Лучшие виды и методы реабилитации детей инвалидов в профессиональных центрах и домашних условиях

Реабилитация детей-инвалидов направлена на полное или частичное восстановление их здоровья, адаптацию в обществе. С этой целью для ребенка разрабатывается индивидуальная программа. В результате реабилитации человек получает возможность учиться, работать, стать полноправным членом социума.

Реабилитация — перечень мер, направленных на восстановление здоровья, медицинскую, психологическую, социальную поддержку инвалида. Программы государства призваны нормализовать образ жизни человека и расширить спектр его возможностей. Реабилитация детей инвалидов: центр социальной реабилитации и индивидуальная программа

Понятие реабилитации детей-инвалидов

Понятия абилитации и реабилитации ребенка несколько отличаются:

  1. Первая помогает развить несформировавшиеся функции и навыки, адаптировать окружающий мир под свои потребности, научить человека компенсировать недоступные ему возможности альтернативными методами;
  2. Цель реабилитации — полностью или частично восстановить утраченные способности. В ходе мероприятий поддерживаются сохранные и развиваются новые функции и возможности.

Реабилитация и абилитация ребенка-инвалида направлены на преодоление патологии, комфортное приспособление к сложившимся условиям.

Правовые аспекты

Обеспечение мер по реабилитации — приоритетная задача государственной политики России. Нормативной базой выступают Декларация и Конвенция о правах ребенка, Декларация о правах инвалидов ООН. Раскрываются вопросы в ряде Федеральных законов страны: ФЗ № 181, ФЗ№ 419, ФЗ №166.

Инвалидность ребенку присваивается на основе заключения, выданного экспертной комиссией. Порядок и принципы освидетельствования отражены в документах «ГОСТ Р 53928-2017. Медико-социальная экспертиза. Качество услуг медико-социальной экспертизы. Общие положения» и «ГОСТ Р 53931-2017. Медико-социальная экспертиза. Основные виды услуг медико-социальной экспертизы».

Образец медицинского заключения изображен на фото.

Реабилитация детей инвалидов: центр социальной реабилитации и индивидуальная программа

Экспертной комиссией составляется индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА), в которой прописан комплекс необходимых мер. Срок восстановительных мероприятий не должен превышать период действия данного документа и установленной инвалидности.

Виды

Классификация мер по поддержке детей достаточно обширна.

В зависимости от направления выделяют реабилитации:

  • Медицинскую — уменьшение патологического действия болезни;
  • Физическую — реабилитация утраченных способностей тела;
  • Психологическую — стабилизация душевного состояния;
  • Социальную — адаптация в обществе;
  • Профессиональную — получение навыков для трудоустройства.

Комплексная программа содержит все направления.

Медицинская

Цель медицинской реабилитации — улучшить состояние здоровья ребенка, сократить негативное влияние болезни. Такой вид восстановительных мер — основной в адаптационной политике.

Медицинская помощь бесплатна и направлена на полную или частичную реабилитацию, предотвращение распространения патологии.

В ИПРА делается отметка о методе лечения:

  • Хирургическом;
  • Общей восстановительной терапии (лекарствах, консультациях врачей, наблюдении за пациентом, ЛФК, физиопроцедурах и так далее);
  • Протезировании;
  • Терапии в спецучреждениях, санаторно-курортном лечении.

К медицинскому и физическому виду также относится предоставление инвалидам колясок, протезов и иных технических средств.

Социальная

Ее цель — устранение барьера между больным ребенком и обществом, его безболезненная адаптация.

Реабилитация детей инвалидов: центр социальной реабилитации и индивидуальная программа

Мероприятия, проводимые социальными службами, включают:

  • Образование по специальной программе;
  • Обучение в учреждениях с приемлемыми условиями;
  • Создание оптимальных условий проживания, быта;
  • Духовное и физическое развитие, обучение самовыражению, проявлению творческих способностей;
  • Организация досуга, развлечений;
  • Помощь в формировании навыков контакта с внешним миром;
  • Устранение изолированности от общества;
  • Обучение бытовой ориентации, самообслуживанию.

В социальную реабилитацию вовлекается малыш и другие члены его семьи.

Психологическая

Направлена на стабилизацию мироощущения ребенка и его окружения. Отторжение ребенком общества часто обусловлено изоляцией семьи.

Психологическая коррекционная работа с родителями и детьми включает:

  • Консультации;
  • Тренинги;
  • Ролевые игры;
  • Беседы;
  • Творческие занятия;
  • Точечную психологическую помощь.

Работа психолога заключается в формировании в семье правильного восприятия ситуации, доверительных отношений.

Социокультурная

Общие положения указанного вида отражены в Приказе Министерства культуры РФ № 3019 от 10.12.2016 года. Такая реабилитация обеспечивает полноценное участие инвалидов в общественных мероприятиях.

Реабилитация детей инвалидов: центр социальной реабилитации и индивидуальная программа

Учреждения культуры, реализующие программу, ответственны за:

  • Свободный доступ инвалидов к объектам и услугам;
  • Создание оптимальных условий для посещения;
  • Информирование ребенка и его близких о программе.

Такие меры позволяют демонстрировать инвалидам экспозиции на выставках, в музеях, проводить специализированные экскурсии по культурным объектам, организовывать секции и кружки.

Комплексная

Комплексный подход сочетает все варианты реабилитации. Совместная работа ребенка, родителей, докторов, педагогов, психологов и других специалистов обеспечивает многофакторное восстановление детей-инвалидов. Это позволяет достичь максимально эффективных результатов.

При общей семейной реабилитации применяется метод визитирования. Выездные специалисты проводят коррекционную работу с ребенком и его близкими на дому.

Комплексные меры включают лекции об особенностях заболевания и методах ухода. Формирование реабилитационных групп обычно проводится с упором на конкретную патологию.

Преимущество комплексного подхода — в предотвращении развития болезни. Предупреждается формирование вторичных дефектов из-за применения неудачных методик.

Индивидуальная программа

Экспертной комиссией, наряду с выдачей заключения о присвоении инвалидности, проводится составление ИПРА (индивидуальной программы реабилитации и абилитации). Порядок ее разработки и реализации прописан в Приказе Минтруда РФ №486н от 13.06.2017 года.

В программе представлена информация о ребенке, заболевании, группе инвалидности, степени ограничений. Образец первого листа представлен на фото.

Реабилитация детей инвалидов: центр социальной реабилитации и индивидуальная программа

В документ включены объемы, виды, сроки выполнения реабилитационных мер. Обязательны мероприятия медицинской, физической, психолого-педагогической, социальной направленности. Программа предполагает патронаж семьи, консультирование ее членов.

Согласно ИПР осуществляется помощь в подборе образовательного учреждения для ребенка, предоставлении технических средств, проведении социально-адаптационной и коррекционной работы.

Программа разрабатывается на срок установленной инвалидности.

Реализацией предписанных ребенку мер занимаются органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья, образования, социальной защиты, содействия занятости, физкультуры. За обеспечение техническими средствами отвечает региональное отделение фонда соцстраха РФ. Выписку из ИПРА в указанные инстанции направляет экспертная комиссия.

Организации по реабилитации

В специализированных центрах осуществляется комплексный подход к реабилитации. В организациях применяются все ее виды. Также проводится работа с родителями.

  • В центрах используются современные методики реабилитации и оборудование. Сотрудники отличаются профессионализмом и большим опытом работы.
  • Регулируется деятельность центров Федеральными законами о правах и защите инвалидов (ФЗ № 181, № 124). Нормативные документы включают национальные стандарты РФ (ГОСТ) о социальных услугах детям (52888-2013), семье (52885-2013), о их перечне и видах (52143-2013), контроле качества (52496-2005), требованиях к персоналу (52883-2007) и так далее.

Установленные правила определяют величину реабилитационного центра из расчета 100 мест на 1000 жителей местности. Право иметь такой статус может заведение с минимальной вместимостью 50 мест, максимальной — 300.

Большинство реабилитационных центров открыто в крупных городах России:

  • Благотворительный фонд «Центр реабилитации ребенка» в городе Санкт-Петербурге. Организация работает с детьми с ДЦП, дефектами речи, осанки, сколиозом, плоскостопием, асимметрией конечностей. Применяются современные немедикаментозные способы восстановления;
  • ФГБУ Реабилитационный центр «Детство». Расположен в Московской области. Организация работает с детьми, имеющими проблемы аутического спектра, с ЦНС, опорно-двигательной системой;
  • Научно-терапевтический центр профилактики и лечения психоневрологической инвалидности. Находится в Москве. Представлен широкий спектр заболеваний, по которым проводится реабилитация. В список входят ДЦП, состояние после гипоксии и родовых травм, нарушения восприятия, речи, зрения, слуха, умственная отсталость, аутизм и так далее.

Восстановление ребенка в домашних условиях

Многие семьи предпочитают проводить реабилитационные мероприятия на дому. В них входит формирование навыков в быту и самообслуживания, физическое, умственное, творческое развитие.

Реабилитация детей инвалидов: центр социальной реабилитации и индивидуальная программа

Общие правила:

  • Задания должны быть небольшими;
  • Избегать однообразия, освоенные виды деятельности рекомендуется чередовать с новыми;
  • Применять упражнения для сохранения имеющихся функций у малыша;
  • Использовать игровую форму занятий;
  • Вовлекать в процесс других членов семьи;
  • Хвалить ребенка, мотивировать к выполнению заданий.

Если возникают трудности при проведении домашней реабилитации, родители всегда могут обратиться за консультацией и помощью к специалистам, в том числе к выездным.

Возможные результаты реабилитации

Главная цель мероприятий по восстановлению ребенка — в улучшении качества его жизни.

Правильная реабилитация позволяет:

  • Частично или полностью восстановить здоровье ребенка;
  • Предупредить прогрессирование патологии, развитие осложнений;
  • Создать условия для комфортного проживания, образования, самообслуживания;
  • Применять альтернативные пути при невозможности осуществления каких-либо функций. Ребенок становится более самостоятельным и независимым;
  • Обеспечить общение и взаимодействие с обществом, духовное и физическое развитие;
  • Оказать психологическую поддержку ребенку и его семье.

В России реабилитация детей-инвалидов преимущественно направлена на медицинский аспект, внимание к социальной стороне вопроса ослаблено. Это создает изолированность ребенка и его семьи от общества, оставляет людей наедине со своей бедой. Оптимальные меры реабилитации позволяют укрепить позицию инвалида в социуме, создать гражданину приемлемые и комфортные условия жизни.

Источник: https://invalid.expert/reabilitacija-detej-invalidov/

Лучшие виды и методы реабилитации детей инвалидов в профессиональных центрах и домашних условиях

Реабилитация детей-инвалидов необходима для адаптации больного ребенка к современным реалиям жизни. Мероприятия предполагают не только преодоление ограничений в физическом плане, но и помощь в социальной приспособленности.

Суть социальной программы абилитации для ребят с ограниченными возможностями

Ежегодно в России регистрируется рост детской инвалидности. Подобная тенденция не радует. Официальный статус инвалида, получающего соц пособие, имеет всего половина несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями.

  • Цель реабилитации детей-инвалидов – восстановить здоровье и полноценную жизнь ребенка. На это направлен комплекс мероприятий различного характера. Во время реабилитации ребенок познает общественные ценности, получает образование и навыки самообслуживания, знакомится с нормами морали и этикетом, налаживает отношения с семьей и сверстниками.
  • Трудности в реабилитации ребенка-инвалида связаны с замкнутостью в общении, недостаточным контактом с природой и общедоступными культурными ценностями. Но главной проблемой остается отсутствие мобильности. Дети закрываются в себе и перестают контактировать с внешним миром. Задача реабилитации – раскрыть потенциал ребенка путем формирования комфортной среды существования.

Реабилитация детей инвалидов: центр социальной реабилитации и индивидуальная программа

Виды, задачи и технологии

В основе проведения реабилитации детей с инвалидностью лежат разработанные методы — программы. Их используют в базовом порядке или по индивидуальной схеме. В программе подробно раскрывается содержание процесса адаптации, включая необходимые направления.

Формы реабилитации различаются используемыми приемами и конечной целью:

  1. Медицинская реабилитация. Направлена на восстановление утраченного здоровья и физических способностей, нарушившихся из-за инвалидности. Иногда мероприятия помогают замедлить распространение инвалидизирующего заболевания у ребенка. Медицинская помощь оказывается бесплатно согласно действующему законодательству и является основным пунктом адаптационной политики.
  2. Психологическая реабилитация. Методика помогает ребенку преодолеть страх. Мероприятия психологического характера проводятся в течение всего лечения несовершеннолетнего инвалида.
  3. Социальная реабилитация. Ее задача – дать уверенность больному ребенку в его полезности обществу, обеспечить инвалиду комфортные условия для работы и отдыха.
  4. Профессиональная реабилитация. Мероприятия по профессиональной реабилитации предусматривают обучение подростков с ограниченными возможностями трудовым навыкам, обеспечение необходимым инструментом или приспособлением, регулирование условий труда.
  5. Бытовая реабилитация, в ходе которой ребенок получает протез или другое техническое средство передвижения, а также приобретает навыки пользования ими.
  6. Спортивная, или физическая реабилитация, призывающая к самостоятельности и самовоспитанию.

Реабилитация детей инвалидов: центр социальной реабилитации и индивидуальная программа

Система законодательного регулирования вопроса

Государство уделяет первостепенное внимание детям с инвалидностью, руководствуясь изданными нормативными актами.

Формирование социальной политики РФ в отношении несовершеннолетних граждан с нарушениями здоровья происходит под влиянием международных документов ООН.

Они являются обязательными для исполнения в тех организациях, которые работают непосредственно с больным ребенком. Перечень законодательных актов включает:

  1. Декларацию прав человека, призывающую к равенству людей.
  2. Декларацию о правах инвалидов, защищающую людей с ограниченными возможностями от посягательств на их свободу и достоинство.
  3. Конвенцию о правах ребенка, в которой говорится об обеспечении ребенку-инвалиду условий полноценной жизнедеятельности, в том числе и медицинской помощи.
  4. Федеральные законы №181, №419, №166. В документах закреплены основы защиты инвалидов, условия оказания им необходимой помощи и правила получения социальных выплат.

В российском законодательстве отсутствует отдельный документ, дающий гарантии детям с ограниченными возможностями. Права детей-инвалидов включены в действующие законодательные акты страны.

Значение комплексной социальной адаптации

Главной целью социальной программы по реабилитации детей-инвалидов является создание условий для их всестороннего развития: физического, эмоционального и интеллектуального.

  • Принимаемые меры скоординированы так, чтобы защитить права ребенка и его семьи.
  • Максимальная польза социальной реабилитации достигается, скорее, в привычных условиях, домашней обстановке, в семье, нежели в реабилитационном центре.
  • Социальные мероприятия предупреждают развитие вторичных дефектов у ребенка-инвалида. Неожиданные отклонения обычно возникают из-за неудачных приемов реабилитации или осложнения взаимоотношений между членами семьи.
  • С этим связано и еще одно значение адаптационных мероприятий – помочь семьям приспособиться к обеспечению должного ухода за больным ребенком. Социальный работник уделяет внимание не только ребенку с ограниченными возможностями, но и родителям.

При этом специалист должен не просто выполнить поставленные задачи, но и сплотить всех членов семьи и окружающих.

Реабилитация детей инвалидов: центр социальной реабилитации и индивидуальная программа

Организация работы: современные методы

Для полноценного развития детей-инвалидов необходим не только медицинский уход, но и контакт с обществом, признание ребенка коллективом. Чтобы маленький гражданин нашел свое место в социуме, социальные работники используют эффективные методы реабилитации:

  1. Применение специальных образовательных программ, содействие обучению ребенка-инвалида в спец школах, психолого педагогическая адаптация.
  2. Создание комфорта в жилье ребенка-инвалида согласно его новым потребностям.
  3. Организация культурных и спортивных мероприятий для проведения досуга, поддержка активного участия ребенка в общественной жизни, проведение социально средовой адаптации.
  4. Оказание помощи в получении практических навыков в быту и обучении, как в доу, так и в более старшем возрасте.
  5. Проведение консультационных занятий для родителей, имеющих детей с инвалидностью.
  6. Развитие у ребенка духовных качеств, способствующих комфортному восприятию внешнего мира (социокультурная адаптация).

Совокупность методов социальной адаптации представляет собой технологию реабилитации ребенка с ограниченными возможностями в обществе. Она содержит последовательные действия, разработанные индивидуально для каждого несовершеннолетнего инвалида в зависимости от состояния здоровья, развития больного и обстановки в семье. Технология реабилитации предполагает:

  • индивидуальные и групповые беседы;
  • игровую деятельность;
  • творческие занятия;
  • организацию праздников и экскурсионных туров.

В специализированных центрах

Когда родители решают помочь ребенку с инвалидностью, они обращаются в реабилитационный центр. В учреждении особенным детям разрабатывают индивидуальную программу, направленную на коррекцию развития ребенка-инвалида и обучение родителей. Взрослые получают исчерпывающую информацию о том, как поддержать маленького инвалида и вовремя увидеть отклонения в здоровье.

В зависимости от целей, преследуемых реабилитационным центром, структура специального учреждения может содержать:

  1. Патронаж. Служба включает обученных работников, выезжающих в удаленные районы или выполняющих мероприятия на дому.
  2. Дневной стационар, осуществляющий основную деятельность по реабилитации детей-инвалидов: медицинскую, психологическую, социально педагогическую.
  3. Школу родителей. Необходимые обучающие занятия проводятся профессиональными работниками реабилитационного центра. Методисты проводят практические и теоретические уроки в зависимости от тяжести заболевания ребенка и его возраста.

Кроме основной задачи реабилитационного центра существует другая, не менее важная – предупреждение и раннее выявление инвалидности. С этой целью в стране открывается все больше специализированных отделений и кабинетов.

Реабилитация детей инвалидов: центр социальной реабилитации и индивидуальная программа

В домашних условиях

Проведение реабилитационных мероприятий с самого детства возможно и дома, где основную часть нагрузки берут на себя родители ребенка с ограниченными возможностями.

Занятия зависят от вида нарушений у инвалида и начинаются только после утверждения индивидуального плана реабилитации.

Обучение проводится в перерывах между осуществлением основного ухода за больным и необходимыми медицинскими мероприятиями. В задачи родителей входят:

  • чередование занятий и деятельности;
  • смена тяжести выполняемых заданий;
  • концентрация внимания ребенка-инвалида на обучении;
  • проведение оценки улучшений лично и с помощью близких;
  • акцентирование внимания ребенка на его достижения при выполнении новых или изученных заданий.

Если ребенок-инвалид отказывается от домашнего обучения, родителям следует обратиться за помощью в реабилитационный центр. Опытные специалисты подскажут, как найти подход к особенностям ребенка и заинтересовать его в успехе.

Смысл реабилитационных мероприятий заключается в комплексной медико социальной помощи. Без поддержки родителей адаптация усложняется. Теплое отношение близких людей – то, что на самом деле нужно ребенку, чтобы не чувствовать себя особенным.

Источник: https://posobie.center/subsidii/lgoty-invalidam/reabilitatsiya-detej-invalidov/

Индивидуальная программа реабилитации детей с различными отклонениями

В жизни практически каждого человека бывают периоды, когда ему просто необходима помощь каких-либо государственных служб. При этом больному ребенку и его родителям нужно в разы больше поддержки и участия. Часто малышу необходима помощь в адаптации в сложном мире, который достаточно жесток к больным людям.

Для восстановления здоровья и улучшения уровня жизни могут понадобиться специальные тренажеры или предметы, серьезно облегчающие жизнь.

Родителям необходимо знать, когда и где можно пройти санаторно-курортное лечение, какие учреждения и специалисты оказывают помощь, связанную с развитием, лечением или обучением больного малыша.

Где можно бесплатно получить необходимые технические средства, например, коляску или костыли, предметы ухода за больным и услуги, предусмотренные законом.

Реабилитация детей инвалидов: центр социальной реабилитации и индивидуальная программа

Именно поэтому для каждого ребенка инвалида и для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разрабатывается индивидуальная программа реабилитации детей, где прописано, какие именно мероприятия, направленные на восстановление, улучшение самочувствия и качества жизни, необходимо пройти в течение года, где можно это сделать, и кто конкретно отвечает за их проведение.

Когда необходима индивидуальная программа реабилитации

Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида является обязательным документом для детей, прошедших МСЭ и получивших статус ребенок-инвалид. Она выдается в том Бюро медико-социальной экспертизы, где устанавливалась инвалидность.

До 1 января 2016 года документ, в котором были указаны все мероприятия, направленные на улучшение здоровья, социальной адаптации, психологической помощи инвалидам, в том числе детям, назывался ИПР (индивидуальная программа реабилитации). Сегодня эта программа имеет другое название – ИПРА (индивидуальная программа реабилитации и абилитации).

  • Реабилитация − это комплекс мероприятий, направленный на восстановление функций и навыков, которые были утрачены из-за травмы или заболевания.
  • Абилитация − это приобретение новых навыков и функций, которые формируются уже при наличии проблем со здоровьем.
  • Поэтому термин абилитация чаще всего применяется именно к детям.
  • Комплекс мер, позволяющий получить помощь специалиста на каждом этапе развития маленького человека, разрабатывается с целью:
  • обеспечить социальную и психологическую адаптацию;
  • снабдить необходимыми техническими средствами, значительно упрощающими жизнь;
  • помочь в обучении и дать ему возможность в будущем не чувствовать себя ущербным.

Реабилитация детей инвалидов: центр социальной реабилитации и индивидуальная программа

Разновидности индивидуальных программ реабилитации их цели и задачи

В карту, помимо персональных данных: имени, отчества, фамилии, возраста, домашнего адреса и группы инвалидности − вписывают мероприятия по медицинской, профессионально-трудовой и социально-бытовой реабилитации.

Медицинские мероприятия:

  1. Стационарное и амбулаторное лечение с указанием профиля лечебного учреждения, видов, методов и периодичности необходимых мероприятий.
  2. Обеспечение лекарствами.
  3. Снабжение техническими средствами, облегчающими реабилитацию: протезы, костыли, бандажи, шприцы и подобные им расходные материалы.
  4. Прохождение санаторно-курортного лечения с указанием профиля учреждения и периодичности пребывания инвалида.
  5. Посещение реабилитационных центров. Необходимость нахождения в таком центре, частота пребывания и профиль медицинских услуг.

Профессионально-трудовые мероприятия:

  1. Прописывают аспекты дошкольного воспитания, рекомендуемые ДДУ в зависимости от имеющегося заболевания.
  2. При необходимости указывают дополнительные мероприятия, позволяющие получить общее образование. Различные формы обучения, обеспечение необходимыми средствами коммуникации.
  3. Описываются возможные и необходимые мероприятия по получению профессионального образования в профессионально-технических училищах, колледжах, ВУЗах.

Мероприятия социально-бытовой реабилитации:

  1. Создание без барьерной среды для ребенка инвалида. Оборудование пандусов в подъезде, установка в квартире дополнительных поручней.
  2. Обеспечение специальными колясками или автотранспортом.
  3. Нуждаемость в определенных жилищных условиях. Наличие дополнительной комнаты, расширение дверных проемов, смена этажа.

Комплекс мероприятий по социально-средовой реабилитации:

  1. Оказание психологической помощи ребенку и членам его семьи.
  2. Необходимая правовая помощь.
  3. Организация досуга.
  4. Отдых и спортивные занятия для инвалида.

В карте обязательно указывается, кто ответственен за выполнение предписаний. Индивидуальная программа реабилитации позволяет обеспечить оптимальный уровень жизни для каждого, исходя из его возможностей, потребностей, способностей и устремлений.

Принципы индивидуальной программы реабилитации

Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида содержит перечень бесплатных предоставляемых услуг и реабилитационных мероприятий, которые могут оплатить различные организации и фонды, а также его семья. С недавнего времени в программе указывается перечень услуг, которые можно оплатить с помощью материнского капитала.

  • Программа реабилитации детей подразумевает непрерывность и преемственность лечебных и абилитационных мер, способствующих развитию компенсаторных навыков, возможности качественного обучения и получения комплексной помощи в адаптации больного к современным условиям жизни.
  • Она является обязательной к исполнению соответствующими органами государственной власти федерального и регионального уровня и выполняется всеми подконтрольными им организациями. При этом для самого инвалида ИПРА имеет исключительно рекомендательный характер.

Реабилитация детей инвалидов: центр социальной реабилитации и индивидуальная программа

Индивидуальные особенности ребенка инвалида

Конечно, способность к развитию бытовых навыков, способности к психо-эмоциональному развитию и обучению очень зависят от диагноза и степени заболевания. При этом, чем в более раннем возрасте начинается комплексное развитие, тем больших успехов удается добиться. Конечно, все мероприятия должны носить системный характер, при этом большая ответственность ложиться и на родителей малыша.

  • Часто происходит путаница между понятиями ребенок-инвалид и малыш с ослабленными возможностями здоровья (ОВЗ). Следует понимать, что инвалид обязательно попадает под категорию ОВЗ, при этом дитя со статусом ОВЗ может не быть инвалидом.
  • Пример: чтобы попасть в логопедический детский садик или группу, необходимо решение ПМПК (психо-медико-педагогическая комиссия).
  • Дошкольник, прошедший подобную комиссию и получивший направление в специализированный детский сад, может не иметь инвалидности. В этом случае необходимые рекомендации дают специалисты комиссии.

Они же составляют программу индивидуальной реабилитации ребенка с ВОЗ.

План мероприятий по работе с детьми инвалидами создается в каждом ДДУ, которое посещают такие детки. Программа реабилитации ребенка инвалида в ДУ составляется методистом учреждения, выносится на обсуждение педагогического совета и заверяется заведующим детским садом.

Реабилитация детей инвалидов: центр социальной реабилитации и индивидуальная программа

В плане в обязательном порядке присутствуют мероприятия по взаимодействию работников детского сада и родителей, имеющих детей инвалидов или деток с ОВЗ. Спортивные занятия и участие в утренниках для таких ребятишек проходят в облегченном режиме, под контролем медицинского работника садика и в соответствии с врачебными рекомендациями.

  • Программа реабилитации для детей с ДЦП в обязательном порядке требует наличия в специализированном садике массажиста, такому малышу необходимо заниматься на тренажерах, обязательными будут комплекс ЛФК и занятия по развитию моторики. Детское учреждение должно быть укомплектовано специалистами необходимого профиля и располагать материально-технической базой для развития ребенка.
  • Это касается детских садов смешанного типа, где не очень здоровые малыши находятся вместе со здоровыми детьми, так и садов компенсирующего вида.
  • Например, программа реабилитации детей с аутизмом обязывает иметь в штате дошкольного учреждения логопедов, дефектологов, психологов.
  • Назначение программы реабилитации – облегчить жизнь инвалида и его семьи. Она дает возможность иметь перед глазами полную картину мероприятий, безусловно, полезных для ребенка и способствующих его развитию.

Ее несомненная польза в том, что грамотно изложенная информация помогает, при необходимости, получить действенную и своевременную профессиональную помощь.

Источник: https://Fiziotera.ru/programma-reabilitacii-detei/

Социальная реабилитация детей

Социальная реабилитация детей – процесс, направленный на восстановление функций организма ребенка, на социальную адаптацию и интеграцию в общество. Это процесс усвоения ребенком системы знаний, норм и ценностей, характерных данному обществу или социальной группе.

Основная проблема детей с ограниченными возможностями – нарушение контактов с другими людьми, окружающей средой, культурными ценностями, ограничение мобильности.

Социальная реабилитация детей направлена на решение задач формирования основ социального поведения, общего развития, прививает трудовые навыки, обучает самообслуживанию и адаптации в обществе. Социальная реабилитация направлена на формирование среды, способствующей развитию ребенка и исполняющей реабилитационную функцию.

Дети, имеющие различные нарушения развития, представляют собой большую и разнородную группу по формам, причинам и степени выраженности нарушений. Такие дети нуждаются в комплексной, индивидуализированной, специализированной коррекционной помощи, социальной интеграции, максимальной реабилитации, что возможно при определенных условиях:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • раннее выявление детей с нарушениями развития;
  • исследование распространенности форм дизонтогенеза, потребностей образовательных учреждений, родителей, социума в отношении проблемных детей;
  • обеспечение диагностики, коррекции развития ребенка по индивидуальной программе реабилитации;
  • обеспечение преемственности и подготовки к обучению;
  • обеспечение социальной адаптации;
  • оказание комплексной социально-правовой, медико-социальной, коррекционно-педагогической, психологической помощи и поддержки.
  • Социальная реабилитация детей базируется на ряде принципов: меры восстановления организма охватывают все его функции; реабилитационные мероприятия начинают проводить сразу после постановки диагноза; при реабилитации используются последние научные достижения и инновационные технологии; всесторонняя доступность.
  • Социальная реабилитация включает адекватное каждому ребенку обучение, позволяющее привить социальные навыки.
  • Успешное решение задач социальной реабилитации позволяет: привить ребенку необходимые физические и трудовые навыки; помочь сформировать адекватную модель поведения в социуме; выработать навыки самообслуживания, бытовой ориентации.

Дети с физическими, психическими, социальными особенностями, развивающиеся в дружественной среде чувствуют поддержку и заботу со стороны взрослых, что позволяет наиболее быстро и полно интегрироваться в социум.

Центры социальной реабилитации детей

Комплекс мер социальной реабилитации детей проводят в домашних условиях или в специализированных центрах социальной реабилитации детей.

Основные цели центров реабилитации: социальная реабилитация детей-сирот; формирование или восстановление социального статуса; адаптация к условиям жизни в семье и в обществе; оказание помощи детям инвалидам; воспитание мотивации к труду.

Современные центры реабилитации многопрофильные учреждения, позволяющие решать вопросы по большинству проблем социальной реабилитации детей. Социальные работники определяют потенциал ребенка, объем необходимой помощи, разрабатывают индивидуальную программу реабилитации, организуют досуг для детей.

  1. При работе с детьми-сиротами необходимо соблюдать следующие требования: предоставляемая помощь не должна навредить ребенку; индивидуальные программы реабилитации должны учитывать все индивидуальные особенности ребенка; отклонения в развитии должны компенсироваться оперативно, без нанесения психологической травмы.
  2. Социальная адаптация – приведение группового или индивидуального поведения проблемных детей в соответствие с общественными нормами и ценностями.
  3. Дети с ограниченными возможностями испытывают трудности в достижении своих целей в пределах допустимых общественных норм, у них снижена способность адекватного реагирования на изменения вокруг, затруднено взаимодействие с социальной средой.
  4. В задачи воспитания и обучения детей с особыми потребностями входит обучение адекватному взаимодействию со сверстниками, разными социальными группами, обществом, выполнению социальных и правовых норм и правил.
  5. Опыт коррекционных учебных заведений показывает, что учащиеся таких школ овладеть принятыми в обществе нормами поведения, способны активно участвовать в общественно полезной жизни.

Социальная реабилитация детей-инвалидов

Социальная реабилитация детей-инвалидов включает следующие мероприятия:

  • подготовка к обучению, содействие в устройстве в специализированные учреждения;
  • развитие физических и психических способностей;
  • формирование условий, позволяющих принимать участие в жизни общества;
  • облегчение бытовых и жилищных условий;
  • установление максимально комфортного контакта с внешним миром;
  • организация полноценного участия в общественной и культурной жизни, проведение досуга;
  • восстановление и поддержка физических и моральных сил;
  • включение в процесс реабилитации ближайшего окружения ребенка.

Основная задача социальной реабилитации детей-инвалидов – направить физические и духовные силы ребенка на развитие способностей, проявление талантов, снять страх перед окружающей средой.

Социальная работа с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии

  • Семьи, имеющие детей с отклонениями в развитии, имеют ряд социально-психологических особенностей: наблюдается внутренний конфликт между членами семьи, сужается круг знакомых семьи, ограничивается общение с родственниками, семья становится малообщительной, у родителей могут начать проявляться соматические заболевания.
  • Необходима социальная адаптация не только ребенка с отклонениями в развитии, но и всей семьи.
  • Основная проблема семей – получение необходимой медицинской помощи и социально-бытового обслуживания.
  • В социальной работе с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии, необходимо придерживаться следующих направлений:
  • диагностическое – для изучения особенностей воспитания в кругу семьи, разработки и внедрения индивидуальных программ помощи семье;
  • педагогическо-коррекционное – коррекция отношений между родителями и детьми, повышение роли отца в процессе воспитания ребенка;
  • просветительское – расширение представлений об особенностях развития детей, имеющих патологию и методах коррекционной работы с ними;
  • психокоррекционное – повышение чувства уверенности в собственных силах, гармонизация семейных отношений, создание в семье благоприятного психологического климата.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_reabilitaciyatehnologii_i_metody/socialnaya_reabilitaciya_detey/

Индивидуальная программа реабилитации/абилитации ребенка-инвалида

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом».

  • Согласно социально-педагогическому словарю термин «абилитация» – это комплекс мер (услуг), направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития ребенка.
  • Сам термин «абилитация» чаще всего используется по отношению к ребенку с особыми нуждами, абилитация направлена на совершенствование ресурсов его саморазвития, а также на развитие тех способностей, которые могли бы компенсировать имеющиеся у него недостатки.
  • Термин «реабилитация» – это комплекс медицинских, педагогических, профессиональных мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных физиологических и психических функций организма и трудоспособности больных и инвалидов.

Настоящая «Индивидуальная комплексная программа реабилитации / абилитации ребенка-инвалида» разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, ст.;
  • Приказ Минтруда России №528н от 31 июля 2015 г. «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»;
  • «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Утвержден приказом Минобразования и науки РФ №1598н от 19.12.2014г.;

Источник: https://infourok.ru/individualnaya-programma-reabilitaciiabilitacii-rebenkainvalida-1864292.html

Реабилитация детей-инвалидов в 2019 году — центр социальной, индивидуальная программа

Родителям, которые желают обеспечить своим детям с нарушениями здоровья нормальную жизнь, следует узнать, какие имеются особенности реабилитации детей-инвалидов в 2019 году, как получить программу реабилитации и что в нее входит.

Время от времени разрабатываются новые способы лечения и восстановления здоровья детей-инвалидов.

Они учитываются медицинскими работниками при составлении соответствующей программы. Ее разработка осуществляется после того, как ребенку будет установлена группа инвалидности.

Главные аспекты

Существует несколько вариантов реабилитации несовершеннолетних детей:

  1. Адаптация ребенка в тех условиях, в которых он находился до получения инвалидности.
  2. Проведение реадаптации в новых условиях.
  3. Применение лечебно-профилактических мер в реабилитационном учреждении.

Лечебные меры могут быть предприняты только после того, как врач в бюро медико-социальной экспертизы разработает программу реабилитации с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Основные термины

В процессе реабилитации в медицинских центрах могут использоваться некоторые термины, значение которых зачастую неизвестно родителям детей-инвалидов:

Абилитация Процесс реабилитации, в ходе которого у ребенка развиваются и формируются отдельные функциональные системы организма, полноценное становление которых затруднено из-за наличия определенных дефектов здоровья
Аномальные дети Это те дети, у которых имеются серьезные отклонения в физическом и психическом развитии
Гиперактивность Общее двигательное расстройство и неусидчивость, а также сопутствующее нарушение концентрации внимания
Инвалид Лицо, имеющее нарушение здоровья, которое обусловлено каким-либо заболеванием или перенесенными травмами
Ограничение жизнедеятельности Отклонение в развитии ребенка от нормы, возникающее из-за нарушения здоровья. В результате чего инвалид не склонен к самообслуживанию, передвижению, общению и ориентации

Согласно последним изменениям в законодательстве, можно использовать материнский капитал на реабилитацию детей-инвалидов.

В частности, родители могут приобрести товары и услуги, которые необходимы ребенку для того, чтобы стала возможной его адаптация и интеграция в обществе, реабилитация.

Главные задачи восстановления

При восстановлении здоровья используются технические средства реабилитации детей-инвалидов дцп.

При проведении специальных лечебно-восстановительных мероприятий преследуются следующие задачи:

  1. Выявление потенциала ребенка и его раскрытие.
  2. Осуществление динамического контроля над развитием несовершеннолетнего.
  3. Определение степени потребности в тех или иных лечебных мероприятиях, процедурах.
  4. Составление программы реабилитации и выполнение предписаний врача.

Существуют некоторые принципы реабилитации детей с инвалидностью:

  • государство гарантирует, что права инвалидов защищаются в полной мере;
  • интересы детей-инвалидов занимают приоритетное положение;
  • программы реабилитации доступны для всех, кто в них нуждается;
  • врачебное вмешательство наиболее целесообразно на ранней стадии заболевания, когда можно не допустить развития серьезных последствий для здоровья;
  • существует множество различных форм реабилитации;
  • деятельность служб, оказывающий медико-социальную помощь детям инвалидам координируется государством.

Важная задача – подготовка детей инвалидов к жизни в обществе, последующей трудовой деятельности и социализации.

Нормативная база

Защита прав и интересов инвалидов осуществляется государством на высшем уровне, в особенности, если речь идет о детях с инвалидностью.

Были изданы некоторые нормативные акты, которые соблюдаются организациями, так или иначе взаимодействующими с лицами, имеющими нарушение здоровья:

  1. Всеобщая Декларация прав человека.
  2. Декларация о правах инвалидов.
  3. Конвекция о правах ребенка.
  4. ФЗ № 419 о социальной защите инвалида, в соответствие с которым устанавливаются понятия реабилитации и абилитации инвалидов, закрепляется необходимость оказания помощи данной категории граждан. В соответствие с данным законом разрабатывается индивидуальная программа реабилитации лиц с инвалидностью.
  5. ФЗ № 166 закрепляет основные правила по назначению и выплате социальных пенсий.

Право на такую помощь имеют те дети-инвалиды, которые постоянно проживают на территории России.

Согласно законодательству, дети-инвалиды имеют право на бесплатное санитарно-курортное лечение. Также оплачивается дорога и проживание на одного сопровождающего.

В соответствие с ФЗ по реабилитации лиц с инвалидностью, им должны предоставляться возможности для социальной адаптации, занятий спортом, помощь в обучении и подготовка к последующему трудоустройству.

Что нужно знать

Восстановление здоровья детей – непростое дело. Подходить к нему нужно со всей ответственностью. Разработка программы – лишь первый шаг на пути к восстановлению.

С помощью реабилитации может быть ускорен процесс выздоровления ребенка или запущен процесс адаптации в новых, непривычных для него социальных условиях.

Источник: https://posobieguru.ru/invalidam/reabilitacija-detej/

Ссылка на основную публикацию