Почему ребенок не говорит: этапы формирования речи, причины проблемы и методы её исправления

Важным условием становления личности является освоение речи. Как понять, почему ребенок не разговаривает? Когда нужно бить тревогу и к какому специалисту обращаться, если ребенок долго не говорит?

Точного определения, когда же малыш заговорит, нет. Каждый человек индивидуален, и то, что для одного считается нормой, для другого будет совершенно неприемлемо. Это касается в том числе развития ребенка.

Существуют примерные рекомендации, на которые нужно ориентироваться в вопросе развития речи малыша.

Почему ребенок не разговаривает? Что делать?

От 0 до 1 года

Агукать и формировать несложные сочетания из гласных малыш может начать к 2-4 месяцам. В этом возрасте он копирует интонацию услышанной речи и с ее помощью общается с окружающими.

Примерно с 7 месяцев ребенок может начать лепетать и осваивать отдельные слоги. Так он пытается повторить речь, которую слышит от окружающих людей. Если агукание не переходит в лепет, рекомендуется проверить слух.

В возрасте около года многие дети начинают говорить простые слова, состоящие из 1-2 слогов, такие как «мама», «папа», «дай», и осваивать звукоподражания, например «ту-ту», «мяу».

Почему ребенок не говорит?

Талица развития речевых навыков по возрасту

От 1 года до 2 лет

В период от 1 до 2 лет малыш начинает осваивать слова в большом количестве. В основном это названия любимых игрушек и окружающих предметов, реже — обозначение действий. Пользуется он в основном упрощенными словами и звукоподражаниями, причем понимание речи опережает говорение.

Фразовая речь до 1,5 года, как правило, отсутствует. Только после полутора лет ребенок начинает строить простые предложения из 2 слов.

К 2 годам предложения уже могут состоять из 3 слов, однако грамматически они чаще всего не связаны.

Таким образом, малыш, не страдающий нарушениями слуха и хорошо воспринимающий правильную речь окружающих, начинает говорить в 14-18 месяцев.

К 2 годам словарь ребенка насчитывает уже от 100 до 300 слов.

Старше 2 лет

В возрасте от 2 лет ребенок уже может говорить предложениями из 3-4 слов, рассказывать небольшие истории и отвечать на вопросы по услышанному тексту. Он хорошо понимает речь, обращенную к нему, и может выполнять простые поручения.

Словарь трехлетнего ребенка насчитывает от 200-300 до 800 слов. Постоянное увеличение словаря позволяет строить фразы, излагать свои мысли. Малыш уже называет свое имя и возраст.

Однако еще могут быть проблемы с изложением содержания услышанных сказок или событий, произошедших с ребенком. В таком возрасте дети еще плохо выговаривают сложные для артикуляции звуки и заменяют их на более простые, поэтому речь малопонятна окружающим.

Кроме того, резкое увеличение количества слов в активном словаре нередко приводит к грамматическим ошибкам.

Именно в этом возрасте обычно начинаются вопросы «Почему?», «Зачем?», «Как?», появляется желание постоянно общаться. При этом малыш может произносить часть слов правильно, а часть неправильно. Такое явление абсолютно нормально для раннего этапа становления речи.

В возрасте 5 лет активный словарь состоит из 1900-2200 слов, а к 7 годам достигает уже 3500 слов. Грамматический строй речи постоянно совершенствуется, усваиваются правила изменения слов и сочетания их в предложении.

На что обратить внимание

Все вышеперечисленное — варианты нормы. Развитие конкретного ребенка зависит от множества факторов. Это и беременность мамы, и наследственность, и болезни, перенесенные в раннем возрасте. Однако если речь малыша вызывает у родителей опасения, не нужно откладывать визит к специалисту.

Почему ребенок не говорит?

Лепка — отличное занятие для развития мелкой моторики и речи.

Родителям стоит насторожиться, если ребенок:

  • к 1,5 года не освоил простых слов, не знает своего имени и названий окружающих предметов;
  • к 2 годам не пытается повторять слова за взрослыми;
  • в 2,5 года не способен составлять простые фразы из двух слов;
  • в 3 года не произносит простые предложения.

Задержке речевого развития соответствует определенное поведение малыша. Так, если он гиперактивен, не смотрит в глаза, не может жевать пищу, говорит невнятно, произносит гортанные звуки вместо слов, необходимо обратиться к специалисту.

Развитая речь — залог успешного обучения и становления личности. Заниматься с ребенком можно, как только он начнет понимать обращенную к нему речь, что происходит около 7-8 месяцев.

Чем раньше начать заниматься, тем раньше можно выявить отклонения в развитии и справиться с ними. Однако не стоит перегружать ребенка. Если развитие речи сильно опережает норму, это может сказаться на нервной системе.

Чтобы избежать нервного срыва, нужно оградить ребенка от сильных эмоций. Ему нужен отдых, прогулки на свежем воздухе и умеренные разговоры.

Возможные причины задержки речевого развития

Чтобы разобраться, почему ребенок не говорит, необходимо обратиться к специалисту. Возможно, у ребенка одна из самых распространенных причин задержки речевого развития — нарушение слуха. Когда малыш плохо воспринимает речь, он не может ее и воспроизвести. Если ребенок не отзывается на имя и ничего не говорит, необходимо показать его ЛОРу и педиатру.

Особенности созревания нервной системы

Каждый человек уникален. Бесполезно сравнивать успехи своего ребенка с достижениями других детей. Например, мальчики позже девочек начинают ходить и осваивать речь. Это абсолютно нормально.

Если у ребенка наблюдается общая задержка развития, это сказывается и на речи. Чаще всего это характерно для недоношенных или детей с общим расстройством развития.

Психологическая травма

Самое серьезное испытание для малыша — ранний отрыв от мамы. Если в течение первого года жизни ребенка маме приходилось отлучаться надолго, об этом необходимо сказать врачу. Возможно, именно в этом причина молчания. Кроме того, психологическая травма может вызвать ситуацию, когда ребенок перестал разговаривать, хотя раньше с речью все было в порядке.

Недостаток общения

Ребенок должен видеть и слышать живую речь. Для этого совершенно не подойдет телевизор, компьютер или радио. Малыш должен быть вовлечен в беседу.

При этом родителям не стоит потакать капризам и искажать слова так, как сам ребенок их обычно произносит, не нужно сюсюкать с ним и лепетать по-детски. Речь взрослых должна быть размеренной, спокойной и внятной.

Это поможет ребенку освоить правильное произношение слов.

Причиной молчания может быть педагогическая запущенность. Это происходит, когда родители не уделяют необходимого внимания ребенку. Чаще всего это касается детей из неблагополучных семей. Когда такой ребенок попадает в благоприятные условия, он быстро наверстывает упущенное.

Особый случай — отсутствие мотивации. Ребенок может просто не хотеть говорить. Если родители, бабушки и дедушки потакают всем капризам малыша и угадывают его прихоти с полуслова, ему просто не нужно учиться говорить, чтобы получить желаемое.

Как помочь ребенку освоить речь

Что делать, если ребенок не хочет разговаривать? Можно ли его разговорить? Конечно. Просто нужно ему помочь.

В первую очередь с ребенком нужно общаться. Важно помнить, что малыш начинает говорить, пытаясь повторить слова за взрослыми. При этом не следует принуждать его к повторению слов. Просьбы вроде «скажи МА-МА» ни к чему не приведут.

Лучше, если ребенок станет участником диалога и будет отвечать на вопросы. Важно дать ему время подумать и, если он еще не готов ответить, подсказать. Возможно, он просто еще не знает, что сказать. Тогда ответ мамы будет для него эталоном.

И ни в коем случае нельзя наказывать его за неправильное произношение.

Совершенно не важно, о чем будет разговор. Можно рассматривать картинки в обучающих книжках, игрушки или предметы, которые встречаются на прогулке. Можно проговаривать действия.

Например, когда ребенок собирается на прогулку, можно проговорить, как он застегивает ботинки или куртку, какую одежду надевает. Если он садится обедать, можно назвать предметы, с которыми он имеет дело: тарелка, ложка. Главное, чтобы речь была четкой и правильной.

При этом желательно говорить медленно. Со временем ребенок научится называть предметы самостоятельно.

Существуют упражнения, которые помогут разговорить ребенка. Например, можно читать вслух стишки и просить закончить их в рифму. Обязательно нужно просить его описывать все, что находится вокруг. Но не стоит переусердствовать.

Малыш не должен чувствовать давления в голосе, иначе такие упражнения будут вызывать негативные эмоции. При выполнении любых упражнений нужно смотреть на состояние ребенка.

Если он уже устал, то лучше прекратить занятие, иначе он начнет капризничать и потеряет всякое желание обучаться.

Очень важным фактором в становлении речи малыша является мелкая моторика рук. Дело в том, что развитие пальцев и рук косвенно воздействует на часть мозга, отвечающую за речевую активность. Развивать мелкую моторику следует с первых месяцев жизни. Делать это нужно ежедневно.

В первую очередь нужно сделать массаж рук. Начать следует с мизинца. Помассировав каждую фалангу и подушечки пальцев, нужно погладить и помассировать ладонь. Можно делать массаж и специальным массажным мячиком. Для этого его нужно катать между ладонями, давить или перекладывать из руки в руку.

Почему ребенок не говорит?

Упражнения для развития мелкой моторики

Полезно выполнять упражнения на сжатие и расслабление кистей. Совсем маленькие дети цепляются за пальцы взрослых. Ребенку постарше можно дать лист бумаги и попросить его сжать как можно плотнее.

Для развития мелкой моторики и тактильных ощущений полезно перебирать песок или крупу. Для того чтобы ребенку было интереснее, можно спрятать в банке крупы какую-нибудь маленькую игрушку или попросить нанизать бусинки на нитку. Нужно помнить, что делать все упражнения необходимо вместе, быть очень аккуратными и не оставлять ребенка наедине с мелкими предметами.

Лепка из глины или пластилина, рисование пальчиковыми красками или оригами — все это будет полезно для развития малыша. Кроме того, необходимо постепенно вовлекать ребенка в процесс одевания. Пусть он сам застегивает пуговицы на рубашке и зашнуровывает ботинки.

Для развития моторики необходимо освоить пальчиковые игры. Это очень полезно, так как во время выполнения упражнений ребенок слышит слова, которые со временем сможет повторить.

Сначала следует выполнять все движения руками малыша. Когда ребенок освоит действия, он будет выполнять их самостоятельно.

Если ребенку сложно воспроизвести какое-то упражнение, нужно ему помочь зафиксировать все пальцы правильно.

Почему ребенок не говорит?

Подходить к вопросу развития речи нужно комплексно. Систематическое выполнение упражнений и постоянное общение позволит разговорить малыша и подготовить его к дальнейшему обучению. Важно не переставать заниматься развитием ребенка. По уровню развития речи можно судить о психике ребенка, так как становление психики, мышления и говорения происходит одновременно.

Источник: https://roditeliz.ru/preschool/pochemu-rebenok-ne-razgovarivaet-chto-delat.html

Малыш не разговаривает: как ему помочь?

Причин, почему ребенок в два-три года не говорит «мама» и «папа», может быть множество.

Одно дело, когда он знает эти слова и просто не хочет их произносить по своим причинам (например, из вредности), и совсем другое, когда малыш понимает значение этих слов, но произнести их не может.

В последнем случае речь может идти о задержке речевого развития (ЗРР) ребенка, которая требует коррекции, а иногда и вмешательства узкопрофильных специалистов.

Под задержкой детского развития речи понимается отставание от возрастных стандартов речевого развития у малышей в возрасте до четырех лет. При диагностированной задержке дети осваивают все этапы становления речи со сдвинутыми временными и возрастными рамками.

Данные нормы довольно условны и зависят от того, в какой среде проживает ребенок, от его общего развития и состояния здоровья. Однако существуют стандарты, согласно которым можно оценить, насколько гармонично и своевременно происходит формирование речи у малыша.

Почему ребенок не говорит?

В этом периоде происходит речевая эволюция от спонтанного умения агукать и лепетать до осмысленного воспроизведения звуков и простых слов.

Ближе к концу первого года жизни дети начинают все больше понимать взрослых, в их активном лексиконе может быть до пятидесяти слов, хотя под одним словом может иметься ввиду несколько значений, предметов, событий или действий.

Например слово «катá» в зависимости от ситуации может означать катание на качелях, на машине, на ручках или намерение малыша покатать коляску или тележку в магазине и т. д.

На этом этапе словарный запас существенно увеличивается. Характерно, что примерно до полутора лет речь носит «телеграфный» характер — в одном слове может заключаться целая фраза.

А уже ближе к двум годам ребенок может соотносить известные ему слова с изображением на картинках, узнавать и называть знакомые предметы в мультфильмах, на улице. При этом все ярче проявляются различные интонации.

Кроме существительных, которых в детском словаре преобладающее количество, в лексиконе постепенно закрепляются глаголы, прилагательные. Появляется способность употреблять слова не только в настоящем, но и в прошедшем времени.

В этом периоде речь становится более связной и еще более осмысленной: малышня болтает без умолку, комментируя свои действия, «общаясь» с игрушками, напевая им одним понятные песенки, что со стороны кажется бессмысленным набором букв и звуков.

Несмотря на «повышенную» болтливость, остаются проблемы с произношением многих «сложных» звуков, которые заменяются другими, более простыми для произношения, либо вовсе исключаются из речи, например: молоко — мако, машина — масина, мороженое — маонино.

Дети начинают пользоваться сложными предложениями и все чаще задают вопросы.

Пополнение словаря происходит стремительными темпами и, в соответствии со средними показателями, к концу третьего года жизни словарный запас малыша может превышать полторы тысячи слов.

Многие детишки в этом возрасте уже делают попытки запомнить и воспроизвести простые рифмы, песни, простенькие сказки, а также вполне сносно могут рассказать взрослым о событиях дня, своих чувствах, желаниях или намерениях.

Задержка речевого развития у детей характеризуется следующими симптомами:

  • заметно ограниченный словарный запас малыша;
  • искаженная артикуляция;
  • очевидные сложности при построении фразы и/или при понимании услышанного;
  • нарушение слуховой дифференциации.

Специалисты выделяют довольно большое количество причин, по которым тормозятся или резко замедляются процессы своевременного развития речи.

В первом триместре беременности чаще всего возможны повреждения в центральной нервной системе плода, в т.ч. повреждения речевых зон коры головного мозга эмбриона.

К внутриутробным патологиям, оказывающим влияние на ЗРР, относят:

  • гипоксию, или кислородное голодание. Оно является причиной скудного кровоснабжения головного мозга плода. Оснований для гипоксии множество: токсикоз или гестоз; угрозы выкидыша, патологии плаценты, повышенное АД, общие заболевания беременной женщины (болезни сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет и др.);
  • различные инфекционные заболевания, которыми переболела беременная женщина;
  • травмы, полученные женщиной во время вынашивания;
  • несовместимость группы крови беременной женщины и плода;
  • курение, употребление алкоголя и/или наркотиков женщиной в период вынашивания;
  • прием тех или иных лекарственных препаратов, самолечение;
  • работа беременной на вредном производстве;
  • сильные стрессы, переживаемые женщиной в период вынашивания ребенка.

Почему ребенок не говорит?

Причиной в отставания от установленных норм развития речи могут быть неблагополучные роды и их последствия. А именно:

  • преждевременное, длительное или, наоборот, стремительное родоразрешение;
  • продолжительное нахождение ребенка в утробе матери после излияния вод;
  • всевозможные родовые травмы;
  • асфиксия (удушье) плода.

Все это может тем или иным образом оказать негативное влияние на речевые участки головного мозга новорожденного.

До трехлетнего возраста толчком к появлению проблем, связанных со становлением речи, могут стать тяжело протекающие детские болезни, а также травмы (особенно черепно-мозговые). Так, к поражению слуха могут привести:

  • инфекционные, нейроинфекционные и вирусные заболевания;
  • длительные простуды, отиты, которые могут привести к снижению слуха и, как следствие, всевозможным расстройствам в речевом развитии;
  • прием некоторых антибиотиков;
  • травмы и ушибы, особенно тяжелые их формы, могут значительно ухудшить речь малыша. В некоторых случаях ребенок может вовсе перестать разговаривать.

Для таких заболеваний, как ДЦП, синдром Дауна, аутизм, синдром гиперактивности всевозможные задержки в развитии речи являются характерными.

Специалисты не исключают наследственный фактор в ЗРР, а это значит, что в наследство от родителей малыш может получить индивидуальные особенности строения речевого аппарата, редкие и уникальные свойства речевых зон в головном мозге, заикание. Если кто-то из родителей заговорил довольно поздно, то с высокой вероятностью аналогичный сценарий повторится и в жизни малыша.

Одной из причин нарушений становления речи малыша может являться задержка в психомоторном развитии.

Признаками, сигнализирующими о том, что в дальнейшем возможны проблемы с развитием речи, являются отставания от установленных норм в общем развитии ребенка: по сравнению с другими детьми, ребенок начинает позже держать голову, самостоятельно сидеть и ходить.

Детки с очевидными психомоторными нарушениями выглядят неловкими, слишком часто падают, натыкаются на препятствия и предметы, травмируются. Типичной приметой сложностей с психомоторикой являются «проблемы» с горшком — когда к пяти годам ребенок так и не научился пользоваться им по назначению.

«А до сих пор все устраивало» — фраза из известного анекдота о том, что ребенок до шести лет не проронил ни звука. Как ни странно, к реальной жизни это тоже имеет отношение, особенно в тех случаях, когда стремление малыша к вербальному общению не только не поощряется, но и напротив, всячески пресекается.

Такая модель взаимоотношений с ребенком характерна для семей, где с ребенком не принято общаться с помощью слов и звуков (например, семья глухонемых родителей) или в случае, когда все капризы и пожелания малыша исполняются мгновенно, как только ребенок изобразил свое желание при помощи мимики или жестов.

Задержки в речевом развитии у маленьких детей могут быть вызваны такими причинами, как:

  • проживание малыша в двуязычной семье;
  • пережитые малышом стрессовые ситуации: сильный испуг, эмоциональные переживания, конфликты в семье, переезд или расставание с любимым родственником;
  • недостаточное внимание к ребенку со стороны родителей, отсутствие постоянного вербального общения и тактильного контакта, минимальное количество совместного времяпрепровождения, отсутствие совместных игр, развлечений.

Почему ребенок не говорит?

Отказать в плановом приеме в детский сад здоровому, но неговорящему ребенку администрация сада не может. К тому же, существует распространенное мнение, что как только молчащий кроха начинает ходить в детский сад, то положительная динамика в становлении речи малыша не заставит себя ждать.

Считается, что, находясь в коллективе большую часть времени, полностью здоровый малыш рано или поздно будет вынужден вступить в речевую коммуникацию с другими детьми и педагогами. В этом утверждении есть доля истины, и такая тактика «разговорить» ребенка не лишена смысла. Но, к сожалению, этот, казалось бы, беспроигрышный план срабатывает не всегда.

Действительно, родители могут заметить, что после нескольких недель посещения детского сада словарный запас крохи понемногу увеличился, но при этом ребенок по-прежнему «мычит», и четкого произношения звуков не наблюдается.

В таком случае, возможно, потребуется обратиться за помощью к специалистам, которые проведут обследования, выяснят, почему ребенок молчит и в случае необходимости назначат лечение.

Кстати, такие специалисты могут работать не только в клиниках, но и в штате некоторых детских садов.

Вместо того чтобы бить тревогу и паниковать, можно попробовать устроить ребенка в сад компенсирующего типа. Учреждения такого профиля специализируются на работе с неговорящими или плохо говорящими детьми.

Несмотря на то что попасть в такой детский сад значительно сложнее, чем в обычный (необходим целый комплекс дополнительных процедур и согласований), польза от посещения компенсирующего дошкольного учреждения намного ощутимее: с детьми постоянно занимаются узкопрофильные специалисты (логопеды, психологи), проводится коррекционно-диагностическая работа и практикуется физио, арт- и музыкотерапия. При достижении нормальных показателей в речевом развитии многие дети возвращаются в обычные дошкольные учреждения.

Помимо специализированных детских садов не менее успешно коррекционную работу с плохо говорящими детьми можно проводить своими силами. Все домашние занятия коррекционного типа проводятся в форме различных игр, способствующих развитию и становлению речи.

Давно научно доказано, что существует прямая взаимосвязь между мелкой моторикой ребенка и его способностью разговаривать. Чем лучше развита двигательная активность пальчиков, тем «болтливее» малыш.

Для развития моторики рекомендуется проводить массажи и самомассажи ручек (растирание ладошек друг о друга), а также практиковать застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование веревочек, перебирание крупы, нанизывание бусин, завязывание и развязывание бантов и узелков, лепку мелких деталей из пластилина, разрезание и разрывание бумаги, рисование мелками, сбор пазлов и игры с разного рода конструкторами и т. д. Одним словом, подойдут любые занятия, где малыш будет вынужден задействовать пальцы рук.

Стимуляция речевой активности у детей осуществляется за счет того, что взрослые делают вид, что не понимают того, что пытается изобразить жестами или мимикой малыш. Конечно, на первых порах без скандалов не обойтись, но проявленная родительская твердость очень скоро даст свои плоды: ребенок начнет пытаться проговаривать то, что раньше охотно изображал.

  1. Игры-«подражалки» предназначены для отработки «сложных» для произношения букв и звуков. Они удобны тем, что играть в них можно в любое время: на прогулке, во время поездки в машине, в очереди к врачу и т. д. Суть игры заключается в том, что родители проговаривают, а потом просят малыша воспроизвести различные звуки, слоги, короткие слова. Например, «чух-чух-чух» — едет паровоз, «тр-тр-тр» — заводится трактор, «шшшш» — шумит морская волна, «муууу» — мычит корова и т. д.
  2. Игры на развитие внимания и памяти: «Повторяй за мной», «Найди, что пропало», «Спрячь предмет, у которого….» и т.д.

Недостаточная развитость лицевых мышц может стать причиной для ЗРР. Для интенсивной тренировки лицевой мускулатуры рекомендуется:

Почему ребенок не говорит?

  1. Артикуляционная гимнастика. Существует огромное количество упражнений, в которых необходимо задействовать мышцы языка, щечек, губ, нижней челюсти. Проведение занятий в игровой форме, например, в виде инсценировки сказки будет не только хорошей тренировкой, но и веселым времяпрепровождением.
  2. Научить малыша дуть или свистеть. Это не менее веселые, увлекательные, а, главное, полезные упражнения для хорошей артикуляции, а, следовательно, и для чистой и понятной речи. В ход может пойти все что угодно: надувание шаров и «сдувание» пылинок или снежинок; игра на дудке или губной гармошке; звонкий свист из спортивного свистка или переливистые трели из фольклорных свистулек; «буря» в стакане воды через соломинку или выдувание мыльных пузырей.

В случае если родители заметили отклонения в речевом развитии малыша, не рекомендуется:

  1. Пускать разрешение проблемы на самотек. Дополнительная консультация со специалистами ни к чему не обязывает и точно не будет лишней, особенно при наличии подозрений. В случае подтвержденного диагноза своевременное коррекционное вмешательство (до трехлетнего возраста) позволит достичь максимально возможных результатов, что самым прямым образом скажется на общем развитии малыша.
  2. Зацикливаться на проблеме. Постоянные «накручивания» и негативные эмоции в связи с имеющейся проблемой справиться с ней не помогут. Правильной тактикой в данном случае будет спокойное принятие проблемы и целенаправленное ее разрешение. Задержка речевого развития требует комплексного подхода, а также ежедневной кропотливой работы и бесконечного терпения. Спокойные и уверенные в своих силах родители смогут оказать ребенку большую и лучшую помощь, нежели издерганные и нервные.
  3. Сравнивать ребенка с другими детьми. Практика сравнивания своего ребенка с другими детьми всегда и при любых обстоятельствах не самая лучшая идея. Каждый ребенок уникален и развивается по собственному сценарию, не сверяясь с существующими стандартами и нормами. А успехи чужих детей-ровесников — не повод для огорчений, ведь большинство родителей склонны преувеличивать достижения своих отпрысков.

Когда ребенок долго не начинает говорить или явно прослеживаются симптомы, характерные для ЗРР, за оказанием профессиональной помощи родителям следует обратиться в специализированные психоневрологические дошкольные учреждения.

Если такая возможность отсутствует, стоит показать малыша логопеду, психологу, возможно, неврологу. Оказать профессиональную помощь в становлении и развитии речи у маленьких детей могут специалисты по физио-, арт- и музыкотерапии.

Развитие детской речи требует максимально серьезного отношения, ведь от этого зависит дальнейшее развитие крохи, к которому уже сейчас предъявляются довольно серьезные требования. Сегодня уже недостаточно, чтобы к шести годам ребенок умел просто разговаривать и худо-бедно излагать свои мысли.

Современные требования таковы, что еще до момента поступления в первый класс ребенок должен быть «владельцем» богатого словарного запаса, а также уметь читать, разбирать слова на буквы и звуки, писать. Поэтому занятиям с детьми необходимо уделять значительное количество времени, особенно в том случае, если у малыша диагностировано отставание речевого развития.

Чем раньше родители обратят на это внимание и приступят к коррекционным занятиям, тем лучших результатов можно добиться.

Источник: http://detiyasli.ru/deti/ot-goda-do-treh/rebenok-ne-govorit.html

Почему ребенок не говорит? 12 причин, задерживающих развитие речи

Почему ребенок не говорит?

Квалифицированную помощь окажет профессиональный логопед-дефектолог. На первичном обследовании специалист определит причины, по которым задерживается речь, и предложит способы коррекции.

Причина 1. Индивидуальный темп

Несомненно, каждый ребенок уникален и должен развиваться в собственном графике. Если ваш малыш пошел на месяц раньше сына соседки, а вот слово «мама» произнес на несколько недель позже, ничего страшного в этом нет. У каждого свой темп.

Такая задержка развития речи так и называется — темповая. С небольшим опозданием все войдет в свое русло и ребенок будет формировать свое умение говорить так же, как и все дети.

Обратите только свое внимание, что специалисты «разрешают» списать на индивидуальность лишь небольшое отставание от нормы. Будьте внимательны!

Причина 2. Отсутствие необходимости

Как ни странно, анекдот про английского мальчика, который молчал много лет и заговорил лишь, когда ему подали неправильно приготовленную кашу, не так уж далек от реальности. Дети, которых чрезмерно опекают родители, действительно не нуждаются в том, чтобы научиться словесно выражать свои желания. Отсутствие мотивации оказывает большое влияние на развитие.

Причина 3. Педагогическая запущенность

Такой вот неприятный термин означает вовсе не необходимость заниматься с новорожденным ребенком специальными упражнениями. Малыш с рождения должен быть окружен речью.

Если с ним не разговаривают, лишь выполняя необходимый уход и кормление, не общаются постоянно, формирование речи невозможно.

Не слыша обращенной к нему речи, ребенок не в состоянии расширять пассивный словарный запас, не начнет и хорошо говорить.

Причина 4. Двуязычная семья

Дети-билингвы «имеют право» начать говорить с некоторым отставанием от нормы. Слыша вокруг себя речь на разных языках, они оказываются в более сложной ситуации, чем их ровесники, которым нужно освоить лишь один язык.

Для того, чтобы правильно построить речь, ребенку надо отделить один язык от другого. Для этого требуется определенное время. Так что вполне допустимо и задержка начала формирования речи, и отсутствие распространенных предложений, и ошибки в грамматическом построении фраз.

Причина 5. Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка

К сожалению, стрессы влияют не только на взрослых, но и на детишек. Сильный испуг, не комфортный психологический климат в семье, даже ссоры между родителями могут стать причиной отставания формирования речи. Детям необходимы спокойствие, положительные эмоции и разумный распорядок дня.

Сильные переживания, испуг, психологические травмы могут привести к заиканию и задержке речевого и психического развития.

Отдельно стоит выделить также проблему «госпитализма» у детишек.

Синдром отсутствия речи, вызванный отлучением от семьи у детей, помещенных в лечебные учреждения, связан как с психологическим стрессом, так и с недостаточностью общения.

К сожалению, вероятны случаи возникновения этого синдрома и у домашних детей. Формального ухода за ребенком без налаженной коммуникации, любви и внимания со стороны близких провоцирует отставание в развитии.

Причина 6. Негативизм у ребенка

Иногда родители бывают так настойчивы в своем стремлении «разговорить» ребенка, что могут вызывать у своего чада отрицание. Особенно если малыш с рождения отличается упрямством и не склонен идти на уступки.

Постоянные просьбы семейства сказать какое-то слово приводят к обратному результату — малыш может замкнуться в себе и вообще отказаться общаться.

Причина 7. Генетическая предрасположенность

Если ребенок не спешит начать разговаривать, стоит поинтересоваться, когда его мама и папа сказали свое первое слово. Наследственность — великая вещь. Возможно, малыш просто получил гены не очень торопливого родителя.

Однако будьте внимательны. Слишком большое отставание в формировании речи может привести к другим сложностям. Например, задержке психического развития.

Причина 8. Осложненное течение беременности и родов у матери

Правильному формированию нервной системы ребенка может помешать внутриутробная гипоксия или тяжелые роды. Как правило, сложности выявляются при обследовании у невропатолога в более раннем возрасте, но могут стать заметны и в период активного развития речи.

Для коррекции необходимо тщательное выполнение всех рекомендаций специалистов — от невролога до дефектолога.

Причина 9. Нарушения слуха

Для формирования активного словаря необходимо, чтобы ребенок в первую очередь воспринимал речь вокруг себя. Если он не слышит вообще или слышит плохо, у него обязательно проявятся те или иные сложности с формированием речи — от полного ее отсутствия до проблем с произношением и построением фраз.

Проверить слух ребенка можно у отоларинголога.

Причина 10. Несовершенство артикуляционной системы

Звук формируется при работе речевого аппарата. Если здесь имеются проблемы, это обязательно отразится и на речевом развитии ребенка. Сниженный тонус мышц, недостаточно длинная уздечка языка и другие нарушения вызывают сложности с артикуляцией.

Стоит обратить внимание, если ребенок не может прожевать твердую еду, у него частое слюнотечение, постоянно приоткрыт рот.

Причина 11. Алалия

Этот термин означает первичное недоразвитие речевых центров. Возникает в результате повреждений коры головного мозга в период раннего младенчества или внутриутробного развития. Более подробно это состояние описано в статье про алалию.

Скажем лишь, что справиться с алалией самостоятельно не получится, обязательно обратитесь за помощью к специалистам.

Проверьте также, нет ли у Вашего ребенка эхолалии.

Причина 12. Проблемы интеллектуального развития

Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребенка. Различные генетические заболевания, аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, несомненно, повлияют и на речь. Работа с профильными специалистами поможет наладить коммуникации и скорректировать становление речи.

Для того чтобы помочь ребенку научиться говорить, важно знать, почему возникла задержка. Не стоит ждать, пока молчащее чадо заговорит сразу распространенными предложениями. Консультация логопеда-дефектолога поможет обнаружить причину проблемы и выстроить план ее решения.

Источник: http://karkusha.su/pochemu-rebenok-ne-govorit-12-prichin-zaderzhivayushhih-razvitie-rechi/

13 причин, почему ребенок может не говорить в 2 года – мнение психологов

Каждый 14-й ребенок имеет выраженную задержку речевого развития (ЗРР). Проблемы с развитием речи уже становятся заметны с 2 лет.

В статье собран материал о причинах и признаках ЗРР у малышей двухлетнего возраста, нормы развития речи у детей и мнения врачей по этой проблеме.

Признаки задержки речевого развития у детей в таблице – когда стоит бить тревогу?

Показатели благополучного и неблагополучного развития речи у малышей:

Признаки благополучного развития речи Признаки неблагополучного развития речи
Физическое развитие ребенка соответствует возрасту. Физическое развитие не соответствует возрасту, задержка развития.
Заболевания неврологического профиля отсутствуют. Присутствуют заболевания неврологического профиля.
В разговоре ребенок слушает себя и самостоятельно исправляет свои ошибки. В анамнезе есть тяжелые общие болезни.
Он свободно разговаривает с близкими, стеснительно себя ведет с незнакомцами. Игнорирует просьбы повторить только-что сказанное.
С интересом повторяет ваши речи. Не стремится повторять речь родителей.
Ребенок решает свои проблемы с помощью речи. Все свои проблемы решает самостоятельно без родительского вмешательства.
Показывает предметы, которые ему называют. Не чувствует дискомфорта и стеснения при разговоре с незнакомцами.
Знает и понимает разницу между «большой» и «маленький». Не стремится разговаривать понятливо для окружающих, ему безразлично понимают ли его или нет.
Отстает от одногодок в речевом развитии.
Не реагирует на замечания повторить сказанное, только лучше.

Когда ребенок должен начать говорить — нормы развития речи у малышей в таблице

Специального органа, который отвечает конкретно за речь у человека, нет. Формируют речь и слова такие анатомические аппараты как жевательный, дыхательный, глотательный. Но прежде чем слово или словоформа будет сформировано, в процесс задействуется кора головного мозга.

У детей процесс формирования речи имеет несколько этапов:

  1. Первый этап начинается от рождения и продолжается до достижения возраста 6-10 месяцев. Он включает в себя крик, лепет и гуление. Этими, так называемыми «сигналами», малыш оповещает родителей, что он голоден, ему холодно или жарко, некомфортно или он чувствует боль. Далее, прислушиваясь к разговорам окружающих, у него начинают формироваться простые слоги «ма», «па», «ба» и т.д.
  2. Второй этап начинается в 8-10 месяцев и продолжается до 2 лет. В этот период малыш начинает понимать элементарные фразы, которые говорят родители и может жестом отвечать на вопрос (наприм. «где мама?»). Интонацией он выражает радость, недовольство, страх. По достижению 1 года ребенок начинает называть слова звукоподражательным выражениями (напр. машина – би-би, кот – кис-кис, игрушка – ляля).
  3. С 2 лет начинается 3 период, когда малыш четко понимает речь взрослого, выполняет поручения, с легкостью указывает на называемые предметы. Ребенок уже может называть словосочетания из двух-четырех слов, произносит все звуки родного языка, его словарный запас в среднем состоит из 300 слов.

Таблица №1. Нормальное развитие речи у детей по возрасту

Форма речи Возраст
1. Крик с интонацией недовольства или радости. 1-2 мес.
2. Ребенок гулит и пытается произнести простые слоги. 2-3 мес.
3. Ребенок пытается повторять слова за вами и выговаривает их посредством одинаковых слогов. 4-5 мес.
4. Начинает выговаривать первые слова, состоящие со слогов (ма-ма, ба-ба, па-па, ля-ля) или называет вещи звукоподражающими названиями (кот-киса, корова – му-му). 8 мес. – 1 год 2 мес.
5. Ребенок начинает объединять по 2-4 слова и формирует логические словосочетания. 1 год 6 мес. – 2 года 2 мес.
6. Начинает часто задавать вопросы «что это?». 1 год 9 мес. – 2 года 6 мес.
7. Речь малыша начинает приобретать правильное грамматическое значение (использует числа, род слова). 2 года 4 мес. – 3 года 6 мес.
8. Ребенок начинает активно говорить, рассказывает, что он делает, где и как, разговаривает со своими игрушками. 2 года 6 мес. – 3 года 5 мес.

Почему ребенок не разговаривает в 2 года – все социальные, психологические и физиологически причины задержки речевого развития у детей в таблице

В норме, по достижению двухлетнего возраста, малыш должен активно общаться с родителями и близкими, называть вещи своими именами, рассказывать различные истории.

Но случается так, что ребенок в 2 года еще не произносит никаких слов или же делает это очень плохо, но при этом у него нет задержки психологического развития.

Причин этому может быть множество, их воссоединяют в три основные группы – социальные, психологические и физиологические.

Причины задержки или отсутствия речи у ребенка в 2 года:

Физиологические Психологические Социальные
Слабость мышц лица и рта. Испуг. Отсутствие внимания к ребенку со стороны родителей.
Проблемы со слухом, глухота, тугоухость. Постоянные родительские скандалы, ссоры. Постоянный доступ ребенка к компьютеру, телевизору, планшету.
Врожденные аномалии развития губ, неба, языка, лицевых мышц. Неблагоприятная обстановка в семье (неполная семья, отсутствие родителей, асоциальные родители). Повышенная опека над ребенком, когда ему нет необходимости что-либо понимать и над чем-то задумываться.
Патологии головного мозга и нервной системы. Высокие требования родителей к малышу, насильственные попытки научить его говорить.
Наследственные болезни.
Психические заболевания. Аутизм.

Общее недоразвитие речи – формы речевой патологии:

  1. Дизартрия.
  2. Афазия.
  3. Моторная алалия.
  4. Сенсорная алалия.

Дизартрия

Дизартрия проявляется в средней, тяжелой и стертой формах.

Характерные черты этой патологии:

  • У ребенка страдает вся произносительная система речи.
  • Ритм дыхания нарушен.
  • Голос приобретает гнусавый оттенок.
  • Все звуки произносятся смазано и нечетко, как бы «в нос».

При тяжелых формах дизартрии заметны нарушения тонуса лицевых мышц — они или слишком расслаблены, или чересчур напряжены.

Ребенок не может поднять вверх язык, высунуть его или достать до уголка рта. Язык постоянно дрожит, при попытках удержать его в одном положении – синеет, появляется чрезмерное слюноотделение.

У малыша страдает и крупная и мелкая моторика, он неловок, не умеет прыгать, стоять на одной ноге, не любит рисовать или вырезать, с трудом удерживает равновесие.

Причины развития дизартрии:

  1. Асфиксия или травма при родах.
  2. Влияние несовместимости с матерью по резус-фактору.
  3. Травмы и опухоли головного мозга.
  4. Наследственные патологии ЦНС.

Афазия

При нормальном слухе и развитых органах артикуляции у детей происходит распад уже начавшейся формироваться речи.

Характерная черта афазии – ребенок говорил и вдруг замолчал, появились нарушения в произношении звуков, потеря смысла высказываний. Это нарушение речевого развития ведет к задержке развития интеллекта.

Причины афазии – травмы, опухоли и воспалительные заболевания головного мозга.

Моторная алалия

Речевая патология, имеющая широкий диапазон нарушений: от полного отсутствия речи до незначительных проблем типа неправильного употребления окончаний слов или склонения по родам и числам.

Характерная черта тяжелой формы моторной алалии – ребенок понимает то, что ему говорят, но его собственная устная речь практически не развивается. Дети с такими проявлениями не в состоянии самостоятельно поставить губы, язык в нужное положение, они неуклюжи в выполнении простейших движений.

Мелкая моторика пальцев рук у таких детей почти не развита, страдают и память, и мышление.

Причины развития моторной алалии – повреждение клеток речевых зон головного мозга или запаздывающее их развитие вследствие родовой травмы, инфекций, воздействия токсинов на плод во время внутриутробного развития.

Сенсорная алалия

При этой патологии дети не понимают смысла обращенной к ним речи, или понимают слова по отдельности, но не могут вникнуть в смысл целой фразы или высказывания.

Иногда у ребенка с сенсорной алалией наблюдается логоррея (бессмысленное и бессвязное произнесение отдельных слов).

Может наблюдаться задержка интеллекта, негативные проявления со стороны нервной системы: раздражительность, негативизм, нарушения крупной и мелкой моторики.

Нужно отличать эти стойкие и тяжелые патологии речевого развития (ОНР) от темповой задержки развития речи (ЗРР), когда некоторое отставание в этом отношении от сверстников вызвано особенностями развития малыша, наследственными особенностями, нехваткой общения с родителями.

Это может сделать только специалист: психоневролог, логопед, психолог для детей с отклонениями в развитии.

Мнение специалиста

Доктор Комаровский:

Большинство детей начинает произносить звуки, имеющие какое-то значение, около года. Но есть совершенно нормальные дети, которые не торопятся заговорить. Похоже, что это зависит главным образом от темперамента и особенностей натуры ребенка. Дружелюбно настроенный, веселый ребенок стремится заговорить раньше.

Спокойный ребенок, склонный к созерцательности, долго наблюдает за происходящим вокруг, прежде чем у него появляется желание высказать и свое мнение.

Атмосфера, в которой растет ребенок, и отношение к нему окружающих также играют важную роль.

Если из-за нервного напряжения, вызванного чем-либо, мать все время молчит в обществе ребенка, то он, не чувствуя с ее стороны стремления к общению, тоже замыкается в себе. Взрослые иной раз впадают в другую крайность: постоянно разговаривают с ребенком и командуют им, лишая его всякой инициативы.

Такой ребенок будет чувствовать себя неловко с людьми и замыкаться в себе. Он еще не дорос до того возраста, когда он может поспорить со взрослым либо просто уйти. Считается, что поздно начинают говорить те дети, которых обслуживает вся семья, не давая им самостоятельно и рукой шевельнуть, предупреждая каждое их желание.

Если ребенок долго не начинает говорить, первое, что приходит в голову родителям, это не отстает ли их ребенок в умственном развитии. Действительно, некоторые умственно отсталые дети начинают говорить поздно. Но очень многие из них произносят первые слова в том же возрасте, что и нормальные дети.

Факты доказывают, что огромное большинство детей, которые почти не разговаривают до 3 лет, отличаются нормальным умственным развитием или даже оказываются необычайно смышлеными.

Я думаю, нетрудно догадаться, что делать, если ребенок долго не начинает говорить. Не сердитесь на него за это и не торопитесь делать вывод, что он глуп. Будьте нежны с ним и постарайтесь не слишком сдерживать его инициативу.

Дайте ему возможность бывать среди других детей, где он будет чувствовать себя естественнее. Разговаривайте с ним дружелюбным тоном, употребляя простые слова. Поощряйте его называть вещи, когда они ему нужны.

Но не требуйте от него, чтобы он заговорил, и не выражайте свое недовольство.

Из книги «Родителям о речи ребенка» Н.В. Нищева:

Причины задержки речевого развития разнообразны: проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; интеллектуальная недостаточность, наследственный тип позднего развития речи.

Среди возможных причин следует также отметить соматическую ослабленность, болезненность ребенка, из-за которой задерживается формирование всех психических функций; и социальные факторы, а именно отсутствие адекватных условий для развития речи малыша.

В условиях гиперопеки речевая функция часто остается невостребованной, так как окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания.

Возможна первичная задержка речевого развития в тех случаях, когда родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями, и малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты.

Крайне вредно пребывание ребенка в избыточно информированной речевой среде, когда он слышит речь взрослых, общающихся между собой, а также радио, телевидение, и привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. В этом случае ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а развитие истинной речи будет задерживаться.

Как правило, в неблагополучных семьях, где у взрослых нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие последних также задерживается.

Н. С. Ильина, логопед-дефектолог:

В современной логопедии выделяется две группы факторов, обусловливающих задержку в темпах формирования речи:

  • несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;
  • недостаточность сенсомоторной или неврологической базы ребенка.

К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения.

В первом случае не к кому обращаться, во втором — незачем, все и так будет сделано вовремя. В рамках клинической классификации подобное нарушение рассматривается как задержка темпов речевого развития функционального характера.

Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.

Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотивации общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.

Если же у ребенка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса) или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.

При задержке речевого развития наиболее эффективной оказывается ранняя коррекция, т.е. в возрасте до трех лет. Однако это не значит, что при выявлении речевого недоразвития в 6 или 7 лет нужно опустить руки.

В любом случае специальные занятия окажут положительное влияние на речь и личность ребенка, если будут носить систематический характер.

Успешность развития ребенка во многом зависит от активной позиции родителей, которые под руководством специалистов могут организовать правильное общение с ребенком.

Источник: http://baragozik.ru/razvivaemsya-i-uchim/13-prichin-pochemu-rebenok-mozhet-ne-govorit-v-2-goda-mnenie-psixologov.html

Почему ребенок не говорит

Есть некие признаки того, что ребенок не общается до года. До года у ребенка должно появиться гуление. Он должен эмоционально реагировать на присутствие взрослых. Но паниковать до года не стоит. Речевое развитие – индивидуальный вопрос и нужно понимать исходные данные, которые мы имеем с конкретным ребенком.

Реальные проблемы можно заметить к двум годам, когда должны появиться первые слова, реакции. Мы должны четко отличать, что речь не формируется сразу говорением. Есть несколько доречевых этапов, которые определяют понимание речи.

Есть пассивная речь, если ребенок уже понимает пассивную речь, он в 2 года должен выполнять двойную инструкцию. То есть возьми пульт, дай папе. Нам нужно просто больше с ним говорить, стимулировать его речь.

Как это делать? Ребенка многие родители не воспринимают как личность и не беседуют с ним.

Дети чаще общаются с телефонами, чем с мамами и папами. Большинство детей становятся удобными в тот момент, когда у них в руках есть гаджет. И они успокаиваются. Мама за это время успевает сварить борщ, еще что-то сделать. Она злоупотребляет этим.

В этот доречевой период, до 2-х лет ребенок должен активно двигаться, активно манипулировать игрушками, брать их в рот, бросать, ощущать их запах, звуки, вкус. Если ребенок все это делает, значит речь возникает за всеми этими действиями. Если же ребенок прикован у нас к гаджету, то учить ребенка некому.

Убедитесь, что ребенок нас слышит.

Если ребенок не говорит после 2-х лет, то педиатр вас пошлет к отоларингологу. Врач должен сказать, что ребенок слышит и его речевой аппарат приспособлен для говорения. Это тоже важно.

Выводы

Задержка речи может возникнуть по причине ребенка. Но очень часто виноваты окружающие взрослые. Первая ошибка – родитель принимает решение за ребенка «ты хочешь это» и он называет предмет. Он не дает ребенку возможности говорить. Второе – с ребенком не говорят, как со взрослым.

Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов нравятся мамам. Ребенку легче сказать «мяч», чем «мячик». Если слова становятся длиннее, ему легче отказаться от них. Ему легче говорить «ма», «па». Он сокращает до удобного для себя контекста. Далее, в принципе не говорят с ребенком «ну, что он сейчас понимает!».

Обычно этим грешат папы и часто не говорят, не поют ему песен, стихов не читают.

Отзывы родителей

Лана, 32 лет, г. Казань

Я мама троих детей. Двое старших, начиная с двух лет говорили предложениями. Младшему сейчас три года. Говорит короткими односложными словами. Чаще на вопросы отвечает на пантомимах. Слышит хорошо.

Наталья, 23 года, г. Москва

Надо избавиться от постоянного сравнения с другими детьми. Мой ребенок заговорил позже. К году появились слоги. К специалистам не ходили, соседок не слушали

Анна, 25 лет, г. Омск

Гуляя в песочнице, моему ребенку было 1,5 года, а девочке год. Девочка уже говорила фактически предложениями. Для меня это было чудо. После этого я начала петь песни, читать стихи с утра до вечера. В год и девять он у меня заговорил предложениями.

Источник: https://mypupsiki.com/pochemu-rebenok-ne-govorit/

Почему ребенок не говорит в 2, 3, 4 года, 5, 6 лет. Причины отсутствия и задержки речи у детей

По нормативам речевого развития девочки должны начать говорить до 1 года, а мальчики до 1,5 лет. С учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка, в норме, до 2 лет должны заговорить все. Поэтому если ребенок не заговорил до 2 лет, необходимо проверяться у врачей и логопедов.

«Глубокие расстройства речи в зависимости от их природы в той или иной мере ограничивают умственное развитие в целом. Это происходит как в силу взаимопроникающего единства речи и мышления, так и вследствие нарушения нормальной связи с окружающими. Последнее обедняет знания, эмоции и другие проявления личности.» М.Е. Хватцев

В связи с этим практически всем неговорящим детям (независимо от причины отсутствия речи) с 3 лет  психологи, психиатры ставят ЗПРР. А при длительном отсутствии речи, после 6,7 лет многие психиатры делают заключение о вторично сниженном интеллекте. Именно поэтому раннее начало коррекционной работы залог успеха.

Также многим таким детям ставят Общее Недоразвитие Речи (ОНР)1 уровня. Что тоже верно. Но для того чтобы  это преодолеть — нужно понять почему ребёнок не разговаривает.

Часто Алалию переводят как «отсутствие речи». Но речь ребёнка в возрасте от 2 до 4 лет, а в некоторых случаях и в 5, 6, 7 лет может отсутствовать по различным причинам, не только из за алалии.

У неговорящих детей 2-3 лет наиболее часто встречается Задержка Речевого Развития (ЗРР), поэтому некоторые неопытные логопеды ставят ЗРР всем без разбору и говорят, приходите после 5 лет, в надежде, что всё само пройдёт (родители сами всё сделают). А если в 5 лет не прошло — значит, точно не ЗРР. Вред от такого подхода, очень большой — упускается время на коррекцию более серьёзного речевого нарушения.

Все перечисленные ниже причины сами не проходят, но при работе специалистов, совместно с родителями — корректируются, излечиваются.

Основные причины отсутствия речи у детей, которые могут быть выявлены до 2 лет:

Диагноз. В каком возрасте опытный специалист может выявить.  Как это выглядит для родителей  Основные специалисты, занимающиеся коррекцией данного нарушения
Аутизм. После года. Ребёнок не идёт на контакт с людьми, даже с родителями. При общении не смотрит в глаза.  Психолог, Психиатр
Интеллектуальная недостаточность, умственная отсталость. После года. См. Специализированные сайты.  Психиатр, Олигофренопедагог- дефектолог.
Отсутствие слуха. Сразу после рождения.  Не слышит никаких звуков окружающей среды.  ЛОР (Оториноларинголог), Сурдопедагог
Ринолалия. Сразу после  рождения   Расщелины губы, нёба.  Хирург, Логопед-дефектолог

Источник: https://www.sites.google.com/site/logopedonlain/pocemu-rebenok-ne-govorit-v-2-3-4-goda-5-6-let-priciny-otsutstvia-i-zaderzki-reci-u-detej

Ссылка на основную публикацию