  • отсутствие внимания;
  • проблемы с обобщением информации, ассоциативным мышлением и заданиями на логику.

Наличие подобных признаков у детей не является обязательным критерием отклонения. У некоторых из них отмечаются способности к дисциплинам определенной направленности или глубокие познания в области одной науки.

Тем не менее, у 50% детей диагностируют легкую или среднюю умственную отсталость, тяжелая фиксируется в крайне редких случаях.

Специалисты отмечают зависимость между уровнем интеллекта и способностью к адаптации ребенка. Но дети с высоким уровнем IQ также ограничены в социальном общении из-за нестандартности своего мышления.

Несмотря на общее снижение умственных возможностей, дети с аутизмом способны к обучению, нередко они самостоятельно осваивают школьные предметы, обучаются письму и математике. После проявления признаков аутизма на фоне стрессовых ситуаций и заболеваний у них может наблюдаться регресс в интеллектуальной деятельности.

Диагностика аутизма

Социализация ребенка зависит от того, насколько быстро выявлено отклонение. Чтобы определить аутизм у ребенка, необходимо обратить внимание на ряд характерных признаков.

Ранние признаки аутизма:

Признаки аутизма у детей

  • отсутствие лепета и активной жестикуляции при достижении возраста 12 месяцев;
  • проблемы с проговариванием слов к возрасту 16 месяцев;
  • отсутствие в разговоре фраз, состоящих из двух слов к двухлетнему возрасту;
  • отсутствие социальных навыков.

Расстройство определяют по сочетанию нескольких симптомов. Вопросами диагностики аутизма занимаются: педиатр, невролог, психиатр, психолог и логопед. Эти специалисты во время комиссии определяют, что это аутизм у ребенка.

Состояние ребенка проверяют согласно нескольких диагностических шкал, кроме того, назначается и более глубокое обследование для исключения заболеваний со схожими симптомами.

При подозрении на аутизм ребенку назначают ЭЭГ, томографию головного мозга, допплерометрию сосудов мозга и шеи. В некоторых случаях требуется консультация гастроэнтеролога и генетика.

Подобное обследование помогает исключить схожие патологии (например, новообразование в головном мозге) и точно поставить диагноз.

Источник: https://pillsman.org/22446-autizm-priznaki.html

Признаки аутизма у детей

Признаки аутизма у детей

Особенно ярко аутизм проявляется в раннем возрасте (ранний детский аутизм – РДА), изолируя ребенка от общества и собственной семьи.х дней жизни – это главное условие коррекции развития и социализации в обществе детей с этим заболеванием.

Что это такое

Аутизм – общее расстройство развития с максимальным дефицитом сферы общения и эмоций. В самом названии болезни кроется ее суть: внутри себя.

Человек с аутизмом никогда не направляет вовне свою энергию, речь, жесты. Все, что он делает, не имеет социального смысла. Чаще всего диагноз ставится до 3-5 лет, получая название РДА.

Лишь в легких случаях аутизм впервые обнаруживается у подростков и взрослых людей.

Симптомы аутизма у младенцев

Ребенок-аутист не имитирует чужое поведение, не пытается взаимодействовать с другими детьми, не участвует в невербальном общении и не приближается к чужим.

Эмоции других людей оставляют его равнодушным, но звуковые или осязательные раздражители часто вызывают чересчур бурную реакцию (истерику в том числе).

На раздражители другого типа и на позу кормления реакция часто ослаблена, удовольствия после кормления малыш не проявляет.

Признаки аутизма у детей

Речь маленького ребенка-аутиста содержит мало согласных звуков, обмен звуками с другими людьми происходит вразнобой, словарный запас ограничен.

Малыш-аутист редко сопровождает жесты словами, редко комбинирует слова, практически никогда не делится с другими своими переживаниями и крайне редко обращается с просьбами. У ребенка также наблюдается эхолалия (повторение чужих слов) и реверсия местоимений – малыш не меняет местоимение (например, говорит о себе «ты», «тебе» и т.д.).

Признаки в возрасте 1 года

  1. Ослабленная иммунная система, которая приводит к частым заболеваниям.
  2. Непостоянное возникновение судорог.
  3. Задержка развития крохи.
  4. Периодическое проявление нарушения слуха.
  5. Неправильная работа сенсорного восприятия.
  6. Расстройство работы желудка и кишечника.
  7. Проявление аллергических симптомов.

Аутизм у ребенка до 3-х лет

Признаки аутизма у детей

Полная картина болезни обычно видна у ребенка к 3 годам, хотя некоторые первые признаки аутизма у детей можно заметить уже в период 8-10 месяцев его жизни.

Физически малыш с аутизмом здоров, по внешнему виду его не отличить от обычного ребенка. Очень часто дети аутисты внешне очень привлекательны. Проявления их болезни выражается не в физическом состоянии, а определяется на уровне поведения и необычных реакций либо отсутствии каких-либо реакций вообще.

Аутичные дети почти не реагируют на свет и посторонние звуки, не радуется маминому появлению, у них отстраненный взгляд, направленный мимо человека или красивой игрушки. Аутисты — совершенно другие малыши. Всеми силами они стараются не привлекать к себе внимание окружающих, такие детки желают находиться в своем собственном мире.

В возрасте 4 лет и старше

Проявления заболевания можно проверить уже в первые годы жизни ребенка. При тщательном и внимательном анализе поведения малыша даже в самом юном возрасте можно выявить первые характерные признаки синдрома аутизма. Для этого заболевания есть особые психологические черты и особенности.

Признаки аутизма у детейОсновные характеристики болезни можно разделить на несколько основных категорий:

  • Нежелание создавать новые социальные контакты.
  • Нарушенные интересы или использование специальных игр.
  • Повторение типичных действий многократно.
  • Нарушение речевого поведения.
  • Изменение интеллекта и разный уровень психического развития.
  • Изменение собственного ощущения личности.
  • Нарушение психомоторных функций.

У детей в 7 лет

Малыши с аутизмом в России посещают обычные школы. В нашей стране для таких детей отсутствуют специализированные образовательные программы. Обычно детки, страдающие аутизмом, хорошо учатся. У них наблюдается склонность к различным дисциплинам. Многие ребята даже показывают высочайший уровень владения предметом.

Такие детки часто сосредотачиваются на каком-то одном предмете. По другим же дисциплинам, которые не находят отклика во внутреннем мире ребенка, они могут иметь весьма посредственную успеваемость.

Малыши с аутизмом достаточно плохо концентрируются, а также отличаются недостаточной концентрацией внимания сразу на нескольких предметах одновременно.

Малыши могут часами играть на различных музыкальных инструментах. Некоторые детки даже самостоятельно сочиняют различные произведения.

Дети, как правило, стараются вести достаточно замкнутый образ жизни. У них мало друзей. Они практически не посещают различных развлекательных мероприятий, на которых может присутствовать огромное количество людей. Нахождение дома для них более комфортно.

Очень часто у малышей наблюдается приверженность к определенным продуктам питания. В большинстве случаев, возникшая в раннем детском возрасте. Малыши, страдающие аутизмом, кушают в строго отведенное время по собственному графику. Все приемы пищи сопровождаются выполнением какого-то определенного ритуала.

Они часто едят только из привычных для них тарелок, стараются избегать посуды новых цветов. Все столовые приборы обычно раскладываются ребенком на столе в строго определенной последовательности.

Малыши с проявлениями аутизма могут весьма успешно окончить школу, показывая отличные знания по какой-то одной дисциплине.

Источник: http://psi-doc.ru/priznaki-autizma-u-detey

Признаки аутизма у детей 2, 3, 4, 5 и 7 лет

У ребенка проблемы с общением, необычно эмоциональная реакция на окружающий мир, и врачи просматривают начало развития аутизма? Постарайтесь успокоиться и разобраться в проблеме.Правильное отношение к проблеме – залог будущего вашего малыша. Ниже, мы обстоятельно и подробно рассмотрим все признаки аутизма у детей.

Признаки аутизма у детей

Определение

Термин аутизм “autismus” впервые употребил Эйген Блейлер в 1910 году, описывая социальные расстройства, возникающие у больных шизофренией.

В дословном переводе слово означает «ненормальное самолюбование», дабы подчеркнуть стремление пациента уйти в свой собственный мир.

А в 1943 году Лео Каннер в описании психического расстройства у детей использовал термин «ранний детский аутизм» уже в его современном понимании и описал в его составе 11 признаков.

Ааутизм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и внешне проявляется в нарушении социального взаимодействия, общения, повторяющимися действиями и ограничением интереса.

Течение аутизма устойчиво, стабильно, симптомы его сохраняются и во взрослом состоянии. Постановка диагноза требует подтверждение как минимум трех признаков:

  • недостаточное социальное взаимодействие;
  • нарушение общения ребенка с окружающими людьми;
  • ограничение круга интересов и стереотипный  характер поведения.

Кто подвержен болезни

Диагноз «аутизм» и аутистические расстройства, очень часто встречается среди детей. Каждый 50-й школьник в США имеет признаки данной патологии. С 1996 года регистрация случаев аутизма значительно увеличилась. Трудно понять причины повышения заболеваемости детей:  результат улучшения диагностики или же более активное воздействие факторов внешней среды.

Аутизмом чаще страдают мальчики, но расстройство развивается вне зависимости от пола ребенка. На 4 мальчиков, с аутизмом, приходится примерно 1 девочка.

Но если брать среди больных детей тех, у кого развивается умственная отсталость, то подсчет показал, на 5 мальчиков-аутистов с отставанием приходится лишь 1 девочка. Заболеванию подвержены дети любого возраста.

Первые симптомы аутизма проявляются и в раннем возрасте, до 5 лет, и в более позднем.

Почему развивается

В самом начале изучения данного детского заболевания причинами его развития считали «холодное» отношение матери к ребенку.

Но впоследствии, изучая проблемы аутизма, выявили влияние генов на развитие болезни, и не одного конкретного, а целого комплекса (более 5 генов считаются «кандидатами» на пост «виновного»).

К сожалению, вопрос и по сей день остается открытым, ученым не удается точно выяснить локализацию ответственных за аутизм генов и происходящие мутации.

Причем, совершенно не обязательно нарушение на уровне ДНК передалось от родителей. Ребенок может наследовать лишь предрасположенность, а само изменение генной структуры происходит уже во время развития ребенка в чреве матери.

Предположительно, активации мутаций способствуют вредные внешние факторы, воздействующие на мать во время беременности: некоторые пищевые продукты, фенолы, перенесенные инфекционные заболевания, выхлопные газы и т.д.

Важными факторами считаются: повышенный возраст родителей, недоношенная беременность или низкий вес ребенка.

Проявления болезни

Признаки развития патологии заметны с первых месяцев развития:

  • Ребенок с трудом привыкает к рукам матери, постоянно напряжен, во время кормления ему трудно найти удобное положение. Либо наоборот малыш слишком расслаблен.
  • Аутичные дети не останавливают взгляд на маме или сразу же отводят глаза, рассматривая окружение. Порой игрушки, рисунки и другие неживые предметы являются объектом детского внимания, в то время как люди не вызывают его интерес.
  • У детей с аутизмом нет реакции на окружающих: не тянутся руки к маме, или вообще не реагируют на взрослых.
  • К 3 месяцам жизни здоровый малыш реагирует на настроение окружающих, смеется. Дети, которые страдают аутизмом, либо совсем не реагируют на эмоции взрослых, либо реакция ребенка не адекватная – плачут, когда окружающие смеются, и наоборот.
  • Все дети «привязаны» к тем, кто за ними ухаживает, особенно до 5 лет. У детей с аутизмом эта привязанность может быть слишком сильной (он не позволяет покинуть комнату), либо ребенок совершенно безразличен к их присутствию. Иногда, эти симптомы могут чередоваться: после постоянных требований присутствия, наступает полное безразличие к взрослому.
  • При обычном развитии к 1 году жизни дети произносят слова самостоятельно, их речь имеет эмоции, интонации. У ребенка с аутизмом совсем не развиты разговорные навыки, либо речь монотонная, неразборчивая, бесцветная.
  • У детей старшего возраста симптомы аутизма выражены ярче. После 7 лет проявляется отстраненность, замкнутость. С трудом принимаются новые вещи: игрушки, одежда. Отказываются играть или общаться не только с незнакомыми людьми, но и с близкими.
  • К 2 годам ребенок-аутист часто не может произносить слова из нескольких фраз, кроме эхолалии – заученного повторения прежде услышанного слова.
  • Ребенок с аутизмом зациклен на мелочах, деталях, во всем стремится к привычному для него режиму и расположению: игрушек, вещей, действий. Именно этим объясняется их монотонная речь, покачивание, раскладывание предметов, чаще по цветам, что сильно выделяет ребенка, страдающего аутизмом, из группы сверстников.
  • В 5 лет дети обычно активно играют друг с другом. Если же у ребенка аутизм, то он отказывается от общения, отстранен от своих сверстников.
  • У детей-аутов наблюдается отставание в умственном развитии или усиление умственных способностей. Порой, ребенок страдающий аутизмом, способен говорить как ученый, но он не в состоянии вести обычный разговор на бытовые темы.

Все перечисленные симптомы– нарушения поведенческой реакции ребенка во время развития.

В зависимости от формы заболевания — проявляются очень сильно (ребенок к 5 годам не разговаривает, отказывается от общения, нарушение режима вызывает истерику), или едва различимы (небольшая отстраненность от окружающих, увлечение монотонными действиями).

Поставить диагноз «по анализам», на современном уровне развития медицины и науки невозможно. Генетические тесты несовершенны и дают более-менее устойчивый результат только у детей старше 5 лет.

Признаки аутизма у детей

Как помочь ребенку

Единого решения и подхода к лечению аутизма у детей нет. Каждый случай уникален и требует индивидуальной программы реабилитации.

За время изучения данной проблемы, детские психологи сумели сформулировать несколько концепций, которых стоит придерживаться. Считается, что наилучшие результаты дают занятия с ребенком в возрасте до 5 лет.

Возможно, сказывается активное развитие мозга и социальная модель поведения.

Цель лечения – улучшение их умственного развития, социальных отношений: общения, бытовых навыков, и достижение независимости в будущем.

Ребенку, страдающему аутизмом, необходимы дополнительные занятия с логопедом. Одним из наиболее эффективных методов терапии считается арт-терапия.

К ней относится лепка, рисование, занятия музыкой – они помогают ребенку не только развивать навыки мелкой моторики, координации, внимания, но и вызывает доверие малыша, снимает тревожность.

Хорошо показали себя в лечении аутизма и занятия с животными: лошадьми, собаками и трудотерапия.

Сейчас применяют широкий спектр лекарственных средств: психотропных препаратов, антидепрессантов, но не всегда в них есть нужда, и показания к применению строго ограничены в связи с тяжелыми побочными действиями.

Результаты терапии

К сожалению, случаев полного излечения в медицинской практике не встречается. Бывает, что при мягких формах заболевания и активной терапии происходит ремиссия, вплоть до полного снятия данного диагноза. Но процент удачных случаев невелик: от 5-20%. Более точных данных нет. Почему возникает разброс — до сих пор не выявлено.

Согласно исследованиям, если до 5 лет у детей с аутизмом уровень интеллекта по тестам IQ выше 50, у них есть высокие шансы для достижения независимости и социальной адаптации.

В противном случае, дети постоянно остаются зависимыми от ухода и поддержки.

Когда пациенты выходят из детского возраста — видна невозможность вести самостоятельную жизнь и необходимость в постоянном уходе, порой даже в обычных бытовых вещах.Признаки аутизма у детей

Источник: https://LechimKrohu.ru/nevrologiya/priznaki-autizma-u-detei.html

Симптомы аутизма у детей

Признаки аутизма у детей

Аутизм важно диагностировать как можно раньше — в идеале в 1-1,5 года. Если начать корректировать поведение с этого возраста, то все пройдет легче, безболезненней для семьи и самого малыша. Как распознать признаки аутизма в раннем детстве

 

Наверное, важно будет повторить несколько известных фактов. С каждым десятилетием рождается все больше людей с аутизмом. По данным ВОЗ, количество детей с таким диагнозом растет на 13% в год.

Аутизм — это не научный термин, правильнее будет говорить «расстройство аутичного спектра» (РАС). Спектр отклонений очень и очень широк, степень тяжести каждого из отклонений — индивидуальна.

А значит в случае каждого ребенка диагностика должна быть индивидуальной, внимательной.

Каких-либо анализов или инструментальных методов, способных на 100% подтвердить или опровергнуть РАС, не существует. Врач, как правило это врач-психиатр, применяет методы наблюдения за ребенком, играет с ним, анкетирует и проводит интервью с родителями.

Расстройства аутичного спектра — врожденный порок, предположительно, связанный с нарушением генетики и/или органическим поражением головного мозга. Болезнь появляется отнюдь не от плохого воспитания, не из-за приобретенной душевной травмы. Отсюда следуют два очень важных вывода. Первый: родители не виноваты в аутизме своих детей.

И второй: РАС коварен, и до трех лет его симптомы могут быть «списаны» как раз на плохое поведение, капризы, дурное воспитание.

Поскольку это врожденное заболевание, увы, неизлечимо, оно остается с человеком на всю жизнь. Однако проявления аутистического поведения поддаются коррекции с помощью терапевтических занятий, которые особенно эффективны в раннем возрасте. Ребенку можно помочь — чем раньше начать заниматься, тем благоприятнее прогноз. А для этого нужно вовремя распознать болезнь.

Признаки аутизма у детей

Спектр аутичных признаков

Несмотря на то, что РАС проявляется очень индивидуально, для простоты предлагается объединить ключевые признаки в три группы.

  1. Общение: нарушения социального взаимодействия.
  2. Разговор: нарушение речи и других способов говорить (жесты, мимика).
  3. Поведение: стереотипность интересов и деятельности.

Если говорить о них подробнее, то вот небольшой список особенностей, которые могут стать основанием для обследования. На что родителям, опекунам, родственникам и воспитателям стоит обратить внимание?

  • Зрительный контакт. Ребенок не смотрит глаза в глаза, взгляд ребенка скользит мимо ваших глаз, несмотря на ваши попытки привлечь внимание, — это самые тревожные «звоночки» для ранней диагностики.
  • Эмоциональная нейтральность. Часто дети с РАС не проявляют радости, тревоги, удивления. Бывает, они не «считывают» настроение значимого для них взрослого, не чувствуют его интонацию (ласковую, строгую). Если близкому человеку больно, ребенок вряд ли проявит сочувствие доступным для него способом: взглядом, мимикой, жестами или желанием обнять.
  • Задержка речевого развития или отсутствие речи и при этом способность повторять довольно сложные речевые конструкции, услышанные от взрослых или из мультфильмов/кино.
  • Отсутствие указательного жеста, а также неумение правильно просить могут оказаться серьезными индикаторами. Если ребенок не показывает пальчиком, а ведет или подталкивает взрослого к интересующему объекту, это повод задуматься.
  • Если ребенок не откликается на свое имя, это тоже может стать весомым поводом для профессионального осмотра. Весьма часто в таких случаях сначала консультируются с сурдологом. Если же со слухом все в порядке, то можно посоветовать обратиться к врачу-психиатру.
  • Повторяющееся поведение: вращение вокруг своей оси, пробежки из угла в угол, бег вдоль прямых линий (забор, шкаф), однообразные движения руками, хождение на цыпочках. Неестественные, то есть возникающие спонтанно, без привязки к ситуации, движения и жесты тоже должны насторожить родителя.
  • Стойкие привычки — очередной повод для консультации со специалистом. Это может быть привычка к одному типу еды, режиму дня, определенному порядку среди игрушек (как правило, выстраивание их в один ряд).
  • Фокусирование на деталях. Например, интерес не к игрушке в целом, а к ее детали: колесику, которое ребенок может крутить очень долго.
  • Отсутствие воображения, так нужного для игры — по сути единственного доступного ребенку механизма познания мира. Неумение проводить ролевые, сюжетные игры, играть со сверстниками — тоже означает, что ребенок может быть в зоне риска.

Не все из перечисленных признаков обязательно проявляются у ребенка с РАС. Однако если некоторых из них наблюдаются, можно пройти тест (аутизм-тест.рф).

Что делать семье, в которой растет ребенок с расстройством аутичного спектра? Прежде всего, наверное, нужно заняться АВА-терапией (Applied Behavior Analysis). Система, разработанная в 1980-х в США, на сегодня остается единственным научно доказанным методом коррекции аутизма.

Она представляет собой непрерывный и поэтапный процесс обучения с подсказками и поощрения желательного поведения. Среди многих профессионалов и родителей эта система признана наиболее эффективной.

Родители могут пройти тренинги по АВА-терапии как в специализированных центрах, так и на онлайн-семинарах.

Что говорят об аутизме родители и врачи

Яна Сумм, организатор центра АВА-терапии, мама ребенка с аутизмом: «Коварство болезни в том, что недостатки, по которым ставится диагноз, не выглядят на трехлетнем ребенке чем-то чудовищно неправильным. Мой сын в 2 года даже ходил на обычные кружки с сестрой.

Однажды я уезжала и попросила маму присмотреть за детьми. После моего возвращения она сказала: «То, что я вижу, — катастрофа. Он начал терять все свои навыки, и с каждым днем становится глупее, чем вчера». Мама испугала меня и правильно сделала.

Потом я начала тщательно вспоминать детали, буквально день за днем в его жизни. В день, когда родился мой Валера, я подумала, что вот он — мой сын, но он еще немного не в себе, словно инопланетянин.

Блуждающий взгляд, равнодушие ко мне, слабый сосательный рефлекс… Когда папа купил ему беговел, Валера мог по 1,5 часа ездить по кругу, что всех умиляло, но отнюдь не настораживало. Однажды босоножки очень сильно натерли ему пальчик, а он не заметил боли.

Валера, как и другие аутисты, не очень хорошо чувствовал и понимал свое тело. Многих вещей я не понимала, и списывала их на характер, особенности, капризы. Очень важно до года понять, есть аутизм или нет. Три года — это уже не возраст ранней диагностики».

Елена Бахтинская, детский психиатр: «Впервые аутизм описал в 1943 году австро-американский детский психиатр Лео Канер. В наше время знаний о заболевании несомненно больше, и само оно, увы, стало более распространенным.

Диагностируется аутизм гораздо раньше, чем это было принято еще несколько лет назад. В крупных центрах умеют проводить диагностику уже в 1-1,5 года. Очень важно, чтобы родители обратились вовремя, в идеале до года.

В этом возрасте можно заметить нарушение зрительного контакта: ребенок не реагирует на улыбку, взгляд, не протягивает ручки, чтобы его взяли на руки. Это должно насторожить, и очень важно, чтобы родители задали себе вопрос, почему ребенок этого не делает.

Ранняя диагностика дает больше возможностей эффективно помочь ребенку. К тому же есть расстройства, которые ближе к норме, и если их начать корректировать в раннем возрасте, то ребенок сможет учиться в обычной школе, найти работу и создать семью».

Александр Галущак, врач-психотерапевт высшей категории, кандидат медицинских наук: «Наиболее явные признаки возникают после трех лет, когда взрослые ждут от ребенка определенного уровня развития. А самые первые признаки возникают раньше — практически с первого года жизни. Прежде всего, это реакция на маму.

У детей, у которых мы подозреваем аутизм, практически отсутствует реакция (оживление) на то, что мама подошла, нет реакции на ее голос. Что такое гуление? — Это когда детки издают звуки, смеются, показывают эмоцию, которую можно однозначно интерпретировать как положительную, радостную.

Детки с аутизмом не гулят, проявляют эмоциональную нейтральность».

Юлия Преснякова, клинический психолог, руководитель проекта «Инклюзия»: «Во время занятий и в бытовом общении с ребенком-аутистом самое важное — ровный эмоциональный фон.

Нужно постараться все свои фразы формулировать исключительно в положительном ключе, разговаривать очень-очень спокойно и нейтрально. Не стоит загружать речь множеством дополняющих друг друга слов. Лучше спросить: «Хочешь банан?». Фраза «А не хочешь ли ты сейчас банан?» слишком перегружена смыслом.

Во множестве слов речь для таких детей превращается в шум, а наша задача — сделать речь функциональной и понятной».

Художественные произведения, помогающие понять, как устроен аутизм

  • Роман Кэтрин Морис «Услышать голос твой»
  • Пьеса Саймона Стивенса «Загадочное ночное убийство собаки»
  • Фильм Любови Аркус «Антон тут рядом»

Источник: https://lisa.ru/zdorovye/75413-simptomy-autizma-u-detej/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector