Когда и как начинать знакомство детей со звуками: методики ознакомления дошкольников со звуковым составом слова

Современная начальная школа требует от будущих первоклассников развитого фонематического слуха, умения производить звуковой и слоговой анализ слов, предложений, читать слова, простые предложения и тексты.

Как свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования у детей 4-6 лет появляется стремление к звуковому анализу речи.

Независимо от того, учим мы их читать или нет, дети самостоятельно начинают усваивать отдельные буквы и складывать из них слова. чтобы избежать стихийности в усвоении грамоты, следует своевременно начинать организованное обучение.

Когда и как начинать знакомство детей со звуками

Что входит в обучение грамоте?

Обучение элементам грамоты происходит на основе развития устной речи детей (звуковая культура, словарная работа, формирование грамматически правильной речи, обучению рассказыванию и др.) Одновременно следует работать над развитием наблюдательности, памяти, мышления, внимания ребенка.

  • Занятия по грамоте следует строить так, чтобы дети включались в активную познавательную деятельность, самостоятельно решали поставленные перед ними задачи.
  • Для этого широко используют проблемные ситуации, решение речевых логических задач, дидактические упражнения и игры.
  • Обучение грамоте детей в дошкольном учреждении должно иметь воспитательный характер.
  • Тексты для анализа (рассказы, сказки, стихи, скороговорки) должны быть содержательные, высокохудожественные, способствовать формированию жизненной компетентности детей.

Этапы обучения элементам грамоты

  1. Многочисленные исследования и практический опыт работы дошкольных учебных заведений доказывают важное значение звукового анализа в обучении грамоте.
  2. Операции сравнения, анализа при фонематичном восприятии языка подводят детей к сочетание звуков в слоги, слова, ускоряют процесс овладения правильным чтением, усвоения норм правописания, грамоты, способствуют умственному развитию детей.
  3. Обучение детей дошкольного возраста элементам грамоты проводится в несколько этапов.
  4. Первый этап обучения детей элементам грамоты – это ознакомление со звуками.

Многие авторы отмечают, что эффективнее начинать с ознакомления детей с неречевыми звуками. Для этого можно провести дидактическую игру «Что как звучит?» (бумага, стаканы с водой, погремушка, барабан, колокольчик и тому подобное).

Следует обратить внимание детей, что это неречевые звуки, ведь их никто не произносит, но мы их слышим. Во время прогулки хорошо предложить детям определить, какие неречевые звуки они слышат: шорох листьев, шум или гудение машины и тому подобное.

Ознакомление со звуками

Далее переходим к знакомству с языковыми звуками. Еще К. Ушинский предложил изучать звуки не в алфавитной последовательности, а начинать с гласных звуков, затем перейти к ознакомлению с согласными звуками.

Этот метод является эффективным, потому им пользуются до этого времени.

Сначала педагог предлагает детям прослушать «песенки»: А-а-а, О-О-о, У-у-у, И-и-и, ы-ы-Ы, Е-е-е. Он рассказывает детям, что эти звуки являются языковыми – мы их произносим. Они называются гласными, потому что мы их поем голосом.

Артикуляция гласных

Далее следует уточнить артикуляцию гласных звуков.

Педагог предлагает пропеть звуки в такой последовательности: А-О-У. Говорит, что ротик сначала рисует большой круг – дети пропевают «А-А-а», потом среднее – «О-О-О», а потом совсем маленькое – «у-у-у». Далее дети поют в такой последовательности: И-Э.

Педагог говорит, что теперь ротик улыбается – дети поют: «И-и-и», потом улыбка становится шире – «ы-ы-Ы», теперь он почти смеется – «э-э-Э».

Педагог обращает внимание детей на то, что когда мы произносим гласные звуки, воздух выходит свободно, ему ничего не препятствует, наш ротик открыт. Именно поэтому этот звук имеет такую отметку, как открытый ротик.

Обязательно нужно обратить внимание детей на то, что гласных звуков только шесть.

Закрепить знания детей о гласных звуках можно с помощью разнообразных игр: «Какой это звук?», «Поймай звук».

  • Игра «Оживи кружок», в которой дети по очереди нажимают на символ гласного звука и называют любой громкий звук, поможет детям хорошо запомнить все гласные звуки.
  • Второй этап обучения детей элементам грамоты – знакомство со слогами.
  • Этот этап тесно связан с третьим этапом, во время которого идет ознакомление детей с понятием «слово».

Ознакомление со словами и слогами можно провести следующим образом: сначала повторить знания о гласные и согласные звуки, затем перейти непосредственно к слогов и слов. Рассказ о них также может быть в форме небольшой сказки.

Сказка о звуках

Гласные и согласные звуки стали дружить и ходить парами. Но у некоторых пар не получалось что-то сказать. Например, взялись за руки Д и И (скажем все вместе: «ДИ»), но это ничего не значило.

Они очень расстроились, поэтому их пришли утешать звуки В и О и рассказали, что у них тоже ничего не получается (все вместе – «ВО»). Поэтому они взялись все вместе за ручки: ДИ-ВО.

Вдруг прибежали другие звуки и начали их приветствовать: «У вас получилось ЧУДО!» И действительно это было чудо, потому что отдельно они ничего не значили, а вместе составили слово – «чудо».

Другие звуки тоже начали становиться по двое и даже по трое, а потом подходили к другим таким группкам и составляли слова. Такие группки звуков начали называть составами, ведь из них складывается слово.

Звуки образовывали составы а, затем объединялись в слова. Но заметили, что согласные звуки не могут сами образовывать составы, а только с помощью гласных звуков. Тогда возле одного гласного могло собраться два, а иногда и три согласных звука.

А гласные звуки могут образовывать частицы слова – слоги – и без согласных. поэтому звуки пришли к выводу, что сколько в слове гласных звуков, сколько и слогов..

После ознакомления с понятием состава дети учатся определять количество слогов, подставляя руку под подбородок: сколько раз оно коснется руки при произнесении слова, столько в этом слове и слогов.

Ознакомление детей со словом

При ознакомлении детей с понятием «слова» стоит обратить внимание на то, что сочетание звуков в слове и просто сочетание разнообразных звуков отличается тем, что слово имеет значение, а простое сочетание звуков значения не имеет.

Третий этап обучения детей элементам грамоты – ознакомление с предложением.

Для этого пригодятся предметные картинки. Например, можно взять три картинки, на первой из которых изображена девочка, на второй – девочка, которая рисует кисточкой, на третий – цветок.

Педагог с детьми рассматривает картинки и замечает, что все, что на них изображено можно назвать словами. Дальше ознакомления с предложением можно продолжить так.

Дети, посмотрите, кто изображен на первой картинке? (девочка). А что делает девочка на второй картинке? (рисует) А что изображено на третий? (цветок). Дети, за каждой картинкой вы назвали слово.

А теперь давайте соединим эти слова: «Девочка рисует цветок». Мы с вами о чем-то рассказали. Когда слова собираются вместе и о чем-то рассказывают, то это называется – предложения. Итак, давайте вместе произнесем наше предложение (дети проговаривают предложения).

А теперь посчитаем, сколько слов в нашем предложении. В нашем предложении три слова. давайте попробуем изменить предложение так, чтобы в нем стало пять слов. Девочка (какая?) – маленькая, веселая, светловолосая и тому подобное.

Цветок (какой?) – красный, красивый, яркий, нежный и тому подобное. Добавим к нашему предложения слова-признаки: «веселая» и «красная». А к словам-признакам подберем картинки, на которых изображены веселое личико и красное пятно. Вот что получилось: «Маленькая девочка рисует красный цветок».

Давайте посчитаем слова в новом предложении. Теперь наше предложение состоит из пяти слов.

Закрепление знаний

  1. Для закрепления полученной информации можно предложить детям самим составить предложения с опорой на предметные картинки и определить количество слов в составленном предложении.
  2. Педагогу необходимо объяснить детям, что в предложении каждое слово имеет свое место, и на примере любого деформированного текста можно продемонстрировать это утверждение и предложить детям составить предложение правильно.
  3. Упражнять детей в составлении простых распространенных предложений можно с помощью игр «Расшифруй картинку», «Кто придумает самое длинное предложение», «Составь предложение по схеме» и тому подобное.

Детям следует объяснить, что предложение можно изменить, не меняя слов, а сменив интонацию. так можно образовать предложения-вопросы и предложения-оклики.

Четвертый этап обучения детей элементам грамоты – знакомство детей с графическим изображением звуков – буквами. На этом этапе подробно останавливаться не будем, ведь это отдельная тема.

Следует подчеркнуть, что предложенные приемы не догма, в работе можно использовать и другие приемы. Главное, чтобы информация, которая подается была изложена в доступной и игровой форме.

Источник: https://podrastu.ru/doshkolnoe-obuchenie/obuchenie-rebenka-gramote.html

Методика ознакомления детей со звуковым составом слова

В процессе ознакомления со звуковым строением слова необходимо сделать звучащее слово объектом специального наблюдения и анализа.

Звуковая сторона речи рано становится предметом внимания ребенка. Он замечает особенности произношения других людей, приводит конкретные примеры неправильного произношения, замечает разницу в отдельных звуках.

Однако самостоятельно разложить слова на звуки не умеет. Это объясняется тем, что в повседневном общении задача анализа звуковой стороны слова перед детьми не встает. Ее необходимо решать только в связи с обучением грамоте.

Ознакомление детей со звуковой стороной слова начинается еще в младших и средней группах, когда в процессе воспитания звуковой культуры речи в упражнениях и речевых играх они учатся внятно и четко произносить звуки, вслушиваться в звучание слов, различать на слух сходные и различающиеся слова, произносить их с разной силой голоса и в разном темпе. Детей учат вслушиваться в стихотворения, в рифмующиеся слова, замечать в них часто повторяющиеся звуки. Постепенно они осваивают значение слова звук. Все это позволяет обратить внимание детей на звуковую форму слова. Данная работа продолжается затем и в старших группах.

  • Для этого используют разнообразные методические приемы, направленные на выделение звука и осознание его смыслоразличительной роли:
  • — произношение слов с интонационным выделением звуков;
  • — вслушивание в звучание разных слов (длинные, короткие);
  • — выделение часто повторяющихся слов и звуков в потешках, песенках, стихах;
  • — сравнение слов-синонимов (врач – доктор, веселый – радостный: смысл слов близкий, а звучание разное);
  • — сравнение многозначных слов, омонимов (иголка; ключ – звучание одинаковое, а смысл разный).
  • Ознакомление со звуковой и смысловой стороной слова помогает формированию представлений о слове как единице языка и является основой для последующего обучения анализу его звуковой структуры.

Подводить детей к звуковому анализу начинают в средней группе. Этот этап рассматривается как пропедевтический (подготовительный) в последующем обучении звуковому анализу, а затем и чтению. Методика работы с детьми пятого года жизни исследовалась Н. В. Дуровой.

Для решения задачи подготовки детей к звуковому анализу необходимо научить их восприниматьслово не как единый звуковой комплекс, а как некое структурное образование, состоящее из отдельных звуков, т.е. научить слышать в слове отдельные звуки.

Способом выделения звука в слове является особое произнесение слова – с интонационным, особо подчеркнутым выделением в нем одного звука (протяженное произнесение отдельных звуков).

При нормальном произнесении слов в повседневном общении такая задача не ставится.

Поэтому ребенка нужно специально научить особому протяжному произнесению звука, интонационному выделению его (дддом, кккот).

При этом слово следует произносить слитно – нельзя отрывать один звук от другого. В данном случае артикуляция начинает играть особую роль, выполнять функцию ориентировки в слове.

Овладению способом интонационного выделения звука помогают приемы сравнения звуков речи с «песенками» ветра – шшш, насоса – ссс, их произношения, обнаружения звука («песенки») в произносимых взрослым (с интонационным выделением звука) словах.

Для этого подбирают слова, которые можно произносить протяжно (с шипящими, сонорными согласными). Далее детям предлагают назвать картинки, игрушки так, чтобы была слышна «песенка» ветра: шшшар, кошшшка, карандашшш; «песенка» жука – жжжук, ножжжницы. При таком произнесении становится понятно, что звуки в слове следуют один за другим.

Исследователи подчеркивают, что необходимо добиваться усвоения обобщенного способа выделения любых звуков в словах, а не выделения какого-либо определенного звука.

Постепенно вместо слова песенка начинает употребляться слово звук. Умение произносить слова с интонированием звука закрепляется в игровых заданиях «Скажи, как я», «Скажи, чтобы все услышали в слове масло звук с», «Назови слова».

Когда дети освоят способ интонационного выделения звука в слове, их начинают учить определять, на каком месте находится нужный звукв начале, середине или конце слова.

Затем дети сами называют слова, в которых есть нужный звук. Сначала специально подбираются картинки и игрушки, в названии которых есть данный звук, что облегчает выбор слова.

В процессе восприятия наглядного материала и произнесения слов дети продолжают осваивать способ интонационного выделения звука. Постепенно они овладевают умением самостоятельно, без опоры на наглядный материал, называть слова с определенным звуком.

Это умение закрепляется в разнообразных играх (методика организации игр описана в указанной выше методической литературе).

  1. Следующий этап работыформирование умения называть изолированный звук и выделять в слове первый звук.
  2. Детям предлагаются для интонационного выделения не только твердые согласные звуки, но и мягкие: пппетух (п’), кккит (к’).
  3. Объяснение мягкости и твердости звуков дается в игровой форме: парные фонемы (м–м с–с’) называют «братцами»; твердые фонемы – «сердитыми», мягкие – «добрыми».

Для ознакомления детей с этими названиями и способами выделения твердых и мягких звуков создаются игровые ситуации, например вносят две одинаковые куклы с разным выражением лица, одетые в разные костюмчики.

Одна кукла – мальчик с сердитым нахмуренным лицом – одета в синий костюмчик, другая – улыбающийся мальчик в зеленом костюмчике.

Дети должны определить первый звук в названии картинки и в зависимости от его твердости или мягкости отдать картинку той или иной кукле (впоследствии, уже в старшей группе, после ряда таких игр дети легко усваивают действие замещения мягких согласных звуков зелеными фишками, а твердых согласных – синими.)

Для демонстрации следования звуков рекомендуются специальные пособия, моделирующие последовательное появление (и исчезновение) звуков при произнесении слова.

Одно из пособий – табло – линейка большого размера (4 на 10 см) с рядом окошек-квадратов и с передвигающейся планкой того же цветового тона, на конце которой нарисован синий квадрат – «звук».

При протяженном произнесении педагогом первого звука в слове планка передвигается так, чтобы в первом окошке появился нарисованный на конце синий квадрат («звук»). Квадрат находится там до тех пор, пока звучит первый звук.

При начале произнесения второго звука синий квадрат исчезает в первом окошке и появляется во втором и т.д. Когда звучание слова прекращается, квадрат («звук») исчезает совсем.

Таким образом, дети одновременно слышат протяженное произнесение и следят за последовательным появлением и исчезновением «звуков» в окошках линейки.

Второе пособие – специально изготовленный прибор, в котором в соответствии с последовательным и медленным произнесением звуков поочередно загораются и гаснут синие лампочки. Таким образом, детей знакомят с динамикой и линейностью слов, демонстрируют им слово как последовательность звуков.

Другая форма демонстрации «динамики» слова – когда окошки в линейке последовательно заполняются «звуками». Появившийся в окошке квадрат – «звук» не исчезает после того, как открывается следующее окошко.

(Аналогично во втором пособии лампочки не гаснут, а последовательно загораются) Эта форма демонстрации динамики слова подводит детей к схеме слова, которой им предстоит в дальнейшем пользоваться при освоении звукового анализа.

В старшей группе ставится задача формирования у детей умения производить звуковой (фонемный) анализ.

Фонема (от греч. phonema – звук), основная единица звукового строя языка, предельный элемент, выделяемый линейным членением речи.

  • Звуковой анализ слов в современной методике понимается как:
  • 1) выяснение порядка следования фонем в слове;
  • 2) установление различительной функции фонем;
  • 3) выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.
  • Это значит, что дети должны уметь не только устанавливать последовательность звуков в слове, но и давать им качественную характеристику (гласный, согласный, твердый, мягкий).
  • Звуковой анализ помогает раскрыть перед ребенком «основной принцип построения звуковой формы слова, по которому звуки в слове расположены в определенной последовательности».
  • Действие звукового анализа рассматривается как особое умственное действие, формирование которого проходит ряд этапов, как и любое умственное действие
  • На первом этапе детей учат определять порядок, последовательность фонем.

С этой целью используется не только уже освоенный ими способ интонационного выделения звуков. Дошкольники не могут, опираясь только на произнесение, устанавливать порядок следования звуков. Поэтому Д. Б. Эльконин предложил моделирование структуры слова в виде картинки-схемы его звукового состава.

На картинке изображается предмет, слово-название которого должно быть проанализировано. Под картинкой дается графическая схема звукового состава, представляющая собой горизонтальный ряд клеток по числу фонем.

Кроме картинки с графической схемой звукового состава, дети получают несколько одноцветных фишек (одинаковые кусочки картона, пластмассовые пластинки, кружки нейтрального цвета – серые, белые), которыми должна последовательно заполняться схема на основе последовательного выделения звуков данного слова.

Картинка и схема позволяют наглядно показать слово в предметном плане. Схема подсказывает ребенку количество звуков в слове и одновременно помогает контролировать действия по выделению звуков. А фишки являются заместителями (символами) звуков.

Следует особо подчеркнуть, что к этим сложным формам моделирования можно переходить лишь в том случае, если дети научились интонационно выделять звуки и на основе этого определять их место в слове.

Педагог должен познакомить детей со схемой звукового состава слова.

Это делается на примере слова ау: слово произносится протяжно, выделяется первый звук а, и воспитатель изображает его мелом на доске – рисует квадрат.

Затем выделяется второй звук – у и рядом с первым квадратиком рисуется второй. Обсуждается, какой звук изображен первым квадратом, какой вторым.

Воспитатель указкой показывает на клетки, затем медленно ведет по ним слева направо, а дети произносят тот звук, на котором задерживается указка.

Далее демонстрируется картинка (мак) со схемой звукового состава. Дети вслед за воспитателем произносят слово мак с интонационным выделением звуков, ведя указкой по своей схеме и задерживая указку поочередно на каждой клеточке и одновременно выделяя звук голосом.

После того как дети хорошо познакомятся со схемой, воспитатель переходит к формированию действия звукового анализа. На последующих занятиях их учат замещать звуки фишками.

Звуки поочередно выделяют интонацией, произносят изолированно и фиксируют фишками. Это действие отрабатывается многократно на разных словах.

Хорошо отработанное действие интонационного выделения звука в слове является основой будущего грамотного, без пропусков письма.

Сначала для анализа предлагаются слова из трех звуков: мак, сыр, дом, кит, кот, шар, лук, жук, дым, нос, рак.

После их анализа рекомендуется вводить в обучение различение гласных и согласных звуков.

На примере одного из проанализированных слов выделяется гласный звук (его можно выкрикнуть; когда его произносят, ничего «не мешает» во рту – ни губы, ни зубы, ни язык).

Дети находят гласные звуки во всех ранее проанализированных словах и обозначают их фишками красного цвета.

В дальнейшем детей знакомят с согласными звуками (их нельзя ни выкрикнуть, ни пропеть, их произнесению всегда что-то «мешает»). Дети называют с опорой на картинку и схему согласные звуки в проанализированных ранее словах.

Если они уже хорошо умеют различать твердые и мягкие звуки («братцы»), то сразу вводятся названия «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук». Для их обозначения (замещения) на схеме используются фишки синего и зеленого цвета.

Фишки нейтрального цвета убирают совсем.

После ознакомления с согласными и гласными звуками переходят к анализу слов из четырех звуков. Авторы методики предлагают следующие слова: пила, луна, рыба, лиса, сани, мыло, гуси, бусы. Дети легко справляются с их анализом.

Усложнение происходит за счет сравнения слов, звуковых игр. (Дети выполняют роль гласных и согласных звуков. Например: «Подойди ко мне, первый гласный звук, а теперь второй согласный» и т.д.

; игра «Назови слова» – дети называют слова с определенным звуком, слова, которые начинаются, например, с третьего звука слова роза; дети называют слова по моделям (схемам) их звукового состава; игра «Угадай-ка» и др.

) Картинки-схемы заменяют только схемами слов, полосками бумаги без рисунков.

Следующий этап работыобучение вычленению ударного звука.

Сначала дети выделяют ударный слог. В процессе звукового анализа слов ребенок точно фиксирует на схеме место ударения. Для этого используется фишка другого (черного) цвета.

В конце обучения детям предлагают слова из пяти звуков типа слива, замок, мишка, мушка. Постепенно отпадает необходимость в схеме звукового состава, остаются только фишки, с помощью которых дети составляют слова на столах.

Итак, дети овладевают звуковым анализом слов. К концу года они должны уметь анализировать любое предложенное слово; различать гласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки; свободно ориентироваться в звуковой структуре слова; подбирать слова по предложенным моделям.

  1. Таким образом, звуковой анализ проходит в своем формировании следующие стадии:
  2. — интонационное выделение последовательности фонем и общий фонемный анализ слова с опорой на картинку-схему и фишки;
  3. — дифференциация гласных и согласных фонем;
  4. — установление места ударения в слове;
  5. — дифференциация согласных фонем по твердости и мягкости (в дальнейшем – по глухости и звонкости) и моделирование основных фонематических отношений в слове;
  6. — проведение звукового анализа без опоры на наглядность – графической схемы, а затем постепенно и отказ от фишек.
  7. Полный звуковой анализ осуществляется в уме (во внутреннем плане).
  8. На протяжении всего периода обучения дети выполняют различные задания, закрепляющие их представления о звуковом строении слова и умение производить звуковой анализ:
  9. — определить место звука в слове;
  10. — подобрать слова с заданным звуком;
  11. — определить первый и последний звук в слове;
  12. — определить последовательность звуков в слове;
  13. — сравнить звуковое строение слов, состоящих из одних и тех же звуков (сон – нос, кот – ток);
  14. — сравнить звуковое строение слов, различающихся одним звуком (мак – рак, дым – дом) (это помогает уяснить смыслоразличительную роль фонемы);
  15. — варианты игры «Живые звуки»; дидактические игры;
  16. — компьютерные игры на звуковой анализ.

В подготовительной к школе группе на основе звукового анализа детей обучают чтению. Само действие звукового анализа также совершенствуется. Дети выполняют разнообразные задания в играх «Назови слова с заданным звуком», «Найди свой домик», «Кто внимательней», «Назови слова по модели», «Цепочка слов».

Источник: https://students-library.com/library/read/54020-metodika-oznakomlenia-detej-so-zvukovym-sostavom-slova

Занятие с детьми дошкольного возраста «Знакомство со звуками и буквами»

Но кто это нам мешает? Это мои игрушки: лисенок, ежонок. А у них есть знакомая мудрая сова, которая всегда сообщает им много интересного. Но что случилось?

Ежик и лисенок решили рассказать вам сказку о планете звуков и букв. А вы знаете, что такое звуки речи и буквы?

Послушаем их сказку? Узнаем, какие бывают звуки и буквы. Придется совершить космическое путешествие.

Нам понадобиться транспорт, – какой?

Рисуем ракету.

 ЗВУКИ.

МОЖЕМ ОТПРАВЛЯТЬСЯ, ЗАКРОЙТЕ ГЛАЗА – (появляется космическое пространство с планетами.)

Планета звуков невидимая и очень большая. Она окружает нас повсюду, потому что звуки есть везде, но их нельзя увидеть. Их можно услышать и произнести.

Закройте глаза – что вы слышите? Аудио запись.

Как работает наша ракета? Вы правы, мы слышим это. А это значит, что мы уже приближаемся к планете звуков.

  • Мы пролетаем созвездие Льва – как он с нами здоровается?
  • Овена-барана?
  • Большая и малая медведицы?

Это звуки, которые издают животные, а люди произносят звуки речи. Из звуков речи состоят слова. И мы прекрасно понимаем друг друга.

  1. ФИЗМИНУТКА
  2. Космонавт не ленись,Вправо, влево повернись,Руки вверх, руки внизНаклонись, назад прогнись,На одной ноге постой,На другой ноге постой -Это сделать нелегко.
  3. Теперь прыгай высоко.
  4. ЗВУКИ ГЛАСНЫЕ
  5. Какие же они звуки речи?

Однажды солнышко придумало им имена. А случилось это так. На одной стороне планеты жили звуки, их пригревает солнышко и они пели, гласили – А О У Э Ы И. Да, эти звуки мы произносим с помощью только голоса. И называли их — гласными звуками.

ЗВУКИ СОГЛАСНЫЕ

На обратной стороне звуки — не умели петь, живли не весело, солнышко их не грело. Звуки страдают и при этом одни кряхтели – КККККК, гневались – ГГГГГ, рычали – РРРРР, шипели – ШШШШ, пыхтели – ППППП. Да, здесь уже одного голоса не достаточно, а есть звуки, которые Произносятся без голоса. Что же помогает нам с вами произносить эти звуки речи. Отгадайте загадки: когда мы едим – они работают,

Когда не едим – они отдыхают,Не будем их чистить — они заболят. (Зубы)

Посильней ты их раздуй.На горячее подуй. (Щеки)

  • Всегда он в работе,Когда мы говорим,
  • А отдыхает, когда мы спим. (Язык)

Да, эти звуки мы произносим с помощью губ, зубов и языка. Солнышко сказало им: “Негоже вам так жить. Гласные дружные и веселые. Вам надо с ними подружиться и стать опять счастливыми.

— Согласны? – улыбнулось солнышко. – Согласны. Согласны! – хором ответили звуки, которые так и назвали со-гласные. Теперь гласные и согласные станут опять жить в мире, дружбе и со-гла-сии.

БУКВЫ

Затем звуки – невидимки – мы же их только произносим и слышим, захотели показать себя. Тогда они стали надевать красивые костюмчики и так появились буквы, которые мы пишем, видим и читаем.

Звуки мы произносим и видим, а буквы пишем и читаем.

Обведите буквы, которые вы знаете. (Обводим буквы.)

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/uroki/zaniatiie-s-diet-mi-doshkol-nogho-vozrasta-znakomstvo-so-zvukami-i-bukvami

Методические рекомендации для родителей на тему «Как знакомить детей с буквами» (старшая группа)

Характеристика и образ буквы соответствуют самому значку, а не словам, которые на эту букву начинаются.

Для маленького ребенка недостаточно сказать «А – автобус». У ребенка среднего дошкольного возраста еще не сформировались ассоциации, которые есть у взрослых. Мир детей – это особый мир, со своими представлениями, поэтому знакомить ребенка с буквами надо с помощью доступных ему понятий. От обычных слов и знакомых образов надо плавно переходить к изучению букв.

Занимаясь с ребенком, представляйте каждую букву, как нового друга.

Вырежьте из разрезной азбуки красочные буквы, наклейте их на плотный картон. Можете приобрести магнитную азбуку и прикреплять буквы к металлической поверхности, например к холодильнику. Очень хорошие буквы из прессованного картона, собранные в ячейках в алфавит.

Их можно вынуть из своего «домика», потрогать, поиграть. Есть мягкий конструктор с буквами, который можно намочить и играть в ванной. Буквы должны стать реальными. Основное занятие ребенка дошкольного возраста – игра. Изучая буквы, дети играют с ними.

Буквы «оживают» и становятся такими же любимыми, как мишки и куклы. Значит, у них должны быть имена или названия, как у всех окружающих предметов. Буква «Ж» очень похожа на жука, она тоже умеет жужжать.

Букву «Т» можно взять в руки и постучать как молотком, потому что буква «Т» похожа на молоток. У буквы «У» такие же рожки, как у улитки.

Ежедневно показывайте ребенку новые буквы. Читайте звук, а не название буквы: «Посмотри, это буква «М» (а не «эМ»), это буква «Н» (а не «эН»)». Обращайте внимание ребенка на элементы буквы, например: «Р» состоит из палочки и дуги. Попросите провести пальчиком по элементам буквы.

После того как обвели букву, спросите ребенка, на что она похожа. (В – очки, Г – кочерга, Д – дом, О – обруч, П – ворота в парк и т.д.) При таком подходе дети никогда не перепутают даже внешне похожие по написанию буквы, потому что у каждой свой неподражаемый облик.

Ребенок запоминает именно образ буквы и быстро связывает этот смысловой образ со знаком.

Первые правила, обязательные для успешного обучения чтению:

— Играйте! Игра — естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.

— Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.

— Скорее важна не длительность занятий, а их частота. Будьте последовательными в обучении чтению.

  • — Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими — ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.
  • — Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду.
  • — Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра и все, что вам подскажет ваша фантазия).
  • — Нежелание ребенка заниматься — знак того, что взрослый превысил возможности ребенка. Остановитесь и подумайте, что сделано не так?
  • — Ребенок — это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!

— Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.- Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.

  1. — Никогда не начинайте занятия, если у вас или вашего ребенка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха!
  2. Тренировка удержания порядка следования букв:
  3. Ребенку предлагается выкладывать узор из мозаики по образцу, но не по элементам, как обычно, а начиная с левого верхнего угла двигаться слева направо, построчно сверху вниз.

2. Ребенок «читает» последовательности цветных точек. На карточках предъявляются 4 строчки разноцветных точек по 14 в каждой, ребенок должен последовательно слева направо и сверху вниз перечислять встречающиеся на карточке цвета.

Что нужно сделать еще до того, как ребенок начнет учиться читать? Развивать необходимые навыки. Какие?

— Узнавание форм, распознавание незначительно различающихся деталей. Помогут игры, которые побуждают ребенка тщательно рассматривать картинку, сравнивать форму деталей; мозаики различной степени сложности, головоломки-пазлы, картинки, в которых нужно отыскивать спрятанные формы, вообще любые игры, развивающие наблюдательность.

— Умение располагать элементы в последовательности. Помогут игры и упражнения, в которых нужно располагать элементы по порядку, но именно слева направо. Например, можно дать малышу наборы предметов одинаковой формы, но незначительно различающиеся по размеру, и попросить его расположить их по порядку слева направо.

— Развитие восприятия звуков на слух.

Пяти-шестилетний ребенок способен различать звуки на слух, может назвать слово, начинающееся с определенного звука, найти место звука в несложном слове (какой по порядку?).

Все эти действия называются звуковым анализом слова. Если ребенок умеет выделять звуки в словах, определять их последовательность, значит, он готов к овладению чтением и письмом.

Но такая готовность может и не возникнуть у малыша сама по себе.

Четырехлетнего ребенка учите выделять звуки в слове, подчеркнуто произнося определенный звук. Это начальный этап подготовки к обучению звуковому анализу слов. Согласные звуки можно выделять, произнося их протяжно, длительно (ЖЖЖук, ШШШапка, еЖЖЖ, коШШШка).

Гласные выделяются протяжным произнесением (дОм, кОт). Задавайте малышу вопросы: «С какого звука начинается слово УУУж?», «Какой звук слышится после звука «у»?» Используйте в качестве наглядного материала кубики, картинки, игры.

Занятие не должно длиться больше 5-7 минут.

С 5 лет уделяйте звуковому анализу большее внимание. Можно перейти к анализу слов из 3 звуков (дом, сыр, кот, лес, шар, кит, рак), а потом из 4 и 5 (лиса, бусы, луна; домик, грибы, сапог). Занятия также нужно проводить в игровой форме.

Основой для занятий могут послужить следующие упражнения.

— Определение первого и последнего звука (не буквы!) в слове. Заметьте, именно звуков! Так, называя звуки в слове «дуб», ребенок последним называет «п». Не поправляйте его. Ваша задача — отработать различение звуков в слове.

— Называние всех звуков (не букв!) в слове по порядку.

— Называние всех слов, начинающихся на определенный звук, например на звук «с».

— Выстраивание звуковой цепочки: СлоН — НогА — АвтомобиЛЬ — Л уК — КоТ и т. д.

— Поиск рифмы к заданным словам. Вы задаете слово — ребенок подбирает подходящее по звучанию (шишка — мишка, ночка — кочка, шар — пар, топор — забор).

Некоторые специалисты рекомендуют знакомить малыша с понятиями гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных, глухих и звонких звуков…

А еще учить ребенка представлять звуковой состав слова в виде модели, когда каждый звук обозначается фишкой определенного цвета. Конечно, рекомендации для таких занятий найти не проблема, литературы сейчас достаточно.

И все же эта работа требует от родителей не только терпения и желания, но и специальной подготовки. Поэтому, если вы не владеете этими знаниями, ограничьтесь играми со звуками и словами. Этого вполне достаточно, если речевое развитие ребенка идет нормально.

Остальную работу по обучению ребенка звукобуквенному анализу сделает учитель в школе. Если же вы заранее предвидите у малыша какие-то затруднения, лучше обратиться за помощью к специалисту-логопеду.

Бывает, что родители дома или воспитатели в детском саду в педагогическом азарте моделируют школьные уроки. При этом стараются удержать малыша именно за учебными заданиями — заполнением прописей или решением типовых задач.

Стоит ли удивляться, что такая «интенсивная подготовка к школе» заранее способна отбить у будущего первоклассника интерес к учению. Надеемся, что в предлагаемых дальше играх и упражнениях ваш ребенок овладеет необходимыми навыками и в то же время не потеряет желания учиться.

Множество других увлекательных заданий вы найдете в специальных изданиях или сможете придумать сами.

  • Самое ценное, что вы можете дать ребенку в процессе таких занятий, — привить вкус к игре, к работе со словом, показать, что это занятие доставляет массу удовольствия и каждый раз приносит новые открытия.
  • Предлагаю несколько игр, которые помогут вашему ребенку выучить и запомнить графические изображения букв.
  • Игра с пластилином.

Слепите вместе с детьми буквы из пластилина, а затем прикрепите их на гладкие дощечки, которые позже можно будет использовать для тактильного исследования. Попросите ребенка закрыть глаза и попытаться на ощупь определить, какая это буква. Вместе с ребенком можете вылепить буквы из теста, а потом испечь из них печенье.

  1. Игра со счетными палочками или мозаикой.
  2. Дети с удовольствием выкладывают буквы из счетных палочек или мозаики.
  3. Ниткография.

С помощью толстой шерстяной нитки или веревочки можно изобразить букву на кусочке фланели. Этот метод называется «Ниткография».

Буквы из поролона.

Взрослый может научить малыша делать буквы из гибкого, но прочного поролона, изгибая его в разных направлениях. Буквы из поролона сразу оживают: они могут шевелить «ручками» и «ножками», кланяться и даже ходить по дорожке. Вместе с ребенком сочиняйте забавные истории из жизни букв. Например:

«Буква К увидела издали свою старую знакомую – букву У – и помахала ей «ручкой» (то есть своей верхней косой палочкой). Буква У ответила ей тем же. Подошли буквы поближе, поздоровались за руки и пошли вместе погулять. Пришли буквы в лес и услышали песню кукушки – «ку-ку, ку-ку». Очень понравилась им эта песенка, и решили буквы попробовать спеть её сами.

Вышла вперед буква К, взяла за руку букву У, и они вместе спели КУ, а потом еще и еще раз… Так они пели и веселились, а им вторила кукушка. Наступил вечер и буквы поняли, что заблудились. Что делать? Тогда им на помощь пришла буква А. Она подошла к растерявшимся буквам, поклонилась и встала на место буквы К рядом с буквой У. Получилась совсем другая песенка – АУ…

Так можно придумать множество историй – насколько хватит вашей фантазии. Играя в эту сказочную игру, ребенок будет с интересом учиться читать, складывая свои первые буквы в слоги.

  • Лучше подбирать сочетание букв, которые имеют определенное значение, — короткие слова или звукоподражания.
  • Например:
  • АУ – кричат в лесу, когда заблудились;
  • ИА – кричит ослик;
  • ОХ – говорят, когда что-то болит;
  • НО – погоняем лошадь;
  • БИ – гудит машина.
  • Занятия на прогулке.

На прогулке нарисуйте палочкой на земле буквы и слоги или выложите их из шишек, камешков, желудей или прутиков. Нарисованные на земле буквы можно читать, одновременно шагая по ним.

Игра с красками и водой.

Предложите ребенку поиграть в художника и кистью нарисовать большие яркие буквы. Или вместо краски, смочив указательный палец в воде, нарисовать буквы на поверхности стола. Не забывайте также о цветных мелках, которыми можно рисовать на доске или асфальте. Большое удовольствие доставляет детям рисовать на запотевшем окне.

Развиваем тактильные ощущения.

Для того чтобы ребенок лучше запомнил графический образ букв, полезно научить его узнавать буквы тактильным способом.

Для этого взрослый указательным пальцем «рисует» букву на руке, щеке или спине малыша. Если ребенок уже немного читает, он может тактильно «прочитать» короткое слово из 2-3 букв.

Рисуем буквы в воздухе.

Интересно и полезно «рисовать» буквы в воздухе указательным пальцем или всей рукой, как будто дирижируя. Причем в одном варианте рисует взрослый, а ребенок отгадывает букву, а в другом, наоборот, рисует ребенок, а отгадывает взрослый.

Советуем вам встать перед большим зеркалом и «читать» с ребенком буквы, глядя на своё отражение, иначе все асимметричные буквы будут «смотреть» не в ту сторону.

Если у вас нет подходящего зеркала, загадайте ребенку начертательные загадки, используя лишь симметричные буквы, а именно: А, О, Д, Ж, Л, М, Н, П, Т, Ф, Х, Ш.

Не уставайте хвалить малыша за любые, даже незначительные успехи. Постоянно напоминайте ему, какой он умный и замечательный. Ни в коем случае не заставляйте его заниматься насильно. Как только Вы увидите, что он устал, отвлекается, отказывается отвечать, немедленно прекратите занятие. В противном случае они принесут не пользу, а вред.

Соедини буквы

По всей площади листка бумаги напишите в произвольном порядке печатные буквы, предположим от «а» до «д». Пусть ребенок попробует соединить их в алфавитном порядке. Когда он выучит эту часть алфавита и сможет узнавать буквы в книге, добавьте еще несколько букв. Можно то же самое делать и с цифрами.

Изобразим алфавит

Еще раз обсудите с ребенком, какие буквы алфавита он знает хорошо, а какие пока только узнает. Выберите самую знакомую малышу букву и предложите ему изобразить ее с помощью его собственного тела. Сначала можно показать образец выбранной буквы в книге или на карточке. Удачная идея — подключить к этой игре другого ребенка. Тогда можно изобразить и самые сложные буквы.

Я знаю много букв

Выберите букву, которую ваш малыш уже хорошо узнает. Попросите его посмотреть вокруг и отыскать предметы, названия которых начинаются на эту букву. А найдет ли он букву на вывеске, в табличке с названием улицы, на номерном знаке автомобиля?

Ищем буквы и слова

Первое задание — найти определенные буквы на рекламных объявлениях, магазинных и дорожных вывесках, названиях улиц, афишах… Можно попробовать отыскивать буквы в алфавитном порядке или в порядке букв имени ребенка. Второе задание — отыскать определенное слово на странице текста или на тех же вывесках и объявлениях. Образец слова нужно ребенку дать на отдельном листке.

Ярлыки

Хорошая подготовка к овладению чтением — запоминание целостного образа слова. Для этого сделайте таблички с названиями знакомых ребенку предметов и расположите их в соответствующих местах его комнаты. Например, можно использовать слова «шкаф», «стол», «стена», «окно» и т. д.

Что означают эти знаки?

Во время прогулки с ребенком по городу обратите его внимание на самые разные знаки, символы, обозначения на рекламных плакатах, на различного рода указателях (дорожные знаки, обозначения метро, транспортных остановок). Спросите малыша, что обозначают эти знаки. Когда вы с малышом вернетесь домой, попросите его нарисовать увиденные знаки. Может быть, ему захочется придумать свои знаки и символы. Обсудите эти знаки тоже.

Новый помощник

Если у вас дома есть компьютер, сядьте с малышом перед клавиатурой, и пусть он нажмет на какую-нибудь клавишу — напечатает строчку из одних и тех же букв. Потом строчку других. Наберите крупным шрифтом несколько простых слов и попросите малыша найти на клавиатуре буквы, из которых они состоят. Наберите его имя разными способами: прописными буквами, жирным шрифтом или курсивом.

Источник: https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-roditeley-na-temu-kak-znakomit-detey-s-bukvami-starshaya-gruppa-1242947.html

Знакомство со звуком (а) и буквой А

Цель: познакомить детей с гласным звуком а и буквой А. Учить подбирать слова со звуком а в начале, середине и конце слова. Дать первое понятие о гласном звуке. Развивать мелкую моторику, ориентировки на листе с наклонными линиями при печатании буквы А.

— Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас задания.

  1. — Что называют звуком? (это то, что мы произносим и слышим)
  2. — Что называют буквой? (это то, что мы пишем и видим)
  3. Отгадайте загадки.
  4. Что за чудо — синий дом!
  5. Ребятишек много в нём.
  6. Носит обувь из резины
  7. И питается бензином. (Автобус)
  8. Всех на свете он добрей,
  9. Лечит он больных зверей,
  10. И однажды из болота
  11. Вытащил он бегемота.
  12. Он известен, знаменит.

Это доктор …. (Айболит)

  •     Он большой, как мяч футбольный,
  •     Если спеет, все довольны,
  •     Так приятен он на вкус.

А зовут его …(арбуз)

  1. — Какой звук вы слышите в этих словах?
  2. — Правильно, слышится звук «А».
  3. Артикуляция звука.
  4. — Давайте вместе произнесем звук «А».
  5. Широко рот открываем

Куклу ласково качаем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

  • Рот широко открыт .
  • Губы спокойны (не напряжены и не округлены) .
  • Кончик языка находится у нижних зубов, язык плоский.
  • — Когда мы произносим звук, как выходит из ротика воздух? (легко, свободно)
  • — Есть ли преграда? (воздух не встречает преграды)
  • Если при произношении звука воздух из ротика выходит легко и свободно, не встречает преград, то такой звук называется гласным.
  • — Каким цветом он обозначается?
  • Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»:
  • а, у, о, а, ы, и, а, э, у, а.
  • ом, уф, ам, ур, ат, ит, ык, ар, ау, ок
  • сом, кот, рак, азбука, ананас, ангел, индюк, Англия, умный, овощ, туфли, тапки, бант, бинт, бунт.
  • Игра «Где звук?» (в начале, в середине или в конце слова)
  • Аист, туча, астра, автобус, вата, рама, ракета, глина, река, камень, танк, труба, тайна, мышка, зима, рак, клад, луна, парк?
  • Игра «Придумай слово со звуком А» игра с мячом
  • (- в начале слова, в середине слова, в конце слова)
  • Игра «Придумай предложение»
  • (придумайте предложение со словом Аня)

Физкультминутка. Аист.

  1. — Аист, аист длинноногий
  2. Покажи домой дорогу.
  3. — Топай правою ногой,
  4. Снова – правою ногой.
  5. Снова – левою ногой
  6. После – правою ногой,
  7. После – левою ногой,
  8. Вот тогда придешь домой.
  9. На зарядку солнышко
  10. Поднимает нас.
  11. Поднимаем руки мы.
  12. По команде – раз!
  13. А над нами весело
  14. Шелестит листва
  15. Опускаем руки мы.
  16. По команде – два.

Знакомство с буквой «А». Показ буквы «А».

  • — Вот буква вроде шалаша.
  • Не правда, ль буква хороша!
  • И хоть она проста на вид,
  • А начинает Алфавит.
  • — Вот два столба наискосок,
  • А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

  1. Перед тобою буква А!
  2. — На что похожа буква А?
  3. — Из скольких элементов состоит буква?
  4. Игра «Найди букву А»
  5. Выкладывание буквы из палочек.

— Постройте букву А из пальчиков. Кто догадался, как это можно сделать?

  • Прорисовывание буквы в воздухе.
  • Печатание буквы.
  •  – Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.
  • Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».
  • (Рука сжата в кулачок) Мы делили апельсин.
  •  (Крутим кулачком вправо-влево) Много нас, а он один!
  • (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого) Эта долька для ежа, (Разгибаем указательный пальчик) Эта долька для чижа,
  •  (Разгибаем средний пальчик) Эта долька для утят,
  •  (Разгибаем безымянный пальчик) Эта долька для котят,
  • (Разгибаем мизинчик) Эта долька для бобра,
  • (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево) Ну, а волку — кожура.
  • (Двумя руками показываем волчью пасть) Он сердит на нас — беда!
  • (Складываем руки домиком) В домик прячемся — сюда!

Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/znakomstvo-so-zvukom-a-i-bukvoj-a.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector