Насколько вы позволяете ребенку быть самостоятельным?

Перед тем как перейти к рекомендациям по воспитанию самостоятельного ребенка, предлагаю разобраться, что же это такое.

Если заглянуть в толковые словари, то станет понятно, что самостоятельность — это способность к независимости, которая проявляется в критичности, инициативности, ответственности и сопровождается адекватной самооценкой. Поэтому воспитание ребенка должно идти в четырех направлениях.

  1. Формирование адекватной самооценки.
  2. Развитие инициативы.
  3. Формирование критического мышления (в подростковом возрасте).
  4. Воспитание ответственности.

Насколько вы позволяете ребенку быть самостоятельным?

Как сделать ребенка самостоятельным?

Важно постараться следовать следующим правилам.

Всему свое время

Очень важно понимать, что самостоятельный взрослый когда-то в детстве был очень зависимым малышом. Когда ребенок только рождается, он целиком зависит от своих родителей. Важно помочь ему уснуть, покормить его и позаботиться о настроении. Есть возрастные особенности развития, которые необходимо учитывать при формировании самостоятельности.

Ребенку в 3 месяца важно спать рядом с мамой, в 10 месяцев ходить с поддержкой, а в 5 малыш еще не может сам перейти дорогу. Поэтому пусть приучение к самостоятельности будет своевременным. А то получится как в том смешном комиксе: сначала ребенок сам засыпает, потом сам ест, а потом сам ползет к психотерапевту.

Не надо забегать вперед, это может навредить.

Насколько вы позволяете ребенку быть самостоятельным?

Позволяйте проявлять самостоятельность с младенчества

Такая формулировка может показаться странной. Но когда ребенок пытается сам перевернуться или поползти, поддерживайте его. Дайте ему на выбор 2-3 игрушки.

Когда малыш пополз, не сажайте его в манеж, а сделайте свою квартиру комфортной и безопасной для исследования. Это тоже проявление самостоятельности ребенка.

Казалось бы, такие совсем не значительные для нас действия — в какую сторону поползти или куда пойти самому — оказывают огромное влияние на развитие ребенка.

Оценивайте не личность ребенка, а его деятельность

Очень часто родители отбивают желание что-то делать, когда постоянно дают оценку ребенку с позиции «плохой/хороший».

Лучше прибегайте к следующим формулировкам: «Я вижу, как ты старался, когда мыл посуду» или «Я заметила, что ты сама прибралась в комнате, все разложила на свои места».

Это дает понять, что вы замечаете проявления самостоятельности и поддерживаете их. Вы любите своего ребенка несмотря на то, как он поступает. А вот поступок можете осуждать.

Сделайте вместе

Безусловно, чтобы сделать что-то самому, ребенку важно этому научиться. Покажите, как пользоваться столовыми приборами, карандашом или ножницами. Сделайте несколько раз вместе какое-то дело и только потом ожидайте от ребенка самостоятельного выполнения.

Принимайте помощь

Если трехлетка хочет помочь вам помыть посуду, соглашайтесь. Дети подражают родителям и хотят быть как мама и папа. Пусть вся посуда будет в пене, но зато ребенок получит удовольствие от процесса и почувствует себя более самостоятельным. Не бойтесь включать детей в приготовление еды, уборку, подключайте к выбору продуктов в магазине.

Пусть ребенок учится делать выбор и обслуживать себя. И вам легче, и к самообслуживанию детей приучите.

Наверняка вы сталкивались с ситуацией, когда взрослый мужчина не может приготовить суп или помыть окна — это очень простые занятия, которые не требуют специальных навыков, но корни отсутствия таких умений лежат в детстве, когда родители делают все за ребенка.

Не переделывайте за ребенка, если он не просит

Бывает, что малыш не очень аккуратно вытер со стола. Не надо сразу же переделывать. Поблагодарите, отметьте важность поступка, а потом незаметно сами доделайте начатое. Либо предложите закончить вместе.

Иногда ребенок в силу возраста не может сделать так же, как и вы. Это нормально. Учитесь отказываться от перфекционизма.

Выполнение ребенком какого-то задания, конечно, будет не на таком высоком уровне как у вас, но он должен знать, что его вклад важен.

Не вмешивайте в процесс

Вы видите, что ребенок уже 10 минут пытается завязать шнурки. Если вы никуда не торопитесь, то спокойно подождите. Малыш учится, это важно для него. Вы тоже смогли сделать многие вещи далеко не с первого раза. Помогайте только в том случае, если ребенок просит, либо когда вы на самом деле торопитесь. Но лучше всегда оставлять немного больше времени для самостоятельности.

Насколько вы позволяете ребенку быть самостоятельным?

Ошибки — это нормально

Важно понимать, что ошибаться — это нормально. Ошибка всегда сопутствует обучению чему-то новому. Если родители постоянно указывают на недочеты, это отбивает желание деятельности.

В первую очередь отметьте то положительное, что сделал ребенок, чему научился, что получилось. Попробуйте вместе проанализировать, какие уроки можно вынести из ситуации. Любая ошибка — это опыт.

Разумеется, важно контролировать безопасность ребенка, но в меру.

Составьте план обязанностей для членов своей семьи

У каждого члена семьи есть свои обязанности. Их можно занести в отдельную таблицу и повесить на видное место. Покупка продуктов, приготовление пищи, мытье посуды, уборка ванной комнаты — все эти дела могут выполнять, чередовать и делить разные члены семьи. Ребенок в 4 года в состоянии убрать за собой игрушки с вашей помощью, а в 7 это уже его обязанность.

Уважайте интересы и желания ребенка

Это очень важный момент.

Если родители постоянно выбирают за ребенка не только то, чем ему заниматься, но и постоянно навязывают мнения и говорят, что он должен чувствовать в той или иной ситуации, то, безусловно, это не будет способствовать самостоятельности.

Во всем важна мера: хорошо, если мама и папа учитывают интересы ребенка в еде, в выборе кружка, одежды, друзей, интересуются его мнением по поводу поездок. С возрастом способность выбирать и ответственность должны увеличиваться.

Насколько вы позволяете ребенку быть самостоятельным?

Избегайте гиперопеки

Бывает, что по тем или иным причинам родители боятся отпускать от себя ребенка. Тогда включается гиперопека. Мама постоянно держит малыша за руку, папа не разрешает забираться на домик на площадке или слишком быстро ехать на велосипеде.

Возможно, за ребенка всегда решают, что он хочет есть, говорят, с кем дружить, и постоянно дают оценку чувствам ребенка: вот это чувствовать можно, а вот это — нет.

В таком случае ребенок вырастает с подавленной инициативой и не совсем адекватной самооценкой, что будет, соответственно, способствовать и его несамостоятельности.

Родителям важно проанализировать и понять, почему им страшно отпускать ребенка.

Возможно, есть какая-то своя детская травма либо повышенная тревожность, а, может быть, ребенок достался слишком тяжело? Например, мама не могла долго забеременеть, или это единственный поздний ребенок.

В любом случае родители не доверяют и формируют дополнительную зависимость от себя. Взрослому, который рос под гиперопекой, приходится сложно в жизни. Такие люди всегда ищут того, кто будет на них влиять и задавать направление.

Избегайте чрезмерной передачи обязанностей ребенку

Мы уже говорили о том, что всему свое время. Но важно заметить, что кроме обязанностей у ребенка должны быть и права.

Если вы оставляете пятилетку присматривать за новорожденным братом либо просите трехлетку менять памперс сестре, а ребенок в 7 лет вынужден постоянно прибираться во всей квартире, то это не совсем адекватные требования.

Обязанности должны увеличиваться постепенно, по мере возраста, а времени на свободную игру, общение и учебу нужно оставлять достаточно. Чрезмерная ответственность не по возрасту будет иметь обратный эффект — нежелание проявлять самостоятельность.

Верьте в своего ребенка

Когда вы поддерживаете ребенка в его начинаниях, верите в его силы, это будет иметь колоссальный эффект в развитии самостоятельности. Давайте поддержку, хвалите, говорите «У тебя все получится», «Чем я могу тебе помочь?». Иногда простого невмешательства и поддержки будет достаточно, чтобы хорошо выполнить дело.

Насколько вы позволяете ребенку быть самостоятельным?

Формируйте ответственность

Если вы будете заставлять ребенка формально извиняться или делать что-то ради похвалы, то самостоятельность вы не сформируете. Важно, чтобы ребенок видел связь между своим поступком и его результатом и понимал, что он может исправить. К примеру, малыш разлил воду. Говорить «мамочка устала» или «помоги маме» неправильно.

Надо сказать: «Ты разлил воду, смотри, пол мокрый, он может испортиться, потому что деревянный. А еще здесь кто-то может поскользнуться. Вот тряпочка, вытри за собой». Если ребенок категорически не хочет, вы можете настаивать. Но главное — понимать, что иногда лучше отступить, чем начать кричать или давить.

Пользы от этого будет мало.

Учить ребенка находить себе занятия

Пожалуй, с этого пункта надо было начинать. Он очень важен. Когда в очередной раз ребенок подходит к родителям со словами «Мне скучно», важно понимать, что это тоже в определенном возрасте может считаться несамостоятельностью.

Безусловно, тут нет четких временных границ и правил, но любой ребенок после года в состоянии сам себя занять на какое-то время. И чем старше ребенок, тем больше дел он может придумать и тем дольше ими заниматься.

Важно перестать постоянно развлекать ребенка, чтобы не оказаться потом в ситуации, когда нет времени на домашние дела.

Насколько вы позволяете ребенку быть самостоятельным?

Направлять, но не управлять

Чем старше становится ребенок, тем важнее, чтобы родители отпускали его все дальше. Но, безусловно, некоторые решения вам придется принимать за чадо.

И здесь важно разделять такие понятия как «направлять» и «управлять». Когда вы заботитесь о безопасности и здоровье ребенка, вы помогаете ему ориентироваться в этом мире.

Поэтому стоит отказаться от убеждения, что вы знаете, как сделать ребенка счастливым.

Будьте примером

Насколько самостоятельны вы сами? А ваш супруг? Очень важно, чтобы родители были примером для ребенка, но в то же время не делали за него дела.

Если мама сама не любит прибирать в квартире и постоянно об этом говорит, либо выполняет дела с недовольным лицом, то не стоит удивляться, что дети не горят желанием помогать.

Вы не обязаны любить уборку, но тогда стоит понимать, почему дети не проявляют инициативы в этом месте.

Мы рассмотрели 17 способов того, как воспитать ребенка самостоятельным. Важно понимать, что самостоятельность — это именно то качество, которое сопутствует успешности. Но не стоит забывать, что во всем хороша мера.

Источник: https://1000sovetov.ru/article_kak-vospitat-samostoyatelnost-u-rebenka

Самостоятельный ребенок, наказание, помощь и похвала родителей

Насколько вы позволяете ребенку быть самостоятельным?

Начнем с одной из важных тем — самостоятельность ребенка. Ребенок, получая права, должен получать и посильную его возрасту ответственность.

Самостоятельность

Но какая самостоятельность может быть у ребенка?

  • бытовая — одеваться, умываться, есть;
  • психологическая — решать во что играть, с кем дружить, что чувствовать.

Может быть и другая. Не суть важно, как она будет называться, важно, что ребенок, будучи самостоятельным, проходит весь полный цикл — задумка-реализация-последствия. Но это в конечном итоге.

А с самого начала все куда проще — чья обычно задумка? Мамина. Кто реализует — ребенок, на сколько процентов и мама помогает. Кто получает последствия? Как повезет — может и ребенок, но вот только далеко не всегда он понимает, что это именно последствия, а не мамина прихоть или вредность.

И вот он нужный путь перед нами:

  • от маминых задумок перейти к собственной мотивации ребенка.
  • от маминой помощи перейти к самостоятельному выполнению.
  • от размытых к более менее ясным и внятным последствиям.

Собственная мотивация — это может быть и «да, я хочу», и «так нужно сделать потому, что все люди так делают и это правильно, даже когда не особо весело».

Последствия — отличная штука, случающаяся с человеком, который находится в процессе обучения или как результат сделанного выбора.

Про самостоятельность нужно знать одно очень важную вещь. Наши дети хотят быть самостоятельными. Самостоятельность, умение выжить в мире, обрести независимость — это часть природы человека, по сути это цель роста и взросления.

На этом пути ребенок наблюдает за взрослыми (дети видят, как вы чистите зубы, как вы читаете книги? вы делаете на этом достаточный акцент?), берет с них пример (передайте привет бардаку в комнате, если он есть, и всем тем взрослым вещам, которые не лежат на своих местах), пробует делать сам (а он точно подробно рассмотрел, как и что вы делаете, у него уже точно хватает моторики делать все правильно?).

Почему самостоятельность необходима? Да потому, что только тот, кто самостоятелен, сможет выжить, защитить себя, прокормить себя. Это естественная биологическая программа человека, которая требует своего разворачивания.

Но взрослые своими тревогами, своими убеждениями здорово умеют мешать ребенку на этом пути.

Ребенок тянется к ложке — но мы не дадим, потому что он испачкается, размажет ее по столу и полу, а нам оттирать, опрокинет тарелку, и кашу придется варить снова — поэтому ребенок, столкнувшись с наблюдением, с примером и попыткой подражать, сразу сталкивается с новым правилом жизни в вашем доме — есть вещи, которые детям делать не положено. Для ребенка это значит «в мире есть вещи, которые происходят сами собой, чтобы они случались я должен делать так» — и повторяется весь цикл, как ребенок просит есть.

Аналогично происходит и с одеванием. Мы выбираем красивые вещички — с пуговками на спине, к примеру или футболки с узкой горловиной, или штанишки с пуговицей и молнией. И да, ребенок не может с ними справиться в силу ограниченной моторики. А это значит, что так заведено в мире — детей одевают взрослые. И ребенку нужно лишь стоять, растопырив руки.

Это базовое — самое начало.

Но и дальше взрослые точно также «помогают» ребенку — убирают за него, моют посуду, накладывают еду в тарелку и наливают чай, собирают портфель, контролируют время, завязывают шнурки.

В этом всем есть разные игры — и игры взрослых, которым нужно все контролировать и быть нужными, и игры детей, которые позволяют не напрягаться и делать лишь то, что приятно и весело.

Но чем дальше, тем интереснее. Вряд ли кто-то, кто растит детей старше 5-7 лет, будет радоваться несамостоятельности детей. Скорее наоборот, будет растерянность, будет желание «приучить ребенка к самостоятельности». А ребенок не приучается.

Более того, ребенок растет капризным, требовательным, а иногда еще и неблагодарным — мы ему все, а он даже палец о палец ударить не желает. Это, на первый взгляд, не имеет отношения к уверенности. Но на самом деле, имеет и непосредственное.

Тот, кто уверен в себе — знает цену труду. Тот кто уверен в себе, знает, что может справиться с любой задачей.

Почему так часто ноют и капризничают дети, которых взрослые ограничивают в самостоятельности? Да потому, что им страшно, они не чувствуют себя в безопасности. Они бессознательно знают, что они ничего не могут.

О каком самоуважении тут можно говорить? О какой компетентности? О каких знаниях и умениях, если ребенок не может обслужить себя сам?

Взрослые ограничивают ребенка потому, что ждать долго, переделывать не хочется, он еще маленький, ему еще рано, успеет наработаться. А у детей подрывается базовое доверие — им не дают расти и учиться тому, что умеет взрослый. Конечно, ребенок многому научится, когда он станет взрослым.

Но это будет уже другое умение, на другом уровне — умение, которое ему взрослые «догнали и выдали», а не то, которое взращивается ребенком самостоятельно. И часть самоуважения вырастить уже может и не получиться. Потому что ребенок привык быть пассивным потребителем — всего — развлечений, удовольствия, веселья, ухода за собой.

Он садится и ждет, пока ему принесут и подадут. Но не пытается ничего взять сам.

Поэтому подумайте над тем, насколько ваши дети самостоятельны. Какие возможности у них есть? Не возникают ли у них капризы из-за того, что вы их считаете «маленькими». Не делаете ли вы за ребенка то, что он давным давно умеет делать сам?

Наказания

Насколько вы позволяете ребенку быть самостоятельным?

Итак, ребенок сделал что-то не так. Он сделал осознано или не очень, специально или случайно, какой-то не такой поступок. И получает наказание. Наказание может быть разным.

  • Наказание может бить по физиологии: оставили без еды, физические наказания, не дали двигаться (поставили в угол) и т.п.
  • Оно может бить по потребности в безопасности: по сути, когда ребенка наказывают, мы нарушаем его потребность в безопасности. Он получает опыт, что рано или поздно, на меня будет «нападение», и не важно, после чего оно следует. Но уверенность в том, что «со мной все в порядке» разрушается.
  • Наказание нарушает потребность в принадлежности. Не важно, справедливо ли оно было с позиции родителей или нет, понял ли ребенок за, что его наказывают или не очень. Важно то, что наказание ударяет по связи ребенок — родитель, ребенок — взрослый (если наказывают в садике, на занятиях, на тренировке).
  • Наказание разрушает самооценку ребенка и, конечно, ни о каком уважении от окружающих тут речи нет.
  • И, конечно, наказание бьет по потребности в самореализации.

Итак, наказание ударяет практически по всем потребностям ребенка! А мы с вами уже выяснили, что потребности, их удовлетворение, напрямую связаны с уверенностью ребенка в себе.

Ну и главное — единственное, чему наказание может научить — это тому, что мама (папа) мною недовольны. Почему-то. Но почему — далеко не факт, что ребенок это понимает.

От наказаний остается след — как правило эмоциональный. Ребенок волнуется, тревожится, обижается. Время проходит — за что наказали давно забылось, а вот осадочек остается еще очень и очень долго.

В общем, вывод совершенно прост и прозрачен: если мы хотим растить ребенка, уверенным в себе, нам не стоит использовать наказания как метод воспитания.

Но не забывайте, что метод естественных последствий наказанием не является (когда последствия и правда естественные). И он может использоваться и быть полезным. Потому что имеет непосредственное отношение к ответственности за свои поступки.

Похвала

Насколько вы позволяете ребенку быть самостоятельным?

Ну, если наказывать — плохо для уверенности, то, наверное, похвала должна как раз поддерживать уверенность. Давайте посмотрим внимательно, так ли все на самом деле.

  • Вариант первый — зависимость от похвалы.

Мы часто хвалим ребенка, и он … уже начинает ждать похвалу каждый раз, когда что-то сделал, сказал и т.п. И если не получает похвалы, начинает считать, что сделал что-то не так.

То есть, он перестает ориентироваться на себя, на свои ощущения (понравилось мне то, что я делал? мне было весело? у меня получилось так, как я хотел?) и ждет только наши внешние оценки.

Конечно, это разрушает уверенность в себе

  • Вариант второй — обесценивание похвалы.

Когда похвалы много, ребенок перестает ее воспринимать. Она ничего не значит для него. И таким образом, он опять остается в проигрыше, ведь он не получает поддержки от нас, той, что мы могли оказать ему с помощью похвалы. И это тоже сказывается на уверенности. Получается, что с помощью похвалы мы не можем подпитывать уверенность ребенка.

Как же хвалить, чтобы не вредить?

  • Хвалить можно и иногда нужно невербально.

Обнять, поцеловать, погладить, показать большой палец, улыбнуться и т.п. — это все тоже варианты похвалы. И это как раз случай, когда ничего особо не надо придумывать. По сути, это самый простой способ похвалы. Иногда его можно совмещать и со словами.

  • Если говорим, то максимально безоценочно.

Источник: https://babyla.ru/page/samostojatelnyj-rebenok-nakazanie-i-pohvala-roditelej

Как помочь ребенку стать самостоятельным

Насколько вы позволяете ребенку быть самостоятельным?

Каждый из нас рождается беспомощным. Нам помогают взрослеть и становиться самостоятельными. Как помочь ребенку стать  самостоятельным? Этот вопрос возникает в семьях, и он требует разностороннего подхода.

Почему ребенок не самостоятельный?

Психологи советуют. Задумываясь о самостоятельности малыша, следует обратить внимание на следующие моменты.

Альтернатива

В возрасте до 5 лет дети должны научиться принимать самостоятельно какие-либо решения. При этом родители могут контролировать этот процесс, оставляя выбор в определенных рамках.

К примеру, не спрашивать хочет ребенок чего-либо или нет, а дать вариант между одним и другим. Ты пойдешь гулять? (неправильная форма вопроса). Ты пойдешь гулять в песочницу или на качели? (Выбор между двумя местами, но в определенных рамках).

С возрастом количество вариантов можно увеличивать.

Родительская занятость

Лишая детей возможности учиться, взрослые часто совершают действия вместо своих чад. Руководит взрослыми спешка современного социума. Когда ситуация перерастает в постоянную помощь, у ребенка отключается механизм привыкания к самостоятельности, а потом удивляемся, «почему ребенок не самостоятельный?»

Действия и последствия

Детские поступки несут за собой последствия. Если они связаны с угрозой для жизни, то должны строго пресекаться. Но, к счастью, большинство детских действий всего лишь шалости.

Основной задачей родителей в этом вопросе дать почувствовать малышу результаты поведения. Хочется есть суп руками, дайте ему это попробовать, не ругайте. Грязные руки, одежда и неудобства во время еды будут тем самым последствием.

К нему придет понимание, что это следствие его действий. Он сам принял такое решение.

Главная игрушка — общение

В вопросе воспитания общения не бывает много. Каждая ситуация с ребенком должна рассматриваться не односторонне. Объясняйте малышу смысл и цель того, что он должен сделать, обязанности должны быть сформулированы ясно и корректно. Обсуждая все за и против, формируется сильная личность ребенка.

Терпение

Родители раздражаются когда у малыша что то не получается с первого раза и со второго и с третьего, начинают его подгонять и упрекать, а потом все делают сами за него. В таких условиях у ребенка пропадает всякое желание что то делать самому.

Дошкольники очень плохо переносят насмешки над собой, когда что то не получается, это отбивает у них желание творить.

Как помочь ребенку стать самостоятельным?

  • Услышав просьбу о помощи, не стоит сразу все выполнять. Здесь главное слово «Когда просит», потому что родители любят помогать во всем и всегда. Оцените, что не выходит. Подсказать, показать и попросить также повторить. Не получилось — пробовать еще раз, получилось — похвалить. Не выходит конечное действие — пусть начнет сам, а потом вместе закончите. И так каждый раз, пока все не получится.
  • Предлагайте малышу делать выбор, например в какую игру поиграть, в «Прятки» или «Догонялки». Сначала предлагать две позиции, но чем старше становится ребенок, тем больше позиций для выбора.
  • Спрашивать совета у малыша в тех вопросах которые его касаются напрямую. Например: «Что мне сегодня приготовить на обед»
  • Приглашать к обсуждению семейных дел, конечно учитывая возраст.
  • Позволяйте совершать ошибки, не спешите на помощь если у ребенка что то на получается, не перехватывайте инициативу в том чем он занимается.
  • Переубеждая малыша в чем либо приводите такие доводы, чтобы он с ними согласился.
  • Вовлекайте в домашние дела, давая небольшие поручения, при необходимости снабжая их инструкциями.
  • Начиная с 5 лет у ребенка должны быть небольшие обязанности по дому.
  • Формируйте навыки выполнения действий необходимых действий для самообслуживания, выполнения поручений и обязанностей по дому.
  • Невозможность в достижении результата в чем либо, не должно становиться отказом от задуманного. Актуальность воспитания настойчивости и упорства, один из главных вопросов по теме; «Почему ребенок не самостоятельный». Объясняйте малышу, что все дела надо доводить до конца и нельзя бросать начатое.
  • Не забывайте похвалить ребенка, когда он сделает что то сам, это будет служить дополнительной мотивацией при приучении к самостоятельности.

Трудности

В первое время, сталкиваясь с трудностями, ребенок решает их совместно со взрослыми. Чем старше чадо, тем меньше нуждается в совместных действиях. Научить ребенка кушать можно в 2 года, а можно и в 6 лет. Но, чем раньше это произойдет, тем проще и легче. В раннем возрасте малыши часто копируют действия родителей, воспользуйтесь этим.

Одним из первых самостоятельных проявлений наступает в 3 года, этот же возраст называют кризисом «Я сам». В это время дитя осознает себя как отдельное целое. Обращая ситуацию на пользу, родители часто задумываются, как помочь ребенку стать самостоятельным.

Насколько вы позволяете ребенку быть самостоятельным?

Все можно

Действуя таким методом, взрослые обучают деток отвечать за свои действия. Поломал карандаши —  рисуй поломанными. Вымазал рубашку — ходи грязным. Возможно, со стороны немного жестоко, но главное — осознание поступков.

Не забывайте про чувство меры. Повторимся, все, что касается личной безопасности, однозначно должно пресекаться родителями.

Ничего нельзя

Другой крайностью является полный запрет всех попыток и действий. Родители радуются, что их малыш очень послушный, но это чревато, выросший в условиях постоянных запретов, без права собственного мнения и голоса, становится безинициативным и инфантильным, никогда не станет самостоятельным и обычно долго живет с родителями во взрослой жизни.

Золотая середина

Это всегда правильно. Чувствовать, когда можно разрешить побегать в резиновых сапогах по лужам, а когда в красивой обуви строго идти по дорожке на праздник.

Самостоятельность — это результат воспитания, а не врожденное качество личности. От действий родителей зависит и как сделать ребенка самостоятельным. Удачи.

Источник: https://vseprodetok.ru/razvitie-rebenka/kak-priuchit-rebenka-byt-samostoyatelnym/

Можно ли научить ребенка быть самостоятельным и независимым?

Можно ли научить ребенка быть самостоятельным и независимым?

Сейчас популярны два противоположных подхода к воспитанию ребенка — или воспитание со словами «Если сейчас не заложить, что же потом-то будет? — так и останется «маминым сыночком», и противоположный — полная свобода воли и решений: пусть ребенок самостоятельно и естественно развивается, все само «придет».

Я не сторонник ни первой, ни второй теории.

Я считаю, что да, ребенок не сосуд, в который что положишь, то и получишь — это Личность с рождения, пришедшая в этот мир со своим предназначением. Но в то же время я считаю, что пока ребенок маленький — наша задача — помочь открыть в себе эту Личность, понять «Кто я?», «Зачем я?».

  • И здесь сложно просто дать полную свободу.
  • Ведь ребенок приходит к нам незрелым по каким-то причинам, и не обеспечивая элементарные базовые потребности в безопасности отношений, стабильности привязанности, понятных и естественных границах, отпуская «на свободу» или «давя авторитетом» наивно ожидать, что развитие будет естественным и гармоничным.
  • А тем более развитие самостоятельности и независимости.

Что это вообще такое — самостоятельность и независимость ребенка?

Умение в год есть ложкой? Завязывание шнурков в два? Командирский тон и управление семьей в три?

  1. Самостоятельность ребенка определяется не только физическими параметрами или умениями, это и психологическая готовность отвечать за свои поступки, управлять своими эмоциями, понимать свои потребности.
  2. Самостоятельность — это процесс развития, ему невозможно научить, но можно помочь развиваться естественно и вовремя.
  3. А независимость — это качество, которое формируется в благоприятной среде.
  4. Собственно, мы, родители, и создаем эту среду, и именно от нас зависит, насколько она будет благоприятна…

Если мы пытаемся дать ребенку полную свободу принятия решения, требуем самостоятельных действий в той или иной сфере слишком рано, когда он не готов — он пытается «стать младенцем». Уверена, вы замечали этот эффект. Когда ребенок «вдруг» в три или четыре года просит кормить с ложки, а в шесть требует одевать.

Помните, ребенок просит помощи не только тогда, когда не умеет что-то делать, а и тогда, когда хочет убедиться, что в отношениях с родителями у него в все в порядке — привязанность есть, родители поддерживают и любят. Для ребенка такое «впадание в детство» помогает почувствовать себя в безопасности, почувствовать, что его отношения с родителями не зависят от того, умеет ли он есть ложкой или одеваться самостоятельно.

Чтобы ребенок САМ начал стремиться к независимости, первое, что нужно сделать — это удовлетворить все  его потребности в зависимости. Чем больше заботы получает ребенок от взрослого, тем быстрее происходит процесс взросления и движения к истинной, настоящей независимости. Ребёнку очень нужна возможность быть зависимым столько, сколько ему нужно для осознания себя как отдельной личности.

Для примера можно провести аналогию со взрослыми отношениями. Когда у нас хорошие, доверительные, надёжные отношения с партнёром по жизни, когда мы в нём уверены, у нас нет потребности постоянно переживать о том, что отношения могут развалиться.

Мы не обременены постоянными заботами и страхом, как удержать своего партнёра, и мыслями, что со мной что-то не так, и поэтому меня оставят, потому что партнёр сам показывает серьёзность его отношения к нам ежедневно во всех бытовых делах и в любом взаимодействии, которое происходит между нами. Заботится, говорит о своих чувствах, стремится помочь, даже если мы умеем что-то сами.

Он даёт нам заботу и от этого нам спокойно. Мы тратим свои силы на приятные занятия и наслаждаемся жизнью, строим планы, дерзаем, пробуем новое.

Но стоит нам оказаться в отношениях, в которых нет уверенности, как львиная доля всей жизненной силы уходит на то, чтобы убедиться, любят ли ещё меня, нужен ли ещё я? У нас повышается тревожность и появляется беспокойство. Испытывая страх за отношения, мы уже не можем с такой лёгкостью заниматься чем-то и реализовывать себя в мире.

То же самое происходит и с ребёнком. Если он свободен от переживаний и от необходимости удовлетворять свой «голод» в привязанности и зависимости, он спокойно будет идти своим путём к настоящей независимости.

Самый простой способ утолить такой «голод» зависимости — откликаться на просьбы ребёнка и оказывать ему помощь там, где мы имеем для этого возможности, не опираясь при этом на мысль о необходимости быстрее подвести ребенка к самостоятельности.»

Но тут есть важный нюанс, про который часто забывают.

Забота о потребностях ребенка и отклик на его запросы о помощи ни в коем случае не должны перерасти в так называемое «предвосхищение желаний».

То есть когда ребенка специально одевают, когда он умеет сам, потому что так быстрее (возится долго, родитель не предусмотрел необходимое время), когда ребенка кормят, потому что «не хочет есть сам» (может просто не хочет есть?), и постоянно развлекают, так как «скучает бедный малыш».

Особенно часто встречаю этот «парадокс ожиданий» у бабушек: сами бегают за не голодным ребенком с ложкой, сами одевают и ползают вокруг, завязывая шнурки шестилетке, сами «работают аниматорами», а затем, выдохшись, обреченно спрашивают «Чего это он у вас все умеет, а со мной вдруг разучиватся даже элементарное?».

Источник: https://jablogo.com/parenting-in-the-family/teach-your-child-to-be-independent.html

Как научить ребёнка быть самостоятельным

Насколько вы позволяете ребенку быть самостоятельным?

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок в нужное время превратился в самостоятельного человека, стоит учесть несколько советов.

Создайте распорядок дня

Детям необходим хороший баланс между четким распорядком и свободой, который будет способствовать развитию у них самостоятельности. Чем больше вы позволяете ребенку думать за себя, тем более самостоятельным, он станет.

Попросите ребенка складывать в стирку свою одежду и дайте ему возможность самостоятельно одеваться утром.

Пусть сам выбирает себе перекус и убирает тарелку после еды.

Переложите столовые приборы и одежду ребенка на более низких уровнях, чтобы он мог сам их доставать, когда это нужно.

Научите самостоятельно решать проблемы

Если у вашего ребенка возникла какая-то проблема, вместо того, чтобы тут же бросаться спасать его, дайте ему возможность решить ее самостоятельно.

Соперничество с братом или сестрой – это распространенная проблема в таком возрасте.

Ролевые игры – один из самых эффективных способов развития навыков самостоятельного решения проблем.

Ошибка – это не конец света

Нет ничего плохого в ошибках! Возможно, вам может быть сложно позволить ребенку совершать ошибки. Однако именно они позволяют ему чему-то научиться.

Например, он может забыть сделать домашнее задание и столкнуться с последствиями в школе.

Ошибки – это часть процесса обучения, ошибившись однажды, в следующий раз ребенок вспомнит и завершит свою задачу.

Не ругайте, если он пролил молоко, когда наливал его в стакан. Просто подскажите, как вытереть его и напомните, что нужно быть осторожным.

Будьте чуткими

Ребенок должен знать, насколько вы беспокоитесь о нем, однако вы хотите, чтобы он решал свои проблемы самостоятельно.

Пусть знает, что вы всегда рядом, что бы ни случилось.

Аккуратно объясните ребенку, что вы хотите, чтобы он разрешал конфликты самостоятельно, а не постоянно искал помощи.

Хотя вы должны поощрять его быть самостоятельным, следите за тем, чтобы он не причинил себе ущерба!

Научите ребенка быть настойчивым

Позвольте ребенку иметь собственное мнение. Вот то, что вы можете сделать:

  • Если вы заказываете еду в ресторане или кафе, дайте ему возможность самостоятельно заказать еду для себя.
  • Если вы наряжаетесь, позвольте ему самому выбрать себе одежду.
  • Спросите его, что он хотел бы на полдник.

Предлагайте разумный выбор

Чтобы помочь вашему ребенку думать самостоятельно, предлагайте ему разумный выбор. К примеру, позвольте ему выбрать между пиццей и пастой.

Пусть решает, займется ли он вначале садоводством или домашним заданием.

Установите ограничения. Он должен быть хорошо осведомлен о его границах и знать, что именно от него ожидают.

Давайте совет, но не вмешивайтесь

Если ребенок пытается решить проблему, не спешите ему на выручку. Вот что вы можете сделать вместо этого:

  • Дайте совет, а не решение.
  • Позвольте вашему ребенку подумать над тем, как найти выход из этой проблемы.
  • Вы можете быть приятно удивлены, увидев, как он нашел решение.

Пусть у него будут свои обязанности

Если вы упаковываете чемоданы перед поездкой, позвольте ребенку самому собрать свои вещи. Вы всегда можете научить его, как это сделать, первые несколько раз.

Включите его в процессе планирования поездки, чтобы ребенок понимал все о приключении и самостоятельности.

Попросите его самостоятельно нести свой багаж (или везти в тележке) в аэропорту и доставить его домой после поездки.

Весь процесс становления самостоятельным может быть медленным, но важно, что вы будете направлять ребенка в каждом его движении.

Желаем успехов в воспитании детей.

Иванова Ирина Юрьевна

Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/02/11/kak-nauchit-rebyonka-byt-samostoyatelnym

Помогаем подростку стать самостоятельнее – Развитие ребенка

Когда ребенок вступает в подростковый возраст, родителям свойственно беспокоиться о том, как удовлетворить его потребность в самостоятельности и в то же время обеспечить ему всестороннюю безопасность. В этом вопросе трудно найти золотую середину, и страх о благополучии подростка часто берет верх. С другой стороны, все родители хотят, чтобы их ребенок в будущем стал независимым взрослым.

Подросток и самостоятельность

Подростку требуется больше самостоятельности, чем раньше. Вы увидите эту потребность даже в его простых повседневных делах.

В этом непростом возрасте ребенок больше узнает о взрослой жизни и о том, что такое ответственность. Также в этом время он наиболее склонен к неоправданному риску.

Сохранить баланс между самостоятельностью и безопасностью – сложная задача, ведь подростки акцентируют свое внимание только на самостоятельности.

Любите и поддерживайте подростка

Это самое важное, что вы можете для него сделать. В этом возрасте дети часто стыдятся физических проявлений родительской любви, особенно в присутствии других людей. Но существует много других способов проявить любовь и заботу:

  • Интересуйтесь занятиями и друзьями ребенка.
  • Проявляйте интерес к его хобби и увлечениям.
  • Будьте хорошим слушателем.
  • Чаще говорите ребенку, что вы любите его.
  • Всегда считайтесь с мнением подростка.
  • Не осуждайте и не оценивайте.
  • Не высмеивайте его в присутствии других людей.

Следуя данным советам, вы сделаете ребенка более уверенным в себе и счастливым. В свою очередь, он станет намного ответственнее.

Уважайте эмоции и потребности подростка

Подросток – пока еще не взрослый, но это не значит, что с его мнением не нужно считаться. Важно понимать, что в подростковом возрасте эмоции и психика еще не сформированы и сильно хаотичны. Подросток часто смущается, злится и беспокоится. Это вполне нормально, и это естественная часть взросления. Ваша задача – показать ребенку свое уважение и полную поддержку:

  • Всегда проявляйте уважение к ребенку, слушая, что он хочет вам сказать.
  • Как можно чаще давайте ребенку возможность почувствовать себя ценным, прислушивайтесь к его мнению.

Это хороший способ наладить общение. Он будет чувствовать, что его любят и уважают. А ваше общение будет более доверительным.

Доверительно разговаривайте с подростком на личные темы

Подросток нуждается в личном пространстве. Любая мелочь может показаться ему нарушением его личных границ. В подростковом возрасте родителям важно установить подростку рамки дозволенного:

  • Хорошим способом показать ребенку, чего от него ждут в семье, считается установление семейных правил. Важно, чтобы вы при этом были честны и устанавливали правила разумно. Например, нормально требовать от подростка, чтобы он возвращался домой в 9-10 часов вечера, но требовать быть дома к 7 часам – слишком строго.
  • От друзей, сверстников и из Интернета подросток много узнает о сексе. Эта информация не всегда правильная, поэтому стоит открыто поговорить на эту тему с подростком. Говорите уверенно, не стесняясь. Поймите, что вы являетесь для него главным источником правильной, проверенной информации, поэтому будьте открыты для общения. Если вам некомфортно говорить на данную тему – попросите об этом супруга.
  • Поговорите с ребенком о сексе, но акцентируйте его внимание на том, что вы не одобряете половую связь в раннем возрасте. Расскажите подростку о методах контрацепции, о негативных последствиях ранней беременности и о том, как обезопасить себя от сексуального насилия.
  • Обязательно расскажите подростку о вреде наркотиков. Если ребенок решительно хочет попробовать алкоголь – предложите ему устроить дома вечеринку с друзьями и позвольте употребить алкоголь в небольшом количестве. Убедитесь, что все присутствующие на вечеринке пришли к вам с разрешения их родителей.

Поймите, что подросток – уже не ребенок

Многие родители считают, что подросток – всё еще ребенок, но не все окружающие согласны с данным мнением. Расскажите подростку, что первым шагом на пути к самостоятельности является понимание того, что он уже не ребенок. И не стоит ожидать, что люди будут снисходительны к нему так же, как к маленькому ребенку.

Скажите подростку, что он должен вести себя как взрослый, если хочет, чтобы люди относились к нему серьезно. Расскажите, как поступают взрослые в той или иной ситуации.

Подросток и ответственность за поступки

Когда подросток берет на себя ответственность за свои действия и слова, он становится более самостоятельным. Объясните ему, что всегда необходимо отвечать за поступки. Люди охотно взаимодействуют с ответственными людьми, способными отстаивать точку зрения.

Расскажите подростку, что допускать ошибки в процессе взросления и обучения – нормально. Научите его признавать свои ошибки и радоваться правильным решениям. Также научите быть максимально честным и признавать ошибочные решения.

Покажите подростку, как заслужить доверие окружающих

Если вы хотите, чтобы ваш подросток стал самостоятельным – помогите ему заслужить доверие людей. Как только окружающие увидят, что подростку можно доверять – они дадут ему возможность самостоятельно принимать решения.

Приучите ребенка к тому, чтобы он придерживался установленных правил, всегда сообщал родителям, где он находится, слушал старших.

Домашние обязанности – неотъемлемая часть самостоятельности

Самостоятельность означает не только свободу, но и такие вещи, как обязанности и ответственность. Скажите подростку, что он уже достаточно взрослый, и ему нужно выполнять хотя бы простейшие обязанности по дому. Позвольте ему помогать вам по мере возможностей и выполнять некоторые дела.

В выполнении домашних обязанностей подросток может обращаться к вам за помощью, но при этом он должен проявить инициативу. Он уже достаточно взрослый для того, чтобы готовить ужин для всей семьи, ухаживать за растениями, покупать продукты.

Научите подростка готовить

Навык приготовления различных блюд пригодится не только девочкам. Если подросток научится готовить, он станет самостоятельнее и будет меньше зависеть от других.

Вместе с ребенком находите интересные рецепты в Интернете и готовьте их дома. Можно устраивать дни иностранной кухни и пробовать оригинальные блюда, а заодно больше узнать о культуре и обычаях других стран.

Научите ребенка правильно расставлять жизненные приоритеты

Обретая самостоятельность, ребенок должен научиться отличать главное от второстепенного, а также правильно расставлять приоритеты. Объясните ребенку, что есть дела, которым следует уделить главное внимание, и есть те, которые можно выполнять в свободное время.

Подросток должен понимать, что некоторые дела могут казаться срочными, однако их можно отложить. И наоборот: он может откладывать важные дела из-за того, что они кажутся слишком сложными.

Помогите подростку составить список дел на день. Предложите ему расставить дела в порядке их важности, начиная с наиболее срочных. Подскажите, где он неправильно расставляет приоритеты.

Научите ребенка заботиться о собственной безопасности

Когда подросток становится более независимым, родители часто опасаются за его безопасность. Отдайте подростка в секцию самообороны. Когда он будет знать, как защитить себя в опасных ситуациях, ему будет не так страшно проявлять самостоятельность.

Объясните ребенку, что всегда необходимо заботиться о собственной безопасности, вне зависимости от того, насколько он уверен в своих силах. Не стоит гулять в опасных местах или идти гулять с людьми, с которыми он не чувствует себя в безопасности.

Научите подростка не заходить в лифт с незнакомцами и не ходить на вечеринки к незнакомым людям.

Подросток должен знать, к кому обращаться в ситуации опасности

Ребенок должен наизусть выучить номера телефонов, по которым он может позвонить в опасных ситуациях или тогда, когда ему понадобится помощь.

Подросток должен знать адрес ближайшего отделения полиции и больницы и то, как туда можно быстро добраться в случае необходимости.

Когда ваш ребенок переживает трудности подросткового возраста, вам тоже приходится непросто. Но подростковый возраст – хорошее время для того, чтобы поделиться с ним своими тревогами. Это даст ему понять, как сильно вы его любите и как сильно о нем заботитесь. Так он станет более ответственным и начнет заботиться о собственной безопасности.

Источник: https://childdevelop.ru/articles/develop/4025/

Позвольте ребёнку быть самостоятельным

Всем родителям хотелось бы, чтобы их дети были самостоятельными, уверенными в себе. Но, к сожалению, папы и мамы сами допускают ошибки в воспитании, ограничивая инициативу детей. Важное правило в психологии воспитания: «Не делай за ребёнка  то, что он может сделать сам».

Главная особенность детства – зависимость маленького человека от старших. Повзрослеть – значит обрести самостоятельность. Поэтому, когда мы приучаем наших детей самостоятельно умываться, одеваться, на самом деле мы поощряем желание малышей обрести независимость в мыслях и поступках.

Хочу предостеречь вас от одной ошибки, которая диктуется нашей вечной ограниченностью временем. Очень часто мы  губим стремление ребенка завязать шнурки или шарф, застегнуть пуговицы на пальто или молнию на куртке из-за того, что делает он это медленно, а мы вечно куда-то опаздываем.

Постараемся все-таки следить за собой и не делать за ребёнка то, что он может сделать сам.

В более старшем возрасте, когда начинаются проблемы с написанием сочинений, учите логике изложения, высказыванию собственного мнения, умению понимать поступки героев литературных произведений. Учите правильно пользоваться информацией в интернете, читать, смотреть образцы и написать сочинение по-своему.

Если вы хотите, чтобы в подростковом возрасте ваш ребёнок поменьше шокировал своими нарядами и неумением пользоваться правильно косметикой, то развивайте его самостоятельность в вопросах стиля одежды, чувства эстетики и естественной красоты. С раннего детства старайтесь покупать вещи для ребёнка с его участием, прислушиваясь к его мнению, мягко корректируйте его.

Позвольте подростку по своему вкусу оформить комнату.  Только не осуществляйте его замыслы из-за боязни, что он испортит что-либо. Пусть он все делает самостоятельно, после того как вы ему объясните и покажете как эффективнее и лучше прикрепить календарь, приклеить фото любимых актёров. Старайтесь комментировать инициативу позитивно.

Нельзя использовать фразы: «Это не нужно. Это некрасиво, смешно». Лучше использовать приятные слова: «Как оригинально, интересно. Ты придумал так необычно. Это твоя комната, поэтому имеешь право оформлять по-своему». Очень часто дети страдают от того, что им не нравится, как расставлена мебель, расцветка штор, рисунок обоев.

Зачастую они не осмеливаются сказать от этом и, молча, переживают.

Именно  отсутствие необходимого уюта, родительского понимания, хорошей домашней атмосферы провоцирует желание ребёнка как можно больше времени проводить у друзей и отпрашиваться у вас ночевать не дома.

Если вы проявите тактичность и наблюдательность, доброжелательность и любовь к своему ребёнку, он поделиться своими желаниями и потребностями.

А ведь доверие – это самое главное в отношениях детей и родителей.

Источник: https://psy-space.ru/?page=pozvol-te-rebenku-byt-samostoyatel-nym

Насколько ваш ребёнок самостоятелен и насколько самостоятельны Вы?

Вы любите ходить в гости? Застолье, задушевные разговоры… Как-то на одной из встреч мамочки разговорились о воспитании детей, некоторые сетовали (с каким-то удовлетворением), что их дети не могут без них ничего: утром надо и брюки погладить сыну-подростку, и портфель собрать, и завтрак ему с собой в школу положить, и в гостях они долго засиживаться не могут, т.к. сынуля без них не заснёт… Одна мама подивилась такому положению дел, у неё дочка в 8 лет сама и обед разогреть может, и уроки сделать, погладить мама ещё помогает, но портфель не собирает уже год! На это одна из мам 14-летнего парня ответила: «А ему не нужно ничего этого уметь: сейчас я делаю, а потом жена будет!»

Никто из нас не знает времён и сроков, мы можем молиться за наших детей, но будет у сына жена или нет, знает только Бог. И когда она будет. И какой она будет. А живёт и действует человек сейчас. И отсутствие самостоятельности сказывается не только в том, что он позволяет себя опекать, а в целом в отношении к жизни и к тому, с чем он сталкивается.

Кандидат психологических наук Марутян Светлана Александровна провела интересное исследование среди школьников. Она протестировала 100 человек и поделила детей на четыре группы по степени самостоятельности. Как каждый уровень сказывается на их отношении к делу, видно из следующей характеристики:

  • Отсутствие самостоятельности: низкий интерес к заданию, иногда его полное отсутствие.

Безынициативность. Частые отвлечения, неумение сосредоточиться, действовать без помощи взрослого. Безразличие к результатам работы. Неумение наладить отношения с партнерами.

  • Зачатки самостоятельности: низкий интерес к заданию в обычных условиях, повышающийся в нестандартных условиях. Наличие бесцельных нерезультативных действий, инертность.

Обращения к взрослому за помощью без использования собственных возможностей. Активность сравнительно высокая в начале деятельности, затем быстро идет на убыль вследствие пресыщения.

Результат достигается с помощью хаотических неорганизованных проб. Качество выполнения задания остается вне поля внимания детей.

  • Средний уровень самостоятельности: в большинстве случаев высокий интерес к заданию, но выраженная неустойчивость поведения.

В начале деятельности — высокая активность, но при столкновении с трудностями темп работы снижается, действия становятся менее целенаправленными, иногда безрезультатно повторяются.

Поддержка взрослого, небольшая помощь, поощрение нередко приводят к существенному подъему активности, инициативы. Дети адекватно оценивают свою работу, но стремление к улучшению результатов выражено слабо.

В обычных условиях наблюдается несдержанность, импульсивность, небрежное выполнение задания, однако при усложнении задачи проявляется более высокая организованность, инициативность и независимость.

В этом случае заметно ярко выраженное эмоциональное отношение к своей деятельности и достигаемым результатам, наблюдается ответственное отношение к работе, стремление не отступать перед трудностями, преодолевать их своими силами, не обращаясь к взрослому за помощью. Неустойчивость поведения, ситуативность проявлений самостоятельности особенно четко проявляются в коллективной сюжетно-ролевой игре.

  • Высокий уровень самостоятельности: внимательное принятие задачи, сосредоточенность, активные действия, направленные на достижение результата.

Обращения к взрослым за помощью редки и появляются лишь после исчерпания собственных возможностей.

Работа выполняется без спешки, суетливости, характерных для детей, отнесенных к 3 группе, и значительно продуктивнее, чем в 1 и 2 группах.

Наблюдается стойкая мобилизация усилий; встречающиеся трудности не демобилизуют детей, а, напротив, вызывают стремление во что бы то ни стало найти пути и способы их преодоления. Время выполнения заданий обычно используется рационально.

Работа выполняется добросовестно, аккуратно. Эмоциональные реакции свидетельствуют об умении самостоятельно оценить качество своей работы, объективно соотнести полученный результат с требуемым.

Уже с дошкольного возраста можно приучать детей к самостоятельности.

Постепенно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребёнка и передавайте их ему. Хочу подчеркнуть, что это не одномоментный процесс, а длительный. Он может занять много недель, даже лет. И признать право на самостоятельность ребёнка трудно, ведь приходится рисковать уже казалось бы достигнутым.

«Ну как его не будить? Ведь он же проспит!», «Ну как не собрать портфель? Ведь он же забудет тетрадь и получит двойку!» Но знаете, дети нуждаются и в отрицательном опыте. Нельзя оградить ребёнка от любого негативного воздействия. Русская пословица говорит: «На ошибках учатся».

Нужно набраться мужества и позволить детям делать ошибки, чтобы они научились быть самостоятельными.

Источник: http://ngnews.org/naskolko-vash-rebyonok-samostoyatelen-i-naskolko-samostoyatelnyi-vyi/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector