Развитие опорно-двигательной системы ребенка — особенности и упражнения для здорового роста скелета ребенка

Именно благодаря наличию нормальной костной основы и скелетной мускулатуры, обеспечивается нормальное развитие детей. Ведь, если с организмом все в порядке — будет обеспечиваться полноценное движение и здоровый образ жизни ребенка.

Скелет ребенка дошкольного возраста, в основном, состоит из хрящевых тканей– это обусловлено тем, что в дальнейшем скелет будет развиваться и расти. Но все же кости еще мягки, поэтому под воздействием нагрузок могут деформироваться.

Если на скелет будут действовать постоянные длительные или большие, но кратковременные нагрузки – это может пагубно сказаться на форме костей: меняется форма ног, позвоночника, вызывается нарушение осанки, а так же изменяется форма сводов стоп.

Развитие опорно-двигательной системы ребенка

Следует обратить особое внимание на то когда можно садить девочку или мальчика, чтобы избежать негативных последствий в развитии опорно-двигательного аппарата.

  • Уже в конце дошкольного возраста частично завершается формирование костей кисти рук, что создает платформу для возможности систематического обучения.
  • Что касается еще изменений в период дошкольного возраста, то происходит увеличение лицевой части черепа. Данные изменения происходят из-за жевательного рефлекса и способности жевать в целом.

Ведь после того, как прорезались первые зубы, ребенок начинает приспосабливаться к жеванию.

Развитие опорно-двигательной системы ребенка

Развитие скелета у детей дошкольного возраста напрямую связано с суставно-связочным аппаратом, сухожилиями и мускулатурой.

За счет высокого показателя эластичности мышц, связок и сухожилий у детей можно наблюдать высокую подвижность в суставах.

  • Уже к пяти годам заметно набирают рост мышечные волокна, увеличивается сила в мышцах, однако стоит отметить, что такой рост не одинаков во всем объеме мышц.
  • В возрасте 6-7-ми лет слабостью отличается позвоночный столб, за счет недостаточно сильных спинных мышц. Очень слабо развит живот. Именно по этим причинам у детей дошкольного возраста часты отклонения осанки.
  • Помимо этого, медленно развиваются мышцы в кисти. Из-за медленного развития ребенок начинает владеть точными и сложными движениями пальцев и кисти только к 6-7-и годам.

Для того, что бы развивать эти способности достаточно приучить ребенка к рисованию, лепке или же игрой в мячик.

Развитие опорно-двигательной системы ребенка

  • Для того, что бы у детей дошкольного возраста хорошо развивались мышцы стопы, достаточно проводить упражнения по спрыгиванию с высоты. Так же необходимо уделять внимание обуви и проводить систематические корригирующие упражнения.
  • Все эти действия предпринимаются из-за того, что у детей на ранних стадиях развития, плохо развита координация движений, выработан нечеткий ритм, а так же действует несогласованность действий ног и рук.
  • Со временем и при нормальном развитии все аппараты развиваются и функционируют нормально, в основном за счет укрепления коры головного мозга и функции нервного аппарата.

Еще одной особенностью детей-дошкольников можно считать низкую выносливость мышечной системы, но это и понятно, ведь она еще на ранней стадии развития. Именно поэтому дети не могут выполнять долгие одинаковые движения, а так же идти равномерным, спокойным шагом. Даже во время длительного сидения или стояния они по нескольку раз будут менять позу.

Источник: http://freefromfat.ru/razvitie-oporno-dvigatelnogo-apparata-u-detej.html

Развитие опорно-двигательной системы ребёнка

Развитие опорно-двигательной системы ребенка

Самый первый осмотр специалистом проводится в день рождения ребёнка, а когда малыш немного подрастёт, его необходимо регулярно показывать участковому ортопеду.

Особенно часто это придётся делать в первый год жизни малыша. По врачебному плану за этот период нужно пройти несколько осмотров: после месяца со дня рождения, через три месяца, через полгода и через год. В дальнейшем вполне достаточно посещать ортопеда одни раз в год, Если, разумеется, развитие опорно-двигательного аппарата ребёнка будет происходить без патологий.

Развитие опорно-двигательной системы ребенка

  • При этом важно учитывать каждую мелочь, начиная от того, насколько впору малышу одежда и кончая тем, в каком месте стоит кровать-манеж для новорожденного. И это вовсе не голословное утверждение.
  • Неокрепшие кости ребёнка могут деформироваться от постоянного ношения тесной одежды, а из-за того, что кроватка расположена у стены и родители подходят к малышу только с одной стороны, у него развивается искривление позвоночника.
  • Даже когда ребёнок просто лежит в манеже, игрушки вокруг с него нужно раскладывать с разных сторон. Тогда он будет то и дело поворачивать голову, и тем самым разрабатывать мышцы.

Когда ребёнок подрастёт, обязательно нужно для кормления приобрести эргономичный и безопасный стульчик. Такими качествами обладают, к примеру, детские стульчики для кормления Jetem (Capella). Используя их, можно быть уверенным, что малыш во время приёма пищи будет сидеть в удобной и правильной позе.

Между тем следует добавить, что удобная одежда и мебель очень важны для развития опорно-двигательной системы ребёнка, но не менее важным является и рацион его питания.

В повседневном меню малыша обязательно должны присутствовать в оптимальных пропорциях фосфор, кальций и аскорбиновая кислота.

Нельзя забывать и о витамине D, нехватка которого приводит к нарушениям фосфорно-кальциевого обмена, и вследствие этого – к необратимым нарушениям опорно-двигательной системы.

Источник: http://ladystory.ru/?p=3993

Упражнения для развития опорно-двигательного аппарата детей

Каждый знает, что новорожденный младенец может только лежать и требуется довольно много времени, чтобы она научился сидеть, не говоря уж о том, чтобы стоять.

Вообще, для того, чтобы ребенок освоил технически правильно выполнение того или иного действия связанного с движениями тела, как правило требуется много времени. При этом сложно сказать, в каком именно возрасте ребенок сможет перевернуться или принять сидячее положение.

Здесь есть довольно большие расхождения, которые обусловлены множеством факторов как физического, так и психологического характера. Врачи-педиатры, следящие за состоянием ребенка, утверждают, что в среднем дети начинают самостоятельно ходить примерно в годовалом возрасте.

Развитие опорно-двигательной системы ребенкаРазвитие опорно-двигательной системы у детей.

Но у многих малышей этот навык приобретается на более ранних сроках. В то же время есть и такие, кто осваивает его несколько позже. В любом случае, все дети индивидуальны и не стоит паниковать, если вашему ребенку уже год и одна неделя, а он все еще ограничивается ползанием.

  • Однако прежде чем научиться ходить, стоять и сидеть, детям необходимо освоить такое движение как переворачивание. Именно оно становится первым серьезным действием для основной массы малышей.
  • Врачи в один голос утверждают, что родителям не стоит ждать, когда ребенок самостоятельно выполнит то или иное действие: с ними необходимо заниматься.
  • Важнейшая роль принадлежит умению заинтересовать ребенка.
  • И чтобы ему захотелось что-то сделать, например, совершить то или иное движение, нужно сделать так, чтобы ребенку это стало интересно. Например, чтобы сформировать у малыша желание перевернуться, можно сыграть на его любопытстве и желании все потрогать.

Для этого положите сбоку от него красивую яркую игрушку. Расстояние до нее должно быть таким, чтобы ребенок не мог дотянуться до нее рукой, но мог ее видеть. Вскоре, поэкспериментировав с возможностями своего тела, ребенок сможет перевернуться и дотянуться до цели.

Очень часто от молодых мам можно услышать, что они обеспокоены тем, что их малыши переворачиваются, когда спят.

Пугаться переворачиваний во сне не стоит, ничего опасного в этом нет, но только начиная с некоторого возраста.

  • Дело в том, что когда ребенок еще совсем маленький, такие действия могут представлять опасность, поскольку малыш может потом не смочь перевернуться обратно. По этой причине до определенного периоде, желательно ограничить движения ребенка с помощью специальных подушек и выбора правильного спального места.
  • Бывает и такое, что малыш не переворачивается на спину. Иными словами со спины на живот он перевернуться в состоянии, тогда как наоборот – нет. Не беспокойтесь: малышу нужно время на то, чтобы научиться этому двигательному навыку. Однако, если прошло уже достаточно времени, а он все еще не освоил это движение, необходимо проконсультироваться с педиатром.
  • Следует помнить, что повороты с живота на спину и со спины на живот являются одним из признаков правильного формирования опорно-двигательного аппарата.

И если этого не произошло, малышу потребуется помощь квалифицированного специалиста. Роль родителей состоит как раз в том, чтобы проследить за ребенком, и если возникнет проблема – вовремя отреагировать на нее. В противном случае, может развиться нарушение.

Причем, это нарушение может иметь куда более серьезные последствия, чем может показаться на первый взгляд родителям. Но если вовремя обратиться к врачу, то эту проблему можно будет исправить в довольно короткий срок, без особых усилий и переживаний.

Источник: https://mammypage.ru/uprazhneniya-dlya-razvitiya-oporno-dvigatelnogo-apparata-detey/

Опорно-двигательная система у детей, особенности её развития

Развитие опорно-двигательной системы ребенкаДоброго времени суток, уважаемые читатели блога «Воспитуля». Опорно-двигательная система у детей, её состояние, оказывает большое влияние на общее развитие организма. Именно этому я хочу посвятить эту небольшую статью.

У ребенка раннего возраста кости содержат большое количество воды и только 13% минеральных солей. Кости мягки, податливы и способны легко менять свою естественную форму.

  • Обилие хрящевой ткани, гибкость скелета оберегает костный аппарат от ломкости, но в то же время может быть причиной различных искривлений.
    К 11-12 годам строение костей по химическому составу уже приближается к строению костей взрослого человека.
  • В дальнейшем завершение окостенения ведет к постепенному прекращению роста тела в длину.
    С ростом меняются пропорции тела.
  • Так, у новорожденного относительно большая голова, короткие руки и ноги; у взрослого по отношению к общей массе тела она относительно небольшая, туловище короткое, руки и ноги длинные.
    По сравнению с размерами новорожденного у взрослого человека длина головы увеличивается в 2 раза, туловище — в 3 раза, руки — в 4 раза, ноги — в 5 раз.

Это в значительной мере определяет физические возможности растущего организма на разных этапах его развития.

Мышечная система играет большую роль в жизнедеятельности ребенка. Новорожденный уже имеет все мышцы, необходимые человеку, но мышечные волокна составляют лишь 20-22% веса его тела. С возрастом мышцы сильно изменяются.

Правильная организация утренней гимнастики для дошкольников оказывает влияние на дальнейшее развитие опорно-двигательной системы. Примерные варианты утренней гимнастики для детей 3-4 лет смотрите в этой статье, а для 5-6 летних детей тут.

Например, у восьмилетнего мышцы составляют уже 27% веса тела, у пятнадцатилетнего — 33%, у восемнадцатилетнего — до 45%. наряду с увеличением объема изменяется и химический состав мышц.

Растет их подъемная сила, скорость сокращения, улучшается способность к длительному напряжению.

Источник: https://vospitulya.ru/razvitie-detey/fizicheskoe/oporno-dvigatelnaya-sistema-u-detey.html

Развитие опорно-двигательного аппарата ребенка

Развитие опорно-двигательной системы ребенкаРебенку предстоит ходить и сидеть всю жизнь. Качество его жизни зависит от многих факторов: режима питания, профилактики заболеваний, времени отдыха и бодрствования, окружения малыша. Но особое место в этом списке занимает формирование осанки. От того, насколько правильной она будет, зависит развитие опорно-двигательного аппарата ребенка. Для этого мама должна постоянно поддерживать контакт с ортопедом-травматологом.

  • Первый раз ортопед проводит осмотр малыша сразу после рождения. Установлено, что патологии развития опорно-двигательной системы возникают в возрасте 1, 3, 6, 12 месяцев. Именно поэтому последующие после родильного дома осмотры должны проходить в эти сроки. Это связано с этапами развития ребенка, с его новыми действиями: начинает держать головку, пытается сидеть и ползать.
  • В возрасте одного месяца родители должны научиться делать с малышом гимнастику. Незатейливые движения, которые покажет ортопед, помогут малышу готовиться к выполнению сложных для него действий. Гимнастику следует делать не менее одного раза в день. Время для занятий должен выбрать малыш.

Комфортнее дети себя чувствуют, когда их ничего не тревожит, они сыты, попки сухие, мама рядом, готова принять участие в развлечениях. В этот момент как раз и надо уделить внимание гимнастике. Выполнять движения необходимо нежно и ласково, не спеша, по пятнадцать раз каждое.

  • Уложив кроху на спинку, надо разводить ручки в стороны и сводить их к туловищу.
  • Необходимо расслабить ладошки легким массажем.
  • Уложив ребенка на животик, поглаживать ладонью спинку от головки до попки.

Маме следует внимательно следить за тем, чтобы у крохи была возможность крутить головкой в разные стороны. Для этого надо кормить его с разных рук, класть в кроватку так, чтобы он мог смотреть по сторонам.

Кроме этого, полезны упражнения в воде.

Самое легкое действие, с которым справится любая мама, поводить ребенка по воде туда и обратно, держа его за подмышки, лучше, если он сможет отталкиваться от бортиков ванны.

В трехмесячном возрасте кроха должен уверенно держать головку, пробовать переворачиваться с животика на спинку. Хорошей стимуляции для развития навыка послужит игрушка, отведенная немного в сторону. Малыш захочет до нее дотянуться, тем самым, будет пытаться совершать необходимые для этого действия.

В 6-9 месяцев ребенок требует самостоятельности. Он пытается подниматься на ножки, держась за края кроватки. Лучшим местом для двигательной активности в этот период является пол.

  • Если малыш настроен научиться ползать, необходимо создать ему цель, которой кроха будет пытаться достичь. Например, любимую игрушку можно перекладывать с места на место, чтобы малыш до нее старался добираться самостоятельно.
  • В это время дети встают и садятся сами, помогать им надо только в том случае, если маленькие исследователи попадают в «безвыходную» ситуацию.
  • В годовалом возрасте малыши начинают активно двигаться. Это могут быть прогулки по дому с мамой за ручку, мелкие перебежки от опоры до опоры. Не все детки в это время самостоятельно ходят, в этом нет ничего страшного. Обычно к полутора-двум годам малыши вполне уверенно сами начинают ходить.

Несмотря на то, что, по мнению родителей, развитие происходит нормально, на всех этапах возможных отклонений в развитии необходима консультация ортопеда. Только доктор сможет подтвердить правильное развитие опорно-двигательной системы малыша.

Источник: http://sovety-idei.ru/razvitie-oporno-dvigatelnogo-apparata-rebenka/

Развитие двигательных навыков. Значение физической культуры, физического труда и активного отдыха для правильного развития опорно-двигательного аппарата у детей

0—1,5 мес. Лежа на спине, ребенок беспорядочно движет руками, ногами. Эта способность является врожденной 2 мес.

На этот возраст приходится начало ориентировочной деятельности ребенка.

  • Ребенок может приподнимать головку, когда лежит на спине, подносить руки ко рту, схватывать предметы, которые прикасаются к рукам, осматривает движения своих рук.
  • 3—4,5 мес. Ребенок, лежа на животе, высоко поднимает головку (почти на 90°), опираясь в это время на предплечья,играет со своими руками, вытянутыми, вперед, осматривает их. Все эти действия свидетельствуют о том, что продолжается развитие ориентировочной деятельности. Сфера охвата окружающего пространства расширяется.

4,5—5 мес. Продолжается совершенствование функционирования всех двигательных систем. Ребенок пытается сесть, когда его тянут за руки. Когда поддерживают поясницу – сидит и держит головку прямо. Это чрезвычайно важные приобретения.

Они говорят о том, что появилась тенденция к принятию вертикального положения. В это же время появляется способность извлекать звуки из погремушки, вложенной ему в руку. Данное действие также знаменательно.

Оно – начало предметной деятельности и, следовательно, созревания коры мозга.

5—5,5 мес. Появляется способность трогать руками колени, лежа на спине, перекатываться со спины на бок. Так начинается освоение схемы тела, которая впоследствии приведет к появлению своего «Я».

  • Активизируется созревание теменных структур мозга. Это означает, что продолжается развитие предметной деятельности, т.е.
  • предпринимаются попытки взять увиденный предмет обеими руками, одной рукой (лежа на спине), провести пальцем по поверхности игрушки.
  • 5,5—6,5 мес. Лежа на животе, ребенок опирается на вытянутые руки, кисти раскрыты. Грудь при этом поднята, а подбородок слегка опущен. Эта поза удобна для того, чтобы смотреть вперед. Еще удобнее это делать сидя.
  • Поэтому появляется способность сидеть с опорой (когда посадят) и поворачивать в стороны голову. Кисти рук у ребенка часто раскрыты, поза руки бывает предуготована соответственно предмету, который он берет.
  • Это следует рассматривать как подготовку к более сложной, чем схватывание, предметной деятельности.

6,5—7,5 мес. Это период интенсивного освоения схемы тела. Лежа на спине, ребенок поднимает ноги вверх и трогает ступни руками; сидит некоторое время без поддержки, но легко теряет равновесие. Имеется продвижение и в перекладывании предмета из руки в руку. Появляется способность вращать кистью, в которой находится игрушка.

  • 7,5—8,5 мес. Предмет делается объектом внимания ребенка: он сидит без поддержки и сам занимается игрушкой. Усложняются двигательные координации: ребенок поднимает предмет двумя руками. Укрепляется также «вертикаль»: когда поставят на ножки, ребенок упирается на них и делает попытки пружинить.
  • 8,5—9,5 мес. В действиях ребенка появляется заметная произвольность и владение телом. Он переворачивается со спины на живот, а также с живота на спину, ползает на животе. Появляются первые непредметные действия, а именно – хлопки в ладоши. Это первые ростки жестовой коммуникации, которой позже ребенок будет активно пользоваться.
  • 9,5—11 мес. Ребенок активно осваивает ползание: он встает на четвереньки и раскачивается вперед-назад, сидит, а затем самостоятельно встает на четвереньки. Совершенствуется также пальцевый праксис. Предметная деятельность достигает в этот период достаточно сложных форм. Ребенок берет предмет двумя пальцами («пинцетный захват»).

11—12 мес. Ребенок настойчив в попытках встать и к 11 месяцам встает, если за что-то держится. Правда, оставляет за собой право менять положение и присаживается, держась за опору.

В предметной деятельности идет совершенствование кистевого и пальцевого праксиса. Ребенок осваивает бросание.

Он бросает предметы в игре и иногда кидает все подряд, радуясь тому, что взрослые обращают на это внимание, иногда грозя пальцем: «Нельзя!» Ребенок воспринимает это как игру и продолжает бросать, хитро посматривая на окружающих.

  • 1—1,5 года. Ребенок стоит без опоры несколько секунд. Может сделать напряженно несколько шагов, вытянув руки вперед. Предметы также занимают его. Он пытается манипулировать ими, внимательно смотря на них (разъединяет кольца, разнимает кольцо и палочку и т.д.). Большие успехи отмечаются в координации движений.
  • Ребенок встает с пола самостоятельно, ходит, причем руки у него свободны и расслабленны. В предметной деятельности намечается тяга к образу: появляются попытки рисовать, водя карандашом «как попало» (каракули). Становится доступной элементарная конструктивная деятельность: ребенок ставит на кубик еще 1-2 кубика.

Разворачивает завернутый предмет.

1,5—2 года. Движения корпуса характеризуются освоением рельефа. Ребенок осваивает не только ровный, но и неровный рельеф: приставным шагом ребенок поднимается по ступенькам, держась за перила и за руку взрослого. Появляется мелкая моторика рук: ребенок опускает предмет в маленькое отверстие.

2—3 года. Формируются достаточно сложные двигательные координации. Это возраст первых «трюков». Ребенок встает со стульчика без опоры, ходит задом наперед, перешагивает через препятствия.

Сам спускается по лестнице приставным шагом. Пытается поймать мяч, который катится к нему. Такие действия требуют достаточно сложных двигательных координации. Строит башенку из 4 кубиков.

Переливает жидкость из одного сосуда в другой.

3 года. Вырабатываются первые двигательные автоматизмы, что свидетельствует о значительной степени зрелости двигательной сферы в целом. Ребенок стоит на одной ноге 2-3 секунды. Встает на цыпочки. Поднимается по лестнице сам приставным шагом.

Подталкивает ногой мячик по ходу. Ударяет по мячу ногой с размаху. Пытается подпрыгнуть, но не отрывает ноги от пола. Крутит педали трехколесного велосипеда. Раскатывает пластилин, делая неровную «колбаску». Пытается резать бумагу ножницами.

  • 4—7 лет. Дети подвижны, грациозны, пластичны, им доступны практически любые двигательные импровизации. Двигательное богатство проявляется в выразительной, изобразительной и обиходной моторике.
  • Между 7 и 10 годами, в связи с окончательным анатомическим созреванием двигательных механизмов, у детей совершенствуется координация движений, быстро вырабатываются и закрепляются динамические стереотипы движений.
  • Физическая культура призвана не только раскрыть атлетический потенциал ребенка, но она также является эффективным средством профилактики целого спектра заболеваний, коррекции опорно-двигательного аппарата, залогом здорового психического состояния и т.п.

Для детей специалисты предлагают различные виды физической нагрузки, одним из которых является динамическая гимнастика.

Динамическая гимнастика (в центре Смекайка представлена занятиями Ритмопластика) представляет собой комплекс динамических упражнений, которые малыш с огромной радостью выполняет. Эти упражнения являются универсальной формой физической тренировки.

Динамическая гимнастика является мощным инструментом для коррекции ряда отклонений, таких как гипертонус и гипотонус, различные асимметрии, косолапие, кривошея и т.д. Некоторые упражнения активизируют перистальтику кишечника, помогают при запорах, освобождают кишечник от газов.

Она применима везде и рассчитана как на специалистов, так и на родителей. Гимнастика является хорошей тренировкой опорно-двигательного аппарата, при этом оказывает оздоровительное воздействие на все органы системы. Во время и после занятий происходит активизация обменных процессов, развитие координационных навыков.

Под руководством грамотного педагога данный вид физической нагрузки может решить проблему профилактики детского травматизма. Сенсорная нагрузка во время гимнастических упражнений стимулирует развитие всей нервной системы.

  • При правильном подборе упражнений и их последовательности, можно добиться как эффекта расслабления, так и эффекта возбуждения вялого ребенка. Этот вид физической нагрузки хорошо сочетается и с занятиями в воде, и с массажами, и с закаливанием.
  • Чем еще полезны занятия с ребенком? С точки зрения психологии, занятия физической культурой с ребенком являются формой тактильного и психологического контакта родителя и малыша.
  • Кинестетические ощущения, ощущения положения тела в пространстве, напряжения мускулатуры играют огромную роль в развитии человека.

Малыш знакомится с такими характеристиками окружающего мира, как пространство и время, узнавая, что такое верх, низ, изменение направления движения, ритм и аритмичность, скорость, вращение, амплитуда, положение и взаиморасположение и т.д.

Малыш начинает понимать и осознавать свое тело, он чувствует поддержку родителя, постоянно ведет с ним диалог. В ходе совместных занятий дети учатся взаимодействию с окружающими людьми.

Ребенок в результате освоения физической культуры начинает понимать строение тела, получает знание о том, как оно работает, как напрягается, расслабляется и отдыхает, каковы его возможности и где их предел.

В целом физическая культура повышает и укрепляет адаптивные возможности, физическую и психическую устойчивость, повышает интерес к окружающему миру, способствует процессу самоосознания, формирует уверенность в собственных силах. Укрепление организма «подтягивает» за собой развитие его иммунной системы. Дети реже болеют, увереннее переносят болезненные состояния.

  • При правильном распределении физической нагрузки, у детей формируется жизнерадостный, уравновешенный характер, такие качества как коммуникабельность, спокойствие, любознательность, доброжелательность и открытость.
  • Физическая культура являет собой инструмент результативного развития ребенка.
  • Пребывание вне помещения, прогулки, занятия по интересам, игры тоже можно отнести к отдыху, но с элементами активности. По И.М.
  • Сеченову, подобный отдых ускоряет снятие утомления, так как увеличивает поступление кислорода в органы и ткани, стимулирует окислительно-восстановительные процессы.

Кроме того, это способствует закаливанию, профилактике гипокинезии и ультрафиолетовой недостаточности, формирует положительные эмоции, помогает выявлению и развитию личностных особенностей ребенка, что способствует его дальнейшей социальной адаптации.

Пребывание на воздухе, как мощный оздоровительный фактор, для школьника желательно разбить на несколько частей: до приготовления уроков, после них и перед сном.

Общая продолжительность активного отдыха на воздухе меняется по возрастным группам: в младшем школьном — 3-3,5 часа, в среднем — 2,5-3 часа, в старшем — 2-2,5 часа.

Следует подчеркнуть, что учебные перегрузки, как правило, сокращают именно эту часть режима, тем самым, уменьшая двигательный компонент режима.

Двигательная активность школьника выражается в тысячах шагов или в количестве часов пребывания на воздухе, или в цифровом выражении энергозатрат. С возрастом показатель увеличивается, но неравномерно в разные периоды развития ребенка. Так, в 7-8 лет мальчики совершают до 20 тыс. шагов в сутки, девочки — 17 тыс.

  • , а в 9-10 лет — одинаковое количество (20-21 тыс.), затем вновь проявляются половые различия (у мальчиков — больше). Аналогичная неравномерность двигательного компонента характерна для его суточной динамики: в часы высокой активности количество движений явно превышает этот показатель малоактивного времени суток.
  • Зимой отмечается тенденция к снижению двигательного компонента режима. В период снижения физиологической активности можно планировать игровую деятельность или отдых по интересам (чтение, рисование, шитье и прочее). Длительность этого вида деятельности составляет от 1-1,5 часа для младших школьников до 2,5-3 часов — для старших.
  • Подобный отдых проводится на фоне положительных эмоций, доставляет удовольствие, создает психологическую разгрузку для организма. Необходимо лишь учитывать (и, возможно, ограничивать) деятельность, создающую условия перегрузки для зрительного анализатора (компьютер, телепередачи).

Следует воспитывать в детях привычку делать перерывы в работе на компьютере каждые 15-20 — для младших и 20-25 минут для старших.

Даже при работе с компьютером, имеющим специальную защиту экрана, должны существовать временные ограничения (от 15 до 30 минут для школьников разного возраста), т. к. неблагоприятный эффект излучения сочетается с мельканием кадров и другими факторами негативного воздействия.

Свободное время школьников может быть отведено занятиям в кружках, спортивных секциях, клубах, при этом длительность таких занятий возможна в пределах 1-2 часов в начальной школе, 2-3 часов — 4-8 классы и 3-4 часов — в старшей школе. Нужно учесть, что в свободное время дети должны также оказывать посильную помощь в семье (уборка жилья, мытье посуды, садово-огородные работы).

Очень важным является обучение детей навыкам самообслуживания и этому тоже следует выделить время в суточном бюджете (уборка постели, содержание в чистоте одежды, обуви, мелкий ремонт одежды и пр.)

  • Дети участвуют также в общественно-полезном труде (в классе, на школьном участке, в тепличном хозяйстве школы). Подобная деятельность должна продолжаться для профилактики переутомления не более 30 минут в начальных классах, 40 минут — в 5-8 классах и 1,5 часа — для старших школьников.
  • Категорически запрещено привлекать детей к работе, сопряженной с риском для жизни, небезопасной в эпидемиологическом отношении (уборка туалетов, отбросов) и превышающей физические силы детского организма, либо противоречащей состоянию их здоровья.
  • Определенное место в режиме дня следует отвести мероприятиям по личной гигиене (уход за телом, за волосами, зубами), закаливающим процедурам (воздушным, водным, комбинированным), утренней гигиенической гимнастике.
  • Одним из обязательных элементов режима ребенка является прием пищи, который регламентируется возрастом и состоянием здоровья и требует определенного времени, обстановки и настроя организма.

В школьном возрасте режим питания и его количественно-качественная характеристика несколько меняются в сравнении с дошкольным периодом в связи со спецификой этого этапа жизнедеятельности ребенка.

Повышается потребность в свежих овощах, фруктах, в разнообразных витаминах, минеральных веществах.

К сожалению, негативные тенденции современного школьного образования (увеличение общего объема учебной нагрузки, ее чрезмерное разнообразие, снижение возрастных границ интенсивного образования и др.

) в значительной степени уменьшают эффективность здоровьеформирующих технологий образовательной системы, так как выходят за рамки возрастных гигиенических рекомендаций и приводят к росту заболеваний или предболезненных состояний.

Во многих современных школах существуют группы продленного дня. Гигиенические требования к организации режима дня детей, посещающих эти группы, те же.

После уроков дети обедают, идут на прогулку на воздух, где проводят время, активно отдыхая, затем готовят домашние задания в условиях, обеспечивающих возрастные гигиенические нормативы. В начальной школе желателен послеобеденный пассивный отдых (сон), если позволяют условия, в течение 1-1,5 часа.

При неправильной организации режима дня в такой группе у детей быстро нарастают процессы утомления, ухудшается функциональное состояние систем организма, нарушаются обменные процессы.

Режим дня школьников значительно изменяется в выходные дни, в каникулярное время, в дни подготовки и сдачи экзаменов.

В период каникул и в выходные дни следует существенно (лучше — максимально) увеличить время пребывания на воздухе, где можно организовать подвижные игры, спортивные игры, спортивные занятия, экскурсии, походы и другие виды активной эмоциональной деятельности. Все остальные режимные элементы тоже имеют место, но больше времени следует отводить творческой деятельности.

Источник: https://vikidalka.ru/3-84042.html

Особенности развития опорно-двигательного аппарата у ребенка первого года жизни

Среди четко выраженных заболеваний и деформаций опорно-двигательного аппарата грудных детей на практике встречается большое число нестойких, переходящих нарушений, которые вызывают беспокойство родителей.

Это пяточная и пяточно-вальгусная установка стоп у новорожденного, кажущееся плоскостопие, асимметрия кожных складок на бедрах и ягодицах, варусное (О-образное) искривление ног, беспорядочное движение рук, ограничение отведения ножек согнутых в тазобедренных и коленных суставах и др.

Чтобы отличить патологическое состояние от нормального необходимо знать особенности развития ребенка, его двигательные возможности.

Так, нефиксированная пяточно-вальгусная установка стоп, как правило, бывает вследствие внутриутробного прижатия ее, и быстро проходит после рождения. Гимнастика и массаж, прибинтовывание к тылу стопы мягкого ватного валика ускоряет процесс восстановления нормальной функции стоп.

Отсутствие при нагрузке у грудного ребенка, свойственного взрослым продольного свода подошвенной поверхности стоп еще не свидетельствует о наличии плоскостопия, т.к. свод формируется на протяжении первых лет жизни, а до этого выражено слабо благодаря толстому жировому слою на подошвенной поверхности.

  • При этом надо следить, нет ли условий, способствующих образованию плоскостопия (ожирение, лишний вес, слабость мышачно-связочного аппарата, в том числе рахитического происхождения, деформации коленных суставов и стоп).
  • Во всех этих случаях предупредительными мерами будут гимнастика, массаж, ограничение нагрузки, ношение ортопедической обуви и др.
  • Что касается варусной (О-образной) деформации нижних конечностей, то она характерна для новорожденных и со временем проходит, но при малейшем усилении кривизны необходимо принимать профилактические меры (снижение нагрузки на нижние конечности, борьба с тучностью ребенка, проведение противорахитических мероприятий, массаж, гимнастика, ванны).
    Ручками ребенок в норме беспорядочно двигает, но беспорядочные движения рук у правильно развивающегося ребенка должны стать целенаправленными уже к 2-3 месяцам.
  • Часто у новорожденных и грудных детей выявляется асимметрия кожных складок на бедрах и ягодицах.
  • При этом следует обращать внимание не на складки на бедрах и их количества, а на ягодично-бедренные и подколенные складки, которые при вывихе и подвывихе бедра располагаются асимметрично на разном уровне.

Опыт показал, что почти у 80% детей асимметрия кожных складок на бедрах не сопровождается дисплазией (недоразвитие) тазобедренных суставов и только и у 20% сопутствует дисплазия.

В норме отведение бедра при согнутых ножках у детей первых месяцев жизни достигается до 80-90`. Ограничение отведения в этом возрасте может зависеть от повышенного тонуса приводящих мышц, чем от анатомичеких изменений в тазобедренном суставе.

  • Такое физиологическое повышение мышечного тонуса у детей первых месяцев жизни создает картину ограничения движения в различных суставах, в том числе и тазобедренного.
  • Но если оно ограничено и невозможно больше чем до положения 70-75`, такой ребенок должен быть осмотрен и взят на лечение у ортопеда, как подозрительный по дисплазии. При этом надо проверить устойчивость (стабильность) тазобедренных суставов.
  • Хруст и щелчок в области тазобедренного сустава или (обоих суставов) показатель нестабильности сустава или выскальзывания головки бедренной кости из суставной впадины (вывих или подвывих бедра). В этих случаях обязательно назначается лечение.
  • Сводиться оно к широкому пеленанию: две пеленки складываются несколько раз и прокладываются между ножками ребенка, согнутыми в тазобедренных и коленных суставах и отведенными на 70-80` (подобное пеленание может быть рекомендовано всем детям, т.к. в этом положение тазобедренные суставы лучше развиваются и оно физиологично в первые дни жизни ребенка).
  • Задержка развития статокинетических функций ползанья, сидения, вставание на ноги нередко пугает родителей, но надо иметь в виду, что сроки освоения этих функций весьма индивидуально и если ребенок в год еще не начал ходить, то это еще не означает, что он болен.
  • Однако в этих случаях , при отсутствии признаков какого-то заболевания, как и при рахите следует назначить общий массаж, гимнастику, ванны, проверить полноценность питания и режим ребенка.

Эти и многие другие беспокойства родителей наилучшим образом разрешаются при профилактических осмотрах у ортопеда и невропатолога в первые месяцы жизни.

Источник: http://nczd.ru/osobennosti-razvitija-oporno-dvigatelnogo-apparata-u-rebenka-pervogo-goda-zhizni/

Опорно-двигательный аппарат у детей

Опорно-двигательный аппарат аппарат состоит из костей, мышц, связок, сухожилий, хрящей, суставов и суставных капсул и предназначен для обеспечения изменения положения тела и передвижения в пространстве. Кости и их соединения составляют пассивную часть опорно-двигательного аппарата, а мышцы — его активную часть.

К моменту рождения ребёнка процесс оссификации полностью не завершён. Диафизы трубчатых костей представлены костной тканью, а подавляющее большинство эпифизов, все губчатые кости кисти и часть трубчатых костей стопы состоят из хрящевой ткани.

Точки окостенения в эпифизах начинают появляться только на последнем месяце внутриутробного развития и к рождению намечаются в телах и дугах позвонков, эпифизах бедренных и большеберцовых костей, а также пяточных, таранных и кубовидных костях.

Точки окостенения в эпифизах остальных костей появляются уже после рождения в течение первых 5-15 лет, причём последовательность их появления достаточно постоянна.

Совокупность имеющихся у ребёнка ядер окостенения представляет важную характеристику уровня его биологического развития и носит название «костный возраст».

Развитие костной системы у детей

После рождения ребёнка кости интенсивно растут, опорно-двигательный аппарат развивается. Рост костей в длину происходит благодаря наличию эпифизарного хряща (небольшой прослойки хрящевой ткани между окостеневающим эпифизом и диафизом). Периферический край этого хряща на поверхности кости называют эпифизарной линией.

Эпифизарный хрящ выполняет костеобразующую функцию до достижения костью её окончательных размеров (18-25 лет). В последующем он замещается костной тканью и срастается с эпифизом.

Рост кости в толщину происходит за счёт надкостницы, во внутреннем слое которой молодые костные клетки формируют костную пластинку (периостальный способ образования костной ткани).

Костная ткань новорождённых имеет порозное грубоволокнистое сетчатое (пучковое) строение. Костные пластинки немногочисленны, располагаются неправильно. Гаверсовы каналы выглядят неупорядочено разбросанными полостями.

  • Объёмы внутрикостных пространств невелики и формируются с возрастом.
  • По мере роста опорно-двигательного аппарата происходит многократная перестройка кости с заменой к 3-4 годам волокнистой сетчатой структуры на пластинчатую, с вторичными гаверсовыми структурами.

Формирование костной системы у ребенка

Перестройка костной ткани у детей происходит более интенсивно. Так, в течение первого года жизни перемоделируется 50-70% костной ткани, а у взрослых за год — всего 5%.

По химическому составу костная ткань ребёнка содержит больше воды и органических веществ и меньше минеральных веществ, чем у взрослых. Так, у новорождённых зола составляет 1/2 массы кости, а у взрослых — 4/5.

  • С возрастом содержание в кости гидроксиапатита (основного её минерального компонента) увеличивается. Волокнистое строение и особенности химического состава обусловливают большую эластичность костей у детей и их податливость при сдавлении.
  • Кости у детей менее ломкие, но легче изгибаются и деформируются.
  • Поверхности костей у детей сравнительно ровные. Костные выступы формируются по мере развития и активного функционирования мышц.
  • Кровоснабжение костной ткани у детей более обильное, чем у взрослых, за счёт количества и большой площади ветвления диафизарных, хорошо развитых метафизарных и эпифизарных артерий. К 2 годам у ребёнка складывается единая система внутрикостного кровообращения.

Обильная васкуляризация обеспечивает интенсивный рост костной ткани и быструю регенерацию костей после переломов.

Вместе с тем, богатое кровоснабжение с наличием хорошо развитых, перфорирующих ростковый хрящ эпиметафизарных сосудов создаёт анатомические предпосылки к возникновению у детей гематогенного остеомиелита (до 2-3 лет жизни чаще в эпифизах, а в более старшем возрасте — в метафизах).

У детей старше 2 лет количество кровеносных сосудов в костях опорно-двигательного аппарата значительно уменьшается и вновь возрастает лишь ко времени препубертатного и пубертатного ускорения роста.

Особенности развития костной системы у детей

Надкостница у детей более толстая, чем у взрослых, в результате чего при травме возникают поднадкостничные переломы по типу «зелёной ветки». Функциональная активность надкостницы у детей существенно выше, чем у взрослых, что обеспечивает быстрый поперечный рост костей.

Во внутриутробном периоде и у новорождённых все кости заполнены красным костным мозгом, содержащим клетки крови и лимфоидные элементы и выполняющим кроветворную и защитную функции. У взрослых красный костный мозг содержится только в ячейках губчатого вещества плоских, коротких губчатых костей и эпифизах трубчатых костей.

В костномозговой полости диафизов трубчатых костей находится жёлтый костный мозг, представляющий собой перерождённую строму с жировыми включениями. Наиболее выраженные изменения в костях происходят в течение первых 2 лет жизни, в младшем школьном возрасте и в периоде полового созревания.

Лишь к 12 годам кости ребёнка по внешнему строению и гистологическим особенностям приближаются к таковым взрослого человека.

Формирование суставов у детей

Возрастные особенности суставов у детей

К моменту рождения суставно-связочный аппарат анатомически сформирован. У новорождённых уже имеются все анатомические элементы суставов, однако эпифизы сочленяющихся костей состоят из хряща.

Капсулы суставов новорождённого туго натянуты, а большинство связок отличается недостаточной дифференцировкой образующих их волокон, что определяет их большую растяжимость и меньшую прочность, чем у взрослых. Эти особенности определяют возможность подвывихов, например головки лучевой и плечевой костей.

Развитие суставов наиболее интенсивно происходит в возрасте до 3 лет и обусловлено значительным увеличением двигательной активности ребёнка. За период с 3 до 8 лет у детей постепенно возрастает амплитуда движений в суставах, активно продолжается процесс перестройки фиброзной мембраны суставной капсулы и связок, увеличивается их прочность.

В возрасте 6-10 лет усложняется строение суставной капсулы, увеличивается количество ворсинок и складок синовиальной мембраны, происходит формирование сосудистых сетей и нервных окончаний синовиальной мембраны. В возрасте 9-14 лет процесс перестройки суставного хряща замедляется.

Формирование суставных поверхностей, капсулы и связок в основном завершается лишь к 13-16 годам жизни.

Источник: https://www.medmoon.ru/rebenok/d_bol54.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector