Упражнения для развития зрительной памяти у детей

Как только ребенок идет в школу, родители неминуемо сталкиваются с ситуациями, когда чадо становится рассеянным, отрешенным. И даже если с вечера всей семьей учили стихи, заданные учителем, то утром он едва может вспомнить пару строк. В полный рост перед семейством встает вопрос — как улучшиться память ребенка и как отличить проблемы с памятью от других проблем, преимущественно психологического плана, и банальной лени.

В этой статье мы расскажем, как проверить память ребенка и как ему помочь ее улучшить.

7 упражнений для развития зрительной памяти у детей 7 упражнений для развития зрительной памяти у детей 7 упражнений для развития зрительной памяти у детей

Развитие памяти у детей

На вашего сына или дочку с началом обучения в школе ложится новая и непривычная ответственность: раньше все было просто и понятно, сейчас с ребенка требуют и в школе, и дома. От этого большинство детей впадает в тот самый период, который называют кризисом 7 лет.

Они боятся не оправдать ожиданий самых дорогих для них людей — родителей, и уже начинают опасаться насмешек со стороны сверстников. От постоянного нервного напряжения страдает нервная система, дети становятся забывчивыми, рассеянными.

Временное ухудшение памяти в этом возрасте является вариантом нормы развития.

7 упражнений для развития зрительной памяти у детей 7 упражнений для развития зрительной памяти у детей

Но есть и ребята, которым учеба дается легко и непринужденно.

Однако и у них бывают «пробелы» в памяти, но связаны они скорее с ленью в той или иной степени. Чтобы понять, почему ребенку в одно ухо влетает, а из другого вылетает, нужно внимательно наблюдать за чадом, чаще говорить с ним, меньше требовать и отказаться от всяких проявлений категоричности.

7 упражнений для развития зрительной памяти у детей

Проверить способности к запоминанию, хранению и воспроизведению информации можно самостоятельно. Для этого существует несколько простых тестов на память:

  • Тест Лурия. Эта методика исследования покажет, насколько у ребенка развита произвольная память, именно она является важнейшим элементом процесс обучения. Проводите тестирование в спокойной обстановке, желательно, в тихой комнате, чтобы ребенка ничто не отвлекало. Попросите чадо сесть поудобнее и постараться запомнить слова. Называйте без лишний спешки (с паузой в 2-3 секунды) десять слов, которые ребенок хорошо знает, но они не должны быть связаны между собой логически. Пример: кошка, школа, ложка, качели, лес, варенье, машина, море, молоко, слон.

7 упражнений для развития зрительной памяти у детей

Попросите ребенка воспроизвести те слова, которые он запомнил, и отмечайте на бумаге, сколько слов и какие из них он запомнил сразу.

Потом повторите словесный ряд и дайте вторую попытку, это даст возможность понять, какие слова чадо «зафиксировало» в голове во вторую очередь. Поблагодарите его и отложите продолжение теста на потом. Через час-полтора попросите ребенка вспомнить, какие слова вы называли, так станет ясно состояние способностей к воспроизведению новой информации (отложенное запоминание).

Если ребенок вспомнил 3-4 слова при первом подходе — это говорит о нормальной способности к запоминанию. При второй попытке чадо с нормальной памятью должно воспроизводить не менее 6-7 слов. Через час ребенок должен вспомнить не менее 6 слов. При высоких запоминающих способностях ребенок после второй попытки сможет назвать от 8-10 слов, а при низких показателях — от 0 до 2.

7 упражнений для развития зрительной памяти у детей

  • Тест Смирницкой. Этот тест позволит оценить состояние зрительной памяти, важной для учебы. Положите перед ребенком 10 картинок с самыми разными предметами (мяч, земляника, воздушный шар и т. д.), дайте ему две минутки, чтобы внимательно посмотреть на весь ряд, а потом попросите отвернуться и уберите 1-2 или даже три карточки. Попросите чадо ответить, чего не хватает. Если ему это удается с первой попытки, то все в порядке, но если даже с пятой попытки чадо затрудняется сказать, какие карточки отсутствуют — это довольно тревожный признак.

7 упражнений для развития зрительной памяти у детей

  • Тест на проверку долговременной памяти. Для проведения исследования можно использовать те же карточки с изображениями знакомых ребенку предметов. Положите их в ряд, а потом показывайте по одной и называйте, что там изображено. Потом карточки убирают и просят ребенка перечислить все 10 слов, которые прозвучали. Затем вернитесь к этому через полтора часа и попросите вспомнить, что было изображено на карточках и какие слова вы называли. Результат оценивают так: в норме ребенок запоминает при первом просмотре и прослушивании до 7 слов. После того, как пройдет час-полтора, он должен помнить не менее 5-6 из них.

Если результаты тестирования вас мало удовлетворяют, самое время заняться улучшением памяти и внимания своего чада. Для этого есть несколько простых «домашних» методик, которые помогут ребенку уже через месяц-полтора запоминать материал легко и быстро, и воспроизводить через время с большой точностью.

Возьмите за правило каждый день спрашивать, как его дела.

Пусть рассказывает о своем школьном дне в самых детальных подробностях, вплоть до цвета резинки на волосах соседки по парте. Читайте с ним вместе, чаще задавайте уточняющие вопросы по содержанию книг. Запишите чадо в спортивную секцию, следите, чтобы он достаточно гулял и дышал свежим воздухом.

  • «Путешествие в Африку». Поиграть в эту полезную игру можно вечером, даже за семейным ужином или по дороге в школу. Вы начинаете и говорите: «Я ездила в Африку и видела там слона!». Задача ребенка повторить названием вашего животного и добавить нового («Я ездил в Африку и видел там слона и мартышку!». Вы или третий член семьи должен перечислить уже названных зверей и добавить одного от себя (« Я ездил в Африку и видел там слона, мартышку и страуса»). Хорошо, если длина цепочки до первой ошибки будет 20-25 слов.
  • «Сыщик Шерлок Холмс». В эту игру можно поиграть во время прогулки, по дороге куда-нибудь и даже на собственной кухне. Назовите предмет, который находится в поле вашего зрения квадратной формы (коробка для крупы). Ребенок похватывает «эстафету» и называет второй квадратный предмет на вашей кухне (рамка для фотографии). Потом ваша очередь, а потом — снова слово ребенку. Как только вы вместе переберете все квадратные предметы в помещении, попросите чадо закрыть глаза и спрячьте один из них. Задача ребенка — найти пропажу.
  • «Большая разница». Предложите ребенку две одинаковые картинки, которые отливаются лишь незначительно ( такие можно найти в интернете и распечатать). Попросите его за отведенное время (за 5 минут, например), найти все отличия. Упражнение постоянно усложняется, ребенку предлагаются более сложные картинка, а времени на поиск различий дается все меньше.
  • «На что это похоже?». Цель этого упражнения — научить ребенка запоминать при помощи ассоциаций. Назовите ему незнакомое слово, например, «электорат». Попросите подумать, что оно может означать, пусть сын или дочь назовут все свои ассоциации, и только потом, расскажите, что на самом деле это люди, которые идут на выборы. Чем больше ассоциаций придумает ребенок, тем вероятнее, что через 2-3 дня он сам расскажет правильное значение сложного слова.

Не заставляйте ребенка заниматься развивающими упражнениями насильно — это вызовет стойкое отторжение со стороны чада. Лучше, если ребенок будет относиться к этому как к игре.

Следите, чтобы длительность занятий не превышала 15-20 минут.

Младшие школьники быстро устают, и это следует учитывать.

Добавьте в рацион чада продукты, содержащие кислоты Омега-3 и Омега-6, доказано, что именно эти вещества улучшают память. К таким продуктам относятся грецкие орехи, морская рыба, шоколад, оливковое масло, свежие овощи.

Источник: http://www.o-krohe.ru/razvivayushchie-metodiki/pamyat-7-let/

Развиваем зрительную память детей

7 упражнений для развития зрительной памяти у детей

При ознакомлении малышей с предметами и явлениями окружающей жизни их основными помощниками становятся зрение и слух. Полученные зрительные образы запечатлеваются в памяти детей, создавая достоверную картину мира. Поэтому так важно с самого раннего возраста развивать слуховое и зрительное восприятие разных объектов, на его основе совершенствуя внимание, память.

Особой работы требует зрительная память, которая в последующем оказывает важное влияние на интеллектуальное развитие малыша. Чтобы помочь дошколятам полноценно овладеть всеми приемами зрительного восприятия, родителям необходимо знать, как правильно развить зрительную память у ребенка в домашних занятиях.

Как узнать уровень развития зрительной памяти у дошколят?

Прежде чем выбирать игры и упражнения на развитие зрительной памяти для занятий с ребенком, надо понимать, каков уровень развития у него такой памяти.

Для обследования своего малыша в домашних условиях родители могут воспользоваться методами диагностики, которые активно применяют специалисты.

Существует много методик и технологий, при помощи которых можно изучить уровень развития зрительной памяти у дошколят. Специалисты советуют отбирать такие техники, которые будут доступны для домашнего пользования.

Для малышей 3-4 лет это могут быть классические игры-тесты, например, «Назови, каких игрушек не стало», «Найди отличия в картинках».

«Назови, каких игрушек не стало?»

Игра помогает оценить уровень внимания, зрительной памяти, определить наличие навыка понимания инструкции взрослого.

7 упражнений для развития зрительной памяти у детей

  • если ребенок назвал две игрушки – хороший уровень запоминания;
  • запоминание одной игрушки – средний уровень;
  • если малыш не вспомнил игрушки или ему непонятна инструкция – родителям необходимо задуматься о развитии своего малыша.

Для старших дошколят можно предложить более сложные, но эффективные методики «Узнай фигуру», «Запомни рисунки», «Запомни цифры».

«Узнай фигуру»

Техника построена на зрительном восприятии и узнавании знакомых фигур. Ребенку предлагается карточка с 10 рядами по пять фигур в каждом. Одна картинка слева в ряду отделена от остальных четырех справа двойной чертой.

Взрослый дает инструкцию: нужно внимательно рассмотреть картинки слева и найти похожую среди оставшихся четырех справа. Работа ведется постепенно с каждым рядом фигур.

Тестирование проводится в течение полутора минут, затем результаты оцениваются по определенным критериям.

10 баллов 8-9 баллов 6-7 баллов 4-5 баллов 2-3 балла 0-1 балл
Менее 45 сек. 45-50 сек. 50-60 сек. 60-70 сек. 70-80 сек. Более 80 сек.
Очень высокий уровень Высокий уровень Средний уровень Ниже среднего уровня Низкий уровень Очень низкий уровень

Как тренировать зрительную память дошколят?

После проведенного обследования родителям будет несложно оценить уровень зрительного восприятия у дошколенка и подобрать развивающие игры или упражнения для домашних занятий. Главное, они должны помнить об особенностях проведения упражнений для развития ребенка:

  • Задания должны соответствовать уровню развития, сложность их нарастает постепенно.
  • Учитывается недостаточная произвольность действий ребенка, поэтому при тренировке необходимо заинтересовать его игровыми приемами, соревновательными моментами, призами.
  • Задания должны быть понятны детям, для этого инструкции даются простым, доступным языком.
  • Для получения лучшего результата при тренировке зрительной памяти необходимо задействовать слуховые ощущения, моторно-двигательные навыки.

Развивающие игры и упражнения для тренировки зрительной памяти

«Найти отличия»

7 упражнений для развития зрительной памяти у детей

Взрослый подбирает две одинаковые картинки с определенным предметом или сюжетом, но отличающиеся друг от друга некоторыми деталями. Для трехлетних деток – до 5 отличий, старшим дошкольникам можно предлагать уже 10 отличий. Родители должны учитывать, что для малышей изображения должны быть крупные, без мелких деталей, так как дети еще только учатся концентрироваться на предмете. Упражнения нужно проводить как можно чаще, постепенно усложняя сюжет.

«Фотографы»

Упражнение предназначено для средних и старших дошколят, у которых уже начинает развиваться произвольность действий. Взрослый дает инструкцию, предлагая рассмотреть карточку, разделенную на две части.Слева — клеточки с изображенными предметами. Справа — пустые клеточки, в которых нужно нарисовать запомнившиеся фигурки.

Ребенок смотрит на изображения в течение 10 секунд, стараясь запомнить их. Затем левая часть с рисунками закрывается, а пустые клеточки заполняются рисунками. На начальном этапе дошколенку будет трудно запомнить изображения, поэтому упражнение нужно повторять достаточно часто.

Чтобы поддержать интерес, нужно менять картинки, вводить соревновательный элемент, кто больше фигурок запомнит.

«Симметричные рисунки»

Задание довольно трудное, но хорошо развивает запоминание зрительных образов, учит концентрироваться на предмете, закрепляет моторно-двигательные навыки.

7 упражнений для развития зрительной памяти у детей

Как вариант игры, можно предложить детям дорисовать симметричную картинку, когда дана только одна половинка. Нужно только помнить, что у симметричного предмета не должно быть слишком много мелких деталей. Для рисования предлагаются, например, такие предметы: тарелка, стул, ромашка, дом, елка, пчела.

«Поможем художнику»

Упражнение помогает развивать зрительные ощущения, кратковременную память, внимание. Комплексно в задании формируется воображение, моторно-двигательные навыки.

Взрослый подбирает рисунки, в которых нет некоторых деталей, например, чайник без ручки, цветок без листиков, домик без окон. Детям предлагают помочь рассеянному художнику, который забыл пририсовать детали.

Для старших ребятишек это могут быть сюжетные картинки:

  • собака сидит возле будки, у которой нет отверстия;
  • домик с забором, у которого не хватает нескольких дощечек;
  • у девочки в руках сумочка без ручки, на ногах нет туфелек;
  • мальчишки играют в футбол, но нет мяча, у одного игрока отсутствуют кроссовки.

Подобные сюжеты родители могут подобрать из детских журналов или нарисовать сами. Главное помнить, сложность заданий должна нарастать постепенно: прорисовка частей начинается с одной, постепенно переходя к трем и более деталям.

«Почему такая путаница?»

Игра, аналогичная предыдущей, также способствует развитию зрительной памяти у дошколят, формированию внимательности как качества личности.

Взрослый подбирает картинки, где изображены предметы или сказочные персонажи с неправильно прорисованными деталями, например, у Чебурашки длинный хвост, как у крокодила, на голове волка надета шапочка девочки, на ветке сидят овечки, мышка гонится за кошкой и подобное.

Ребенку дается инструкция: внимательно рассмотреть рисунки, исправить ошибки художника. Такая игра забавляет малышей, приносит им удовольствие, поэтому рисунки можно давать для самостоятельного рисования.

«Разрезные картинки»

7 упражнений для развития зрительной памяти у детей

«Спички ‒ не игрушка, а тренировка»

Игры со спичками приносят большую пользу для тренировки зрительной памяти, внимания, моторики. Такие забавы хороши тем, что не требуют длительной подготовки, их можно проводить в любом месте: на отдыхе, на прогулке, во время семейного досуга. Ведущий раздает всем игрокам небольшое количество спичек, затем бросает несколько из них на ровную поверхность.

Игроки внимательно рассматривают получившуюся комбинацию, затем спички закрываются. Все пытаются повторить расклад спичек. Выигрывает тот, у кого получилось наиболее точно. Можно отметить победителя призом, особенно, если это ребенок. В дальнейшем количество спичек увеличивается, расклад усложняется.

Забава при многократном повторении приносит хорошие результаты, а игровые элементы позволяют формировать произвольность действий.

Источник: https://myintelligentkids.com/razvivaem-zritelnuyu-pamyat-detej

10 простых способов улучшить память ребенка

Экология жизни. Дети: Плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться…

Вопросом, как улучшить память ребенка, рано или поздно задается любой родитель. Чаще всего такой момент наступает, когда малыш отправляется в школу, и на него сваливается разом огромное количество информации. Однако существуют несложные способы, при помощи которых вы не только сможете улучшить память своего ребенка, но, возможно, и сами избавитесь от забывчивости.

Стоит помнить, что плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться не так уж и сложно.

7 упражнений для развития зрительной памяти у детей

Способ 1. Спрашивайте, как прошел день ребенка

Каждый вечер просите своего малыша рассказать, как прошел его день. Со всеми мельчайшими подробностями. Это отличная тренировка памяти. Такие монологи помогут вашему ребенку научиться выстраивать хронологию событий, анализировать их.

Сначала рассказ ребенка будет сбивчивым, но со временем его речь станет более связной, он будет вспоминать все больше подробностей и мелких деталей.

Чтобы помочь малышу, можно задавать ему вопросы «А что делала твоя подружка Катя, когда ты играла в доктора?», «Какого цвета на ней было платье?» и т.д.

Способ 2. Читайте с ребенком книги

Пока ребенок еще маленький, читайте ему, например, перед сном интересные запоминающиеся сказки или стихи. Пробуйте вместе учить небольшие четверостишия наизусть. Это самым благотворным образом скажется на словарном запасе вашего малыша. А когда он научится читать самостоятельно, постарайтесь привить ему любовь к этому делу.

Пусть книга станет хорошим другом для ребенка. Даже если ребенок не очень хочет, пусть для него обязательным правилом будет чтение нескольких страниц в день какой-нибудь книги. И обязательно просите его пересказать прочитанное и высказать свое отношение.

Способ 3. Играйте с ребенком в слова

  • Называйте малышу 10 слов и просите его повторить их. Можно выбирать слова определенной тематики (фрукты и овощи, еда, игрушки, деревья, цветы, какие предметы есть в комнате и т.д.). Все слова, которые ребенок не назвал, ему обязательно нужно напомнить. Считается, что если малыш 6-7 лет может повторить 5 слов из 10, у него хорошая кратковременная память, а если он называет 7-8 – его долговременная память тоже прекрасно развита.
  • Для развития зрительной памяти можно выкладывать перед малышом картинки (например, 5-7 штук) и просить запомнить их. Затем можно убрать одну или две и спросить, чего не хватает, либо перемешать все картинки местами и попросить малыша выложить их в изначальном порядке.
  • С детьми постарше можно играть в эту игру немного по-другому. Положите перед ними фотографию или картинку со множеством деталей. Пусть ребенок рассматривает ее в течение 15-20 секунд, стараясь запомнить как можно больше подробностей. Затем уберите изображение и попросите его написать на листе бумаги список всего, что он запомнил.

7 упражнений для развития зрительной памяти у детей

Способ 4. Тренируйте внимательность ребенка

Помните, в журналах нашего детства типа «Мурзилки» были задачки, в которых нужно было найти, чем отличается одна картинка от другой. Такие задания и сейчас можно легко отыскать в книгах по развитию ребенка, коих великое множество. Эти упражнения не только очень увлекательны, но и отлично тренируют память, внимательность и воображение.

Способ 5. Освойте метод Цицерона

Суть этого метода в том, чтобы мысленно расположить предметы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомом пространстве – это может быть собственная комната, чердак или любое помещение, которое ребенок хорошо знает. Главное правило этого принципа запоминания – большие предметы мы мысленно уменьшаем, а маленькие – увеличиваем.

Например, ребенку надо запомнить 5 слов – зонт, медведь, апельсин, бегемот, море, стул.

Все эти слова нужно мысленно разместить в комнате: зонт повесить на ручку двери, большой апельсин положить на подоконник, стул поставить перед кроватью, крохотного медведя отправить гулять под цветком на окне, а маленького бегемота – спать на кровати, а море – бушевать в телевизоре. После некоторой тренировки ребенку, для того чтобы воспроизвести цепочку слов, нужно будет всего лишь восстановить в памяти интерьер родного жилища.

Способ 6. Научите ребенка методу ассоциаций

Такой способ отлично поможет запомнить информацию, если хаотический набор фактов не желает укладываться в стройную классификацию.

Научите ребенка выстраивать взаимосвязи между запоминаемым словом и чем-то очень знакомым и понятным ему. Спросите у малыша, с чем у него ассоциируется то или иное слово или вместе придумайте.

Ассоциации могут быть привычными или смешными, знакомыми каждому или понятными только вам и малышу.

Способ 7. Изучайте с малышом иностранный язык

Это прекрасная тренировка для памяти, как и любой новый навык, например, игра на музыкальном инструменте или даже обучение танцам. 10 новых иностранных слов в день или пара простых фраз – запомнить их не отнимет много времени, зато это очень полезно и в будущем этот навык ребенку точно пригодится. И обязательно повторяйте выученное накануне на следующий день.

Способ 8. Отдайте ребенка на спорт

Подружите ребенка со спортом. Казалось бы, где связь с памятью? Однако любые физические нагрузки, особенно на свежем воздухе, стимулируют кровоток и способствуют лучшему кровоснабжению головного мозга, что, в свою очередь благоприятно сказывается и на памяти. Не пренебрегайте прогулками с малышом, чаще проветривайте его комнату, особенно перед сном.

Способ 9. Приучите малыша напрягать память

Самым простым способом развития памяти является тренировка. Звучит банально? Да, но без регулярных нагрузок ничего не получится. А в наш век планшетов, смартфонов и Интернета напрягать память становится все труднее, ведь проще всего поискать что-то забытое на просторах всемирной паутины. И дети овладевают этими навыками едва ли не с пеленок.

Поэтому так важно приучить ребенка, если он что-то забыл, пусть сначала постарается вспомнить самостоятельно, и только если ничего не выйдет в течение нескольких минут, пусть лезет в словарь или Интернет.

Способ 10. Составьте правильный рацион питания

Конечно, одним правильным питанием хорошую память у ребенка не развить, но есть базовые продукты, в которых содержатся вещества, необходимые для улучшения мозговой деятельности, а значит, и для улучшения памяти.

7 упражнений для развития зрительной памяти у детей

Поэтому включите в рацион питания своего ребенка:

  • жирную рыбу,
  • бананы,
  • грецкие орехи,
  • морковь,
  • шпинат,
  • брокколи

Да, дети не в восторге от некоторых из этих продуктов, но они хотя бы в небольших количествах должны присутствовать в меню ребенка.

​P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Наталья Обрядина

Источник: https://econet.ru/articles/147775-10-prostyh-sposobov-uluchshit-pamyat-rebenka

7 упражнений для развития зрительной памяти у детей

7 упражнений для развития зрительной памяти у детей

В возрасте 5-6 лет ребенок лучше всего запоминает яркие образы вызывающие сильные эмоции, но происходит это преимущественно непроизвольно. Но не за горами уже и школа, где важно умение управлять своей памятью, т. е. ставить цель и запоминать. Когда-то мы уже писали о развитии памяти в общем, сейчас же остановимся подробнее на развитии зрительной памяти у детей и рассмотрим как ее тренировать. Приводим несколько упражнений, которые позволят подготовиться к школе на отлично.

10 картинок

Разложите перед малышом от 10 до 15 картинок с изображениями предметов, которые ему хорошо знакомы. Пусть все внимательно рассмотрит, после чего уберите их и через полминуты попросите назвать запомнившиеся. Таким образом вы проверите кратковременную память. Если ребенок в возрасте 6-7 лет назовет 6-7 предметов – это хороший результат.

Теперь покажите крохе изображения, которые он не смог вспомнить. По прошествии 10 минут, а затем через 1 час предложите еще раз перечислить все, что он видел. Таким образом вы проверите долговременную память. Хорошим результатом считается 7-8 предметов из 10.

Что поменялось?

Вам понадобиться несколько (5-8) игрушек или любых фигурок. Разложите их на столе и дайте ребенку рассмотреть. После чего он должен отвернуться, а вы уберете, добавите, замените одну из них или поменяете местами. Естественно его задача определить, что изменилось.

Рисуем по памяти

Еще одно эффективное упражнение для развития зрительной памяти у детей, не требующее никакой подготовки. Достаточно карандаша и нескольких листов бумаги. Смысл его сводится к тому, что вы показываете ребенку лист, на котором изображены простые фигурки или узоры, он смотрит, а потом пытается нарисовать по памяти.

Внимательность на прогулке

Вы же все равно ежедневно гуляете на улице, так почему бы не использовать это время для развития зрительной памяти. Все, что для этого нужно – обращать внимание малютки на рекламные щиты, яркие вывески магазинов, дорожные знаки. А по приходу домой попросите его нарисовать то, что он запомнил.

Нам не нужен фотоаппарат

Чтобы заинтересовать кроху расскажите ему о каких-нибудь секретных агентах, которые запоминают все с первого взгляда. А потом дайте задание – пусть запомнит разложенные на столе предметы, а потом отвернется и все их перечислит.

Ящички

Простенькое задание на развитие зрительной памяти у ребенка, что не делает его менее эффективным. Для игры подойдет шкатулочка с 3-4 отсеками, но можно и несколько спичечных коробков склеить. Положите в один из них мелкую игрушку, чтобы ребенок видел куда именно, потом ненадолго уберите из поля зрения, после чего малыш должен указать, в каком из них спрятана игрушка.

Интересные картинки

Для игры понадобиться десять картинок и немного свободного времени. Разложите их на столе и в течение 30 секунд запоминайте вместе с ребенком. Затем убираете их и поочередно называете по одной. Проиграет тот, кто не сможет вспомнить еще не названную картинку.

Источник: https://vse-pro-detey.ru/7-uprazhnenij-dlya-razvitiya-zritelnoj-pamyati-u-detej/

Упражнения для развития зрительной памяти у ребенка

Упражнения для развития зрительной памяти у ребенка проводят с детьми дошкольного и школьного возраста. Зрительная память очень важна для малыша. Пересказывая увиденное, кроха пополняет словарный запас, развивает речь и мышление.

Для занятий на развитие зрительной памяти вооружитесь:

  •  разноцветными картинками, с изображением предметов;
  •  фломастерами;
  • небольшими игрушками;
  •  фигурками животных;
  • бумагой для рисования.

Упражнение 1: Рисование

Мама показывает малышу яркую картинку с изображёнными простыми предметами. Предметов должно быть не менее 6. Дайте ребёнку фломастеры и лист бумаги и попросите воспроизвести на бумаге увиденное. Хорошо, если малыш запомнит не только сам предмет, но и его цветовую гамму.

Упражнение 2: Что купили в магазине?

Для этой развивающей игры вам нужно просто взять с собой малыша за покупками. В магазине, вместе выбирайте продукты, проговаривайте вслух, что покупаете. Дома, попросите малыша назвать всё, что купили в магазине.

Покупка не должна быть слишком большой, иначе ребёнок не запомнит все товары. Малыш называет – вы достаёте из сумки названный продукт. Если не все продукты названы, покажите, что забыл ребёнок. Через 1 – 2 часа, попросите вновь назвать покупки.

Так тренируется долговременная память.

Упражнение 3: Шпион

На прогулке, заострите внимание ребёнка на чём-либо. Например, можно внимательно понаблюдать за гоняющими мяч мальчишками. Посчитайте с ребёнком, сколько детей играют в мяч, рассмотрите, какого цвета одежда у детей и какой ребёнок играет лучше всех. Дома попросите малыша рассказать папе, о команде дворовых футболистов. Чем больше совпадений ребёнок назовёт, тем лучше.

Упражнение 4: Кто исчез?

Разложите перед ребёнком маленькие фигурки животных. Попросите назвать их. Затем ребёнок отворачивается, и мама убирает одну фигуру. Попросите ребёнка внимательно посмотреть на животных и сказать кто исчез.

Можно наоборот добавить новую фигурку.

7 упражнений для развития зрительной памяти у детей

Упражнение 5: Семейные фото

Практически у всех дома есть фотографии членов семьи, стоящие в рамках. Рассмотрите внимательно все фото, затем уберите одну рамку с фото с привычного места. Попросите ребёнка назвать, какая фотография пропала. Можно поменять фото местами или добавить новое, будет хорошо, если малыш заметит все изменения.

Упражнение 6: Весёлые картинки

Для этого упражнения можно использовать магнитную азбуку или просто яркие картинки с изображением предметов. Разложите перед ребёнком картинки, не менее 10 штук. Дайте ему время для изучения предметов. Попросите ребёнка закрыть глаза и назвать картинки, которые он видел.
Вторая часть задания заключается в том, что мама убирает несколько карточек и просит ребёнка назвать недостающие.

Упражнение 7: Занимательные пазлы

Для этого упражнения маме нужно будет приобрести пазлы, состоящие из 12 – 15 деталей. Покажите ребёнку готовую картинку. Попросите малыша по памяти собрать картинку.

Упражнение 8: Запоминаем цифры

Разложите перед ребёнком карточки с цифрами. Порядок может быть любым. Например, 2, 5, 3, 8, 1, 9. Вместе с ребёнком проговорите цифры и попросите запомнить порядок, в котором они лежат. Далее, соберите карточки, перемешайте, дайте ребёнку и попросите разложить в том же порядке.

Упражнение 9: Строим дом!

Для этой игры необходим блочный конструктор. Постройте башню, состоящую из определённой цветовой гаммы. Например, один ряд стены – красный, второй – зелёный, третий – синий. Завершите строительство жёлтой крышей. Дайте ребёнку время, чтобы рассмотреть строительство и запомнить цвета. Разберите домик и попросите малыша собрать аналогичный.

Упражнение 10: Сказка в картинках

Покажите ребёнку картинку, где изображено действие. Например, мальчик делает уроки, мама убирает, папа читает, кот спит. Попросите ребёнка рассмотреть внимательно картинку. Затем уберите и малыш должен озвучить увиденное.

Упражнение на тренировку зрительной памяти очень полезны для развития ребёнка. Они способствуют улучшению внимания, помогают ребёнку сосредоточиться. В дальнейшем, хорошая зрительная память поможет ребёнку пересказывать произведения и учить стихотворения.

Источник: http://detskoerazvitie.info/uprazhneniya-dlya-razvitiya-zritelnoj-pamyati-u-rebenka/

Формирование, развитие и тренировка зрительной памяти у детей. Упражнения и игры на развитие зрительной памяти

В статье вы найдет ответы на вопросы о том, как влияет зрительная память на способности к обучению, как можно развивать и тренировать зрительную память ребенка с раннего возраста.

  • Образная память, как способ анализа и сохранения информации, наиболее ярко проявляется в детском и подростковом возрасте. Со временем такой вид запоминания сменяет логическая память, основанная не на визуальном образе предметов, а на его функциональном назначении
  • Развитая с детства образная память может быть очень полезной при определенных профессиях и увлечениях – творческих, аналитических, технических
  • При эффективной тренировке образной памяти, можно развить способности к пространственному мышлению, запоминанию и визуальному воспроизведению большого объема информации

Зрительная память, особенности

Зрительная память является одной из форм образной памяти. Характерной особенностью зрительной памяти является определенное преобразование визуализации объекта в период удержания его в памяти.

В процессе сохранения зрительной информации происходят следующие видоизменения представления объекта:

  • упрощение (отбрасывание лишних деталей)
  • преувеличение (наиболее значимых элементов образа)
  • мысленное создание симметрии (необходимой для восприятия формы)
  • изменение цветовой окраски

Такие трансформации делают образ менее точным по сравнению с описательными характеристиками, но при этом превращают его в некоторый символ, прочно зафиксированный в памяти и ассоциативно вызывающий определенные присущие ему качества.

Зрительная память, запоминание

Запоминание – это функция отображения прошлого практического опыта, событий, образов с последующим их распознаванием и более или менее точным воспроизведением. Основой механизма зрительного запоминания являются устойчивые ассоциативные связи, соединяющие вещественные и общие явления.

Зафиксировав однажды предмет или образ, память затем параллельно воспроизводит другие объекты или события, связанные с ним. Ассоциации формируются непроизвольно, а могут быть специально подобраны для запоминания определенной информации и классифицируются:

  • по смежности – связывают 2 или более явлений во времени или пространстве, например, выполнение последовательности операций, усвоение словесного материала, определенная реакция на звуки, опасность
  • по сходству — связывают некоторые явления, обладающие подобными чертами. Они основываются на идентичности нервных связей, вызываемых в сознании объектами или событиями
  • по контрасту – объединяют 2 или более противоположных явлений. Чаще всего контрастные объекты или события вызывают эмоциональные всплески, затем подвергаются умственному анализу и сравнению, за счет чего происходит образование новых нервных связей

Более сложные ассоциации соединяют явления, связанные в реальности, но обладающие различными свойствами, происхождением, классификацией. Например, род и вид (птица — ласточка), целое и часть (лимон — ломтик), причина и следствие (дождь — радуга), предмет и определение (мороженое — холодное).

Для создания устойчивых ассоциаций необходимы многократные повторения. Иногда связь может возникнуть быстро, если событие произвело сильное впечатление или вызвало эмоциональное переживание.

Тогда в коре головного мозга образуется активный очаг возбуждения, отвечающий за образование прочных связей. Чтобы развить ассоциативное запоминание, следует проводить с ребенком специальные игры в виде вопросов и поиска ответов:

  • «На что похож этот предмет?»
  • «Найди подходящий к нему по форме, цвету, запаху, вкусу и т.д.»
  • «На какие части можно разбить эту фигуру?»
  • «Найди недостающий фрагмент целого (группы предметов)»

Виды зрительной памяти

Практически каждое впечатление, эмоциональное переживание, увиденный образ оставляют в сознании человека след, который может храниться длительное время и использоваться в соответствующих ситуациях. Изучение функционирования памяти направлено на управление психологическими приемами и физиологическими механизмами, позволяющими удерживать и воспроизводить большой объем материала.

Такие навыки особенно необходимы в период обучения и активной познавательной деятельности. Виды зрительной памяти разделяются на следующие:

  • Долговременная память – сохраняет и удерживает информацию в течение достаточно долгого времени. На этом виде памяти основан весь накопленный практический опыт, кругозор, функции воспроизведения зрительных образов
  • Оперативная память – запускает процессы для выполнения актуальных действий с последующим забыванием промежуточной информации. Срок хранения данных оперативной памяти может составлять от пары секунд до нескольких суток
  • Эмоциональная память – запоминание чувств и переживаний. Сохраненные в памяти эмоциональные сигналы побуждают человека к действию или же удерживают от каких-либо поступков. Способность к эмпатии – сопереживанию другому человеку, вымышленному литературному или киноперсонажу является проявлением эмоциональной памяти

Зрительная моторная память

  • Моторная (двигательная память) – способность сохранения и воспроизведения основных и специальных двигательных функций, как собственных, так и увиденных. Этот вид памяти является основой для развития ходьбы, письма, бытовых навыков, ручного труда, творческих видов деятельности, выполнения спортивных упражнений
  • Плохая двигательная память обычно выражена «неуклюжестью» и отсутствием четких, скоординированных движений
  • Развитие такого вида памяти происходит на основе наблюдений и многократных повторений движений. Допускаемые в упражнениях ошибки формируют отработку движений и устойчивое запоминание

Кратковременная зрительная память

Кратковременная память – отражает не полное содержание явлений, а только их интерпретацию. Например, в памяти сохраняется несколько слов из сказанной фразы или наиболее яркий, не полный, а общий образ увиденного изображения.

Данный вид запоминания позволяет опознавать предметы, основываясь только на зрительном восприятии формы, цвета, содержания, ориентироваться в пространстве, используя зрительные образы.

Объем зрительной памяти

Объем кратковременной зрительной памяти взрослого человека составляет приблизительно 7±2 единицы. Для ребенка этот показатель примерно равен его возрасту. Для более точного определения используется специальная методика, включающая прохождение теста в виде картинки.

Ребенку предлагается поочередно рассмотреть 2 изображения, а затем на пустом трафарете воспроизвести все запомненные линии из каждой части. В результате подсчитывается среднее количество правильно изображенных линий.

Правильной считается также та линия, длина и расположение которой незначительно отличается от оригинала. Полученный показатель считается объемом зрительной памяти в единицах и оценивается по 10-тибалльной шкале:

  • 10 баллов – если ребенок 10-12 лет имеет показатель более 8 единиц, в возрасте 6-9 лет — 7-8 единиц
  • 8 — если ребенок 10-12 лет имеет показатель 6-7 единиц, в возрасте 6-9 лет — 5-6 единиц
  • 4 — если ребенок 10-12 лет имеет показатель 4-5 единиц, в возрасте 6-9 лет — З-4 единицы
  • 0 — если ребенок 10-12 лет имеет показатель 0-1 единицы, в возрасте 6-9 лет — 0

Диагностика зрительной памяти

Диагностика зрительной памяти у дошкольников важна с точки зрения определения степени готовности ребенка к школе и формирования навыков, необходимых для процесса обучения.

Для проведения диагностики и исследования образной памяти у детей используется методика Д. Векслера. Результаты такого теста позволят родителям обратить внимание на наличие определенных проблем и вовремя скорректировать подготовительный период.

Тест на зрительную память

Ребенку предлагают посмотреть в течение 10-15 секунд на каждое из 4-х изображений. Затем его просят воспроизвести все, что он запомнил на чистом листе бумаги. В результате теста по степени точности рисунка начисляются соответствующие баллы.

1-ое изображение – максимальная оценка составляет З балла:

  • 2 пересекающиеся линии и 2 флажка – 1 балл
  • правильная ориентация и направление флажков – 1 балл
  • схожий угол пересечения прямых линий – 1 балл

2-ое изображение — максимальная оценка составляет 5 баллов:

  • большой квадрат, пересеченный 2-мя линиями – 1 балл
  • 4 меньших квадрата в большем – 1 балл
  • 2 пересекающиеся прямые линии и 4 небольших квадрата – 1 балл
  • 4 точки в центре каждого квадрата — 1 балл
  • сохранение пропорциональности изображения — 1 балл

3-е изображение – максимальная оценка составляет З балла:

  • маленький прямоугольник внутри большого – 1 балл
  • вершины меньшего треугольника соединяются с вершинами большего – 1 балл
  • маленький прямоугольник расположен точно в центре большого – 1 балл

4-ое изображение – максимальная оценка З балла:

  • обе стороны картинки расположены правильно относительно центра – 1 балл
  • изображен открытый прямоугольник с углом по каждому краю – 1 балл
  • правильная форма фигуры – 1 балл

Общий результат теста составляет 14 баллов. Для развитой зрительной памяти характерен показатель от 10 баллов и выше, средний результат равен 6-9 баллам, низкий – 0-5 баллам.

Нарушение зрительной памяти

  • Нарушения зрительной памяти у детей может являться следствием патологий формирования психических функций, быть вызваны заболеваниями нервной системы и головного мозга вследствие перенесенных инфекций и травм
  • Ребенок со слабой зрительной памятью обычно отстает в усвоении школьной программы, отвлекается и нарушает дисциплину во время занятий. Как следствие, такие дети плохо запоминают содержание урока, объяснения педагога и суть заданий, что приводит к серьезным проблемам с успеваемостью
  • В начальной школе нарушение зрительной памяти проявляется в трудностях с восприятием последовательности символов, замедлении приобретения навыков чтения, письма, рисования. В старших классах могут возникнуть проблемы с усвоением большого объема информации, логическим мышлением и анализом

Тренировка зрительной памяти

  • Чтобы помочь ребенку, необходимо обратить внимание на его способность к запоминанию зрительных образов еще в дошкольном возрасте
  • Если вы заметили некоторые трудности, необходимо обратиться к врачу-невропатологу и неврологу для консультации и проведения обследования на возможные заболевания
  • Наряду с этим можно тренировать зрительную память малыша, начиная с самого раннего возраста

Игры на зрительную память

Тренируйте зрительную память ребенка, используя игровые методы:

  1. Приготовьте парные картинки знакомых предметов. На одной должен быть изображен объект, лучше яркого цвета и простой формы, на другой – тот же самый предмет, но с отсутствием некоторых элементов. Сначала предложите малышу первое изображение и дайте время на рассмотрение (около 1 минуты), затем уберите первую картинку и дайте другую, попросив назвать отличия
  2. Разложите перед ребенком до 10-12 картинок с изображениями простых знакомых предметов или сами предметы (это могут быть кубики разных цветов, мячики, мелкие игрушки, посуда). После того, как малыш внимательно их рассмотрит, уберите все и попросите назвать те, которые он запомнил. В возрасте 5-7 лет хорошим результатом будет, если ребенок назовет 6-8 предметов
  3. Другим вариантом этой игры станет называть картинки или предметы вместе с ребенком по очереди. Проиграет тот, кто не сможет вспомнить очередной предмет
  4. Возьмите 5-8 предметов, разложите их на ровной поверхности и позвольте малышу хорошо их рассмотреть. Затем попросите его отвернуться и поменяйте 2 предмета местами, уберите или добавьте один. Предложите ребенку рассказать, что изменилось
  5. Поиграйте в суперагентов. Расскажите ребенку о секретных агентах, которые умеют запоминать все с первого раза. Теперь предложите малышу внимательно рассмотреть картинку или фотографию, например из детского журнала. Попросите ребенка рассказать подробно все, что он запомнил – кто во что одет, кто в какой позе находится, какие предметы были на заднем фоне и т.д. Если картинка была несложной, попросите ребенка нарисовать ее по памяти, используя увиденные цвета
  6. Возьмите счетные палочки и сложите из них простую фигуру (квадрат, треугольник, домик, елочку). Попросите ребенка запомнить фигуру, а затем сложить такую же. Малыш должен по возможности использовать такое же количество палочек и расположение цветов

Упражнения на зрительную память

Для детей школьного возраста помимо игр полезны будут специальные упражнения для тренировки зрительной памяти. Для проведения таких занятий вам потребуется провести подготовительную работу и сформировать материал в виде специальны карточек и рисунков.

  1. Покажите ребенку лист, на котором изображены разнообразные геометрические фигуры или узоры, как симметричные, так и произвольной формы. После того, как он хорошо рассмотрит изображение, попросите воспроизвести увиденное на чистом листе. Сложность и количество фигур зависят от возраста и подготовки ребенка. Начинайте с нескольких простых форм, постепенно усложняя задачу
  2. Приготовьте карточки с цифровыми рядами, содержащие разное количество цифр. Покажите ребенку карточку, затем попросите назвать цифры подряд. Начинайте с 2-3 цифр, постепенно увеличивая их количество. Аналогичным образом можно тренировать память, запоминая последовательности букв и слов.
  3. Тренируйте ассоциативную память. Сделайте карточки, на которых на одной стороне будет написано слово, а на другой – понятное ребенку определение к этому слову
    Например, утро – туманное, друг – надежный, стол – круглый и т.д. Повторите вместе слова и определения, затем показывайте ребенку только определения и попросите восстановить по ним слова. Одновременно используйте 20-30 карточек.

Источник: https://babyben.ru/vospitanie/formirovanie-razvitie-i-trenirovka-zritelnoj-pamyati-u-detej-uprazhneniya-i-igry-na-razvitie-zritelnoj-pamyati.html

Ссылка на основную публикацию