Развитие двигательной активности у детей 1-2 лет: особенности и диагностика патологии

Физическое развитие детей в возрасте 2-3 лет протекает достаточно динамично, чтобы родители смогли самостоятельно зафиксировать видимые изменения.

На втором году жизни малыш с каждым месяцем становится тяжелее примерно на 200-250 г, рост его увеличивается на 1Развитие двигательной активности у детей 1-2 летА вот в три года физическое развитие уже не настолько активно. За год ребенок вырастает не более чем на 7-8 см, тогда как масса увеличивается всего на 2-2,5 кг за целый год. Это связано с увеличивающейся двигательной активностью крохи, а также с большим расходом энергии, необходимой организму для совершенствования заложенных ранее органов и систем жизнеобеспечения.

Как развиваются основные системы малыша

Центральная нервная система у ребенка становится более совершенной. Сокращается время, необходимое малышу для сна, он больше бодрствует и не так устает, как раньше.

Кроха в возрасте 2-3 лет уже способен целенаправленно Развитие двигательной активности у детей 1-2 летконцентрироваться на каком-то определенном деле в течение 10-15 минут. Связано это с совершенствованием функций коры головного мозга, развитием памяти, связанной с событиями, которые происходили до двух месяцев назад.

Ребенок начинает лучше говорить, его словарный запас с каждым днем становится более богатым. Заметно улучшается и работа сердечно-сосудистой системы. Она уже не испытывает того напряжения во время работы, как раньше, частота ударов сердца составляет около 86-90 раз в минуту, то есть максимально приближается к частоте ударов сердца взрослого человека.

Заметно развивается и опорно-двигательный аппарат. Скелет малыша становятся более крепким за счет окостенения. Процесс это длительный, он будет продолжаться до 25 лет.

Тем не менее в возрасте 2-3 лет кости малыша уже достаточно крепкие, что позволяет сохранять правилРазвитие двигательной активности у детей 1-2 летьную осанку в вертикальном положении.

В этот период продолжает укрепляться мышечно-связочный аппарат. Движения уже не такие хаотичные, более координированные и разнообразные. Дети устают, если долгое время нет возможности изменить позу.

Некоторые изменения касаются и желудочно-кишечного тракта. Мышечный слой стенки желудка активно развивается, кишечный тонус повышается. Лучше начинает работать мочевыделительная система. Мочевой пузырь у детей в три года увеличивается в объеме в 4 раза, тогда как число мочеиспусканий снижается почти в 10 раз.

Следует учитывать, что из-за недостаточной развитости спинного мозга и рецепторов мочевого пузыря в возрасте 2-3 лет возможны «происшествия». К концу третьего года большинство малышей вовремя справляются с потребностьюРазвитие двигательной активности у детей 1-2 лет сходить в туалет и тщательнее следят за собственным внешним видом.

Нужно также понимать, что навык опрятности у каждого малыша формируется в свое время. Если один ребенок готов самостоятельно пользоваться туалетом еще до того, как ему исполнится два года, то другой «созреет» лишь к началу четвертого.

В этом возрасте у детей активно развиваются системы дыхания и пищеварения, поэтому важно следить за правильным питанием и обязательно проводить мероприятия, позволяющие предотвратить простудные заболевания.

Возможные проблемы детей в 2-3 года

Физическое развитие малышей в возрасте 2-3 лет часто сопровождается целым рядом проблем. Речь идет о:

  • пневмониях;
  • диатезах;
  • рахитах;
  • анемии и пр.

Все эти недуги больше беспокоят детей на первом году жизни, тем не менее полностью о них забыть не получится еще как минимум до трех лет.Развитие двигательной активности у детей 1-2 лет

Дети в 2-3 года демонстрируют эмоциональную лабильность, часто меняя настроение. У большинства именно в этом возрасте проявляются индивидуальные черты характера. Взрослым нужно учитывать это, выстраивая линию поведения и общения с малышом.

Несмотря на то, что у ребенка в этом возрасте происходит активное развитие мышечной системы, характеризующееся нарастанием мышц, он достаточно часто травмируется. Связано это с усиленным развитием двигательной активности и недостаточным при этом контролем над движениями.

В возрасте 2-3 лет у ребенка продолжают развиваться лимфатические узлы, аденоиды и миндалины. Именно это, как ни странно, становится основной причиной последующего развития воспалительных процессов:

  • лимфаденита;
  • аденоидита;
  • тонзиллита.

У двухлетних малышей можно часто встретить сильно увеличенные периферические лимфоузлы, что проявляется Развитие двигательной активности у детей 1-2 летчастыми ОРВИ и насморками. К окончанию второго года у ребенка должны прорезаться основные молочные зубы.

Учитывая, что у ребенка в этом возрасте увеличивается число контактов с другими детьми и взрослыми, тогда как иммунитет не до конца окреп, нужно стараться ограждать его от людей с признаками вирусных заболеваний. Кроме того, именно в этом возрасте малыши подвержены детским инфекциям типа:

  • скарлатины;
  • кори;
  • ветрянки;
  • дифтерии и пр.

Защитить ребенка от болезней сможет своевременно проведенная иммунизация, а также избегание слишком людных мест.

Нужно помнить о том, что в младшем возрасте недостаток внимания к здоровью ребенка повлечет за собой серьезные последствия, и прежде всего станет причиной формирования заболеваний хронического типа. Именно поэтому так важно не пренебрегать прививками и правильным уходом за малышом.

Критические периоды в жизни ребенка

Анализируя физическое развитие детей в возрасте 2-3 лет, специалисты пришли к заключению, что в этом возрасте малышам необходимо будет пережить несколько критических периодов.

Причин, формирующих Развитие двигательной активности у детей 1-2 летблагоприятную почву для развития кризисов, предостаточно. У детей в возрасте 2-3 лет нарастает сила и подвижность нервных процессов, формируется высшая нервная деятельность, при этом для нервных процессов характерна быстрая истощаемость. Проявляется это частыми перепадами настроения, излишней раздражительностью, плаксивостью, быстрой утомляемостью, невнимательностью, психомоторной возбудимостью.

Внешне у детей это может проявляться следующим образом:

  • малыши грызут ногти;
  • накручивают пряди волос на пальцы;
  • не могут заснуть продолжительное время;
  • совершают хаотичные движения.

В младшем возрасте у детей изменяется тип крови, которая становится максимально близкой по составу к крови взрослого человека, вместе с этим повышается активность ответственных за аллергию веществ.

У некоторых детей в этот период можно наблюдать Развитие двигательной активности у детей 1-2 летускоренный рост, что будет требовать дополнительного правильного питания. Вслед за ростом малыша может не успевать развиваться сердечная мышца, и это тоже нужно учитывать, планируя физическое воспитание крохи.

Впрочем, отметим, что в заботе и поддержке нуждаться будет даже здоровый малыш, который в возрасте 2-3 лет вынужден переживать кризисы физического развития. Взрослые должны позаботиться о том, чтобы не только помочь малышу справиться с ними, но и улучшить состояние его здоровья путем создания подходящих условий для нормального физического развития.

Какие это должны быть условия? Прежде всего:

  • соблюдение режима питания и сна;
  • закаливание;
  • регулярные прогулки на улице.

Подробнее об этом ниже.

Прогулки на улице

Прогулки на свежем воздухе ребенку в 2-3 года нужны не только для того, чтобы доставить ему удовольствие и не дать скучать. Регулярные «вылазки» будут способствовать усилению основных процессов, протекающих в детском организме в это время, начиная от улучшения тонуса мышц и заканчивая мозговой активностью.

В начале третьего года жизни малыши могут гулять в коляске Развитие двигательной активности у детей 1-2 летили на детском велосипеде, чтобы прогулка была как можно более продолжительной. В течение прогулки необходимо придумывать для крохи разные игры и занятия, стимулируя его к движению. В возрасте двух лет малыши уже с удовольствием катаются на велобеге (велосипеде без педалей), на самокате, а ближе к трем годам — на роликах.

Естественно, что в этом возрасте такие катания не могут быть продолжительными. Но даже 10 минут на велобеге или самокате положительно повлияют на физическое развитие ребенка 2-3 лет, обеспечивая ему необходимую нагрузку.

Режим дня и питания

На физическое развитие детей в возрасте 2-3 лет огромное влияние оказывает соблюдение режима дня. Очень важно, чтобы ребенок спал необходимые ему 10-11 часов в ночное время и 2-2,5 часа в дневное. Сон малыша должен быть спокойным и крепким, поэтому желательно не перегружать его желудок перед отходом ко сну, не перевозбуждать нервную систему подвижными играми.

Не менее важным для малыша этого возраста является Развитие двигательной активности у детей 1-2 летпитание. Ест кроха 4-5 раз в день, то есть в среднем каждые 3 часа. Разрабатывая меню для ребенка, нужно учитывать, что он должен получать сбалансированные блюда, обеспечивающие его энергией и питательными веществами для развития.

В меню должны входить продукты с большим содержанием белков, углеводов, витаминов. Чтобы малыш рос здоровым, крепким и активным, он регулярно должен получать молочную продукцию, мясо, рыбу, каши, овощи и фрукты, а вот кондитерские изделия в рационе такого крохи должны появляться редко и в ограниченном количестве.

Процедура закаливания малыша

Чтобы закаливание положительно влияло на физическое развитие детей в возрасте 2-3 лет, родители должны проявить достаточно терпения и усердия, выстраивая свои действия согласно определенному графику. Каждая болезнь малыша в период закаливания отбросит процесс назад, после чего нужно будет все начинать сначала – именно поэтому далеко не все родители берутся за это дело.

Тем не менее, если задаться целью, то закаливание можно организовать таким образом, чтобы процедура не ограничивала возможностей ни взрослых, ни ребенка. Что могут сделать родители, не желающие утруждать себя измерением температуры воды и отслеживанием продолжительности купания? Приведем перечень простых и полезных манипуляций:

  • частое проветривание помещения, где проводит время ребенок;
  • воздушные ванны для крохи, когда ему будет позволено походить голышом и босиком по полу (холодные стопы совсем не означают, что ребенку холодно, это всего лишь реакция детского организма на снижение температуры);
  • прогулки босиком по песку, траве, камушкам на улице в летнее время;
  • домашние игры и упражнения для тренировки силы, выносливости, гибкости;
  • регулярные прогулки независимо от погоды и времени года с велобегом, роликами, самокатом или лыжами;
  • посещение спортивных секций.
Читайте также:  Планирование беременности после беременности, выкидыша и аборта: планирование зачатия и необходимые обследования

Эти простые мероприятия помогут малышу чувствовать себя более активным, здоровым, энергичным и полным сил для новых подвигов.

Игры для физического развития ребенка

Ниже рассмотрим несколько простых и интересных игр, которые смогут положительным образом повлиять на физическое развитие малыша в 2-3 года.

  1. «Подъемный кран». Малышу предлагают лечь на живот на кровати таким образом, чтобы он слегка свешивался с ее края. Перед кроватью раскладывают детали конструктора и предлагают ребенку вообразить себя подъемным краном, поднимая игрушки с пола каждой рукой по очереди. Играть можно под веселую музыку, обязательно подбадривая кроху за успешные подъемы.
  2. «Цветок». Суть игры сводится к тому, чтобы малыш вообразил себя на этот раз красивым цветком, который умеет спать ночью и просыпаться днем. В состоянии сна ребенок должен будет сесть на пол, сдвинуть прямые ноги впереди себя и наклониться к ним лбом как можно ниже. С наступлением пробуждения «цветок» сможет принять обычное положение с поднятыми вверх руками.
  3. «Собака». Малышу нужно предложить повторить за собакой — почесать «лапкой» за ухом. Важно, чтобы ребенок пробовал чесать ухо правой и левой ногами по очереди.
  4. «Большой и маленький». Малышу предлагают вообразить себя волшебником, который умеет превращать людей в великанов и карликов. Пусть кроха вообразит себя карликом и посидит на корточках на полу, после чего превратится в великана, постепенно поднимаясь на носки вверх.

Это далеко не все варианты игр, с помощью которых можно помочь физическому развитию ребенка в возрасте 2-3 лет и, что важно, заинтересовать его физическими упражнениями.

Фантазируйте, изучайте тематическую литературу, общайтесь с родителями малышей, которые целенаправленно и успешно занимаются физическим воспитанием деток, перенимая успешный опыт.

Источник: https://rebenkoved.ru/fizicheskoe-razvitie/zdorove-i-aktivnost-detej-v-vozraste-2-3-let.html

Формирование двигательной активности детей 1-2 лет. Физическое развитие

Развитие двигательной активности у детей 1-2 лет

Чем больше и адекватно двигается ребенок, тем лучше у него формируется образ собственного тела, активнее развиваются мыслительные процессы и творческое начало, улучшается зрительное и слуховое внимание, тонизируется нервная система, появляется умение управлять своим поведением. Двигательные упражнения способствуют жизненной активности, уверенности в своих силах и полноценному психическому развитию личности ребенка.

Формирование двигательных способностей ребенка происходит в соответствии с законом роста и развития детского организма, и требует от него умственного, физического и волевого напряжения.

Как правило, произвольные движения у младенцев формируются от центра тела к конечностям и сверху вниз: сначала укрепляются мышцы шеи (умение держать голову), затем – спины (умение приподнимать грудь), бедер (умение сидеть и ползать) и ног (умение стоять и ходить). Годовалый малыш уже достаточно свободно передвигается и многое умеет.

Однако в его движениях пока нет еще уверенности, раскованности, точности, ловкости и координации. Поэтому у детей второго года жизни следует тренировать мышечную систему, развивать моторику тела, рук и ног, укреплять дыхание, совершенствовать и расширять их двигательные возможности, помогать им осваивать более сложные движения, побуждая выполнять их быстро и четко.

  • Так же важно развивать у детей интерес и потребность в двигательных действиях.
  • Советы по формированию двигательной активности детей
  • •    Будьте доброжелательны к малышу и искренне заинтересованы в общении с ним.
  • •    Удовлетворяйте естественную потребность ребенка в движениях.
  • •    Побуждайте малыша выполнять физические упражнения вместе с вами, наблюдая, подражая и творя.
  • •    Малышам интереснее осваивать эмоционально окрашенные движения в играх, игровых упражнениях, сюжетно – ролевых занятиях.
  • •    Желательно сопровождать физкультурные занятия и игры музыкой, песенками, потешками.

•    Заинтересовать малыша можно и с помощью предметов (мячиков, обручей, ленточек, сюжетных игрушек и т.п.).

•    Для закрепления полученных навыков, необходимо на последующих занятиях многократно Развитие двигательной активности у детей 1-2 летповторять игры и упражнения, постепенно привнося в них новизну (повышение темпа, усложнение движений, смена последовательности и прочее).

•    Маленькие дети, несмотря на их активность и подвижность, быстро устают от однообразных движений. Поэтому не заставляйте ребенка выполнять одно и то же упражнение несколько раз подряд и чередуйте задания.

  1. •    Играть с ребенком можно как дома, так и на улице.
  2. •    Поддерживайте, поощряйте и хвалите старания малыша.
  3. •    Предлагая игры и занятия, учитывайте индивидуальные, возрастные и физические особенности вашего ребенка.
  4. Показатели развития крупной и мелкой моторики
  5. 1 год – 1 год 3 месяца
  6. •    Одни ребенок в годик ходит, с трудом удерживая равновесие, при ходьбе поднимает руки, широко расставляет ноги и переваливается из стороны в сторону, часто падает.
  7. •    При затруднительных переходах может переходить на ползанье на четвереньках.
  8. •    Другой малыш будет уже длительно ходить и переносить игрушку, держа её обеими руками.
  9. •    Вползает по наклонной поверхности, сползает, залезает на диван и спускается с него на пол.
  10. • Устойчиво стоит, приседает, выпрямляется, наклоняется, поворачивается, пятится, подползает под препятствия.
  11. •    Поднимается по лесенке приставным шагом.
  12. •    Ходит по бревну или доске с поддержкой.

•    Подражает движениям взрослого или сверстника (поднимает руки, топает ногами, вращает кистями рук и т.д.).

  • 1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев
  • •    Хорошо скоординировано ходит в разных направлениях (прямо, по кругу, огибая предметы, 2-3 шага спиной вперед, переступает через неровности).
  • •    Ходит, перенося в руках предметы, размахивая ими, везя за собой машинку на веревочке или толкая перед собой каталку или кукольную коляску.
  • •    Ходит по слегка наклонной доске.
  • •    Поднимается и спускается по лестнице чередующимся шагом, залезает на шведскую стенку со страховкой.
  • •    Катит мяч в нужном направлении, скатывает его с детской горки, бросает мяч вниз, вперед, вверх, пытается ловить его.
  • •    Самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке.
  • 1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев
  • •    Выполняет разные упражнения по показу, словесной инструкции или самостоятельно.

Развитие двигательной активности у детей 1-2 лет

•    Перешагивает через небольшое препятствие на полу (игрушки, кубики и т.п.).

•    Ходит на носочках.

•   С поддержкой за руку ходит по гимнастической скамеечке, бревну или по другой ограниченной поверхности.

• Может забросить мяч в корзину, выполнить упражнения с флажками, лентами, кольцами, гимнастическими палками и т.п.

  1. •    Легко влезает на диван, стул, спускается на пол.
  2. •    С удовольствием выполняет физкультурные упражнения и играет в подвижные игры.
  3. 1 год 9 мес. — 2 года
  4. •    Уверенно ходит по неровной дорожке, перешагивает через несколько препятствия.
  5. •    Самостоятельно ходит по доске, лежащей на полу.
  6. •    Залезает со страховкой на лестницу с перекладинами.
  7. •    Бегает в разных направлениях, подпрыгивает.
  8. •    Стоит на одной ноге, держась за опору; ходит на носочках.
  9. •    Подпрыгивает на месте и с небольшим продвижением вперед.
  10. •  Удерживает мяч одной или двумя руками, бросает мяч в цель, ловит мяч двумя руками, скатывает мяч с горки, ударяет по мячу ногой.
  11. •    Самостоятельно передвигается на машинке-каталке, отталкиваясь ногами.

Источник: https://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/fizicheskoe_razvitie/id/998/

«Развитие двигательной активности малышей 2-3 лет «

Систематическая двигательная деятельность играет большую роль в своевременном физическом и психическом развитии ребенка. Известный педиатр, профессор Е. А. Аркин писал, «Пребывание на свежем воздухе – самое полезное, самое лучшее средство для укрепления здоровья ребенка. «Движения на воздухе закрепляют организм, способствуют улучшению работы сердца и лёгких».

Как показывают исследования, подвижность нервных процессов обусловлена положительным влиянием внешней среды, правильным построением и организацией двигательного режима.

Наибольшую ценность представляют движения, при выполнении которых в работу включается большая группа мышц, такие как – бег, ходьба, лазание, прыжки – все то, что принято называть основными движениями, составляющими двигательную сферу дошкольника.

Особенно хочется остановиться на подвижных играх. Игра – основной вид деятельности детей. Во время игр у детей развивается ловкость, координация, быстрота. Малыши учатся по словесному сигналу начинать и заканчивать движения, изменять темп и направление, чередовать виды двигательных действий.

С большим интересом дети подражают движениям знакомых им образов включаясь в игровую ситуацию.

Нарастание темпа выполнения движений, постепенное увеличение расстояния которое пробегает ребенок по сюжету игры, все это создает необходимую для него физическую нагрузку, закрепляет имеющиеся двигательные умения.

Наблюдения за детьми 2-3 лет показали, что движения являются эффективным стимулятором развития речи ребенка. Постепенно у малышей появляется все больше движений которые они могут выполнять по словесной инструкции. Эти указания должны быть четко продуманы и сформулированы, но не примитивны.

Двигательная активность во многом зависит от игровых пособий, игрушек, которые ребенок выносит с собой на прогулку. Ценность игрушки определяется тем, насколько разнообразно можно ее использовать в различных видах деятельности. Как показывает практика, с большим интересом малыши играют самодельными игрушками.

У здорового жизнерадостного малыша наблюдается постоянное желание двигаться. Сделав первый шаг ребенок ощущает потребность в ходьбе. При различных видах ходьбы совершенствуется равновесие. Естественный темп ходьбы ребенка в первое время изменять не следует.

Чтобы помочь ему двигаться в определенном направлении можно начертить мелом или ограничить веревкой дорожку шириной 25 см. В конце второго года ребенку очень важно научиться преодолевать препятствия при ходьбе – перешагивать кочки, ходить по траве.

Преодоление препятствий способствует выработке координации движений, делает детей более ловкими, уверенными в своих силах, расширяет ориентировку в пространстве. В этом возрасте дети становятся на всю ступню, не полностью выпрямляют ноги и недостаточно высоко поднимают их.

Для того, чтобы шаркающая походка сменилась обычной нужно упражнять детей в перешагивании через препятствия.

Благодаря систематическим упражнениям на третьем году жизни ребенка появляется параллельная постановка ног, движения рук и ног более согласованы. В конце второго года появляется бег. Полезно сочетать бег с другими видами движений. Легче всего это сделать предложив поиграть в подвижные игры, где бег сменяется приседанием, прыжками, ходьбой.

Упражнения с мячом можно разнообразить вариантами заданий: перебрось через скамейку, прокати в воротца, брось дальше, и т.д. Очень важно проводить метание попеременно разными руками. Сложно, но интересно метание в цель. Ребенку необходимо соразмерить силу броска с дальностью, точно определить направление.

Прыжки являются скоростными и силовыми движениями. Они способствуют развитию суставно – связочного аппарата, формируют двигательную реакцию на сигнал. Начинать следует с подскоков на месте. Важно, чтобы дети прыгали на носочках, легко приземляясь.

Дети с большим желание выполняют это движение если оно включено в сюжетную подвижную игру. К концу второго года ребенку можно предложить прыгать в длину с места. Первое время прыжок будет напоминать перешагивание одной ногой. В прыжке с места ребенку трудно дается приземление на обе ноги.

Предложите перепрыгивать через палочки, веревочки, выложенные в ряд, друг за другом.

С большим интересом дети 2-3 лет лазают по гимнастическим стенкам. Гораздо легче дается влезание чем спуск. Научившись лазить ребенок может потерять интерес, поэтому можно на максимальной высоте закрепить какой то сюрприз и попросить достать его.

Дети очень любят ходить на прогулки. В 2 года они без труда пройдут 150-200 метров, а к трем годам 300 метров.

Рациональное распределение времени на прогулке, чередование различной двигательной деятельности создают благоприятные условия для развития детей.

Наполняя прогулки различными видами движений, мы помогаем ребенку окрепнуть, поверить в свои силы. Подвижный малыш, как правило, быстрее находит контакт со сверстниками, лучше ориентируется в окружающей обстановке.

Источник: https://infourok.ru/razvitie-dvigatelnoy-aktivnosti-malishey-let-3160583.html

Активизация двигательной деятельности детей 2–3 лет средствами подвижных игр

В последние годы ведущими направлениями в исследованиях по физической культуре стали изучение эффективности двигательной активности детей, совершенствование количественных и качественных показателей развития движений. Исследования профессора И. А.

Аршавского говорят о том, что у ребенка раннего и дошкольного возраста восстановление затраченной энергии характеризуется повышением исходного уровня, поэтому в результате движений масса тела не тратится, а приобретается. Одновременно возрастают и структурно-энергетические возможности организма. Общеизвестно, что систематические занятия физическими упражнениями в режиме дня способствуют улучшению функционального состояния центральной нервной системы, снижению напряженности сердечно — сосудистой и дыхательной систем, укреплению двигательного аппарата и повышают уровень физической подготовленности детей.

Слабая двигательная активность детей, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения здоровья.

Открытость организма ребенка внешним влияниям, высокая восприимчивость к движениям позволяют формировать у него приспособительные механизмы к реальным условиям жизнедеятельности с момента рождения, используя при этом целенаправленный комплекс физической культуры.

Рассматривая активизацию двигательной деятельности детей двух-трёх лет, рассмотрим понятие «двигательная деятельность».

В общедоступных словарях «деятельность» определяется как это способ воспроизводства социальных процессов, самореализации человека, его связей с окружающим миром.

Понятием «деятельности» охватываются разные формы человеческой активности и сферы функционирования общества.

С помощью этого понятия даются характеристики различных аспектов и качеств бытия людей (деятельность физическая и умственная, внешняя и «внутренняя», творческая и разрушительная и т. д.) [5, с. 36].

Деятельность — это специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс [1, с. 48].

Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе его жизнедеятельности. У детей дошкольного возраста двигательная активность состоит из трёх частей: в процессе непосредственной образовательной деятельности, в процессе обучения в виде полезной и трудовой деятельности, как свободная двигательная активность [3, с. 22].

Двигательная активность оказывает влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка.

Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность стимулирует перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, ритмические движения тренируют пирамидную и экстрапирамидную системы.

Дети, имеющие большой объём двигательной активности в режиме дня, характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния ЦНС, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышенной иммунной устойчивостью, низкой заболеваемостью простудными заболеваниями [3].

Основной формой для развития двигательной активности детей двух — трёх лет является подвижная игра, под которой понимается «сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех правилами игры» [4, с. 54].

С детьми 2–3 лет обычно использую простые подвижные игры без правил. Особенно большую роль они играют в процессе адаптационного периода ребёнка к дошкольной образовательной организации. Данные игры не имеют определённой сюжетной линии, но они включают комплекс движений, которые должен освоить ребёнок. Дети постепенно их осваивают, выполняя каждое движение в своём темпе.

В качестве развития двигательной активности можно использовать такие задания как: «Перешагни через палку», «Пройди по дорожке», «Пройди по мостику», «Доползи до погремушки», «Проползи под воротики», «Будь осторожен», «Найди игрушку» и т. д.

, а потом можно предложить новые. С начала данные задания лучше провести индивидуально с ребёнком, чтобы он усвоил правильность выполнения каждого движения.

Потом можно их использовать с группой детей, включая как в занятие, так и предлагая для самостоятельной деятельности.

Игровые упражнения на третьем году жизни дети выполняют друг за другом или все одновременно.

Например, «Пройди по тропинке» (ширина 25 см): они вдут друг за другом; задание «Перешагни через палку» выполняют сразу всей подгруппой; причем переступая несколько палок; «Целься вернее» — каждый метает в свою цель (обруч) или все в одну корзину (сетку, ящик). Такая организация позволяет создать многократность повторения движений, что способствуют лучшему усвоению задания.

Постепенно игры можно усложнять. На третьем году жизни у малышей появляются устойчивые игровые интересы, они уже могут соблюдать простые правила, играя вначале небольшим коллективом, а затем уже всей группой. Содержания игр детей данного возраста обогащается, им становятся доступны игры, требующие выдержки, смены видов движений, сравнительно быстрой реакции на сигнал [3].

В. А. Шишкина отмечает: для того чтобы обогатить игру ребенка разнообразными движениями необходимо пользоваться игровым материалом, который должен отвечать возрастным особенностям детей. Он должен быть ярким, лёгким, чтобы вызывать у детей желание включить его в свою деятельность.

Детям 2–3 лет доступны такие физкультурные пособия как мячи, обручи. Они могут выполнять с ними простые действия: прокатить, подкинуть, бросить и поймать и т. д. Постепенно физкультурное оборудование будет усложняться: будут задействоваться небольшие скамейки, лестницы, кубы ящики и др.

Имея небольшой запас выполняемых действий нужно придумать максимальное количество упражнений на развитие движения с одним предметом, но при этом они должны быть просты и понятны.

Воспитатель должен увидеть, что новое движение понял каждый ребёнок, обратить внимание как его выполняют робкие дети, приободрить их, повторить с ними материал индивидуально.

В этом возрасте будут доступны физкультурные занятия с использованием танцевальных движений и музыкального сопровождения, утренняя гимнастика и подвижные игры.

  • Действия в этих играх элементарны и не продолжительны: трое-четверо детей старательно маршируют, а один подает команды; один прихлопывает руками, напевая «ля-ля-ля», а несколько детей танцуют.
  • Иногда они берутся за руки и пытаются повторить какое-нибудь одно (реже два) упражнения из комплекса гимнастики, организовать хоровод и даже подвижную игру. В таких играх дети особенно радуются общению, умению выполнять действия совместно [6, с. 13].

При выполнении любой деятельности у детей 2–3 лет наблюдается быстрая утомляемость, поэтому в подвижных играх необходимо использовать частую смену движений, обеспечивая их чередование с кратковременным отдыхом.

В процессе подвижных игр дети данного возраста выступают в одинаковых условиях. Все дополнительные роли, такие как кошка в игре «Кошка и мыши», сторож в игре «Куры в огороде» и т. д., выполняет сам воспитатель. После освоения игры данная роль передаётся ребёнку, но при этом контроль за ходом игры воспитатель сохраняет. Он напоминает детям, куда нужно двигаться, показывает движения.

Например, в игре «Воробышки и автомобиль» воспитатель сначала показывает действия воробышек, вместе с малышами бегает, расставив руки в стороны, — «воробышки летают», присаживается, стучит по коленям пальцами — «воробышки клюют зернышки» и т. д., а потом подсказывает детям, что воробышки должны убегать, когда едет машина, и изображает езду на машине.

В начале игры воспитателю необходимо объяснить правила игры. Обратить внимание детей, что в игре будут использованы специальные сигналы, которые помогут ориентироваться в игре и позволят вовремя менять или прекращать свои действия. Это могут быть зрительные сигналы, в качестве которых выступают разноцветные флажки или ленточки; слуховые — свисток, удар в бубен, хлопок в ладоши и т. д. [3].

Для привлечения и заинтересованности детей 2–3 лет к двигательной активности необходимо использовать подвижные игры с речитативами.

Например, подвижная игра«У медведя во бору» учит детей раннего возраста бегать по сигналу в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга. Среди детей выбирается медведь, который стоит в сторонке. Дети имитируют сбор ягод и грибов, сопровождая свои действия словами:

  1. У медведя во бору
  2. Грибы, ягоды беру.
  3. А медведь сидит,
  4. И на нас рычит.

Произнеся последнее слово, медведь начинает ловить детей. Ребёнок, которого он поймает, занимает его место.

  • В подвижной игре «Ножки» дети учатся выполнять движения в соответствии с текстом.
  • Воспитатель с детьми произносит:
  • Ножки, ножки,
  • Бежали по дорожке,
  • Бежали лесочком,
  • Прыгали по кочкам,
  • Прыг-скок, прыг-скок,
  • Прибегали на лужок,
  • Потеряли сапожок [4].
  • У детей 2–3 лет должна быть развита разная моторная деятельность, поэтому необходимо использовать разнообразные по содержанию, организации, по сложности согласования движений подвижные игры.

В работе с малышами целесообразно использовать игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила («Зайка беленький сидит», «По ровной дорожке», «Поезд» и др.). Игровые образы должны быть понятны и интересны детям (кот, птички). Движения персонажей игр доступны для исполнения маленькими детьми.

При проведении подвижной игры необходимо помнить о выполнении основных образовательно-воспитательных задач. Одной из таких задач является развитие и совершенствование движений детей. Малыши должны соблюдать, хотя бы в общих чертах, обусловленный сюжетом и правилами способ выполнения движений.

По мере приобретения детьми двигательного опыта требования к выполнению движений должны увеличиваться. Вторая задача — приучать детей действовать в коллективе в соответствии с правилами игры.

При этом большое внимание уделяется воспитанию у детей организованности, дисциплины, умения сдерживать себя, выполнять двигательные задания по сигналу.

Выполнение этих задач зависит от того, как педагог сумеет привлечь малышей к игре, заинтересовать их. Одним из важнейших условий при этом является общение детей со взрослым и между собой.

Дети очень любят, когда взрослые участвуют в игре, но не просто ведущим, а непосредственным участником (птичкой, зайкой и т. п.). Воспитатель должен бегать, прыгать, ловить детей, показывая пример правильного выполнения движений. В таких случаях дети очень внимательно прислушиваются к каждому слову педагога, выполняют все его требования, охотно повторяют игры, хорошо их усваивают.

Большую роль на этапе предварительной работы с детьми играет объяснение правил. Необходимо рассказать, какие персонажи будут задействованы, какой характер имеет каждый герой (например, лиса — хитрая, медведь — неуклюжий и т. д.), при этом показать, каким голосом должен ребёнок озвучивать персонажа (медведя грубым голосом, лису — звонким. При этом лиса должна хитро зазывать детей.).

Важным условием, вызывающим у малышей интерес к игре, является непосредственное участие воспитателя в игре, проявление его заинтересованности.

Малышей не смущает то обстоятельство, что воспитатель, будучи, например, медведем, делает им замечания по выполнению движений, напоминает правила игры.

Они охотно подчиняются его указаниям и в то же время воспринимают его как активного участника игры. Дети 2–3 лет стараются подражать воспитателю в выполнении движений.

В процессе подвижной игры взрослый должен указывать на недостатки выполнения действий детьми, но делать это ненавязчиво, чтобы не отбить желания у ребёнка участвовать в процессе игровой деятельности. Если ребёнок плохо усвоил правила игры, лучше ещё раз напомнить ему.

При этом никогда нельзя критиковать ребёнка и повышать на него голос. Дети 2–3 лет обычно обижаются на такие замечания, и у них пропадает желание участвовать в коллективных играх, упражнениях.

Для совершенствования движений детей воспитатель в ходе игры может использовать разные приемы: показ, пояснения, указания, игровые образы.

Например, в игре «Мой веселый звонкий мяч» воспитатель предлагает детям подпрыгивать повыше, как мячики, может показать, как надо подпрыгнуть повыше и мягко приземлиться, поощряет малышей, хорошо выполняющих движение.

В процессе подвижной игры воспитатель следит за выполнением правил, за взаимоотношениями детей, за их состоянием. Все это очень важно, так как нарушение правил, например, со стороны большинства детей, или слишком возбужденное их состояние являются признаками утомления. В этом случае игру надо прекратить, переключить детей на более спокойную деятельность.

Непременным условием правильного руководства деятельностью детей является индивидуальный подход к каждому ребёнку во время игр. Сюжеты, правила и организация предложенных игр несложны, к тому же они вполне допускают выполнение заданий в соответствии с возможностями и желаниями каждого ребенка.

Таким образом, в процессе игры ребёнок 2–3 лет приобретает массу положительных эмоций. Он с удовольствием выполняет действия, которые показывает ему взрослый, следует определённому сюжету и правилам, а со временем у него повышается качество выполняемых им движений. Игра — это исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность.

Источник: https://moluch.ru/archive/209/51248/

Развитие движений у детей 1-2 лет. Стандарты преддошкольного образования

Создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности; содействовать развитию основных движений.

Учить ходить в прямом направлении, сохраняя равновесие и постепенно включая движения рук; влезать на стремянку и слезать с нее; подлезать, перелезать; отталкивать предметы при бросании и катании; выполнять движения совместно с другими детьми.

От 1 года до 1 года 6 месяцев

  • Ходьба и упражнения в равновесии.

Ходьба стайкой в прямом направлении по лежащей на полу дорожке.

Ходьба с помощью взрослого вверх по доске, приподнятой одним концом от пола на 10-15 см (ширина доски 25 см, длина 1,52 м), и вниз до конца. Подъем на опрокинутый вверх дном ящик (50 х 50 х 10 см) и спуск с него. Перешагивание через веревку, положенную на землю, или палку, приподнятую от пола на 510 см.

Ползание на расстояние до 2 м, подлезание под веревку (высота 50 см), пролезание в обруч (диаметр 50 см).

Лазанье по лесенке-стремянке вверх и вниз (высота 1м).

Катание мяча (диаметр 25 см) вперед (из исходного положения сидя, стоя). Бросание мяча (диаметр 68 см) вниз, вдаль.

От 1 года 6 месяцев до 2 лет

  • Ходьба и упражнения в равновесии.

Ходьба стайкой, ходьба по доске (ширина 20 см, длина 1,52 м), приподнятой одним концом от пола на 15-20 см. Подъем на опрокинутый вверх дном ящик (50 х 50 х 15 см) и спуск с него. Перешагивание через веревку или палку приподнятую от пола на 12-18 см.

Перелезание через бревно (диаметр 15-20 см), подлезание под веревку, поднятую на высоту 35-40 см, пролезание в обруч (диаметр 45 см). Лазанье по лесенке-стремянке вверх и вниз (высота 1,5 м).

Катание мяча (диаметр 20-25 см) в паре со взрослым, катание по скату и перенос мяча к скату. Бросание мяча (диаметр 6-8 см) правой и левой рукой на расстояние 50-70 см.

  • Общеразвивающие упражнения.
  1. В положении сидя на скамейке поднимание рук вперед и опускание их, отведение за спину.
  2. В положении сидя повороты корпуса вправо и влево с передачей предмета.
  3. В положении стоя наклоны вперед и выпрямление; при поддержке взрослого наклоны вперед, перегибаясь через палку (40-45 см от пола).
  4. Приседания с поддержкой взрослого.
  5. Подвижные игры
  • Формировать у детей устойчивое положительное отношение к подвижным играм.
  • Ежедневно проводить подвижные игры с использованием игрушки и без нее.
  • С детьми 1 года1 года 6 месяцев подвижные игры проводятся индивидуально. с детьми старше 1 года 6 месяцев — индивидуально и по подгруппам (2-3 человека).
  • Развивать основные движения детей (ходьба, ползание и лазанье, катание и бросание мяча).
  • Формировать умение двигаться стайкой в одном направлении, не мешая друг другу.
  • Развивать умение внимательно слушать взрослого, действовать по сигналу.
  • Примерный список подвижных игр
  • «Догони мяч»,
  • «Передай мяч»,
  • «Доползи до погремушки»,
  • «Догони собачку»,
  • «Маленькие и большие»,
  • «Поймай бабочку»,

«Где пищит мышонок?» и др.

Источник: http://klubkom.net/posts/35091

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector