Социальная адаптация в детском саду: как помочь ребенку снизить напряжение и привыкнуть к новому коллективу

Обычно отрицательные эмоции проявляются практически у всех детей, которые проходят адаптационный период. Как правило, ребенок выражает свое состояние палитрой плача: от хныканья до постоянного.

Здесь может наблюдаться и «плач за компанию», которым малыш, почти адаптированный к детскому саду, поддерживает новичка, пришедшего в группу.

Еще одно проявление – это депрессия: дети становятся подавленными и безучастными ко всему.

Социальная адаптация в детском саду

Отрицательные эмоции

Страх

Отрицательным эмоциям обычно сопутствует страх. Вряд ли Вы сможете найти ребенка, который не испытывал бы его хотя бы один раз во время адаптации к детскому саду. Малыш боится незнакомой обстановки, встречи с воспитателями и новыми детьми, а главное – что родители забудут его, уйдя на работу.

Гнев

У ребенка на фоне стресса иногда проявляется гнев, прорывающийся наружу. Во время адаптационного периода в детсаду или школе малыши настолько ранимы, что поводом для гнева может стать все что угодно.

Положительные эмоции

Первые дни адаптация в детском саду или школе обычно проходят без проявления положительных эмоций: новая обстановка его попросту пугает, поэтому малыш часто из задорного весельчака превращается в крайне закрытого, немногословного и порой плаксивого ребенка. Чем легче ребенок адаптируется, тем быстрее на его лице вновь появится улыбка.

Социальные контакты

Коммуникабельность может помочь ребенку успешно адаптироваться в новом коллективе. Но в первые дни пребывания в детском саду или школе у некоторых детей утрачивается и это качество.

Малыш бывает нелюдим, замкнут или проводит время в «гордом одиночестве».

Как только ребенок сможет наладить контакт с группой, проблемы адаптации к детсаду или школе пойдут на убыль – это и будет главным шагом к завершению адаптационного процесса.

Познавательная деятельность

На фоне стрессовых реакций познавательная деятельность обычно снижается и угасает. Поэтому дети, впервые придя в сад, часто не интересуются игрушками, а, например, в первые дни в школе не хотят знакомиться со сверстниками и узнавать, что происходит вокруг.

Речь

В результате стресса адаптация ребенка в детском саду может сопровождаться регрессией речи. Словарный запас малыша уменьшается, и он вдруг опускается на несколько ступенек вниз, употребляя при разговоре только облегченные или младенческие слова. Такая речь является следствием тяжелой адаптации детей.

Как ускорить адаптацию ребенка к детскому саду

Рассказать малышу о новом режиме дня

Для адаптации в детском саду важно дать ребенку понять, что воспитатель – «добрая тётя». Обращайтесь к воспитателю вежливо и доброжелательно.

Чтобы ускорить адаптацию ребенка к детскому саду, расскажите ему о режиме дня, который надо соблюдать. Объясните, что нужно слушаться воспитательницу, не отказываться от еды и дневного сна, даже если хочется поиграть или погулять. Не пугайте сына или дочку рассказами о наказаниях, лучше настройте его на то, как интересно будет в детском саду. Объясните, что малышей в группе много, поэтому воспитательница не сможет быстро реагировать на все просьбы.

Познакомить малыша с новыми условиями

В течение первого месяца приводите ребенка в детский сад только на 1-2 часа, например на время прогулки. Когда малыш немного привыкнет, оставляйте его в группе на полдня.

Если адаптация ребенка в детском саду проходит нормально, можно посещать его в обычном режиме.

Некоторые малыши не сразу привыкают к детскому саду, в этом случае родителям стоит поговорить с воспитателями и подобрать индивидуальный график.

Ограничить количество требований дома

В период, когда происходит адаптация в детском саду, постарайтесь временно ограничить дома количество запретов, ведь малыш и так постоянно с ними сталкивается, когда находится под присмотром воспитателей.

Разрешите ребенку побегать, поиграть с любимыми игрушками, немного покапризничать. За день у малыша накапливается много положительных и отрицательных эмоций, справиться с которыми он пока не в состоянии.

Это нормальное явление для детей дошкольного возраста.

Как ускорить адаптацию ребенка к детскому саду

Развивать познавательную мотивацию

Чтобы ускорить адаптацию ребенка к школе, постарайтесь развить у него интерес к учебе.

Расскажите, что уже скоро он сможет сам прочитать любимую сказку или подписать открытку бабушке, узнает много нового о животных, природе и разных странах.

Школа должна быть привлекательна для ребенка по понятным ему причинам, поэтому не стоит использовать сложные абстрактные аргументы, например «учеба поможет тебе вырасти умным».

Поддерживать ребенка

Социальная адаптация в детском саду Адаптация первоклассников к школе невозможна без помощи родителей: проявляйте интерес к школе, классу ребенка. Слушайте его.

Разделяйте вместе с малышом первые трудности, которые неизбежны во время адаптации ребенка к школе. Как можно чаще хвалите первоклассника за любое достижение – от правильно собранного портфеля до «пятерки» за контрольную работу. Если Вас огорчают поступки малыша, спокойно скажите ему об этом в корректной форме. К примеру, подойдет фраза «мне неприятно слышать, что в школе не довольны твоим поведением». Для ребенка в этом возрасте крайне важно мнение взрослых, поэтому он обязательно прислушается к Вашим словам.

Проводить больше времени с ребенком

В период адаптации ребенка к школе чаще разговаривайте с первоклашкой, спрашивайте, как складываются отношения с учителями и одноклассниками. В выходные сходите с малышом в цирк, в театр или на выставку, а в будни старайтесь проявлять как можно больше ласки и заботы.

Придерживаться режима дня

Продумайте распорядок дня малыша, ведь планировать свое время самостоятельно школа научит его не сразу. Повторение одних и тех же событий дает ощущение спокойствия и стабильности, а изменения могут привести к стрессу. Со временем соблюдение режима станет привычкой, и малыша не нужно будет каждый раз усаживать за выполнение домашней работы, заданной в школе.

Адаптация ребенка к школе всегда связана со стрессом и дополнительной нагрузкой на психику. Чтобы малышу было проще пережить период привыкания к изменениям в его жизни, стоит подобрать безопасный и эффективный успокаивающий препарат, положительно влияющий на внимание и усидчивость.

Астеновегетативный синдром при адаптации детей к новому коллективу

Астеновегетативный синдром – это достаточно распространенное явление у детей различных возрастов. Причиной его развития может стать любое нервное перенапряжение, в том числе во время адаптации ребенка к детскому саду или школе. Этот синдром сопровождается вегетативными нарушениями: снижение давления, учащенное сердцебиение.

Часто наблюдается непереносимость шума или яркого света, потеря аппетита, мышечная боль, расстройство сна, головная боль у детей . Ребенок становится раздражительным и плаксивым, у него может подняться температура. Следствием астеновегетативного синдрома может быть снижение концентрации внимания, памяти и интеллектуальной деятельности.

Все эти неприятные проявления могут значительно затруднить процесс адаптации малыша к детскому саду или школе.

Как Тенотен Детский помогает справиться с кризисом адаптации

Препарат разработан и создан по особой технологии специально для детского возраста. Тенотен Детский успокаивает, снимает тревогу, нервозность и раздражительность, которые часто наблюдаются у малышей в период адаптации к саду или школе.

В отличие от многих других средств, препарат можно давать ребенку с 3 лет, в том числе и при астеническом синдроме.

Было доказано, что курс лечения данным средством приводит к нормализации показателей вегетативного тонуса.

Исследователи подтвердили, что Тенотен Детский улучшает настроение, успокаивает, устраняет основные признаки астении (хронической усталости), способствует снижению капризности и раздражительности, за счет чего адаптация ребенка в детском саду или школе протекает более легко и спокойно.

Ребенок vs. детский сад – как мы все-таки привыкли

Сегодня пошла четвертая неделя, как Степка ходит в сад всерьез – на целый день. Пожалуй, последний месяц я нервничала не меньше, чем после выписки из роддома.

А ведь готовиться-то к торжественному вручению сына воспитателям я начала еще полгода назад… Зато теперь могу открыть настоящую школу молодого бойца для мам, выходящих из декрета.

Попробую собраться с мыслями и рассказать по порядку, как это было.

Итак, исходные данные: имеется ребенок-двухлетка, который умеет самостоятельно обращаться с ложкой, в развитии не отстает, характер имеет общительный, а иногда и буйный (весь в меня!).

Я решила делать все по уму: в первый день повела в сад знакомиться с воспитателями и группой. Сначала все было гладко: вместе посмотрели, как детки гуляют и играют, поздоровались с нянечками.

Вроде Степан заинтересовался, но уже минут через 20 начал капризничать, потом какой-то не в меру резвый ребенок цапнул приглянувшуюся ему машинку – тут уже сразу рев, поэтому пришлось идти из сада домой.

Это было в понедельник, потом еще пару дней мы туда ходили вместе в «тестовом режиме», а к четвергу я решила, что пора уже хотя бы час-два провести в детском саду без мамы. С собой взяли старого боевого друга, плюшевого енота, собрались с духом – и вперед. Ребенок явно подвоха не ждал, каждый день же вместе ходили, поэтому на выходе из дома капризов особо не было.

А тут я помахала ручкой, посмотрела, как он пошел в группу, и ушла. Не успела еще выйти из здания – уже донесся знакомый плач. Когда я вернулась, такого рева уже не было, хныкал, но держался. Кстати, воспитатели в саду вам в любом случае будут говорить, что все прошло отлично. Я нашей звонила, та отвечает ровным голосом, что все хорошо, а на заднем плане все тот же плач.

На следующей день пошли все прелести адаптации: никуда не пойду, одеваться не хочу и все в таком духе… Пока пыталась его собрать, даже умудрился укусить меня.

В саду вцепился в мою юбку, еле оторвали, сходу начал кидаться игрушками, кого-то даже толкнул… Дальше все знаю со слов очевидцев (воспитателей).

Итак, Степа где-то час плакал, потом сходил на прогулку и, видимо, от перенапряжения, дома у нас с режимом не ладилось, очень хорошо уснул, но на обеде ничего почти не ел. В два я забрала его из сада – и снова слезы, капризы и совершенно ужасное настроение у нас обоих.

Следующие несколько дней я с ребенком просто мучилась. Плач в саду, плач дома, катание по полу, истерики и плохой сон – это если вкратце. Ругать я его не стала, наоборот, прижимала и успокаивала – но безрезультатно все было. На всякий случай сходили к неврологу.

Врач «утешил», что еще как минимум неделю Степан будет привыкать, и это еще норма. Порекомендовал таблетки, которые помогут нервную систему разгрузить и быстрее адаптироваться (детский тенотен). Еще посоветовали мне от малыша многого не требовать и быть с ним помягче.

Облегчение пришло как раз к началу третьей недели. Я наконец-то смогла со Степкой нормально разговаривать, до этого при одном слове «сад» начиналась истерика.

Обсуждали, как прошел день, он мне на своем языке односложно пытался что-то рассказать (с речью у нас пока все не очень ровно – еще просто рано ему). Заметно, что в целом в садике ему нравится.

Ну вот, сейчас вроде все нормально, я свято верю, что теперь до самой школы все будет относительно терпимо. Хотя нам еще предстоит кризис трех лет, но ничего, справимся.

Источник: https://tenoten-deti.ru/articles/adaptatsiya-detey-k-kollektivu/

Социальная адаптация детском саду

Социальная адаптация в детском саду

Социальная адаптация в детском саду

Но мы немного отвлеклись от темы. Отправиться утром в садик без капризов – это только половина дела, важно еще позаботиться о социальной адаптации в детском саду. Вы же хотите, чтобы у ребенка не было проблем с адаптацией во взрослой жизни? Поэтому читаем дальше.

Прежде ответим на вопрос: «Что такое социальная адаптация в детском саду ?». По сути, это то, насколько хорошо у ребенка получается влиться в детский коллектив и найти в нем свое место. Рассмотрим несколько важных моментов, которые помогут ему в этом. Итак…

  1.  Научитесь видеть в нем личность. Вам уже давно следовало осознать, что ребенок – это не часть мамы, это другой человек, который во многом не похож на вас.
  2.  Учите кроху самостоятельности. Помните фразу «инициатива наказуема»? Так вот, пришло время ее опровергнуть и поощрять инициативность и самостоятельность ребенка. Естественно, если это не приводит к неприятным последствиям. Для начала советуем прочесть: как научить ребенка самостоятельно есть .
  3.  Объясните ребенку, как вести себя в конфликтных ситуациях. Детские ссоры неизбежны и малыш должен быть к ним готов. Он должен осознавать, что не все его действия могут понравиться окружающим, и не исключены конфликты, в которых свою правоту нужно уметь отстоять. И ваша задача сейчас – научить ребенка защищаться .
  4. Больше дел делайте вместе. Причем не желательно даже не вдвоем, а втроем или вчетвером. Это относится к прогулкам, играм, уборкам и еще сотням разных дел. Подобное времяпровождение значительно ускорит социальную адаптацию в детском саду, ведь малыш придет туда с опытом работы в команде.

Не пугайте ребенка садиком! Наоборот, нужно говорить о нем только положительно, тем более что польза детского сада достаточно велика и, особенно, в плане социальной адаптации.

И последнее. Группы могут быть переполнены, вы столкнетесь с тем, что ребенок болеет в детском саду. особенно первое время, вам долго до него добираться и т. д. Несмотря на все это, социальная адаптация в детском саду очень важна. Она дает малышу уникальную возможность искать свое место в коллективе и учиться строить отношения со сверстниками. А это главное!

Социальная адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада средствами народного фольклора

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Педагоги и родители обеспокоены тем, чтобы ребёнок, входящий в мир, стал успешным. В этом сложном процессе становления человека, его социализации, немаловажным становится то, как ребёнок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни и реализовать собственный потенциал.

В законодательных и нормативно-правовых документах в области образования, принятых в последние годы в Российской Федерации, подчёркивается, что стратегической задачей образования является конструирование таких образовательных систем, в условиях которых ребёнок получал бы запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, необходимых для того, чтобы адаптироваться в любой ситуации.

Проблема социальной адаптации детей и педагогических условий её успешного протекания в ДОУ представляет интерес для современной педагогики детства.

Разработкой теоретических основ социальной адаптации занимается социальная педагогика, истоки которой лежат в народной педагогике.

Исследователи народной педагогической культуры дают высокую оценку роли народного фольклора как средства самовыражения ребёнка, которое позволяет успешно решать различные задачи, связанные с умственным развитием и регуляцией поведения, формирования отношений между детьми и становлением самостоятельной деятельности ребёнка.

Традиционно под социальной адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него социальную среду и приспособления к её условиям.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или к негативным.

При этом выделяются два основных критерия успешной социальной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования социальной среды)

К сожалению, некоторые педагоги и родители к этой проблеме относятся недостаточно серьёзно: ничего, переплачет . На самом деле характер адаптации ребёнка раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния его здоровья в ходе приспособления не только к детскому саду, но и к школе

Перестройка имеющихся динамических стереотипов ребёнка в период адаптации приводит к определённому нервному напряжению, в результате которого происходят изменения не только в вегетативной регуляции, но и нарушается эмоциональное состояние детей. Чем внезапнее изменяется окружающая среда, тем серьёзнее сдвиги в эмоциональном состоянии малыша

Именно поэтому необходимо создание педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования благоприятной эмоциональной среды в адаптационный период детей раннего возраста.

Нормализовать и повысить эмоционально-положительный фон, сгладить негативное влияние адаптационного периода поможет народный фольклор в силу его интонационной выразительности, а также других жанровых особенностей – речевых, смысловых, звуковых

Народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создаёт эмоционально благоприятную обстановку для детей. Слушая и участвуя в фольклорных произведениях, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий.

Народное искусство своей жизнеутверждающей основой, яркостью образов вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывают смех задорная пляска, игры, хороводы – всё это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате уходят страх, тревожность, угнетённое состояние.

Появляется спокойствие, чувство защищённости, уверенность в себе, своих силах, ощущение радости.

В раннем возрасте произведения народного фольклора являются сферой социального творчества ребёнка, фактором социализации его личности.

Интенсивно развивающееся понимание речи, расширение практического опыта детей раннего возраста создают предпосылки для использования в своей работе произведений материнского фольклора. Целый мир разнообразных образов и персонажей окружает маленьких детей в пестушках, потешках, колыбельных песенках, заговорах, прибаутках, сказках.

  1. Подбирая тексты материнского фольклора для малышей, мы придерживалась следующих принципов:
  2.  в содержании текста должны быть отражены стороны жизни, события, яркие впечатления, бывшие в опыте ребёнка, или те, которые можно воспроизвести с тем, чтобы конкретизировать какие-то значимые стороны его жизни;
  3.  осуществление системного подхода к ознакомлению детей с окружающим миром – с ориентировкой на человека. Действия ребёнка в различной обстановке, например, в быту – умывание, одевание, приём пищи; в труде – стирка, шитьё; в творчестве – пении, танцах;
  4.  сочетание поэтапного чтения и прослушивания текста с синхронным инсценированием – широкое применение наглядности;
  5.  по возможности активное, действенное участие детей в ходе инсценирования и прослушивания текста;
  6.  использование традиционного материнского фольклора, бытовавшего у русского населения Среднего Урала.
  7. Нами разработана система использования фольклорного материала в повседневной деятельности детей раннего возраста, поступающих в детский сад, включающая в себя тематический план, методические рекомендации для педагогов и родителей, подбор фольклорного материала.

Использование педагогом народного фольклора в повседневной жизни детей положительно влияет на эмоциональную сферу ребёнка. Но эта линия не должна прерываться с уходом ребёнка домой. Поэтому необходимо активное взаимодействие воспитателя, родителей и самого ребёнка.

Источник: https://orebenkah.ru/adaptacija-detej/socialnaja-adaptacija-detskom-sadu.html

Адаптация ребёнка в детском саду

В данном случае мы понимаем под адаптацией в первую очередь социальную адаптацию (социализацию) ребёнка, а также его физиологическую адаптацию к условиям его пребывания в детском саду и других коллективах.

Адаптация социальная (социализация) ребёнка — это процесс усвоения им определённых образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, навыков, знаний и умений, которые дают ему возможность успешно функционировать в обществе.

Процесс социализации ребёнка начинается с его рождением и заканчивается, как правило, с выходом его в самостоятельную жизнь. Сперва идёт семья, ребёнок учится строить отношения с самыми близкими для него людьми, потом наступает период социализации групповой, в малых и больших группах, гендерной (половой) социализации, организационной социализации.

Речь пойдёт о вступлении ребёнка в период групповой социализации, причём, в период социализации в малых группах. Идеальным местом для начала такой адаптации является детский сад.
Для ребёнка детский садик, несомненно, является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Человек — существо социальное, и умение его общаться с другими членами общества во многом определяет его жизнь, её стиль и качество. Но этому необходимо учиться.

И учиться нужно в обществе, коллективе, ведь ни одна нянечка или гувернантка, ни одна бабушка, даже большая семья не заменят коллектива, детского сада ребёнку в первую очередь потому, что в таком случае фактически ребёнок оказывается исключённым из общения со сверстниками. А именно в детском саду его окружают в основном сверстники.

Родителям важно уяснить, что когда приходит время ребёнку взрослеть, а родителям «разорвать пуповину», то это волевой акт, сопряжённый с трудностями, это работа, направленная на помощь ребёнку в новом для него этапе жизни. А если Вы сомневаетесь, колеблетесь, думаете попробовать, а понравится ли малышу или нет, то лучше не начинать.

Итак, подыскивая ребёнку детский сад, родители зачастую переживают, а как там примут ребёнка, а как он войдёт в новый коллектив, будут ли о нём полноценно заботиться, кормить, поить, укладывать спать и т.д. Все это волнение объяснимо, так как родители в первый раз оставляют своё чадо с незнакомыми людьми. Первое, о чем стоит подумать, вот что: если Вам понравился коллектив, педагоги, Вы довольны помещением, оборудованием, если в целом детский сад произвёл на Вас благоприятное впечатление, то оставьте свои волнения и сосредоточьтесь на том, как лучше помочь ребёнку войти в новый этап его жизни.

Дети при поступлении в детский сад ведут себя по-разному. Одни приходят уверенно, всё вокруг внимательно изучают, выбирают себе занятие, начинают играть.

Другие это делают осторожно, больше наблюдают, могут заниматься тем, что предлагает воспитатель.

А есть такие, кто никак не может или не хочет оторваться от родителя (обычно от мамы), проявляют негативизм к незнакомым, громко плачут. чем объясняется такое разное поведение детей?

Причины могут быть разными:

  • несовпадение режима дома и в детском саду;
  • наличие отрицательных привычек в данном возрасте (например, сосание соски, укачивание при укладывании и т.д.
  •  неумение занять себя игрушкой или каким-то иным занятием;
  •  нет сформированных культурно-гигиенических навыков;
    раздражает, пугает, волнует непривычная обстановка, незнакомые люди;
  • темперамент.

Однако основной причиной такого поведения является отсутствие навыка общения с другими людьми, взрослыми и детьми, то есть налицо недостатки самого первого этапа социализации ребёнка. Особенно сильно страдают те дети, опыт общения которых был сужен до минимума, ограничен только рамками семьи: мама, папа, бабушка, дедушка.

В таком случае наличие других детей у такого ребёнка может вызвать дискомфорт, стремление уединиться, скрыться. В таком случае ребёнку, конечно же, нужно дать уединиться, а не привлекать его в коллектив детского сада сразу. Наблюдая за происходящим со стороны, такой ребёнок вливается в коллектив постепенно.

В любом случае, попадая в детский садик, ребёнок учится действиям в той или иной обстановке, построению взаимоотношений с другими членами коллектива, а самое главное, он познаёт себя, границы своих возможностей.
Общение ребёнка тесно связано с игрой, учёбой, трудом, оно воспринимается как само собой разумеющийся процесс.

Профессиональные педагоги развивают у детей все эти навыки в игровой форме, с интересом. Так ребёнок учится играть, познавать мир, трудиться, успешно общаться.
Естественно, что дети, которые в соответствии с возрастом имеют сформированные навыки общения, культурно-гигиенические навыки, быстрее и безболезненнее привыкают к новой для них обстановке в детском саду. Такие дети, как правило, более успешные, крепкие и здоровые.

Подыскивая детский сад для своего ребёнка, также важно обращать внимание на уровень профессионализма работников детского сада, ибо от этого очень зависит, насколько эффективно и правильно будет проходить процесс адаптации ребёнка в коллективе.

Условия успешной адаптации.
Самое важное, что необходимо родителям, — так это формирование у ребёнка положительной установки идти в детский сад. В самую первую очередь это зависит от настроения самих родителей.

При ребёнке необходимо воздерживаться от тревожных и негативных суждений о детском саде, а наоборот акцентировать внимание на радостных и положительных моментах. Дети ещё не владеют речью настолько, чтобы выразить свои эмоции, но, накопившись, они (особенно негативные) могут проявиться в виде слёз, крика, даже истерики.

К детским слезам относиться с паникой ни в коем случае нельзя. Просто малыш требует своего. Педагоги и родители в таких случаях должны набраться терпения, вести себя спокойно, доброжелательно, ласково и уверенно.
Как правило, родители ребёнка жалеют, особенно, когда он начинает плакать.

Мамы начинают устраивать своему чаду долгие «слёзные прощания», но тем самым вселяют в малыша тревогу. Поэтому будет лучше, если в первые дни ребёнка в садик будет приводить папа, бабушка или дедушка, так как ребёнок, как правило, с ними расстаётся легче, чем с мамой.

При расставании нужно с ним попрощаться ласково, спокойно и с радостью. Спокойствие и уверенность от родителя передаётся ребёнку, и он быстрее успокаивается и быстрее привыкает к ласковому и доброму воспитателю.

В период адаптации могут происходить нарушения сна, пропадание аппетита, затруднение переноса уже полученных навыков в новую обстановку, например, ребёнок в новой обстановке может перестать пользоваться горшком или отказываться от пищи полностью или частично. В таких случаях нужно проявлять терпение, спокойствие и, например, пусть обед будет заменён перекусами.

В период социализации в детском саду у ребёнка, ка правило, обостряется потребность контакта со взрослыми. Эту потребность необходимо терпеливо удовлетворять. В ранние годы жизни дети очень привязаны к маме. Чтобы ребёнку было легче адаптироваться, можно в группе иметь маленький домашний фотоальбом.

Режим адаптации.

Адаптация — процесс индивидуальный и может пройти и за 3 недели, а может растянуться на 3 месяца. Самое важное в этот период: согласованность действий родителей. Адаптацию желательнее всего начинать с понедельника. Обычно ребёнок забывает то, что было несколько часов назад, поэтому для него вспомнить то, что было накануне, очень сложно.

За неделю же у него эти воспоминания усиливаются. Поэтому на следующей неделе ему войти в колею будет легче. А вот, например, недельный визит к бабушке в период адаптации может сильно навредить течению этого процесса.
Стабильность и постоянство — важный залог успешной и быстрой адаптации.
Кроме социализации необходимо также обратить внимание на адаптацию физиологическую.

Организм ребёнка, попав в новые условия, новый микроклимат (незнакомые микроорганизмы, например), начинает на это реагировать. Защитные реакции организма — это, как правило, насморк, кашель, повышение температуры. Родителям необходимо правильно распознавать на эти симптомы: действительно их ребёнок заболел или это просто такая защитная реакция организма на изменение внешних условий.

К стати сказать, и у взрослых случается подобная реакция на изменение внешних условий, так что, ничего страшного. Во-первых, никакой паники. Это нормальная защитная реакция. При первых её проявлениях нужно прекратить посещение садика до выздоровления малыша.

Организовать ребёнку, обильное питьё, покой, тишину, спокойные игры, чтение книг, просмотр мультфильмов в чистом хорошо проветриваемом помещении. Во время принятые адекватные меры позволят организму малыша быстро справиться с недомоганием. Лечение на Ваше усмотрение или по рекомендациям врача.

Наибольшей ошибкой является лечение «по ходу», когда приводят нездорового ребёнка и дают микстурки, капельки, пилюли, чтобы сбить температуру, например. «А на выходных подлечимся». Такая практика неприемлема, ибо в первую очередь она нарушает у ребёнка иммунитет, т.к. ребёнку нужен покой для мобилизации сил на преодоление болезни. Однако, реакция родителей должна быть здравой, т. к.

чрезмерное увлечение лекарственными препаратами и сидение дома на больничных всякий раз, как только ребёнок чихнул или шмыгнул носом, могут вместо желанного выздоровления привести к противоположным результатам и сниженному иммунитету.
Помимо этого существует ошибочное мнение, что «дети с соплями» заражают окружающих.

На самом деле дети заражаются в инкубационный период, когда вирус летает в воздухе, в то время, как сопли — это просто ответ организма на деятельность вирусов или вообще это могут быть аллергические проявления.
Очень важная задача воспитателя в первую очередь успокоить родителей, что их малышу будет хорошо и комфортно, что с ним работают профессионалы, что ребёнок будет всесторонне охвачен.

Родители в свою очередь должны внимательно прислушиваться к советам педагогов, психолога и стремиться их исполнять.

Рекомендации родителям:

  • Настраивайте ребёнка на положительный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
  •  Расставайтесь с ребёнком легко и быстро. Долгие прощания вызовут у малыша тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать.
  • Если ребёнок очень тяжело переживает разлуку с матерью, то желательно, чтобы первые несколько недель ребёнка отводил отец, бабушка или дедушка. Старайтесь забирать ребёнка пораньше.
  • Создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
  • Щадите нервную систему ребёнка.
  • Уменьшайте нагрузку на нервную систему.
  • На время прекратите походы в кино, цирк, сократите время просмотра телевизора.
  • Как можно раньше сообщите воспитателям о личностных особенностях малыша.
  • Одевайте малыша строго в соответствии с сезоном, а также в соответствии с температурой в группе.
  • Создайте в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
  • Не реагируйте с гневом или раздражением на выходки ребёнка и не наказывайте его за детские капризы в этот период.

При явных изменениях в обычном поведении ребёнка следует как можно раньше обратиться к психологу или детскому врачу.

Источник: http://nasledie27.com/adaptaciya-rebenka-v-detskom-sadu/

Образовательный портал

Социализация представляет собой комплекс социальных и психических процессов, благодаря которым происходит усвоение человеком знаний, норм и ценностей, определяющих его как полноправного члена общества. Это непрерывный процесс и необходимое условие оптимальной жизнедеятельности личности. Процесс социализации начинается с появлением человека на свет и продолжается вплоть до конца его жизни.

Приход в детский сад  коренным  образом  меняет  положение ребенка.

Вся его жизнь, поступки, отношения  со сверстниками и с взрослыми  рассматриваются теперь  через призму  норм,  моралей, обязанностей.

У ребенка в процессе социализации складывается определенная модель мира, система социальных представлений и обобщенных образов, например, образ Родины, образ хорошей семьи, образ счастливой жизни.

Адаптация — это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Поэтому темпы адаптации у разных детей будут различны.

В старшем дошкольном возрасте общение со сверстниками особенно важно для закладывания характера, формирования личности.

В этом сложном процессе становления человека и его социализации немало зависит от того, как ребенок в первые годы жизни адаптируется в мире людей (взрослых и сверстников), в образовательных детских дошкольных учреждениях, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Часто приходя в новый коллектив людям нужно некоторое время, чтобы привыкнуть — адаптироваться.

Детям не только нужно адаптироваться, но и научиться жить в коллективе, кроме того социальное окружение (детский коллектив, взрослые) тоже должны адаптироваться к индивидуальным особенностям ребёнка, иными словами социальная адаптация это сложенная работа личности, среды, сверстников, и родителей.

Особого внимания требуют дошкольники, так как именно в этом возрасте происходит первичная ориентация всей будущей жизни, закладываются духовно-нравственные основы личности, формируется первый неоценимый опыт взаимодействия с обществом. Именно этот возраст является главным для формирования и развития большинства жизненно важных психических образований. В дошкольном возрасте перестраивается вся мотивационно-потребительская сфера человека. Ошибки и просчёты в воспитании, допущенные в этом возрасте, могут нанести непоправимый вред личности ребёнка.

Социальная адаптация– это вхождение ребенка в коллектив сверстников, принятие норм, правил поведения, существующие в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

Причины, приводящие к нарушению социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста:

  •  Заболевания, нарушающие работу нервной системы. Например, при СДВГ дети невнимательны, импульсивны, слишком активны, что является причиной отвержения их окружающими; атопический дерматит и бронхиальная астма изменяют общий нервный фон: такие дети более капризны, плаксивы, несдержанные.
  •  Особенности эмоционально-волевой сферы, среди которых можно выделить повышенный уровень тревожности, агрессии, медлительность, застенчивость.
  •  Несформированность коммуникативных умений, трудности в общении со взрослыми и сверстниками. Именно этот фактор чаще всего является причиной нарушения социальной адаптации.
  • Неумение самостоятельно разрешать конфликтные ситуации: нетерпимость к сопротивлению со стороны партнеров по деятельности, уход от ситуации и т. д.

Решению задач социальной адаптации помогает раздел  ФГОС социально-коммуникативное развитие для детей дошкольного возраста. Оно  включает в себя следующие параметры:

  • уровень сформированности чувства принадлежности к своей семье, уважительного отношения к окружающим;
  • уровень развития общения ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • уровень готовности ребенка к совместной деятельности со сверстниками;
  • уровень усвоения социальных норм и правил, нравственное развитие ребенка; уровень развития целенаправленности и самостоятельности;
  •  уровень формирования позитивных установок по отношению к труду и творчеству;
  • уровень формирования знаний в области безопасности жизнедеятельности (в различных социально-бытовых и природных условиях);
  • уровень интеллектуального развития (в социальной и эмоциональной сфере) и развитие эмпатийной сферы (отзывчивость, сострадание).

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительное отношение к детскому саду. Чтобы облегчить ребенку адаптацию в детском коллективе, необходимо обращать внимание на развитие его коммуникативных навыков задолго до поступления в детский сад.

Развитие навыков общения с детьми

  1.  Способствовать его контактам с детьми во дворе и дома.
  2.  Стараться не вмешиваться в его общение с другими детьми (по крайней мере, пока нет открытого конфликта).

Создавать ему время от времени своего рода безопасные трудности. Например, иногда над ребенком можно подтрунивать — добродушно. Необходимо научить малыша не пасовать перед проблемами, не бежать сразу за помощью, но и не отвечать на обиду агрессией.

Развитие навыков общения со взрослыми

  • Подробности прогулки или поездки с кем-то из родителей непременно обсуждать дома (попросить ребенка рассказать другому родителю о прогулке).
  • Вводить запреты и правила, начиная с конца первого года жизни.
  • Не отгораживать ребенка от реальной жизни. Развивать его устойчивость к стресс-факторам, случающимся в повседневной жизни, способствовать формированию уверенности в себе.
  •  Научить ребенка говорить «нет», особенно тем взрослым, которые предлагают ему неприемлемые для него вещи.
  •  Для безопасности ребенка важно научить его не идти за незнакомыми взрослыми и сообщать родителю о любом случае, когда кто-то его просит о чем-то «папе с мамой не говорить» — за этой просьбой может скрываться опасность.
  •  И сверстникам, которые могут его подбивать на какой-нибудь неблаговидный поступок, тоже нужно уметь отказать.

В дошкольном возрасте должны быть сформированы так называемые внутренние этические инстанции, т. е. ребёнок должен усвоить, что такое хорошо, а что такое плохо. Для усвоения понятий «добро» и «зло» ребёнок должен видеть их проявления в том социальном окружении, где он находится, и не просто видеть, а научиться их различать.

В современном мире современные дети постепенно теряют ориентиры, мир, где иногда происходит открытая инверсия: подмена добра злом. Такие социальные «предложения» мешают ребёнку различать чёрное и белое, потребное и непотребное, а значит, ему трудно будет ориентироваться в мире.

Часто это проявляется в форме отождествления себя с отрицательным персонажем, который кажется ребёнку привлекательным.  Для ребенка новая социальная среда,  несомненно, является  неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Правильное и всестороннее воспитание служит фундаментом успешной и насыщенной жизни в социуме, гарантирует социальную активность в будущем каждого ребёнка, а значит, и развитие общества в целом.

А поскольку игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому использование игры в целях социальной адаптации ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации, как члена общества, и будет способом решения этой задачи.

Игра издавна славится своими воспитательными особенностями.

Плеханов считал, что игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающего поколения к жизни в этом обществе и как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми.

Самым эффективным способом  социализации детей в детском коллективе  являются коммуникативные игры. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.

 Цели и задачи:

  • чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров;
  •  умение устанавливать  доброжелательные отношения, замечать положительные качества других  и выражать это словами, делать комплименты;
  • умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом;
  • развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия;
  • создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.

С помощью этих игр у детей:

  • Снимаются телесные зажимы;
  • Происходит эмоциональная разрядка;
  • Развиваются воображение, мимика и жестикуляция;
  • Активизируется внимание;
  • Проявляются навыки правил поведения;
  • Повышается самооценка.

Ниже представлены некоторые из игр, развивающих коммуникативные навыки:

Игра «Вежливые слова» учит уважению и вежливости. Дети становятся в круг и бросают друг другу мяч, произнося вежливые слова приветствия, извинения, прощания или благодарности;

Игра «Подарок на всех»развивает умение дружить, понимать и радовать других. Детям по очереди дается задание: «Если ты вдруг стал волшебником, что ты всем нам подаришь?» В конце игры провести конкурс, чей подарок самый лучший;

Игра «Волшебный букет цветов»учит замечать положительные качества других детей, делать комплименты, быть внимательным, развивает доброжелательные отношения. На полу расстелить кусок зеленой ткани. Это лужайка.

Чего на ней не хватает? Цветов. Нужно украсить эту полянку цветами из лепестков, каждый лепесток – это комплимент, доброе и нежное слово любому малышу.

Таким образом, взрослый подводит к мысли, что нужно быть добрым и внимательным к окружающим и украшать жизнь хорошими словами;

Ситуации — коммуникативные игры для детей, которые способствуют умению выражать свои мысли, вступать в разговор, обмениваться чувствами и переживаниями.

Детям предлагается разыгрывание различных ситуаций: познакомься с незнакомыми детьми, помири поссорившихся мальчиков, пожалей брошенного котенка, успокой плачущего ребенка, попроси понравившуюся тебе игрушку, поговори с кем-то по телефону и т.д.

Игра «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся». В этой игре развивается умение понимать другого человека и способность выражать свои чувства.

Дети разбиваются на пары, садятся напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки, закрывают глаза, а затем выполняют команды воспитателя: руки находят руки напарника, руки знакомятся, руки узнают друг друга, руки ссорятся, руки мирятся, руки расстаются друзьями.

Игра «Клеевой ручеёк» развивается умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

Игра «Слепец и поводырь» развивается умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению. Дети разбиваются на пары: “слепец” и “поводырь”.

Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями.

Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”. По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

Игра «Коврик примирения»направлена на  развитие коммуникативных навыков и умение разрешать конфликты. Придя с прогулки, воспитатель сообщает  детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице.

Приглашает противников  присесть  друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении  «Как поделить игрушку».

Игра «Закорючка»развивает уважение в общении. Уметь учитывать интересы других детей. Воспитатель предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения.

Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение.

Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д. В конце определяют победителя игры.

Во многом  успех социальной адаптации детей дошкольного возраста зависти от компетентности воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Воспитатель служит для них эталоном.

Поэтому для повышения уровня нравственности, воспитатель сам должен соответствовать этому эталону. Он открывает дошкольнику мир социальных взаимоотношений, правил поведения в обществе.

Если воспитатель будет служить образцом нравственности, правильно оценивать поступки детей, переводить знания о нормах морали в практические умения, то развитие дошкольника будет стремительно расти.

И не маловажным условием на успешную адаптацию ребёнка к новым условиям жизни в детском коллективе, является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция и родителей, и педагогов, что имеет прямое положительное влияние.

Источник: http://ext.spb.ru/211-03-29-09-03-14/89-preschool/9291-sotsialnaya-adaptatsiya-detej-doshkolnogo-vozrasta-problemy-i-resheniya.html

Социальная адаптация в детском саду. Как помочь ребенку адаптироваться в коллективе?

Большинство детей начинают ходить в садик в возрасте 2-4 лет и многие при этом сталкиваются с определенными психологическими проблемами. Что такое социальная адаптация в детском саду и как помочь маленькому ребенку преодолеть этот кризис?

Социальная адаптация в детском саду — это проблема, с которой приходится сталкиваться практически всем малышам. При этом у каждого ребенка период «психологической притирки» может протекать по-разному.

То, что малыш испытывает определенный стресс, можно понять. До момента похода в садик ребенок находится, в основном, с мамой и малышу сложно смириться с тем, что теперь ему нужно регулярно расставаться с самым близким человеком.

На этом этапе родителям очень важно оказать крохе психологическую поддержку, быть к нему особенно внимательным. Возможно, стоит больше времени проводить вместе.

Ребенок должен отчетливо понимать, что его пребывание в саду носит временный характер, а вечером мама обязательно заберет его домой и они погуляют на детской площадке или сходят куда-нибудь.

Первое время можно водить ребенка в сад не на целый день. Забирать малыша можно после утренней прогулки или после обеда. Постепенно время пребывания крохи в садике можно увеличивать. Родителям стоит наладить контакт с педагогами, чтобы контролировать ситуацию.

Очень важно знать, с какими проблемами сталкивается ребенок, насколько комфортно он чувствует себя в окружении сверстников. Если крохе сложно наладить контакт с другими воспитанниками, можно помочь ему в этом. С более старшими детками можно просто обсудить проблему.

Малышам следует объяснять все в игровой форме, так как такой способ преподнесения информации более информативен.

В каждом детском саду есть педагог-психолог. Если возникают серьезные проблемы, связанные с адаптацией ребенка в новом коллективе, можно всегда обратиться к этому специалисту. Он поможет малышу пережить сложный период безболезненно.

Специалисты советуют молодым родителям принимать в жизни детей более активное участие. При первичном поступлении ребенка в садик рекомендуется походить в группу вместе с малышом. В большинстве дошкольных учреждений это не запрещается, а, наоборот, приветствуется.

Ходить в садик можно начинать с прогулки, либо приводить ребенка на 1 час, а затем забирать его. Но слишком сильно затягивать с адаптацией не нужно. В этом случае малыш может привыкнуть, что за ним приходят в определенное время. Перейти в другой режим будет сложно.

В некоторых садиках действуют группы кратковременного пребывания. В них можно оставлять ребенка на 2-3 часа. Этот вариант посещения дошкольного учреждения идеален для маленьких детей.

Специалисты установили, что у ребенка гораздо больше шансов освоиться во вновь набранном коллективе, чем в уже сложившемся. Если есть возможность выбора, предпочтение следует отдать группе, которая была сформирована недавно. Будет очень хорошо, если ребенок начнет ходить в садик вместе с кем-то из своих друзей.

Ему будет гораздо приятнее видеть в ближайшем окружении уже знакомое лицо. Некоторые мамы намеренно отдают детей в группы, куда уже ходят дети соседей, друзей. В данном случае можно надеяться на то, что малыш пройдет сложный для него период без слез и истерик.

Немаловажным является и атмосфера в коллективе, личные качества воспитателей и младших педагогов.

Прохождение социальной адаптации возможно не только при зачислении малыша в сад, но и при переводе в другую группу. Проблемы могут возникнуть и при смене воспитателей. В группах, в которых педагоги меняются часто, дети чувствуют себя не очень комфортно.

Социальная адаптация к детскому саду у детей может протекать по-разному. Задача заботливых и любящих родителей в данной ситуации — помочь ребенку справиться со всеми возникающими проблемами и стать для него надежной поддержкой и опорой.

Источник: http://www.pinetka.com/deti/obuchenie-i-vospitanie/sotsialnaya-adaptatsiya-v-detskom-sadu-kak-pomoch-rebenku-adaptirovatsya-v-kollektive.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector