Развитие вестибулярного аппарата у детей: список игр и упражнений, возрастные этапы развития

Ребенок учится переворачиваться и садиться, затем вставать и падать, делать первые шаги, осваивает бег, прыжки… Кажется, что это происходит само собой. На самом деле уверенно перемещаться в пространстве ему позволяет целый ряд органов чувств и систем организма.

Наиболее важная роль в данном «оркестре» принадлежит вестибулярному аппарату. Без его правильного формирования невозможно нормальное развитие двигательной активности малыша. Вот почему так необходимы специальные игры и ежедневные тренировки с самого раннего возраста.

Развитие вестибулярного аппарата у детей

Вестибулярный аппарат – какой он?

Вестибулярный аппарат относится к анализирующим органам. Являясь частью внутреннего уха, он находится внутри височной кости. Вестибулярная система регулирует:

  • чувство равновесия;
  • способность ориентироваться, определяя положение организма;
  • распределение веса при ходьбе, других движениях;
  • ощущения при вращении, переворотах;
  • зрительные реакции.

Координация и удержание равновесия включают постоянный контроль положения головы и тела. Анализирующие рецепторы взаимодействуют со зрительной и двигательной системами организма. Учитываются сведения о движении, ускорении, остановке. При нахождении тела в состоянии покоя рецепторы не раздражаются, сигналы не передаются.

Все полученные данные преобразуются в нервные импульсы. Дальнейшая работа происходит в вестибулярном центре мозга. Импульсы идут в различные отделы нервной системы. Сигналы, описывающие изменения состояния тела, вызывают рефлекторное сокращение (расслабление) мышц.

В результате тело сохраняет мышечный тонус, поддерживая равновесие.

Различные живые организмы имеют органы аналогичного действия, отличающиеся строением и степенью совершенства.

Проявления слабости аппарата

Развитие вестибулярного аппарата у детей

Проявления плохой работы органа координации:

  • Пользование наземным (водным) транспортом вызывает тошноту, рвоту, головокружение.
  • Наблюдение за быстро движущимися объектами приводит к ощущению слабости, потере ориентации.
  • Резкие движения тела вызывают неприятные физические ощущения.
  • Слабость системы равновесия можно принять за проявление серьезного заболевания. Причина состояния – отсутствие регулярной адекватной нагрузки. Организм можно сделать более устойчивым.

Тренировки «будущих космонавтов»

Развитие вестибулярного аппарата у детей

Развитие до 1 года: подготовка к первым шагам

Основы движений закладываются до рождения, во время беременности. Амниотическая жидкость смягчает колебания тела мамы, помогая малышу делать первые повороты. Создается эффект плавного покачивания, включая передачу сигналов движения. Этот процесс можно считать начальными тренировками, которые покажут, как развить вестибулярный аппарат. Правила их проведения следующие:

  • Первые месяцы жизни малыши проводят, тесно контактируя с родителями. Занятия проходят на маминых руках.
  • Самочувствие маленького спортсмена нужно контролировать.
  • Продолжительность первых занятий – не более 15 секунд, постепенно время увеличивается до 45 секунд.
  • Плач – признак недовольства, сигнал прекратить упражнение.

Мягкое покачивание

Ребенок находится в горизонтальном или вертикальном положении. Производятся плавные качающие движения слева направо, сверху вниз.

Движение по кругу

Один из родителей ходит по часовой стрелке и в обратном направлении, держа младенца на руках.

Имитация полета

Малыш лежит животиком вниз на маминой руке. На весу производятся движения вперед – назад.

Занятия с фитболом

Ребенка, уложив на мяч, мягко качают в разных направлениях. Положение тела можно менять.

Уверенно сидящему и стоящему при поддержке малышу подойдут дополнительные упражнения: покачивания на фитболе сидя, прыжки с поддержкой. Можно качать малыша на коленях сидя.

Занятия в воде можно начинать до года. Ориентироваться следует на самочувствие малыша. Детям нравится вода. Благодаря ощущению легкости своего тела, можно производить самые разные движения, получая необычные ощущения.

«Заплывы» крошек проходят в ванне. Удобно использовать надувные подушки, безопасно охватывающие тело. Существует мнение, что младенцы, свободно двигаясь в воде, вспоминают внутриутробный период.

Дети постарше могут посещать специальные группы бассейна.

Развитие от 1 до 2 лет: ходим и бегаем

Промежуток от 1 до 2 лет – время активного движения. Дети начинают уверенно ходить, бегать, прыгать. Появляется возможность включить новые упражнения для тренировки.

Аттракционы

Качели, карусели – любимое развлечение, которое влияет на развитие вестибулярного аппарата у детей. Родителям стоит поощрять игру, контролируя интенсивность раскачивания и безопасность ребенка. Не следует оставлять малыша одного, помня о возможности травмы.

Игры с мячом

Пригодится маленький тряпичный мячик. Простые движения хорошо развивают координацию и скорость реакций. Можно не только подбрасывать мяч, но и катать ножкой; наклонившись низко, поднимать с земли.

Управление движущимися предметами

Развитие вестибулярного аппарата у детей

Висы

В качестве упражнения для тренировки можно использовать турники, гимнастические кольца, руки родителей. Детям нравится висеть. Безопасность требует страховки взрослыми. На гимнастических снарядах выполняются простые упражнения: раскачивание, подъем ног, подтягивание с поддержкой взрослого. Занятия не должны быть излишне длительными.

Велосипед

Натренировать вестибулярный аппарат поможет катание на велосипеде. Первые велопрогулки полностью зависят от родителей. Велосипеды для малышей напоминают коляску, отличаясь большей возможностью обзора. По мере развития навыка конструкция велосипеда меняется.

От 2 до 3 лет: прыжки и кувырки

Небольшая регулярная зарядка

На развитие вестибулярного аппарата у детей положительное влияние оказывает утренняя зарядка. Привычка начинать день физической активностью закладывается в детстве. Ребенок делает простые упражнения вместе с родителями. Пусть это станет семейной традицией.

Часть упражнений полезно выполнять попеременно с закрытыми и открытыми глазами. Поскольку вестибулярная система связана со зрительной, происходит дополнительная тренировка.

Движение под музыку

Танцы – отличный способ развития вестибулярного аппарата в домашних условиях. Мама показывает, малыш повторяет простые движения:

  • повороты головы;
  • туловища;
  • наклоны;
  • прыжки.

Существуют программы музыкального сопровождения детской гимнастики. Забавные песенки подсказывают упражнения. Музыка дополнительно развивает чувство ритма.

Жмурки

Ребенок ориентируется в пространстве, закрыв глаза. Взрослый подает сигналы, показывая направление движения. Упражнение-игра увлекает детей.

Обход препятствий

На расстоянии раскладываются небольшие предметы. Малышу предстоит обойти их сначала прямо, затем боком, приставными шагами. Вокруг предметов можно бегать.

Ходьба по линии

Дети обожают ходить по бордюру. Балансировать, соблюдая равновесие, непросто. Понадобится помощь родителей. Есть более простой вариант этого упражнения – пройти по ровной поверхности, соблюдая прямую линию. Можно начертить рисунок на асфальте мелом или положить веревочку.

Кувырки

Любые наклоны туловища развивают вестибулярный аппарат. Кувырок – полный переворот тела. Ребенка нужно научить правильно выполнять упражнение. Наверняка, оно станет любимым. Кувырки можно выполнять вперед и назад.

Ходьба на руках

Развитие вестибулярного аппарата у детей

3-4 года: путь к спорту

Подрастая, дети нуждаются в увеличении физической нагрузки. Тренировки вестибулярного аппарата продолжаются. Упражнения должны быть разными, обязательно – интересными.

Домашние занятия спортом

Хорошим выходом станет оборудование дома спортивного уголка. В него могут входить:

  • кольца;
  • турник;
  • лесенки;
  • канат.

Обязательным является мягкое покрытие пола.

Занятия следует начинать с разминки, разогревающей мышцы. Рекомендованы такие упражнения:

  • наклоны головы, повороты в сторону;
  • махи руками;
  • повороты корпуса;
  • приседания;
  • наклоны вперед и в сторону;
  • бег на месте.

После подготовки начинаются занятия на спортивных снарядах. Первые упражнения для тренировки будут совсем простыми, напоминая игру. По мере взросления малыша комплекс усложняется, давая необходимую нагрузку. Кольца и турник позволяют выполнять висы, подъемы ног. Лесенки и канат дают возможность лазать, карабкаться. Ребенок меняет положение тела, выбирая наиболее удобные варианты.

Бассейн

Специалисты считают, что занятия плаванием — ответ на вопрос, как улучшить вестибулярный аппарат. Тренер помогает детям держаться на поверхности, выполняя новые движения. Самостоятельное плавание, ныряние приносит удовольствие и пользу. Иное действие силы тяжести дает возможность учиться управлять телом и координацией движений.

4-5 лет: время состязаний

Средний и старший дошкольный возраст — период, когда ребятишки всецело отдаются игре. Вестибулярный аппарат хорошо развивается в классических подвижных играх.

Классики

Асфальт размечается нумерованными клетками, указывающими, куда наступать, прыгая. Меловые линии – запрет. Можно толкать носком камешек-битку. Прыжки чередуются – на одной ноге и на обеих. Усложненный вариант – прыжки, закрыв глаза.

Море волнуется…

Ведущий произносит: «Море волнуется, раз!». Эти слова повторяются со счетом «два» и «три». Следует продолжение: «Морская фигура, на месте замри!». Дети, раньше свободно игравшие, замирают. Неподвижность разрушается прикосновением главного игрока. Теперь нужно воспроизвести задуманное движение.

Как вариант, можно предложить старшим дошколятам повторить фигуру, изображенную ведущим.

Ведущий — взрослый выполняет замысловатые фигуры, позволяющие тренировать координацию движений: стоять на одной ножке, вытянув руки в стороны; наклонившись вниз, достать руками до земли; повернувшись вправо-влево, одну руку поднять вверх, другую — опустить вниз.

Повторяй за мной

Дети повторяют движения ведущего. Внезапно он замирает в неожиданной позе. Другие игроки – тоже. Двигаться можно после команды (обычно считают до 10). Проигрывает изменивший положение раньше.

«Заморозка»

Игра проводится, как вариант салочек. Ведущий ловит остальных игроков. Дотронувшись до убегающего, он его «замораживает» – заставляет замереть. Нужно сохранять неподвижность, пока не «заморозят» следующего.

Упражнения с обручем

Обруч используется в командных состязаниях. Детям предлагается пролезть через удерживаемое взрослым кольцо. Усложненный вариант – кувырок через обруч.

Хорошее упражнение – вращение обруча на запястье или талии.

Работа со скакалкой

Начало обучения – предложение перепрыгнуть лежащую на земле ленту. Ребенку объясняется принцип вращения скакалки, важно правильное движение рук. Прыжки выполняются вперед и назад. Более сложный вариант — перепрыгнуть через раскачивающуюся скакалку.

Снова мяч

Хорошо развивают координацию движений командные игры. Пример – игра «выбивала»: ребятам приходится ловить мяч, уклоняться от чужих бросков.

Хорошая тренировка – броски мяча в кольцо.

Бадминтон, теннис

Развитие вестибулярного аппарата у детей

Велосипед, самокат

К 5 годам дети уверенно пользуются своим маленьким транспортом. Езда на велосипеде, самокате требует четкого контроля двигательных функций. Катание на роликовых и обычных коньках развивает чувство равновесия, помогает правильно распределять вес тела.

Как правильно заниматься дома

Развивать вестибулярный аппарат – делать ребенка сильным, ловким, здоровым. Упражнения не отличаются сложностью, больше напоминая игры. Вот как, например, в любимом всеми малышами мультике

  1. Следует руководствоваться состоянием ребенка при тренировке вестибулярного аппарата. При наличии неприятных ощущений выполнение упражнения нужно отложить.
  2. Задания на равновесие и координацию не выполняют после еды. Кувырки, перевороты, прыжки способны нарушить процесс пищеварения. После приема пищи должен пройти час.
  3. Первые задачи будут несложными, постепенно меняясь. Длительность упражнений сначала мала, затем увеличивается.
  4. Неправильно выполняемые упражнения могут стать причиной детской травмы. Необходим контроль со стороны родителей.
  5. Развитый вестибулярный аппарат полезен в повседневной жизни. В экстренной ситуации владение собственным телом и координация оказываются незаменимыми.

Источник: https://myintelligentkids.com/kak-trenirovat-vestibulyarnyj-apparat-u-rebenka-v-domashnix-usloviyax

Как вырастить космонавта, или 14 игр для развития вестибулярного аппарата у ребенка

Тренировать вестибулярный аппарат можно буквально с рождения. До 6 месяцев, пока ребенок не научится сидеть самостоятельно, важно, чтобы он занимал при качании на руках или в других приспособлениях лежачее или полулежачее положение.

Читайте также:  Гомоцистеин при планировании беременности: что это за анализ и какие показатели считаются нормой?

Впрочем, если малыш долго будет воспринимать мир только из «горизонтали», важная часть вестибулярного аппарата, отвечающая за восприятие верха и низа, не будет развиваться как положено.

Поэтому носите малыша также «столбиком», положив его головку себе на плечо и поддерживая ее рукой. Вот несколько полезных упражнений.

«Бэби-диско» (от 0 до года)

 Ребенок располагается «столбиком», лицом к вам или полулежит на ваших руках.

Под музыку или без нее вы можете совершать вращательные движения из стороны в сторону (вокруг вертикальной оси), или перемещать младенца вверх-вниз по прямой, или очерчивая полукруг.

Начинайте с 2–3 оборотов, двигаясь плавно. Затем можно постепенно увеличивать продолжительность, скорость и количество вращений.

«Мой любимый мячик» (с 1 месяца до года)

 Упражнения на большом надувном мяче для фитнеса: выкладывайте малыша на животик или спинку и плавно качайте на мяче вперед-назад, вправо-влево.

С 7–8 месяцев можно ставить ребенка на мяч, поддерживая за ручки или подмышки. Также при поддержке можно давать ему возможность попрыгать на мяче.

Или попрыгать вместе с ним, посадив его на колени, а самой сев на мяч.

Развитие вестибулярного аппарата у детей

«Папин тренажерчик» (с 3 месяцев до года)

 Как правило, это упражнение любят папы, которые не прочь подкачать свои бицепсы.

Когда малыш начинает уверенно держать головку, его можно взять под мышки, повернув лицом к себе, и поднять над своей головой.

Сначала это однократные подъемы-опускания до уровня глаз, потом по мере привыкания ребенка и тренировки ваших рук ребенка можно невысоко подбросить и поймать, со временем подкидывая его все выше и выше.

«По кочкам» (с 6–7 месяцев до года)

 Возьмите ребенка на колени, поддерживая под мышками и приговаривая: «По кочкам, по кочкам, по ровненькой дорожке, в ямку – бух!» Перемещайте его вверх и вниз, иногда резко смещая в сторону и позволяя свалиться в яму. Дети обожают внезапное падение с надежной страховкой.

Развитие вестибулярного аппарата у ребенка: олимпиады годовичков (с 1 до 2 лет)

Как правило, в год дети уже начинают ходить или, как минимум, уверенно стоят на ногах. А значит, надо продолжать учить их прямохождению, прыжкам с поддержкой и без, кувыркам вбок и др.

Висим и качаемся. Малыш в возрасте от года до 2 лет обожает «летать», когда бежит к папе, а тот ловит его и подкидывает вверх. Или просто, стоя на месте, берет под мышки, поднимает, подбрасывает и ловит.

Еще ребенок любит идти между взрослыми, взяв их за руки, и периодически «подвисать», поджав ноги, или раскачиваться вперед-назад на руках. Все это тренирует вестибулярный аппарат.

С 1–1,5 лет можно оборудовать в детской спортивный уголок: с маленьким турником, кольцами (на уровне вытянутых вверх рук ребенка), канатом, качелями, прыгунками и лестницей.

Юный пловец. Если вы решили научить ребенка нырять и плавать, это пойдет на пользу. В воде малыш ощущает себя более легким, и воздействие на рецепторы вестибулярного аппарата будет иным, чем на суше. Это позволит ребенку улавливать более тонкие нюансы восприятия своего тела в пространстве.

Развитие вестибулярного аппарата у детей

«Танцуют все!» Дома стоит почаще устраивать «танцы». Включайте ребенку музыку, чтобы он скакал и кружился сам, либо вальсируйте с ним, взяв его на руки. Учите малыша стоять и прыгать попеременно то на одной, то на другой ножке.

Уличные развлечения. Прогулки на детских площадках тоже способствуют развитию вестибулярного аппарата. Пусть малыш катается с горки и качается на качелях. Можно освоить машинку-каталку, попробовать кататься на самокате или даже на трех- или четырехколесном велосипеде.

Развитие вестибулярного аппарата у ребенка: в поисках баланса (с 2 до 3 лет)

На улице помогайте ребенку закреплять приобретенные навыки: разрешайте ему ходить по линиям, бортикам и бревну, кататься на качелях и каруселях. Примерно с 2 лет малыши обожают прыгать. Обычно они делают это дома на диване. Поддержите своего ребенка в этом занятии и за пределами квартиры.

Батут

В парках аттракционов есть детские батуты и даже целые надувные города, приспособленные для прыжков. Следите только за тем, чтобы в одежде малыша не было жестких деталей (пряжек, ремешков, заколок и т. д.), которые могут травмировать его при неудачном приземлении. А еще смотрите, чтобы по соседству от него не скакали дети, значительно старше и крупнее.

При желании и явном увлечении малыша этим занятием можно купить на дачу или домой в детскую небольшой надувной или сеточный батут.

Развитие вестибулярного аппарата у детей

Спортивный уголок

Если до 2 лет наличие спортивного уголка в детской скорее желательно, чем обязательно, то после двух это приобретение – важное подспорье для физического развития ребенка.

Малышам нравится раскачиваться на кольцах, висеть вниз головой, подтягиваться на турнике, кувыркаться на матрасе, залезать по канату и по лестнице (деревянной и веревочной, вертикальной и под наклоном).

Это факт: вестибулярный аппарат располагается в костном лабиринте внутреннего уха. Его рецепторы воспринимают линейное и угловое ускорение, а также силу тяжести.

Основная функция вестибулярного аппарата – поддержание равновесия. Полное развитие и формирование органа равновесия заканчивается примерно к 12 годам жизни ребенка. При слабости вестибулярного аппарата возникают «болезни движения».

По данным статистики, ими страдают около 5 % населения Земли.

Развитие вестибулярного аппарата у ребенка: юный экстремал (с 3 до 4 лет)

Развитие вестибулярного аппарата у детей

Малышу становятся доступны многие детские аттракционы: большие карусели, качели-лодочка, разнообразные машинки и другие забавы с кручением и вращением. Также не иссякает интерес к батуту и всевозможным лазаниям по разным поверхностям.

«Березки», «мостики» и другие. Ребенок способен делать более разнообразные упражнения: постоять в «березке», перекатиться назад, сделать «мостик», продолжительно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, походить на руках, когда кто-то его поддерживает за ноги…

«Замри, или Море волнуется раз…». Если детей много, можно сыграть в «Замри». Водящий отворачивается от остальных участников и громко говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура (далее называется любое животное или птица) на месте замри!» Игроки должны замереть в той позе, в которой оказались.

Водящий поворачивается, обходит всех и осматривает получившиеся фигуры. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего либо выбывает из игры. Игра развивает не только способность к долгому удержанию равновесия в неудобной позе, но и творческое начало, а также умение терпеть и контролировать свои действия.

В этом возрасте детям нравится также играть в прятки, жмурки, салочки.

Развитие вестибулярного аппарата у ребенка: отряд прыгунов (с 4 до 5 лет)

Развитие вестибулярного аппарата у детей

Батут, качели, парки аттракционов все еще актуальны для четырех- и пятилеток. Но улучшается координация и физические возможности ребенка, а потому ему становятся доступны более длительные, амплитудные вращения и кружения. Стоит продолжать лазание по лестнице и канату, хождение по бревну. Также настало время учить малыша кататься на двухколесном велосипеде.

«Юла». Это незамысловатое, но полезное упражнение, тренирующее вестибулярный аппарат. Вы раскручиваете ребенка на месте или он сам это делает.

Сначала в среднем темпе, чтобы понять, насколько хорошо он перенесет «качку» после того, как откроет глаза: ему будет казаться, что стены, пол – в общем, вся комната потеряла устойчивость.

Постепенно, по мере привыкания к нагрузке, стоит усиливать темп вращения вокруг себя. Так тренируется способность держать равновесие и контроль координации движений.

«Классики». Это упрощенный вариант игры нашего детства. Требуется нарисовать мелом поле для игры, разделенное на квадраты (каждый примерно по 50 см площадью), пронумерованные от 1 до 10.

Смысл игры в том, чтобы прыгать в каждую клеточку и при этом не наступать на прочерченные линии. Сначала можно прыгать на двух ногах без биты (любой круглой металлической коробочки), затем немного усложнять задачу: на одной ноге, с битой, в компании.

Все это великолепно тренирует координацию.

Вестибулярный аппарат отвечает за поддержание равновесия, координацию движений и ориентацию в пространстве. От того, насколько он развит, во многом зависит качество жизни человека. Тренируя его с младенчества, вы подарите своему крохе большие возможности для развития и активных игр со сверстниками.

Источник: https://www.2mm.ru/malysh/razvitie-rebenka/2278/kak-vyrastit-kosmonavta-ili-14-igr-dlya-razvitiya-vestibulyarnogo-apparata-u-rebenka

Развитие вестибулярного аппарата у детей

Все на свете дети – вездесущие непоседы. Такими создала их природа, с рождения заложив в маленький организм огромный энергетический потенциал. И неслучайно: без физической активности невозможен рост и развитие малыша.

Но путь к каждому новому двигательному умению тернист и труден: он сопровождается падениями и неудачами, шишками и ссадинами. Так среди приспособлений, способствующих физическому развитию, появилась полоса препятствий.

Это ограниченное пространство с препятствиями, преодолеть которые невозможно без владения конкретными двигательными навыками. Конечно, вашему крохе не придется ползти под колючей проволокой, или перепрыгивать через глубокие рвы, заполненные водой.

Все препятствия, возникающие у него на пути должны соответствовать возрастным требованиям и быть вполне преодолимыми. Придется немного потрудиться, но тяжело в ученье – легко в бою.

Через небольшой промежуток времени вы заметите, как уверенно шагает ваш малыш, как виртуозно владеет он своим телом. Ведь занятия на полосе препятствий:

  • развивают мышечную силу;
  • тренируют ловкость и координацию движений;
  • совершенствуют работу вестибулярного аппарата;
  • повышают выносливость организма;
  • улучшают осанку.

Мышцы составляют третью часть веса ребенка. Сокращаясь во время нагрузки, они вызывают разнообразные позитивные изменения во всем маленьком организме:

  1. Требуя больше кислорода и питательных веществ – заставляют работать сердце и легкие.
  2. Расширяя сеть капилляров – активизируют все кровообращение в целом.
  3. Совершенствуя движения, способствуют созреванию нервной системы и коры головного мозга.

Впервые полоса препятствий появилась в военном деле для тренировки служащих с целью повышения их боевой и физической подготовки. Со временем, доказав свою эффективность, она стала использоваться в качестве профессионального, туристического, спортивного и развивающего тренажера, в том числе и для детей. Виды этих приспособлений и требования к ним варьируются в зависимости от возраста малыша.

До года

Главным достижением таких ребятишек становится умение самостоятельно передвигаться, правда, пока ползком на четвереньках.

Этот навык самым позитивным образом сказывается на развитии младенца, открывая для него новые горизонты познания, укрепляя мышечный и опорно-двигательный аппарат, а заодно, оздоравливая весь организм в целом.

А тренируют ползание, используя простейшую полосу препятствий. Это может быть:

  • Трек, по форме напоминающий длинный ящик, обитый мягким нескользящим материалом. Этот тренажер позволяет направлять движение малыша, одновременно защищая от падения и скатывания.

Ширина его должна быть достаточной для того, чтобы кроха свободно двигал ручками и мог отталкиваться ножками от бортиков.

Когда ребенок научится ползать по горизонтальной поверхности, задачу усложняют, поставив трек под небольшим наклоном.

  • Туннель – труба из специального прочного синтетического материала, жесткость которой придают вставки в виде тонких металлических обручей. Крепится сооружение к напольному покрытию при помощи надежных липучек.

Развитие вестибулярного аппарата у детей

Занятия на таких тренажерах нужно превратить в веселую игру. Папа пусть запускает кроху на дистанцию, а мама – ждет на финише, ласково подзывая и подбадривая юного спортсмена.

От года до двух

После года малыши начинают самостоятельно ходить. С помощью полосы препятствий родители моделируют ситуации, встречающиеся в повседневной жизни, и учат детей грамотно разрешать их. Поэтому тренажер в таком возрасте представляет собой некие объекты, которые нужно преодолеть разными способами. Чтобы не напугать и не переутомить кроху, стоит:

  1. начать с одного элемента небольшого размера;
  2. показать все возможные пути выхода из сложившейся ситуации: обойти
  3. предмет, перешагнуть или наступить на него;
  4. потренировать каждое действие вместе с ребенком;
  5. предоставить возможность справиться с возникшей проблемой самостоятельно;
  6. усложнить задачу, добавив еще одно препятствие.

В качестве элементов тренировочной полосы можно использовать все что угодно: мягкие игрушки, подушки, книжки, плотные коробки и даже свернутое детское одеяло.

Развитие вестибулярного аппарата у детей

С двух до трех

В два года малыш уже уверенно стоит на ногах. Окрепший позвоночник и мышечный каркас выдерживают довольно высокую нагрузку. А вот координация движений еще только формируется.

Поэтому все внимание – укреплению вестибулярного аппарата, умению ориентироваться в пространстве и управлять своим телом. В полосу препятствий, состоящую из 3-4 элементов, в этом возрасте рекомендуют включать прыжки на мягком и не слишком амортизирующем батуте.

Единственное требование – постоянный контроль и подстраховка со стороны взрослых.

Можно использовать следующие предметы:

  • Дуги различной высоты, проходя через которые ребенок должен нагнуться.
  • Так называемые массажные кочки – ребристые полусферы, по которым нужно прошагать, не потеряв равновесия. Неровная поверхность воздействует на активные точки, расположенные на стопе малыша, стимулируя работу всего организма.
  • Наклонные поверхности, пройти по которым без умения управлять своим телом достаточно сложно.

Если придумать интересный сценарий, то преодоление полосы препятствий станет увлекательной и захватывающей полезной игрой. Например, предложите юным искателям приключений почувствовать себя в роли пиратов, отправившихся за сокровищами или путешественников, пробирающихся сквозь дикие джунгли.

В 3–4 года

Дети этого возраста обычно уже посещают детский сад, и особой популярностью у них пользуются групповые эстафеты, предполагающие преодоление полосы препятствий на скорость. Разнообразнее и сложнее становятся барьеры, вырастающие на пути юных спортсменов:

  • всевозможные горки-лазы;
  • невысокие бум – бревна;
  • турники;
  • лабиринты.

Усложняются и двигательные навыки, необходимые для преодоления преград.

Малыши:

  • перешагивают или перепрыгивают их;
  • обходят по линии – прямой или извилистой;
  • скачут на одной или двух ногах;
  • забираются сверху;
  • проползают под барьером.

Чтобы малыш правильно понял правила игры, сначала объясняем их, затем проходим каждый этап вместе с ребенком и только потом предлагаем проделать весь путь самостоятельно, при необходимости, оказывая помощь.

В 5–7 лет

Детям этого возраста в качестве полосы препятствий можно приобрести настоящий спортивный комплекс.

Главное, чтобы он соответствовал возрастным анатомическим требованиям:

  1. Турник должен быть небольшим – спрыгивание с высоты в этот период противопоказано, так как может вызвать смещение костей таза, еще не сросшихся с крестцовым отделом позвоночника.
  2. Обязательно присутствие рукоходов и гимнастических колец, необходимых для развития силы мышц кисти, плеча и предплечья.

Пригодятся канат и качели для тренировки вестибулярного аппарата.

Шведская стенка и веревочная лесенка станут прекрасными средствами профилактики плоскостопия.

В домашних условиях можно придумать следующее:

  • «Баррикады» – сложите на пути ползущего малыша диванные подушки. Позовите кроху с другой стороны завала – пусть проберется к вам через препятствия.
  • «Туннель» – соедините несколько больших картонных коробок с предварительно вырезанными вентиляционными отверстиями. Малышу будет интересно преодолеть такую дистанцию ползком.
  • «Канатоходца» – обозначьте при помощи малярного скотча или длинной ленты дорожку. Предложите ребенку пройти по ней, не оступаясь, как канатоходец в цирке. Сначала по прямой траектории, затем добавьте повороты, зигзаги и петли. Такая игра прекрасно подходит для детишек младшего возраста.
  • «Зайчика» – разместите на полу несколько свернутых в рулон одеял. Пусть малыш представит, что он зайчик, сначала перешагивая, затем перепрыгивая и обегая препятствия зигзагом.
  • «Болото» – объясните ребенку, что ковер – это болото, разложенные на нем подушки – кочки. Задача крохи – перебраться на другую сторону и не увязнуть в трясине.
  • «Альпиниста» – пусть малыш представит, что один стул – это туннель, через который нужно проползти, другой – высокая скала, на которую он должен взобраться.

Развитие вестибулярного аппарата у детей

Источник: https://infourok.ru/razvitie-vestibulyarnogo-apparata-u-detey-3102202.html

Развитие координации и вестибулярного аппарата у ребенка. Обобщение

«Компания «Пилсан» приветствует Вас в своем блоге. Мы, как производитель развивающих игрушек и товаров для детей, считаем своей главной целью помочь детям по всему миру расти здоровыми и счастливыми. Наши игрушки, товары для детей и игровые комплексы абсолютно безопасны для здоровья детей, способствуют правильному физическому развитию и приносят настоящее детское счастье.»

Это первая статья из цикла материалов по развитию таких функций детского организма, как координация и вестибулярный аппарат. От поздних сроков беременности и до поступления в 1 класс школы.

В ней мы рассмотрим ключевые аспекты развития чувства координации, развитие мозжечка, расскажем об упражнениях, помогающих развивать координацию и вестибулярный аппарат, а также порекомендуем игрушки, которые помогут Вашему малышу правильно развиваться.

Физиологический процесс развития мозжечка

Становление физиологического механизма координации ребёнка начинается еще в утробе матери и продолжается вплоть до того возраста, пока скелет человека не перестаёт расти, а это примерно до 18-20 лет.

В этом процессе важнейшую роль играет развитие мозжечка, который начинает активно расти примерно с 6 месяцев от рождения. В возрасте 1 год и 3 месяца активное развитие мозжечка начинает постепенно ослабевать.

Полное развитие мозжечка ребенка заканчивается примерно к 5-ти годам.

Мозжечок – это сегмент человеческого мозга, располагающийся в затылочной области черепа. Мозжечок состоит из двух отделов — древнего отдела или «червя», и эволюционно более позднего, более нового отдела.

Древний отдел отвечает за обработку сигналов вестибулярной системы, поддерживающей равновесие и координацию движений. Новый отдел отвечает за связь с большими полушариями головного мозга.

Интенсивный рост древнего отдела мозжечка происходит на поздних сроках беременности. Поэтому важно избегать преждевременных родов.

Процесс развития мозжечка после рождения прямо отражается в физических умениях малыша. Период активного развития можно условно разделить по внешним признакам на пять стадий:

  • возраст 5-6 месяцев — ребенок начинает садиться;
  • возраст 8-9 месяцев — ребёнок ползает;
  • возраст 9-10 месяцев – ребёнок уже встает на ножки;
  • возраст 11-12 месяцев – ребёнок делает свои первые шаги;
  • к возрасту полутора лет ребёнок уже уверенно ходит, а иногда даже бегает.

Важно помнить, что бывают случаи индивидуального графика развития мозжечка – в таких случаях ребёнок может немного задерживаться или наоборот опережать обычные сроки. Кроме того, бывают случаи, когда ребенок пропускает стадию ползания. В целом, к полутора-двум годам мозжечок ребенка успешно справляется со всеми базовыми функциями.

Развитие мозжечка в возрасте от 3 до 6 лет переходит на качественно новый этап, ребенок уже владеет всеми основными моторными функциями и начинает их качественно совершенствовать. Именно с этого возраста ребёнку становятся доступными выполнение принципиально новых задач и ускоряется процесс обучения.

Параллельно с развитием мозжечка у ребенка в возрасте от 6 месяцев развивается и вестибулярный аппарат — основа человеческого прямохождения. Вестибулярный аппарат расположен во внутреннем ухе, состоит из двух перепончатых мешочков (круглого и овального), трех полукружных каналов.

Развитие именно данного органа позволяет ребенку делать свои первые в жизни шаги. Нарушения же в развитии вестибулярного аппарата приводят к задержкам в развитии, «пьяной походке», а недоразвитие мозжечка – к гиперактивности и другим нежелательным для ребенка последствиям и синдромам.

Игры и упражнения для развития детской координации

Все виды упражнений и игр на развитие координации у ребенка являются активными физическими. Игры можно условно разделить на два вида – статичные и динамичные. Статичные игры направлены на развитие умения сохранять четко зафиксированное положение тела, а динамичные наоборот – на умение быстро, плавно или наоборот резко менять свое положение в пространстве.

В первую очередь рассмотрим самые простые упражнения на развитие координации. Это очень простые, но в то же время очень результативные упражнения:

  • Простое удержание баланса. Предложите ребенку пройтись по длинной палке или веточке, лежащей на земле, не касаясь подошвой земли. Также в качестве «спортивного снаряда» отлично подойдёт бордюр или поребрик вдоль тротуара у подъезда Вашего дома. Ежедневное использования этого простого приёма на прогулке с ребёнком отлично разовьет ровную походку, способность держать равновесие и управлять центром тяжести тела в более сложных упражнениях.
  • Удержание баланса на движущейся поверхности. Смысл и механика упражнения такие же, как и в упражнении на простое удержание баланса с одним существенным отличием – вместо дощечки или бордюра необходимо использовать качающуюся или движущуюся поверхность. Отлично подойдет лежащее бревно или толстая труба, которая немного поперечно покачивается из стороны в сторону. В усложненном варианте бревно или труба могут быть подвешены на небольшую высоту и покачиваются не только поперечно, но и продольно. Возможно на ближайшей детской площадке есть нечто похожее или небольшой подвесной мостик, который тоже отлично подойдет для тренировки координации.
  • Упражнение с большим мячом «Фитболом». Упражнения с большим мячом очень хорошо развивают координацию. На нем можно лежать на спине или животе, отпускать руки и ноги, стараясь не скатиться с мяча. Можно попытаться на нем усидеть, не касаясь ножками пола. Такие упражнения существенно влияют на улучшение координации и физической ловкости.
  • Прыжки на батуте – великолепное упражнение для продвинутой тренировки координации и вестибулярного аппарата как для детей, так и для подростков. Ритмичные прыжки с плавным ускорением и приземлением способствуют развитию органов внутреннего уха и мозжечка. Кроме того, прыжки на батуте тренируют центральную нервную систему, укрепляют опорно-двигательный аппарат.
  • Качели и горки – ключевой и важнейший и древнейший способ тренировки детской координации. Первые качели для ребенка начинаются сразу после рождения – это его покачивающаяся кроватка. Затем качающаяся коляска. Когда Ваш ребёнок еще не начал ходить, вы уже можете усадить его в специальные детские качели или прокатить его с детской горки. Эти упражнения, привитые с детства, уберегут ребенка от боязни высоты, приучат к частой смене положения тела, заложат важные основы развития координации и вестибулярного аппарата.

Вы можете приобрести качели, горки, а также полноценные игровые комплексы в интернет-магазине Пилсан, установить у себя на лужайке, на даче или даже в игровой комнате в городской квартире и будьте уверены в правильном развитии координации и вестибулярного аппарата Ваших детей.

После базовых упражнений мы бы хотели вкратце рассказать о развивающих координацию и вестибулярный аппарат физических играх. Такие игры можно разделить на два типа – статичные и динамичные.

Статичные игры предназначены в первую очередь для тренировки замираний, балансирования и удержания тела в равновесии в самых различных позах. К таким играм относятся: «Музыка стоп», «Море волнуется», «Статуи», «Штанлер-стоп», «Выбивной» и другие.

Динамичные игры напротив предназначены для тренировки вестибулярного аппарата в условиях постоянной смены положения тела. Эти игры как правило коллективные, для большого количества детей. В таких играх происходит нормальное правильное развитие координации ребенка. К динамичным играм можно отнести: «Мыши водят хоровод», «Солнышко и дождик», «Ручеёк», «Найди себе пару» и многие другие.

Игрушки для развития координации ребёнка

Для полноценного развития координации необходимо обеспечить ребенка игрушками, способствующими его развитию. Минимальный набор игрушек для развития координации включает в себя качалку и толокар или любую другую каталку. Рекомендованный набор состоит целого набора игрушек и принадлежностей для разного возраста:

  • Ходунки и прыгунки – подходят для малышей возрастом от 6 месяцев до года. Ходунки помогают быстрее ставить ножки на пол, ускоряют переход от ползания к стоянию и хождению. Прыгунки ускоряют развитие вестибулярного аппарата. Ритмичные плавные вертикальные движения способствуют правильному развитию мозжечка.
  • Качалки и качалки-каталки – необходимы для детей от 1-го года. Как только Ваш малыш научился держать спинку ровно и сидеть, смело сажайте его на качалку-лошадку. Ежедневные ритмичные покачивания ускорят развитие древней части мозжечка и вестибулярного аппарата.
  • Спортивный инвентарь – для детей от 2-х лет. Как только малыш начал бегать – смело закупайтесь разнообразным спортивным инвентарём. Принадлежности для футбола, баскетбола, боулинга, игра в кольца и любые другие спортивные принадлежности.
  • Сухой бассейн – для детей от 2-х лет. Игры в сухом бассейне значительно ускоряют развитие ориентации в пространстве.
  • Толокары (каталки) – необходимы для детей от 2-х лет. Первый собственный транспорт для Вашего малыша. Помогает развивать координацию и опорно-двигательный аппарат.
  • Веломобили – для детей от 3-х лет. Универсальный педальный детский транспорт, способствующий комплексному физическому развитию ребенка.
  • Качели и игровые комплексы – для детей от 3-х лет. Способствуют не только физическому, но и психологическому развитию, так как идеально подходят для сюжетно-ролевых игр.

Широкий ассортимент игрушек и товаров для детей от компании «Пилсан» способен полностью снять вопрос полноценного развития координации и вестибулярного аппарата ребенка с момента рождения и до поступления в школу.

Источник: https://pilsanstore.ru/company/articles/razvitie-koordinatsii-i-vestibulyarnogo-apparata-u-rebenka-obobshchenie.html

Функции вестибулярных аппаратов у детей

Вестибулярный аппарат у детей созревает раньше других рецепторов и у 6-месячного плода развит почти как у взрослого. Возбудимость вестибулярного аппарата существует с рождения и тренируется у ребенка при его укачивании, вызывающем засы­пание. Однако новорожденный еще не может определять положе­ние тела во внешней среде. В раннем возрасте глазной нистагм слабо выражен.

У детей вестибулярный аппарат более возбудим, чем у взрослых. С возрастом хронаксия вестибулярного аппарата увеличивается: у детей 6—10 лет она меньше, чем в 10—15 лет, у 15—20-летних еще больше.

У здоровых детей вегетативные рефлексы при укачивании вы­зываются при значительно более сильных раздражениях вестибу­лярного аппарата, чем те, которые вызывают нормальные рефлек­торные трудовые, спортивные и другие движения. Под влиянием тренировки вестибулярных аппаратов эти вегетативные рефлексы уменьшаются и даже полностью исчезают.

Например, развитие функций вестибулярного аппарата у детей, систематически зани­мающихся спортом, достигает уровня взрослых, не занимающихся спортом, у мальчиков к 13—14 годам, а у девочек — к 10—и и у подростков, систематически занимающихся спортом, на 2—3 года раньше, чем у не занимающихся спортом.

Наибольшая тренировка вестибулярных аппаратов происходит при упражнениях в качании головой, а также занятиях гимнасти­кой, плаванием, боксом, качании на качелях, прыжках в воду и прыжках с трамплина на лыжах. В состоянии невесомости возбу­димость вестибулярных аппаратов может изменяться.

При тренировке вестибулярных аппаратов одновременно про­исходит тренировка зон зрительной и кожно-мышечной чувстви­тельности в больших полушариях.

Эта тренировка приводит к образованию и укреплению условнорефлекторных связей между этими зонами, что имеет решающее значение для точного ориен­тирования детей в пространстве во время ходьбы, бега, игр, трудо­вых и спортивных движений.С возрастом возбудимость проприорецепторов у школьников увеличивается.

Наименьшая возбудимость проприорецепторов у младших школьников, наибольшая — у старших.

Наибольшая возбудимость проприорецепторов отмечена в дни и часы уроков труда, уроков физкультуры, внеклассных занятий в спортивных секциях, игр и прогулок вне школы, наименьшая — в часы с отно­сительной неподвижностью (на общеобразовательных уроках в школе, во время приготовления уроков).

Возбудимость проприорецепторов повышается в первой половине дня и сни­жается к вечеру.

У старших школьников умственная деятельность (30-минутное чтение художественной литературы) в подавляющем большинстве случаев повышает возбудимость проприорецепторов.

Во время игр или трудовых и физических упражнений возбуж­дение проприорецепторов у школьников приводит к последующему повышению умственной работоспособности. Тренировка проприорецепции ускоряет ее развитие.

Например, способность различать тонус мышечных групп правой и левой руки и величину движений в суставах рук и ног у детей, систематически занимающихся спор­том, значительно выше, чем у детей того же возраста, не занима­ющихся спортом. Развитие проприорецепции у детей, занимаю­щихся спортом, происходит неравномерно и ускоряется в 7—8 и в 13—14 лет.

Кинестезия развивается с возрастом и совершенствуется при тренировке. Способность при выключении зрения тонко различать длину и толщину небольших предметов и вес малых грузов посте­пенно увеличивается у детей и подростков с 8 до 18 лет. У зрячих, при закрытии глаз, и слепорожденных наибольший прирост этой способности отмечается к 13—14 годам.

Однако у слепых вслед­ствие постоянной тренировки эта способность выше, чем у зрячих. С возрастом изменяется точность дифференцирования мышеч­ных усилий при подъеме грузов среднего веса с закрытыми гла­зами. Мышечные ощущения при подъеме этих грузов совершен­ствуются до периода полового созревания, в котором они отчетливо ухудшаются.

После периода полового созревания мышечные ощу­щения снова хорошо дифференцируются и к 16—17 годам дости­гают наибольшей точности. Наиболее точно различаются мышеч­ные ощущения при поднятии грузов в 50—70% от максимальной величины. Чем младше дети, тем чаще их мышечные усилия меньше заданных, а чем они старше, тем чаще мышечные усилия больше заданных.

Точность дифференцирования при сокращении мышц сгибателей пальцев значительно больше, чем при сокращении мышц-сгибателей предплечья.С 3 до 18 лет у мальчиков различение мышечных усилий при движениях кисти точнее, чем при движениях в локтевом суставе.Возбуждение вестибулярных аппаратов ухудшает точность раз­личения мышечных усилий.

У детей, занимающихся спортом, мы­шечные усилия различаются значительно лучше, чем у не занима­ющихся спортом. У детей с возрастом изменяется точность различения амплитуды движений. Наибольшее нарастание точности различения происхо­дит в 8—13 лет, а с 14 до 17 лет она незначительно увеличивается у мальчиков и несколько уменьшается у девочек. Тренировка ее увеличивает.

Наибольшая точность различения амплитуды движе­ний в плечевом и локтевом суставах, меньше в коленном, еще меньше в лучезапястном, пястнофаланговом и голеностопном суставах как с правой, так и с левой стороны.С 8 до 11 лет точность различения движений уменьшается с уменьшением их амплитуды, а в 16—17 лет, наоборот, умень­шается с увеличением амплитуды движений.

Различение темпа движений у девочек 13—16 лет при враще­нии педалей велосипеда в 2 раза больше, чем в 7—8 лет. Девочки 7—8 лет значительно больше ускоряют темп к концу упражнений, чем девочки 9—12 лет и девочки-подростки 13—16 лет. Следова­тельно, чем младше дети, тем меньше они различают частоту движений.

С возрастом это различение становится тоньше, но между девочками 13—14 и 15—16 лет нет существенных отличий. Уже в 13—14 лет лабильность нервной системы становится опти­мальной, а проприорецепция (мышечное чувство) достигает почти максимального совершенства.Скоростно-силовые движения развивают у подростков мышеч­ную чувствительность не только в тренируемом виде движений, но и в других движениях, которые не тренировались.

Под влиянием производственной практики острота кинестезии увеличивается у учащихся ремесленных училищ. Специальные игры улучшают кинестезию, уточняют движения. Ежедневные тренировочные игры развивают координацию движений значи­тельно больше, чем проводимые 2 раза в неделю.

Выполнение движений здоровыми детьми при временном закрытии глаз отчет­ливо уточняет и улучшает кинестезические ощущения, поэтому при последующих тренировках с участием зрения уточняется число попаданий в цель.

Таким образом, временная тренировка с за­крытыми глазами увеличивает самостоятельность кинестезии, ко­торая при открытых глазах сочетается со зрением, и совершен­ствует ее.

Уже у ребенка 3 лет безусловный проприорецептивный рефлекс на сердце играет значительную роль при непроизвольных движе­ниях, а условнорефлекторное учащение сердечной деятельности при сигнале предстоящей физической работы не всегда бывает у детей 3—6 лет и только с 7 лет наблюдается у всех.

У детей младшего возраста условные рефлексы на изменения работы сердца при физическом труде и физических упражнениях образуются быстрее, но они отличаются меньшим постоянством, чем у детей старшего возраста.

С возрастом роль рефлексов на внутренние органы увеличи­вается, и они все более совершенствуются в процессе формирования трудовых и спортивных двигательных навыков.

Источник: https://nauka03.ru/kharakteristika-osnovnykh-zhiznennykh-yavlenij/funktsii-vestibulyarnykh-apparatov-u-detej.html

Ссылка на основную публикацию