Возрастные нормы речевого развития детей дошкольного возраста

Но становление этого навыка может происходить как стандартным, так и совершенно необычным образом. При этом очень важно помнить, что по данным многочисленных исследований в области логопедии и психологии речь тесно связана с формированием внимания, памяти, мышления и воображения. Нормы речевого развития детей

Что включает понятие „ребенок с нормой речевого развития“

Норма речевого развития у детей разного возраста зафиксирована в различных источниках информации. Однако психологи рекомендуют крайне осторожно подходить к сравнительной характеристике речевых умений конкретного ребенка и информации из таблиц и справочников.

Действительно, нарушения речи являются одной из наиболее распространенных проблем в области психического развития малышей.

Но далеко не всегда такие нарушения присутствуют на самом деле, а некоторые из них поддаются коррекции и в домашних условиях без привлечения логопеда или психолога.

Само понятие «возрастные нормы речевого развития детей» включает в себя не только количество выговариваемых ребенком слов и их правильное произношение. Сюда же относится и умение составлять словосочетания, предложения, распознавание местоимений, изменение слов по падежам и управление временем при помощи глаголов.

Важна также оценка словарного запаса ребенка – необходимо учитывать количество как активных (которыми он пользуется), так и пассивных форм (не пользуется, но понимает).

Это даст понимание первоочередных потребностей малыша или школьника – в первую очередь, необходимо расширять его лексические запасы или же стоит заняться переводом пассивных форм в активные.

Таблица норм развития речи ребенка от 2 месяцев до года

Нормы речевого развития детей

Первый год.

Основным видом общения новорожденного малыша с окружающим его миром является крик и мимика. Эти – пока только две — доступные ребенку формы общения универсальны. Они выражают боль, радость, счастье, неудовлетворенность, голод, страх, жажду и желание «поговорить».

В обращенных же к малышу словах для него, в первую очередь, важны ритм, интонация и громкость.

Громкие резкие звуки вызывают страх и, как следствие, — слезы, а вот ласковые ритмичные «потешки» или просто нежные слова – успокаивают, приносят радость, заставляют улыбаться.

Развитие речи ребенка в норме отображает таблица навыков, распределенных в зависимости от возраста малыша на первом году его жизни:

Количество месяцев от рождения Речевые навыки
2 Произнесение отдельных звуков, появление первых спонтанных вокализаций, направленных обычно к взрослому.
3 Экспериментирование (растягивание) с гласными звуками — «э-э-э», «а-а-а», «о-о-о», гуление, «воркование» (грудные булькающие звуки).
4 Превращение отдельных звуков в целые рулады и перетекание одного звука в другой — « о-о-а-а-у-у».
5 Появление случайного лепета, ритмичного гуления, соединение гласных с некоторыми согласными звуками – «гу-гу-гу», «бу-бу-бу».
6 Совершенствование случайного лепета («на-на-на», «да-да-да»), слияние гласных/согласных звуков, попытки имитации слышимых звуков, налаживание своеобразного диалога с окружающими людьми.
7 Частое повторение лепета, понимание смысла некоторых слов, появление смысловых пауз (ребенок что-то пролепетал и замолк, ожидая ответа взрослого).
8 Использование лепета в качестве способа общения, попытка произношения разных звуков и их эхолалия (повторение без осознания значения).
9 Возможно (но необязательно) появление первых облегченных слов «ба-ба», «ма-ма», усложнение лепета.
10 Внимательное вслушивание в речь взрослых, расширение пассивного словарного запаса, произнесение новых слогов и простых слов (встречается достаточно редко) – «ав», «на».
11 Увеличение количества облегченных слов или их появление (если не было раньше), смысловое наполнение слов и слогов (одно слово или слог могут иметь несколько совершенно разных значений).
12 Умение понимать более 20 слов, произношение 5-10 облегченных слов, усовершенствование подражания.

Конечно же, в таком возрасте понятие «ребенок с нормой речевого развития» еще не имеет права на существование. Особенно, если малыш болен, страдает от постоянного вздутия живота или наоборот очень много спит.

В таком случае родители могут просто не заметить тех или иных свидетельств нормального речевого развития малыша. Но на втором году жизни ребенка они становятся все более очевидными, и идентифицировать их легче.

Нормы речевого развития детей от 1 года до 2 лет

Развитие речи ребенка в 2 года, норма которого все еще достаточно расплывчата, постепенно переходит в стадию автономности. Ребенок начинает использовать аморфные слова-корни, четко выделяя их из лексем, произносимых взрослыми (особенно часто малыш выбирает ударные слоги).

Например, слово «де-» может означать все, что касается ДЕревьев или оДЕжды, а слово «па-» — лоПАтку, ПАлку и ПАпу.

Важно также понимать, что характерной особенностью возраста от 1 до 1,5 лет является активное расширение пассивного словарного запаса, во время которого количество произносимых слов может практически не увеличиваться.

Тем не менее, норма речевого развития у детей 2 лет подразумевает соотнесение знакомых слов с их изображениями. То есть малыш вполне может показать мяч, тучу, солнце, мышку, лису и т.п.

Кроме того автономная речь постепенно сменяется «телеграфной»: ребенок пытается при помощи односложных выражений передать смысл целого предложения, например, «я мокрый» значит «мама, переодень меня пожалуйста».

К концу второго года жизни малыш учиться менять слова в зависимости от количества называемых предметов и времени, в котором происходило то или иное событие.

Нормы речевого развития детей

Однако нормы речевого развития детей 3 лет могут быть ограничены умением взрослых вызывать малыша на разговор, стимулируя таким образом его речевую активность.

  • В этом возрасте ребенок все еще целиком и полностью подчиняется своим желаниям и слово «надо» для него не существует. Если он не захочет разговаривать, то и не будет (хоть и умеет), опровергая самую достоверную информацию из различных таблиц и справочников.
  • Поэтому общаться с малышом нужно как можно больше, учитывая, что нравоучения и «разбор полетов» общением не считаются.
  • В целом же, развитие речи ребенка 3 лет в норме сводится к усложнению речевых конструкций и попыткам научиться координировать интонацию и громкость голоса.
  • Вполне нормальны запинки и прерывистость при произношении даже знакомых слов, — ребенок пока еще только учится связно выражать свои мысли. Но вот чистота произношения часто употребляемых лексем должна улучшиться.

В идеале к концу третьего года жизни взрослые должны понимать более 60% из речи малыша.

Нормы речевого развития детей от 3 до 4 лет

Нормы развития речи детей 3-4 лет предполагают появление новых артикуляционных навыков. Ребенок начинает слышать неправильное произношение звуков другими детьми, а сам осваивает твердые фонемы «с», «ц» и «з».

Иногда добавляется и сложный в произношении звук «р», однако полное его становление происходит позднее.

Логопедические занятия на данном этапе большинство специалистов считают нецелесообразными, поскольку артикуляция находится в процессе формирования.

Нормы речевого развития детей

Соответствие норме речевого развития детей 4 лет можно проследить и через трансформацию формы фраз. Второстепенные члены предложения зачастую опускаются или же ставятся в конец, а основная суть передается подлежащим и сказуемым, связь между которыми налаживается при помощи предлогов, окончаний и союзов.

На формирование фраз может оказывать влияние и прослушанные книги или стихи, — в таком случае речь ребенка ненадолго приобретает специфический стиль или ритмику. Малыш открывает для себя понятие рифмы и с удовольствие пробует объединять в созвучные пары даже такие слова, которые не рифмуются в принципе.

Нормы речевого развития детей от 4 до 5 лет

Нормы речевого развития детей

Нормы речевого развития детей 5 лет в области произношения звуков допускают смешанную артикуляцию шипящих и свистящих, а также отсутствие четкого вибрирующего «р». В этот период рекомендуется много читать ребенку вслух и учить с ним стихотворения, акцентируя внимание на правильном произношении звуков. Полезны также «рычащие» игры, помогающие сформировать полноценный звук «р». Однако заставлять ребенка не нужно, поскольку пристальное внимание к его произношению может вызвать обратную реакцию – и четкость речи будет утрачена.

Нормы речевого развития детей 5 до 7 лет

Нормы речевого развития детей

Нормы речевого развития ребенка 7 лет предполагают достаточно высокий уровень владения связной речью. Грамматические ошибки редки, артикуляция всех звуков – четкая и правильная. Иногда возникают проблемы с согласованием слов в сложноподчиненных предложениях и причастных оборотах. Появляется навык выразительного чтения, совершенствуется умение соответственно моменту менять интонацию и громкость голоса.

Таблица норм речевого развития ребенка от 1,5 до 7 лет

Таблица речевого развития детей в норме позволяет адекватно оценить умения и навыки дошкольника. Однако необходимо учитывать, что допускается и отклонение от данных норм в рамках полугода.

То есть, если пятилетний ребенок не различает четко понятия завтра и сегодня, то ничего страшного в этом нет.

А вот если эти слова остаются не до конца понятными ему и в 5,5 лет, то, возможно, есть смысл обратиться к специалисту.

Возраст ребенка в месяцах/годах Речевые навыки
18/1,5 Наличие в активном словарном запасе 5-20 слов, преимущественно существительных. Частое повторение одной фразы или слова, охотное повторение эмоционально окрашенных жаргонизмов («жрать», «киця», «мусенька» и т.п.), умение выполнять простые просьбы.
24/2 Умение называть разные объекты из своего окружения, использование нескольких предлогов, иногда не совсем правильно (на, под, в). Составление коротеньких предложений – «дай пить», «смотри, киця», наличие в активном словарном запасе от 100 до 300 слов. Изредка правильное использование местоимений «я», «ты», «мне». Появление вопроса «что это?».
36/3 Правильное использование местоимений, изредка употребление некоторых существительных во множественном числе, а глаголов – в прошедшем времени. Правильное использование минимум трех предлогов – за, на, под; умение правильно называть и показывать части тела. В активном словарном запасе от 900 до 1000 слов, речь ребенка на 90% понятна окружающим. Понимание сложных вопросов («хочешь ли ты сейчас есть?») и умение дать на них адекватный ответ.
48/4 Правильное использование минимум 4 предлогов. Понимание и воспроизведение названий знакомых животных и различных объектов в журналах или книгах. Правильное повторение слов из четырех слогов, понимание соотношения большой/маленький, много/мало. Легкое выполнение простых просьб, частое повторение различных слогов, звуков, фраз и слов.
60/5 Использование множества описательных слов – наречий и прилагательных; речь на 100% понятна взрослым, несмотря на возможное наличие некоторых артикуляционных проблем. Повторение предложений до девяти слов; умение называть бытовые предметы и понимать, для чего они нужны. Различение понятий сегодня/вчера/завтра; выполнение трех последовательных просьб; сокращение количества грамматических ошибок в речи.
72/6 Умение приблизительно ориентироваться во времени, составление связного рассказа по картинке. Наличие в активном словарном запасе более 2000 слов; появление вопросов «зачем?», «почему?», быстрое обогащение лексического запаса.
84/7 Овладение связной речью, умение пересказать прослушанный или прочитанный текст. Возможно наличие небольших ошибок при проговаривании сложных предложений с причастными оборотами. Модулирование интонации и громкости голоса, правильная  артикуляция всех звуков. Пополнение активного лексического запаса вплоть до 3500 слов, улучшение речевого внимания и интенсивное развитие  логического мышления.

Источник: https://vkapuste.ru/?p=6726

Возрастные нормы речевого развития детей дошкольного возраста

Первые годы жизни ребенка определяют становление его речи. В это время интенсивно развивается головной мозг, совершенствуется артикуляционный аппарат. Важно не упустить отклонение от норм речевого развития, чтобы вовремя оказать коррекционную помощь, предупредить развитие сложных патологий.

Основные критерии оценки развития речи у детей от 2 до 6 лет

Не все родители могут правильно оценить динамику развития речи детей. Часть мам и пап, видя, как бойко общаются сверстники их малыша, готовы форсировать его речевое развитие и нагружать непосильными заданиями.

А некоторые родители, наслушавшись рассказов о том, как внезапно начинают говорить в 3-5 лет доселе молчавшие дети, ждут такого же чуда, не обращая внимания на то, что их малышу нужна срочная помощь логопеда и невропатолога.

Чтобы правильно оценить речевое развитие детей, нужно знать критерии и нормы каждого возраста.

К 2 годам заканчивается этап первичного освоения родного языка, начинается этап освоения языковой системы и основных грамматических правил.

К 2 годам в детском словаре имеется минимум 50 слов, а то и больше, появляются двухсловные предложения. Малыш понимает простую инструкцию из двух этапов, может показать 3 части тела. Он воспринимает речь, как средство общения с близкими. С незнакомыми людьми он, возможно, будет недоверчив, и не покажет своих возможностей.

Достижения речевого развития дошкольного возраста:

Активный словарь к 3 годам достигает 1000-1200 слов, в основном, это существительные и глаголы. Малыш активно занимается словотворчеством, может сам придумывать слова. Предложения, по большей части простые, появляются вопросительные слова (как, где, почему).

Звукопроизношение пока нечеткое, могут отсутствовать шипящие звуки, укорачиваться слова, меняться местами слоги. Ребенок свободно ориентируется в знакомой обстановке, может назвать множество предметов и действий.

Он с интересом слушает простые сказки, повторяя за взрослыми отдельные фразы из них.

Нормы речевого развития детей

К 3 годам дети могут отгадывать простые загадки, запоминать наизусть маленькие тексты, если ему их читали много раз. Фразы простые, звукопроизношение не совершенно, часты грамматические ошибки в употреблении числа, рода, падежа, но речь легко можно понять. Дети уже задают первые вопросы, могут подражать интонации взрослых.

Ребенок начинает рассуждать, его словарь достигает 2000 слов к концу четвертого года. Продолжается активное словотворчество, придумывание собственных слов. Фразы детских высказываний короткие, состоят из 3-4 слов, появляется больше прилагательных, наречий, числительных.

Нормы речевого развития детей

Основные дефекты звукопроизношения в этом возрасте – замена шипящих, отсутствие звуков Ц, Л, Р. В сложных словах малыш может переставлять слоги местами или пропускать их. Дети начинают замечать недостатки в речи сверстников. Трехлетние запоминают и с удовольствием рассказывают стихи и маленькие сказки наизусть.

К рубежу пятилетнего возраста ребенок приходит, имея в активном словаре около 3 000 слов. Он точно называет предметы, придумывает собственные словечки из странных на слух взрослого сочетаний звуков. В речи много прилагательных, есть наречия, сложные предлоги и местоимения. Предложения сложные, высказывания правильно оформленные, появляется монологическая речь.

Нормы речевого развития детей

Дети могут пересказать только что прочитанный рассказ или сказку, описать игрушку, картинку. Звукопроизношение приближается к литературной норме, хотя еще может не быть четкого произношения шипящих и звуков, Л, Р. Появляется интонационная выразительность речи, дети могут произносить слова тихо и громко, шепотом, рассказывать стихи с большим артистизмом.

Речь дошкольника в этом возрасте находится на уровне речи взрослого, в его активном словаре более 3000 слов. Дети понимают, что такое обобщающие слова, могут рассуждать об отвлеченных понятиях. Речь грамматически правильна, предложения полные и развернутые.

Нормы речевого развития детей

Звукопроизношение правильное, хотя до сих пор может встречаться дефектное произношение звуков Л, Р. Связная речь совершенствуется – ребенок может без помощи взрослого пересказать содержание литературного произведения, описать произошедшие с ним события. При чтении стихов он применяет богатую интонацию, средства выразительного чтения.

Развитие речи ребенка от 2 до 6 лет в таблице

Темпы речевого развития индивидуальны, но в норме речь каждого человека проходит по одному и тому же пути. Допускаются отклонения в несколько месяцев, однако достижения каждого года должны соответствовать норме.

Возраст Проявления речевого развития в норме
До 2 лет
  • В 4-5 мес. – лепет
  • В 1 год 2 мес. – 6 слов
  • В 1,5 года – 7-25 слов
  • В 2 года – фраза из 2 слов
2-3 года
  • Словарный запас от 70 до 250 слов
  • Начинает изменять слова по родам, числам и падежам
  • Появляются местоимения Я, ТЫ, МНЕ
  • Знает, что такое «ОДИН»
3-4 года
  • Проговаривает свои действия
  • Он задает вопросы
  • Может пересказать маленький рассказ или сказку, пользуясь вопросами взрослого
  • Проявляет инициативу в общении
4-5 лет
  • Дети произносят почти все звуки родного языка
  • Они употребляют сложные предложения
  • Речь чистая и отчетливая, богатая интонациями
5-6 лет
  • Словарный запас достаточен для активного общения
  • Четко произносит слова и звуки
  • Высказывания детей богаты интонационно, несут интересное содержание, речь выразительна

Речевые нарушения имеют широкий диапазон различных патологий, определить которые сможет только специалист. Однако внимательные родители в состоянии понять, когда бить тревогу и обращаться за квалифицированной помощью.

Тревожные сигналы речевого развития ребенка: когда бить тревогу?

Если у дошкольника отмечаются отклонения от нормального уровня речевого развития, нужно провести обследование его речи у логопеда детской консультации или развивающего центра, как можно скорее начать коррекционные занятия.

Поскольку в основе многих речевых нарушений лежит патология нервной системы, при серьезных отклонениях следует обратиться к невропатологу, пройти рекомендованное лечение в сочетании с логопедическими занятиями.

Нормы речевого развития детей

Возраст Отклонения от нормы
До 2 лет
  • Молчит или лепечет на непонятном языке
  • Отворачивается, когда ему задают вопросы
  • Общается жестами, в речи почти нет слов
2-3 года
  • Дети не используют речь, как средство общения
  • Активный и пассивный словарь крайне мал
  • Дети не могут построить даже короткое предложение
  • Не понимает смысл сказки, потешки, не может ответить на простой вопрос по ее содержанию
3-4 года
  • Дети говорят на одном им понятном языке
  • Они неохотно повторяют за взрослым слова и предложения
  • На просьбу «скажи еще раз, повтори лучше» ребенок не откликается
  • Заметны нарушения мелкой моторики, недоступны точные движения
  • Дети не знают названия окружающих их предметов
  • Они не понимают значения предлогов
  • Ребенок не может выполнить артикуляционное движение по показу взрослого в нужной последовательности
4-5 лет
  • Речь неразборчива, в ней отсутствует много звуков, часты перестановки слогов и звуков
  • Ответы на вопросы односложны, словарный запас скуден, ограничен бытовыми словами
  • Не может рассказать о предмете, о чем-то из собственного опыта
  • В словах пропускаются и переставляются слоги и звуки
5-6 лет
  • Говорит неразборчиво, невозможно определит на слух, правильно ли использует слова, предлоги, согласовывает части речи
  • Словарный запас крайне мал
  • Говорит короткими неполными предложениями
  • Не выговаривает большое количество звуков
  • Коверкает слова, переставляет в них звуки и слоги местами

Чем раньше начата коррекция речевых нарушений, тем меньше сил и времени придется потратить на овладение ребенком речевой системы родного языка.

Источник: http://baragozik.ru/4-6-let/vozrastnye-normy-rechevogo-razvitiya-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Как развивать речь ребенка в 1-2 года: нормы, упражнения, игры

Речь ребёнка — показатель его психического развития. Чем внятнее и точнее он произносит слоги и слова, тем быстрее окружающие реагируют на его просьбы.

Активный словарный запас помогает лучше познать мир, быстрее усвоить социальные нормы, развить память и мышление. Психологи не рекомендуют пускать этот процесс на самотёк: родители должны помогать малышу осваивать речевой навык.

Изначально дети учатся разговаривать методом подражания. Но если заниматься развитием речи  у детей от 1 до 2 лет, процесс можно значительно ускорить.

Нормы речевого развития детейРазвитие речи – важная веха психического развития детей 1-2 лет. Родителям важно помогать детям осваивать речевые навыки, создавая благоприятные условия для развития ребёнка.

Нормы речевого развития у малышей 1-2 лет

Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:

  • повторение открытых слогов. Например, слово «нет» ребёнок 1 года не может произнести, но воспроизводит его как «нэ». Или говорит «да», «ту» и т. д.;
  • умение повторять звуки и слоги: произносит звуки, характерные для животных – «ав-ав», «мау», «ко-ко»;
  • выражает эмоции интонацией;
  • обозначает слогами предметы и действия;
  • воспринимает названия предметов, может указывать на них, понимать, о чём разговаривают взрослые.

Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение.

От чего зависит развитие речи

Нормы речевого развития детейРазвитие речи ребенка зависит от множества факторов: особенностей физического развития, эмоциональной связи с родителями.

Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов, включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:

  1. Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей — всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
  2. Удовлетворение потребности в общении с родителями. Сначала формируются невербальные навыки общения — мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи — эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени — всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
  3. Развитие мелкой моторики. Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.

Источник: https://orechi.ru/razvitie-rechi/razvitie-rechi-detej-1-2-let

Возрастные нормы речевого развития детей-дошкольников

Нормы речевого развития детей

Характеристика речи детей первой младшей группы

За последние годы значительно увеличилось количество детей, имеющих речевые нарушения. Есть дети практически неговорящие и дети, имеющие незначительные отклонения в развитии речи. ПРИСЛУШАЙТЕСЬ К РЕЧИ ВАШЕГО РЕБЕНКА! Соответствует ли его речь возрастным нормам.

Словарь:

Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем, что деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее.

Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними.

Окружающие люди начинают понимать речь ребенка, но все же дети нередко пропускают в слове отдельные слоги «клой»- открой, «сото»- высоко, вставляют лишние звуки «таньканчик»- стаканчик.

Грамматический строй:

На третьем году жизни ребенок начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях. Он пользуется как однословными предложениями «Мосьно?» — Можно? так и предложениями из нескольких слов «Мама будет умываца» — Мама будет умываться. Речь детей несовершенна. Они допускают ошибки:

-в роде существительных «Куда папа посола?» — Куда папа пошел?
-числе и падеже «Вот лубасек» — и Вот рубашка

  • -не всегда употребляют союзы и предлоги «Миса сидит кусит» — Миша сидит и кушает, «Кису каду паток»- Кошку кладу в платок.
  • Звукопроизношение:

Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает губные звуки (П,ПЬ,Б,БЬ,М,МЬ), губно-зубные (Ф,ФЬ,В,ВЬ), переднеязычные (Т,ТЬ,Д,ДЬ,Н,НЬ,СЬ,ЛЬ),заднеязычные (К,КЬ,Г,ГЬ,Х,ХЬ).
Свистящие (С,З,ЗЬ,Ц),шипящие (Ш,Ж,Ч,Щ) и сонорные (Р,РЬ,Л) он обычно или пропускает или заменяет : С на СЬ, ФЬ; З — СЬ,В; Ц – ТЬ; Ш –СЬ,ТЬ; Ж-СЬ, ДЬ; Ч-ТЬ,Щ-ТЬ,Р-ЛЬ.

Основная задача для детей этого возраста – развивать артикуляционный аппарат (проведение артикуляционной гимнастики) и привлекать внимание к звучащему слову.

С ребенком надо много разговаривать, чаще задавать вопросы, мягко, но настойчиво добиваться, чтобы он ответил. Надо избегать длинных фраз, выделяя главные слова, произносить их громко и отчетливо.

Малыша следует чаще подбадривать, хвалить за каждый успех. Малыш будет говорить так, как говорят вокруг него. От взрослых зависит, станет ли их ребенок говорить ясно и красиво или примитивно и грубо.

Характеристика речи детей второй младшей группы

Словарь:

активный словарный запас ребенка составляет 1900 слов,состоящий в основном из существительных и глаголов. Постепенно появляются прилагательные и наречия и др. Начинает формироваться понятие об обобщающих словах.

Грамматический строй:

Дети овладевают грамматическими формами : мн.ч, В.п. и Р.п. сущ., изменяют основу глагола. Дошкольникам доступна простая форма диалога. Дети способны к пересказу хорошо знакомых сказок «Курочка-ряба», «Колобок»
Звукопроизношение. Звуки произносятся смягченно «зюк» — жук, «сярик» — шарик.

Свистящие произносятся недостаточно четко, часто совсем не произносятся «абака»- собака, заменяются С – Ф «фолнце»-солнце, «З-В» (ваяц-заяц), «С-Т»(«тобака-собака») «Ц-Т»(«тветок-цветок). Шипящие произносятся недостаточно четко, заменяются свистящими: «Ш-С-Ф»(«сапка», «Фапка» — шапка), «Ж-З-В» («зук», «вук» — жук).

Звуки Л и Р пропускаются или заменяются на другие («лямпа» , «ямпа»-лампа).

  1. Имеются особенности в словопроизношении:
  2. сокращение «тул»-стул, перестановки «шапля»-шляпа, добавление звуков «реблята»-ребята, уподобление одного звука другим «бабака»-собака.
  3. К четырем годам при нормальных условиях развития ребенок осваивает звуковую систему языка: произносит многие звуки, слова, его речь становится понятна окружающим.

Характеристика речи детей средней группы

Словарь:

К четырем годам активный словарь ребенка достигает 1900-2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков.

Грамматический строй:

Дети 4 лет пользуются более усложненной и распространенной фразой. Речь становится более связной и последовательной. Дети учатся отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, рассказы, употреблять грамматически правильные формы слов.

  • Звукопроизношение:
  • У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: исчезает смягченное произношение согласных, пропуск звуков и слогов, особенно в многосложных словах.
  • Недочеты звукопроизношения в этом возрасте у некоторых детей могут выражаться в неправильном, чаще в неустойчивом произношении свистящих и шипящих звуков, когда в одних словах звук произносится правильно, в других — неверно.

Дети испытывают затруднения в тех словах, где звуки встречаются одновременно: СтаруШка, ЛабоРатория. Фразу «Саша сушила шубу на солнышке» дети среднего дошкольного возраста могут произнести так «Шаша шушила шубу на шолнышке».

Такое произношение связано с тем, что недостаточно закреплены отдельные звуки или нет четкой дифференциации звуков в собственной речи. Обычно под влиянием обучения такие несовершенства звукопроизношения со временем исчезают.

Овладение правильным звукопроизношением не у всех детей происходит равномерно и одинаково. Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным: шипящие звуки произносятся нечетко, но все дети умеют произносить звуки Л и Р. До пятилетнего возраста такое неправильное произношение звуков является вполне закономерным.

На пятом году жизни дети способны узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук.

К концу пятого года жизни все дети должны пройти обследование речи у логопеда.

Характеристика речи детей старшей группы

Словарь:

К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. В речи ребенка не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют малознакомые слова (эскалатор)

Грамматический строй:

У детей возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи.

Звукопроизношение:

На шестом году жизни ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в собственной речи. Дети готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков языка. Но еще встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся четко, Р заменяется на Л или Й, Л заменяется на ЛЬ.

Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах сложной слоговой структуры.

Затруднения в дифференциации звуков чаще всего выражаются в том, что дети не всегда верно произносят слова и особенно фразы, насыщенные определенными группами звуков , например слова: сушка, шоссе, произносятся как «шушка, шошше». Шла Саша по шоссе как «Шла Шаша по шошше».

Причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи у некоторых детей могут быть дефекты в строении речевых органов, недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата или недоразвитие фонематических процессов, которые отвечают за узнавание, различение звуков родного языка.

Этот период считается самым своевременным для начала занятий с логопедом.

Характеристика речи детей подготовительной группы

Словарь:

К шести-семи годам словарь ребенка увеличивается до 3000-3500 слов. Несмотря на довольно большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождение между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов.

Грамматический строй:

К шести годам дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложения. Но у них встречаются ошибки в изменении слов по падежам. «У меня нет перчатков»

Звукопроизношение:

В условиях правильного речевого восприятия и при отсутствии органических недостатков ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. В этом возрасте почти все дети готовы воспринимать работу по подготовке к обучению грамоте.

Некоторым детям после обследования речи логопед может поставить следующие диагнозы: ФФН,ФНР,ОНР.

Что такое ФФНР?

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи довольно распространенное нарушение. Такое заключение ставится тогда, когда ребенок смешивает и заменяет звуки речи (шапка-«сяпка»).Он не имеет четких представление о том, как должен правильно звучать заданный звук. При этом запас слов у ребенка достаточно большой и фразы он строит правильно..

Что такое ФНР?

При фонетическом недоразвитии речи нарушается только звукопроизношение. Звук или искажается Р «велярный» или пропускается «…ыба».

Что такое ОНР?

Общее недоразвитие речи — сложное речевое расстройство, когда у ребенка с нормальным слухом и сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм (неправильное построение фразы), дефекты произношения и фонематические нарушения.

Дети, имеющие подобные нарушения, чрезмерно возбудимы, непоседливы, неловки в движениях, быстро утомляются, у них беспокойный сон, плохой аппетит. После консультаций с медиками (отоларинголог, стоматолог, психоневролог, сурдолог) и логопедом ребенку рекомендуются специальные занятия в индивидуальном порядке или посещение логопедической группы в детском саду.

Источник: http://LogoPortal.ru/vozrastnyie-normyi-rechevogo-razvitiya-detey-doshkolnikov/.html

Нормы развития речи у детей

Когда-то нашла и сохранила себе таблицу примерных норм развития речи у деток. Может еще кому-нибудь пригодится.

Нормы речевого развития детей

Источник портал Солнышко

Первый год жизни.
2 месяца. Произносит отдельные звуки, первые спонтанные вокализации, направленные ко взрослому (чаще маме).
3 месяца. Появляются эксперименты с гласными звуками — растягивание «а-а-а», «э-э-э», «о-о-о». Гулит, «воркует».
4 месяца. Гуление превращается в рулады звуков, т.е. один звук как бы перетекает в другой: « у-у-а-а-о».
5 месяцев. Мелодичное гуление, случайные лепет, добавление к произносимым гласным некоторых согласных звуков, появляются сочетания слогов.
6 месяцев. Совершенствуется случайный лепет («да-да-да», «ма-ма-ма»). Согласные сливаются с гласными, ребенок пытается имитировать слышимые звуки, ведет со взрослым своеобразный диалог, одновременно прислушиваясь к его речи.
7 месяцев. Лепет. Ребенок понимает смысл слов. Может на время замолчать, чтобы проверить реакцию взрослого.
8 месяцев. Лепет как речь, как общение. Ребенок учится произносить звуки, имитируя взрослых, не всегда понимая значение, как эхо (эхолалия).
9 месяцев. Звуковые серенады, первые облегченные слова («ма- ма»). Лепет более сложный.
10 месяцев. Вслушивается в речь взрослых, понимает все больше слов, подражает речи, в произнесении появляются новые слоги, простые слова («на», «ав»).
11 месяцев. Воспроизведение звуков по усмотрению ребенка. Количество облегченных слов немного увеличивается. В одни и те же слова ребенок может вкладывать разный смысл, заменяя ими целые предложения (см. выше).
12 месяцев. Ребенок уже знает около 10 облегченных слов и легко подражает, услышав новое слово. Понимает более 20 слов.

Второй год жизни.
Стадия активной речи — автономная речь. Ребенок использует аморфные слова-корни, выделяя их из слов, слышимых у взрослых. С 1,5 лет одним и тем же словом ребенок обозначает целый ряд предметов («де»- дерево, девочка, делать; «ку» — кушать, курица; «па»- упал, палка, лопатка.) Ребенок еще не умеет обобщать. Например, он понимает значение слов «стул», «стол», «кровать», но при этом не знает значение слова «мебель». В возрасте от 1 до 1,5 лет активный словарь детей, как правило, не расширяется, число произносимых слов почти не увеличивается, однако активно расширяется пассивный словарь (слова, словосочетания запоминаются надолго). В это время не стоит побуждать ребенка к произнесению новых слов. К двум годам ребенок соотносит знакомые слова с изображенными на картинках предметами (показывает мишку, мяч, солнце и т.д.).
Автономную речь сменяет «телеграфная». Сначала это односложные сочетания, выражающие смысл целого предложения. Ребенок использует слова, обозначающие предметы, связанные с его желанием и интересами. Поскольку в окружении ребенка свой индивидуальный набор таких предметов, с которыми он часто встречается, играет, видит, то и набор слов у разных детей различен. Научившись употреблять слова в определенной ситуации, ребенок использует их и в других ситуациях, иногда не замечая подмены истинного значения слова. Это, как правило, существительные, сначала женского, позже мужского рода, глаголы, даже прилагательные в единственном числе. Ребенок уже может изменять слова, употребляя не только настоящее, но и прошедшее время глагола, множественное число существительных.

Третий год жизни.
Речь приобретает связный характер. Появляются предложения, они становятся все более сложными. Ребенок задает вопросы, меняет интонацию. В речи еще много грамматических ошибок, она может быть прерывиста. Много повторений слов, запинки в произношении, но к 4-м годам это проходит. Словарный запас быстро увеличивается, к 3-м годам он может составлять 1000-1500 слов! Часто дети создают свои собственные правила речи, слова («мухолет»).

6
месяцев
  • Воспроизведение звуков с интонацией
  • Реагирует на свое имя
  • Реагирует на голоса других людей без визуальных подсказок, поворачивает голову и глаза к источнику звука
  • Отвечает надлежащим образом на дружественный и сердитый тон
12 месяцев
  • Использует одно или несколько простых слов со значением (это может быть фрагмент слова)

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/rannee_razvitie/3053325

Нормы речевого развития ребенка

Оценить отстает ли ваш ребенок в речевом развитии, или для него это норма, поможет статья. В ней описаны примерные нормы речевого развития для детей разного возраста от 3 месяцев до 3 лет. Но помните, что ставить диагноз самостоятельно своему ребенку вы не имеете права, так как малыш развивается в своем темпе.

Задача родителей, помочь ему в этом развитии, а не ставить палки в колеса. Не нужно впадать в крайности и совершать популярны ошибки, когда вы сравнивая чужих детей, решаете, что ваш малыш отстает. Оцените полную динамику в речевом развитии.

Две крайности

Нормы речевого развития ребенка – это двоякая тема, в которой борются две противоположности. В одной крайности находятся люди, которые считают, что есть определенные жесткие нормы, которых нужно придерживаться. И если что-то идет не так, ребенок не дотягивает до нормы — то нужно бить тревогу, бежать ко всем специалистам, выискивать в интернете диагноз своему ребенку.

Другая крайность представляет такую ситуацию, ребенок сам по себе развивается, а родители расслабленно наблюдают за его развитием: «Молчит и молчит, ничего страшного нет, придет время — заговорит». Они начинают искать в кругу своей семьи или знакомых, таких же молчунов, которые молчали, а потом в 5-6 лет сами по себе заговорили.

Такое через чур спокойное отношение опаснее, чем первая крайность, о которой написано выше.

Вот это две крайности. Мы же с вами выберем золотую середину. Дальше расскажем о приблизительных нормах речевого развития, которым нужно придерживаться, но без фанатизма. Каждый ребенок индивидуален, как и индивидуальны его темпы развития.

Всему свое время

Есть определенное время, до 3 лет, когда идет интенсивное развитие речевых зон головного мозга. Главное, это время не упустить, потому что потом развитие будет идти, но оно будет идти гораздо медленнее.

Отсюда такой феномен, как «дети-маугли». Дети воспитывались в кругу животных, и в свое время не научились говорить по-человечески, и уже никогда не научаться. Потому что время упущено.

Возраст Что происходит
3 месяца появляется гуление, происходит «Комплекс оживления»: у ребенка появляется ответная реакция на взрослого (осознанная улыбка)
6 месяцев период активного лепета, появляются отдельные слоги (ба, бо, да, до, та, то, ма, мо, кха, кхе)

Ошибка некоторых родителей

Некоторые мамы или папы с гордостью рассказывают знакомым: «Мой-то ребенок в полгода свое первое слово произнес: мама сказал, или папа сказал». Но он не сказал свое первое слово, это просто его лепетные слоги, которые он совершенно не соотносит с предметами или людьми, которые его окружают.

«Па-па» у него не папа, «ма-ма» у него не мама, это просто лепетные образования, которые появились у него в этот период его речевого развития.

Возраст Что происходит
10 месяцев-1 год начинается понимание обращённой к нему речи. Именно упрощённой речи. Когда вы говорите с ребенком не как со взрослым быстро, и употребляя много разных сложных слов, нет такой речи он не поймет

Вы должны разговаривать со своим малышом, как с маленьким ребенком, на его уровне. Если у вас в доме есть кошка, вы спрашиваете у малыша: «Где киса?». Ребенок поворачивается в эту сторону, смотрит на кошку.

Вот такими простыми фразами вы должны разговаривать со своим малышом:

  • лошадка иго-го;
  • паровозик ту-ту;
  • кукла Катя ам-ам (кушает);
  • машинка би-би;
  • мишка бух (упал).

Ребенку гораздо проще воспринимать такую медленную, упрощенную речь. Если вы будете в такой форме часто общаться со своим малышом, значит и он очень скоро заговорит с вами.

Возраст Что происходит
От 1 года – до 3 лет начинается глобальный период становления активной речи

Обычно, начиная с этого возраста родители сильно беспокоятся. Начинают сравнивать своих детей. А если им еще и медработник скажет, что в этом возрасте, в год ребенок должен знать до 10 слов, то вообще начинается паника.

Чтоб развеять ваши сомнения, приведем слова известного педиатра, доктора Комаровского из этого видео:

Ребенок ничего вам не должен. Это вы должны обеспечить ему благоприятную обстановку для его развития, окружить его своей любовью, своей заботой, оградить от вредного воздействия телевизора, планшета, мобильных телефонов и т.д.

Малыш развивается в соответствии со своими индивидуальными особенностями, расширяется его словарный запас, его кругозор, развиваются его познавательные способности, благодаря вашим с ним занятиям.

А то любим мы сравнивать своих детей: «Соседский Вася говорит 10, 20, 40 слов, а мой только пять с половиной». Никогда не сравнивайте детей. Не гоняйтесь за количеством, просто развивайте своего ребенка в комплексе. Много гуляйте, играйте, разговаривайте сами, читайте стишки, потешки, и отслеживайте динамику речевого развития малыша.

В этом видео предлагаем посмотреть, в какие 5 игр можно играть для запуска речи:

Проследите динамику развития

Что такое динамика развития? Это если на сегодняшний момент ребенок произносит пять с половиной слов. Но благодаря вашим занятиям, через месяц он произносит уже 10 слов, через 3 месяца – 30 слов, через полгода – предположим, 50 слов. Это и есть ваша положительная динамика развития.

Можно отслеживать эту динамику под запись. Вести дневник развития своего ребенка. Записывать: сегодня он произнес столько-то слов, а через месяц уже такое количество.

И вы сами наглядно увидите, что ваш малыш развивается, в соответствии со своими индивидуальными особенностями, но динамика есть. И это уже не задержка речевого развития.

Не надо сравнивать ни с каким соседским Васей, с его большим словарным запасом. Ваш малыш еще его догонит, и перегонит в развитии. Дайте только время.

Вернемся к приблизительным нормам речевого развития.

Возраст Что происходит
1 год – 1 год 3 месяца появляются первые слова
1,5 года активный словарь малыша может составлять от 5 до 25 слов. Такой большой диапазон имеет место быть
К 2 годам появляется элементарная фразовая речь, когда ребенок начинает объединять два-три слова, например:
Мама дай, дай пить, пить молоко, папа биби (уехал), би-би едет, Катя ам-ам (кушает), пойдём гулять, мыть руки, дождь кап-кап (идёт дождь).

Обращайте внимание ребенка и сами употребляйте нелепетные слова, чтобы ребенок начинал употреблять в своей речи нормальные слова:

  • не бибика, а машина;
  • не ав-ав, а собака;
  • не мяу, а кошка или киса.

Он может искажать слова, не выговаривать какие-то звуки – это вполне нормально, переставлять слоги, проглатывать слоги, говорить слова не полностью (не «собака», а «абака» или «бака», не «кошка», а «киса» или «иса»). Это тоже считается нормой для двухлетнего возраста.

Если к 2,5 годам нет этой элементарной фразовой речи, это значит поступил вам звоночек – у него начинается отставание от норм речевого развития, начинается задержка речи. Обращайтесь к специалистам и начинайте заниматься с логопедом, дефектологом.

Возраст Что происходит
К 3 годам заканчивается анатомическое созревание речевой области мозга, завершается благоприятный период в речевом развитии

Созревание может и запаздывать, и длиться до 4 лет, но это уже отставание – задержка речевого развития, которая требует коррекционной помощи специалистов.

Что считается нижним порогом норм речевого развития для детей 3 лет

Ребенок в 3 года должен уметь составлять простые предложения из трех слов, хотя бы: «Мама, пошли гулять»; «Большая машина едет» и т.д.

Ребенок в 3 года, чья речь хорошо развита и родители много с ним занимались, может читать стихи и пересказывать сказки, говорить хорошими развернутыми предложениями.

Но мы говорим о пороге между нормой и задержкой речевого развития — на что нужно обратить внимание.

Если ребёнок в 3 года не говорит простыми предложениями – это однозначно задержка речевого развития. Здесь требуется помощь специалистов.

В этом возрасте не обращайте внимание на совершенство звукопроизношения. Дети не все звуки произносят чисто и правильно, часто искажают их, часто меняют местами, проглатывают целые слоги. Это нормально, но обращайте внимание на развитие речи ребенка в целом – говорит ли ребенок в три года простыми предложениями.

  • Если он говорит, и, если его понимают даже чужие люди, значит его речевое развитие в норме, и вам беспокоиться не о чем.

Сравнивать то, как говорит ваш малыш нужно с ним самим. Оцените динамику в его речи — есть ли у него продвижения, или он остался на том же уровне по истечению какого-то времени, пока вы с ним занимались развитием.

Источник: https://mypupsiki.com/normy-rechevogo-razvitiya-rebenka/

Нормы развития речи ребенка от 0 до 7 лет: памятка родителям

Установлено, что речь неразрывно связана с такими процессами, как память, внимание, мышление. Только с помощью речи может произойти вхождение человека в общество. Именно поэтому её нарушения требуют своевременного и грамотного вмешательства специалиста — логопеда.

Этапы речевого развития ребенка

Первый год жизни малыша

Словарный запас. К году формируется активный (от 3 до 10 произносимых слов) и пассивный (до 20 понимаемых слов) словарный запас. Малыш может соотнести 2-3 слова с ситуацией: «бобо», «ням-ням».

Звукопроизношение. К 3-4 месяцам ребенок начинает издавать первые осознанные звуки – гуление, гукание. Пока преобладают гласные: а, ы, у, о; но уже есть и согласные: г, к, м, н. Возможно также и сочетание звуков, например «г» и «у»: «гу-у». От 8 до 11 месяцев наблюдается повторение двух открытых слогов: «ма-ма», «ба-ба», да-да». Активно использует звуки: п, б, м, г, к, э, а.

Ясельный возраст

Словарный запас. Словарный запас увеличивается до 40-70 слов к 1.5 годам, по большей части существительных: имена, названия игрушек и знакомых предметов. В 2 года малыш уже использует от 150 до 300 слов.

Звукопроизношение: В 2 года малышу доступны звуки: о, н, т, д, к, г, х, в, ф. Шипящие звуки он часто заменяет мягкими свистящими: «зюк» — «жук», «сенок» — «щенок».

Грамматика: Ребенок может употреблять слова в разных формах: баба – бабе – бабу.

Фразовая речь: В речи появляются простые предложения: «Мама ди» — «Мама иди», «Мама, дай». Теперь малыш способен понимать и запоминать содержание сказок, отвечать по ним на несложные вопросы, задавать вопросы о словах, которых он не знает.

Младший дошкольный возраст

Словарный запас. В 3 года запас слов от 400 до 800. К 4-м годам активный словарь составляет от 1300 до 2000 слов. В речи появляются не только существительные и глаголы, а также наречия (горячо, чисто), числительные (один, два), местоимения (мой, твой).

Грамматика. Начинается активное словотворчество: присоединение к словам приставок, суффиксов, окончаний. Например: «обогоню» — «обгоню», «натерять» — «потерять», «колесы» — «колеса», «мой кукла», «много мячев». Теперь малыш использует простые предлоги: на, под, в, над; и притяжательные прилагательные: мамина кофта, кошкин нос.

Звукопроизношение. В 3 года появляются звуки: й, л, с, э. В 3.5 года в речи ребенка должны добавляются звуки: с, з, ц. К 4.5-5 годам появляются шипящие звуки: ш, ж, ч, щ. Сонорные звуки (р, рь) он может заменять звуком «л»: «лека» — «река», «лыба» — «рыба» или иногда звуком «й»: «устай» — «устал».

Связная речь. Ребенок составляет обоснованные и последовательные предложения из более чем 4-5 слов. Он уже может связно пересказать своими словами простой текст, разучить небольшой стишок.

Старший дошкольный возраст

Словарный запас. К 5 годам активный словарный запас значительно расширяется, достигает 5000 слов. В это время непроизвольная память достигает своего расцвета: один раз услышанное слово иногда сразу входит в активный словарь. Активный словарь ребенка в 7 лет не поддается точному учету.

Грамматика. Грамматический строй речи становится хорошо развитым, ребенок правильно изменяет слова по числам, падежам, может использовать даже сложные нечастотные предлоги (Пример: из-за, из-под), сложные прилагательные (Пример: трехэтажный дом, крыжовенное варенье).

Звукопроизношение. В 5 – 5.5 лет все звуки произносятся верно, исчезает смягчение согласных, правильно произносятся шипящие и сонорные звуки. В норме, дети старшего дошкольного возраста: 6-7 лет, должны четко произносить все звуки в составе слов и предложений.

Связная речь. На вопросы ребенок уже отвечает развернутыми фразами: сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, может пересказать сказку, придумать рассказ по картинке, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме.

Признаки задержки речевого развития

К тревожным факторам речевого развития, на которые родители должны обратить внимание, относятся:

  • Если к 9 месяцам малыш не лепечет, не произносит элементарные слоги: «ма-ма», «ба-ба».
  • Если в 1.5 года ребенок не реагирует на свое имя, не произносит простых слов: «мама», «папа», «дай» и не понимает несложных просьб: «иди на ручки», «сядь».
  • Когда в 2 года ребенок использует всего 2-3 простых слова и не пытается выучить новые, хотя при этом хорошо понимает взрослых.
  • Если в 3 года ребенок говорит слишком быстро и неразборчиво или, наоборот, растягивает слова, глотает окончания.
  • Если малыш сам не строит фразы, а повторяет услышанные от взрослых или по телевизору, из книжек или из мультиков.
  • Когда ребенок использует мимику и жесты, но не речь, как способ коммуникации (общения).
  • Если ребенок искажает звуки: шепелявит, картавит.

Если у вас возникли какие-либо сомнения по поводу речевого развития своего ребенка, то занятия с логопедом или логопедом-дефектологом необходимо начинать, как можно раньше, так как своевременная коррекция служит страховкой от проблем в будущем.

Источник: https://fidem.spb.ru/teoriya_uspeha/normy-razvitiya-rechi-rebenka-ot-0-do-7/

Ссылка на основную публикацию