Вальдорфская педагогика Штайнера: основные принципы и концепция системы обучения, плюсы и минусы методики

Малыш подрастает, и перед родителями встает вопрос о его социализации. В какой садик или школу его отдать, как сделать пребывание ребенка там комфортным и спокойным? Всем родителям очень важно, чтобы малышу в детском учебном заведении было интересно, чтобы он шел туда с удовольствием, и процесс расставания по утрам не был болезненным ни для родителей, ни для ребенка.

Чтобы определиться с выбором учебного заведения, мамы и папы должны учитывать темперамент малыша, его творческие наклонности, а также быть знакомыми с альтернативными способами воспитания и обучения. Вальдорфская педагогика Штайнера: суть, принципы, обучение

Давайте познакомимся с вальдорфской педагогикой, выясним, для кого она подходит больше всего, и разберемся, что это за система.

Вальдорфская педагогика – история

Автор этой системы обучения Рудольф Штайнер – австрийский доктор философии, социальный реформатор и педагог. В 1907 году вышла в свет его книга «Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки».

  • В ней описаны основные, по мнению Штайнера, этапы развития ребенка. Эти идеи и легли в дальнейшем в основу его подхода к обучению. В 1919 году Штайнер читает курс лекций на сигаретной фабрике Вальдорф-Астория в Штутгарте о методике воспитания и обучения детей. Как результат этих лекций, в Штутгарте открывается школа, в основе которой были идеи Штайнера.
  • Так как открылась она прежде всего для детей работников фабрики Вальдорф-Астория, то позднее при своем распространении все учебные заведения для детей, опирающиеся на идеи Штайнера, стали называть вальдорфскими. Вальдорфская педагогика на сегодняшний день признана во многих странах и используется как в школах, так и в детских садах.

Вальдорфская педагогика Штайнера: суть, принципы, обучение

Ее суть

Вадьдорфская педагогика основана на учении Рудольфа Штайнера – антропософии (от греч. «антропос» – человек, «софия» – мудрость). В основе учения развитие скрытых способностей человека с помощью специальных упражнений.

Система как бы копирует в смене деятельности ребенка естественное дыхание (есть вдохи и выдохи). То есть построена на максимальной естественности и помогает раскрыть и развить в ребенке способности, заложенные природой

Главный принцип – уважение к личности ребенка. Используется индивидуальный подход к каждому ребенку. Так малыш сможет полностью раскрыться. Вальдорфская педагогика безоценочная, свои сегодняшние достижения ребенок сравнивает со вчерашними, так он приходит к пониманию успеха. Отсутствие оценок исключает стрессы и обесценивание личности.

  • Для развития способностей для малыша создается среда, которая этому благоприятствует. Пространство организовано так, чтобы ребенку было легко и интересно обучаться. Обычно в середине комнаты стоит стол, за которым сидят воспитатели.
  • Они занимаются простыми бытовыми делами: шьют, вяжут, рисуют, готовят еду. Любой малыш может подойти и заняться вместе со взрослым тем делом, которое ему по душе.

В обстановке комнаты используют натуральные материалы, использование телевизоров, радио, компьютеров запрещено.

Вальдорфская педагогика Штайнера: суть, принципы, обучение

  • Игрушки используются только упрощенные, сделанные из природных материалов. Широко используются сшитые детьми совместно с воспитателями и родителями куклы, сказочные персонажи и одежда для них.
  • Любая игрушка должна побуждать ребенка к творчеству и предусматривать разные варианты игр с ней. Творчество в вальдорфской педагогике играет очень важную роль, преподаватели всячески поощряют проявления творческих способностей ребенка и стимулируют развитие его фантазии. Так, игрушкой может стать любая палочка, листочек, носовой платок, скученный в зверюшку.

Вальдорфская педагогика Штайнера: суть, принципы, обучение

  • Личность учителя или воспитателя играет огромную роль в вальдорфской педагогике. Это безусловный авторитет и пример для подражания. Воспитателю или учителю нужно постоянно совершенствоваться, следить за своим поведением, манерами. 
  • Подражание – важная часть обучения. Дети подражают не только людям, но и растениям, животным, всему окружающему миру. Например, в совместном хороводе движениями они в состоянии отобразить процесс роста и цветения деревьев и цветов.
  • Ни в одной системе образования ваш ребенок не будет играть так долго и так разнообразно, как в вальдорфской школе. Все познание окружающего мира сведено к постижению его таинств с помощью игры. Обычно игры не имеют четких правил, малыш вовлекается игру. Задача взрослых направлять детей в игре, поддерживать и развивать интерес, вмешиваясь в игру минимально.
  • Вальдорфские детки не спешат прощаться с детством. Они начинают обучение письму и счету после 7 лет. Именно тогда, считает Штайнер, ребенок готов обучаться этому навыку. Вообще развитию интеллектуальных способностей уделяется второстепенное значение. В первую очередь развиваются трудовые и творческие навыки.
  • Очень важно, чтобы дети получали новые знания и навыки тогда, когда они к этому готовы, и им это интересно. Например, учиться читать четырехлетнему малышу вовсе не интересно, значит, и насильно обучать его этому неэффективно.

Важная роль отводится родителям. Они принимают активное участие в жизни ребенка в школе или детском саду. Устраиваются совместные праздники и театральные представления.

Как происходит обучение

Система вальдорфской педагогики опирается на ритмический распорядок дня. Рабочий день малыша в вальдорфском учебном заведении (детском саду или школе) подчинен строго определенному ритму: от умственной деятельности к физической переход осуществляется через чувственную деятельность.

Вальдорфская педагогика Штайнера: суть, принципы, обучение

  • С утра у младших воспитанников проходит утренняя зарядка, на которой они активно двигаются, прыгают, танцуют, хлопают в ладоши и даже читают стихи.

Вальдорфская педагогика Штайнера: суть, принципы, обучение

  • Первый урок – основной. Обычно это любой общеобразовательный предмет (физика, химия, география). Затем идет урок, на котором используется ритмическое повторение, например живопись, пение, гимнастика, иностранный язык. Следует отметить, что уже в 7 лет в вальдорфской школе малыши изучают 2 иностранных языка. Во второй половине дня дети занимаются трудовой деятельностью, например, садоводством или любыми бытовыми делами, связанными с физической активностью.

Вальдорфская педагогика Штайнера: суть, принципы, обучение

  • Отличительной особенностью вальдорфской методики преподавания является подача изучаемого материала по «эпохам». «Эпоха» в среднем длится месяц. За это время дети «вживаются» в изучение материала, не отвлекаясь ни на что другое. По окончанию «эпохи» детям легко оценить и осознать свои достижения за это время.
  • Обучение в школе начинается с 7 лет и рассчитано на 11 лет. Огромную роль в формировании личности ребенка в первые 8 лет играет учитель-наставник. Он является безусловным авторитетом и духовным наставником ребенка.
  • Дети в вальдорфских школах и детских садах очень дружны. В конце семестра устраиваются заключительные концерты. Активное участие принимают не только воспитанники, но и учителя и даже родители.
  • Следует отметить, что это не отчетный концерт, а именно совместное со взрослыми праздничное времяпровождение. Дети и взрослые готовят вместе угощения, костюмы, разучивают танцы и стихи.

Несомненными плюсами данной методики преподавания можно считать индивидуальный подход к детям. Преподаватели прислушиваются к потребностям и способностям каждого малыша. Конечно, в таких условиях дети чувствуют себя уверенно и комфортно.

Все в школе или детском саду подчинено развитию творческих способностей ребенка.

  • По окончанию школы выпускники вальдорфских школ становятся преподавателями, писателями, художниками, людьми творческих профессий.
  • Как и любое альтернативное течение, вальдорфская педагогика подвергается критике. И нужно сказать, что она объективна. Такая школа не подойдет для детей с явным техническим складом ума.

Системе преподавания уже 100 лет, а она стоит в стороне от развивающегося прогресса и запрещает использование компьютеров и интернета. При разнообразии готовых игрушек и игр вальдорфским детям запрещено играть с ними. Получается, что дети находятся в изоляции от достижений науки и информационных потоков.

Если такая система преподавания не вызывает отклика в душе родителей, если они сами не согласны с теми ограничениями и правилами, которые используются в ней, тогда она не подойдет и для ребенка.

Не нужно забывать, что антропософия – это теософское учение, а сам Рудольф Штайнер – основатель вальдорфской педагогики – был увлеченным мистиком и эзотериком. Конечно, система имеет некий перекос в эту сторону.

Вальдорфская педагогика

Кратко о системе обучения по вальдорфской методике смотрите в видео. Вы получите исчерпывающую информацию не только о самой вальдорфской педагогике, но и о ее плюсах и минусах.

При выборе учебного заведения для своего малыша максимально учитывайте его способности и особенности. Подумайте, насколько принципы обучения по этой методике близки вам как родителям.

Существуют и другие методики воспитания: Методика Зайцева, Методика Монтессори, Методика Никитиных.

Знайте, что лучшей школой после вальдорфского детского сада будет именно вальдорфская школа, позаботьтесь, чтобы для вас она была удобно расположена и вообще существовала в вашем населенном пункте. В комментариях поделитесь, посещал ли ваш малыш вальдорфские учебные заведения, насколько вы довольны его результатами.

Источник: https://www.beremennost-po-nedeliam.com/deti/god-i-tri/detskij-sad/metodiki-rannego-razvitiya/valdorfskaya-pedagogika.html

Вальдорфская школа: система образования, принципы педагогики

Каждый родитель хочет для своего ребенка только самого лучшего, поэтому прикладывает массу усилий для выбора «идеального» учебного заведения, рассматривая в том числе варианты нестандартных и альтернативных подходов. К их числу относится вальдорфская педагогика – довольно спорная и широко обсуждаемая методика, которая имеет и несомненные плюсы, и ряд отрицательных моментов. Предлагаем узнать о ней подробнее.

Вальдорфская педагогика Штайнера: суть, принципы, обучение

Что это такое?

Приверженцы методики полагают, что главная цель процесса обучения – не нагрузить ребенка каким-то конкретными знаниями, а воспитать его свободной, творческой, мыслящей личностью, готовой заниматься своим любимым делом, а оттого – счастливой. Специфика учебного заведения состоит в том, что ученика не заставляют учиться, а предлагают ему возможность выбора.

Здесь нет уроков в традиционном понимании, однако ученики получают все условия для полноценного раскрытия творческих способностей. Основной принцип учебного заведения – помочь ребенку как можно дольше оставаться ребенком, не принуждая его взрослеть.

Вальдорфская педагогика Штайнера: суть, принципы, обучение

История школы

Необычное учебное заведение обязано своим возникновением немецкому исследователю и философу Рудольфу Штайнеру.

Профессионально занимаясь воспитанием детей, Штайнер столкнулся со «сложным случаем» –10-летним мальчиком, гидроцефалом, серьезно отстающим в развитии.

  • Педагогический талант молодого человека развернулся в полную мощь: он всего за два года научил ребенка всему тому, что должны знать его ровесники, а в дальнейшем ученик поступил в университет и стал врачом. Результат впечатляет.
  • Первую свободную вальдорфскую школу Штайнер создал в 1919 году. Она была весьма необычной и новаторской, а также при ней был открыт детский сад.
  • Название «вальдорфская» происходит от наименования компании «Вальдорф — Астория», которая оплачивала строительство, поскольку это учебное заведение посещали дети сотрудников фирмы.
  • Каких-либо делений по сословной принадлежности здесь не прослеживалось, главную ценность составляла личность ребенка. Процесс обучения был максимально демократизирован, использовались принципы трудового и эстетического воспитания.

Многие идеи Штайнера не утратили своей полезности и актуальности и применяются по сей день. Именно поэтому придуманные им школы продолжают существовать, чаще всего – за счет государства, в отдельных случаях – с финансовой поддержкой родителей.

Принципы и концепция

Вальдорфская концепция обучения и воспитания исходит из того, что любая рациональная деятельность ребенку вредна, мир он должен постигать не за партой, а в процессе трудовой или творческой деятельности. Поэтому младшие школьники вместо уроков нередко мастерили игрушки или занимались сельскохозяйственной работой.

Система опиралась на следующие принципы педагогики.

  • Дети непременно должны быть окружены искренней любовью.
  • Пример взрослого. Штайнер был уверен, что в хорошей работящей семье не может вырасти «плохой» ребенок, ведь взрослые будут подавать ему положительный пример.
  • Активное использование игровой деятельности. В процессе игры ребенок получает удовольствие, и это очень хорошо, поскольку именно в атмосфере счастья формируется гармоничная личность.
  • Применение игрушек, которые сделаны из природных материалов (желудей, ракушек) своими руками. Сам процесс изготовления помогает развивать фантазию и стимулировать творческие проявления учеников.
  • Организация жизни группы подчинена определенному ритму. Присутствует режим дня, который составлен в ненавязчивой форме с возможностью выбора, периодически проводятся веселые праздники. День представляет собой чередование «вдохов» (обучение с воспитателем) и «выдохов» (свободной игры детей). Есть также ритм недели (в каждый день – свой вид деятельности), года (каждый сезон связан с определенным родом труда).
  • Любой ребенок – индивидуальность, с этим необходимо считаться.

Говоря кратко, вся концепция необычной школы состоит в том, чтобы дать малышу возможность как можно дольше задержаться в детстве. Но одновременно – развиваться, получать полезные для дальнейшей жизни умения и навыки в веселой, ненавязчивой форме. Целью обучения является раскрытие природных способностей каждого ученика, обретение им веры в собственные силы.

Вальдорфская педагогика Штайнера: суть, принципы, обучение

Отношение к запретам и оценкам

Автор методики и его последователи очень негативно относятся к запретам, считая, что говорить ребенку «нет» можно только в самых крайних случаях:

  • если идея малыша опасна для него самого;
  • если задумка способна причинить вред другим детям;
  • когда воплощение идеи обернется материальными убытками для школы.

Исключительно в этих случаях педагог может ограничивать инициативу детей. При этом запрет должен быть категоричным и не терпящим возражения, это поможет ребенку усвоить, что сама жизнь строится на основе определенных законов, соблюдение которых является обязательным.

Отношение к оценкам аналогичное – они в уникальной школе не ставятся, чтобы в еще большей степени подчеркнуть равенство детей. Избавление от оценочной системы – способ, помогающий избавиться от элемента состязательности. Однако если ребенок по какой-то причине переводится в обычную школу, необходимые ему оценки будут выставлены.

Также не в почете и учебник, его использование ограничено и чаще всего происходит в старших классах.

Вальдорфская педагогика Штайнера: суть, принципы, обучение

Методы реализации

Вальдорфская школа необычна еще и тем, что ее педагоги могут сами выбрать, чему и как обучать своих воспитанников.

Однако используемые формы должны быть подобраны таким образом, чтобы максимально раскрыть творческий потенциал детей, не выходя за рамки принципа «неопережения развития».

Поэтому основным методом является «душевная экономия» – возможность заниматься тем видом деятельности, который в наилучшей степени будет получаться у ребенка в данном возрасте.

Чаще всего использовались такие приемы:

  • для сплочения учеников в единый коллектив – гимнастика, драматургия;
  • обучение умению слушать и слышать друг друга – хоровое пение, хоровое чтение;
  • практическая деятельность – освоение ремесел, садоводства.

Преподаются и традиционные предметы, при этом каждый новый из них вводится постепенно. Дисциплины художественного профиля (рисование, пение) стоят на одном уровне с математикой, литературой, историей, географией.

Преподаются иностранные языки – английский и немецкий – в легкой ненавязчивой форме, при помощи простых детских песенок и стишков. Однако учиться читать школьники будут только со второго класса.

Есть и необычный предмет – эвритмия. Это своеобразное сочетание танца, музыки, поэтической речи и пантомимики. Занятия позволяют улучшить осанку, развить пластичность тела. Нередко даже математика изучается в процессе танца.

Вальдорфская педагогика Штайнера: суть, принципы, обучение

Использование в современной педагогике

Многие идеи вальдорфской педагогики были взяты на вооружение иными течениями и направлениями. В частности это совмещение начального образования с профессиональной ориентацией. Поэтому в отдельных современных учебных заведениях можно столкнуться с производственной практикой на реальных предприятиях.

Сейчас такие школы есть во многих странах мира:

  • Голландии;
  • Германии;
  • США;
  • России (здесь школ более 30, детских садов – около 60);
  • Японии;
  • Швейцарии;
  • Великобритании.

Издается специализированная литература, позволяющая подготовить кадры к столь необычной работе. Все это говорит о том, что идеи продолжают жить.

Известно, что к числу выпускников подобных учебных заведений относятся люди, которые сумели завоевать свое место в мире: это Сандра Баллок, Рудгер Хауэр, обладатель Нобелевской премии Томас Кристиан Зюдхоф и другие.

Всего в современном мире более 2000 школьных и дошкольных учебных заведений, основанных на вальдорских принципах.

Вальдорфская педагогика Штайнера: суть, принципы, обучение

Плюсы методики

Нередко вальдорскую педагогику называют лечебной, и этому есть несколько причин. Прежде всего, она направлена на развитие личности, духовное и душевное, процесс обучения ведется без принуждения, личность ребенка является главной ценностью, что помогает воспитанникам стать гармоничными и творческими людьми.

Также к числу преимуществ относится:

  • эмоциональное и эстетическое развитие детей, их знакомство с народной культурой;
  • ритм жизни помогает решить проблемы со здоровьем и психикой;
  • воспитание силы воли в легком, но увлекательном трудовом процессе;
  • знакомство с различными технологиями рукоделия и видами ремесел поможет ребенку определиться со своей дальнейшей профессиональной деятельностью.

Дети для педагогов-вальдорфцев – подлинная ценность, поэтому маленькие ученики будут развиваться в атмосфере любви и заботы, раскрывать свой творческий потенциал, получать удовольствие от посещения школы.

Минусы системы

Рассмотрим и отрицательные моменты данной педагогики. Прежде всего, подойдут такие учебные заведения не каждому ребенку, не всякой семье. Необходимо понимать, что обучение предполагает глубокую вовлеченность всей семьи в общественную жизнь школы, необходимость участия в мероприятиях.

Кроме того, к числу недостатков можно отнести следующее.

Вальдорфское образование носит гуманитарный, творческий характер. С таким едва ли удастся поступить в технический вуз. Однако из выпускников школы могут получиться хорошие актеры, дизайнеры, художники.

Источник: https://Razvivashka.online/metodiki/valdorfskaya-shkola

Вальдорфская педагогика Штайнера — система образования

В стремлении дать своему ребёнку самое лучшее, многие родители еще до рождения малыша изучают различные методики раннего развития. Одно из популярных направлений — вальдорфская педагогика. Она направлена не только на детсадовский возраст, но может вести ребёнка вплоть до выпускного класса.

Вальдорфская педагогика Штайнера: суть, принципы, обучение

Немного истории

История Вальдорфской педагогики берет свое начало в 20 веке, в Германии. Её основоположником стал австрийский философ Рудольф Штайнер.

Этого ученого-основателя интересовала не только научная, но и духовная сфера. Благодаря такому симбиозу родилось новое философское течение – антропософия («знание о настоящей природе человека»).

Суть, заключенная в Вальдорфской педагогике, — «триединство человека»:

  • Дух (когнитивные и мыслительные компетенции);
  • Душа (творческие умения, эмоциональная область);
  • Тело (практические способности).

Первое учебное учреждение, работающее по принципам Вальдорфской педагогики, было открыто в 1919 году по запросу владельца табачной мануфактуры «Вальдорф-Астория» Э. Мольта. Именно поэтому Вальдорфская методика развития детей носит такое название.

К 1928 г. Вальдорфские школы открылись в разных городах Германии, а следом в Норвегии, Голландии, Венгрии, Австрии, США и др.

Изначально открывались именно школы, обучающие детей с 7 лет (1 класса). Вальдорфская система воспитания отличалась от немецких школ того времени:

  • девочки учились вместе с мальчиками,
  • не проводился вступительный экзамен,
  • не учитывалось социальное положение ученика,
  • школа не зависела от сторонних организаций.

На данный момент открыто более 1000 школ в 64 странах мира, все они созданы по строгому образцу.

После успеха школ нового типа были открыты и детские сады, работающие по Вальдорфской системе обучения. Сейчас их количество приближается к 2 тысячам по всему свету.

Основные принципы

В теории Вальдорфской педагогики Р. Штайнера дети по мере своего взросления проходят три семилетних «спирали знания». Краткая характеристика Вальдорфской педагогики – «всему свое время». Каждый виток – особый подход к обучению ребёнка. Так, первые семь лет (0-7 лет) упор делается на подражание.

На первый план выходят такие виды деятельности как:

  • творческие игры (пение, рисование, аппликация, шитье),
  • чтение/рассказывание/постановка сказок, басен и народных мифов,
  • строительно-конструктивная деятельность (строение башен, домиков),
  • развитие устной речи.

Второй виток (7-14 лет) большее внимание уделяет детской фантазии. Интересен отказ от учебников во время обучения. На первый план выходит личность учителя, способная заинтересовать школьников интересной подачей материала.

Главным умением детей становится способность слушать и запоминать учебный материал, записывая при этом важные моменты в свои рабочие тетради, украшая «конспекты» собственными иллюстрациями.

Можно сказать, что школьники сами пишут свои собственные учебники.

Основами изучения становятся:

  • мифология,
  • народные сказки,
  • литература,
  • музыка,
  • танцы (эвритмия – смесь пантомимы, танца, музыки, поэзии),
  • естественные науки,
  • полезные ремесла,
  • иностранные языки,
  • искусство.

Во время третьего витка – в старших классах – сосредотачиваются на мышлении. Появляются профильные учителя, обучающие детей точным наукам, основным предметам и социальной ответственности.

Основные методы системы

Главный метод Вальдорфской педагогики — приём «душевной экономии» (обучение должно проходить без внутреннего диссонанса, гладко и легко).

Этому способствуют цели и задачи данной системы:

  • осмысленное (чувственное) развитие памяти,
  • персональный подход к каждому ребёнку,
  • поддержание интереса к процессу обучения,
  • баланс между активным и пассивным времяпровождением (цикличность активности),
  • ритмический цикличный распорядок дня (цикл: общеобразовательный предмет – творческие занятия – практическая деятельность),
  • гармонизирование социальной среды,
  • подача материала по «эпохам» (длительностью в 4 недели),
  • гармонизирование душевной жизни (мышление, чувства, воля),
  • объединенная классная деятельность,
  • высокие запросы к личности педагога.

Вальдорфская педагогика Штайнера: суть, принципы, обучение

Учитель и дети

Огромную роль в Вальдорфской системе играют учителя. Их задача – быть образцами для подражания, партнёрами в познании мира.

Педагог придумывает и проводит коллективные занятия, в которых новый материал не просто объясняется, но сочетается с творчеством и направлен на воспитание духовности.

Основная обязанность Вальдорфского учителя – создание гармоничной обстановки и дружелюбного микроклимата в классе. Он заботится и об окружающем убранстве: мебель и рабочие материалы должны быть выполнены из естественных материалов в лаконичном, но при этом уютном дизайне. Игрушки должны быть многофункциональными и направленными на развитие воображения.

Также педагоги стараются стимулировать любознательность, тягу к прекрасному, доброту.

Вальдорфская педагогика Штайнера: суть, принципы, обучение

Оценивание успехов

Экзамены, тестирование и прочие традиционные методы не применяются для оценки полученных «вальдорфцами» знаний. Ведь нет общего критерия оценки – каждый ребёнок развивается в собственном ритме.

Вместо этого учителя рассказывают заинтересованным родителям, как прошёл день в классе, что было изучено, какие было сделаны поделки, демонстрируют «Древо Познаний».

Периодически проводятся выступления и отчетные мероприятия.

Перспективы развития

Несмотря на ведущиеся споры вокруг Вальдорфской методики и обвинения в оккультной направленности, Вальдорфская система образования признается многими государствами, где применяются инновационные подходы к развитию детей, а школы получают государственные аккредитации. Исследования показали, что выпускники Вальдорфских школ успешно поступают в вузы и социально адаптируются в любых коллективах.

  • Огромным плюсом становится возможность выпускников не только воспроизводить готовые знания, но и творчески их применять и перерабатывать. Это имеет большое значение в век интернет-технологий, когда просто получить какое-либо знание не доставляет особых проблем.
  • Некоторые имена успешных выпускников школ гремят на весь мир: Йенс Столтенберг (занимает высшую руководящую должность в НАТО), писатель, автор знаменитой «Бесконечной истории» Михаель Энде, актрисы: обладательница «Оскара» Сандра Буллок и не менее знаменитая Дженнифер Энистон, нобелевский лауреат по физиологии и медицине Томас Зюдхоф и мн.др.

Единственный минус, который не даёт развиться Вальдорфскому движению в РФ в полной мере, — наличие ЕГЭ. И желание учительского состава не научить детей, а «натаскать» на сдачу теста. Но ничто не мешает современным родителям использовать методы Вальдорфской педагогики дома, чтобы вырастить всесторонне развитого ребёнка.

Источник: https://friendlymama.ru/razvitie/3-5-let/valdorfskaya-pedagogika/

Вальдорфская педагогика

Вальдорфская педагогика Штайнера: суть, принципы, обучение Вязаные овечки, деревянные лошадки, зайчата из ракушек — все пока на своих местах. Но вот мелодичный звук колокольчиков над дверями нарушает тишину, и навстречу малышам из уютной комнаты вальдорфского сада выходит воспитательница.
Вальдорфская педагогика — самая неоднозначная и обсуждаемая методика последнего столетия. Сторонники этой системы убеждены: цель вальдорфской методики — воспитание свободных, творчески мыслящих людей — полностью соответствует человеческой природе. Оппоненты утверждают, что антропософия (философская основа вальдорфской школы) устарела и предлагать детям в качестве игрушек желуди и листья в наше время как-то глупо. Для того чтобы разобраться в этом непростом вопросе, давайте вместе познакомимся с основными постулатами и принципами вальдорфской педагогики. И по традиции начнем с биографии ее создателя. Ученый, художник и философ Рудольф Штайнер родился в 1861 году в Австро-Венгрии в семье железнодорожного служащего. Автор значительных трудов в области философии и теории науки (350 томов!), основатель антропософии с отличием окончил школу, играючи поступил в реальное училище и очень скоро сам стал преподавателем. Рождение же целого педагогического направления произошло в семье венского коммерсанта, к детям которого
юноша устроился учителем. Среди четверых учеников был 10-летний мальчик, страдающий гидроцефалией.

Восприняв это обстоятельство как возможность пройти подлинную школу физиологии и психологии, отчаянный Штайнер с воодушевлением приступил к воспитанию и обучению ребенка.

  • В течение двух лет ученик Рудольфа Штайнера не только нагнал упущенное в школе, а потом с успехом сдал экзамен на аттестат зрелости, но и поступил в университет.
  • Повзрослев, некогда серьезно больной мальчуган избрал для себя путь врачебной практики.
  • Каким образом юноше 24 лет удалось добиться таких результатов в воспитании и обучении ребенка? По мнению Штайнера и его последователей, в детстве не должно быть места для оценок и недосягаемых целей, а желание родителей поскорее сделать из крохи взрослого умника — преступление против природы.
  • Хорошо, когда раскрытие талантов маленького человечка проходит своевременно, не опережая психосоматическое, эмоциональное и социальное развитие. В процессе обучения одинаково должны быть задействованы и голова, и сердце, и руки. Авторы методик раннего развития, считал Штайнер, забывают, что интеллект — всего лишь одна из составляющих личности.

В 1919 году в Штутгарте появились первые вальдорфские детский сад и школа. Названием учебные заведения обязаны фирме «Вальдорф-Астория», которая их финансировала. Основные инновации первого садика Штайнера до сих пор остались неизменными и, похоже, не утратили актуальности.

«Безмерное богатство людей, — рассказывал будущим воспитателям Рудольф Штайнер,— в их различии. Воспитание, построенное на принуждении детей к стандартному обучению, одинаковости — недопустимая ошибка». Несмотря на то что штайнеровская педагогика выступает против раннего обучения, ребенок в вальдорфском садике учится постоянно.

Только вместо мира цифр и букв воспитатели открывают перед ребятами мир сельского хозяйства и природы, изобразительного искусства и рукоделия, музыки и эвритмии. «Учиться всей своей жизнью — естественная потребность каждого ребенка, садиться с учебниками за парту — насилие над физиологией и разумом», — считают вальдорфские педагоги.

  • «Подражание и пример» — единственно верная формула воспитания. Сторонники вальдорфской системы убеждены, что в семье, где родители, бабушки и дедушки не показывают дурных примеров, не может вырасти плохой человек.
  • Пять принципов вальдорфской системы
  • Но все это история и теория. Чтобы понять, подходит вам и вашему ребенку штайнеровская педагогическая система или нет, достаточно познакомиться с практическими принципами работы воспитателей вальдорфского сада. Правила довольно просты, их можно внедрить и в обычную жизнь малыша.

1. Создаем атмосферу любви.
Дети невероятно чувствительны к выражению лиц окружающих. Искренняя улыбка, неподдельное внимание улучшают не только настроение, самочувствие малыша, но даже его обмен веществ, оказывая влияние на формирование психосоматического здоровья ребенка. В вальдорфский садик кроха должен стремиться как на праздник. И обычно так и происходит.

Конечно, не обязательно всем без исключения отдавать своих детей в руки вальдорфских педагогов. Не у всех родителей есть такая возможность (или желание). Да и в районных детских садах встречаются чудесные воспитательницы, к которым каждое утро спешат малыши.

Но не стоит забывать, что задача взрослых — создать ребенку атмосферу любви, где бы он ни был. И если родители видят, что малыш испытывает дискомфорт от посещения детского сада, лучше не закрывать на это глаза. Не списывайте все на «адаптационный период», а вместо этого постарайтесь найти место, куда кроха будет ходить с радостью.

Ведь, как утверждают последователи Штайнера, неблагоприятные воздействия жизненного периода дошколят (в детском саду, дома) рано или поздно скажутся на их физическом и эмоциональном здоровье.

  • Поэтому атмосфера в вальдорфских группах напоминает семейную (во всяком случае, она очень далека от той, что часто царит в обычных районных садах). Как если бы к любимой бабушке приехали погостить разновозрастные внучата.
  • 2. Подаем пример.
    Как минимум до 7 лет каждый ребенок стремится подражать взрослым, и вырастет он только таким, каковы окружающие его люди, уверены сторонники Рудольфа Штайнера. Многие родители не замечают, что наказывают детей за поступки, которые в исполнении самих мам и пап вполне допустимы.

Мало кто из нас может похвастаться тем, что, пригрозив: «Прекрати сейчас же, иначе мы немедленно пойдем домой!» — берет за руку неугомонного шалуна и отправляется в указанное место, сдержав свое обещание.

Или после сказанной утром фразы: «Ах, ты опять не ешь?! Больше никогда не буду тебя кормить!» — действительно не наливает ребенку суп на обед, позволяя ему мучиться от голода.

И таких поступков (построенных на обмане, отсутствии последовательности, снисхождении к себе, высоких требованиях к малышу) в арсенале взрослых великое множество. Вальдорфские педагоги отнюдь не призывают родителей следовать своим обещаниям, они настоятельно рекомендуют их не давать.

  • В противном случае чему удивляться, что через пару минут после заверения: «Мамочка, я никогда больше так не буду», малыш идет и повторяет поступок, за который его только что наказали. Самовоспитание воспитателя — моральная основа дошкольной вальдорфской педагогики.
  • По мнению Штайнера, от личности педагога (или родителя), от того, как он относится к занятиям, как двигается, как говорит, зависит очень многое, если не все. И воспитатели, и родители должны в первую очередь следить за собой, а не за детьми. В противном случае получается, что изо дня в день взрослые, сами того не ведая, внушают малышу определенный стереотип поведения, который потом всеми силами пытаются искоренить.
  • 3. Играем много!
    Невозможно представить себе детство без игры. Но если в обычных детских садах главный акцент делается на обучающие занятия, то вальдорфский садик, напротив, — мир игры. Ежедневно 1,5-2 утренних часа здесь отводят на активную игровую деятельность.

Причем игра не ограничивается какими-либо рамками. Ее содержание определяют сами дети, что позволяет вносить элемент непредсказуемости. Ведь подлинный смысл слова «игра», по мнению вальдорфских педагогов, заключается именно в неожиданных вариантах ее развития.

Играть можно по-всякому, главное, чтобы было весело и интересно. И это не сложно: здесь воспитатели не повысят на ребенка голос, не поставят его в угол за излишнюю резвость, не станут укорять за разбросанные игрушки и причитать о нелегкой доле воспитателя, взывая к совести крохи.

До 12 лет и взывать-то не к чему, считают воспитатели.

4. Подбираем реквизит.
Для того чтобы игра приносила детям как можно больше пользы, необходимо создать условия. Вальдорфские педагоги предлагают малышам особенные многофункциональные, не сковывающие фантазию игрушки. К примеру, крохи захотели поиграть в продавцов магазина.

  • Нет проблем! Деревянные ширмы, не превышающие рост детей, позволят ребятам поделить пространство комнаты. Разноцветные ткани помогут оформить интерьер.
  • Необычные (для нашего времени) игрушки — деревянные чурбаны, желуди, каштаны, ракушки — выступят в роли импровизированного товара.
  • А можно и вовсе наладить для продажи массовое производство эксклюзивных эльфов, кукол, гномов — главное, чтобы игрушка была сделана своими руками. Тряпочки, крупные пуговицы, шишки, сухие листья, вата — далеко не полный арсенал, который может пригодиться в создании сказочных персонажей.

А вот «искусственными» пластмассовыми конструкторами, кубиками или заводскими куклами вы вряд ли заинтересуете вальдорфских малышей. Такие игрушки здесь не в почете, ведь главное в игре — фантазия! А готовые игрушечные наборы фруктов, овощей, посуды не оставляют простора воображению.

Кроме того, большое внимание в вальдорфских группах уделяют пальчиковым играм, музыкально-ритмическим и подвижным занятиям, традиционным народным забавам. Рисуют тут деревянными карандашами, для лепки используют специальный ароматный воск (пластилин не применяется).

5. Прислушаемся к ритму.
Непременное условие гармоничного развития — правильная, ритмичная организация жизни группы. Все живет по принципу «вдох-выдох» («день-ночь», «зима-лето»). Одна фаза сменяется другой, на место свободному творческому раскрытию сил ребенка в игре в начале дня приходит послушание, уважение к старшим вечером.

После свободных игр дети занимаются с воспитателем. Ненавязчиво подчиненные правилам, сидят и слушают сказку. Занятия чередуются, задавая ритм недели. В понедельник малыши рисуют, во вторник занимаются музыкой, в среду устраивают кукольный спектакль. Праздники по-вальдорфски не имеют ничего общего с унылыми детсадовскими утренниками.

Здесь дети вместе со взрослыми пекут пироги и куличи, катаются на санках и ищут клады. Вальдорфские педагоги рекомендуют и дома придерживаться регулярной последовательности событий. Дети, живущие по режиму, более спокойны (они знают, что их ожидает в течение дня), собраны.

Беспорядочный образ жизни выбивает малышей из колеи, внося в их жизнь ненужную сумятицу считают воспитатели.

Сегодня вальдорфская педагогика распространены по всему миру. С момента основания первого вальдорфского детского сада у нас в стране минуло 20 лет. За это время количество садов и школ увеличилось до 60 и 30 соответственно. Давно известно, что на любую педагогическую систему приходится как минимум две точки зрения: «за» и «против».

И пусть однозначный ответ не всегда удается найти сразу, не забывайте — каждый ребенок уникален. Наблюдайте за своим крохой, прислушивайтесь к его внутренним стремлениям и принимайте правильные решения, учитывая его индивидуальность.

Независимо от выбранной вами методики и системы воспитания помните: базироваться она должна на искренней любви и уважении к малышу.

Источник: http://mamochki-detishki.ru/valdorfskaya-pedagogika-v-shkolax-i-detskix-sadax/

Вальдорфская педагогика Штайнера: суть, принципы, обучение

Вальдорфская педагогика Штайнера: суть, принципы, обучение

Данную систему разработал в начале ХХ века австриец Рудольф Штейнер. Особое внимание он уделял развитию эмоциональных качеств детей, поэтому его система воспитания объединяет духовное, социальное и биологическое начало. То есть на первом месте стоит личность ребенка, независимая от любых социальных ограничителей. Ребенок будет чувствовать себя нормально и в вальдорфской школе или детском саду в любой точке мира.

  • Суть вальдорфской педагогики заключается в предоставлении ребенку помощи для гармоничного раскрытия личности, что может быть особенно актуально при проблемах личностного развития у ребенка.
  • Деятельность педагогов направлена на поддержание всех проявляющихся качеств воспитанников, ведь любое из этих качеств может стать основным в формировании зрелой личности. Прощаться с детством в вальдорфских образовательных учреждениях не спешат.

Все должно проходить естественным путем и без форсирования событий.

Принципы вальдорфской педагогики

На первом месте стоит уважение к личности ребенка, из этого пункта выходят все остальные. Очень важно, чтобы дети чувствовали себя психологически комфортно.

В связи с этим на передний план в воспитании выходят эстетические и разного рода трудовые дисциплины. Приветствуется творческое начало.

Особенностью педагогики Штейнера есть изучение национальной культуры. В этом русле делается очень многое – начиная от одежды и заканчивая национальными традициями. Ребенок в таком случае будет ощущать себя частью чего-то намного большего, чем собственная семья. От него уйдут маленькие страхи, обитающие в малой социальной ячейке.

Для того чтобы ребенок развивался всесторонне, практикуют комплексный подход к изучению внешней среды. К примеру, в классах нет новейшей мебели и последних достижений науки, наоборот, используют натуральные материалы, приближающие к природе. Да и само учебное заведение находится поближе к природе.

Многое зависит от воспитателя и учителей. Одним из действующих принципов данной педагогики является подражание детей педагогическому коллективу.

Особое внимание уделяется общению с родителями. Здесь существует очень тесный контакт еще с дошкольного учреждения. Дети и родители вместе проводят праздники, отмечают Дни рождения, занимаются трудовой деятельностью и т.д. Отдельный класс – это единый дружный коллектив.

Как происходит обучение?

Уроков, к каким привыкли мы, Штейнер не предусматривал. Информация в вальдорфских школах подается блоками. В течение дня дети рассматривают три блока: трудовой, творческий и душевно-духовный.

  • Вся программа рассчитана на 11 лет. До 8 класса ученики «работают» с одним учителем, он для них как духовный наставник. Уже с 1 класса маленькие вальдорфцы изучают два иностранных языка, принимают активное участие в жизни школы, что развивает одинаково все их способности.
  • Учебный материал преподносят так называемыми «эпохами», что длится примерно месяц. За такой период ученики успевают «прожить» изучаемую эпоху, что очень хорошо сказывается на осознании и запоминании событий.
  • Обязательным пунктом каждого учебного года есть заключительный концерт в конце семестра.

Стоит отметить, что в вальдорфской педагогике нет системы оценивания. Все идет своим ходом. Детей не принуждают равняться на какой-то образец правильности. Индивидуальность всегда должна проявляться, и мешать этому не следует.

Недостатки системы

К сожалению, недостатки можно найти везде. Вальдорфская педагогика – не исключение. Так, в детском саду детей не учат чтению и счету, малыши приходят неподготовленными в школу. Огромную роль играют личностные качества преподавателей и учителей.

Немалый акцент делается на некие мистические силы и постулаты. Т.е. в современном мире данная педагогика не может работать эффективно и так, как первоначально хотел Штейнер.

Она обязательно проходит адаптацию под то учебное заведение, где ее пытаются ввести.

Источник: https://vse-pro-detey.ru/valdorfskaya-pedagogika-shtajnera/

Ссылка на основную публикацию