Подготовка к школе: описание занятий для дошкольников и индивидуальной программы

Цель: дать общее понятие о речи человека, формирование положительной мотивации к познавательной деятельности. Формирование графических навыков. Повторение и письмо букв А, О, У, Ы, И.

Материал: ежик, кошка, собачка, рабочий лист. Карточки с буквами А, О, У. Карандаши.

Подготовка к школе: занятия для дошкольников и индивидуальная программа

Обучение чтению. Речь человека. Звук и буква А, О, У, Ы, И

— Тут-тук-тук! Ой, ребята, кто это к нам идет? (показываем детям ежика)
— Ежик, а зачем ты к нам пришел?
— Шу-шу-шу, фыр-фыр-фыр!!! — Ребята, вы что-нибудь поняли, что ежик сказал?
— Ежик, повтори еще раз. — Шу-шу-шу, фыр-фыр-фыр!!! — Ничего не ясно.
— Мяу,мяу,мяу. Ой, кто это к нам пришел? (педагог достает из-под стола кошку)
— Гав, гав, гав.
Ой, кто это к нам еще идет? (педагог достает из-под стола собачку)
— Ребята, вы поняли, что сказали нам звери? (нет) И я не поняла.
— А меня вы понимаете? (да). Пойдемте, поиграем на ковре.

— Давайте попрыгаем, потопаем, похлопаем. Вы меня понимаете, потому что у нас с вами есть человеческая речь, с помощью нее мы с вами общаемся.

Педагог просит детей по очереди назвать какое-либо действие. Дети называют и выполняют его вместе с педагогом (потанцуем, покрутимся и т.д.).

— Вы говорите и все вас тоже понимают. А зачем нам нужна речь? Чтобы общаться. А как быть, если люди далеко друг от друга? Можно написать письмо. Письмо это тоже речь, которую мы записываем с помощью букв. Мы с вами научимся грамотно владеть своей речью: правильно говорить, писать слова и предложения, а также читать!
— Послушайте слова, которые я вам сейчас скажу: АИСТ, АЗБУКА, АРКА. С какого звука начинаются все эти слова? Правильно, со звука А. — А это буква, которая обозначает звук А. (Педагог показывает карточку с буквой А). Обведите букву пальчиком. Нарисуйте пальчиком на столе. Нарисуйте вместе со мной в воздухе.
— Теперь послушайте следующие слова и назовите первый звук: ОБЛАКО, ОСЛИК, ОСЫ.
— Какой звук услышали? Звук О. А это буква О, которая обозначает звук О на письме. (Педагог показывает карточку с буквой О). На что похожа эта буква? — Обведите букву пальчиком. Нарисуйте на столе. Нарисуйте в воздухе.
— Сегодня вспомним еще один звук и букву. Послушайте слова и выделите первый звук: УМ, УТКА, УСЫ. — Какой звук услышали? Это звук У. А это буква У, которая обозначает звук У на письме. (Педагог показывает карточку с буквой У).
— Обведите букву У пальчиком. Нарисуйте на столе. Нарисуйте в воздухе.

  • — А теперь мы все эти буквы напишем!
  • Дети в рабочих листах обводят буквы А О У. Педагог следим, чтобы дети двигались слева направо и сверху вниз, не пропуская букв в строчках.
  • — Послушайте слова, которые я вам сейчас скажу: ИГОЛКА, ИНДЮК. С какого звука начинаются все эти слова? Правильно, со звука И. — А это буква, которая обозначает звук И. (Педагог показывает карточку с буквой И). Обведите букву пальчиком. Нарисуйте пальчиком на столе. Нарисуйте вместе со мной в воздухе.
    — Теперь послушайте следующие слова и назовите одинаковый звук, который встречается в каждом слове: МЫЛО, БЫК, РЫСЬ, ЛЫЖИ.
    — Какой звук услышали? Звук Ы. А это буква Ы, которая обозначает звук Ы на письме. (Педагог показывает карточку с буквой Ы). На что похожа эта буква? — Обведите букву пальчиком. Нарисуйте на столе. Нарисуйте в воздухе.
  • — Обведите буквы Ы, И на рабочих листах.

Дети в рабочих листах обводят буквы Ы, И. Педагог следит, чтобы рука ребенка двигалась слева направо и сверху вниз, не пропуская букв в строчках.

Обучение чтению. Звуковой анализ слов. Звук И

Материал: рабочий лист, цветные карандаши.

Педагог предлагает детям назвать, что нарисовано на картинках.

— Раскрасьте предметы, названия которых начинаются на звук И.
— Какие картинки будете раскрашивать ? Почему?

— Произнесите слова так, чтобы звук И хорошо был слышен.

Обучение чтению. Звуковой анализ слов. Место звука Ы в словах

Материал: рабочий лист, цветные карандаши.

— Знаю я, и знаешь ты, что нет слов, начинающихся на звук Ы.
— Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или конце слова. — Придумайте самостоятельно слова со звуком Ы, и скажите, где звук стоит, в середине или в конце.
— Если звук Ы стоит в середине слова – поставьте красным карандашом точку в середине линии, если в конце слова – в конце линии.

— Спасибо, ребята, что познакомили Машу со звуками и буквами Ы, И.

Обращаем внимание детей, что в слове лыжи звук Ы находится в середине и конце слова.

Числовой ряд. Счет до 20

— Давайте с вами посчитаем до 20. Приготовьте ручки. Будем с вами хлопать в ладоши и все вместе хором считать на каждый хлопок.

Педагог считаем вместе с детьми.

Подвижная игра. Дни недели

Дети становятся в круг.

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

  • А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование)
  • В среду долго умывался, (умываемся)
  • А в четверг в футбол играл. (Бег на месте)
  • В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
  • Очень долго танцевал. (Кружимся на месте)
  • А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
  • Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают)

Математика «Равенство и неравенство»

Цель: формировать умение понимать количественные отношения между числами в пределах 10, записывать их при помощи знаков «равно» и «неравно».

Материалы: миска с 5 яблоками и 5 морковками на каждого ребенка (либо деревянными, либо вырезанными из картона), знаки = и , по 2 тарелки на каждого ребенка. Зайчик — игрушка.

1. Урожай.

  • — Давайте поможем зайчику собрать урожай.
    — Положите на одну тарелку 1 яблоко, а на другую 1 морковку. Сколько яблок? Сколько морковок? (По одному). Значит яблок и морковок поровну.
  • — Для того, чтобы показать, что количество предметов одинаково, используется знак «равно».
  • Педагог показывает знак детям.
  • Положите этот знак между тарелочками.
  • — Получилось один равно одному.
    — Положите на тарелочку к яблоку еще одно яблоко. Можно ли оставить знак равно? (Нет)
    — Почему? (Два неравно одному).
  • — Правильно. Для того, чтобы показать, что количество предметов не равно друг другу, используется знак «неравно».
  • Педагог показывает соответствующий знак.
  • — Чем отличаются знаки «равно» и «неравно» друг от друга?
    — Давайте между тарелочками сейчас положим знак неравенства.
    — Получилось два неравно одному.

— Положите на тарелку еще одну морковку. Какой знак нужно поставить? (Равенства)

Дети самостоятельно читают запись.

— А теперь сами положите морковки и яблоки на тарелки и поставьте нужный знак между ними, прочитайте запись.

2. Педагог выдает рабочий лист.

Подготовка к школе: занятия для дошкольников и индивидуальная программа

— Посмотрите на задание с морковками. Поставьте между морковками знак равенства или неравенства.

Окружающий мир. Овощи и фрукты

  1. Цель: развитие умственных действий анализа-синтеза, обобщения.
  2. Материал: муляжи овощей и фруктов,которые лежат в мешке, две миски.
  3. Педагог организует игру на ковре.

Маша решила загадать нам загадки, послушайте их ответьте на вопросы.

— Чего в лесу больше: елок или деревьев?
— Чего в огороде больше: овощей или картошки?
— Кого в детском саду больше: девочек или детей?

  • — Маша принесла нам мешок, давайте посмотрим, что в нем лежит.
  • Дети по очереди достают предмет из мешка и называют его.
  • — Ох, как много овощей и фруктов лежало в мешке.
    — Давайте сложим овощи сложим в одну миску, а фрукты в другую.
  • Дети называют и сортируют овощи и фрукты.

— Молодцы, все мы с вами разложили.

Массажная пауза. Мой мизинчик, где ты был?

Одеваем и снимаем пружинное колечко на все пальчики по очереди.

Мой мизинчик, где ты был?

  • С безымянным – щи варил,
  • А со средним – кашу ел,
  • С указательным запел.
  • А большой меня встречал
  • И конфетой угощал,
  • Правый же большой плясал
  • И на танец приглашал.
  • Указательный на правой
  • Вел в поход нас всей оравой.
  • Средний брат несет рюкзак,
  • Безымянный ходит так.
  • А мизинец стал играть,
  • Братьев слушать приглашать. (Хлопаем в ладоши под ритм стихотворения)
  • Раз – два – три – четыре — пять!

Развитие мышления. Комбинаторика. Домики у зайчика

Цель: развитие комбинаторного мышления.

Материал: рабочий лист, карандаши.

  • — У зайчика есть два домика. Посмотрите, как зайчик решил раскрасить стены домиков.
    — Посмотрим сначала на домик с геометрическими фигурами: кругом, квадратом и треугольником.
  • — Мы поможем зайчику раскрасить стены домика, а для этого надо дорисовать фигуры так, чтобы они в строчках не повторялись. (Если дети не имеют представления о понятии «строчка», то педагог объясняет).
  • Педагог вместе с детьми делает первую строчку, чтобы им стала ясна суть задания.

Дети самостоятельно «раскрашивают» стены второго домика.

Развитие речи. Незаконченный рассказ «Кнопка»

Цель: развитие воображения, развитие речи.

Материалы: текст, который читаем детям вслух.

«Жила-была канцелярская Кнопка. Как-то раз попала она в руки к злобному мальчишке, который стал подкладывать ее ребятам на стул. Когда они, присев на стул, вскакивали как ужаленные, мальчишка противно хохотал. Кнопке ее роль очень не нравилась. И вот…»

— Придумайте, что сделали бы вы, если бы были Кнопкой. Рассказ надо начинать так: «Я, Кнопка, придумала вот что…»

Подвижная игра. Зарядка – разминка

Дети встают в круг.

Для начала мы с тобой

  1. Крутим только головой. (Медленные вращения головой)
  2. Корпусом вращаем тоже. (повороты вправо – влево)
  3. Это мы, конечно, можем.
  4. А теперь мы приседаем. (Приседаем)
  5. Мы прекрасно понимаем –
  6. Нужно ножки укреплять,
  7. Раз, два, три, четыре, пять!
  8. Напоследок потянулись
  9. Вверх и в стороны. (Потягивания)
  10. Прогнулись. (Наклоняемся вперед)

Формирование знаний об окружающем мире. Дни недели

Цель: формирование знаний о днях недели, формирование временных представлений.

Педагог с детьми хором повторяют дни недели, загибая при этом пальчики.

— Сколько всего дней недели? Как вы думаете, зачем нам надо знать названия дней недели?

  • Затем педагог спрашивает у каждого ребенка название дней недели и при необходимости помогает.
  • — А теперь, давайте, поиграем немного с днями недели! Если вчера была пятница, то сегодня …
    — Перед четвергом была …
    — Каждое воскресенье мы ходим в парк и вчера тоже ходили. Какой день недели сегодня?

— Утром я пришла на работу, а вернусь домой …

Математика. Равенство и неравенство

  • Цель: продолжать учить понимать количественные отношения между числами в пределах 10, записывать их при помощи знаков.
  • Материалы: миска с 5 кружочками и 5 квадратиками на каждого ребенка, знаки «равно» и «не равно», по 2 тарелки на каждого ребенка, кукла.
  • — Давайте поможем кукле Маше разложить фигуры.
Читайте также:  Ребенок часто болеет простудными заболеваниями – ищем причины и повышаем сопротивляемость организма

— Положите на одну тарелку 2 круга, а на другую 3 квадрата. Какой знак надо поставить равно или неравно? (неравно) Почему? (Потому что 3 больше 2). Прочитайте запись. (Два неравно трем).

Таким же образом составляем еще 5 равенств или неравенств.

Пальчиковая гимнастика. Зверята

Дружат добрые зверята (пальцы рук соединяются в «замок»).

  1. Дружат малые зайчата (ритмичное касание мизинцев обеих рук).
  2. Дружат в озере бобры, (ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук).
  3. Дружат в небе комары,(ритмичное касание средних пальцев обеих рук).
  4. Дружат милые ежата, (ритмичное касание указательных пальцев обеих рук).
  5. Дружат даже медвежата (ритмичное касание больших пальцев обеих рук).
  6. Вот как разыгрались,
  7. По лесу разбежались! (руки опустить, потрясти кистями)

Подготовка руки к письму. Волнистые линии. Грядки

Цель: развитие графо-моторных функций.

Материал: рабочий лист (см. выше), карандаши.

— Обведите волнистые линии.

Домашнее задание

Педагог задает домашнее задание детям.

Подготовка к школе: занятия для дошкольников и индивидуальная программа
Подготовка к школе: занятия для дошкольников и индивидуальная программа

Прощание

До свидания, до свидания приходите к нам еще,

  • До свидания, до свидания, с вами очень хорошо.
  • До свидания, до свидания, приходите к нам опять.
  • До свидания, до свидания – будем весело играть!

Источник: https://babyla.ru/page/podgotovka-school1

Подготовка к школе: занятия для детей

Подготовить ребенка к поступлению в 1 класс непросто. Некоторые родители и бабушки с дедушками готовы учить будущего первоклассника ночами напролет.

  • В последние годы большую востребованность приобрели подготовительные курсы, которые есть при многих общеобразовательных школах, гимназиях и в специальных детских центрах.
  • В целом, каждый ребенок (дошкольник) должен пройти через весь подготовительный процесс, состоящий из определенных этапов, только тогда подготовка к школе будет успешной.

Подготовка детей к школе занимает немало времени, поэтому некоторые родители предпочитают отдавать своих чад в частные школы.

Такие учреждения набирают группы детей дошкольного возраста для обучения всему необходимому под руководством профессиональных педагогов.

При этом в семьях также следует регулярно заниматься с детьми, ведь в любом случае важен индивидуальный подход. Чтобы ребенок мог без больших трудностей адаптироваться к школьным предметам, он должен:

  • знать буквы;
  • уметь читать (можно по слогам) небольшие простые тексты;
  • обладать навыками письма;
  • знать времена года, названия месяцев, дней;
  • знать свои фамилию, имя, отчество;
  • иметь хорошую память, чтобы запоминать 5-7 из 10 четко названных простых слов;
  • находить сходства и различия между предметами;
  • уметь вычитать и складывать числа в пределах первого десятка;
  • знать основные геометрические фигуры;
  • знать 10-12 основных цветов и др.

Методики подготовки детей к школе

Прежде чем давать те или иные задания для подготовки к школе своему малышу, ознакомьтесь с несколькими популярными методиками. С их помощью ребенок во время обучения может приобрести все необходимые навыки.

Методики обучения направлены, как правило, на развитие мелкой моторики, логического мышления, получение математических знаний и т.п. При этом с учетом индивидуальных особенностей дошкольника нужно заняться его физической подготовкой.

Известные методики начального образования:

  • Зайцева;
  • Монтессори;
  • Никитиных.

Методика Зайцева

Чтобы дошкольная подготовка ребенка дома оказалась успешной, обратите внимание на методику Зайцева, которая включает в себя подход к обучению чтению, письму, английскому и русскому языку. Она предполагает применение визуального восприятия информации.

Основной принцип заключается в обучении малыша всему необходимому без вреда здоровью и с учетом индивидуальных особенностей. Она способна активизировать каналы восприятия информации, сэкономив время и избавив малыша от зубрежки.

Минус: при индивидуальных занятиях методика реализуется хуже, чем при групповых.

Подготовка к школе: занятия для дошкольников и индивидуальная программа

Методика Монтессори

Индивидуальная программа подготовки к школе, помогающая подготовить будущего первоклассника, может быть организована в соответствии с методикой Монтессори.

В ней большое внимание уделяется развитию ощущений и мелкой моторики малыша. В процессе обучения необязательно использовать какие-то специальные пособия. Родители должны создать для малыша полноценную развивающую среду.

Минусом является отсутствие в методике ролевых и подвижных игр.

Методика Никитиных

Чтобы повысить уровень знаний с помощью домашних заданий, ознакомьтесь с методикой Никитиных. Ее основные принципы заключаются в развитии, которое должно быть творческим, свободным. Занятия проходят, чередуясь: интеллектуальные, творческие, спорт.

Спортивная атмосфера играет в формировании малыша основополагающую роль, поэтому в вашем доме должны быть созданы все условия для этого.

Методика является креативной, с упором на физическое развитие, творчество, но есть минус – желание учиться появляется далеко не у всех детей.

Подготовительные занятия к школе

Начинать заниматься с малышом нужно с раннего возраста. Особое внимание необходимо уделить психологической подготовке.

Поначалу выполнение заданий происходит в игровой форме, но затем они становятся более сложными, но интересными. Базовые знания дети получают, как правило, в детских садиках.

Добиться больших результатов можно как на дому, пригласив частного репетитора, так и, отдав ребенка в специальные центры развития или подготовительные курсы при школах.

Курсы подготовки к школе

Решив выбрать подготовительные курсы к школе, отнеситесь к выбору подходящего учреждения основательно. Такие курсы имеются как при самих школах, так и в образовательных центрах, т.е. некоммерческих организациях.

С помощью комплексных занятий, коллектива дети могут адаптироваться к школьной системе, урокам. Нередко на таких курсах дошкольников обучают так, чтобы они легко выполняли нужные упражнения и правильно отвечали на определенные вопросы.

Намного важнее, чтобы малыш умел творчески мыслить, самостоятельно рассуждать и делать выводы.

Дошкольный репетитор

Репетитор для дошкольника – это отличный вариант обучить малыша грамоте, подготовить его к будущим собеседованиям в школе. Тем более некоторые учителя дополнительно обучают детей английскому языку.

Не забывайте, что репетитор по подготовке ребенка к школе должен иметь педагогическое образование и соответствующую квалификацию. Большим плюсом репетиторства является индивидуальный подход, который поможет развитию внимания, умения рассуждать и т.д.

Ребенок при этом получит более глубокие знания. Минусы: сложно найти достойного педагога, высокая стоимость.

Подготовка к школе: занятия для дошкольников и индивидуальная программа

Сколько стоит подготовка ребенка к школе

Подготовительные курсы повысят готовность ребенка к поступлению, особенно, если вы планируете отдать его в гимназию. Готовиться так рекомендуется тем детям, которые не посещают детский сад.

  • Занятия в специализированных учреждениях направлены на освоение основ письма и грамоты, обучение чтению, развитие речи и Бесплатная подготовка
  • Воспитатели детского сада должны закладывать основы счета, письма и чтения.
  • Перед родителями стоит более важная задача – научить малышей доводить начатое до конца, пусть это будут какие-нибудь примеры из математики, занятие рисованием или что-то другое.

Чтобы ваше чадо по уровню развития соответствовало своему возрасту, старайтесь больше общаться с ним, отвечая на все вопросы. Уделите внимание активным играм, физическому развитию, научите самостоятельности и правилам безопасности.

Как подготовить ребенка к школе самостоятельно

Для развития памяти, умения логически мыслить и прочих навыков в домашних условиях, читайте или смотрите вместе мультфильмы, обсуждая то, что ребенок узнал. Чаще интересуйтесь мнением малыша, задавая при этом вопросы.

Постарайтесь превратить занятия в домашних условиях в удовольствие для дошкольника. Плюсом подготовки дома является экономия средств, да и нужные материалы можно всегда найти в интернете. Минусом может стать качество, ведь не у всех родителей есть педагогическое образование.

К тому же, занятия в кругу семьи не всегда дисциплинируют малыша.

С чего начать подготовку

Самым подходящим возрастом для начала обучения будущего первоклассника по мнению психологов считается период 3-4 года. Начинайте учить ребенка читать и считать в игровой манере, к примеру, во время прогулок считайте вместе с ним количество домов, автомобилей и т.д.

Делайте вместе поделки, уделив внимание художественному развитию будущего первоклассника: рисуйте, создавайте аппликации, лепите, собирайте пазлы. Дома оборудуйте удобный письменный столик.

Уделите внимание мотивации своего чада, в противном случае, обучение будет продвигаться медленно.

Программа

Не следует готовить малыша к школе абстрактно, постарайтесь подыскать требования, тесты, задания и конкретные примеры вопросов. Для развития мелкой моторики ребенок должен нанизывать макароны или бусины, вырезать что-либо из бумаги, рисовать красками, создавать аппликации, вышивать, вязать и т.д. Чтобы обучить малыша всему необходимому, обратите внимание на следующий план занятий:

Название курса Кол-во часов в неделю
Развитие речи, подготовка к обучению 1
Введение в математику 1
Развитие моторики, творческих способностей 1
Ознакомление с окружающим миром 1
Введение в художественную литературу 1
Подготовка руки к письму 1

Материалы

Чтобы обучить ребенка всему то, что понадобится при поступлении в школу, воспользуйтесь специальным наглядными материалами. Найти их в большом количестве можно на тематических веб-ресурсах.

Для развития логического мышления, внимания, памяти и воображения есть немало развивающих игр, для проведения которых требуется разноцветный картон.

Например, для обучения грамоте понадобится книжка с картинками: выберите любую букву, проговорите несколько раз и предложите малышу обвести ее карандашом по всей странице. Подробнее можно узнать в методических пособиях.

Подготовка к школе: занятия для дошкольников и индивидуальная программа

Игры для подготовки к школе дошкольников

Развивающие игры помогут будущим дошкольникам закрепить знание алфавита, научиться составлять слова, писать и читать. Кроме того, такие занятия способствуют развитию внимания и сосредоточенности. Тем более ребенок дошкольного возраста часто отвлекается и не может подолгу сосредотачиваться на одном роде деятельности. Игры, которые помогут в развитии малыша:

  • Название: «Книжный детектив».
  • Цель: развить быстроту мышления, научить соотносить буквы с конкретными картинками.
  • Материал: книга с иллюстрациями.
  • Описание: дайте задание малышу найти в книге картинку на определенную букву. Если в игре участвует несколько детей, то введите элемент соревновательности, т.е. победителем окажется тот, кто найдет больше нужных картинок.

Вот еще один неплохой вариант:

  • Название: «Художник-иллюстратор».
  • Цель: научить обращаться с книгой, развить логику, воображение.
  • Материал: несколько книг.
  • Описание: прочитайте своему чаду небольшой рассказ или стих, после чего предложите ему подобрать рисунки к нему из других книжек. Затем попросите пересказать краткий сюжет прочитанного, опираясь на выбранные картинки.

Развивающие занятия

В качестве развивающих упражнений можно использовать любые лабиринты, где какому-либо персонажу нужно помочь добраться до выхода или куда-нибудь попасть. Есть немало игр, которые помогают улучшить концентрацию внимания и увеличить его объем. Некоторые упражнения способствуют развитию и произвольности внимания. Неплохой вариант развивающей игры:

  • Название: «Цветы на клумбе»
  • Цель: развить логическое мышление.
  • Материал: разноцветный картон.
  • Описание: вырежьте из картона по три цветка синего, оранжевого, красного цвета и три клумбы прямоугольной, квадратной, круглой формы. Дайте малышу распределить цвета на клумбах на основе рассказа — красные цветы росли не на квадратной и не на круглой клумбе, оранжевые — не на прямоугольной и не на круглой.

Еще одна игра, которая отлично подходит для развития разнообразных навыков у ддошкольников:

  • Название: «Чем похожи и чем отличаются?»
  • Цель: развить логическое мышление.
  • Описание: предлагайте детям по два предмета, которые они должны сравнить и указать их различия, сходства.

Подготовка к школе: занятия для дошкольников и индивидуальная программа

Как психологически подготовить ребенка к школе

Личностно-социальная готовность дошкольника заключается в том, что к моменту поступления он должен быть полностью готов как к общению, так и взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Чтобы психологическая подготовка была действительно успешной, предоставьте возможность малышу самостоятельно установить контакты с окружающими на детской площадке.

Так называемые «домашние дети» часто боятся большого скопления народа, хотя далеко не все взрослые уютно чувствуют себя в толпе.

При этом не следует забывать, что будущему первокласснику предстоит находиться в коллективе, поэтому старайтесь время от времени выбираться на массовые мероприятия.

Мотивируйте малыша – если он привык к постоянной похвале дома, то оценивайте не каждый шаг, а готовый результат.

Источник: https://sovets.net/13470-podgotovka-k-shkole.html

Домашняя школа. Подготовка ребенка к обучению в школе. Занятие № 1

Подготовка к школе: занятия для дошкольников и индивидуальная программаЗдравствуйте, уважаемые коллеги и заботливые родители! В этой рубрике я буду публиковать свои занятия с детьми по подготовке к обучению в школе.

  • Сегодня, 1 июня, моя «Домашняя школа» открылась! Почему домашняя? Я провожу занятия у себя дома. У меня частный дом, в котором самая большая и просторная комната в день занятий превращается в учебную комнату.
  • Ещё у меня есть достаточно большой двор для детских игр и приусадебный участок, который тоже сыграет свою роль в обучении и развитии моих маленьких учеников. Ну и главное, есть большой опыт педагогической работы с учащимися начальной школы и опыт просто мамы троих детей.
  • Вас удивило, что моя школа открылась 1 июня, в первый день летних каникул? Этому есть своё объяснение. Во-первых, летние каникулы — это отдых для учеников школы, а мои маленькие ученики ещё дошколята.
  • Во-вторых, лето — это пора учительских отпусков. А именно в это время заботливые родители обращаются за помощью к учителям начальных классов.
  • А просьба о помощи у них простая: «Пожалуйста, подготовьте ребенка к школе».
  • Мои маленькие ученики в этом году ещё не идут в школу. Поэтому я намерена заниматься с ними до 31 мая 2015 года, т. е. ровно год. В моей маленькой группе пока 4 ребенка.

Это два моих сына: шестилетний Павлуша и четырехлетний Андрюша и дочери моих близких знакомых, две пятилетние девочки Ладушка и Сашенька. Команда небольшая, но объединенная одним духом и общей целью.

Самое главное, у меня есть помощницы, две замечательные мамы девочек-учениц. Одна мама художница, а другая преподаватель музыкальной школы.

Своей личной методики по подготовке детей к обучению в школе у меня нет. Но есть 17-летний опыт работы в школе учителем начальных классов и опыт многодетной мамы. Со своей старшей дочерью, а ей 24 года, мы прошли и подготовку к школе, и начальные классы, и ЕГЭ в 11 классе, и 5 лет университета.

В основу проведения занятий по подготовке к школе положены 5 главных целей, которые мы все вместе постараемся достичь.

1. Развитие памяти и внимания.

2. Пополнение словарного запаса, развитие речи и общего кругозора.

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

4. Обучение счету в пределах первого десятка и азбуке.

5. Эстетическое развитие (музыка, рисование).

А теперь я опишу подробно ход 1 занятия.

Занятие № 1

В день проведения занятия мои дошколята будут находиться со мной 2 часа. Каждое занятие комплексное и одним махом такой большой объем информации дошкольникам выдать невозможно. Каждый этап занятия должен продолжаться не более 15-20 минут.

Между каждым этапом будут проводиться игры на свежем воздухе, игры в комнате на ковре, музыкальные паузы и конечно, работа на приусадебном участке. Каждому ребенку я выделила грядочку — маленький огородик, на котором дети посадят различные растения.

В течении лета мы будем ухаживать за саженцами, наблюдать за их ростом и развитием. Ну и в итоге, надеюсь, соберем урожай.

А теперь идём по пунктам:

1. Развитие памяти и внимания.

Картинки для «фотографирования» вы можете подобрать сами, но если хотите, я поделюсь с вами своей презентацией с подборкой картинок.

Скачать презентацию можно с сайта: Фотографирование, картинки.

2. Пополнение словарного запаса, развитие речи и общего кругозора.

На первом занятии я ограничилась карточками по методике Глена Домана (домашние и дикие животные).

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Здесь я использую пропись Олеси Жуковой. Вот странички прописи, которые я выбрала для первого занятия. Их можно скачать со страницы сайта (щелкаем на картинку и она увеличится, дальше щелкаем правой кнопкой мыши и выбираем «Сохранить картинку как…»)

Подготовка к школе: занятия для дошкольников и индивидуальная программа               Подготовка к школе: занятия для дошкольников и индивидуальная программа

4. Обучение счету в пределах первого десятка и Азбуке.

Обучение счёту:

Первое с чего начала, это озвученная презентация по методике Глена Домана «Математика с пелёнок». Меня совершенно не смущает слово «с пелёнок». Мне нравится эта методика и для меня не важно, что мои маленькие ученики уже давно вылезли из этих самых пелёнок.

Дальше я работаю над соотношением числа и цифры. Для этого я изготовила комплекты с цифрами от 1 до 9 для каждого ученика и маленькие фигурки различных животных для счёта.

Цифры я сделала в программе Microsoft Word  в формате А4, распечатала на принтере и разрезала.

Подготовка к школе: занятия для дошкольников и индивидуальная программа

Для этого этапа урока у меня есть в запасе ещё одна презентация «Учимся считать от 1 до 5. Сборник для малышей». Здесь сначала наглядно ввожу понятие «число», а уже потом «цифра». Все картинки на слайдах появляются по щелчку. Переход на следующий слайд тоже по щелчку. Качество презентации отличное. Вы можете забрать эту презентацию прямо с сайта.

Скачать презентацию: Учимся считать от 1 до 5. Сборник для малышей.

На первом занятии я выдала блоком «Счет от 1 до 5», потому что мои ученики уже знакомы с цифрами. Здесь, на сайте «Началочка» вы можете посмотреть дополнительные материалы по этой теме в рубрике «Математика».

Азбука. Звук [а] и буквы Аа.

Для работы с азбукой я использую задания из следующих источников:

Рабочая тетрадь «Обучение грамоте малышей»

Букварь Н. С. Жуковой

Страницу из прописи Олеси Жуковой с буквой А (см. на этой странице выше).

Я не расписываю своё занятие в детальных подробностях, потому что эта статья предназначена прежде всего для моих коллег — учителей начальных классов. А они-то знают, что и где говорить, какие задавать вопросы и т. п.

5. Эстетическое воспитание.

На первом занятии я использовала моё любимое «рисование пальчиками». Подробно об этом виде рисования можно прочитать всё на том же сайте «Тараторки». В боковом меню выбираем рубрику «Рисование» и дальше «рисование пальчиками».

На странице сайта можно скачать картинки для раскрашивания. На этом сайте у меня тоже есть детские картинки для раскрашивания, которые подойдут для рисования пальчиками. Смотрите здесь: http://nachalo4ka.ru/uznay-po-konturu/#more-254 (ссылка на скачивание под флеш-роликом).

Все этапы занятия прошли успешно. Более того, ребята не могли расстаться. Когда за детьми пришли их мамы, то им пришлось провести у меня ещё пару часов.

Следующее занятие я назначила на среду, 4 июня.  Ход занятия № 2 и все последующие будут опубликованы на сайте. Если Вам интересна тема «Подготовка ребенка к школе»  — ждите мою новую статью. Подписывайтесь на рассылку и будьте в курсе последних новостей моего сайта.

Источник: http://nachalo4ka.ru/domashnyaya-shkola-podgotovka-rebenka-k-obucheniyu-v-shkole-zanyatie-1/

Программа дополнительного образования детей «Подготовка к школе» для детей от 6 до 7 лет — «Дошколёнок.ру»

На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, необходимо создать условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки . Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.

Актуальность и целесообразность создания данной образовательной программы.

Созданием данной образовательной послужил социальный запрос родителей и школы. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

  1. Отличие данной дополнительной образовательной программы от других программ.
  2. Образовательная программа «Подготовка к школе» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности.
  3. Включение в программу игр по укреплению психосоматического и психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных образовательных программах, также считаем отличительной чертой данной образовательной программы.
  4. Цель программы:   Развитие познавательных способностей детей, интеллекта, творчества в решении поставленных задач, развитие речевой деятельности.
  5. Программа состоит из двух разделов.
  6. Первый раздел: развитие речи и обучение грамоте.
  7. Второй раздел: развитие математических представлений и логики
  8. Основные задачи при реализации данной программы:
  9. По первому разделу:
  10. Развитие речи и обучение грамоте :
  11. • развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения.
  12. • обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др.
  13. • развитие фонематического слуха (умение выделять звук из ряда других);
  14. • развитие фонематического анализа (умение делать звуко-буквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука);
  15. • развитие умения правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать;
  16. • подготовка руки к письму («печатание» букв, слов, предложений)
  17. По второму разделу:
  18. Развитие математических представлений и логики :
  19. • развитие математических представлений о числах и цифрах;
  20. • знакомство с математическими знаками;
  21. • развитие умение решать и составлять арифметические задачи;
  22. • развитие внимания, наблюдательности, логического мышление;
  23. • подготовка руки к письму («печатание» цифр, рисование геометрических форм)

Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 7 лет. Продолжительность реализации программы – восемь месяцев (период с октября месяца по май месяц включительно), что составляет 8 занятий в месяц по 30 минут каждое. Занятия проходят 2 раз в неделю.

  • Форма занятий- совместная игровая-познавательная деятельность взросло и детей.
  • Ожидаемые результаты после реализации программы.
  • По первому разделу:
  • — ребенок должен хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», « предложение»; знать порядок букв (алфавит);
  • — различать гласные и согласные звуки;
  • — правильно ставить ударение в знакомых словах;
  • — свободно и осознанно читать простые слова
  • — правильно составлять из букв слоги всех видов и слова простой структуры;
  • — уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце;
  • — проявлять интерес к родному языку.
  • По второму разделу:
  • — ребенок должен различать и называть цифры и другие математические знаки (сложения- вычитания, знаки больше-меньше, равно);
  • — уметь составлять и решать арифметические задачи;
  • — уметь решать логические задачи , обосновывать доказательство;
  • — ориентироваться в тетради
  • Организация учебно-воспитательного процесса:
  • Основная форма организации работы -игровая, так как именно в игре развиваются творческие способности личности.
  • При реализации данной образовательной программы применяются словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка (введение игрового персонажа, подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти); используется разнообразный дидактический материал (подвижная азбука ( наборное полотно и карточки с буквами, с цифрами); фланелеграф; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; картинки с цветным изображением звуков (красный –гласный, синий- согласный, зеленый- согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов; тетради в клетку; мнемотаблицы; рабочие листы- прописи букв, цифр).
  • Способы проверки освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых заданий Форма подведения итогов по реализации дополнительной образовательной программы«Подготовка к школе» – открытое занятие для родителей.
  • Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
№ п/п Тема (раздел) Основные задачи Количество часов
всего теория практика
Октябрь Звуки и буквы (Развитие речи и обучение грамоте)
  1. Первого раздела:
  2. — обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире
  3. -развитие фонематического слуха
  4. — развитие фонематического анализа
  5. — формирование графомоторных навыков и умений
Четыре занятия по 30 мин 10 мин 20 мин
Числа-цифры (Развитие математических представлений и логики)
  • Второго раздела:
  • —   развитие математических представлений о числах и цифрах
  • -знакомство с математическими знаками
  • — развития интереса к окружающему миру математического содержания
Четыре занятия по 30 мин 10 мин 20 мин
Ноябрь Звуки и буквы (Развитие речи и обучение грамоте)
  1. Первого раздела:
  2. -обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире
  3. -развитие фонематического слуха
  4. — развитие фонематического анализа
  5. — формирование графомоторных навыков и умений
Четыре занятия по 30 мин 10 мин 20 мин
Числа-цифры (Развитие математических представлений и логики)
  • Второго раздела:
  • — развитие математических представлений о числах и цифрах
  • -знакомство с математическими знаками
  • — развития интереса к окружающему миру математического содержания
Четыре занятия по 30 мин 10 мин 20 мин
Декабрь Звуки и буквы (Развитие речи и обучение грамоте)
  1. Первого раздела:
  2. -обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире
  3. -развитие фонематического слуха
  4. — развитие фонематического анализа
  5. — формирование графомоторных навыков и умений
Четыре занятия по 30 мин 10 мин 20 мин
Арифметические задачи (Развитие математических представлений и логики)
  • Второго раздела:
  • -развитие умение решать и составлять арифметические задачи
  • — развития интереса к окружающему миру математического содержания
  • -развитие внимания, наблюдательности, логического мышление;
Четыре занятия по 30 мин 10 мин 20 мин
Январь Звуки и буквы (Развитие речи и обучение грамоте)
  1. Первого раздела:
  2. -обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире
  3. -развитие фонематического слуха
  4. — развитие фонематического анализа
  5. — формирование графомоторных навыков и умений
Четыре занятия по 30 мин 10 мин 20 мин
Арифметические задачи (Развитие математических представлений и логики)
  • Второго раздела:
  • -развитие умение решать и составлять арифметические задачи
  • — развития интереса к окружающему миру математического содержания
Четыре занятия по 30 мин 10 мин 20 мин
Февраль Звуки и буквы (Развитие речи и обучение грамоте)
  1. Первого раздела:
  2. -обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире
  3. -развитие фонематического слуха
  4. — развитие фонематического анализа
  5. — формирование графомоторных навыков и умений
Четыре занятия по 30 мин 10 мин 20 мин
Арифметические задачи (Развитие математических представлений и логики)
  • Второго раздела:
  • -развитие умение решать и составлять арифмети-ческие задачи
  • — развития интереса к окружающему миру матема-тического содержания
  • -развитие внимания, наблюдательности, логичес-кого мышление
Четыре занятия по 30 мин 10 мин 20 мин
Март Звуки и буквы (Развитие речи и обучение грамоте)
  1. Первого раздела:
  2. — обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире
  3. -развитие фонематического слуха
  4. — развитие фонематического анализа
  5. — формирование графомоторных навыков и умений
Четыре занятия по 30 мин 10 мин 20 мин
Арифметические задачи (Развитие математических представлений и логики)
  • Второго раздела:
  • -развитие умение решать и составлять арифметические задачи
  • — развития интереса к окружающему миру математического содержания
  • -развитие внимания, наблюдательности, логического мышление;
Четыре занятия по 30 мин 10 мин 20 мин
Апрель Звуки и буквы (Развитие речи и обучение грамоте)
  1. Первого раздела:
  2. — обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире
  3. -развитие фонематического слуха
  4. — развитие фонематического анализа
  5. — формирование графомоторных навыков и умений
Четыре занятия по 30 мин 10 мин 20 мин
Логические задачи (Развитие математических представлений и логики)
  • Второго раздела:
  • -развитие умение решать   логические задачи
  • — развития интереса к окружающему миру математического содержания
Четыре занятия по 30 мин 10 мин 20 мин
Май Звуки и буквы (Развитие речи и обучение грамоте)
  1. Первого раздела:
  2. — обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире
  3. -развитие фонематического слуха
  4. — развитие фонематического анализа
  5. — формирование графомоторных навыков и умений
Четыре занятия по 30 мин 10 мин 20 мин
Логические задачи (Развитие математических представлений и логики)
  • Второго раздела:
  • -развитие умение решать логические задачи
  • — развития интереса к окружающему миру математического содержания
Четыре занятия по 30 мин 10 мин 20 мин

Содержание программы.

  Мес. Название темы Цели Краткое описание темы
Октябрь Звуки и буквы Первого раздела: освоение грамотой
  1. Гласные звуки и буквы
  2. А,У,О
  3. Согласный звук М (М*),буква
  4. Согласные С (С*) Х(Х*), буквы
Числа-цифры Второго раздела: развитие математических представлений Цифры от 0 до 5; математические знаки +, -,=
Ноябрь Звуки и буквы Первого раздела: освоение грамотой Звук Ш, буква Ш Сопоставление С и Ш Согласный Л (Л*) ,буква Л
Числа-цифры Второго раздела: развитие математических представлений Цифры от 5 до 10 математические знаки > ,

Источник: https://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/4623-programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-podgotovka-k-shkole.html

Программа подготовки детей к школе «Дошколёнок»

Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

  • Цель данной программы:
  • Всестороннее развитие ребенка, что позволит  обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе
  • Основные задачи программы:
  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
  • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое, наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир.

Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.

Концепция программы подготовки будущих первоклассников основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.

Порядок организации работы школы будущих первоклассников группы формируются из детей дошкольного возраста;

  • продолжительность обучения составляет (октябрь — март)
  • наполняемость групп до 20 человек;
  • режим занятий: 1 раз в неделю – 3 занятия по 30 минут
  1. Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:
  2. «Занимательная математика».
  3. На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране  знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:
  4. Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;
  5. Логическая подготовка, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;
  6. Символическая подготовка – подготовка к оперированию знаками.
  7. «Основы грамоты».

Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.

«Умелые ручки».

Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников.

Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал (клей, ножницы, цветная бумага) Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.

Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.

Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.

Цели занятий:

  • Развитие слухового и зрительного восприятия.
  • Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности.
  • Развитие слуховой и зрительной памяти.
  • Развитие мышления и речи.
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Совершенствование коммуникативных навыков.
  • Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
  • Совершенствование навыков монологической речи.
  • Совершенствование навыков диалогической речи.
  • Развитие мимики и пантомимики.
  • Развитие фантазии и воображения.
  • Развитие способностей к глубокому образному мышлению.
  • Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей.
  • Развитие творческих способностей.
  • Формирование эмоционально-волевой сферы.
  • Формирование этических представлений.
  • Повышение уверенности в себе.
  • Научить принимать решения.

Учебный план курса «Дошколенок»

Направление Количество часов в неделю Всего часов
«Занимательная математика» 3 24
«Основы грамоты» 3 24
«Умелые ручки» 3 24

Календарно – тематическое планирование занятий «Занимательная математика»

№ пп Тема занятий Планируемая дата проведения Фактическая дата проведения
1 Свойства предметов. Сравнение. 12.10.17
2 Понятия: равные, одинаковые. Понятия: длинный – короткий. На, над, под, справа, слева.

Источник: https://egorschool5.edumsko.ru/finance/paid_services/post/8892

Ссылка на основную публикацию